План рассказа Кладовая солнца Пришвина
Краткое содержание сказки-были «Кладовая солнца»:
Во всех болотах скрыто большое богатство. Болота сохраняют остатки погибших растений. В них накапливается торф, пропитанный энергией солнца. Поэтому болота можно назвать «кладовыми солнца». И наша история случилась вблизи Блудова болота.
В одном из деревенских домов жили сироты брат и сестра. Насте было двенадцать, а Митраше – десять. Настя была высокой и с веснушками. А Митраша невелик ростом, но плотный и сильный. Когда дети осиротели, им помогали соседи. А после дети начали самостоятельно вести хозяйство.
Наступила весна, и дети пошли за клюквой на болото. Митраша взял ружьё и компас, а Настя корзину с едой. Дети знали от родителей, что в Блудовом болоте есть замечательная поляна, на которой много ягоды. И ребята приняли решение пойти именно туда.
Отправились в дорогу ребята ранним утром. Да спорить начали брат с сестрой: какой тропой пойти. Митраша хотел пойти северной тропой, по которой не решались ходить люди. А Настя спорила за более безопасный путь. Поссорились ребята, и каждый пошёл так, как считал правильным.
Недалеко от развилки начала выть от тоски собака Травка. Её хозяин умер, и она жила сама по себе. Услышал этот вой Серый Помещик – самый страшный волк. Но тут Травка побежала за зайцем, но почувствовала людской запах. По этому следу она и помчалась.
И вот Митрашё тропа привела к Слепой елани. Мальчик захотел сократить путь, потому что видел прекрасную поляну. Но он не знал, что это самое опасное место болота. Митраша зашёл уже довольно далеко, как болото его засосало. Не прошло и секунды, как провалился мальчик по самый пояс. Настя кричала брату, он отзывался, но сестра его не слышала.
Девочка всё ещё шла своей дорогой и увидела много клюквы. Она совершенно забыла про брата и принялась собирать ягоду. Вспомнила она про Митрашу лишь вечером. Тут Настя увидела Травку. Собака вновь побежала за зайцем и прибежала на Слепую елань.
Мальчик увидел собаку и быстро придумал план спасения. Он позвал Травку, собака доверчиво подошла к Митраше. Он схватил Травку за лапы, собака дёрнулась и вытащила его из болота.
Митраша был слишком голоден и собирался застрелить зайца, как неподалёку увидел волка. Набрался смелости мальчик, выстрелил и убил Серого Помещика. На громкий звук примчалась Настя. Детям пришлось ночевать на болоте, а с рассветом они вернулись в деревню с целой корзиной клюквы и всем рассказали про волка. Не все верили. Но потом люди пошли на болото и принесли тело волка.
Считали Митрашу после этого героем. Мальчик уже вырос, а Настя чувствовала вину за то, что забыла о брате. Всю ягоду ребята отдали детям, которые были во время войны в Ленинграде.
Также читают:
Картинка к сочинению план рассказа Кладовая солнца
Популярные сегодня темы
Заканчиваются холода, наступает тот миг, когда все живое наконец-то просыпается и готовится вдохнуть теплый воздух. Первые ростки начинают шевелиться. Ветви берез потихоньку сбрасывают с себя ледяные оковы.
Эпохальный роман “Тихий Дон”, рассказывающий о значительном для казачества послереволюционном периоде, раскрывает достаточно много, по своему уникальных, женских образов. Что наиболее интересно, женщины в романе, сравниваются с разными растениями
Дисциплина, пожалуй, одно из тех слов, которые так часто могут употреблять учителя в разговорах со своими учениками, напоминая им о том, как надо себя вести, или родители, когда говорят
«Я пошёл в пятый класс в сорок восьмом году». «Но едва я остался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне»
Образ главного героя не имел прототипа и был собирательным. Возможно поэтому каждый читатель может в каких-то моментах узнать себя или кого-то из знакомых.
Источник
Конспект урока «Подготовка к домашнему сочинению по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
Тема. Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».
· продолжить работу по обучению написанию сочинений на литературную тему;
· развивать речь учащихся, навыки грамотного письма;
· воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.
Оборудование: тексты произведений сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».
І. Работа по подготовке к сочинению.
1. Сообщение темы, цели, плана урока.
2. Вступительное слово учителя.
3. Обсуждение предложенных тем, выбор нескольких тем для сочинения.
· Человек и природа в сказке-были.
· Кладовые нашей души.
· Тайна Блудова болота.
· Одиннадцатилетний герой в оценке автора.
