Презентация «Планеты Солнечной системы»
презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) по теме
Презентация к уроку «Планеты Солнечной системы» ( 2 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planety_solnechnoy_sistemy.pptx | 840.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Планеты Солнечной системы
Из истории В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн , только их можно увидеть невооруженным глазом. Уран, Нептун и Плутон были открыты с помощью телескопов в 1781, 1846 и 1930 годах . Длительное время астрономы изучали планеты, наблюдая их с Земли. Они определили, что все планеты, кроме Плутона, движутся по круговым орбитам в одной плоскости и в одном направлении, вычислили размеры планет и расстояния от них до Солнца, сформировали своё представление о строении планет, предполагали даже, что Венера и Марс могут быть похожи на Землю, и на них, возможно, существует жизнь. Запуск автоматических космических станций к планетам позволил значительно расширить, а во многом и пересмотреть представления о планетах: появилась возможность увидеть фотографии поверхности, исследовать грунт и атмосферу планет.
Плутон В Солнечной системе 8 планет. Раньше считалось, что 9, но 24 августа 2006 года Международный астрономический союз вывел Плутон из состава планет Солнечной системы , и объявил его карликовой планетой. Решение считать Плутон карликовой планетой ( dwarf planet ) было принято после того, как астрономы обнаружили в Солнечной системе еще около 50 планет, чей размер был сравним с размером Плутона.
Соотношение размеров планет
Земля в сравнении с другими планетами
Меркурий Самая маленькая планета – Меркурий , его диаметр – 4879 км. Меркурий меньше спутника Юпитера Ганимеда и спутника Сатурна Титана.
Меркурий Меркурий — маленькая планета, чуть крупнее Луны. Его поверхность так же усеяна кратерами от столкновений с метеоритами. Никакие геологические процессы не стёрли этих вмятин с его лица. Внутри Меркурий холоден. Вокруг Солнца он движется быстрее других планет, а вокруг своей оси очень медленно. Обойдя два раза вокруг Солнца, Меркурий успевает только три раза обернуться вокруг своей оси. Из-за этого температура на солнечной стороне планеты превышает 300 градусов, а на неосвещённой — царят мрак и лютая стужа. Атмосферы у Меркурия практически нет.
Венера Самая яркая планета – Венера . Как известно, сами планеты не светятся, а только отражают солнечный свет. Особые облака в атмосфере Венеры отражают до 76% попадающего солнечного света. Венера – третий по яркости объект, видимый с Земли . Первый объект – это, конечно, Солнце, а второй – Луна. Но Луна не ярче Венеры, просто находится ближе к Земле.
Исследовать Венеру не просто. Её окутывает толстый слой облаков, под которыми давление превосходит земное в сотню раз, температура на поверхности около 500 градусов, что вызвано «парниковым эффектом». Советской автоматической станции «Венера — 9» впервые удалось передать на Землю снимки залитой лавой и покрытой камнями поверхности. В условиях Венеры аппарат, спущенный на поверхность планеты, быстро выходит из строя, поэтому американские учёные решили получить данные о рельефе планеты другим способом. Автоматическая станция «Магеллан», облетая Венеру много раз, прозондировала планету радаром, в результате была получена всеобъемлющая картина поверхности. Местами рельеф Венеры похож на земной, но, в основном, ландшафты странные: высокие гористые круглые участки, окружённые горными хребтами 250 — 300 км в поперечнике, всю площадь которых занимают вулканы; другие вулканические образования напоминают лепёшки с обрывистыми краями и плоской макушкой. Поверхность планеты изрезана каналами, которые проложила лава. Повсюду видны следы активной вулканической деятельности. Метеоритные кратеры по поверхности Венеры рассредоточены равномерно, это значит, что её поверхность оформилась в одно время. Учёные не могут объяснить, как это могло произойти, Венера словно вскипела и была затоплена лавой. Теперь вулканической деятельности на планете не обнаруживается.
