Разбор романа Олдоса Хаксли — «О Дивный Новый мир»
Представьте себе мир, в котором жизнь появляется в пробирке. На протяжении нескольких месяцев будущие общественные единицы (врядли их можно назвать детьми) развиваются в инкубаторе. Никакого равенства между ними нет. Судьба каждой единицы определена еще до ее рождения и формируется лишь из государственных нужд.
К примеру, государству нужны космонавты. Что в таком случае оно делает? Правильно, дает команду выращивать людей, которые уже адаптированы для будущих полетов в космос.
Такое осуществимо благодаря химическому вмешательству в развитие зародыша, из-за которого каждая особь рождается с определенными качествами. Те или иные качества зависят от касты, в которую определяют зародыша (о них поговорим чуть позже).
Наука и технологии в романе Олдоса Хаксли О Дивный Новый мир
Наука Нового мира продвинулась настолько, что старость и другие естественные человеческие недуги больше не тревожат людей. Достигнув возраста в 30 лет, человек просто перестает стареть. Он остается молодым и полным сил на всю жизнь, вплоть до своей смерти.
В мире больше нет места голоду, ведь появились синтетические продукты. Они богаты витаминами и прекрасно замещают прежнюю, натуральную пищу. Что касается натуральной пищи, то сельское хозяйство по-прежнему существует, но оно больше не выполняет свою главную задачу – кормить население. Это пережиток прошлого, который остался лишь для занятости населения и уменьшения процента безработицы.
Если же людям надоест тактильный кинотеатр, в котором зритель может почувствовать себя на месте героев, или же просмотр телевизора, то есть средство покруче – сома. Это наркотик в виде таблетки, который не наносит никакого вреда организму человека, но дает уйму незабываемых ощущений.
Он не вызывает привыкания, с него нет ломки и других печальных последствий. Выдается сома каждому человеку в течение дня в количестве 4 таблеток по половине грамма. Хоть печальных последствий и нет, больше этой нормы употреблять не рекомендуется. У населения есть даже свои девизы по поводу наркотика (естественно навязанные государством).
Сомы грамм — и нету драм. Лучше полграмма, чем ругань и драма.
Касты в романе О Дивный Новый мир
Население в Дивном Новом мире делится на 5 каст: альфы, беты, гаммы, дельты и эпсилоны. Начнем с самой развитой и малочисленной, то есть с альф.
Альфы в романе Дивный Новый мир занимают самые высококвалифицированные должности: управленцы, директора, врачи, преподаватели и т.д. Наиболее интеллектуально развиты из всех каст и всегда ходят в одежде серого цвета. Чуть выше единиц из других каст.
Беты в этой пирамиде находятся на следующей ступеньке после альф. Интеллектуальный уровень чуть ниже, соответственно и занимают должности: заместителей, старших помощников, медсестер и т.д. Ходят в одежде яркого красного цвета.
Гаммы и дельты в романе О Дивный Новый мир– это две касты, которые не сильно-то и отличаются друг от друга своим умственным развитием. Ходят в зеленом и хаки соответственно (даже одежда похожих оттенков). Как правило, занимаются незамысловатой, но тяжелой работой (короче обычные работяги).
Ну, тут-то мы и подобрались к самой последней касте, на которой держится вся эта система. Эпсилонов сам Хаксли описывает как “обезьяноподобных полукретинов”. Это быдланы, которые не умеют читать, писать и тем более считать. Встретить эпсилонов можно разве что в шахтах или на каких-то жестких конвейерах.
Но у всех 5 каст есть парочка общих деталей:
- Каждый член касты прославляет и восхваляет свою касту
- Каждый человек восхищается вышестоящими и презирает нижестоящих
- Склонности к роду деятельности прививаются во время развития зародыша
- Каждому человеку с детства прививается культ потребления
Лучше новое купить, чем старое носить.
Прорехи зашивать — беднеть и горевать.
О сновные герои антиутопии Хаксли О Дивный Новый мир
В романе есть 3 действующих лица, вокруг которых и крутится сюжет. Начнем с самого первого. Бернард Маркс – альфа-плюсовик, непохожий на своих товарищей по касте. Ростом он почти с дельту, очень замкнутый, проводит большую часть свободного времени в одиночестве, размышляя о бытие, из-за чего обладает не самой хорошей репутацией в коллективе.
Ходят слухи, что его внешние особенности связаны с инцидентом, который произошел во время его развития в бутыли. Кто-то ошибся, подумав, что он гамма, и влил ему спирта в кровезаменитель. По должности – специалист по гипнопедии (методика обучения во время сна). Бернарду симпатизирует лишь одна девушка по имени Ленайна.
Ленайна Краун – бета, которая работает медсестрой на конвейере по производству людей. Краун представляет из себя типичную и наивную бета-девушку за исключением одной детали: она состоит в связи лишь с одним мужчиной. Эта деталь вызывает вопросы как у ее подруг, так и у высших органов, ибо так не принято.
