План рассказа Кладовая солнца Пришвина
Краткое содержание сказки-были «Кладовая солнца»:
Во всех болотах скрыто большое богатство. Болота сохраняют остатки погибших растений. В них накапливается торф, пропитанный энергией солнца. Поэтому болота можно назвать «кладовыми солнца». И наша история случилась вблизи Блудова болота.
В одном из деревенских домов жили сироты брат и сестра. Насте было двенадцать, а Митраше – десять. Настя была высокой и с веснушками. А Митраша невелик ростом, но плотный и сильный. Когда дети осиротели, им помогали соседи. А после дети начали самостоятельно вести хозяйство.
Наступила весна, и дети пошли за клюквой на болото. Митраша взял ружьё и компас, а Настя корзину с едой. Дети знали от родителей, что в Блудовом болоте есть замечательная поляна, на которой много ягоды. И ребята приняли решение пойти именно туда.
Отправились в дорогу ребята ранним утром. Да спорить начали брат с сестрой: какой тропой пойти. Митраша хотел пойти северной тропой, по которой не решались ходить люди. А Настя спорила за более безопасный путь. Поссорились ребята, и каждый пошёл так, как считал правильным.
Недалеко от развилки начала выть от тоски собака Травка. Её хозяин умер, и она жила сама по себе. Услышал этот вой Серый Помещик – самый страшный волк. Но тут Травка побежала за зайцем, но почувствовала людской запах. По этому следу она и помчалась.
И вот Митрашё тропа привела к Слепой елани. Мальчик захотел сократить путь, потому что видел прекрасную поляну. Но он не знал, что это самое опасное место болота. Митраша зашёл уже довольно далеко, как болото его засосало. Не прошло и секунды, как провалился мальчик по самый пояс. Настя кричала брату, он отзывался, но сестра его не слышала.
Девочка всё ещё шла своей дорогой и увидела много клюквы. Она совершенно забыла про брата и принялась собирать ягоду. Вспомнила она про Митрашу лишь вечером. Тут Настя увидела Травку. Собака вновь побежала за зайцем и прибежала на Слепую елань.
Мальчик увидел собаку и быстро придумал план спасения. Он позвал Травку, собака доверчиво подошла к Митраше. Он схватил Травку за лапы, собака дёрнулась и вытащила его из болота.
Митраша был слишком голоден и собирался застрелить зайца, как неподалёку увидел волка. Набрался смелости мальчик, выстрелил и убил Серого Помещика. На громкий звук примчалась Настя. Детям пришлось ночевать на болоте, а с рассветом они вернулись в деревню с целой корзиной клюквы и всем рассказали про волка. Не все верили. Но потом люди пошли на болото и принесли тело волка.
Считали Митрашу после этого героем. Мальчик уже вырос, а Настя чувствовала вину за то, что забыла о брате. Всю ягоду ребята отдали детям, которые были во время войны в Ленинграде.
Также читают:
Картинка к сочинению план рассказа Кладовая солнца
Популярные сегодня темы
Заканчиваются холода, наступает тот миг, когда все живое наконец-то просыпается и готовится вдохнуть теплый воздух. Первые ростки начинают шевелиться. Ветви берез потихоньку сбрасывают с себя ледяные оковы.
Эпохальный роман “Тихий Дон”, рассказывающий о значительном для казачества послереволюционном периоде, раскрывает достаточно много, по своему уникальных, женских образов. Что наиболее интересно, женщины в романе, сравниваются с разными растениями
Дисциплина, пожалуй, одно из тех слов, которые так часто могут употреблять учителя в разговорах со своими учениками, напоминая им о том, как надо себя вести, или родители, когда говорят
«Я пошёл в пятый класс в сорок восьмом году». «Но едва я остался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне»
Образ главного героя не имел прототипа и был собирательным. Возможно поэтому каждый читатель может в каких-то моментах узнать себя или кого-то из знакомых.
Источник
«Кладовая солнца» читательский дневник
«Кладовая солнца» – поучительный рассказ о взаимоотношениях брата и сестры, в котором показано, насколько важно слышать друг друга и идти на компромиссы.
