Меню

План сочинения по произведению кладовая солнца 6 класс

Классное сочинение-зарисовка по сказке-были «Кладовая солнца».
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Маршрутный лист дистанционного урока «Классное сочинение-зарисовка по сказке-были «Кладовая солнца»

Скачать:

Вложение Размер
Маршрутный лист дистанционного урока по теме «Классное сочинение по сказке-были М. Пришвина»Кладовая солнца» 22.36 КБ
Пояснение к сочинению 18.19 КБ

Предварительный просмотр:

Маршрутный лист урока

Тема: Тв. работа № 10. Классное сочинение-зарисовка по сказке-были «Кладовая солнца».

Учебник – Литераура 6 класс Г.С. Меркин , с.156-186

Перечитать сказку-быль М.М. Пришвина «Кладовая солнца» (с.156-186) и написать сочинение по теме «Тайна Блудова болота»

1. Сказка — быль – это жанр литературы, в котором сочетается реальное и фантастическое

2. Сказка-быль «Кладовая солнца» – это повествование не столько о полезных ископаемых, сколько о людях, о их доброте, верности, щедрости, любви, – одним словом, духовности, человеческом отношении друг к другу, к природе. Писатель показывает, что важнейший смысл «правды жизни» заключается в единстве человека и природы, в родственном, мудром отношении к ней человека.

3. При написании сочинения следует обратить внимание на описание Блудова болота – глава VІІІ сказки-были

Выполни самостоятельно по образцу

Примерный план сочинения

I. Вступление. “Кладовая солнца” – сказка-быль.

II. Основная часть. Удивительная тайна Блудова болота.

1.“Великий храм природы”.

2.“Охотники за сладкой клюквой”.

3.Кладовые природы и человека.

III . Заключение. Смысл повествования о Блудовом болоте.

Работать над сочинением можно до 20.04.

Домашнее задание: дописать сочинение

Предварительный просмотр:

Приложение к уроку 79

Пояснение к сочинению по теме «Тайна Блудова болота»

Сказка-быль «Кладовая солнца» — самое известное произведение писателя. М.М. Пришвин написал её всего за месяц. Ей была присуждена первая премия. Время действия — послевоенные годы. Главные герои – осиротевшие дети: брат и сестра, Настя и Митраша. Заблудившиеся в лесу дети узнали тайны Блудова болота и поняли, что такое «кладовая солнца».

«Кладовой солнца» автор называет Блудово болото, в котором скопились огромные богатства торфа — прекрасного горючего материала, образовавшегося из остатков растений — детей солнца, сохранивших его тепло даже после смерти. Отсюда второе, более широкое толкование слов «кладовая солнца» — вся природа с её деревьями, цветами, птицами, зверьём и, главное, с человеком. Поэтому третье и основное, может быть, значение названия — сердце человека с его способностью любить. Доброта, сердечное тепло, неравнодушие ко всему — вот настоящее, истинное богатство!

1. Блудово болото — это таинственное и опасное место в произведении М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Тайна Блудова болота заключается в том, что на болоте есть Слепая елань — «гибельное место», в котором не сведущий, легкомысленный человек может погибнуть, что чуть не случилось с Митрашей из-за его беспечности. Так же на болоте есть «кладовые солнца», то есть залежи торфа, которые природа заготовила для человека. Но только знающему человеку она откроет двери своих «кладовых».

2. Настя и Митраша – главные герои повести М.М.Пришвина “Кладовая солнца”. В тяжелые годы войны дети осиротели, но родители оставались всегда примером для них. Подражая отцу и матери во всем, “умные детишки” вместе справились со всеми трудностями. (Перескажите историю детей (Насти и Митраши), отправившихся на Блудово болото)

3.В этом произведении природа олицетворяется: она может быть доброй к человеку, если он чтит её законы, а может погубить его, если он ими пренебрегает.