Ну, и последний герой о котором я скажу пару слов – парень по имени Джон, или как его называют в большей части романа “Дикарь”. Почему же он получил такое прозвище? А дело в том, что Джон — это человек, который с момента своего естественного рождения проживает в так называемой резервации. Это зона, которую государству просто невыгодно окучивать, ведь ее население ничтожно мало, а затраты потребуются колоссальные. Потому Дикарь – это обычный молодой человек, чем-то похожий на тебя и меня.
Это было мое небольшое введение в Дивный Новый мир. Надеюсь у тебя сложилась определенная картина этого мира и ты понял основные моменты. Теперь скажу пару слов о сюжете, с которым у Хаксли довольно большие проблемы. Дело в том, что Хаксли сосредоточил все свои силы на описании самого Нового мира, нежели каких-то действиях. Из-за этого сюжет в романе довольно банальный, а временами и скучный.
Сюжет в романе Олдоса Хаксли
После описания мира и знакомства с персонажами, а именно с Бернардом и Линайной, наконец начинается какой-то движ. Бернард Маркс едет на уик-энд в индейскую резервацию и, конечно, берет с собой Линайну. Там они встречают Джона и из разговора выясняют одну важную деталь: Джон – это сын директора воспитательного центра, в котором наши два путешественника как раз и работают. Зная это, Бернард решил забрать Джона в Лондон вместе с собой.
Приехав в Лондон, Джон очень сильно удивился. Он представлял этот Дивный мир другим, нежели есть на самом деле. Вот на этом-то и строится основная задумка автора: показать этот Дивный Новый мир настоящему человеку, а затем на этом контрасте рисовать читателю “прекрасные” образы антиутопии.
Имена и отсылки в Дивном Новом мире
Героев своего романа Хаксли наделил именами, которые отсылают читателя к личностям, так или иначе повлиявшим на науку, экономику и технологии мира времен автора.
Так, главная героиня романа получила имя Линайна Краун (в оригинале Lenina Crowne), которое отсылает нас к Владимиру Ильичу. Имя же ее возлюбленного, Бернард Маркс, отсылает нас к философу Карлу Марксу (есть еще версия по поводу ирландского драматурга Бернарда Шоу).
У подруг Линайны имена — Фанни Краун и Полли Троцкая. Первая известна своим покушением на Ленина (Фанни Каплан). Второе же имя отсылает нас к революционеру Льву Троцкому.
В романе много и других имен-отсылок: Дарвин Бонапарт, Мустафа Монд, Джоанна Дизель, Генри Фостер, Примо Меллон (указал я не все, их много больше).
Проблема стандартизация общества в Дивном Новом мире
В романе все общество подгоняется под определенный стандарт человека. Этот человек ничего не создает, но зато активно потребляет. Ему чужды какие-то искренние чувства и эмоции. Он не волнуется о завтрашнем дне, ведь завтра не принесет ничего нового. Все будет также стабильно и спокойно, как сегодня. Жизнь человека из Нового мира как бы крутится по кругу: работа, сома, развлечения, сома, работа, сома и т.д.
И люди не хотят ничего менять. Правильнее сказать, они даже не знают о том, что есть какие-то альтернативные варианты к существованию. Хотя даже при осознании всей действительности, их дальнейшие действия остаются под большим вопросом.
В романе говорится, что в данных условиях можно сократить и так небольшой рабочий день с 6-7 часов до 3. Но в этом нет необходимости потому, что был уже такой опыт. Люди провели эксперимент, в котором реализовали 3-х часовой рабочий день. И что ты думаешь? Члены всех каст просто не знали, чем занять себя в дополнительное свободное время (да-да). Более того, люди проводили демонстрации и различные митинги из-за своего безделья. Так смысл государству создавать себе новые проблемы, если они уже вырастили население, которое все устраивает.
Конечно, общую идею хоть какую-то дать надо – для того, чтобы делали дело с пониманием, – но дать лишь в минимальной дозе, иначе из них не выйдет хороших и счастливых членов общества
Олдос Хаксли и Джордж Оруэлл
В своем письме (21.10.1949) Джорджу Оруэллу, Хаксли признает роман Джорджа «1984» серьезным культурным явлением, но все таки вступит с ним в спор именно по проблеме реальных перспектив общества.
Если Дж. Оруэлл основную опасность для цивилизации видел в формировании организованных систем подавления, то Хаксли считал, что достижения науки XX века делают возможной значительно менее грубую по своим внешним формам, но не менее эффективную массовую «стандартизацию человека». В этой связи Хаксли пишет:
«В реальности неограниченное осуществление политики «сапога на лице» представляется сомнительным. Я убежден в том, что правящая олигархия найдет менее трудный и требующих меньших расходов путь управления и удовлетворения жажды власти и что это будет напоминать то, что описано мной в романе «О дивный новый мир».
Далее в этом письме Хаксли описывает достижения науки, делающие возможным такой ход событий (открытия Фрейда, внедрение гипноза в психотерапевтическую практику, открытия барбитуратов и др). Почти в самом конце своего письма Хаксли говорит:
Уже при жизни следующего поколения правители мира поймут, что «адаптация в младенчестве» и гипноз, сопряженный с использованием наркотических средств, более эффективны как инструменты управления, чем клубы и тюрьмы, и что жажда власти может быть удовлетворена через внушение людям любви к своему рабству в столь же полной мере, как и через бичевание и «вбивание» покорности.