Краткое содержание «Кладовая солнца» для читательского дневника
Название: Кладовая солнца
Число страниц: 21. Пришвин М. М. «Кладовая солнца». Издательство «Стрекоза пресс». 2004 год
Жанр: Сказка-быль
Год написания: 1945 год
Главные герои
Настя – двенадцатилетняя девочка, хозяйственная, рассудительная, заботливая.
Митраша – младший брат Насти, решительный, безрассудный, самоуверенный мальчик 10 лет.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
Сюжет
В небольшом селе возле Блудова болота жили брат с сестрой – Митраша и Настя. Они были круглыми сиротами: мать недавно умерла от болезни, а отец погиб на войне. Поначалу им помогало все село, но очень быстро дети стали очень самостоятельными и научились своими силами управляться с хозяйством.
Однажды Настя и Митраша решили отправиться к Блудову болоту собирать клюкву. В лесу они принялись спорить о том, как дорогой идти. В результате каждый из них пошел своей тропинкой. Митраша, решив сократить путь, пошел по неизвестной дороге, и вскоре угодил в болотные топи и начал тонуть. Он звал на помощь Настю, но та его не слышала, увлеченно собирая клюкву. Когда же Настя, наконец, вспомнила о брате, она принялась звать его, но брат не откликался.
Тем временем бездомная собака Травка, жившая в лесу, принялась охотиться на зайца. Оказавшись возле болота, она увидела мальчика, и стала медленно подползать к нему. Митраша схватился за собаку и благополучно выбрался из болота. В это время у болота показался волк. Мальчик не оробел, и выстрелил в волка из ружья. Настя, услышав выстрел, побежала в эту сторону и отыскала брата. Взяв с собой Травку, Настя и Митраша вернулась в село, где их встречали, как героев. Однако никто не верил, что десятилетний мальчик мог убить старого матерого волка. Настя чувствовала виноватой в том, что произошло. Всю собранную клюкву она отнесла больным детям из Ленинграда.
План пересказа
- Сиротки Настя и Митраша.
- Поход за клюквой.
- Ссора.
- Митраша попадает в топи.
- Травка приходит на помощь.
- Встреча с волком.
- Митраша убивает волка.
- Возвращение домой.
Главная мысль
Родным людям никогда нельзя забывать о любви и согласии.
Чему учит
Рассказ учит отвечать за свои поступки, доверять близким людям, любить животных и природу. Учит тому, что жадность и гордость – не лучший выбор в отношениях между любящими людьми.
Отзыв
В произведении очень гармонично переплетена реальная жизнь со сказкой. Деревья и травы выступают как живые существа, а животные и птицы поступают очень разумно.
Рисунок-иллюстрация к рассказу Кладовая солнца.
Пословицы
- Где согласие и лад – там дело клад.
- Есть согласие, есть и счастье.
- Что одному трудно, то сообща легко
Что понравилось
Понравилось, что Митраша и Настя, хоть и совершили ошибки, но смогли их признать и раскаяться в них. Они поняли, насколько важно действовать сообща и никогда не бросать друг друга в беде.
Источник
Краткое содержание «Кладовая солнца»
Сказку «Кладовая солнца» Пришвин написал в 1945 году. В произведении автор раскрывает классические для русской литературы темы природы, любви к родине. Используя художественный прием олицетворения, автор «оживляет» перед читателем болото, деревья, ветер и т. д. Природа словно выступает отдельным героем сказки-были, предупреждая детей об опасности, помогая им. Через описания пейзажа Пришвин передает внутреннее состояние персонажей, смену настроений в рассказе.
Читать онлайн краткое содержание «Кладовой солнца» можно прямо на нашем сайте.
Главные герои
Настя Веселкина – девочка 12-ти лет, сестра Митраши, «была как золотая курочка на высоких ногах».
Митраша Веселкин – мальчик 10-ти «с хвостиком» лет, брат Насти; его в шутку называли «мужичок в мешочке».
Травка – собака умершего лесника Антипыча, «большая рыжая, с черным ремешком на спине».
