Конспект урока по астрономии «Система Земля-Луна»
план-конспект урока по астрономии (11 класс)
Задачи урока: рассмотреть физические условия на Луне, рельеф, породы, внутреннее строение. Ознакомить с исследованиями Луны и их значением, строением и фазами Луны, сформировать понятия: «моря» и «материки» Луны, кратеры, лунный реголит, обратная сторона Луны и др.Сформировать представление о приливных действиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_sistema_zemlya-_luna_.docx | 1.11 МБ |
prezentatsiya1.pptx_luna.pptx | 2.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Система Земля-Луна Учитель МОУ « Луховский лицей» Смирнова С.Г.
Земля – это третья по удаленности от Солнца планета. Среднее расстояние от Солнца до Земли 150 млн. км. Масса Земли — 6 · 10 24 кг. Средняя скорость движения вокруг Солнца 29,8 км/с.
Радиус 6378 км Средняя температура 15 °С Поверхность – камни Атмосфера – Азот, кислород, водяные пары, аргон, углекислый газ ЗЕМЛЯ
«Ты, как Земля, с которой сорван скальп…»
Масса Луны 7,35 10²² кг (1/81 массы Земли), средний радиус Луны 1738 км (1/4 радиуса Земли).
Земля на небе Луны
Внутренне строение Луны
Видимая и обратная сторона Луны
АМС «Луна-3» сфотографировала невидимую с Земли сторону Луны в 1959 г
В 1609 году Галилео Галилей впервые наблюдал Луну в свой маленький самодельный телескоп. Он увидел огромные углубления с темной поверхностью и принял их за моря и океаны. С тех пор на картах Луны остались поэтические названия «Море дождей», «Море спокойствия», «Море облаков», «Океан бурь». Но, как выяснилось позже ни морей, ни облаков, ни бурь на Луне нет, так как нет ни атмосферы, ни воды. А вот горы и горные хребты на Луне настоящие. Они носят название Лунные Альпы, Лунные Апеннины, Кавказ.
Лунные моря и материки
Кратеры на Луне
Приливы и отливы
Приливы и отливы
Залив Фанди во время прилива и отлива
Основные сведения о Луне
Основные сведения о Луне
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ученический проект в рамках проектно-исследовательской деятельности учащихся.
презентация по астрономии.
Технология «Развитие критического мышления» Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных об.
Интегрированный урок — «Система Земля-Луна».
КОНСПЕКТ УРОКА ДЛЯ 6 КЛАССА СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА.
Материал «Система Земля — Луеа» может быть использован на уроках физики при изучении раздела «Астрономия», а также при проведении факультативных, кружковых, внеклассных мероприятий. Презентация позвол.
Тема: Система «Земля-Луна»Класс: 11Тип урока: изучение нового материала.Цели и задачи:Образовательные:Для учителя:знания:1. объяснить, почему происходит смена фаз Луны;2. объяснить, почему.
Источник
План-конспект урока «Система Земля-Луна»
Тема урока: Система «Земля – Луна.»
Тип урока: Использование активных форм (организация групповой формы работы).
Цель урока: ознакомить обучающихся с физической природой единственного естественного спутника нашей планеты — Луной
Задачи урока
1. О бщеобразовательные рассмотреть физические условия на Луне, рельеф, породы, внутреннее строение. Ознакомить с исследованиями Луны и их значением, строением и фазами Луны, сформировать понятия: «моря» и «материки» Луны, кратеры, лунный реголит, обратная сторона Луны и др. Дать представление о приливных действиях
2. Воспитательные — формирование научного мировоззрения обучающихся в ходе знакомств с историей изучения и природой Луны и других спутников планет; патриотическое воспитание при ознакомлении с ролью российской науки и техники и исследовании Луны средствами астрономии и космонавтики
3. Развивающие : продолжить формирование представлений о естественном спутнике Земли; научить выделять главное при анализе природы небесных тел (общая характеристика, особенности атмосферы, температурные условия, поверхность и т. д.).
