Меню

Почему художники рисуют солнце

Солнечное настроение в работах великих художников

Вот и осень незаметно постучалась в наши двери, на улице тучи, дождь, ветер. Давайте не будем унывать, а будем вдохновляться работами великих художников, запечатлевших прекрасное лето и солнце на своих картинах.

Айвазовский И.К. «Восход солнца в Феодосии»

Левитан И.И. «Июньский день»

Поленов В.Д. «Московский дворик»

Крыжицкий К.Я. «Озеро»

Куинджи А.И. «Березовая роща»

Каменев Л.Л. «Савина слобода близ Звенигорода»

Левитан И.И. «Солнечный день»

Серов «Купание лошади»

Симонович М.Я. «Девушка, освещённая солнцем»

Шишкин «Сосны, освещённые солнцем»

Альбер Марке «Порт в Онфлере»

Левитан И.И. «Озеро.Русь»

Вдохновения вам, дорогие мастера и интересных солнечных работ!

Источник

Символ Солнца. Изображение его в разных культурах. Часть первая, наскальные изображения.

В мастерской мы часто делаем украшения, посвященные разным стихиям — воде и ветру, земле и огню. Еще мы делаем много штук, которые рассказывают про лес — про весеннюю звенящую листву, или про таинственные лесные тропы, или про старые мудрые деревья. Но так уж получилось, что больше всего украшений мы делаем про солнце, или даже — про солнца, потому что никогда не знаешь точно, сколько именно светил ходит по небу того мира, о котором сложится следующая история.
Люди изображали солнце с незапамятных времен, не говоря уже о том что ему поклонялись и его обожествляли — поэтому когда делаешь такие вещи, то неизменно чувствуешь себя частью длинной-длинной вереницы художников, кузнецов, ювелиров, и даже немного шаманов, которые рисовали солнечные диски на своих бубнах, рассказывающих об устройстве мира.
Поэтому нам стало интересно, с чего же все началось? Как люди разных культур, разных эпох и разных климатических поясов изображали Солнце, как этот символ менялся, усложнялся и дополнялся, как переплетался с другими символами и знаками, как превращался в орнаменты и замысловатые узоры?
Тема эта оказалась очень интересной, сложной и практически безграничной — действительно, нет такого народа в символике которого не встречалось бы солнечного символа, и в то же время удивляет единообразие этих изображений в разных культурах, отделенных друг от друга не только километрами, но и веками. Начнем с самого начала?

Часть первая, доисторическая. Наскальные изображения VII-III тысячелетий до нашей эры.

Сиволические изображения солнца — в виде диска, диска с точкой, диска с расходящимися лучами или креста заключенного в круг — встречаются еще в наскальных рисунках каменного и бронзового веков, как отдельное изображение или в комбинации с изображениями людей, животных и других символов.
Это — начало начал, одновременно и символ, и «рисунок с натуры» — тот самый диск, который мы видим над головой каждый день (если повезет), и который видели наши далекие предки тысячи лет назад.

Кстати, есть предположение, что диск с точкой внутри — это не просто символическое изображение солнца, а изображение гало — эффекта, когда вокруг солнца образуется «корона», светящееся кольцо.

Жители Северной Европы изображали солнце в виде колеса, или креста в круге — ингда в сочетании с фигурами людей или ладей,»перевозящих солнце» по небосклону. Эти наскальные рисунки — родоначальники знаменитого кельтского креста.

А это — Ирландия, «Камень Семи Солнц», один из самых красивых неолитических памятников с изображением солнечного диска — вернее, целых семи дисков! О его практическом назначении до сих пор существуют только догадки.

Тоже Ирландия — здесь и колесо, и гало, и расходящиеся лучи, и даже солнце с прямыми лучами, освещающими землю.

Очень много петроглифов — наскальных рисунков — сохранилось в южной части Северной Америки и в Мексике.
Здесь можно найти все разнообразие известных символов, и не меньше — таких, которые еще только предстоит разгадать.

Такие же точно символы встречаются в наскальных росписях на территории современных Грузии и Армении — здесь можно найти изображения, похожие на цветок, и даже несколько «солнц» в одном круге. Такие символы уже почти похожи на орнамент.

В Сибири — традиционное северное колесо-крест,»гало», и расходящиеся круги.

Отдельная история — изображение солнца с двумя или тремя лучами, направленными в сторону «земли». Такие рисунки встречаются в разных местах Европы и Азии. Что это, дорога к солнцу или что-то, или от него? Отражение солнца в воде, или солнечные лучи, выходящие из-за туч?

А вот такой петроглиф c изображением солнечного символа красуется на эмблеме Pueblo Grande Museum — музея археологии в США, штате Аризона

При работе над статьей использовались материалы из открытых источников в интернете.