Волк Старый помещик
А ещё у нас есть:
Краткое содержание
Глава 1
В селе «возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского, осиротели двое детей» – Настя и Митраша. «Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне» . Детям осталась изба и хозяйство. Сначала ребятам помогали управляться с хозяйством соседи, но вскоре те сами всему научились.
Дети жили очень дружно. Настя рано вставала и «хлопотала по хозяйству до ночи» . Митраша же занимался «мужским хозяйством» , мастерил бочонки, лоханки, деревянную посуду, которую продавал.
Глава 2
В селе весной собирали клюкву, перележавшую всю зиму под снегом, она была вкуснее и полезнее осенней. В конце апреля ребята собрались за ягодами. Митраша взял с собой отцовское двуствольное ружье и компас: отец объяснял, что по компасу всегда можно найти путь домой. Настя взяла корзинку, хлеб, картофель и молоко. Дети решили пойти к Слепой елани: там, по рассказам отца, есть «палестинка» , на которой растет много клюквы.
Глава 3
Еще затемно ребята пошли к Блудову болоту. Митраша рассказал, что на болотах живет в одиночку «страшный волк, Серый помещик» . Как подтверждение этому, вдали раздался волчий вой.
Митраша вел сестру по компасу на север – к нужной полянке с клюквой.
Глава 4
Дети вышли к «Лежачему камню» . Оттуда шли две тропинки – одна хоженная людьми, «плотная» , а вторая «слабенькая» , но идущая на север. Поссорившись, ребята разошлись в разные стороны. Митраша пошел на север, а Настя – по «общей» тропе.
Глава 5
В картофельной яме, у развалин домика лесника жила гончая собака Травка. Ее хозяин, старый охотник Антипыч, умер два года назад. Тоскуя по хозяину, собака часто взбиралась на холм и протяжно выла.
Глава 6
Несколько лет назад недалеко от Сухой речки «целая команда» людей истребляла волков. Убили всех, кроме осторожного Серого помещика, которому только отстрелили левое ухо и половину хвоста. Летом волк убивал в деревнях скотину и собак. Охотники пять раз приезжали, чтобы поймать Серого, но ему каждый раз удавалось сбежать.
Глава 7
Услышав вой собаки Травки, волк направился в ее сторону. Однако Травка учуяла заячий след и пошла по нему, а возле Лежачего камня ощутила запах хлеба и картошки, и рысью побежала за Настей.
Глава 8
Блудово болото с «огромными запасами горючего торфа и есть кладовая солнца» . «Тысячи лет это добро под водой сохраняется» и потом «торф достается человеку от солнца в наследство» .
Митраша шел к «Слепой елани» – «погибельному месту» , где в трясине погибло много людей. Постепенно кочки под его ногами «становились полужидкими» . Чтобы сократить путь, Митраша решил идти не по безопасной тропинке, а напрямую через поляну.
С первых шагов мальчик начал тонуть в болоте. Пытаясь вырваться из трясины, он резко дернулся и оказался в болоте по грудь. Чтобы трясина не затянула его полностью, он держался за ружье.
Издалека раздался крик звавшей его Насти. Митраша ответил, но ветер унес его крик в другую сторону.
Глава 9
Увлекшись сбором клюквы, Настя не заметила, как сошла с тропы и неожиданно оказалась у той самой «палестинки» , усыпанной ягодами, к которой хотел дойти Митраша. Настя начала поспешно собирать клюкву. Отвлеклась только тогда, когда случайно зацепила рукой плеть, на которой лежала гадюка. Оглянувшись, Настя заметила собаку Травку. Девочка ласково ее позвала, поделилась с собакой хлебом и наконец вспомнила о Митраше. Девочка громко позвала брата, но, не услышав унесенный ветром ответ, присела возле корзины и заплакала.
Глава 10
Травка, «чуя беду человеческую» , подняла высоко голову и завыла. На вой собаки спешил с другой стороны болота Серый. Травка услышала, что поблизости лиса загоняет зайца-русака, и побежала за добычей в сторону Слепой елани.
Глава 11
Догоняя зайца, Травка выбежала к тому месту, где затянуло в трясину Митрашу. Мальчик узнал собаку и подозвал к себе. Когда Травка подошла ближе, Митраша схватил ее за задние лапы. Собака «с безумной силой рванулась» и мальчику удалось выбраться из болота. Травка, решив, что перед нею «прежний прекрасный Антипыч» радостно бросилась к Митраше.
