Меню

По следам бога солнца

По следам Великого Бога Кары. 7 Бог ХОРС

Сверкающим златокудрым Богом Солнца изображают ХОРСА (по-древнерусски Хърсъ) современные язычники. Возможно, наши далекие предки представляли его себе примерно так же. Именно ХОРС зорко следит за движением Солнца по небосводу и соблюдением законов Вселенского миропорядка. Солнечный ХОРС движется по небу днём, а ночью его путь проходит под землей, и тогда его называют Черным ХОРСОМ.

ХОРС был хорошо известен и древним египтянам под именем ХОР (Гор). Его изображения с головой сокола или в виде «крылатого солнца» часто можно встретить в росписи древних храмов и на ритуальной утвари.

А в древней Персии ХОРСА называли ХОРсетом, что означает «сияющее солнце». Но это слово имело и более широкое значение – «сияние», «блеск», а также «слава», «величие», иногда «царское достоинство» и даже «хварна» — богоизбранность.

Сейчас уже довольно сложно реконструировать, как в те далекие времена звучало это имя из уст древних иранцев. Но для этих языков, как и для многих других, была тоже свойственна замена звука «К» на «Х» и наоборот. Вполне возможно, что ХОРсет читалось как КАРсет, а имя ХОРС звучало как КАРС. Тогда становится вполне очевидно, что славянский праздник КАРАчун, отмечаемый в дни зимнего солнцестояния — это праздник, посвященный КАРе (ХОРСУ).

КАРА переводится с персидского как «черный». Поневоле напрашивается вывод, что «светлый» златокудрый ХОРС и КАРА («злой» мрачный Чернобог) это одна и та же божественная личность. Несмотря на то, что нам Боги кажутся абсолютно противоположными друг другу.

Христианская традиция приучила людей делить Богов на «хороших» и «плохих». Многие века нам внушали, что Божество может быть либо абсолютно добрым и всепрощающим, либо совершенно злым и неспособным ни какое проявление любви. Дьявол, одним словом. Конечно, такая картина мира вызывает у мыслящих людей много вопросов и не кажется бесспорной.

Но, в любом случае, наше представление о законах Вселенского порядка – это лишь наши мысли на эту тему. Как это происходит на самом деле, мы знать не можем. И уж тем более, мы не вправе оценивать деятельность Богов, призванных следить за соблюдением Вселенских законов и делать выводы, кто из них «хороший», а кто «плохой».

Имя Бога ХОРСА не редко встречается в сохранившихся древних летописях.
В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» говорится, что Всеслав Брячиславич «въ ночь влъкомъ рыскаше: изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя, великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше».

Сразу стоит обратить внимание на то, что автор «СЛОВА», описывая ХОРСА, использовал эпитет «ВЕЛИКИЙ». Это показывает, каким уважением в те времена пользовался этот Бог.

Среди ученых было много споров, связанных с толкованием этого отрывка. Сейчас пришли к выводу, что «ВЕЛИКИМ ХОРСОМ» летописец назвал Солнце. И тогда этот отрывок можно перевести таким образом: «Прежде, нежели Солнце успело подняться, прежде нежели петухи начали петь, Всеслав уже был в Тмутаракани».

Также про ХОРСА можно прочесть в поучениях против язычества, относящихся к 16 веку: «СЛОВО И ОТКРОВЕНИЕ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ» и «О ИДОЛАХ ВЛАДИМИРОВЫХ».

«. иные по оукранiамь молятся емоу проклятым болваном Переноу, Хорсоу, Мокши, виламь. » («Слово о покаянии» по списку XIVвека согласно Словарю церковно-славянскаго языка А.Х.Востокова)

А в «УСТАВЕ ПРЕПОДОБНОГО САВВЫ» 16 века находим такой обязательный исповедальный вопрос: «не сблудила ли с бабами богомерзкие блуды, не молилася ли вилам, или Роду и рожаницам, и Перуну, и ХОРСУ, и Мокоши, пила и ела?»

По сообщению «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» в 980 году, князь Владимир I Святославич «постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна… и Хърса, Дажьбога, и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь».

Перечисляя кумиров в пантеоне князя Владимира, летописец называет ХОРСА вторым, после Перуна. Это означает, что в тот период ХОРС считался вторым по значимости Божеством. Как полагает Б. А. Рыбаков, идол ХОРСА находился в нише по правую руку от идола Перуна, рядом с Даждьбогом.