М.М. Пришвин описывает Блудово болото, с одной стороны, как сказочное место, где под ногами трясина, растут елочки-старушки, летает ворон, говорящий на своем языке, болото, враждебное человеку. С другой стороны, автор говорит от имени разведчиков природных богатств, что Блудово болото «со всеми огромными запасами горючего торфа есть кладовая солнца». «Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достается человеку в наследство». Писатель призывает беречь природное богатство.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вашему вниманию я предлагаю урок литературы в 6 «В» классе по теме: «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна»Этот урок отн.

Урок литературы в 6 классе (разработка урока, презентация с творческими работами детей).

Уроки содержат: загадки по тексту, интересные задания, работу с художественными средствами текста.

Презентация составлена в помощь учителю на уроке литературного чтения в 7 классе школы-интерната для глухих детей.

Цели урока:Обучающие: Раскрыть метафоричность и символику языка произведения М.М. Пришвина «Кладовая солнца», разъяснить мысли писателя о главном законе жизни людей, о связи человека.

Данная презентация поможет в проведении заключительного урока по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца». На уроке учащиеся должны выяснить, каковы особенности сказки-были как.

Источник

Сочинение по произведению Кладовая Солнца Пришвина (6 класс)

В произведении «Кладовая солнца» описана жизнь двух детей сирот – Митраши и Насти. Митраша – десятилетний мальчик, небольшого роста и крепкого телосложения, за что его прозвали «мужичок в мешочке». Настя – высокая, веснушчатая девочка, двенадцати лет, автор сравнивает ее с «золотой курочкой». Оставшись без родителей, дети, несмотря на возраст, смогли своими силами управляться с хозяйством. Это – сказка-быль, потому, что в ней говорится о реальной жизни в послевоенное время. А элементы сказочного мира тесно переплетены с настоящей жизнью.

Однажды брат и сестра отправляются за клюквой, еще не осознавая какие опасные приключения ожидают их. На одной из развилок дорог дети повздорили и разошлись по разным дорожкам. Настя предпочла хорошо протоптанную тропу, а Митраша решил рискнуть, пойдя по узкой тропке. Настя насобирала полную корзину клюквы, а в это время ее брат угодил в болото. Митраша мог погибнуть, если бы к нему не подошла собака Травка, которая искала своего человека. Как только Митраша выбрался из болота, его ждал волк, но мальчик не испугался и убил опасного зверя выстрелом из ружья. Сестра услышала выстрел и быстро нашла брата, так дети наконец воссоединились и помирились. Мальчик стал маленьким героем, убившим старого волка. Волк Серый Помещик задрал много скота, но никому долгое время не удавалось одолеть.

М.М. Пришвин еще раз доказывает известную истину, говорящую о том, что собака – друг человека, на примере Травки. Автор описывает ее как преданную собаку, настолько скучающую по своему хозяину Антипычу, что она готова видеть его в других людях. К охоте ее подстегивает только голод, ведь служить ей больше некому, но очень хочется.

Кладовой солнца М. М. Пришвин называет природу. Она откроет свои сокровища тому, кто по-настоящему поймет ее ценность, и будет относиться к ней бережно, с уважением. Это должен быть храбрый, умный, добрый человек. Ведь природа у Пришвина одновременно и красива, и опасна, поэтому человеку нужно научиться жить в гармонии с ней. Образ природы в сказке-были наделен человеческими качествами: у елочек есть руки, птицы разговаривают, деревья стонут. Картины, нарисованные Пришвиным в произведении, поистине прекрасны, читателю даже кажется, будто он сам сейчас находится в лесу.

«Кладовая солнца» – уникальное в своем роде произведение: здесь и кладезь житейской мудрости, и любовь к природе, и пример красоты человеческой души.

2 вариант

Мне очень понравилось это произведение, хотя мне показалось, что оно сложное. Сложность его в том, что там много очень о природе. И не просто про её красоту, пользу – торфяные болота, то есть ту самую кладовую солнца, а про всяких птиц и зверей. Сколько там их! И у каждого свое название, своя манера. Они часто там друг с другом будто разговаривают… Это даже больше похоже на сказку!