· Происшествие в Слепой елани.
· Приключения “Мужичка в мешочке” и Золотой Курочки.
· Великая сила дружбы и любви.
· История Травки и Антипыча.
· Смысл заглавия повести “Кладовая солнца”.
· “И какие это умные детишки!” (М.Пришвин).
· Дружба Насти и Митраши.
· Собака – друг человека.
· События на палестинке.
4.Составление плана. Коллективная работа-составление плана по одной из тем.
Тайна Блудова болота.
I.“Кладовая солнца” – сказка-быль.
II.Удивительная тайна Блудова болота.
1.“Великий храм природы”.
2.“Охотники за сладкой клюквой”.
3.Кладовые природы и человека.
III. Смысл повествования о Блудовом болоте.
5. Работа в группах.
Создается 3 группы в соответствии с выбранной темой для сочинения, которая записывается в тетради, затем идет обсуждение и анализ темы в группе, составление сложного плана, подбор эпиграфа. Чтение, коррекция плана, запись в тетрадь.
Кладовые нашей души.
I.Смысл названия повести “Кладовая солнца”.
II. Кладовые души – истинное богатство человека.
1.Природные запасы – кладовая солнца.
2.Сокровища человеческой души:
б) доброта и щедрость;
в) преданность и дружба;
г) знание природы и любовь к ней.
III. Спасибо автору за мудрость и веру в человека.
Приключения “Мужичка в мешочке” и Золотой Курочки.
I. Главные герои сказки-были “Кладовая солнца”.
II. Поход Насти и Митраши на сказочную палестинку за клюквой.
1.Рассказ о ели и сосне, растущих вместе.
2.Ссора детей у Лежачего камня.
3.Опасный путь “Мужичка в мешочке”.
4.Трудные испытания Золотой Курочки.
5. Великая сила любви.
III. Отношение автора к “умным детишкам”.
I. М.М.Пришвин – знаток русской природы (автор сказок о природе).
II. Сказочные истории в повести “Кладовая солнца”.
1.Рассказ о ели и сосне, растущих вместе.
2. Большой черный пень – чудо-домик.
3.Повествование о лесных ягодах – сказочная энциклопедия.
III. Роль “сказок” в раскрытии идейного смысла произведения.
6. Подбор эпиграфа к теме.
Возможные эпиграфы к сочинениям (рекомендации учителя), выбор эпиграфа к теме.
•Все прекрасное на земле – от солнца, а все хорошее – от человека. (М.Пришвин)
•Друзья в несчастье познаются. (Пословица)
•Птица сильна крыльями, а человек – дружбой. (Пословица)
•Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться… (Н.Рыленков)
•В одиночку слабы, вместе сильны. (Пословица)
•Спешите делать добрые дела. (А.Яшин)
•Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь! (Н.Заболоцкий.)
•Только любовью держится и движется жизнь. (И.Тургенев)
7. Коллективное толкование слов и выражений.
— Каков смысл названия “Блудово болото”?
а) (буквальное понимание)
Название болота, в котором можно заблудиться.
б) (скрытый подтекст)
Заблудиться, то есть отступить от высоких общечеловеческих понятий добра, любви, веры.
— К слову “храм” (храм природы) подберите синонимы, подчеркните те из них, которые помогают понять его смысл в тексте (церковь, обитель, здание, монастырь, священное место для богослужения…).
— Подумайте, чем отличаются понятия “храм природы”, “кладовые природы”, “кладовые души”.
“Храм природы” — место общения человека с Творцом, постижение высоких истин, духовных заветов.
“Кладовые природы” — запасы торфа (других полезных ископаемых).
“Кладовые души” — навственные богатства человека.
— Подберите эпитеты к слову “душа”.
Душа может быть….. (прекрасной, открытой, щедрой, богатой, светлой, доброй, отзывчивой, радостной, искренней; больной испуганной, взволнованной, беспокойной, низкой…).
— Вспомните толкование слов “Лежачий камень”, “Слепая елань”, “палестинка”.
— Как вы понимаете смысл загадочных слов старого лесника Антипыча о правде?
8. Осмысление понятия “идея”.
Записи в ходе беседы:
а) Идея произведения – главная мысль автора. (А.П.Чехов “Идея – суть произведения”).
б) Идея (основная мысль) сочинения (это прямой ответ на поставленный темой вопрос).
в) Идея повести “Кладовая солнца”.
Самое трудное, — говорит автор, — победить не внешнее зло, а что-то плохое в самом себе, в своей душе и жить в любви со всеми в мире. Душа каждого – это кладовая добра.
