План рассказа Кладовая солнца Пришвина
Краткое содержание сказки-были «Кладовая солнца»:
Во всех болотах скрыто большое богатство. Болота сохраняют остатки погибших растений. В них накапливается торф, пропитанный энергией солнца. Поэтому болота можно назвать «кладовыми солнца». И наша история случилась вблизи Блудова болота.
В одном из деревенских домов жили сироты брат и сестра. Насте было двенадцать, а Митраше – десять. Настя была высокой и с веснушками. А Митраша невелик ростом, но плотный и сильный. Когда дети осиротели, им помогали соседи. А после дети начали самостоятельно вести хозяйство.
Наступила весна, и дети пошли за клюквой на болото. Митраша взял ружьё и компас, а Настя корзину с едой. Дети знали от родителей, что в Блудовом болоте есть замечательная поляна, на которой много ягоды. И ребята приняли решение пойти именно туда.
Отправились в дорогу ребята ранним утром. Да спорить начали брат с сестрой: какой тропой пойти. Митраша хотел пойти северной тропой, по которой не решались ходить люди. А Настя спорила за более безопасный путь. Поссорились ребята, и каждый пошёл так, как считал правильным.
Недалеко от развилки начала выть от тоски собака Травка. Её хозяин умер, и она жила сама по себе. Услышал этот вой Серый Помещик – самый страшный волк. Но тут Травка побежала за зайцем, но почувствовала людской запах. По этому следу она и помчалась.
И вот Митрашё тропа привела к Слепой елани. Мальчик захотел сократить путь, потому что видел прекрасную поляну. Но он не знал, что это самое опасное место болота. Митраша зашёл уже довольно далеко, как болото его засосало. Не прошло и секунды, как провалился мальчик по самый пояс. Настя кричала брату, он отзывался, но сестра его не слышала.
Девочка всё ещё шла своей дорогой и увидела много клюквы. Она совершенно забыла про брата и принялась собирать ягоду. Вспомнила она про Митрашу лишь вечером. Тут Настя увидела Травку. Собака вновь побежала за зайцем и прибежала на Слепую елань.
Мальчик увидел собаку и быстро придумал план спасения. Он позвал Травку, собака доверчиво подошла к Митраше. Он схватил Травку за лапы, собака дёрнулась и вытащила его из болота.
Митраша был слишком голоден и собирался застрелить зайца, как неподалёку увидел волка. Набрался смелости мальчик, выстрелил и убил Серого Помещика. На громкий звук примчалась Настя. Детям пришлось ночевать на болоте, а с рассветом они вернулись в деревню с целой корзиной клюквы и всем рассказали про волка. Не все верили. Но потом люди пошли на болото и принесли тело волка.
Считали Митрашу после этого героем. Мальчик уже вырос, а Настя чувствовала вину за то, что забыла о брате. Всю ягоду ребята отдали детям, которые были во время войны в Ленинграде.
Также читают:
Картинка к сочинению план рассказа Кладовая солнца
Популярные сегодня темы
Заканчиваются холода, наступает тот миг, когда все живое наконец-то просыпается и готовится вдохнуть теплый воздух. Первые ростки начинают шевелиться. Ветви берез потихоньку сбрасывают с себя ледяные оковы.
Эпохальный роман “Тихий Дон”, рассказывающий о значительном для казачества послереволюционном периоде, раскрывает достаточно много, по своему уникальных, женских образов. Что наиболее интересно, женщины в романе, сравниваются с разными растениями
Дисциплина, пожалуй, одно из тех слов, которые так часто могут употреблять учителя в разговорах со своими учениками, напоминая им о том, как надо себя вести, или родители, когда говорят
«Я пошёл в пятый класс в сорок восьмом году». «Но едва я остался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне»
Образ главного героя не имел прототипа и был собирательным. Возможно поэтому каждый читатель может в каких-то моментах узнать себя или кого-то из знакомых.
Источник
Классное сочинение-зарисовка по сказке-были «Кладовая солнца».
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Маршрутный лист дистанционного урока «Классное сочинение-зарисовка по сказке-были «Кладовая солнца»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Маршрутный лист дистанционного урока по теме «Классное сочинение по сказке-были М. Пришвина»Кладовая солнца» | 22.36 КБ |
Пояснение к сочинению | 18.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Маршрутный лист урока
Тема: Тв. работа № 10. Классное сочинение-зарисовка по сказке-были «Кладовая солнца».