Атмосфера Венеры нисколько не похожа на земную, в основном она состоит из углекислого газа. Толщина газовой оболочки Венеры, по сравнению с земной, чудовищно велика. Слой облаков достигает 20км. В них обнаружено присутствие концентрированного водного раствора серной кислоты. Солнечный свет не доходит до поверхности Венеры, там царят сумерки, идёт серный дождь, ландшафт беспрестанно озаряется сполохами молний. Высоко в атмосфере планеты свирепствуют постоянные ветры, которые гонят облака с огромной скоростью, верхний слой венерианской атмосферы делает полный оборот вокруг планеты в течение четырёх земных суток. Твёрдое тело Венеры, наоборот, вращается вокруг своей оси очень медленно и в другом направлении, чем все остальные планеты. Спутников у Венеры нет.
Марс В 20 веке планету Марс облюбовали писатели — фантасты, в их романах марсианская цивилизация была несравненно выше земной. Загадочный недоступный Марс начал приоткрывать свои тайны, когда для его изучения стали направляться советские и американские автоматические космические аппараты. Станция «Маринер — 9», вращаясь вокруг Марса, сделала снимки всех участков планеты, что позволило создать подробную карту рельефа поверхности. Исследователи обнаружили на планете следы активных геологических процессов: огромные вулканы, самый большой из них, Олимп, высотой 25 км, и громадный разлом марсианской коры, получивший название Долины Маринера, который пересекает восьмую часть планеты. Исполинские структуры нарастали в одном и том же месте миллиарды лет, в отличие от Земли с её дрейфующими континентами, поверхность Марса не двигалась. Геологические структуры Земли, по сравнению с марсианскими, — карлики. Действуют ли вулканы на Марсе сейчас? Учёные считают, что геологическая активность на планете, очевидно, осталась в прошлом.
Среди марсианских ландшафтов преобладают красноватые каменистые пустыни. Над ними в розовом небе плавают лёгкие прозрачные облака. Голубым небо становится на закате. Атмосфера Марса очень разрежена. Раз в несколько лет бывают пылевые бури, захватывающие почти всю поверхность планеты. Сутки на Марсе длятся 24 часа 37 минут , наклон оси вращения Марса к плоскости орбиты почти такой же, как у Земли, поэтому смена времён года на Марсе вполне соответствуют смене времён года на Земле. Планета скудно обогревается Солнцем, поэтому температура его поверхности даже летним днём не превышает 0 градусов, а в зимнее время от лютой стужи на камнях оседает замёрзшая углекислота, из неё же преимущественно состоят и Полярные шапки. Никаких следов жизни пока обнаружить не удалось. С Земли Марс виден звездой красноватого цвета, вероятно, поэтому он носит имя бога войны Марса. Два его спутника получили имена Фобос и Деймос , что в переводе с древнегреческого означает «страх» и «ужас». Спутники Марса — космические «камни» неправильной формы. Фобос имеет размеры 18км х 22км, а Деймос — 10км х16км.
Юпитер Самая крупная планета – Юпитер , пятая планета от Солнца . Этот газовый гигант в 2,5 раза тяжелее, чем все остальные планеты, вместе взятые. Экваториальный диаметр Юпитера – 143884 км, это примерно в 11 раз больше диаметра Земли. Планета с самым большим количеством спутников – Юпитер. До 2001 года считалось, что Сатурн , но за последние годы открыли более 20 спутников Юпитера – на сегодняшний день у него известно 63 спутника, а у Сатурна – 60.
Юпитер — самая большая планета в солнечной системе. Он не имеет твёрдой поверхности и состоит, в основном, из водорода и гелия. Из-за большой скорости вращения вокруг своей оси он заметно сжат у полюсов. У Юпитера зафиксировано огромное магнитное поле, если бы оно стало видимым, то с Земли выглядело бы размером с солнечный диск. На фотографиях учёным удалось увидеть только облака в атмосфере планеты, которые создают параллельные экватору полосы. Но они двигались с огромной скоростью, причудливо меняя свои очертания. В облачном покрове Юпитера были зафиксированы многочисленные вихри, полярные сияния и всполохи молний. На планете скорость ветра достигает ста км в час. Самое удивительное образование в атмосфере Юпитера — большое красное пятно размером в 3 раза больше Земли. Астрономы наблюдали его с 17 века. Возможно, что это верхушка исполинского смерча. Юпитер выделяет больше энергии, чем получает от Солнца. Учёные полагают, что в центре планеты газы сжаты до состояния металлической жидкости. Это горячее ядро и является энергетической установкой, порождающей ветры и чудовищное магнитное поле.
