Меню

Планирование по лексической теме космос

Лексическая тема «Космос»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Данный материал полезен педагогам, логопедам для индивидуальной работы с детьми подготовительной группы, при составлении конспекта занятий. Содержит беседы. дидактические игры, пересказ по данной теме.

Скачать:

Вложение Размер
leksicheskaya_tema_kosmos.doc 39 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Космос»

1. ПОБЕСЕДОВАТЬ С РЕБЕНКОМ ПО ВОПРОСАМ:

— Какой праздник отмечают 12 апреля? 12 апреля отмечают День космонавтики.

— Что такое космос? Космос – это то, что окружает землю и другие планеты.

— Что люди запускают в космос? Люди запускают в космос спутники, ракеты, космические корабли и станции.

— Как называют человека, который летит на ракете в космос? Человека, который летит на ракете в космос, называют космонавтом.

— Кто был первым космонавтом? Первым космонавтом был Юрий Гагарин.

— Как называется место, откуда запускают в космос космические корабли? Это место называется космодром.

— Что надевает космонавт для полёта в космос? Космонавт надевает космический скафандр.

— Как называется планета, на которой мы живём? Наша планета называется Земля.

— Какой прибор нужен человеку, чтобы рассмотреть луну, далёкие звёзды и планеты? Чтобы рассмотреть луну, звёзды и планеты, человеку нужен телескоп.

2. Расскажите детям.

Планета Земля – это огромный шар. Такой большой, что нужно много-много месяцев, чтобы объехать его вокруг.
* На Земле 4 океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. Еще есть много морей, рек, озер.
* На нашей планете 6 материков: Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида, Африка, Евразия.
* Самый большой материк на нашей планете – Евразия. На этом материке находиться самая большая страна — Россия, в которой живем мы.
* На нашей планете есть вода, воздух, растения, животные, люди.
* Для редких животных и растений люди создают заповедники, заносят их в Красную книгу.
* Люди разных материков и стран отличаются друг от друга по внешнему виду: по цвету кожи, волос и глаз, по форме волос (прямые, волнистые или курчавые).
* Мы очень любим нашу планету и стараемся беречь ее красоту.

3. ИГРА «ДОБАВЬ СЛОВО»

На корабле воздушном, космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер, несёмся на … (ракете).

Планета голубая, любимая, родная,
Она твоя, она моя, и называется … (Земля).

Есть специальная труба, в ней Вселенная видна,
Видят звёзд калейдоскоп астрономы в … (телескоп).

Самый первый в Космосе летел с огромной скоростью
Отважный русский парень наш космонавт … (Гагарин).

Освещает ночью путь, звёздам не даёт заснуть,
Пусть все спят, ей не до сна, в небе не заснёт … (луна).

4. «Расшифруй радиограмму»

Составь предложение из следующих слов .

Ракета, пролетала, пустыней, над. (Ракета пролетала над пустыней.)

Яркие, небе, большие, на, звезды. (На небе яркие большие звезды)

Небо, летит, в, ракета. (В небо летит ракета)

На, яркие, звёзды, небе . (На небе яркие звёзды)

Летим, в, простор, космический, мы. ( Мы летим в космический простор)

Корабль, на, летит, космический, Луна. ( На Луну летит космический корабль)

Мы, Земля, живем, планета, на. ( Мы живём на планете Земля )

Родную, на, космонавты, Землю, возвращаются. ( Космонавты возвращаются на родную землю)

5. Упражнение «Подели на слоги».

(космонавт, луна, скафандр, метеорит, спутник, ракета, звезды).

Ра-ке-та. В этом слове 3 слога.

6. Игра с мячом «Семейка слов».

Образуй слова одной семейки к слову звезда.

Как можно ласково назвать звезду? Звездочка.

Если на небе много звезд, какое оно? Звездное.

Как можно назвать корабль, который летит к звездам? Звездолет.

Как называют в сказках волшебника, который определяет будущее по звездам?

Как называют явление, когда падают звёзды? Звездопад.

Как называют группу звёзд на небе? Созвездие.

Как назвать звезду ласково? Звёздочка.

Все эти слова «родственные» или однокоренные к слову «звезда»

7. Пересказ текста.

Космос — это огромное пространство без конца и края, которое окружает нашу планету. В этом пространстве движутся отдельные звезды, вокруг них кружатся планеты, летают кометы и метеоры.

