Конспект урока «Подготовка к домашнему сочинению по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
Тема. Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».
· продолжить работу по обучению написанию сочинений на литературную тему;
· развивать речь учащихся, навыки грамотного письма;
· воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.
Оборудование: тексты произведений сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».
І. Работа по подготовке к сочинению.
1. Сообщение темы, цели, плана урока.
2. Вступительное слово учителя.
3. Обсуждение предложенных тем, выбор нескольких тем для сочинения.
· Человек и природа в сказке-были.
· Кладовые нашей души.
· Тайна Блудова болота.
· Одиннадцатилетний герой в оценке автора.
· Происшествие в Слепой елани.
· Приключения “Мужичка в мешочке” и Золотой Курочки.
· Великая сила дружбы и любви.
· История Травки и Антипыча.
· Смысл заглавия повести “Кладовая солнца”.
· “И какие это умные детишки!” (М.Пришвин).
· Дружба Насти и Митраши.
· Собака – друг человека.
· События на палестинке.
4.Составление плана. Коллективная работа-составление плана по одной из тем.
Тайна Блудова болота.
I.“Кладовая солнца” – сказка-быль.
II.Удивительная тайна Блудова болота.
1.“Великий храм природы”.
2.“Охотники за сладкой клюквой”.
3.Кладовые природы и человека.
III. Смысл повествования о Блудовом болоте.
5. Работа в группах.
Создается 3 группы в соответствии с выбранной темой для сочинения, которая записывается в тетради, затем идет обсуждение и анализ темы в группе, составление сложного плана, подбор эпиграфа. Чтение, коррекция плана, запись в тетрадь.
Кладовые нашей души.
I.Смысл названия повести “Кладовая солнца”.
II. Кладовые души – истинное богатство человека.
1.Природные запасы – кладовая солнца.
2.Сокровища человеческой души:
б) доброта и щедрость;
в) преданность и дружба;
г) знание природы и любовь к ней.
III. Спасибо автору за мудрость и веру в человека.
Приключения “Мужичка в мешочке” и Золотой Курочки.
I. Главные герои сказки-были “Кладовая солнца”.
II. Поход Насти и Митраши на сказочную палестинку за клюквой.
1.Рассказ о ели и сосне, растущих вместе.
2.Ссора детей у Лежачего камня.
3.Опасный путь “Мужичка в мешочке”.
4.Трудные испытания Золотой Курочки.
5. Великая сила любви.
III. Отношение автора к “умным детишкам”.
I. М.М.Пришвин – знаток русской природы (автор сказок о природе).
II. Сказочные истории в повести “Кладовая солнца”.
1.Рассказ о ели и сосне, растущих вместе.
2. Большой черный пень – чудо-домик.
3.Повествование о лесных ягодах – сказочная энциклопедия.
III. Роль “сказок” в раскрытии идейного смысла произведения.
6. Подбор эпиграфа к теме.
Возможные эпиграфы к сочинениям (рекомендации учителя), выбор эпиграфа к теме.
•Все прекрасное на земле – от солнца, а все хорошее – от человека. (М.Пришвин)
•Друзья в несчастье познаются. (Пословица)
•Птица сильна крыльями, а человек – дружбой. (Пословица)
•Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться… (Н.Рыленков)
•В одиночку слабы, вместе сильны. (Пословица)
•Спешите делать добрые дела. (А.Яшин)
•Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь! (Н.Заболоцкий.)
•Только любовью держится и движется жизнь. (И.Тургенев)
7. Коллективное толкование слов и выражений.
— Каков смысл названия “Блудово болото”?
а) (буквальное понимание)
Название болота, в котором можно заблудиться.
б) (скрытый подтекст)
Заблудиться, то есть отступить от высоких общечеловеческих понятий добра, любви, веры.
— К слову “храм” (храм природы) подберите синонимы, подчеркните те из них, которые помогают понять его смысл в тексте (церковь, обитель, здание, монастырь, священное место для богослужения…).
— Подумайте, чем отличаются понятия “храм природы”, “кладовые природы”, “кладовые души”.
“Храм природы” — место общения человека с Творцом, постижение высоких истин, духовных заветов.
“Кладовые природы” — запасы торфа (других полезных ископаемых).
“Кладовые души” — навственные богатства человека.
— Подберите эпитеты к слову “душа”.
Душа может быть….. (прекрасной, открытой, щедрой, богатой, светлой, доброй, отзывчивой, радостной, искренней; больной испуганной, взволнованной, беспокойной, низкой…).