Место проведения: студенты 1 курса СПО
Продолжительность занятия: 45 минут
Материально-техническое обеспечение урока : доска, компьютер
Методическое и дидактическое обеспечение урока: карточки с заданиями, справочные материалы и учебники
1. Вводное слово учителя. (2-3 минуты)
Ребята! Сегодня мы проведем необычный урок-игру Мы уже успели познакомиться с историей развития астрономии, с методами исследования, применяемыми в астрономии. Знаем как выглядит звездное небо, какие были календари кто и как их создавал. Изучили приборы которыми работали астрономы в древности и работают сейчас. И даже успели поработать с картой звездного неба и посмотреть как меняется вид звездного неба в течение года.
2. Первый конкурс – разминка, которая поможет вспомнить вам материал известный из курса природоведения, географии и физики. (10 минут)
1. Какая по удаленности от Солнца планета Земля? (третья)
2. Среднее расстояние от Земли до Солнца? (150 млн км)
3. А кто помнить реальное расстояние между Землей и Солнцем? Вспомните задачи, которые мы решали на прошлом занятии. (149600000).
4.Масса Земли составляет… (6·10 24 кг)
5.Средняя скорость движения вокруг Солнца? (29,8 км/с.)
6. Радиус Земли составляет… (6400 км)
7. Какую долю от всей поверхности составляет вода на Земле? ( ¾ )
8. Атмосфера Земли состоит из… (азот, кислород, водяные пары, аргон, углекислый газ)
В викторине участвует вся группа.
— Молодцы! Разминка прошла просто отлично! Но мы проводим «Баттл». Вы знаете, что это иностранное слово обозначает «битва». Поэтому нужно разделиться на две команды и начать астрономический бой.
3. Конкурс «Кроссворд»
Каждая команда получает лист с кроссвордом, на его решение отводится 10 минут. Конкурс дает возможность познакомиться с природой Луны и историей спутника
Вопросы к кроссворду:
1. Большие круглые впадины, диаметр которых достигает 500 км, на поверхности Луны. (кратеры)
2. Американский астронавт, впервые побывавший на Луне (Армстронг)
3. Советский аппарат, впервые прилунившийся в 1970 году на поверхность Луны (луноход)
4. Естественный спутник нашей планеты, единственное крупное небесное тело, которое вращается вокруг Луны (луна)
5. Фаза, когда обращенная к Земле сторона Луны не освещена. (новолуние)
6. Фаза, когда мы видим освещенную к Земле сторону естественного спутника. (полнолуние)
7. Человек, вступивший на поверхность Луны. (астронавт)
5. Конкурс «Мы знаем всё!»
Команды получают карточки (одинаковые). Задача конкурса – ответить на тесты. На задание дается 10 минут.
1. Почему порой на небосклоне мы видим «кровавую Луну»
это результат визуального сближения с Марсом
эффект вызван полным лунным затмением
это связано с большим содержанием оксида железа в ее породах
2. Какой из перечисленных спутников Солнечной системы превосходит Луну по размеру?
Ни один из перечисленных
3. Вращается ли Луна вокруг своей оси?
Совершает один оборот за один земной год
Совершает полный оборот примерно за 27 земных суток
4. Экваториальный радиус Луны составляет
5. Что известно о лунной атмосфере?
Ее не существует
По сравнению с земной она сильно разрежена
Преимущественно состоит из метана
6. Что означает название «Луна»
7. На какие явления, происходящие на Земле влияет Луна?
Приливы и отливы
Смена дня и ночи
8. Чем были затоплены лунные кратеры после столкновения с космическими объектами?
9. В каком виде на Луне встречается вода?
В виде ледяных глыб
10. Сколько лет назад образовалась Луна?
4,5 млрд лет назад
6 млрд лет назад
6,5 млрд лет назад
Ответы 1 – b , 2-а, 3-с, 4- b , 5-а, 6- b , 7-а, 8-а, 9- b , 10-а
Подведение итогов 12-13 минут:
Молодцы ребята вы отлично справились с заданиями!
Давайте немного повторим то, что вы узнали.
Физические условия на Луне (обучающиеся отвечают)
1. Нет атмосферы (может и была) т.к. масса Луны в 81 раз меньше земной и вторая космическая скорость для Луны 2,38км/с
2. Небо черное, видны хорошо звезды, планеты (нет магнитного поля поэтому ориентация по звездам).