Немец Вундерер, путешествовавший по Руси в 1589—1590 годах, описал идола КОРСА (ХОРСА) близ Пскова:

«Перед городом (Псковом) мы видели двух идолов, которые были издревле поставлены жрецами и которым они поклоняются. Именно, Услада, каменное изображение, которое держит в руке крест, и КОРСА, который стоит на змее, имея в одной руке меч, а в другой — огненный луч».

Сразу бросается в глаза, что ХОРСА немец Вундерер называет КОРСОМ. Кроме того «огненный луч», который держит в руках КОРС, в некоторых древних языках (как, например, в древнееврейском) называют «КАР». Змея под ногами идола указывает на участие КОРСА змееборческих войнах древности.

ХОРСА почитали на всех славянских землях: и в Поморье, и в Полабье, и в центральной Европе, и на Балканах, и на севере Руси.

«Бог Солнца ХОРС представлялся славянам БЕЛЫМ КОНЕМ, совершающим свой бег с востока на запад. У славян конь был священным животным. Деревянными конскими головами украшали крыши домов. В некоторых местах России до конца XIX в. сохранялись каменные изображения коней» (А.А. Ишутин. Восточнославянские боги и их имена).

Читайте также:  Приблизительно равная среднему расстоянию от земли до солнца

Не отсюда ли появилось английское слово HORSE (лошадь)?

Посвященные ему празднования устраивают в дни солнцеворота (солнцестояния).

Летом это — 21 по 25 июня (Купала), осеннью — 21 — 23 сентября (Таусень, Дней Свентовита, Осенний ХОРОС), зимой 21-25 декабря (КАРАчун), весной 20-21 марта (Масленица).

Непременная часть ритуала прославления ХОРСА — ХОРоводы. В некоторых областях России до сих пор хороводы называются КАРАгодами. Считалось, что именно в эти дни солнце как бы «останавливается», а потому ему следует помочь песнями и танцами.

В летний праздник Бога ХОРСА с горы к реке обязательно скатывают большое горящее колесо, символизирующее солярный знак Солнца. Интересно, что колесо с шестью спицами является неотъемлимым атрибутом древнегерманского Бога времени КРОДО (КРОДОНА или по древнерусски Кръта).

Во время празднования Масленица Богу Солнца как бы «подмасливают» путь, чтобы солнечное колесо быстрее катилось по небосводу.

Возможно, от имени ХОРСА в русском языке произошли слова: хорошо, хоругвь, хор, хоромы, хоровод… Все они связаны понятием КРуга и чего-то общего, объединяющего людей.

Хоровод — круг из взявшихся за руки людей идущих по КРугу, хоромы — КРуговая застройка, хоругвь — нечто объединяющее воинский КРуг.

Но кроме корня «ХОРО» существует еще корень «КОЛО», который тоже связан с КРугом. Колокол, колобок, кол, коловорот.

Связи с этим нельзя не вспомнить, что одним из символов египетского Бога ХОРА (ГОРА) тоже являлся КРуг с КРыльями, который олицетворял движение Солнца по небосводу.

Источник

От солнечной колесницы в Дании до храма солнца в Египте: 10 древних артефактов, посвящённых культу Солнца

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Самое раннее изображение затмения

В далекие времена солнечные затмения люди воспринимали с суеверным ужасом. Древнейшими письменными источниками, рассказывающими о внезапном наступлении ночи среди ясного дня, были китайские рукописи. Древнейшие изображения солнечного затмения обнаружены недавно на востоке Ирландии. Вырезаны они более чем 5,000 лет назад, в 3340 г. до н.э., на трех гигантских камнях одного из памятников времен неолита “Пирамиде из камней L” в графстве Мит. Указанием на астрономические и космологические наблюдения древних ирландцев может служить также их культовое сооружение Ньюгрейндж − храм Солнца. Каждый год в дни зимнего солнцестояние его кромешную тьму на 17 минут освещает Солнце. Кельты, заселившие Изумрудный остров впоследствии, продолжили поклонение Солнцу. Божеством света у них была богиня Бриджит, известная, как “Яркая”.