Спутники Юпитера Известны 16 спутников Юпитера. Самые большие из них Ио, Европа, Каллисто и Ганимед были открыты ещё Галилеем , они видны даже в сильный бинокль. Считалось, что спутники всех планет похожи на Луну — они холодны и безжизненны. Но спутники Юпитера удивили исследователей. Ио — размером с Луну, но это первое небесное тело, кроме Земли, на котором были обнаружены действующие вулканы. Ио сплошь покрыта вулканами. Её поверхность омывают разноцветные потоки лавы, вулканы выбрасывают серу. Но что же является причиной активной вулканической деятельности такого маленького космического тела? Вращаясь вокруг огромного Юпитера, Ио то приближается к нему, то отдаляется. Под действием то возрастающей, то убывающей гравитационной силы Ио то сжимается, то расширяется. Силы трения раскалили её внутренние слои до огромной температуры. Вулканическая активность Ио невероятна, её поверхность меняется на глазах. Ио движется в мощном магнитном поле Юпитера, поэтому накапливает огромный электрический заряд, который разряжается на Юпитер в виде непрерывного потока молний, вызывая бури на планете.
Спутники Юпитера Европа имеет относительно гладкую поверхность, фактически без рельефа. Она покрыта слоем льда вполне вероятно, что под ним скрывается океан. Вместо расплавленных пород из трещин здесь сочится вода. Это совершенно новый вид геологической активности. Ганимед — самый большой спутник в солнечной системе. Его размеры почти такие, как у Меркурия. Каллисто темна и холодна, её изрытая метеоритными кратерами поверхность не менялась миллиарды лет.
Сатурн Сатурн , как и Юпитер, не имеет твёрдой поверхности, — это газовая планета-гигант. Он также состоит из водорода и гелия, но он холоднее, так как и сам вырабатывает меньше тепла, и меньше получает его от Солнца. Но на Сатурне ветра более стремительные, чем на Юпитере. В атмосфере Сатурна наблюдаются полосы, вихри и другие образования, но они недлительны и нерегулярны.
Естественно, что внимание учёных было направлено на кольца, которые окружают экватор планеты. Они были обнаружены астрономами ещё в 17 веке, с тех пор учёные пытались понять, что же они собой представляют. Фотографии колец, переданные на землю автоматической космической станцией, удивили исследователей. На них удалось выделить несколько сотен вложенных одно в другое колец, некоторые переплетались друг с другом, на кольцах обнаружили тёмные полосы, которые появлялись и исчезали, их назвали спицами. Учёные смогли увидеть кольца Сатурна с достаточно близкого расстояния, но у них появилось больше вопросов, чем ответов. Кроме колец вокруг Сатурна движутся 15 спутников . Самый крупный из них — Титан чуть-чуть меньше Меркурия. Плотная атмосфера Титана значительно толще земной и почти полностью состоит из азота, она не позволила увидеть поверхность спутника, но учёные предполагают, что внутреннее строение Титана схоже со строением Земли. Температура у его поверхности ниже минус 200 градусов.
Уран Уран отличается от всех других планет тем, то его ось вращения лежит практически в плоскости его орбиты, все планеты похожи на игрушку волчок, а Уран вращается как бы «лёжа на боку». Вояджеру мало что удалось «рассмотреть» в атмосфере Урана, планета внешне оказалась очень однообразной. Вокруг Урана обращается 5 спутников
Нептун До Нептуна Вояджер добирался 12 лет. Как же были удивлены учёные, когда на окраине солнечной системы увидели планету очень похожую на Землю. Она была насыщенно голубого цвета, в атмосфере в разные стороны двигались белые облака. Ветра на Нептуне дуют гораздо сильнее, чем на других планетах. На Нептуне так мало энергии, что ветер, поднявшись, уже не может остановиться. Учёные обнаружили вокруг Нептуна систему колец, но они неполные и представляют собой дуги, объяснения этому пока нет. Нептун и Уран — тоже планеты гиганты, но не газовые, а ледяные.
Спутники Нептуна У Нептуна 3 спутника . Один из них — Тритон вращается в направлении, противоположном направлению вращения самого Нептуна. Возможно, он не сформировался в зоне гравитации Нептуна, а был притянут к планете, когда подошёл к ней близко и попал в зону её притяжения. Тритон — самое холодное тело в солнечной системе , температура его поверхности немного выше абсолютного нуля ( минус 273 градуса ). Но на Тритоне были обнаружены азотные гейзеры, что говорит о его геологической активности.