Учебник – Литераура 6 класс Г.С. Меркин , с.156-186
Перечитать сказку-быль М.М. Пришвина «Кладовая солнца» (с.156-186) и написать сочинение по теме «Тайна Блудова болота»
1. Сказка — быль – это жанр литературы, в котором сочетается реальное и фантастическое
2. Сказка-быль «Кладовая солнца» – это повествование не столько о полезных ископаемых, сколько о людях, о их доброте, верности, щедрости, любви, – одним словом, духовности, человеческом отношении друг к другу, к природе. Писатель показывает, что важнейший смысл «правды жизни» заключается в единстве человека и природы, в родственном, мудром отношении к ней человека.
3. При написании сочинения следует обратить внимание на описание Блудова болота – глава VІІІ сказки-были
Выполни самостоятельно по образцу
Примерный план сочинения
I. Вступление. “Кладовая солнца” – сказка-быль.
II. Основная часть. Удивительная тайна Блудова болота.
1.“Великий храм природы”.
2.“Охотники за сладкой клюквой”.
3.Кладовые природы и человека.
III . Заключение. Смысл повествования о Блудовом болоте.
Работать над сочинением можно до 20.04.
Домашнее задание: дописать сочинение
Предварительный просмотр:
Приложение к уроку 79
Пояснение к сочинению по теме «Тайна Блудова болота»
Сказка-быль «Кладовая солнца» — самое известное произведение писателя. М.М. Пришвин написал её всего за месяц. Ей была присуждена первая премия. Время действия — послевоенные годы. Главные герои – осиротевшие дети: брат и сестра, Настя и Митраша. Заблудившиеся в лесу дети узнали тайны Блудова болота и поняли, что такое «кладовая солнца».
«Кладовой солнца» автор называет Блудово болото, в котором скопились огромные богатства торфа — прекрасного горючего материала, образовавшегося из остатков растений — детей солнца, сохранивших его тепло даже после смерти. Отсюда второе, более широкое толкование слов «кладовая солнца» — вся природа с её деревьями, цветами, птицами, зверьём и, главное, с человеком. Поэтому третье и основное, может быть, значение названия — сердце человека с его способностью любить. Доброта, сердечное тепло, неравнодушие ко всему — вот настоящее, истинное богатство!
1. Блудово болото — это таинственное и опасное место в произведении М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Тайна Блудова болота заключается в том, что на болоте есть Слепая елань — «гибельное место», в котором не сведущий, легкомысленный человек может погибнуть, что чуть не случилось с Митрашей из-за его беспечности. Так же на болоте есть «кладовые солнца», то есть залежи торфа, которые природа заготовила для человека. Но только знающему человеку она откроет двери своих «кладовых».
2. Настя и Митраша – главные герои повести М.М.Пришвина “Кладовая солнца”. В тяжелые годы войны дети осиротели, но родители оставались всегда примером для них. Подражая отцу и матери во всем, “умные детишки” вместе справились со всеми трудностями. (Перескажите историю детей (Насти и Митраши), отправившихся на Блудово болото)
3.В этом произведении природа олицетворяется: она может быть доброй к человеку, если он чтит её законы, а может погубить его, если он ими пренебрегает.
М.М. Пришвин описывает Блудово болото, с одной стороны, как сказочное место, где под ногами трясина, растут елочки-старушки, летает ворон, говорящий на своем языке, болото, враждебное человеку. С другой стороны, автор говорит от имени разведчиков природных богатств, что Блудово болото «со всеми огромными запасами горючего торфа есть кладовая солнца». «Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достается человеку в наследство». Писатель призывает беречь природное богатство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вашему вниманию я предлагаю урок литературы в 6 «В» классе по теме: «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна»Этот урок отн.
Урок литературы в 6 классе (разработка урока, презентация с творческими работами детей).
Уроки содержат: загадки по тексту, интересные задания, работу с художественными средствами текста.
Презентация составлена в помощь учителю на уроке литературного чтения в 7 классе школы-интерната для глухих детей.
Цели урока:Обучающие: Раскрыть метафоричность и символику языка произведения М.М. Пришвина «Кладовая солнца», разъяснить мысли писателя о главном законе жизни людей, о связи человека.
Данная презентация поможет в проведении заключительного урока по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца». На уроке учащиеся должны выяснить, каковы особенности сказки-были как.