Ещё там размышляла собака За-травка. Она скучала по своему старому леснику, охотилась на зайцев, но всё время рисковала, что на неё саму будет охотиться волк. Его люди называли серым Помещиком – самым страшным волком в округе. В рассказе он тоже герой как будто, но в финале Митраша его убивает из ружья. Почти случайно, хотя очень правильно, а то волк и его, и Травку, и сестру Настю бы съел. И все восхищаются этим маленьким мужичком. Раньше смеялись, что он такой серьезный. Куртка отца ему как пальто… Но Митраше пришлось повзрослеть, как и его старшей сестре, так как они потеряли родителей. Сначала им соседи помогали, а после брат с сестрой стали самостоятельными. Такими, что сами за клюквой, которая более сладкая весной, пошли. Вот если бы не поругались! Но спор вышел на развилке. Сестра была за проторенную тропу, а брат – за тропку, по которой вроде как папа советовал ходить (с компасом).

И дальше так захватывает, как в остросюжетном фильме! Тут Митраша тонет в болоте, Настя его потеряла – бегает и ищет, Травка пытается ему помочь, волк рядом рыскает. А с собакой такая история. Она не понимала, как спасти мальчика, а он её подманивал, даже обманывал, чтобы схватить за ногу – вытащить себя из болота. Тут нельзя было, чтобы Травка и бросилась на шею обниматься, то есть облизывать лицо, но нельзя, чтобы она убежала. Тут Митраша сообразил, как правильно её подманить!

Ещё мне понравился портрет героев. Я бы их нарисовала! Они были рыжими, все в веснушках, только носы белые почему-то. Может, пытались отбелить кожу каким-нибудь кремом, а он сжег немного нос – вот он и облез! И собаку Травку. И, может быть, старого лесника, который обещал ей секрет передать. Но вроде так и сделал, поэтому всё хорошо закончилось. И я рада за детей, которые и выжили, и помирились!

Также читают:

Картинка к сочинению По рассказу Кладовая Солнца

Популярные сегодня темы

Софья Васильевна Ковалевская — первая женщина профессор и математик. С самого детства отличалась гибким умом и особой тягой к уравнениям и различным формулам. Является выдающимся ученым того времени

События истории в данном произведении были отражены таким образом, что автор полностью сопоставил их с происходящими в нем действиями. За основу сюжета произведения взяты реальные исторические личности

Приближается Новый год. Это волшебная пора, которая делает всех немного добрее, ласковее и заставляет поверить в сказку. Она растапливает сердца даже самых чёрствых снобов

Одним из положительных героев романа «Преступление и наказание» является Порфирий Петрович. Тридцатипятилетний пристав следственных дел.

Рассказ Б. Васильева «Великолепная шестерка» — это печальная история из жизни пожилого человека, у которого за плечами военные годы, великие награды, события, о которых должны помнить молодые поколения.

Источник

Сочинение кладовая солнца

Ответ или решение 2

«Кладовая солнца» — один из рассказов М. Пришвина для детей. В нем он описывает послевоенную жизнь двоих сироток, Насти и Митраши, и случай, который произошел с ними во время сбора клюквы.

План сочинения

Сочинение по данному произведению будет строиться по следующему плану:

  1. Введение;
  2. Описание главных героев;
  3. Как поход за клюквой изменил жизнь детей;
  4. Смысл названия рассказа;
  5. Заключение.

Сочинение по рассказу «Кладовая солнца»

Недавно мной было прочитано произведение М. Пришвина «Кладовая солнца». Он оставил после себя очень приятные впечатления, поэтому мне хотелось бы рассказать о нем подробнее.

Главные герои истории — Настя и Митраша. Они сироты, оставшиеся после войны совсем одни. Автор с любовью отзывается о детях, упоминает их ласковые прозвища: «Золотая Курочка» и «Мужичок в мешочке». Настя — добрая и хозяйственная девочка, она одна управляется с домом и скотиной, а еще следит за братом. Митраша же во всем помогает сестре. Несмотря на юный возраст, он уже умеет делать посуду из дерева и дарит ее соседям или изготавливает на продажу. Больше всего рассказчика радует то, с какой любовью дети относятся друг к другу.