Считалка М – Марина В- варила З — землянику М — малину Ю- Юля С — съела У -у Н- неё П- половину М арс В енера З емля М арс Ю питер С атурн У ран Н ептун П лутон
Источник
Конспект урока «Планеты. Движение Земли вокруг Солнца» (Окружающий мир, 2 класс, УМК «Перспективная начальная школа»)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Конспект урока во втором классе по УМК «Перспективная начальная школа» . Тема урока: «Планеты. Движение Земли вокруг Солнца»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_okr._miru_moya_razrabotka.docx | 213.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по курсу «Окружающий мир»
во втором классе
по УМК «Перспективная начальная школа»
Тема. Планеты. Движение Земли вокруг Солнца.
Цели урока . 1. Дать представление о планетах Солнечной системы.
2. Сформировать представление о причинах смены времен года
3. Формировать умение работать с различными источниками
4. Развивать любознательность, интерес к изучению астрономии.
наглядные пособия. 1. Учебник «Наш мир» 2 класс, часть 1.
2. Хрестоматия «Наш мир знакомый и загадочный»
3. Тетради для самостоятельной работы.
4. Теллурий (или глобус и настольная лампа)
Повторение пройденного. Актуализация знаний.
- Задание 16 с. 11 Рабочей тетради (2 класс, часть 1)
— Разгадайте кроссворд, запишите ключевое слово, найдите его значение в Словарике учебника.
— Как называется планета, на которой мы живём?
— Земля – единственная планета в космическом пространстве?
— Какие планеты вы знаете?
Изучение нового материала.
-С Земли видны и другие планеты, которые тоже вращаются вокруг Солнца. Для этого надо понаблюдать за ночным небом безлунным вечером. На ночном небе мы увидим множество светящихся точек. Но не все светящиеся точки ночного неба можно назвать звездами. Почему? Ответ на этот вопрос мы найдём в учебнике.
2. Самостоятельное чтение статьи (учебник «Наш мир» 2 класс, часть 1.с. 29)
— Все ли светящиеся точки ночного неба можно назвать звездами?
— Какие ещё объекты можно рассмотреть в бинокль на ночном небе?
— Чем отличаются планеты от звёзд? Прочитайте об этом в хрестоматии с. 21 – 22.
— Почему мы можем видеть планеты, ведь они не излучают света?
3. Беседа по иллюстрации учебника с. 30 .
— Рассмотрите иллюстрацию и прочитайте утверждение Маши.
— Вы согласны с тем, что говорит Маша?
— Попробуем найти подтверждения нашего мнения на страницах учебника.
4. Чтение статьи учебника с. 31 (вслух хорошо читающими учащимися).
— Почему земляне видят планеты не мерцающими точками, а светящимися кружочками?
5 . Беседа по иллюстрации учебника с. 32.
— Рассмотрите иллюстрацию на странице 32 учебника.
— Сколько планет входит в систему, в центре которой находится Солнце?
— По последним данным мировых ученых Плутон не является планетой, таким образом, в Солнечной системе насчитывается 8 планет.
6. Групповая работа.
Первой группе прочитать рассказ из хрестоматии «Как выглядит ближайшая к Солнцу планета?», второй – «Почему Венеру называют утренней звездой?» Каждая группа готовит ответы на вопросы к тексту и небольшой рассказ о путешествии на эту планету.
7. Работа в тетради.
— Выполните задание 17 в тетради для самостоятельной работы с. 12, используя иллюстрацию учебника (с. 32)
ІІ. Движение Земли вокруг Солнца.
1. Самостоятельное чтение статьи ( «Почему летом на Земле жарко, а зимой холодно?» — хрестоматия с. 27 – 28)
— П очему солнечные лучи неодинаково согревают Землю летом и зимой?
2. Демонстрация смены времен года с помощью теллурия.