2. Культ Солнца и человеческие жертвоприношения у майя

Отличительной чертой культа Солнца у майя были человеческие жертвоприношения. Майа верили, для того, чтобы Солнце всегда светило, ему надо подносить человеческие сердца. На территории Тикаля, одного из крупнейших городищ майя, археологи обнаружили захоронение, содержащее тело мальчика лет 10-14 и мужчины 35-40 лет. По всей видимости, они были принесены в жертву и сожжены. Ножевые раны и сломанные ребра говорят о том, что они были вначале убиты, а потом уже сожжены.

3. Могила жрицы Солнца

В 1921 году археологи обнаружили захоронение “жрицы солнца” в Дании, возраст которого 3,400 лет. Останки молодой девушки и ее кремированного ребенка были найдены неподалеку от деревушки Эгтвед. От ее скелета практически ничего не осталось, зато частично сохранились волосы, зубы, одежда. На поясе у девушки был большой бронзовый диск в форме Солнца, свидетельство того, что она была жрицей древнего культа Солнца. И хотя ее одежда была типична для Дании той поры, однако сделана была из животных, живших в другом месте. Изотопный анализ останков показал, что девушка не была уроженкой Дании, где ее похоронили, а скорее всего, ранее проживала на юге Германии. Возможно, она была выдана замуж за вождя датского племени.

4. Золото Британии

Археологи недавно обнаружили, что прихожане храма Солнца в Ирландии бронзового века собирали золото для него в разных концах света. И хотя в самой Ирландии были собственные золотые месторождения, они, почитая этот священный металл, предпочитали их не трогать, чтобы не навлечь проклятия, а закупали золото в Великобритании. Корнуолльцы же, наоборот, особо не ценили золото, оно для них являлось побочным продуктом при добыче олова, из сплава которого с медью они получали бронзу.

5. Солнечная колесница из Трундхольма

Солнечная колесница является отражением мифа о божестве, колесящем по небу на своей колеснице. В 1902 археологи обнаружили эту скульптуру в датской трясине. Датированный 1800 – 1600 гг. до н.э, экспонат состоит из лошади, шести колес и диска — все сделаны из бронзы. На одной стороне диск покрыт тонким золотым листом.

6. Лодки Абидоса

В 2000 году исследователи, производя раскопки на древней египетской территории Абидоса, обнаружили 14 лодок 5,000-летней давности. Лодки были достаточно большими, и могли вместить до 30 гребцов. Технически совершенные, они вполне могли выдержать большие волны и плохую погоду в открытом море. Возможно, лодки Абидоса связаны с древнеегипетским мифом о том, что бог Солнца Ра перемещался по небу в солнечной лодке. Закопанные вблизи захоронений фараонов, они могли предназначаться для загробных путешествий их душ. Сделанные из отдельных досок, они являют собой самые ранние образцы такого типа лодок. Остается неизвестным, использовались ли эти лодки по их прямому назначению до того, как были закопаны, или нет.

Читайте также:  Как называется время за которое земля делает один оборот вокруг солнца

7. Датский храм солнца и древняя карта

Археологи полагают, что на датском острове Борнхольм более чем 5,500 лет назад располагался комплекс храмов для поклонения солнечному божеству. Было найдено большое количество каменных дисков с вырезанными узорами, напоминающими Солнце и расходящиеся от него лучи. На одном из камней ученым удалось разглядеть набросок карты. Видимо, в ходе магического ритуала в честь бога Солнца, камень с изображением карты был разбит на три части. Две из них нашлись, а третья пока отсутствует.

8. Диск Солнца из Монктона

В 1947 году около Стоунхенджа, в Англии, вместе с остатками скелета, археологи обнаружили таинственный золотой диск Солнца, представляющий собой тонкий лист тисненого золота с крестом в центре. Возраст находки — 4,500 лет. До сих пор только шесть дисков Солнца были найдены на острове. Учитывая редкость находки, эксперты предположили, что диск принадлежал вождю. Два маленьких отверстия использовались, видимо, для того, чтобы носить диск на себе в качестве талисмана и для статусности.

9. Гозекский круг

В 2002 году в Германии студенты-археологи обнаружили самую старую солнечную обсерваторию возрастом 7000 лет. Она представляет собой площадку диаметром 75 метров, окруженную концентрическими рвами и деревянными стенами с воротами. По всей видимости, площадка использовалась для наблюдений за небесным сводом, и в таком случае она является самой древней из найденных солнечных обсерваторий. На ее территории также были обнаружены остатки пожертвований, происходивших здесь.