— Вспомните толкование слов “Лежачий камень”, “Слепая елань”, “палестинка”.
— Как вы понимаете смысл загадочных слов старого лесника Антипыча о правде?
8. Осмысление понятия “идея”.
Записи в ходе беседы:
а) Идея произведения – главная мысль автора. (А.П.Чехов “Идея – суть произведения”).
б) Идея (основная мысль) сочинения (это прямой ответ на поставленный темой вопрос).
в) Идея повести “Кладовая солнца”.
Самое трудное, — говорит автор, — победить не внешнее зло, а что-то плохое в самом себе, в своей душе и жить в любви со всеми в мире. Душа каждого – это кладовая добра.
9. Написание вариантов вступления по выбранной теме.
Михаил Михайлович Пришвин в своих произведениях писал не только о людях, но и воспевал природу. Он является известным мастером, изображающим пейзаж… В сказке-были “Кладовая солнца” писатель рассказал нам о дружбе Насти и Митраши, о преодолении ими многих трудностей.
Настя и Митраша – главные герои повести М.М.Пришвина “Кладовая солнца”. В тяжелые годы войны дети осиротели, но родители оставались всегда примером для них. Подражая отцу и матери во всем, “умные детишки” вместе справились со всеми трудностями.
М.М.Пришвин написал прекрасную сказку-быль “Кладовая солнца”. В ней он показал красоту и богатство не только природы, но и человека. Чтобы стать духовно богатой личностью, нужно с детства выбирать те дороги, которые ведут к правде, добру, любви. Настя и Митраша, попав в беду на Блудовом болоте, постигли эту великую тайну жизни.
10. Ответ на вопрос: “Чему научил меня автор своим произведением?”
Возможные варианты ответов:
•Всем произведением автор утверждает: дружба – великая сила.
•Сказка-быль заставляет задуматься об отношении друг к другу, к миру вокруг нас, учит любви к природе.
•Пришвин говорит о том, что человек должен создавать свою кладовую души, духовно расти.
•Повесть учит многому: честности, смелости, трудолюбию, жизненной стойкости, дружбе.
•М.М.Пришвин говорит, что в жизни нужно уступать друг другу, уметь прощать.
ІI. Подведение итогов урока.
Подготовить сообщение о символическом значении образа звезды в народной традиции.
Подготовить выставку, посвященную жизни и творчеству Н.М. Рубцова (фотографии поэта разных лет, памятника Н.М. Рубцову работы В.М. Клыкова, репродукция графического портрета Н.М. Рубцова работы В.А. Сергеева и др.)
Источник
Человек и природа в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» (подготовка к сочинению).
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Урок подготовки к сочинению с использованием технологии развития критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Человек и природа в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» (подготовка к сочинению).
Обучающая цель: продолжить анализ сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца», подготовить школьников к написанию сочинения.
Развивающая цель: развивать умение анализировать, делать выводы, аргументировано высказывать собственное мнение, создавать творческие работы.
Воспитывающая цель: воспитывать уважение к чужому мнению.
Домашнее задание к уроку : найти в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» пейзажные зарисовки.
Модель :
1. Человек – хозяин природы.
2. Природа господствует над человеком.
3 .Гармония между человеком и природой.
4. Человек – часть природы.
Деятельность учителя и ученика
Умения и навыки
1.Подготовить учащихся к восприятию темы.
1. Слово учителя.
– Сегодня на уроке мы продолжим работать над произведением М. М. Пришвина «Кладовая солнца» и подготовимся к написанию сочинения. Посмотрите на эпиграф к уроку (Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. М. М. Пришвин). Отметьте в верхней части песочных часов ваши ассоциации, которые возникли при прочтении эпиграфа. Как вы понимаете его?
– Тема нашего сочинения – «Человек и природа». Как вы понимаете эту тему? Что вы знаете о человеке и о природе? Кто это – человек? А природа? Давайте разберемся с этими понятиями.
Перед вами лежат словарные статьи с определениями понятий «человек» и «природа». Посмотрите их, подчеркните наиболее важные, значимые, ключевые слова в этих определениях.
С помощью материала из Приложения 1 и собственных ассоциаций попробуйте составить древо понятий.
Ученики называют свои определения, учитель рисует схему на доске, ученики – на листах.