Глава 12
Вспомнив о зайце, Травка побежала за ним дальше. Голодный Митраша тут же сообразил, «что все спасение его будет в этом зайце». Мальчик притаился в кустах можжевельника. Сюда же Травка погнала зайца, и сюда же прибежал на лай собаки Серый. Увидев волка в пяти шагах от себя, Митраша выстрелил в него и убил.
Настя, услышав выстрел, закричала. Митраша позвал ее, и девочка прибежала на крик. Ребята развели костер и сделали себе ужин из пойманного Травкой зайца.
Переночевав на болоте, дети вернулись утром домой. В деревне сначала не верили, что мальчик смог убить старого волка, но вскоре сами в этом убедились. Собранную клюкву Настя отдала эвакуированным ленинградским детям. За два следующих года войны Митраша «вытянулся» и повзрослел.
Эту историю рассказали «разведчики болотных богатств», которые в годы войны готовили болота – «кладовые солнца» – для добычи торфа.
Заключение
В произведении «Кладовая солнца» Михаил Михайлович Пришвин затрагивает вопросы выживания людей, в частности детей, в сложные периоды (в рассказе это время Отечественной войны), показывает важность взаимной поддержки, помощи. «Кладовая солнца» в сказке является сборным символом, обозначающим не только торф, но и все богатство природы, и людей, живущих на той земле.
Рекомендуем не только прочесть пересказ «Кладовой солнца», но и оценить произведение полностью.
Тест по сказке
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Источник
Элементы сказки и были в произведении М.М. Пришвина «Кладовой солнца»
Из истории создания
Около месяца работал Пришвин над произведением. В июне 1945 года книга «Кладовая солнца» вышла в печать. С ней автор победил в конкурсе на лучшее детское произведение.
Военные годы писатель провёл в деревне Усолье Ярославской области. Там он боролся с вырубкой лесов торфоразработчиками. В той же местности жили дети-сироты, десятилетняя Соня и одиннадцатилетний Боря. Они сами хозяйничали в доме. Именно эти дети стали прототипами героев сказки-были. У Михаила Михайловича изначально не было чёткого плана описания того, как ребята поссорились и отправились собирать клюкву разными тропинками. Сюжет складывался сам собой в течение написания.
Жанровое своеобразие
В книге «Золотая роза» о Пришвине писал К. Г. Паустовский: «Его нужно перечитывать время от времени, выписывать для себя в заветные тетради, открывая всё новые и новые стороны любви к природе и человеку».
Никто так, как Михаил Михайлович, не изображал человека царём природы. Для этого он выбрал непростой жанр — сказку-быль с элементами повести. Писатель превратил реальные события в сказочные и получил забавную «вещицу». В детской повести соединились черты сказки и были. Всё это для того, чтобы показать победу всех вечных ценностей. Если возникает вопрос о том, «Кладовая солнца» — это рассказ или повесть, то лучше называть её повестью. Жизнь героев в книге показана в пределах нескольких событий.
Краткое содержание
Чтобы легче было написать сочинение в 5 классе по «Кладовой солнца», не помешает познакомиться с аннотацией книги. В повести говорится о сестре и брате, Насте и Митраше. Девочке было 12 лет, мальчику — 10. Когда их родители умерли, дети остались жить одни в сельском доме. Они научились вести хозяйство, ухаживать за козой.
Однажды брат с сестрой собрались за клюквой на Блудово болото. В лесу Настя и Митраша поспорили, какими тропинками нужно идти. После этого каждый пошёл своим путём.
Митраша решил сократить дорогу и отправился по непроторённой тропе. Такие действия привели к тому, что мальчик начал тонуть в болоте. Долго брат звал на помощь сестру, но та так и не услышала: она увлечённо собирала ягоды. Потом Настя вспомнила про Митрашу, стала звать его, но тот не отзывался.