Источник

Символ солнца

Круг появился от Солнца. И Земля наша во многом благодаря Солнцу стала такой, какой мы ее знаем. Да и люди живут на Земле благодаря Солнцу. Не удивительно, что его всегда обожествляли.

Читайте также:  Да здравствует солнце да скроется тьма глаголы повелительного наклонения

Значение символа

Символ Солнца считается одним из символов власти. Он несет в себе энергию, точно так же, как небесное светило. Еще солнце символизирует вечную молодость (ежедневно возрождается), ум, красоту, знания, мудрость, то есть, все качества, которыми может гордиться человек, и возвышаться над другими.

У некоторых народов солнце связано с женским началом, у других – с мужским.

Один из древних знаков, символизирующих солнце – крест. Его часто заключают в окружность, добавляют другие детали.

Боги солнца

У многих народов были языческие боги солнца. У славян, как известно, это Ярило. Корень этого слова «яр» – «белый», «стремительный», «быстрый», «сильный», то есть ярый. По мнению некоторых ученых имя Ярило происходит от слова «яра» — «весна».

Ярило изображают молодым и старым — так он постоянно возрождается, и возраст у него меняется.

Весной славяне празднуют Масленицу — прощание с зимой. И здесь символом солнца становятся блины — круглые, горячие и желтые.

У Египтян бог солнца – Ра, у древних греков – Гелиос (у римлян, соответственно, Сол), у инков – Инти, у ацтеков был бог Тонатиу (неба, солнца и воинов).

У шумеров – Уту (Шамаш у вавилонян и ассирийцев) – хранитель истины и справедливости, у хеттов была богиня Ариннити, а у протохеттво она называлась Вурунсему.

У народов ханты и манси есть бог Нуми-Торум – владыка неба и повелитель дневного света, во дворе его дома стоит столб, вокруг которого кружится солнце.

На гербах

На гербах тоже часто встречается солнце. Самое первое, что приходит на ум — это гербы СССР и советских социалистических республик. Почти на всех присутствует солнце, символизируя рассвет нового светлого мира, и свет коммунистической идеи.

Чаще всего солнце изображают с восемью прямыми и восемью изогнутыми лучами. Солнце с прямыми лучами — сияющее, а с изогнутыми — пламенеющее. На солнечном диске изображают черты человеческого лица. У солнца может быть также 12 лучей. Так, 12 их на эмблеме Китая — (белое солнце на синем фоне).

Герб Уругвая с изображением солнца. Это не просто солнце, а символ бога Инти (Sol de Mayo)

Еще один знаменитый и довольно древний символ солнца можно встретить на японском флаге.

Другие символические знаки солнца

Свастика – тоже символ солнца. Это слово – яркий пример того, как самое доброе и позитивное начало можно исковеркать и перевернуть в сознании. На санскритском наречии «свасти» означает пожелание удачи. Происходит слово от «су» — «добро» и «асти» — «быть». Изображение представляет собой крест с загнутыми под прямым углом концами (по часовой или против часовой стрелки).

Это довольно древний и очень распространенный символ. На протяжении многих тысячелетий этот символ ассоциировался с добром, светом, благополучием. И только после того как Гитлер в 20 веке использовал его в своих страшных целях, отношение к нему резко изменилось.

Между тем, этот древний солярный знак присутствует на многих украшениях, одежде, архитектурных сооружениях. По мнению ученых, скорее всего, это символ солнечной птицы – показывает движение солнца по небосклону.

У ацтеков диск с крестом обозначает день, а диск со свастикой – годовое движение солнца.

Этот знак также может означать связь земли с солнцем, плодородие. Такое значение берет истоки еще со времен неолита.

Символ, который называется «черное солнце», имеет оккультное значение. Многие говорят о том, что это женский символ. Концепцию этого символа активно развивала Блаватская.

Источник

Василий Верещагин — художник, что рисует солнце

Первая и часто единственная картина Верещагина, которую показывают школьникам, — « Апофеоз войны». От этого у публики о нём зачастую создается ложное представление как о хиппи, ненавидевшем насилие и топившем за мир во всём мире. О невероятной биографии Верещагина можно снять сериал, и ещё на сборник анекдотов останется.

Первая и часто единственная картина Верещагина, которую показывают школьникам, — « Апофеоз войны». От этого у публики о нём зачастую создается ложное представление как о хиппи, ненавидевшем насилие и топившем за мир во всём мире. О невероятной биографии Верещагина можно снять сериал, и ещё на сборник анекдотов останется.

Влюблённый в фурию войны

Полжизни он провёл в обнимку с винтовкой, водил в атаку батальоны и погиб при обороне Порт-Артура. Да и в живописи Верещагин был вполне себе милитаристом и империалистом — его сравнивали с Киплингом, и это довольно метко.