– Ребята, посмотрите Приложение 2. Здесь приведены слова известных выдающихся людей о взаимоотношениях человека и природы. Прочитайте их. Попытайтесь кратко сформулировать названия вариантов взаимоотношений человека и природы ( Например, человек – хозяин природы; природа господствует над человеком; гармония между человеком и природой; человек – часть природы и т.д .).
Приложение 1: определения понятий « человек » и «природа »
+ Приложение 2: цитаты о человеке и природе
Человек – высшая степень развития живых организмов на земле, общественное существо. В отличие от животных, обладает даром речи и мысли.
Природа – весь мир, все вещественное, вселенная , все мирозданье, все зримое, подлежащее пяти чувствам; но более наш мир, земля , со всем созданным на ней.
Места вне городов.
Отработка умения работать со справочным материалом, анализировать, сравнивать, делать выводы.
2. Определить основное содержание сочинения
1. Аналитическая беседа. Заполнение таблицы.
Ребята, мы вместе с вами составили представление о понятиях «человек» и «природа», о взаимоотношениях человека и природы. Давайте посмотрим, находят ли эти значения отражение в тексте, как человек и природа показаны в сказке-были М. М. Пришвина. Для этого заполним таблицу, шаблон которой есть у вас на листах.
– Ребята, вспомните главных героев произведения. Кратко охарактеризуйте их (назовите основные черты их характера, найдите цитаты из текста, подтверждающие ваше мнение). Отразите свои размышления в таблице (1-е две колонки).
– Ребята найдите в сказке-были эпизоды (пейзажные зарисовки), подчеркивающие особенности характера каждого из героев. Приведите примеры гармоничных отношений человека и природы, и случаев, когда эта гармония нарушается.
– Ребята, посмотрите на свои заполненные таблицы. Как взаимодействуют человек и природа в тексте М. М. Пришвина? Как вы думаете, какой идеал отношений человека и природы у писателя? Кого из героев можно считать человеком, живущим в гармонии с природой? Обоснуйте свой ответ.
– А как представлена природа в тексте? В какие моменты она выходит на первый план? Почему это происходит? Для чего, на ваш взгляд, автор одушевляет природу? Зафиксируйте свои мысли об особенностях образа природы в произведении М.М.Пришвина на своих листах (заполнить пропущенные слова и предложения в предложенном высказывании).
– Ребята, вернитесь к тем формулировкам взаимоотношений человека и природы, которые вы сформулировали. Подчеркните те определения, которые соответствуют, на ваш взгляд, представлениям М. М. Пришвина и находят свое отражение в его произведении.
Текст произведения; раздаточный материал (таблица)
Человек у Пришвина — часть природы. Он рационально использует природу. Примерами такого человека могут служить Митраша и Антипыч. Идеал отношений человека и природы у Пришвина – гармоничное существование. Пример такой гармонии – Антипыч и Травка.
Отработка навыка анализа художественного произведения.
Умение сравнивать, составлять таблицы, работать над анализом персонажей, аргументировано высказывать свое мнение.
3. Подведение итогов
(Ученики выполняют это задание на своих листах, затем результаты озвучиваются)
Трудится, властвует, использует, любуется
Человек существует в гармонии с природой
Помогает, предупреждает, знает, любит
2. Эвристическая беседа.
– Вернитесь к эпиграфу. В нижней части песочных часов отметьте, как вы его понимаете теперь.
– В чем суть взаимоотношений человека и природы?
Написать сочинение на тему «Человек и природа в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».
Основная мысль сочинения — человек существует в гармонии с природой.
Отработка умения обобщать, делать выводы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вашему вниманию я предлагаю урок литературы в 6 «В» классе по теме: «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна»Этот урок отн.
Тема: «Что есть правда»Человек в окружающем мире.(Урок по сказке- были М. М. Пришвина «Кладовая солнца») Цель урока: раскрыть замысел писателя, показать единство ч.
Конспект урока литеатуры в 6 классе по по произведению М. М. Пришвина.
Презентация составлена в помощь учителю на уроке литературного чтения в 7 классе школы-интерната для глухих детей.
Интегрированный урок литературы в 6 классе.
Цель: исследовать проблему «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца» , стихотворении Г.Ефимова «Зерно», притчах «Самое прекрасное сердце»и «Морские звезды»;формировать ду.
Интегрированный урок литературы и географии помогает детям понять, что природа в сказке-были является одним из героев повествования, развивает навык определения роли художественных средств изображения.