Подобно тому, как Земля вращается вокруг Солнца, глобус вращается вокруг лампочки. На теллурии глобус наклонен. Это потому, что Земля летит вокруг Солнца, немного наклонившись, как парусник при сильном ветре. Своего наклона земная ось не меняет. Поэтому и глобус в теллурии наклонен всегда в одну и ту же сторону. При вращении глобуса вокруг лампы его Северное и Южное полушария неодинаково освещаются и, следовательно, согреваются лампой. Часть года Северный полюс повернут к Солнцу. В это время в Северном полушарии, где мы живем, ярко светит Солнце. В Северном полушарии — лето. В течение следующего полугодия Земля наклонена в противоположную сторону . В январе Северное полушарие отвернулось от Солнца. Мало солнечных лучей сейчас доходит до него, вот и разгулялся мороз, заморозил реки и озера, заставил людей тепло одеваться. Зато Южное полушарие в это время обращено к Солнцу, ему достается много тепла и света, там лето. Но Земля летит вокруг Солнца без остановки. Северное полушарие постепенно поворачивается к Солнцу (показывается на теллурии), которое все сильнее прогревает Северное полушарие. Тает снег, текут ручьи, появляются первые зеленые листочки — к нам приходит весна. Затем наступает лето, а за ним — осень и снова зима. Каждый год путешествуем мы вокруг Солнца. И в пути пересекаем 12 месяцев, как 12 стран.
Возможно, в ходе объяснения кто-нибудь из любознательных детей спросит у учителя, почему наклонена земная ось. В этом случае можно сказать, что наклон земной оси, по мнению ученых, возник в результате ужасающей силы взрыва, который произошел очень-очень давно (около 4 миллиардов лет назад). С тех пор наша Земля движется вокруг Солнца, наклонившись обок, словно парусник при сильном ветре. Но благодаря этому на нашей планете происходит удивительное явление — смена времен года.
3. Закрепление изученного материала.
В Тетради для самостоятельной работы выполнить задания № 19, 20, 21 с. 14 – 15.
Игра « да—нет » . Ученики выстраивают с я у доски. Учитель делит их на две команды. Дети одной команды стоят слева от учи теля, другой — справа от него. Одна из команд отвечает на вопросы, которые требуют ответа «ДА» другая — на вопросы, кот о рые требуют ответа «НЕТ» . Форма ответов одна и та же — хлопок ладонями рук, поднятыми над головой .
В опросы.
Мы живем на планете Земля? ( Д а)
Наша Земля имеет шарообразную форму? (да)
Россия расположена в Южном полушарии Земли? (Нет)
Россия ра с положена в Северном полушарии Земли? (Да)
Северный полюс Земли находится в Северном полушарии? (Да)
Земная ось проходит через Северный и Южный полюса Земли? (Да)
Ось Земли можно увидеть и потрогать? (Нет)
Ось Земли — это металлическая спица, которая проходит сквозь нашу
планету и выходит на поверхность? (Нет).
Ось Земли только воображаемая? (Да)
Земля вращается вокруг своей оси? ( Д а)
Один оборот вокруг своей оси Земля делает за час? (Нет)
Один оборот вокруг своей оси Земля делает за 24 часа? (Да)
Ночь наступает на той стороне Земли, которая повернута к Солнцу?
Земля больше Солнца? (Нет)
Солнце больше Земли? ( Д а)
Солнце — это звезда? ( Д а)
— Какие задания вам понравились?
— Чему мы научились, выполняя эти задания?
— Что нового мы узнали сегодня?
1. Выполнить задание № 18 с. 13, № 22 с.16 в Тетради для самостоятельной работы.
2. Прочитать статью учебника «Движение Земли вокруг Солнца» с. 33 – 34, ответить на вопросы к тексту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка «Падежи имён существительных», 3 класс, УМК «Начальная школа XXI века».
Вся жизнь наших предков была связана с природой – лесом, рекой, землёй. А природа таила в себе много непонятного. Славяне не могли объяснить, почему грохочет гром во время бури, сверкают молнии, пораж.
конспект и презентация урока по математике.
Конспект урока окружающего мира «Золотое кольцо России», 2 класс, УМК «Начальная школа 21 века».
Конспект урока русского языка «Учимся составлять текст», 2 класс УМК «Начальная школа 21 века».
Конспект урока литературного чтения «Н.Носов «Ступеньки»», 1 класс, УМК «Начальная школа 21 века».
Конспект открытого урока по математике во 2 «Б» классе УМК «Начальная школа 21 века Тема Полёт к звёздам. (интегрированный урок по математике и ху.
Источник