Он был популярен, но три очень важных человека были недовольны его творчеством. Первый из них — император Александр III. « Всегдашние его тенденциозности противны национальному самолюбию и можно по ним заключить одно: либо Верещагин скотина, или совершенно помешанный человек», — писал он после выставки 1874 года в Петербурге, ещё до восшествия на престол. Отец его, Александр II, Верещагина тоже терпеть не мог и очень резко отзывался о его картинах, считая их антипатриотичными.

Читайте также:  Разница земли с солнцем размер

Объясняется это прежде всего творческим методом художника. Он брал любой расхожий романтический сюжет и уснащал его массой неаппетитных, но вполне реалистичных деталей: это и трупы, и отрезанные головы, и хищники, доедающие непогребённые тела жертв. Взгляните, например, на его диптих « После удачи», « После неудачи».

Впрочем, публике этот шокирующий реализм, наоборот, нравился, а Мусоргский даже написал балладу по его картине « Забытый». ( Картину разозлённый глупыми обвинениями Верещагин сжёг, а балладу запретила цензура).

Третьим недовольным был сам художник. Практически на каждом его полотне множество световых эффектов и яркое солнце, не хуже, чем у французских импрессионистов. Но никто этого не замечает, и нетрудно понять, почему. « Я всю жизнь любил солнце и хотел писать солнце. И после того, как пришлось изведать войну и сказать о ней своё слово, я обрадовался, что вновь могу посвятить себя солнцу. Но фурия войны вновь и вновь преследует меня», — жаловался он.

Свет не видывал такой клеветы на фурию войны! На самом деле Верещагин не просто за ней гонялся — он ездил на войну по каждому поводу. Например, будучи противником складывавшегося в то время русско-французского военного союза ( будущей Антанты), написал большой цикл картин про войну 1812 года. Виды расстрела соотечественников наполеоновской солдатнёй или французских лошадей в русском храме вызывали у официальных властей форменную изжогу. И только к юбилею победы над Наполеоном, в 1912 году, эти картины пришлись ко двору.

А ещё Верещагин много писал — в смысле, пером. Почти о каждом своём путешествии он оставил по книге. Но излагает он на редкость путано и бессвязно, так что чтение на любителя. На этом заканчиваем искусствоведческую часть и переходим к самому интересному.

Гардемарины, назад

Сначала честолюбивый Верещагин думал стать покорителем водной стихии. С девяти лет он учился на военного моряка в престижном Морском Корпусе и был там одним из лучших. Но, поехав « на практику», внезапно обнаружил, что страдает морской болезнью в тяжёлой форме. Лазить по мачтам и канатам юноше тоже, как оказалось, противопоказано. « Какую хочешь, хоть каторжную, работу справил бы на берегу взамен этой», — признавался он.

Когда ему поручили командовать шлюпкой, на которой надо было пройти всего 20 километров, дело кончилось тем, что он свалился на дно и уже не встал. И хотя ему было стыдно перед окружающими, поделать с собой он ничего не мог. « Всё было безразлично; если бы выкинули в море, кажется, и то бы не протестовал», — писал он. Отплавав по морям чуть больше года, юный гардемарин решил, что хватит мучиться, и вышел в отставку.

Подобных фатальных неудач в жизни Верещагина хватало. Поехал в Париж расписывать фронтон русской церкви — из-за обострения болезни пришлось вместо этого проваляться на курорте. Отдал свой очерк об охоте в редакцию газеты « Голос» — его вернули со словами: « Это такая гадость!» Отправился на Русско-турецкую войну — выбыл из строя ещё до начала активных боевых действий. Из него мог бы получиться чеховский герой, персонаж дюжины слезливых рассказов о бессилии перед судьбой. Но он, к счастью, был человеком совсем иного склада.

Русского художника всякий обидеть может — но не всякий может убежать

Простившись с морем, Верещагин поступил в Академию художеств. Потом прокатился на Кавказ — ничего такого, просто пейзажи порисовать. Затем в 22-летнем возрасте поехал в Париж учиться живописи у модного тогда художника Жана Леона Жерома. Однако французская Школа изящных искусств оказалась местом весьма грубых нравов. Новичка там первым делом пытались не научить, а проучить. Когда на Верещагина надвинулась толпа юных дарований с намерением связать, раздеть и вымазать краской, он отступил к стене и полез в карман за пистолетом. Дальше ему даже не пришлось размахивать оружием. У почуявших неладное живописцев сработал инстинкт самосохранения, и они оставили в покое странного русского.

А вот чикагские бандиты оказались не столь понятливы. В 1902 году, когда уже состарившийся художник устроил в США выставку-продажу своих полотен, к нему в номер пришли два джентльмена с требованием поделиться. Он избил их и выгнал и, будучи человеком прямого нрава, с удовольствием рассказывал этот анекдот своему 10-летнему сыну.