Другими словами, я чувствую, что кошмар «1984» обречен претвориться в кошмар мира, имеющего больше точек соприкосновения с тем, что я вообразил в романе «О дивный новый мир».
В своем эссе “Возвращение в дивный новый мир” Хаксли лишь убеждается, что “стандартизированное общество” не будет, в отличие от смоделированного Оруэллом, базироваться на непосредственном насилии. Это будет похоже на что-то вроде ненасильственного тоталитаризма, который даже сохранит внешние атрибуты демократии.
Все ли так плохо в романе Дивный Новый мир Олдоса Хаксли?
Пожалуй, главный вопрос, которой Хаксли задает своему читателю книгой: А чем плох-то этот мир? Ведь люди сыты, они больше не стареют, не умирают в войнах, да и вообще можно сказать, что они счастливы. Они получают все, что им надо, при чем без особых усилий. И по этому вопросу может быть очень много мнений, ведь каждый видит свои плюсы и минусы Дивного мира. Найдутся люди, которые скажут: “Слушай, а на самом-то деле мир Хаксли не такой уж и плохой”, но в тоже время другие люди, по большей своей части, будут осуждать Новый мир. И это вполне нормально.
По этой причине нельзя однозначно сказать: “Новый мир ужасен” или же “Новый мир прекрасен”. В этом-то как раз и заключалась задача автора: заставить общество говорить об этой проблеме. Ведь он поднял немаловажный вопрос: “А к чему же может привести такая желанная вами утопия?”.
Где полная удовлетворенность, там возбуждения уже нет.
Источник
«О дивный новый мир» О. Хаксли — не просто роман, а зловещий план британской элиты
«О дивный новый мир» О. Хаксли — не просто роман, а зловещий план британской элиты
Чарльз Дарвин – «муза» писателя Олдоса Хаксли
Надо прямо сказать: Олдос Хаксли принадлежал к интеллектуальной элите, и как член этой элиты он защищал интересы Британии. Он принадлежал к такому кругу творческой интеллигенции Англии, которая серьезно увлекалась идеями Чарльза Дарвина и его последователей, трансформировавших дарвинизм в социал-дарвинизм, синтетическую теорию эволюции и т.п. Если копнуть еще глубже, то мы увидим, что Олдос Хаксли был также поклонником другого английского интеллектуала – Томаса Мальтуса, идеи которого получили название «мальтузианство» (позднее появилось неомальтузианство).
Полагаю, что замысел любой книги становится более понятным, когда ты имеешь представление о самом авторе, его биографии, круге его общения, его мыслях, предшествующих написанию книги. Предлагаю оттолкнуться от такого общеизвестного факта, что Олдос Хаксли был последовательным дарвинистом, это поможет лучше понять роман. В мире уже полтора века говорят о дарвинизме, а лжи и умолчаний вокруг этой темы хоть отбавляй. Для начала: основные идеи дарвинизма была сформулированы дедушкой Чарльза Дарвина Эразмом Дарвином, жившим в 18 веке. Дедушка был талантливый и влиятельный масон. Был мастером Объединенной масонской ложи. Кстати, без учета фактора масонства трудно вообще понять, откуда взялось учение Дарвина. Сын Эразма и отец Чарльза Роберт Дарвин был главной нескольких масонских лож. Был ли Чарльз Дарвин масоном, до сих пор точно не установлено. Но известно, что издание книги Чарльза Дарвина и ее пропаганда финансировались Великой масонской ложей Англии (1).
Дед Чарльза Дарвина пытался опровергнуть христианское учение о создании человека Богом. Он на эту тему написал даже книгу под названием «Зоономия», которая по понятным причинам была занесена Ватиканом в «черные списки». Для дарвинизма тогда время еще не наступило. А вот внучку было поручено стать основателем нового учения об эволюции и происхождении человека из обезьяны. Внучок не был столь талантлив, как его дедушка, но он вполне неплохо усвоил идеи Эразма Дарвина и ретранслировал их в своей книге, которая вышла в 1859 году (2).
Учение Дарвина стало распространяться по миру со скоростью лесного пожара. Уже в 1864 году книга была издана на русском языке (перевод М. Владимирского). Книга у нас выходила под названием «Происхождение видов». Она стала самой настоящей революцией. А под ударом в первую очередь оказалось христианство с его учением креационизма, т.е. происхождения человека в результате его сотворения Богом. Книга стала своего рода «пробным шаром», призванным протестировать готовность людей согласиться с тем, что 2 Х 2 = 3 или даже 5. Тестирование прошло успешно, ибо спустя 150 лет после выхода книги на юбилейных торжествах в Лондоне в 2009 году было заявлено, что теория эволюции и происхождения человека из обезьяны включена в учебники по биологии почти во всех странах мира (включая Россию).