Самое важное событие, описываемое в рассказе, — это поход брата и сестры на болото за клюквой. Из-за глупой размолвки дети расходятся по разным тропинкам, и в итоге Митраша чуть было не гибнет в Слепой елани. Автор показывает, что оба героя были неправы. Настя пожадничала, собирая клюкву и совсем забыв о брате, а «Мужичок в мешочке» самонадеянно направился по компасу, не слушая сестру, и утонул бы в болоте, если бы его не спасла собака Травка.

В произведениях Пришвина природа всегда описывается по-особому. И в случае с этим рассказом автор использует одну большую метафору. Он сравнивает болото с кладовой солнца, куда доброе светило прячет настоящее богатство — торф, который используется людьми как топливо. В произведении также много описаний местных пейзажей и животных, позволяющих представить описываемые события как наяву.

В заключении мне хотелось бы сказать, что рассказ «Кладовая солнца» очень интересный и поучительный. Он показывает читателю, что нужно беречь своих близких и никогда не жадничать.

Источник

Конспект урока «Подготовка к домашнему сочинению по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

Тема. Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

· продолжить работу по обучению написанию сочинений на литературную тему;

· развивать речь учащихся, навыки грамотного письма;

· воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

Оборудование: тексты произведений сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

І. Работа по подготовке к сочинению.

1. Сообщение темы, цели, плана урока.

2. Вступительное слово учителя.

3. Обсуждение предложенных тем, выбор нескольких тем для сочинения.

· Человек и природа в сказке-были.

· Кладовые нашей души.

· Тайна Блудова болота.

· Одиннадцатилетний герой в оценке автора.

· Происшествие в Слепой елани.

· Приключения “Мужичка в мешочке” и Золотой Курочки.

· Великая сила дружбы и любви.

· История Травки и Антипыча.

· Смысл заглавия повести “Кладовая солнца”.

· “И какие это умные детишки!” (М.Пришвин).

· Дружба Насти и Митраши.

· Собака – друг человека.

· События на палестинке.

4.Составление плана. Коллективная работа-составление плана по одной из тем.

Тайна Блудова болота.

I.“Кладовая солнца” – сказка-быль.

II.Удивительная тайна Блудова болота.

1.“Великий храм природы”.

2.“Охотники за сладкой клюквой”.

3.Кладовые природы и человека.

III. Смысл повествования о Блудовом болоте.

5. Работа в группах.

Создается 3 группы в соответствии с выбранной темой для сочинения, которая записывается в тетради, затем идет обсуждение и анализ темы в группе, составление сложного плана, подбор эпиграфа. Чтение, коррекция плана, запись в тетрадь.

Кладовые нашей души.

I.Смысл названия повести “Кладовая солнца”.

II. Кладовые души – истинное богатство человека.

1.Природные запасы – кладовая солнца.

2.Сокровища человеческой души:

б) доброта и щедрость;

в) преданность и дружба;

г) знание природы и любовь к ней.

III. Спасибо автору за мудрость и веру в человека.

Приключения “Мужичка в мешочке” и Золотой Курочки.

I. Главные герои сказки-были “Кладовая солнца”.

II. Поход Насти и Митраши на сказочную палестинку за клюквой.

1.Рассказ о ели и сосне, растущих вместе.

2.Ссора детей у Лежачего камня.

3.Опасный путь “Мужичка в мешочке”.

4.Трудные испытания Золотой Курочки.

5. Великая сила любви.

III. Отношение автора к “умным детишкам”.

I. М.М.Пришвин – знаток русской природы (автор сказок о природе).

II. Сказочные истории в повести “Кладовая солнца”.

1.Рассказ о ели и сосне, растущих вместе.

2. Большой черный пень – чудо-домик.

3.Повествование о лесных ягодах – сказочная энциклопедия.

III. Роль “сказок” в раскрытии идейного смысла произведения.

6. Подбор эпиграфа к теме.

Возможные эпиграфы к сочинениям (рекомендации учителя), выбор эпиграфа к теме.