9. Написание вариантов вступления по выбранной теме.
Михаил Михайлович Пришвин в своих произведениях писал не только о людях, но и воспевал природу. Он является известным мастером, изображающим пейзаж… В сказке-были “Кладовая солнца” писатель рассказал нам о дружбе Насти и Митраши, о преодолении ими многих трудностей.
Настя и Митраша – главные герои повести М.М.Пришвина “Кладовая солнца”. В тяжелые годы войны дети осиротели, но родители оставались всегда примером для них. Подражая отцу и матери во всем, “умные детишки” вместе справились со всеми трудностями.
М.М.Пришвин написал прекрасную сказку-быль “Кладовая солнца”. В ней он показал красоту и богатство не только природы, но и человека. Чтобы стать духовно богатой личностью, нужно с детства выбирать те дороги, которые ведут к правде, добру, любви. Настя и Митраша, попав в беду на Блудовом болоте, постигли эту великую тайну жизни.
10. Ответ на вопрос: “Чему научил меня автор своим произведением?”
Возможные варианты ответов:
•Всем произведением автор утверждает: дружба – великая сила.
•Сказка-быль заставляет задуматься об отношении друг к другу, к миру вокруг нас, учит любви к природе.
•Пришвин говорит о том, что человек должен создавать свою кладовую души, духовно расти.
•Повесть учит многому: честности, смелости, трудолюбию, жизненной стойкости, дружбе.
•М.М.Пришвин говорит, что в жизни нужно уступать друг другу, уметь прощать.
ІI. Подведение итогов урока.
Подготовить сообщение о символическом значении образа звезды в народной традиции.
Подготовить выставку, посвященную жизни и творчеству Н.М. Рубцова (фотографии поэта разных лет, памятника Н.М. Рубцову работы В.М. Клыкова, репродукция графического портрета Н.М. Рубцова работы В.А. Сергеева и др.)
Источник
Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».
6 класс
Программа Г.С.Меркина
Урок № 56.
Тема. Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».
Цель:
· продолжить работу по обучению написанию сочинений на литературную тему;
· развивать речь учащихся, навыки грамотного письма;
· воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.
Оборудование: тексты произведений сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».
І. Работа по подготовке к сочинению.
1. Сообщение темы, цели, плана урока.
2. Вступительное слово учителя.
3. Обсуждение предложенных тем, выбор нескольких тем для сочинения.
- Человек и природа в сказке-были.
- Кладовые нашей души.
- Тайна Блудова болота.
- Одиннадцатилетний герой в оценке автора.
- Происшествие в Слепой елани.
- Приключения “Мужичка в мешочке” и Золотой Курочки.
- Сказка природы.
- Великая сила дружбы и любви.
- История Травки и Антипыча.
- Смысл заглавия повести “Кладовая солнца”.
- “И какие это умные детишки!” (М.Пришвин).
- Дружба Насти и Митраши.
- Собака – друг человека.
- События на палестинке.
4.Составление плана. Коллективная работа-составление плана по одной из тем.
Тайна Блудова болота.
I.“Кладовая солнца” – сказка-быль.
II.Удивительная тайна Блудова болота.
1.“Великий храм природы”.
2.“Охотники за сладкой клюквой”.
3.Кладовые природы и человека.
III. Смысл повествования о Блудовом болоте.
5. Работа в группах.
Создается 3 группы в соответствии с выбранной темой для сочинения, которая записывается в тетради, затем идет обсуждение и анализ темы в группе, составление сложного плана, подбор эпиграфа. Чтение, коррекция плана, запись в тетрадь.
Кладовые нашей души.
I.Смысл названия повести “Кладовая солнца”.
II. Кладовые души – истинное богатство человека.
1.Природные запасы – кладовая солнца.
2.Сокровища человеческой души:
б) доброта и щедрость;
в) преданность и дружба;
г) знание природы и любовь к ней.
III. Спасибо автору за мудрость и веру в человека.
Приключения “Мужичка в мешочке” и Золотой Курочки.
I. Главные герои сказки-были “Кладовая солнца”.
II. Поход Насти и Митраши на сказочную палестинку за клюквой.
1.Рассказ о ели и сосне, растущих вместе.
2.Ссора детей у Лежачего камня.
3.Опасный путь “Мужичка в мешочке”.
4.Трудные испытания Золотой Курочки.
5. Великая сила любви.
III. Отношение автора к “умным детишкам”.
I. М.М.Пришвин – знаток русской природы (автор сказок о природе).
II. Сказочные истории в повести “Кладовая солнца”.
1.Рассказ о ели и сосне, растущих вместе.