Книга пришлась по вкусу всем тем, кто уже многие века мечтал построить «дивный новый мир». Например, Карл Маркс в тезисе Чарльза Дарвина о борьбе видов как двигателе эволюции (а, стало быть, и прогресса) усмотрел «научное обоснование» классовой борьбы и даже хотел посвятить свой «Капитал» (первый том вышел в 1867 году) Чарльзу Дарвину (последний от такой чести благоразумно отказался). Примечательно, что первый том «Капитала», по сути, был расширенным продолжением опубликованной в 1859 году работы Маркса «К критике политической экономии». Можно сказать, что удары по европейской (христианской) цивилизации Чарльзом Дарвином и Карлом Марксом были нанесены синхронно. Случайность ли?
Приверженцы каббалистического учения также возликовали после выхода в свет «Происхождения видов…». «Для посвященных, — как пишет Ю. Воробьевский, — много значило то, что учение Дарвина во многом оказалось родственным каббалистическим настроениям. Каббалистический мир не создан единовременно, а развивается по мере истечения эманаций…» (3). Так происходит «какая-то эволюция, в которой одни силы и элементы вытекают из других» (4).
Многочисленные социал-дарвинисты продолжили расширять и углублять учение «великого» Чарльза Дарвина, акцентируя внимание на следующем моменте: превращение обезьяны в человека потребовало многих миллионов лет. Но и на сегодняшний день человек далек от своего совершенства. Сторонники «прогресса» заявили, что не могут ждать еще в течение миллионов лет, когда эволюция создаст более совершенное существо. Не надо ждать милостей от «естественной» эволюции, следует ее ускорить, с помощью науки в кратчайшие сроки усовершенствовать человека, создать нового человека. Немецкий философ Фридрих Ницше был очень рад появлению дарвинизма, который дал ему дополнительные аргументы в пользу его теории «сверхчеловека». Основным произведением, где изложена эта теория, стало «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого». Книга была написано в 1883—1885 гг. В свою очередь, сторонники «управляемой эволюции», очень обрадовались «научному» обоснованию «сверхчеловека» Ф. Ницше и принялись «синтезировать» дарвинизм и ницшеанство.
Обрадовались появлению теории Дарвина и поклонники Томаса Мальтуса, ибо «борьба видов» в обществе не только ведет к сокращению численности человеческой популяции, но, оказывается, и ускоряет «прогресс» в обществе.
Чтобы сказать, кто еще обрадовался появлению теории Дарвина, приведу полное название его знаменитой книги:
On the Origin of Species by Means of Natural Selection, or the Preservation of Favoured Races in the Struggle for Life.
В переводе на русский язык получается: «Происхождение видов путём естественного отбора, или Сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь».
Звучит очень непривычно, поскольку в России на протяжении полутора веков книга выходила под очень лаконичным заголовком: «Происхождение видов». Видимо, издатели не хотели искушать российского читателя второй частью заголовка. Ибо тогда бы у нашего брата пошли вопросы:
Что такое «благоприятные расы»? Что считать «неблагоприятными расами»? Что значит «сохранение»? Как понимать «борьбу за жизнь»? И т.п.
Евгеника – любимая «наука» британской элиты.
Это нам в России рассказывали о том, как из обезьяны постепенно получался человек, homo sapiens. А британскую элиту больше волновал вопрос «сохранения благоприятных рас». А если быть точным, то лишь одной «благоприятной расы» — англосаксов. По сути, книга Дарвина была посвящена евгенике – фундаментальной и прикладной науке о том, как защищать и укреплять «благоприятную» расу и ограничивать, подавлять или даже уничтожать расы «неблагоприятные». Буквально через несколько лет после появления на свет книги Чарльза Дарвина родился термин «евгеника» (5). Авторство принадлежит Френсису Гальтону – двоюродному брату основателя дарвинизма. Гальтон был уверен, что высшей расой являются англосаксы и намеревался сделать евгенику «частью национального сознания, наподобие новой религии». Примечательно, что Френсис Гальтон как благородный человек признавал, что приоритет в создании евгеники принадлежит его кузену Чарльзу, а он лишь подобрал подходящее название. Но Ф. Гальтон явно скромничал, он внес очень существенный вклад в признание евгеники в качестве науки. Ещё в 1885 году он открыл в лондонском музее Саут-Кенингстог постоянную лабораторию, чтобы собирать статистические данные о мужчинах, женщинах и детях. Это ему нужно было для его занятий вопросами наследования физических и умственных особенностей и способностей. В 1907 основал Общество евгенического образования, которое стало первым евгеническим обществом в мире.
Через несколько лет после рождения книги Чарльза Дарвина произошло еще одно важное событие, которое стал важным для британской интеллектуальной элиты. Августинский монах Грегор Мендель обнародовал свои идеи в области генетики. Родилась новая наука, которая оказалась очень кстати расовым селекционерам с островов Туманного Альбиона. Евгеника стала оснащаться идеями и техниками генетики.