•Все прекрасное на земле – от солнца, а все хорошее – от человека. (М.Пришвин)

•Друзья в несчастье познаются. (Пословица)

•Птица сильна крыльями, а человек – дружбой. (Пословица)

•Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться… (Н.Рыленков)

•В одиночку слабы, вместе сильны. (Пословица)

•Спешите делать добрые дела. (А.Яшин)

•Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь! (Н.Заболоцкий.)

•Только любовью держится и движется жизнь. (И.Тургенев)

7. Коллективное толкование слов и выражений.

— Каков смысл названия “Блудово болото”?

а) (буквальное понимание)

Название болота, в котором можно заблудиться.

б) (скрытый подтекст)

Заблудиться, то есть отступить от высоких общечеловеческих понятий добра, любви, веры.

— К слову “храм” (храм природы) подберите синонимы, подчеркните те из них, которые помогают понять его смысл в тексте (церковь, обитель, здание, монастырь, священное место для богослужения…).

— Подумайте, чем отличаются понятия “храм природы”, “кладовые природы”, “кладовые души”.

“Храм природы” — место общения человека с Творцом, постижение высоких истин, духовных заветов.

“Кладовые природы” — запасы торфа (других полезных ископаемых).

“Кладовые души” — навственные богатства человека.

— Подберите эпитеты к слову “душа”.

Душа может быть….. (прекрасной, открытой, щедрой, богатой, светлой, доброй, отзывчивой, радостной, искренней; больной испуганной, взволнованной, беспокойной, низкой…).

— Вспомните толкование слов “Лежачий камень”, “Слепая елань”, “палестинка”.

— Как вы понимаете смысл загадочных слов старого лесника Антипыча о правде?

8. Осмысление понятия “идея”.

Записи в ходе беседы:

а) Идея произведения – главная мысль автора. (А.П.Чехов “Идея – суть произведения”).

б) Идея (основная мысль) сочинения (это прямой ответ на поставленный темой вопрос).

в) Идея повести “Кладовая солнца”.

Самое трудное, — говорит автор, — победить не внешнее зло, а что-то плохое в самом себе, в своей душе и жить в любви со всеми в мире. Душа каждого – это кладовая добра.

9. Написание вариантов вступления по выбранной теме.

Михаил Михайлович Пришвин в своих произведениях писал не только о людях, но и воспевал природу. Он является известным мастером, изображающим пейзаж… В сказке-были “Кладовая солнца” писатель рассказал нам о дружбе Насти и Митраши, о преодолении ими многих трудностей.

Настя и Митраша – главные герои повести М.М.Пришвина “Кладовая солнца”. В тяжелые годы войны дети осиротели, но родители оставались всегда примером для них. Подражая отцу и матери во всем, “умные детишки” вместе справились со всеми трудностями.

М.М.Пришвин написал прекрасную сказку-быль “Кладовая солнца”. В ней он показал красоту и богатство не только природы, но и человека. Чтобы стать духовно богатой личностью, нужно с детства выбирать те дороги, которые ведут к правде, добру, любви. Настя и Митраша, попав в беду на Блудовом болоте, постигли эту великую тайну жизни.

10. Ответ на вопрос: “Чему научил меня автор своим произведением?”

Возможные варианты ответов:

•Всем произведением автор утверждает: дружба – великая сила.

•Сказка-быль заставляет задуматься об отношении друг к другу, к миру вокруг нас, учит любви к природе.

•Пришвин говорит о том, что человек должен создавать свою кладовую души, духовно расти.

•Повесть учит многому: честности, смелости, трудолюбию, жизненной стойкости, дружбе.

•М.М.Пришвин говорит, что в жизни нужно уступать друг другу, уметь прощать.

ІI. Подведение итогов урока.

Подготовить сообщение о символическом значении образа звезды в народной традиции.

Подготовить выставку, посвященную жизни и творчеству Н.М. Рубцова (фотографии поэта разных лет, памятника Н.М. Рубцову работы В.М. Клыкова, репродукция графического портрета Н.М. Рубцова работы В.А. Сергеева и др.)

Источник

Читайте также:  Солнце телеком кабельное телевидение
Adblock
detector