До того, в 1885 году, в Вене у него возник конфликт с местными церковниками. Кардинал Гангльбауер объявил две картины — « Святое семейство» и « Воскресение Христово» — святотатством. Верещагин язвительно посоветовал ему перечитать Библию, а ещё лучше — созвать для урегулирования разногласий Вселенский собор. Обстановка накалялась. Попы провели трёхдневное покаяние. На выставку пёрли с кислотой наперевес религиозные фанатики. Пресса глумилась: случись эта история пораньше, и художника бы отправили на костёр вместе с полотнами. Наслаждавшийся шумихой Верещагин оставался твёрд, как кремень, и писал молодой жене: « Я переложил револьвер из заднего кармана в боковой — будь покойна».

Читайте также:  Этот ученый астроном полагал что солнце

Двое против флота

Чтобы понять, почему подобная суета не могла взволновать возвышенную душу русского баталиста, остановимся лишь на одном эпизоде с его участием. В апреле 1877 года, через четыре дня после объявления войны Турции, наш герой двинул из Парижа в действующую армию. Он уже договорился, чтобы его зачислили в адъютанты великого князя Николая Николаевича. Правда, воевать ему предстояло за свой счёт, но это было не самое неприятное. Прибыв на позицию, он обнаружил, что русские части есть, враг есть, а боевых действий нет. И что делать? Ничего?

Найдя себе компанию в лице такого же удалого товарища — лейтенанта Николая Скрыдлова, будущего адмирала российского флота, — Верещагин стал участвовать в речных диверсиях. Плавать он, как вы помните, не любил. Но ради такого случая можно и потерпеть! Тем более что Скрыдлов предложил взять паровой катер « Шутка» и идти устанавливать мины. Верещагин думал, что вряд ли турки будут, ковыряясь в носу, смотреть, как какие-то недоумки пытаются взорвать их флот, и что самый вероятный вариант развития событий — взлететь на воздух на собственной мине. Но других способов повоевать прямо здесь и сейчас не было.

С утра пораньше наши герои в компании матросов двинулись в фарватер Дуная. Внезапно, как в песне, навстречу им выплыл огромный турецкий пароход-броненосец. Увидя друг друга в непосредственной близости, противники в первую секунду опешили. Затем Скрыдлов взял курс на корабль, и « Шутка» помчалась на него что было мочи. Турки смекнули, что дело нечисто. И если до этого они были настроены между делом потопить катер и плыть себе дальше, то, перепугавшись, открыли шквальный огонь из всего, что было на борту.

Взрывами « Шутку» болтало из стороны в сторону. Матросы спрятались под палубу, защищённую металлическими пластинами, благодаря чему остались целы. А художник, который во время творившегося безобразия картинно подпирал ногой борт, и его сидевший у штурвала приятель остались на своих местах. Верещагин получил ранение в бедро, упал, но снова поднялся. Скрыдлов получил две пули в ноги, но продолжал держать курс на броненосец. Наконец катер и корабль соприкоснулись. Однако мина, которая должна была взорваться, не сработала — провода оказались перебиты пулями.

Продырявленная « Шутка», сносимая течением, наполнялась водой. Корабль, который они так и не смогли взорвать, всё же прекратил вылавливать мины и ушёл от преследования, а катер, несмотря на понесённый ущерб, благополучно вернулся назад. Скрыдлова, раненного в обе ноги, матросы вынесли на руках, а Верещагин, с пулей в бедре, шёл сам, опираясь на весло.

Очень приятно, царь

В госпиталь, ещё практически пустой, наведался Александр II. Увидев Скрыдлова, он поспешил к нему со словами: « Я принёс тебе крест, который ты так славно заслужил!», — после чего положил на грудь лейтенанта знак ордена Святого Георгия. Затем император подошёл к Верещагину и подал руку, заметив, что ему такого креста не нужно. Это была чистая правда. Один Георгий 4-й степени у Верещагина уже был ( он заслужил его при осаде Самарканда, хотя вообще-то приехал в Туркестан просто рисовать картины), а дважды одну и ту же награду не дают. Более высокие степени ордена полагались по статуту не за воинские доблести, а за полководческие таланты, которых Верещагин в этом деле не проявил. Впрочем, официальные звания и награды художник в грош не ставил. Он пролежал в госпитале до осени и обратно в расположение армии попал только к третьему штурму Плевны. Там он уже больше в разведку не ходил, главным образом потому, что вообще ходил пока с трудом. Начальство пользовалось этим, заставляя его рисовать карты и схемы…

Когда началась Русско-японская война, Верещагину стукнул уже 61 год — время лечить радикулит, а не сабелькой махать. Но, само собой, художник тут же полез в самое пекло. Он погиб в результате взрыва японской якорной мины, отправившей ко дну флагманский броненосец « Петропавловск» с 650 военнослужащими на борту. Война и море всё-таки добрались до него.

Источник

Adblock
detector