Неподалёку от болота охотилась за зайцем собака Травка. Она увидела тонущего мальчика и подползла к нему. Митраша ухватился за собаку и выбрался из трясины. Неожиданно к болоту пробрался волк Серый помещик. Он гнался за Травкой, а оказался прямо перед мальчиком. Митраша выстрелил в него из ружья и убил.
Настя пошла на звук выстрела и отыскала брата. Дети с Травкой вернулись в родную деревню. Все жители встречали их, как героев. Никому не верилось, что маленькому Митраше было под силу убить злого волка. Травка стала жить с детьми. Настя чувствовала себя виноватой в том, что брат чуть не утонул, поэтому она отдала собранную клюкву для эвакуированных детей из Ленинграда.
Элементы сказки
Чтобы понять, что сказочного в «Кладовой солнца», нужно в первую очередь обратить внимание на подзаголовок — сам автор назвал свое произведение сказкой-былью. Это говорит о том, что произведение наполнено фантастическими моментами. Помимо этого, есть и другие яркие признаки сказки:
- Необычный зачин, где автор рассказывает о месте, в котором проживают главные герои. У них, как и у многих сказочных персонажей, нет родителей.
- Присутствие мотива дороги (дети идут в лес за клюквой).
- Животные наделены человеческими чертами.
- Герои делятся на добрых (чудесная помощница Травка) и злых (волк, ворон, сорока, ядовитая змея).
- Природа выступает, как живая, деревья оповещают о надвигающейся беде.
- Перед братом и сестрой стоит выбор около камня, в какую сторону идти.
- Присутствует мотив запрета. Настя пугает Митрашу тем, что нельзя ходить в Слепую Елань. Брат не воспользовался её предупреждением и проходит много испытаний.
- Счастливый конец.
В итоге добро всё равно побеждает зло. В произведении автор постоянно чередует реальные факты с вымыслом. Выбрав жанр сказки-были Пришвин намекает на то, что жизнь намного интересней, нежели кажется на первый взгляд.
Моменты реальности
Анализ событий, происходящих в повести Пришвина, нужно начать с того, что некоторые из них вполне могли произойти в реальном мире. Дети остались сиротами после войны — это быль. Автор описывает правдоподобно огромное болото, где растёт вкусная клюква. Возможными могли быть приключения на болоте. У детей было хозяйство, что вполне допустимо для деревни.
В пришвинской сказке-были все события происходят в настоящем времени. Кроме того, автор предоставляет описание пейзажей, чего нет в сказках.
Композиционные особенности
Тема сказки-были Пришвина — связь человека и природы. Автор воспевает гуманность, которая делает человека царём всего живого. Композиция «Кладовой солнца» помогает раскрыть главную мысль книги. Вот основные композиционные части:
- Экспозиция. В ней говорится о жизни двух осиротевших детей.
- Завязка. Настя и Митраша собираются весной за перезимовавшей под снегом клюквой.
- Выбор пути.
- Нарастание напряжения. Дети расходятся.
- Эпизод с собакой Травкой.
- Рассказ о Сером помещике.
- Кульминация. Митраша увяз в болоте.
- Собака спасает мальчика.
- Настя и Митраша сходятся.
- Развязка. Мальчик убивает старого волка.
Книга написана от первого лица множественного числа (мы). Такая форма повествования редко встречается. Этот приём означает превосходство коллективного над личным, что было присуще тому времени.
Секрет названия
Обязательно следует написать о том, почему книга Пришвина называется «Кладовая солнца». «Самое трудное, — говорит автор, — победить не внешнее зло, а что-то плохое в себе самом, в своей душе и жить в любви со всеми в мире. Душа каждого — это кладовая добра, то есть солнца». На первый взгляд, трудно понять, какую связь имеет заголовок с темой и идеей повести. Значение слов (метафору) «кладовая солнца» автор позаимствовал у исследователей болот. Учёными названо так торфяное место, где хранилось солнечное тепло и огонь, заключённое в отмерших растениях.
Сказка-быль Пришвина повествует о дружбе и преданности. В итоге брат с сестрой научились быть терпимее друг к другу, уметь прощать. Дети стали жить в согласии с собой. А ещё книга учит внимательно относиться к природе, окружающему миру.
Источник