Земля — это планета, на которой мы живем. Из космоса она выглядит как прекрасный голубой шар. Большая часть Земли покрыта голубой водой огромных океанов. Белые пятна — это облака, снег и лед. Суша — это огромные пространства зелено-коричневого цвета, пространства, покрытые камнем и почвой.

Земля — это единственная известная нам обитаемая планета. Люди, растения и животные могут жить на Земле потому, что она не слишком горячая и не слишком холодная. На Земле есть вода для питья и воздух для дыхания. Они необходимы всем живым организмам.

Что такое космос?

Что движется в этом пространстве?

Как называется планета, на которой мы живем?

Как она выглядит из космоса?

Чем покрыта большая часть Земли?

Что обозначают белые пятна?

Чем покрыта суша?

Почему люди, животные и растения могут жить на Земле?

Для чего нужны вода и воздух?

8. Заучивание стихотворения «Космонавт» В. Степанова.

Источник

Планирование работы в центрах активности по лексической теме «Космос»

Наталья Диппель
Планирование работы в центрах активности по лексической теме «Космос»

ПЛАНИРОВАНИЕ (центры развития)

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «КОСМОС»

Разнообразить деятельность детей в течение дня в центрах активности, сделать ее творческой и интересной — это основное направление государственного стандарта образования, компетентностный подход педагога к организации предметно-развивающей среды в течение дня.

Центр изо. деятельности

• Рисовать звездное небо (коллективная работа)

• Рисовать космические корабли

• Соорудить ракету из коробок

• Творческий проект «Неизвестная планета»

Эта работа распределяется в течение всего дня, разнообразие и КТД (коллективно-творческие дела — основа работы центра творческого рисования)

Центр книги и развития речи

• Сделать книгу «Космос»

• Расшифровать письмо инопланетянина»

• Составить рассказ о планете Земля

Центр песка и воды

*Сделать лунную поверхность

*Организовать игру с луноходами

Центр строительной игры

*Построить космический корабль из больших коробок

*Сделать луноходы из маленьких коробок

Центр спортивной игры

*Провести тренировку для полета на Луну

Центр познавательно-исследовательской деятельности

• Рассмотреть иллюстрации в энциклопедии. Что такое камета? Какие планеты ближе всех к ЗЕМЛЕ?

• Сделать карту солнечной системы

Центр театра

•Незнайка на Луне — полет

Центр игры и игрушки (сюжетно-ролевая игра)

*Игровая ситуация «Подготовка к полету на Луну»

*Игровая ситуация «Полет на луну»

*Игровая ситуация «Исследование планеты»

Карточки, схемы анализа Выкладываю карточки — схемы по контролю и анализу работы воспитателей. Каждая из схем состоит из 10 пунктов, что очень удобно. здесь Схемы:.

Источник

Лексическая тема «Космос»
календарно-тематическое планирование по развитию речи (подготовительная группа)

Материал будет полезен воспитателям, логопедам, а также родителям для домашнего закрепления

Скачать:

Вложение Размер
kosmos_starsha.docx 27.77 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема: «Космос»

В небе плавает луна. (плавные покачивания влево и вправо)

В облака зашла она.

Один, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)

Можем мы луну достать. (руки вверх)

Шесть, семь, восемь, девять, десять — (хлопки над головой)

И пониже перевесить. (руки вниз)

Десять, девять, восемь, семь – (ходьба на месте)

Чтоб луна светила всем. (дети тихо садятся)

Раз, два, три, четыре, пять —

По одному загибают пальчики на обеих руках.

В космос полетел отряд.

Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.

Командир в бинокль глядит,

Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».

Что он видит впереди?

Солнце, планеты, спутники, кометы,

Загибают пальчики обеих рук

Большую желтую луну.

«Надеваем шлем от скафандра». И.п. — сидя на корточках, руки над головой сцеплены на замок. Вдох — и.п.; выдох — развести руки в стороны, произнести: «Чик». Повторить четыре-шесть раз.

«Запускаем двигатель». И.п. — стойка ноги врозь, руки перед грудью, сжаты в кулаки. Вдох — и.п.; выдох — вращать согнутые руки (одна вокруг другой) на уровне груди; при этом на одном вдохе произносить: «Р-р-р-р». Повторить 4-6 раз.

