Меню

По мнению канта вселенная возникла

По мнению канта вселенная возникла

Кант приписывает Богу лишь создание самой материи и наделение её наблюдаемыми свойствами. Всё остальное развитие Мира происходит без участия Творца.

Кант считал, что первоначально материя была сильно разрежена и составляла так называемый Хаос. Подобное начало, надо сказать, встречалось и в древнегреческих философских трудах. Хаос Канта состоял из мелких пылевых частиц (сейчас бы сказали «метеорных»), находящихся в покое. Этот покой мог быть лишь в самом начале, сразу после создания Хаоса Богом. После этого отправного момента материя приходит в движение, подчиняясь законам Ньютона. Более массивные частицы начинают из окружающего их пространства притягивать к себе легкие пылинки. Так в Хаосе появились первые сгущения материи.

Эти сгущения росли и объединялись в большие шары, из которых и образовались звёзды. Кант понимал, что, следуя только этой логике, он должен был завершить развитие Мира образованием только одного шара. Поэтому он наделил частицы материи ещё и свойством упругости: при столкновении частицы могли отскакивать друг от друга, меняя направление своего движения.

В процессе этих столкновений, как полагал Кант, вблизи каждого большого тела случайным образом должно начать преобладать одно направление движения. Как считал философ, двигаясь по параллельным траекториям, частицы меньше сталкиваются. Таким образом, около каждого шара небольшое количество вещества вовлекается во вращение вокруг центрального тела. Траектории частиц проходят через центр большого шара и лежат в плоскости его экватора: центральное тело раскручивается в ту же сторону, что и большая часть частиц. Так у звёзд могут появиться планеты, а у планет – спутники, причём вращение всех тел одной системы (такой, как Солнечная) происходит в одном направлении.

Происхождение колец Сатурна Кант объяснил слишком быстрым начальным вращением планеты, от которой под действием центробежных сил отделилась часть вещества (центробежная сила — это та самая сила, которая тянет нас при повороте любого транспорта в противоположную повороту сторону). Как видим, здесь гипотеза Канта в чём-то перекликается с идеями Бюффона. По мнению Канта, известный всем из библейской истории большой потоп был следствием разрушения Богом водяного кольца, которое образовалось у Земли.

Все звёзды в Мире Канта должны остыть, но упавшие на них планеты, объединение нескольких звёзд, наконец, падение их на центрально мировое Солнце разогреет всё вещество и породит новые клубы Хаоса. Так, в общих чертах, выглядит идея круговорота материи во Вселенной. В чём-то эта мысль напоминает нам с Вами современную идею пульсирующей Вселенной, хотя и далека от последней в научном плане.

Основной ошибкой Канта является неверное представление о возникновении вращательного движения из прямолинейного. Такое не может произойти само по себе в замкнутой системе, которой является Хаос Канта. Для того, чтобы это движение началось, нужно воздействие извне, а ни какое материальное тело, ни Творец такого влияния на Хаос не оказывали. Частицы Хаоса Канта и впрямь должны были собраться, в итоге, в одно Мировое Солнце, без планет, спутников и колец.

Изначальный «строительный материал» Вселенной состоял не из пылинок, а из водорода, гелия и излучения. То же касается тех облаков, из которых, по современным представлениям, рождаются планетные системы: содержание пыли в до-планетных облаках было невелико.

Никак не объясняет Кант и то, каким образом вновь должен образовываться Хаос из остывшей материи.

Неверны его мысли об образовании колец Сатурна и, уж конечно, идея о всемирном потопе.

Источник

По мнению канта вселенная возникла

Исходная позиция Канта — несогласие с выводом Ньютона о необхо­димости божественного «первотолчка» для возникновения орби­тального движения планет. По Канту, происхождение тангенциаль­ной составляющей непонятно до тех пор, пока Солнечная система рассматривается как неизменная, данная, вне ее истории. Но доста­точно допустить, что межпланетное пространство в отдаленные вре­мена было заполнено разреженной материей, простейшими элемен­тарными частицами, определенным образом взаимодействующими между собой, то появляется реальная возможность на основе физи­ческих закономерностей объяснить, не прибегая к помощи божест­венных сил, происхождение и строение Солнечной системы. «Дайте мне только материю, и я построю вам из нее целый мир!» — любил повторять И. Кант.