Итак, уже Чарльз Дарвин был проповедником идеологии евгеники (хотя слова такого не использовал). А вот сын его Леонард уже во всю оперировал этим понятием, и был даже более фанатичным пропагандистом идей евгеники. В 1912 году он стал президентом Британского евгенического общества. А в 1926 году Леонард Дарвин опубликовал работу «Необходимость евгенической реформы».
Добавлю в свое повествование еще одну очень важную фигуру, которая поможет связать мой рассказ о дарвинизме и евгенике с писателем Олдосом Хаксли. Это уже упоминавшийся выше Томас Хаксли, который почему-то в нашей русскоязычной литературе подается как Томас Гексли. Уж не для того ли, чтобы скрыть родственную связь между дедом и внуком? А связь была тесная, влияние Томаса Гексли на внука было очевидным. Дед оставил неизгладимый след в истории Британии. Масон. Один из основателей Родосской группы, более известной как движение «Круглого стола» (6). Был другом Чарльза Дарвина и ярым сторонником дарвинизма. Томас Гексли был большим дарвинистом, чем сам Чарльз Дарвин. Недаром Томаса называли «бульдогом Чарльза Дарвина». Естественно, Томас был и ярым сторонником евгеники, отстаивавшим превосходство расы англосаксов над всеми остальными народами и предлагавшим меры по защите этой расы от всяких «примесей». А когда появилась генетика, то он углубился в поиск способов, как эту расу сделать еще более совершенной. Кстати, воспитывал новое поколение дарвинистов и социал-дарвинистов. Одним из его воспитанников стал Герберт Уэллс, между прочим, по образованию биолог, но ставший впоследствии знаменитым писателем. В британской элите все было очень тесно переплетено. Удивительно, что позднее уже Герберт Уэллс оказывал влияние на внука Томаса Гексли Олдоса Хаксли (7).
Многие наши соотечественники молодого поколения о евгенике, скорее всего, вообще ничего не слышали. А у представителей среднего и старшего поколения слово «евгеника» обычно ассоциируется с Третьим Рейхом, где этой наукой занимались практически. Это, прежде всего, «негативная евгеника», т.е. уничтожение всех тех, кто по выражению Чарльза Дарвина, не относится к «благоприятным расам». Но на самом деле родиной евгеники является Англия. Правда, там до практического применения «негативной евгеники» дело не дошло.
Евгеника в Америке.
Оказывается, еще большего развития евгеника получила в Новом Свете. Но до поры до времени это не афишировалось. Наверное, рождение евгеники можно датировать 1904 годом. Тогда в США была создана организация с не очень вразумительным названием — «Станция экспериментальной эволюции» («Station for Experimental Evolution»). За этой вывеской, как выяснилось позднее, скрывалась евгеника: генетические исследования рас, их классификации и ранжирования, а также разработка методов снижения рождаемости среди чернокожего и цветного населения в свете того, что существовала угроза снижения доля белой расы в общей численности населения страны. Эту организацию щедро финансировал американский миллионер и филантроп Эндрю Карнеги, известный как основатель первого крупного благотворительного фонда в Америке и как ревностного последователя идей Томаса Мальтуса, Чарльза Дарвина, Фрэнсиса Гальтона, Томаса Гексли и других британских мальтузианцев и эволюционистов. Следующим важным шагом в становлении американской евгеники стало создание в 1910 году организации под названием «Архив евгеники». Здесь в роли инициатора и благотворителя выступила мать известного американского промышленника и миллионера Аверелла Гарримана – миссис Э.Г. Гарриман. Можно догадаться, что за вывеской «Архива» скрывалась организация, которая стала накапливать статистическую информацию, актуальную для евгеники, а также фонд генетического материала. Кроме того, она поддержала проект упомянутой выше «Станции экспериментальной эволюции», пожертвовав 80 акров земли в Колд Спринг Харбор (Cold Spring Harbor), на острове Лонг-Айленд (Long Island).
Госпожа Э. Гарриман особо и не скрывала, что она озабочена вопросом расовой чистоты американской нации. И ставила перед американскими евгениками задачу сохранить и укрепить «Расу Господ». Вот что по этому поводу пишет Джон Коулман в «Комитете трехсот»: «Главной темой исследований, проводимых в Колд Спринг Харбор, стало усовершенствование белой расы. Госпожа Э. Г. Гарриман пожелала, чтобы была проведена всемирная кампания по стерилизации «лиц с физическими или умственными недостатками для того, чтобы сделать расу безупречной», или, иначе говоря, создать «Расу Господ» (эта идея неверно приписывается Гитлеру)» (8).
Колд Спринг Харбор был переименован в «Евгеническое общество» и быстро приобрёл репутацию мирового лидера в области евгенических исследований. Туда для обмена опытом потянулись евгеники Великобритании и других европейских стран. Пресса почтительно, и даже с восхищением, публиковала эту информацию. Вот броский заголовок новостей, опубликованных в газете «New York World» от 4 сентября 1915 года: «Госпожа Э. Г. Гарриман поддерживает гигантский прорыв в евгенике, который в течение нескольких лет уменьшит количество лиц с физическими и умственными недостатками на сотни тысяч. Есть надежда, что всемирную кампанию по доведению расы до совершенства поддержат Рокфеллер и Карнеги». Статья начиналась такими словами: «В одном из отчётов перед Евгеническим обществом, расположенным в Колд Спринг Харбор, на острове Лонг-Айленд, говорится о необходимости всемирной кампании по стерилизации лиц с физическими или умственными недостатками. Щедрую финансовую помощь проекту оказала госпожа Э. Г. Гарриман. Ожидается, что сделают пожертвования также Д. Рокфеллер и Эндрю Карнеги».