Источник
Сочинение кладовая солнца
Ответ или решение 2
«Кладовая солнца» — один из рассказов М. Пришвина для детей. В нем он описывает послевоенную жизнь двоих сироток, Насти и Митраши, и случай, который произошел с ними во время сбора клюквы.
План сочинения
Сочинение по данному произведению будет строиться по следующему плану:
- Введение;
- Описание главных героев;
- Как поход за клюквой изменил жизнь детей;
- Смысл названия рассказа;
- Заключение.
Сочинение по рассказу «Кладовая солнца»
Недавно мной было прочитано произведение М. Пришвина «Кладовая солнца». Он оставил после себя очень приятные впечатления, поэтому мне хотелось бы рассказать о нем подробнее.
Главные герои истории — Настя и Митраша. Они сироты, оставшиеся после войны совсем одни. Автор с любовью отзывается о детях, упоминает их ласковые прозвища: «Золотая Курочка» и «Мужичок в мешочке». Настя — добрая и хозяйственная девочка, она одна управляется с домом и скотиной, а еще следит за братом. Митраша же во всем помогает сестре. Несмотря на юный возраст, он уже умеет делать посуду из дерева и дарит ее соседям или изготавливает на продажу. Больше всего рассказчика радует то, с какой любовью дети относятся друг к другу.
Самое важное событие, описываемое в рассказе, — это поход брата и сестры на болото за клюквой. Из-за глупой размолвки дети расходятся по разным тропинкам, и в итоге Митраша чуть было не гибнет в Слепой елани. Автор показывает, что оба героя были неправы. Настя пожадничала, собирая клюкву и совсем забыв о брате, а «Мужичок в мешочке» самонадеянно направился по компасу, не слушая сестру, и утонул бы в болоте, если бы его не спасла собака Травка.
В произведениях Пришвина природа всегда описывается по-особому. И в случае с этим рассказом автор использует одну большую метафору. Он сравнивает болото с кладовой солнца, куда доброе светило прячет настоящее богатство — торф, который используется людьми как топливо. В произведении также много описаний местных пейзажей и животных, позволяющих представить описываемые события как наяву.
В заключении мне хотелось бы сказать, что рассказ «Кладовая солнца» очень интересный и поучительный. Он показывает читателю, что нужно беречь своих близких и никогда не жадничать.
Источник
Уроки литературы в 6 классе по М.Пришвину «Кладовая солнца»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Уроки литературы и презентация к ним
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
М.Пришвин Сказка-быль «Кладовая солнца» | 39 КБ |
М. Пришвин «Кладовая солнца» | 63 КБ |
Презентация к двум урокам М. Пришвин «Кладовая солнца» | 935 КБ |
Предварительный просмотр:
«Анализ произведения М. Пришвина «Кладовая солнца» для 6 класса
- на основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев,
- анализировать поступки детей, их поведение в природе;
- повторить теорию литературы (портрет, эпитет, олицетворение);
- развивать мышление, устную речь, пополнять словарный запас.
Оборудование: иллюстрации к произведению, портрет М. Пришвина.
Тип урока: закрепление материала.
Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять.
I. Организационный момент.
II. Мотивация учебной деятельности, объявление темы, цели урока.
III. Работа над содержанием произведения.
1. Литературный диктант.
1. В каком году была написана сказка-быль? (В 1945 году)
2. Кто такой Антипыч? (Лесник)
3. Как в произведении называли волка? (Серый помещик)
4. По-народному какое-нибудь отменно приятное местечко в лесу. (Палестинка)
5. Топкое место в болоте ,всё равно,что прорубь на льду. (Елань)
6. Название болота, возле которого жили дети. (Блудово)
7. Имена главных героев. (Настя, Митраша)
8. Кто спас от смерти мальчика на болоте? ( Собака Травка)
9. От чьего имени ведётся повествование «Кладовой солнца»? (Разведчики болотных богатств)
10. Автор произведения. (Михаил Пришвин)
2. Проверка домашнего задания ( Читают составленный дома план) .
3. Фронтальная беседа с элементами выборочного чтения текста и пересказом.
- С самого начала произведения мы знакомимся с главными героями Настей и Митрашей. Рассказчик рисует нам портреты детей. Что называется портретом в литературном произведении? ( Описание внешности героя: его лица, фигуры, одежды ).
- Найдите в тексте портрет Насти.
- Прочитайте портрет Митраши.