Источник
Р/Р. Подготовка к написанию сочинения. «Человек и природа в сказке-были М. Пришвина «Кладовая солнца»
Тема: Р/Р. Подготовка к написанию сочинения. «Человек и природа в сказке-были М. Пришвина «Кладовая солнца»
ЦЕЛИ: формирование УУД.
Личностные УУД: участие в творческом процессе, развитие и реализация творческих способностей, интерес к творчеству писателя.
Регулятивные УУД: планирование деятельности (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана будущего сочинения).
Познавательные УУД : получение необходимой информации из текста, умение анализировать, сравнивать; выдвижение гипотезы и решение поставленной проблемы, установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической формами речи, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
ОБОРУДОВАНИЕ : стенгазета с портретом М. Пришвина и иллюстрациями к сказке-были, изображение на экране мультимедийной установки картин природы, музыка П. И. Чайковского («Времена года. Апрель»), реквизит для сценки: корзина, полотенце, компас, ружье, топор, кепка с двойным козырьком, две куртки.
НА ДОСКЕ – тема урока, эпиграф:
Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. М. М. Пришвин
Этап 1. Организационный момент. Сообщение цели урока. Формулирование проблемы.
Учитель: Цель урока – подготовка к сочинению «Человек и природа в сказке-были Пришвина «Кладовая солнца». Назовите основную мысль (идею) вашего будущего сочинения. Будет ли она совпадать с идеей всего произведения? (Мнения учащихся по данному вопросу разделяются.). Как в связи с этим можно сформулировать проблемный вопрос?
Учащиеся: Какова основная мысль (идея) сказки-были Пришвина «Кладовая солнца»?
Выдвижение гипотез (на доске – схема, отображающая предположения учащихся:
ГИПОТЕЗЫ
природа прекрасна спасение детей люди должны беречь природу
Учитель: — Почему по этому вопросу несколько мнений? (Невнимательно прочитан текст произведения). Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?
Учащиеся: Надо еще раз поразмышлять, как в произведении изображен человек и как изображена природа, какие у них взаимоотношения.
Этап 2. Пришвин – певец русской природы.
Учитель : Что нам уже известно об отношении к природе автора сказки-были?
Учащиеся: Пришвин любил русскую природу, часто бродил с записной книжкой по лесам и полям, любовался пейзажами.
Учитель: Правильно. Об этом можно написать во вступлении к сочинению. М. Пришвин проник в тайную жизнь русской природы, воспел ее красоту. Свои тайны природа доверяет только редким, удивительным, обладающим особым талантом людям. Посмотрите на эти пейзажи (см. на экран), вспомните строки из стихотворения Н. Рыленкова:
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Послушайте музыку П. И. Чайковского. (Звучит пьеса из цикла «Времена года».) Попытайтесь почувствовать то, что испытывают к природе люди, страстно любящие ее.
У Пришвина можно научиться не только любить и понимать природу, но и умению ярко и образно говорить о ней. Она удивляет разнообразием красок, запахов, звуков. Писателя с полным правом можно назвать певцом русской природы. Как вы озаглавите первый пункт плана?
(Возможный вариант : Пришвин – певец русской природы .)
Этап 3 . Метафорический смысл сказки-были.
Учитель: Природа привлекает Пришвина не только внешней красотой, но и внутренним своим содержанием. Она заставляет его задуматься о смысле жизни, о ее вечности и разумности. (См. эпиграф!)
Настя и Митраша вспомнили про два особенных места в лесу, о которых говорил им еще отец. Митраша – о палестинке, на которой «еще никто не бывал», Настя – о Слепой елани, «страшном месте». Дети отправляются в лес за клюквой.
Прочитайте эпизод «Ель и сосна» и ответьте на вопросы: Зачем писатель вставляет в свое повествование рассказ о ели и сосне, растущих вместе? Почему этот рассказ помещен в самом начале описания пути героев? (Мысль о жестоких законах борьбы за существование , господствующих в природе; человек близок природе, он отражается в ней, как в зеркале.)
— Смотрите на иллюстрации. Какая из них точнее изображает описанное в сказке-были? (Учащиеся рассматривают нарисованные одноклассниками иллюстрации к зпизоду «Ель и сосна»).
— Правы ли те, кто утверждал, что главное для Пришвина – изображение красоты природы? (Нет, это не так.)
— Какое событие является завязкой повествования о походе детей в лес? (Ссора детей.)