2. Большой черный пень – чудо-домик.
3.Повествование о лесных ягодах – сказочная энциклопедия.
III. Роль “сказок” в раскрытии идейного смысла произведения.
6. Подбор эпиграфа к теме.
Возможные эпиграфы к сочинениям (рекомендации учителя), выбор эпиграфа к теме.
•Все прекрасное на земле – от солнца, а все хорошее – от человека. (М.Пришвин)
•Друзья в несчастье познаются. (Пословица)
•Птица сильна крыльями, а человек – дружбой. (Пословица)
•Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться… (Н.Рыленков)
•В одиночку слабы, вместе сильны. (Пословица)
•Спешите делать добрые дела. (А.Яшин)
•Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь! (Н.Заболоцкий.)
•Только любовью держится и движется жизнь. (И.Тургенев)
7. Коллективное толкование слов и выражений.
— Каков смысл названия “Блудово болото”?
а) (буквальное понимание)
Название болота, в котором можно заблудиться.
б) (скрытый подтекст)
Заблудиться, то есть отступить от высоких общечеловеческих понятий добра, любви, веры.
— К слову “храм” (храм природы) подберите синонимы, подчеркните те из них, которые помогают понять его смысл в тексте (церковь, обитель, здание, монастырь, священное место для богослужения…).
— Подумайте, чем отличаются понятия “храм природы”, “кладовые природы”, “кладовые души”.
“Храм природы” — место общения человека с Творцом, постижение высоких истин, духовных заветов.
“Кладовые природы” — запасы торфа (других полезных ископаемых).
“Кладовые души” — навственные богатства человека.
— Подберите эпитеты к слову “душа”.
Душа может быть…. (прекрасной, открытой, щедрой, богатой, светлой, доброй, отзывчивой, радостной, искренней; больной испуганной, взволнованной, беспокойной, низкой…).
— Вспомните толкование слов “Лежачий камень”, “Слепая елань”, “палестинка”.
— Как вы понимаете смысл загадочных слов старого лесника Антипыча о правде?
8. Осмысление понятия “идея”.
Записи в ходе беседы:
а) Идея произведения – главная мысль автора. (А.П.Чехов “Идея – суть произведения”).
б) Идея (основная мысль) сочинения (это прямой ответ на поставленный темой вопрос).
в) Идея повести “Кладовая солнца”.
Самое трудное, — говорит автор, — победить не внешнее зло, а что-то плохое в самом себе, в своей душе и жить в любви со всеми в мире. Душа каждого – это кладовая добра.
9. Написание вариантов вступления по выбранной теме.
Михаил Михайлович Пришвин в своих произведениях писал не только о людях, но и воспевал природу. Он является известным мастером, изображающим пейзаж… В сказке-были “Кладовая солнца” писатель рассказал нам о дружбе Насти и Митраши, о преодолении ими многих трудностей.
Настя и Митраша – главные герои повести М.М.Пришвина “Кладовая солнца”. В тяжелые годы войны дети осиротели, но родители оставались всегда примером для них. Подражая отцу и матери во всем, “умные детишки” вместе справились со всеми трудностями.
М.М.Пришвин написал прекрасную сказку-быль “Кладовая солнца”. В ней он показал красоту и богатство не только природы, но и человека. Чтобы стать духовно богатой личностью, нужно с детства выбирать те дороги, которые ведут к правде, добру, любви. Настя и Митраша, попав в беду на Блудовом болоте, постигли эту великую тайну жизни.
10. Ответ на вопрос: “Чему научил меня автор своим произведением?”
Возможные варианты ответов:
•Всем произведением автор утверждает: дружба – великая сила.
•Сказка-быль заставляет задуматься об отношении друг к другу, к миру вокруг нас, учит любви к природе.
•Пришвин говорит о том, что человек должен создавать свою кладовую души, духовно расти.
•Повесть учит многому: честности, смелости, трудолюбию, жизненной стойкости, дружбе.
•М.М.Пришвин говорит, что в жизни нужно уступать друг другу, уметь прощать.
ІI. Подведение итогов урока.
III. Домашнее задание.
Подготовить сообщение о символическом значении образа звезды в народной традиции.
Подготовить выставку, посвященную жизни и творчеству Н.М. Рубцова (фотографии поэта разных лет, памятника Н.М. Рубцову работы В.М. Клыкова, репродукция графического портрета Н.М. Рубцова работы В.А. Сергеева и др.)
Источник