- Зная некоторые способы выражения авторского отношения, нужно прежде всего остановиться на тех эпитетах и сравнениях, с помощью которых характеризуются дети. Что такое эпитет? ( Художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувсвовать отношение автора к нему ).
- Заметьте, автор Настю называет не «курицей», а «курочкой», этим выражает свою нежность к девочке. Помогает понять отношение автора к своим героям именно большое количество уменьшительно-ласкательных суффиксов. Веснушки сравнивает с золотыми монетками, волосы отливают золотом, не нос, а носик, вся она улыбчивая, похожая на весёлое солнышко. Не меньшей симпатией пользуется и брат. Что в его внешности больше всего подчёркивает писатель? ( Силу, упорство, настойчивость ).
- Нельзя не заметить «прямые» оценки рассказчика, в которых он высказывает своё сочувствие к детям, гордится ими, радуется их успехам.
«Они были очень милые…»
«…досталось, однако, детишкам бедным и большая забота…»
«Но очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились…»
«И какие это были умненькие детишки!»
«Не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как наши любимцы»
Докажите словами из текста, что Настя и Митраша отличаются трудолюбием, деловитостью, хозяйственностью. Они любят и помнят своих родителей.
«Точно так же, как и покойная мать…»
«Митраша выучился у отца…»
«Он (Митраша )хорошо, по-отцовски обернул вокруг ног портянки…»
«- Зачем тебе полотенце?- спросил Митраша.
-А как же?- ответила Настя. — Ты разве не помнишь, как мама за грибами ходила?»
«- Ты это помнишь, — сказал Митраша сестре, как отец нам говорил о клюкве…»
— Прочитайте начало отрывка «Ель и сосна»…
— Писатель наделяет явления природы в этом произведении признаками живых существ.
— Как называется такое изображение в литературе? (Олицетворение).
— Как именно злые силы природы мешают детям, стараются запугать, уйти из леса?
(Деревья зарычали, завыли, застонали).
— И наоборот, как добрая природа успокаивает детей, помогает им:
(Трава белоус показывала направление обхода елани)
— Как же дети ведут себя в лесу?
« Было совсем тихо в природе и дети, озябшие, до того были тихи…»
« Затаив дыхание, дети сидели на холодном камне, дожидаясь, когда к ним придут первые лучи солнца».
«Неподвижные сидели на камне».
— Остановимся на эпизоде «Спор детей о дороге», выясним, как себя ведёт каждый из них.
— Как ведут себя брат и сестра, оставшись наедине с природой?
— Почему Митраша становится пленником болота?
— Давайте прочитаем «загадочные» слова мудрого лесника Антипыча.
«…Ходите вы, ребята, одетые и обутые…»
— Что не договаривал лесник?
« Не знавши броду не лезьте в воду».
— Как понимаете эти слова?
— Митраша прямо полез в Слепую елань, проигнорировав двумя вещами. Какими?
(Предупреждение Насти и трава белоус).
— Увидев Травку и почувствовав надежду на спасение, Митраша уже не повторял ошибки, а действовал осторожно, обдуманно. Докажите это словами из текста.
«…И маленький человек остановил в себе большое сердце. Он замер в точном расчёте движения…»
— Вернёмся на дорогу, по которой шла Настя. Она выбрала правильную дорогу: не случайно именно она нашла клюквенную палестинку. Над чем заставляет нас задуматься Пришвин, изображая путь Насти? Найдите отрывок «Лесные ягоды», и нам станет понятно, что Пришвин подбирает «ласковые слова», чтобы передать ласковое отношение к при роде.
— Как же ведёт себя Настя среди такого богатства?
(Её охватывает жадность)
— Такая жадность не нравится писателю, он показывает великана-лося и говорит, что ему, такой громадине хватает осиновой корочки и лепестков болотного трилистника.
«Откуда же у человека при его могуществе берётся жадность даже к кислой ягоде клюкве?» — с упрёком спрашивает Пришвин.
— Что же заставило девочку осознать свой поступок? ( Встреча со змеёй )
— Что же Насте представилось?
…будто это она там, на пне…
— Девочка глубоко переживает случившееся и дальнейшими действиями…( больным детям отдала всю целебную ягоду ).
Пути открывателей и осваивателей нужны и полезны людям, но сила и красота проявляется в полной мере только тогда, когда на выбранном пути он следует высшему долгу — быть полезным другим. Отступление от этого делают несчастным прежде всего самого человека.