— Посмотрите инсценирование эпизода «Ссора детей» и поразмышляйте над вопросом: Кто из ребят был, по-вашему, прав и почему? (дискуссионный вопрос)
(Автор осуждает детей за ссору и дает понять, что каждый из них по-своему прав: Митраша пошел коротким путем, напрямик, по пути неизведанному и опасному. Настя пошла проторенной тропой. Пути «открывателей» и «осваивателей» нужны и полезны людям. Путь детей – жизненный путь.)
Озаглавливание 2-го пункта плана будущего сочинения. Возможный вариант: Путь детей – жизненный путь.
Этап 4 . «Правда» мудрого Антипыча.
Учитель: От Лежачего камня пути детей расходятся. Каждый словно выбирает свою дорогу в жизни. Но у детей мал жизненный опыт. А вот старый лесник Антипыч – человек мудрый, он знает «что есть правда, какая она, где живет и как ее найти». Послушайте выборочный пересказ «Правда мудрого Антипыча» и поразмышляйте над тем, в чем она заключается. (Выборочный пересказ подготовленного ученика, получившего индивидуальное задание)
Примерный ответ ученика:
— Антипыч вместе со своей собакой Травкой жил в лесной избушке. Травка по-своему, по-собачьи ощущала любовное и дружеское отношение к ней хозяина и платила за это беззаветной преданностью. Она гоняла зверей для Антипыча, но не для себя. Хозяин любил ее, кормил и берег от волков.
Когда Антипыч умер, трудно было привыкать Травке к дикой жизни.Теперь ей нужно было, как и всякому дикому зверю, жить для себя. Но Травку тянет к человеку. Случайно попав на след детей, она бросает гон зайца и приходит на помощь Митраше.
Таким образом, Травка не превратилась в дикого зверя. Человеческое, воспитанное в ней Антипычем, осталось. Именно благодаря Травке Митраша понял правду мудрого Антипыча: «эта правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь». Мудрость старика заключается в следующем: любовь к окружающему миру, взаимопомощь, верность, преданность.
Озаглавливание . Возможный вариант: «Правда» мудрого Антипыча.
Этап 5. Участие природы в судьбе героев.
Учитель: Но не сразу эту правду мудрого Антипыча поняли Настя и Митраша. Именно природа помогла детям ее осознать. Какое участие принимает природа в судьбе детей? (Проверка домашнего задания группы №1- наиболее подготовленных учащихся.)
-Природа – действующее лицо в произведениях Пришвина, автор использует прием олицетворения.
— Природа предупреждает детей об опасности.
— Травка спасает Митрашу, попавшего в беду.
— Настя вспоминает о брате, увидев змею.
— Природа помогает детям стать добрыми и дружными.
Учитель: Что мы узнаем о детях из заключительной части произведения?
Чтение эпизода. (Чудесное преображение Митраши: он по-настоящему начинает ценить родного человека. Победа Насти над собой, над своей жадностью. Дети стали добрыми, как Антипыч.)
Озаглавливание. Возможный вариант : Участие природы в судьбе героев.
Этап 6. Смысл названия сказки-были.
Учитель: — Правы ли те из вас, кто утверждал, что главное для писателя – рассказ о спасении детей? (Нет, это не так.)
5. Учитель : Как вы понимаете смысл заглавия произведения? Что по этому поводу говорится в сказке-были? (см. фрагмент текста)
-Только ли торфом богаты эти места?
— О ком еще с теплотой рассказывает автор? ( о добрых, трудолюбивых, мудрых людях – это тоже богатство земли)
Вывод: кладовая солнца – это вся природа и человек, ее мудрый хозяин. Кладовая солнца – это и кладовая души самого писателя с ее любовью к природе, людям, окружающему миру.
Озаглавливание . Возможный вариант: Смысл названия сказки-были.
Подведение итогов урока. Ответ на поставленный проблемный вопрос :
— Какова основная мысль (идея) сказки-были «Кладовая солнца»?
(Мысль о единстве человека и природы, о любви ко всему окружающему. Соединяя реальную жизнь людей и изображенную в сказочных образах жизнь природы, писатель выражает свою главную мысль: человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать ее, любить и охранять.)
Учитель : — Итак, ближе всех к правильному ответу те, кто выдвинул третью гипотезу. Внимательное чтение текста помогло нам решить проблему, найти правильный ответ на вопрос.
Задание на дом : написать черновик сочинения и отредактировать его.
Источник