Читайте также:  Вселенная как высшее духовное

Однако И. Кант — не атеист, он признает существование Бога, но отводит ему только одну роль — создание материи в виде первона­чального хаоса с присущими ей (механистическими) закономерностями. Все дальнейшее развитие материи осуществляется естествен­ным образом, без вмешательства Бога. Основные силы, привлекае­мые Кантом для объяснения развития материи: притяжение (грави­тационное тяготение); отталкивание (по аналогии с газами); химическое соединение (различие частиц по плотности). В результа­те действия этих трех фундаментальных сил осуществлялось, по мне­нию Канта, развитие материи, создавались начальные неоднород­ности в распределении плотности материи.

Различие частиц по плотности обусловило возникновение сгуще­ний, которые стали центрами притяжения более легких элементов, притягиваясь в то же время к более плотным сгущениям. Но благода­ря наличию силы отталкивания, этот процесс сгущения не привел к концентрации материи в одном месте. Взаимодействие, борьба силы отталкивания и силы притяжения определяют возможность длитель­ного развития мира. Движения частиц, направленные к центрально­му сгущению, наталкиваясь на действие силы отталкивания, превра­щались в вихревые движения вокруг этих сгущений. В процессе вра­щения вихрей большое количество частиц падало на центр сгущения, увеличивая его массу, сообщая ему взаимное движение и нагревая его. Так Кант объясняет возникновение Солнца и звезд.

Не упавшие на Солнце частицы вращаются вокруг Солнца и посте­пенно концентрируются в плоскости солнечного экватора, образуя пояс, кольцо частиц. В этом поясе в силу неоднородности различий плотности его частей возникают новые центры тяготения, которые постепенно сгущаются, в них концентрируется масса частиц и посте­пенно образовываются планеты. Аналогичным образом формируют­ся спутники планет. В своей концепции Кант дает объяснение следу­ющим особенностям Солнечной системы: эллиптической форме орбит; отклонению орбитальных плоскостей планет от плоскости солнечного экватора; обратной зависимости масс и объемов планет от степени их удаления от Солнца; неодинаковому числу спутников у различных планет, наличию колец у Сатурна и др.

Кант не ограничился построением модели развития лишь Солнеч­ной системы. Он распространяет свои принципы на объяснение раз­вития Вселенной в целом, понимаемой им как иерархически организованная сверхсистема галактик. Развитие Вселенной, по Канту, это процесс, который имеет начало, но не имеет конца. В каждый момент времени происходит образование новых космических систем на все более далеких расстояниях от центра — места, где этот процесс начался (предположительно в районе Сириуса). В старых областях Вселен­ной космические системы постепенно разрушаются и гибнут. Прав­да, на месте погибших систем могут возникнуть новые: на потухшие солнца падают замедлившиеся планеты и кометы, и вновь нагревают их. Кант сформулировал много пророческих идей: о существовании двойных звезд, о существовании за Сатурном планет Солнечной системы, идею непрерывного перехода от планет к кометам, идею случайной флуктуации плотности, о метеорном составе кольца Сатурна, о существовании колец, подобных кольцу Сатурна, у близких планет и др.

Вместе с тем концепции Канта присущи и принципиальные недо­статки. Первый из них — представление о самопроизвольном возникновении вращения изолированной системы, первоначально нахо­дившейся в покое. Это представление противоречит закону сохранения момента количества движения в изолированной системе. Поэтому П. Лаплас, разрабатывавший космогоническую концепцию (1796), во многом похожую на теорию Канта и опиравшуюся на строгие математические и механические закономерности, был вынужден исходить из вращающегося облака материи как начального пункта.

Второй недостаток — противоречие с закономерностью распреде­ления в Солнечной системе момента количества движения ( mvr ). На единицу массы вещества планет приходится в десятки тысяч раз больше лишнего количества движения, чем на такую же массу Солнца. Этого противоречия не избежал и Лаплас в своей космогони­ческой модели Вселенной.