— Настя кричала, Митраша слышал её крик и ответил ей, но почему же девочка ничего не услышала? ( Порыв ветра унёс крик в другую сторону ).
— Расскажите, что же случилось, когда Митраша выбрался из Слепой елани. ( Убил волка ).
— Как же вели себя соседи, когдау3слышали рёв голодной скотины?
— Чему удивились все?
— Как теперь стали называть «мужичка в мешочке»? ( Героем ).
— Теперь осталось сказать, кто же такие рассказчики. Прочитайте.
— Так что же такое кладовая солнца? ( Это не только Блудово болото со своими запасами горючего торфа, это вся природа и человек — «мудрый хозяин».)
Соединяя жизнь людей и природы, Пришвин выражает свою главную мысль: Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять. ( Это эпиграф к уроку, его записываем в тетрадь ).
V. Домашнее задание:
1. Подумайте, почему «Кладовая солнца» называется сказкой-былью?
2. Пересказать близко к тексту одно из описаний природы.
3. Нарисовать иллюстрации «У лежачего камня», «Ель и сосна на Блудовом болоте».
Предварительный просмотр:
Тема урока : М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши.
Тип урока : урок анализа эпического произведения
Триединая задача :1 ) научить раскрывать характеры героев через их поступки, видеть отношение автора; излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать; 2) воспитывать культуру речевого общения, любовь к родному слову, родной природе; 3) развивать умение анализировать текст, мотивировать свои суждения.
Оборудование: портрет М.Пришвина, текст сказки-были, компьютер, проектор;
карточки с заданиями для групповой работы;
II. Проверка домашнего задания
Мы продолжаем работать с текстом сказки-были М.Пришвина «Кладовая солнца». Сегодня в центре нашего внимания будут главные герои произведения – Настя и Митраша. Какие положительные и отрицательные черты характера вы отметили, составляя их сравнительную характеристику?
Учащиеся рассказывают по таблице, составленной дома о героях произведения. (На слайде – иллюстрации с изображениями героев)
Положительное в характере
Отрицательное в характере
Общее в характере
Мы видим, какие они разные. Говоря об авторском отношении к героям, мы отмечали, с помощью каких средств оно передаётся. Но вот между героями возникает спор, конфликт. Кто прав в этом споре? На чьей стороне автор? Об этом мы сегодня будем говорить на уроке. Поставьте для себя цель урока. Чему вы хотите научиться, что выяснить, что узнать?
1) Расскажите, почему возник конфликт между детьми?
Обращаем внимание, что конфликт намечается ещё во время сборов детей за ягодами. Митраша вспоминает о палестинке и очень хочет попасть туда, где «ещё никто не бывал», а Настя боится угодить в Слепую елань, «страшное место».
2) Кто прав – Настя или Митраша? На чьей стороне рассказчик?
Давайте попробуем осмыслить поступки детей, попытаемся понять их, понять те чувства, которые они испытывали, понять, о чём переживали, думали, когда делали свой выбор. Я предоставляю слово вам, чтобы вы попытались объяснить, кто же прав – Настя или Митраша, на чьей вы стороне. Бернар Шоу говорил: «Если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи». Но может быть, столкновение взглядов породит и нечто третье? Давайте обменяемся мнениями и посмотрим, к какому выводу мы придём.
4) Обмен мнениями. (Демонстрационная таблица поможет учащимся правильно сформулировать свои мысли (См. Приложение 1)
Обращается внимание на таблицу с правилами ведения спора (см. Приложение 2)
5) Учащиеся высказывают свою точку зрения по данному вопросу, приводят доказательства из текста сказки-были, из своих личных наблюдений. В обсуждении затрагивают вопросы:
— Что заставило Митрашу пойти (Настю не пойти) по неизведанной тропе?
Митраша – мужчина, исследователь, ищет палестинку; он отважный, смекалистый; догадывается, как сократить дорогу, хочет всё решить сам. Настя боится, не может решиться сойти с широкой, плотной тропы, но брата убедить не смогла и рассердилась. Дети поссорились.
6) Учитель: Я не поддерживаю ни одну из сторон. Предлагаю вам разобраться в случившемся, внимательно проследив за мыслью рассказчика. Проследим за героями с самого начала их пути.
V. Работа в группах.
Дифференциация на этом этапе работе связана с интересами учащихся, уровнем развития речи и навыков исследования, умением выделять авторскую позицию, применять знания по теории литературы при анализе произведения. В группах идёт оценка деятельности каждого.