В 1932 году В «Музее естествознания» в Нью-Йорке стали проводиться регулярные международные конференции по евгенике, на которые съезжались ученые, политики и благотворители. На третьей конференции в 1932 году одним из участников был майор Леонард Дарвин — сын того самого Чарльза Дарвина, который и разжег интерес Старого и Нового Света к евгенике. На той конференции произошло учреждение «Международной федерации евгенических организаций», а президентом федерации был избран доктор Эрнст Рудин, который впоследствии тесно сотрудничал с Третьим Рейхом. Американские евгеники занимались не только «чистой наукой». Они очень активно участвовали в изменении американского законодательства с целью ограничить воспроизводство «неполноценных» членов общества. А также участвовали в практических мероприятиях по такому ограничению. В 30 штатах были запрещены браки между чернокожими (также цветными) и белыми. В 26 штатах были приняты законы о принудительной сегрегации и стерилизации всякого рода «неполноценных» особей. В общей сложности стерилизации были подвергнуты более 60 тысяч человек.
А еще накануне второй мировой войны англосаксы делились своим опытом по становлению евгеники в Третьем Рейхе. Достаточно обстоятельно эту историю изучил Джон Коулман и изложил в своей книге «Комитет трехсот». Американцы и морально, и интеллектуально поддерживали евгеников Третьего Рейха. В 1935 году «Архив евгеники» выступил в качестве организатора Конференции по проблемам населения мира (Conference on World Population), проведённой в Берлине. Среди делегатов из Америки на конференции присутствовали вышеперечисленные лица. Основным выступающим был министр внутренних дел Германии Вильгельм Фрик. Одна из американок, доктор Клэренс Дж. Кэмпбелл, обратилась к конференции с такими словами:
«Лидер немецкой нации Адольф Гитлер, с помощью талантливого доктора Фрика, а также руководствуясь указаниями немецких антропологов и философов-социологов, сумел развить всестороннюю стратегию роста численности и усовершенствования населения, обещающего стать эпохальным событием в истории рас. Эта стратегия предоставляет план, которому должны последовать другие народы и расовые группы, если они не хотят отстать от остальных по качеству своей расы, её достижениям и перспективам выживания».
«В годы, непосредственно предшествовавшие Второй мировой войне, — как пишет Джон Коулман, — двери лабораторий Колд Спринг Харбор оставались открытыми для ведущих нацистских специалистов Германии в области генетики, которые затем вернулись в свою страну и направили свои знания на продвижение программы медицинских экспериментов Гитлера, разработанной с целью создания «Расы Господ». Из документов, которые мне удалось достать, мне стало ясно, что инициатором расовых экспериментов был «Архив евгеники», и лишь впоследствии они были перенесены в нацистскую Германию, где смогли послужить образцом для программы Т4 рейхсмаршала Геринга, в ходе реализации которой, как утверждают, было убито 400.000 душевнобольных, отнесённых к разряду «дефективных» (9).
В 1945 году «негативная евгеника», унесшая бесчисленное количество человеческих жизней, была осуждена на конференции в Потсдаме и на Нюрнбергском процессе над нацистскими преступниками. Суд начался в декабре 1946 года и длился почти десять месяцев. На скамье подсудимых оказались 23 врача. Среди обвиняемых были личный врач Гитлера Карл Брандт (Karl Brandt), руководивший евгенический программой «Т-4» по умерщвлению душевнобольных и умственно отсталых людей, главный врач концлагеря Бухенвальд Вальдемар Ховен (Waldemar Hoven), один из инициаторов медицинских экспериментов над заключенными концлагерей Карл Гебхардт (Karl Gebhardt) и другие высокопоставленные нацистские медики (10). Англосаксы, как всегда, вышли сухими из воды.
Кое-что о брате Джулиане Хаксли.
Кстати, брат Олдоса Хаксли, Джулиан (1887-1975) был известным биологом, который от своего дедушки Томаса Гексли унаследовал любовь к дарвинизму, развивал и углублял учение Чарльза Дарвина, создав «синтетическую» теорию эволюции. Если дед называл себя «агностиком», то внук Джулиан был уже воинствующим атеистом. Джулиан справедливо признавал: «Либо Дарвин, либо Бог!» и выбирал Дарвина, которому он поклонялся как богу. Он говорил: «Мы больше не нуждаемся в помощи теологического откровения или абсолютной метафизики. Для нашего философского видения нам достаточно Фрейда и Дарвина». Джулиан был масоном, которого братья по ложе продвигали и в науке, и в политике. Джулиан считается отцом-основателем таких организаций, как ЮНЕСКО и Всемирный фонд дикой природы.