3. Диск Земли с Луны в 4 раза больше диска Солнца.
4. Продолжительность суток около месяца (29,5 дня) – две недели день, две недели ночь.
5. Резкий перепад температур от 400К (+130 o С днем) до 100К (-170 o С ночью) из-за отсутствия атмосферы. На глубине десятков см Т = const., грунт ( реголит , достигающий в некоторых местах толщины 10-12м) имеет плохую теплопроводность.
6. Луна повернута к нам одной стороной (с небольшими колебаниями) – оборот вокруг оси и вокруг Земли за 27,3 сут.
Свяжем астрономию с литературой:
Фрагмент стихотворения В.Я.Брюслва «Август»
Здравствуй, август, венчан хмелем, смуглый юноша-сатир!
Мы ковры под дубом стелем, мы в лесу готовим пир.
Август милый! Отрок смуглый! Как и мы, ты тоже пьян.
Свечерело. Месяц круглый озарил круги полян.
В какой области неба находится месяц? ( Ответ: Луна в фазе полнолуния восходит вечером и видна на востоке)
В поэме «Песнь о Гайавате» есть такие строки:
В гневе солнце заходило, пролагая путь багряный,
Зажигая тучи в небе, как вожди сжигают степи,
Отступая пред врагами.
А Луна- ночное солнце- вдруг восстала из засады
И направилась в погоню по следам его кровавым
В ярком зареве пожара
В какой фазе была Луна? ( ответ: в полнолунии )
3) Опровергните мнение «мы видим только 1 полушарие Луны потому, что Луна не вращается вокруг своей оси» ( период вращения Луны вокруг оси равен периоду её обращения вокруг Земли)
4) Что такое фаза Луны? ( Наблюдаемая с земли освещённая часть лунного диска)
5) Назвать их (по картинкам) ( новолуние, 1 четверть, 2 четверть, полнолуние )
6) Что такое синодический месяц? Чему он равен? ( Промежуток времени между одинаковыми фазами Луны. Равен 29,5 суток.)
7) Что такое сидерический месяц? Чему он равен? ( Время, за которое Луна делает полный оборот вокруг Земли. Равен 27 сут.)
8) При каком условии происходит лунное затмение? ( Когда при движении вокруг Земли Луна попадает в конус земной тени, которую отбрасывает освещённый Солнцем земной шар. Луна пересекает плоскость эклиптики в фазе полнолуния.)
9) При каком условии происходит солнечное затмение? ( Когда Луна при своём движении вокруг Земли полностью или частично заслоняет Солнце. Когда Луна пересекает плоскость эклиптики в фазе новолуния)
Источник
Урок по теме : Земля — Луна
Конспект урока «Система Земля — Луна»
В ближайшее время мы с вами будем рассматривать основные характеристики планет обеих групп и их спутников. И начнём мы с самой изученной планеты Солнечной системы — планеты Земля — и её единственного естественного спутника — Луны.
Тема нашего урока не случайно носит название: «Система Земля — Луна». Дело в том, что Землю с её спутником очень часто называют двойной планетой. Этим подчёркивается как общность их происхождения, так и редкостное для планет соотношение масс центрального тела и спутника. В нашей Солнечной системе практически все спутники имеют массу, составляющую не более 1/4000 массы самой планеты. Исключением пока являются системы Земля — Луна и Плутон — Харон. В первой системе масса спутника примерно в 81 раз меньше массы центрального тела, а у второй — примерно в 9 раз.
Природа Земли достаточно подробно изучается в курсе географии. Поэтому мы с вами вспомним лишь необходимые нам сведения для её дальнейшего сравнения с другими планетами.
Итак, как вы знаете, наша планета состоит из нескольких оболочек — сфер: атмосферы, гидросферы и литосферы.
Этим оболочкам соответствуют привычные нам три агрегатных состояния вещества: газообразное, жидкое и твёрдое. Атмосфера присутствует на всех больших планетах Солнечной системы. Твёрдая же оболочка присуща только планетам земной группы и большинству спутников планет, а также астероидам. А вот гидросфера Земли — это пока уникальное явление в нашем космосе. Несмотря на то, что вода является одним из самых распространённых соединений в Солнечной системе, в жидком виде она может присутствовать лишь при определённых значениях температуры и давления. Поэтому на других телах Солнечной системы вода встречается лишь в виде льда (хотя не исключены подлёдные океаны из жидкой воды на некоторых спутниках Юпитера).