1 группа (Уровень деятельности группы поисковый)
1)Проследить путь Насти и Митраши по Блудову болоту и составить карту. Как автор описывает Блудово болото? Какой смысл вкладывает он в слова «кладовая солнца»?
2 группа (Уровень деятельности группы репродуктивный)
1) Приготовиться к выразительному чтению отрывков «Ель и сосна» и «Тетерев-Косач».
Какое впечатление производят эти картины природы? Как ведут себя дети в лесу?
3 группа (Уровень деятельности группы частично-поисковый с обобщениями)
Перечитайте эпизод «Спор детей о дороге». Разыграть спор между Настей и Митрашей. Как ведёт себя каждый из них? Как природа помогает понять настроение спорящих?
4 группа (Уровень деятельности группы частично-поисковый с обобщениями)
Вслед за Митрашей. Как ведёт себя Митраша, оставшись один?
Объясните «загадочные» слова мудрого лесника Антипыча («Ходите вы, ребята, одетые и обутые. Ходили бы голенькие и разутые» — гл.8)
5 группа (Уровень деятельности группы частично-поисковый с обобщениями)
Вслед за Настей. Почему Настя забыла о брате? Какая природа окружает её? Над чем заставляет нас задуматься Пришвин, изображая «путь» Насти?
- Отчёты о деятельности групп.
По ходу ответов идёт беседа, демонстрируются слайды с изображениями картин иллюстраций к произведению.
1 группа представляет карту Блудова болота.
Учащиеся говорят о том, что Блудово болото, с одной стороны, это сказочное место, где под ногами трясина, растут ёлочки-старушки, летает ворон, говорящий на своём языке, болото, враждебное человеку. С другой стороны, автор говорит от имени разведчиков природных богатств, что Блудово болото “со всеми огромными запасами горючего торфа есть кладовая солнца”. “Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достаётся человеку в наследство”. В словосочетание “кладовая солнца” автор вкладывает большое значение. Пришвин был агрономом, биохимиком, исследователем, следил за развитием современной ему науки. В простой и ясной форме автор рассказывает о серьёзных естественнонаучных открытиях. Солнце отдаёт своё тепло растениям, растения отмирают и падают на дно болота, и там накапливается постепенно слой торфа. Торф — это природное богатство, которое жизнь на земле копила веками. Но целебная клюква, деревья и травы, животные и птицы этого болота — это тоже кладовая природы.
2 группа представляет выразительное чтение наизусть (подготовленное домашнее задание) предложенных отрывков.
Учащиеся говорят о том, что в отрывке «Ель и сосна» всё вокруг очень мрачно. Деревья борются за жизнь, а злой ветер натравливает их друг на друга. Страшная картина, но и жалко ель и сосну.
Вопрос: Писатель наделяет явления природы в этом произведении признаками живых существ. Как называется такое изображение в литературе? (Олицетворение).
Для чего автор использует этот приём? (С помощью олицетворений писатель наделяет явления природы признаками живых существ, делает их как бы действующими лицами, которые принимают активное участие в жизни детей. Злые силы природы стараются запугать, заставить уйти из леса. Добрая природа успокаивает детей, помогает им)
В отрывке «Тетерев-косач» Пришвин показывает удивительную красоту природы.
3 группа инсценирует спор между детьми, рассказывают о поведении детей в этой ситуации.
Говоря об изображении природы, отмечают, что картина прекрасного утра внезапно меняется, словно подготавливая читателей к предстоящим осложнениям во взаимоотношениях героев. Учащиеся зачитывают отдельные фрагменты текста, показывающие реакцию природы на спор детей.
Учитель: Автор как бы говорит: человек близок к природе, он отражается в ней, как в зеркале, со своими добрыми и злыми намерениями. И стоит человеку хотя бы на миг забыть о своём высоком человеческом назначении, как он уподобляется стихийным силам природы, где зло рождает ещё большее зло.
Учащиеся рассказывают о смелом Митраше, который уверенно шагает, не обращая внимания на предвестников беды; о старушках-ёлочках, мешающих продвижению Митраши, о воронах, которые только и ждут, «что, может быть, скоро будет пожива».
Вопрос: Почему Митраша всё же становится пленником болота?
«Загадочные» слова мудрого лесника Антипыча. Как понимаете эти слова?