10. Храм солнца Рамсеса II

В 2006 археологи обнаружили в Каире древний храм. Ранее он находился на территории древнего города Гелиополя и был эпицентром поклонения главному египетскому солнечному божеству, богу Ра. Надписи указывают, что основал храм Рамзес II, известный своими монументальными проектами строительства. Во время своего правления он возводил в свою честь храмы и статуи. Храм Ра в Гелиополе является самым большим храмом Рамзеса II.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

По следам бога солнца

ЛЕГЕНДА О СОЛНЕЧНОМ КАМНЕ

Путешествуя у Енисея, в Хакасии, я познакомился с девушкой по имени Кюсстоса, которая оказалась сведущим историком и археологом. Она занималась изучением культуры своих предков и рассказала мне много интересного из прошлого своего края.

Однажды, узнав, что я родом из Прибалтики, Кюсстоса пришла, надев янтарное ожерелье. Оно было древней работы: бусинки поблекли и почти стерлись. Но что удивительно: на каждой бусинке было четко вырезано одно и то же лицо молодой девушки, очень похожей на мою милую собеседницу! Глаза незнакомки глядели пристально, как бы спрашивая: кто я, как и откуда появился в ее краях.

Кюсстоса рассказала, что эти янтарные украшения связаны с тайной ее древнего рода. Оказывается, на протяжении многих веков, из поколения в поколение, мать, как редчайшую драгоценность, передает дочери янтарное ожерелье. Наследница надевает его только осенью, когда начинает цвести дикий мак и его алым цветом полыхают степные просторы и откосы Енисея. Рассказывают, что это ожерелье давным-давно подарил прабабушке прабабушек ее любимый, прибывший с берегов моря, в которое солнце ложится отдыхать. Были и подвески, но они в смутное время утеряны…

— Красивая легенда, — с грустью заметила Кюсстоса, — и неизвестно, сколько в ней правды, а сколько вымысла. Если бы нашлись подвески, может, что-то и прояснилось бы…

Моя поездка в Хакасию закончилась. Легенду о янтарном ожерелье заслонили другие впечатления. Возможно, я и не вспомнил бы ее больше никогда, если бы не случай. Как-то летом возвращался я домой из Москвы. До отхода поезда оставались считанные минуты. Перед тем как прыгнуть в вагон, я купил в киоске на перроне «Неделю». Устроившись в купе, развернул газету. В глаза бросилась заметка, которая перевернула всю мою дальнейшую жизнь!

В заинтересовавшей меня публикации сообщалось, что сотрудники Средне-Енисейской экспедиции, снаряженной Ленинградским отделением Института археологии АН СССР, вели раскопки древнего городища у села Знаменка в Боградском районе Хакасии. «Это городище, — рассказывала руководитель экспедиции М. Пшеницына, — было сожжено на рубеже двух эр племенами гуннов. Никто не ожидал, что в недрах испепеленной земли мы натолкнемся на такие сокровища… Когда приподняли черепок, глазам открылся тайник, куда солнечный луч не заглядывал почти два тысячелетия. Чего там только не оказалось! Золотые серьги и булавки, серебряные подвески, украшения из самоцветов… Темно-вишневый огонь сердоликовых бус и теплое сияние янтаря словно спорили с голубоватыми тенями на агатовых подвесках…»

Я прервал чтение. Из глубины памяти всплыло лицо девушки на бусинках. Этого было достаточно, чтобы сойти с поезда в Ленинграде.

Археологи подтвердили, что среди других сокровищ действительно обнаружена брошь и две пластинки с отверстиями — подвески из янтаря. Они не сомневались, что это не случайно спрятанный клад, а остатки мастерской местного ювелира, жившего в первые века новой эры. Мастер, как и его род, очевидно, был тесно связан с широким миром. В кладе найдены серьги из ракушек «каури», которые водятся только в южных морях, жемчуг и драгоценные камни: малахит с Урала, сапфир из Шри-Ланки и хризолит из Египта.

Читайте также:  Квадрат солнца с сатурном у ребенка

Было также ясно, что клад принадлежал не коллекционеру, а мастеру по изготовлению украшений: большинство золотых изделий оказалось помято, — видимо, их намеревались использовать как сырье.