Практичный и хваткий Джулиан сумел опереться на нужных людей и нужные организации. В том числе на американский Фонд охраны природы (основанный в 1947 году Джоном Рокфеллером младшим). И в 1961 году учредил Всемирный фонд дикой природы (World Wildlife Fund – WWF). Большую роль в первых шагах по налаживанию работы WWF сыграл Годфри Андерсон Рокфеллер (1924-2010) – один из отпрысков клана миллиардеров Рокфеллеров. Впоследствии Джулиан Хаксли занимал важные посты в управлении как головной (материнской) организации WWF (в Швейцарии), так и в дочерней структуре WWF в США. Джулиан по делам WWF был тесно связан с одним голландским аристократом, которого именовали принц Бернард (1911-2004) и который стал первым президентом WWF. Это тот самый принц, который за семь лет до создания WWF учредил Бильдербергский клуб, известный сегодня как чуть ли не главная закулисная наднациональная организация, управляющая миром.
Чтобы вам было понятно, какая атмосфера царила в этой очень милой, на первый взгляд, организации, приведу слова другой «благородной» особы, которая была президентом WWF с 1981 по 1996 гг. Это принц Филипп, герцог Эдинбургский, супруг нынешней королевы Великобритании. Между прочим, Джулиан был близко знаком с принцем Филиппом, они были соучредителями WWF. Так вот это слова из одной из его книг, посвященных дикой природе: «Если бы я перевоплотился, то хотел бы вернуться на землю вирусом-убийцей, чтобы уменьшить человеческие популяции».
Джулиан также был первым генеральным директором ЮНКЕСКО, активно пропагандируя идеи дарвинизма и евгеники через эту организацию. Правда, Джулиан по понятным причинам избегал использование слова «евгеника», оперируя более «научным» термином «генная инженерия».
«Трансгуманизм» как средство построения «дивного нового мира»
Кстати, ему принадлежат авторские права на такой термин, как «трансгуманизм», который сегодня стал очень популярным. Трансгуманизм – претензия на новое направление в науке, нацеленное на создание более совершенного человека, или, выражаясь терминами философии Фридриха Ницше, «сверхчеловека» (11). Свои представления от трансгуманизме Джулиан изложил в книге «Новые бутылки для нового вина» (1957).
Вот что писал Джулиан Хаксли: «Я верю в трансгуманизм. Хочу заметить, что существует достаточное количество людей, подтверждающих гипотезу того, что в наше время человеческая раса находится на пороге своего дальнейшего преображения. Будущее новой расы будет явственно отличаться от нашего сегодняшнего существования. Наконец мы осознаем свое истинное предназначение».
А вот еще цитата из книги: «Человеческий род может, если того захочет, превзойти самого себя, и делать это не только спорадически: кто-то в чём-нибудь одном, кто-то — в чём-нибудь совсем другом, а совершенно иначе, в масштабах человечества в целом. Нам необходимо дать название этому новому убеждению. Возможно, здесь подойдёт слово «трансгуманизм»: человек останется человеком, но превзойдёт себя, реализуя новые возможности своей собственной природы. Коль скоро найдётся достаточно людей, которые смогут твёрдо сказать: «Я верю в трансгуманизм», род человеческий достигнет порога новой формы существования, и она будет столь же отличной от нашей, как наша отлична от пекинского человека. Тем самым человечество наконец-то приступит к осознанному выполнению своего подлинного предназначения» (12).
Как видим, Джулиан Хаксли далеко не атеист, как о нем пишут биографы. Он верит в трансгуманизм и призывает других верить в него. Почему-то вспоминаются французские философы-просветители XVIII века (Вольтер, Дидро, Жан-Жак Руссо и др.) настойчиво предлагали отказаться от христианства и заменить его философией «гуманизма», которая и должна была стать новой религией «просвещенного» человечества. Как мы знаем, кончились эти опасные игры французской буржуазной революцией. Философия «трансгуманизма» Джулиана Хаксли также стала идейной основой подготовки новой революции, призванной создать «дивный новый мир». Впрочем, современные адепты трансгуманизма особенно и не отрицают, что они не столько интеллектуалы, сколько революционеры. В начале нынешнего века сложилось международное движение трансгуманизма. В 2002 году была принята транс-гуманистическая декларация. Тогда же появилось понятие «НБИК-конвергенция», означающее слияние нано-, био-, информационных и когнитивных технологий. В 2012 году Национальный совет по разведке США заявил, что в ближайшие 15 лет основной тенденцией станет расширение «врожденных человеческих возможностей» при помощи НБИК-технологий. Джулиан Хаксли подсказал революционерам, что начинать надо с создания «дивного нового человека», а «дивный новый мир» сложится сам собой.
Братья Хаксли как последовательные мальтузианцы.