«Летим на ракете». И.п. — стоя на коленях, руки вверх, ладони соединить над головой. Вдох — и.п.; долгий выдох — покачиваться из стороны в сторону, перенося тяжесть тела с одной ноги на другую, протяжно произносить: «У-у-у-у». Повторить четыре-шесть раз.

«Пересаживаемся в луноход». И.п. — узкая стойка, руки вдоль туловища. Вдох и.п.; выдох — полный присед, руки вперед, произнести: «Ух!». Повторить четыре- шесть раз.

«Лунатики». И.п. — стоя на коленях, руки согнуты в локтях и разведены в сторону, пальцы врозь. Вдох — и.п.; выдох — наклонить туловище в сторону, произнести: «Хи-хи», повторить по три-четыре раза в каждую сторону.

«Вдохнем свежий воздух на Земле». И.п. — ноги врозь, руки вдоль туловища. Вдох — через стороны поднять руки вверх; выдох — руки плавно опустить, произнести: «Ах!». Повторить четыре-шесть раз.

Упражнение «Шар» Приготовьтесь, включите насос, чтобы надуть воздушный шар.

Встать прямо. Совершить медленный, плавный вдох, добиваясь ощущения раздувшегося шара в животе.

Упражнение «Насос». Затем сделать плавный выдох, медленно втягивая живот. Выполнить три раза. .Произносить звук (С_С_С_С). Выполнить три раза.

Упражнение для увеличения продолжительности речевого выдоха

Шар надут. Ребята приготовились к старту, а мальчик отдает команду: «Раз, два, три — в космос, шар, лети!» Сделать вдох, а на выдохе произнести команду мальчика.

Задания для мелкой моторики

  • Нарисовать картину на тему «Космос».
  • Вырезать из цветной бумаги космическую технику и космонавтов.
  • «Маленький конструктор» Собрать ракету из счетных палочек
  • Лепка «Чудо- космический корабль»
  • «Звездное небо» наклеивание на готовый синий лист бумаги, ватных комочков или белых звездочек из бумаги.
  • «Пластилиновые жгутики» -выложить пластилиновыми жгутиками по контуру ракету, летающую тарелку, спутник, луну.
  • Штриховка космонавта, ракеты.

Объяснить детям, почему празднуют День космонавтики, что это за праздник;

— рассмотреть картинки и иллюстрации в книгах с изображением космоса, космонавтов
и космической техники;

— рассказать детям о первом космонавте — Ю.Гагарине.
— рассказать детям для чего нужны космонавты.

  • Один спутник, два спутника . пять спутников.
  • Одна звезда .
  • Одно созвездие
  • Одна станция .
  • Одна ракета…
  • Одна планета…
  • Один космонавт…

12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики. В этот день в 1961 году нашу планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе!» Мгновенная мечта людей о полете в космос сбылась. Солнечным апрельским утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым космонавтом Земли? нашим соотечественником Ю. А. Гагариным на борту. Полет вокруг Земли длился 108 минут. Так началось время космических ракет, спутников, луноходов, международных космических экипажей. Люди всегда мечтали узнать о космосе как можно больше, ведь мир звезд огромный и таинственный. В нем много неизвестного и загадочного.

Подняв голову к небу, мы часто задаем себе вопрос: «Где начало и где конец космоса?»

Мир звезд разнообразен. В безоблачный ясный вечер небо усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко. На самом деле звезды — это огромные раскаленные газовые шары, похожие на солнце. Вокруг нашего Солнца вращаются девять планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Это Солнечная система.

В будущем, когда корабли полетят к другим планетам, им предстоит пролетать огромна: расстояния. Даже путешествие к нашему ближайшему соседу — Марсу — продлится более го; На космических станциях можно будет заправляться горючим, делать ремонт, пополнять загсы еды.

Сейчас на станциях делают опыты с растениями и животными, проводят исследован; космоса.

Вопросы : Для чего нужны космические станции? Что сегодня делают на космических станциях?

Со времени запуска в космос первого искусственного спутника в 1957 году за пределы нашей планеты было отправлено множество спутников.

Ракета выводит спутники на орбиту, и они продолжают самостоятельно вращаться вокруг Земли. Одни из них предназначены для приема телепередач, другие устанавливают телефонную связь с любой точкой планеты.