Участники экспедиции уверяли, что подвески не привозные: их изготовили на месте, используя инструменты, характерные для шурмакской культуры, в те века распространенной у истоков Енисея. Они утверждали, что в руки енисейского умельца попал натуральный янтарь и что в этих местах находился центр его обработки…

Оставалось установить, ОТКУДА и КАК попал янтарь в эти места? Археологи не сомневались, что подвески сделаны из сукцинита — разновидности янтаря, который добывается только у Балтийского моря.

Все это подтолкнуло меня всерьез заняться тайной солнечного камня.

В поисках ответов на возникающие вопросы я перерыл горы книг о янтаре, перелистал кипы пожелтевших бумаг в разных архивах как в Литве, так и в других республиках Советского Союза и за рубежом.

Я узнал, что янтарь, этот уникальный самоцвет, уже в античные времена привлекал внимание ученых. Его тайны пытались разгадать философ, физик и математик Таль Милетский (640–546 годы до новой эры), которого греки называли одним из «семи мудрецов мира». О янтаре писал Геродот (484–425 годы до новой эры). Место янтарю в своей книге о минералогии отвел ученик Аристотеля — Теофраст (372–287 годы до новой эры). О чудесных свойствах янтаря, употреблении его в медицине сообщил родоначальник античной медицины Гиппократ (460–377 годы до новой эры).

О том, что янтарь принадлежит к смолам, первым упомянул Аристотель (384–322 годы до новой эры). Свойствами янтаря интересовался и Плиний Старший (23–79 годы). В своей книге «Naturalis historia» он собрал все доступные ему сведения о янтаре, которые в разное время сообщили античные ученые и путешественники.

С глубокой древности о янтаре складывали легенды. В них янтарь называли «солнечным камнем», обладающим волшебными качествами, называли его «слезами о погибших героях».

В «Метаморфозах» римского поэта Публия Овидия Назона (43–18 год до новой эры) я прочел миф о Фаэтоне. В нем рассказывается, как однажды сын Фебоса, бога Солнца, юный Фаэтон осмелился сесть в колесницу своего отца, обычно совершающего установленный путь по небу среди светил. Юнец не смог справиться с конями, рухнул на землю и разбился. О нем долго и горько плакали мать и сестры. Они вросли в землю и превратились в деревья, но плакать не переставали. Их слезы падали на землю и застывали янтарем…

Публий Овидий Назон не выдумал этот миф, а только переработал старый, записанный еще греческим драматургом Эсхилом (525–456 годы до новой эры), в котором, корме элементов античной религии, отражаются и представления о происхождении янтаря. У Эсхила речь идет о Фаэтоне, как сыне бога Солнца Гелиуса. По Эсхилу, молодой возница, не совладавший с копями, так близко приблизился на огненной колеснице к земле, что чуть не поджег ее. Бог Дзеус послал молнию, и Фаэтон был низвергнут на землю. Сестры Геллиады так оплакивали брата, что превратились в деревья, а их слезы — в янтарь…

Другую античную легенду о происхождении янтаря обнародовал греческий драматург Софокл (496–406 годы до новой эры) в своей «Антигоне». Он назвал янтарь «слезами загадочных индийских птиц, оплакивающих смерть героя Малеагра».

Много легенд о янтаре сложено и в Литве. Каждый литовец с малых лет слышит сказ о том, как давным-давно, когда еще старшим среди всех богов был Пяркунас, на побережье Балтийского моря жил молодой рыбак Каститис. Он ловил рыбу в этом море, которое принадлежало самой красивой богине — Юрате, обитавшей в янтарном дворце на самом дне моря. Богине не нравилось, что Каститис мутит воду и ловит ее любимых рыбок. Не раз Юрате посылала русалок, чтоб они призвали рыбака к порядку. Но гот не слушался. Тогда она сама всплыла, чтобы поговорить с юношей. Увидев молодца, она влюбилась в него и заманила в свое подводное царство, в янтарный дворец… Узнав об этом, Пяркунас очень разгневался. Он убил Каститиса молнией и приказал волнам выбросить его тело на берег, потом разрушил дворец Юрате, а ее на долгие века приковал к развалинам дворца. День и ночь плачет Юрате, скорбя по Каститису и своему разбитому дворцу. Слезы ее выкатываются на берег в виде капелек янтаря. Кусочки янтаря покрупнее — это остатки дворца. Море выносит их во время шторма…

Замечательный литовский поэт Майронис переложил эту легенду па стихи, создав романтическую поэму о любви морской богини и человека. Запомнились строки из этого трагического рассказа:

Источник

Adblock
detector