Рассмотрим внутреннее строение нашей планеты. В центральной её части находится ядро, которое принято разделять на твёрдое внутреннее и жидкое внешнее. Ядро — это наиболее плотная часть планетных недр (17 г/см 3 ). Его радиус составляет около 55 % радиуса Земли, а масса — около 30 % массы планеты.
Ядро окружено мантией , в которой находится большая часть вещества Земли. Процессы, происходящие в мантии, оказывают самое непосредственное влияние на верхнюю, твёрдую оболочку Земли — земную кору, средняя плотность которой составляет около 2,7 г/см 3 . Земная кора и верхняя часть мантии составляют оболочку, которая называется литосферой .
Газовая оболочка Земли — атмосфера — простирается в космическое пространство примерно на 2000 километров. Она рассеивает и поглощает солнечное излучение, вследствие чего во многом определяет тепловой баланс планеты и сглаживает суточные колебания температур.
В составе атмосферы выделяют несколько слоёв.
У самой Земли простирается тропосфера , в которой происходят процессы, определяющую погоду. В тропосфере сосредоточено более 90 % всей массы атмосферы и практически все водяные пары.
Чуть выше (до высоты 50—55 километров) располагается стратосфера , в которой находится озоновый слой. Он поглощает вредные ультрафиолетовые лучи Солнца, и из-за этого начиная примерно с высоты в 25 километров температура атмосферы начинает расти от –56,5 о С до 0,8 о С.
Ещё выше расположена мезосфера . В ней температура вновь начинает уменьшаться и на высоте в 90 километров достигает своего абсолютного минимума — –90 о С.
Далее, до высоты порядка 800 километров, простирается термосфера . Названа она так из-за того, что в ней, за счёт поглощения ультрафиолетового излучения Солнца, температура поднимается до 1500 о С.
Далее следует экзосфера , плавно переходящая в космическое пространство.
На высотах более 1000 километров существует область, которую называют магнитосферой. Она имеет сложную форму. Со стороны Солнца граница магнитосферы по форме напоминает снаряд. С ночной стороны магнитосфера Земли вытягивается длинным цилиндрическим хвостом (магнитный хвост), который вытягивается на значительное расстояние, и где заканчивается — неизвестно.
Небольшая часть захваченных геомагнитным полем заряженных частиц образует вокруг нашей планеты радиационный пояс. Здесь движутся протоны, ионы и электроны, обладающие самой высокой энергией. Эти частицы, попадая в верхние слои атмосферы в районе полюсов, заставляют светиться её основные составляющие — азот и кислород, вызывая полярные сияния.
Как мы знаем, у Земли есть единственный естественный спутник — Луна. Она представляет собой тело шарообразной формы, слегка сплюснутое к полюсам. Её средний диаметр составляет 3474,11 километров. Масса Луны, как мы уже упоминали, всего в 81 раз меньше массы Земли, а её средняя плотность равна 0,6 плотности Земли.
На Луне практически нет атмосферы. Объясняется это малым значением ускорения свободного падения вблизи её поверхности — оно в 6 раз меньше чем у поверхности Земли. Поэтому молекулам газа не составляет большого труда покинуть Луну.
Медленное вращение Луны вокруг своей оси приводит к сильным колебаниям температуры. Так, днём её поверхность в среднем прогревается до 117 о С. Ночью же она может остыть до –173 о С.
Из-за отсутствия атмосферы лунная поверхность подвержена постоянной «бомбардировке» метеоритами и микрометеоритами. В результате вся лунная поверхность покрыта слоем мелкораздробленного вещества — реголита , толщина которого в некоторых местах может достигать 10—12 м.