Митраша прямо полез в Слепую елань, проигнорировав двумя вещами. Какими? (Предупреждение Насти и трава белоус). Увидев Травку и почувствовав надежду на спасение, Митраша уже не повторял ошибки, а действовал осторожно, обдуманно. Докажите это словами из текста. ( «…И маленький человек остановил в себе большое сердце. Он замер в точном расчёте движения…»)
Учащиеся рассказывают о Насте. Она пошла по протоптанной тропе, по которой “все люди ходят”, но потом всё же незаметно для себя свернула с неё. Оставшись одна, она увлеклась сбором клюквы и забыла о Митраше. Пришвин, изображая путь Насти, подбирает «ласковые» слова, чтобы передать своё отношение не к Насте, а к природе. (Ребята доказывают это текстом) Говорят о том, что Настю охватывает азарт собирателя и жадность. Такая жадность не нравится писателю, он показывает великана-лося и говорит, что ему, такой громадине хватает осиновой корочки и лепестков болотного трилистника. «Откуда же у человека при его могуществе берётся жадность даже к кислой ягоде клюкве?» — с упрёком спрашивает Пришвин. В этой жадности Настя перестала быть человеком и превратилась в обыкновенное лесное животное. Этим автор хочет сказать, что человек в жадности теряет истинно человеческие качества.Только встреча со змеёй заставила девочку осознать свой поступок, задуматься над тем, какие вокруг опасности и как, должно быть, трудно Митраше, который выбрал незнакомый путь. Девочка глубоко переживает случившееся.
Так кто же прав – Настя или Митраша? Почему смогла произойти такая беда с детьми? На чьей стороне автор? Что осуждает он в поведении детей?
(Дети забыли о волшебных свойствах человеческой доброты, любви и ответственности. Каждый в минуту ссоры думал только о себе. Ранее терпеливая Настя рассердилась на брата, осталась на своей тропинке, забыла, что у Митраши нет с собой еды. А он не прислушался к словам сестры, что чуть не привело к трагедии. «Правду жизни» им помогает понять Травка, которая, «почуяв беду человеческую… подошла к рыдающей Насте и лизнула её солёную от слёз щеку». Травка спасла и Митрашу. Травка – напоминание о любви и верности, о необходимости быть терпеливым и заботиться о близких).
Сказкой-былью писатель выражает мечту о нравственном совершенствовании человека, о его душевной красоте, славит человека с большим сердцем, умного хозяина природы. Свою мысль Пришвин выражает во многих поэтических картинах, показывающих единство человека с природой . Вот, например, одна из них.
«Бывает, наклонишься в лесу к тихой заводи ручья и там, как в зеркале, увидишь : весь-то, весь человек, большой, прекрасный, как для Травки Антипыч, из-за твоей спины наклонился и тоже смотрится в заводь, как в зеркало. И так он прекрасен там, в зеркале, со всею природой, с облаками, с лесами, и солнышко там внизу тоже садится, и молодой месяц показывается, и частые звёздочки»
- Подведение итогов. Рефлексия.
Достигли ли вы своей цели? Какие вопросы остались для вас нераскрытыми? Выставление оценок в группах.
1) Написать сочинение-миниатюру на тему:
- Что я узнал о жизни, прочитав «Кладовую солнца»?
- Какие мысли навеяло мне произведение «Кладовая солнца»? (Тему миниатюры ребята выбирают по желанию).
2) Индивидуальное задание: Сказка и быль в произведении Пришвина (исследуя текст, выявить элементы сказки и были)
Правила ведения спора.
1. Хорошо продумывай свою будущую речь.
«Сперва подумай, а потом скажи!» (В.Даль)
2. Высказывая своё мнение, строй ответ просто, чётко, ясно и доказательно. Помни, что лучшим доказательством или способом опровержения являются точные и бесспорные факты. Если доказана ошибочность вашего мнения, имейте мужество признать правоту своего «противника».
« Много говорить и много сказать не есть одно и то же». (Софокл)
3. Будьте тактичны в разговоре, следите за интонацией.
«Доказывая своё мнение и опровергая другие, если они ошибочны, будь
сдержан как в словах, так и в выражениях». (Ф.Честерфилд)
4. Умейте выслушать другого, уяснить его позицию, уважайте мнение товарищей, не прерывайте выступающего.
«Существует только один способ стать хорошим собеседником – уметь слушать». (К.Морли)
5. Избегайте поспешных выводов, старайтесь понять точку зрения собеседника и ход его мыслей до конца.
Источник