Есть спутники, которые фотографируют и передают на Землю снимки облаков, бурь, гроз. Они нужны для составления прогнозов погоды. А есть спутники, которые помогают людям исследовать космос, раскрывать его новые тайны.

Вопросы: Когда люди запустили в космос первый искусственный спутник? Как спутники выводят на орбиту? Какую пользу приносят людям спутники?

ПОЧЕМУ СОЛНЦЕ ВСХОДИТ И ЗАХОДИТ?

Утром Солнце всходит на востоке, а вечером заходит на западе. Кажется, что Солнце движется вокруг Земли. На самом же деле наша Земля вращается вокруг своей оси. В течение суток каждая часть Земли, скажем, Россия, один раз оказывается на солнечной стороне планеты — и у нас наступает день, а другой раз — на темной, и у нас наступает ночь.

Вопросы: Почему кажется, что Солнце движется вокруг Земли? Что происходит на самом деле?

  • «Все летим в космос » Употребление местоимений.

Я-лечу, (буду космонавтом; приземлюсь на луну. )

Мы-, Ты-, Вы-, Он-, Она-, Оно-, Они-.

Цель: учить детей подбирать слова с противоположным значением (антонимы). Например:

далёкий — близкий тесный — .

тёмный — . подниматься — .
яркий — .

  • Чистоговорки
  • АВТЫ – АВТЫ – АВТЫ – в ракете космонавты
  • КЕТА – КЕТА – КЕТА – вверх летит ракета
  • ТА – ТА – ТА — в космосе темнота
  • ДА – ДА – ДА — яркая звезда
  • НА – НА – НА — круглая луна
  • НЕТЫ – НЕТЫ – НЕТЫ — разные планеты
  • ЧО – ЧО – ЧО — у солнца горячо
  • МЕТА – МЕТА – МЕТА — длиннохвостая комета
  • УН – УН – УН — голубой «Нептун»
  • ЛЯ – ЛЯ – ЛЯ — круглая «Земля»
  • «Чего много в космосе?» Составить предложения:

В космосе много…(ракет, комет, звезд, космонавтов, планет, спутников).

  • «Раздели слова на части» Сосчитай сколько частей в каждом слове. Ра-ке-та, кос-мо-навт, лу-на, спут-ник, ор-би-та, звез-да, кос-мос, ко-ра-бль.

«Жил на свете Звездочет. Каждую ночь он наблюдал далекие звезды, а днем изучал самую близкую звезду — Солнце, пытаясь разгадать тайну их рождения, жизни и смерти. Но время шло. Звездочет старел, а тайна оставалась неразгаданной. И тогда он решил полететь к Солнцу, чтобы все увидеть самому. «Возьму свою старую карету, запрягу в нее пару сильных коней, да и помчусь!» — решил он.

«Что ты, что ты, — заскрипела карета, — мне не выдержать такого длинного путешествия — развалюсь по дороге! Ведь оно продлится не менее 500 лет! Возьми уж лучше автомобиль!»

Послушался Звездочет, выбрал машину. Но едва он взялся за руль, как зафырчал мотор: «Фр-ррр! Не буду включаться. Сто лет работать без отдыха не делаю!»

Решил Звездочет взять самолет. Сказал он самолету: «Отнеси меня, пожалуйста, к Солнцу! Я очень тороплюсь, сколько лет для этого надо?»

«10 лет. Но я не могу выполнить твою просьбу. В космосе нет воздуха и моим крыльям не на что опереться. Иди к моей сестре-красавице ракете. Только она может летать в безвоздушном пространстве».

Так Звездочет и поступил. Но только он собрался занять место в кабине корабля, как из-за туч выглянуло Солнце, и его золотистые лучи брызнули во все стороны. Один солнечный луч коснулся щеки Звездочета и шепнул: «Ракете нужен год, а мне только 8 минут. Полетели?»

Обрадовался Звездочет, потянулся за солнечным лучом и пропал из глаз. «

Вопросы после прочтения

— Что наблюдал Звездочет ночью?
— Что он наблюдал днем?
— Куда решил полететь Звездочет?
— Какие виды транспорта решил использовать Звездочет, чтобы осуществить свою мечту?
— Сколько времени нужно ракете, чтобы долететь до Солнца?
— Сколько времени понадобилось солнечному лучу?

Источник

Читайте также:  Как нарисовать космос красками для 2 класса
Adblock
detector