С поверхности Земли даже невооружённым глазом видны светлые и тёмные области — материки и моря . Моря — это относительно ровные пониженные участки лунной поверхности, покрытые застывшей лавой. Первоначально эти образования действительно считали обычными морями. А впоследствии, когда это было опровергнуто, менять название не стали. Лунные моря занимают примерно 40 % площади видимой стороны Луны и около 16,9 % всей её поверхности.
Первую подробную лунную карту составил в 1647 году польский астроном Ян Гевелий. С того времени до наших дней сохранилось много названий. Например, самая крупная равнина получила название Океан Бурь. Также можно отметить Море Дождей, Море Холода, Море Спокойствия и так далее.
Море Дождей окружают горные хребты высотой до 6 километров, получившие названия, созвучные земным, — Апеннины, Кавказ, Карпаты и так далее.
Самыми характерными формами рельефа Луны являются кратеры самого разного диаметра. Наиболее крупные из них получили имена известных учёных: Тихо, Коперник, Кеплер, Птолемей и так далее.
Большинство кратеров располагаются на более древней поверхности материков (там их примерно в 30 раз больше, чем на относительно молодой поверхности морей). Именно поэтому поверхности материков выглядят такими неровными.
Исследование Луны с помощью космических аппаратов началось 13 сентября 1959 года, когда её впервые достиг советский космический корабль «Луна-2». А уже 4 октября того же года советская межпланетная автоматическая станция «Луна-3» пролетела над Луной и сфотографировала невидимую с Земли часть её поверхности. По традиции, находящиеся на ней кратеры получили имена учёных, а позднее и космонавтов.
Обратная сторона Луны удивила учёных тем, что на ней практически нет морей. А впадины, которые там есть, в большинстве своём не заполнены лавой. Самым примечательным местом на обратной стороне Луны является Бассейн Южный полюс — Эйткен. Это самый большой известный кратер Луны и один из крупнейших кратеров всей Солнечной системы (2400 х 2050 км).
Первая мягкая посадка на Луну была совершена 3 февраля 1966 года советской межпланетной станцией «Луна-9».
А 20 июля 1969 года американские астронавты Нил Армстронг и Эдвин Олдрин стали первыми людьми, ступившими на поверхность нашего спутника.
Таким образом, Луна — это пока единственное небесное тело, на котором побывал человек, и первое небесное тело, образцы которого были доставлены на Землю (США доставили около 380 килограммов, СССР — 324 грамма лунного грунта).
Их детальный анализ показал, что они очень близки базальтовым породам Земли, но в них меньше летучих элементов и минералов.
В 2009 году российский космический прибор ЛЕНД, установленный на борту спутника НАСА ЛРО, во время бомбардировки лунной поверхности вблизи её южного полюса ракетоносителем «Центавр» зафиксировал в выброшенном веществе следы воды. По данным РЛО, водяной лёд составляет 3—8 % массы породы в приполярной зоне. Проще говоря, из каждой тонны лунного грунта можно будет получить около 40—45 литров воды. Никаких признаков жизни или органических соединений на Луне обнаружено не было.
Доставленные на поверхность Луны сейсмометры позволили зарегистрировать большое число лунотрясений (до трёх тысяч в год). Их изучение позволило учёным уточнить внутреннее строение нашего спутника.
Так, под слоем реголита располагается кора, толщина которой колеблется от 60 километров (на видимой стороне) до 100 — на обратной. Под корой находится мантия, толщина которой достигает 1000 километров.
Зона глубже 1600 километров напоминает земную мантию и имеет температуру около 1500 о С.
Как мы говорили ранее, возраст Лунных пород сравним с возрастом Земли, что свидетельствует об их совместном происхождении. В то же время на Луне не обнаружено молодых пород, что говорит о том, что вулканическая активность на ней давно закончилась. А вот из-за отсутствия атмосферы и воды в жидком состоянии на Луне процессы размывания и выветривания пород не наблюдаются. Поэтому формы рельефа лунной поверхности не меняются уже на протяжении миллиарда лет (примерно столько лет назад закончилась основная геологическая активность Луны). Хотя, по последним данным, остаточные слабые вулканические процессы в недрах спутника продолжались ещё примерно 950 миллионов лет). Это даёт возможность изучить процессы, происходившие на Земле в далёком прошлом, от которых на нашей планете не осталось и следа.
Источник