А вот высказывание Джулиана Хаксли не как философа и ученого-биолога, а как руководителя ЮНЕСКО: «Мы начнем с создания основ Нового Будущего. Нашей целью, в первую очередь, должно стать качество, а не количество. Следовательно, мы нуждаемся в разработке необходимой программы, направленной на предотвращение текущей волны роста населения, благодаря которой мы бы смогли воплотить в реальность все наши помыслы и надежды на лучший мир; понимание понятия истинного человеческого счастья и цели, как таковой, поможет нам разработать новые методы самообразования и обучения в соответствии с нашими основными идеями; окончательным удовлетворением будут считаться чувства, просыпающиеся в человеке под влиянием его внутренней духовной жизни, поэтому мы ставим своей целью рассмотреть и разработать новые, полностью доступные методы духовного развития человека; прежде всего, существуют две важные взаимодополняющие вещи, говорящие нам о нашем «космическом долге»: первая относится непосредственно к процессу реализации и осуществления наших с вами способностей, вторая — к реализации человеческого потенциала на службе обществу, обеспечению благосостояния будущих поколений и улучшению нашего вида в целом» (13).
За пышной риторикой скрывается фанатичный мальтузианец, который фактически призывает к тому, чтобы ради счастья немногих (понятно, что «избранных») в будущем мире надо пожертвовать жизнями очень многих, кому будет отказано в праве родиться. Это еще мягкая форма мальтузианства. А более жесткая предусматривает, что на тот свет надо отправлять и ныне живущих (тех, кого «наука» посчитает не очень «ценными», или «неполноценными»). Эта та самая идеология, которая была перехвачена и усилена Римским клубом, созданным в 1968 году по инициативе одного из влиятельнейших «хозяев денег» Дэвида Рокфеллера. Сначала, в своих первых докладах («Пределы роста», 1972 г. и др.) Римский клуб призывал к сдерживанию демографического роста. А позднее, ссылаясь на «научные» расчеты, озвучил «оптимальную» численность населения планеты – один миллиард человек. Все остальные – лишние на этой Земле.
Удивительным образом антиутопии О. Хаксли перекликаются с философскими идеями гуманизма и трансгуманизма Джулиана Хаксли. На первый взгляд, братья очень разные, но все-таки они из одного круга, круга английской элиты, куда, кстати, когда-то входили Чарльз Дарвин, Томас Гексли, Френсис Гальтон, Герберт Спенсер. В этом круге существовала преемственность — интеллектуально-идейная, но также и кровная. Эстафета от Томаса Гексли к внукам Олдосу и Джулиану – яркий тому пример. Удивительно, но всех этих представителей элиты объединяет подозрительно хорошее знание будущего. Получается, что они в каком-то смысле действительно «пророки». И круг этих «пророков» достаточно узок. Вот что написано в одной переводной статье по вопросам трансгуманизма: «К слову, о Джулиане Хаксли. Он был братом Олдоса, «писателя-пророка», автора книги «О дивный новый мир», охватывающей предмет этого разговора. Это «вещая» книга с предсказаниями фармакологически адаптированного и генетически перекроенного общества. И тому подобного. Элита гениев? Или заговорщики в строительстве этого «дивного» нового мирового порядка? Как сказал Дэвид Айк, у представителей этих родословных есть особые возможности смотреть в будущее. Ибо каким-то образом братья Хаксли, Джордж Оруэлл, Герберт Уэллс, Дарвин и многие другие оказались в некотором роде «посвящёнными» и знающими больше остальных о предмете этого разговора. Об этом стоит подумать… Похоже, что дарвинизм, «О дивный новый мир», евгеника и трансгуманизм могут иметь что-то общее. И их планы тесно связаны. Элита считает себя знающей о том, что лучше для остальных. И будет проектировать чужие судьбы. Если ей позволить» (14).
1. См.: Перетолчин Д. Мировые элиты и Британский рейх во Второй мировой войне. – М.: Litres, 2017
2. См.: Катасонов В. Лжепророки последних времен. Дарвинизм и наука как религия. – М.: Кислород, 2017.
3. Воробьевский Ю. Третий Карфаген. У каждого Рима – свой Карфаген. – М., 2019. С. 253.
4. «Каббала – заговор против Бога». – Сибирская благозвонница, 2008, с. 253.
5. Евгеника — от др.-греч. εὐγενής — хорошего рода, благородный.
6. На сегодняшний день официальной целью этой организации является поддержание связей между Британией и ее бывшими колониями.
7. Воробьевский Ю. Третий Карфаген. У каждого Рима – свой Карфаген. – М., 2019. С.236.
8. Джон Коулман. Комитет трехсот. – М.: «Древнее и современное», 2011, с. 195.
9. Дж. Коулман. Указ. соч., с. 202.
10. Михайлина И. Нюрнбергский врачебный процесс: ангелы смерти на скамье подсудимых (https://germania-online.diplo.de/ru-dz-ru/geschichte/Gedenkdaten/nuernberger-aerztprozesse/1930778).
11. Катасонов В. Лжепророки последних времен. Дарвинизм и наука как религия. – М.: Кислород, 2017.
12. Julian Huxley. Transhumanism. In New Bottles for New Wine. London: Chat Windus, 1957, р. 17.
Источник