Кантовская теория происхождения Вселенной была величайшим достижением астрономии со времен Коперника. Как Коперник раз­рушил геоцентризм — ядро аристотелевской картины мира, так Кант разрушил ядро метафизического мировоззрения — представления о том, что природа не имеет истории во времени. Кант впервые убеди­тельно показал, что понять настоящее состояние природных систем можно только через знание истории развития этих систем.

Читайте также:  Тайна 9 планеты как устроена вселенная

Сформулированная в космогонии идея развития природы во вто­рой половине XVIII — первой половине XIX в. постепенно переходит в геологию и биологию.

Источник

Вселенная по Канту

» Персоналии » Вселенная по Канту

До XVIII в. астрономы занимались изучением Солнечной системы. А о том, что находится за ее пределами (звездах, их распределении в пространстве и движении), они ничего знали. Ситуация стала меняться, когда англичанин Эдмунд Галлей (1656—1742 гг.) впервые показал неправильность традиционного выражения «неподвижные звезды». Он сравнил современные ему каталоги звезд с древним каталогом Гиппарха. И обнаружил удивительный факт: три звезды — Глаз Тельца (Альде-баран), Сириус и Арктур — прямо противоречили этому правилу. Так было открыто собственное движение звезд. Оно получило окончательное признание в 1770-е гг., когда немецкий астроном Тобиас Майер и английский астроном Невил Маскелайн обнаружили движения десятков звезд.

В том же столетии немецкий философ и ученый Иммануил Кант (1724—1804 гг.) создал первую модель эволюционирующей (развивающейся) Вселенной. Она основывалась на ньютоновской картине мира. Свои взгляды Кант изложил в сочинении «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755 г.). Первая часть посвящена строению всей Вселенной. В ней ученый пишет о бесчисленности миров и систем, заполняющих Млечный Путь. Кроме того, он делает вывод о существовании планет за Сатурном.

Во второй части трактата изложена гипотеза о рождении и развитии космических тел и систем тел, звезд и их скоплений, Солнечной системы. Выдвинув общую идею эволюции Вселенной, Кант применил ее к Солнечной системе. По его мнению, в космосе существует разреженная материя, частицы которой постепенно сужаются. После образования определенного их количества — критической массы — начинается ускоренный процесс сгущения. Образуется некое ядро — центр притяжения. Падая на него, частицы материи разогревают это ядро. Так родилось и Солнце. Позже возникает круговое движение всей материи и появляются планеты, которые вращаются вокруг Солнца.

В третьей части сочинения Кант рассматривает вопросы жизни во Вселенной. Он считал, что разумная жизнь существует не во всем космосе, хотя большинство планет обитаемы. Кант сомневался в том, что бессмертная душа остается в одной точке бесконечного пространства. Новые планеты, по его мнению, могут образовываться в том числе и как место для переселения душ.

Ряд предположений Канта подтвердился уже при его жизни в открытиях английского астронома Гершеля.

Источник

Школьная Энциклопедия

Nav view search

Navigation

Search

Кант о происхождении небесных тел

Подробности Категория: Глубины Вселенной Опубликовано 02.11.2012 14:56 Просмотров: 7384

В 1755 году в Кенигсберге появилась анонимная работа «Общая естественная история и теория неба» с подзаголовком: «Опыт об устройстве и механическом происхождении всего мироздания на основании ньютоновских законов».

Автор считал (в этом он сходился с древнегреческими философами), что мир родился из хаоса огромного облака пылевых частиц, беспорядочно двигающихся в разных направлениях. Сталкиваясь друг с другом, притягиваясь, они изменяют направления своих движений, объединяются в более крупные сгустки. Под действием сил притяжения большинство из них устремляются к центру, где начинает расти ядро туманности — будущее Солнце. Из других сгустков, получивших орбитальное движение, формируются планеты. Все легко, просто и понятно! Но кто же был автором этой гипотезы?
Оказалось, Иммануил Кант! Это тем более поразительно, что эту материалистическую гипотезу создал будущий философ-идеалист. Он изучил законы Ньютона и был до глубины души поражен четкостью и математической строгостью этих законов. Далее Кант мыслил очень логично: если Закон всемирного тяготения позволяет объяснить состояние планетной системы, то он должен объяснить и ее происхождение. Небесные тела, входящие в единую систему, должны быть объединены и общностью происхождения. Земля и Луна, Юпитер и все остальные тела образовались одновременно со своим центральным светилом. Иначе невозможно объяснить, что, разделенные пустыми просторами космоса, не связанные друг с другом ничем, кроме сил взаимного притяжения, обращаются они в ту же сторону, в которую кружится вокруг своей оси и само Солнце.

Читайте также:  Вопросы про вселенную для детей

Но если первозданное облако состояло из частиц, хаотически двигавшихся в разные стороны, то как заставить их начать кружиться в одном направлении? При помощи законов Ньютона этого объяснить было невозможно. И тогда Кант применил к физическим и математическим законам законы философии: там, где действуют силы притяжения, действуют и силы взаимного отталкивания. Именно они и придали образовавшимся телам «свободное круговое движение».
Мысль о взаимном отталкивании тел И. Кант позаимствовал из философской идеи диалектики о взаимодействии противоположностей, как о всеобщем законе движения мира. После окончания университета и девяти лет работы гувернером в частных домах он пишет ряд блестящих статей о космогонических проблемах.
Но современники знали И. Канта лишь как философа — автора критического метода и создателя новой критической философии. И должны были пройти годы, пока гипотезу немецкого философа рассмотрят с физико-математических позиций и докажут, что никакие внутренние силы не способны привести во вращение всю систему туманности.
Но в чем же тогда ценность этой гипотезы? И почему ее не забыли до сих пор?
Во-первых, гипотеза И. Канта — первая среди обширного класса космогонических гипотез происхождения небесных тел из туманностей. Их называют «небулярными», от латинского слова «nebula» — туманность. Во-вторых, И. Кант рассматривал развитие мира как результат противоположных и противоречивых сил притяжения и отталкивания и возвел этот метод в принцип. О том, что развитие мира происходит в результате взаимодействия противоположностей, догадывались еще древние философы, определяя это условие основой диалектики. Но только после И. Канта взаимодействие противоположностей рассматривается как всеобщая закономерность развития бытия и познания.
Сколько их было, космогонических гипотез! В настоящее время у планетной космогонии нет единой глобальной идеи, признаваемой абсолютным большинством специалистов. Здесь огромное поле деятельности для будущих астрономов.

И.Кант

Иммануи́л Кант (1724, Кёнигсберг, Пруссия — 1804, там же) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма.
Родился в небогатой семье ремесленника. Под попечением доктора теологии Ф.А. Шульца, который заметил одаренность мальчика, окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем поступил в Кёнигсбергский университет. Но учебу Кант не смог завершить из-за смерти отца, и, чтобы прокормить семью, он на 10 лет становится домашним учителем. Именно в это время (1747—1755 годы) он разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности.
В 1755 г. Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, это даёт ему право преподавать в университете, чем он и занимается последующие 40 лет. С 1770 г. начинается «критический» период в творчестве Канта, он назначен профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где преподает обширный цикл дисциплин — философских, математических, физических.
В этот период Кантом были написаны фундаментальные философские работы, принёсшие учёному репутацию одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли:
«Критика чистого разума» (1781) — гносеология (теория познания, в которой исследуется возможность познания человеком мира и самого себя, исследуется движение познания от незнания к знанию, природа знаний самих по себе и в соотношении с познаваемыми предметами).
«Критика практического разума» (1788) — этика.
«Критика способности суждения» (1790) — эстетика.
Имея слабое здоровье, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей. Его точность следования распорядку стала притчей во языцех даже среди пунктуальных немцев и вызвала к жизни немало поговорок и анекдотов.
Кант был похоронен у восточного угла северной стороны Кафедрального собора Кёнигсберга в профессорском склепе.

Источник

Adblock
detector