Учебно — методический комплект по окружающему миру на тему: «Почему Луна бывает разной?» 1 класс (конспект + презентация)
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Учебно — методический комплект по окружающему миру на тему: «Почему Луна бывает разной?» 1 класс (конспект + презентация)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochemu_luna_byvaet_raznoy.doc | 75 КБ |
pochemu_luna_byvaet_raznoy.pptx | 1 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Почему Луна бывает разной?
Тип урока : открытие нового знания.
Цели урока: — формировать представления о Луне как спутнике Земли.
— познакомить с причинами изменения внешнего вида Луны;
-рассказать о способах изучения Луны учеными;
— развивать познавательные способности учащихся в процессе самостоятельной учебной и творческой деятельности, развивать речь, внимание, память, логическое мышление;
Личностные : — анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения ее поверхности Солнцем;
— формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны.
Оборудование : презентация, учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши.
Посмотрите все на меня!
Сегодня экскурсоводом работаю я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!
Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Настраиваться на работу
Понимать мотивационную задачу урока и стремиться её выполнить.
К: настраиваться на урок
2. Актуализация знаний
-Что такое звезды? (огромные пылающие шары.)
-Что такое Солнце? (ближайшая звезда)
-Почему звезды кажутся нам маленькими точками?
-Назовите ближайшую звезду к Земле.
-Какие созвездия вы уже знаете?
-Почему днем на небе не видно звезд?
-Почему они становятся видны ночью?
-Какие названия звезд вы знаете? (стр 32)
Повторять изученный материал
Поддерживать учебный диалог
К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами
3. Постановка учебной задачи
-Узнал Муравьишка, что такое Солнце, звезды. Взглянул на небо и увидел еще что-то.
Еще недавно к нам в окошко
Светила белая лепёшка,
А нынче вдруг горят в окошке
Бычка серебряные рожки. (луна)
Ночью на небе один
Миновали две недели,
Апельсина мы не ели,
Но осталось в небе только
-Именно это и увидел Муравьишка Вопросик.
-Кто из вас видел Луну?
-Кто выйдет и нарисует Луну на доске?
-Почему она разная? (ответы детей)
-Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке.(о Луне)
-Прочитайте тему урока на с.34 учебника.(Почему Луна бывает разной?)
-Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
Поддерживать учебный диалог
Рассуждать о Луне
Формулировать тему и цели урока
П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
П : узнавание новой темы при взаимодействии с детьми.
4. Изучение нового материала
-Кто знает, чем является Луна по отношению к Земле? (это спутник Земли.)
-Как вы это понимаете? Объясните с помощью рисунка схемы на с.34. (ответы детей)
-Еще в древности люди заметили, что Луна все время меняет свою форму. То она похожа на круглую тарелку, то она- серп, который назвали месяцем. Люди не могли объяснить это явление и придумывали сказки, легенды, мифы.
-Послушайте одну такую сказку. (Сербская сказка)
Решил месяц сшить себе платье.
Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришел месяц за платьем. А платье-то узко и коротко.
— Видно, я ошибся, — говорит портной. И снова сел за работу.
В назначенный срок пришел месяц за платьем.
Опять платье мало.
— Видно, и теперь я ошибся, — сказал портной. И снова стал кроить и шить.
В третий раз месяц пришел к портному.
Увидел портной: идет по небу круглый месяц — не месяц, а луна целая, да вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его месяц, искал, да не нашел.
Так и остался месяц без платья.
-Чтобы объяснить это явление, надо знать один секрет Луны. Это секрет в том, как она светит. Солнце- это пылающий шар, оно само испускает свет, а Луна…
-Ребята, чтобы узнать секрет Луны, прочитайте текст на с. 33, выделенный жирным шрифтом.
-Что же делает Луна? (она отражает лучи и посылает их на Землю)
-А может ли Луна сама испускает свет? (нет, только отражает)
-Вот мы и узнали секрет Луны. Раз она сама не светит, то мы видим только ту ее часть, которая освещена Солнцем. В разное время Солнце по-разному освещает Луну. Поэтому нам и кажется, что ее форма меняется. А на самом деле Луна не меняет своей формы.
-Выполните задание в рабочей тетради № 1с.22.
— Рассмотрите рисунки. Найдите рисунок, на котором правильно показаны Земля и Луна. (1)
-Обоснуйте свой ответ. Отметьте этот рисунок галочкой.
Знакомиться с темой урока
Объяснять схему в учебнике
Знакомиться со сказкой
Поддерживать учебный диалог
Узнавать больше о Луне
Выполнять задание в рабочей тетради
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.
Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.
К : уметь обмениваться мнениями; слушать другого- ученика.
Регулятивные :принимать и сохранять задачу
-А сейчас встанем и немного отдохнем.
-Кто знает какую форму имеет Луна? (шара)
-Рассмотрите рисунок Луны на с.35 учебника и вылепите модель Луны из пластилина.
-Муравьишка с Мудрой Черепахой также рассматривают Луну. А каким прибором они пользуются? (телескопом)
-Что мы видим на поверхности Луны? (круги, темные и светлые пятна)
-Рассмотрите рисунки на с. 35. Как ученые еще изучают Луну? (люди сами побывали на Луне, а еще изучение Луны происходит с помощью луноходов.)
-Проверьте свои предположения. Прочитайте текст на с. 86.
-На Луне можно увидеть темные и светлые пятна. Светлые- это Лунные моря. На самом деле в этих морях нет ни капли воды. Раньше люди этого не знали, потому и называли их морями. Темные пятна- это ровные участки (равнины). На Луне всюду видны лунные кратеры, которые образовались от ударов метеоритов- камней, упавших из космоса. Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли. Она выглядит так, как будто на ней много лет не вытирали пыль. На поверхности Луны днем стоит жара, а ночью- мороз. Луна движется вокруг Земли и обходит ее кругом за месяц. Луна- это естественный (природный) спутник Земли.
-А что по размерам больше : Земля или Луна? (земля)
Миф о созвездии Льва:
Возле древнего греческого города Немен свирепствовал лев. Герой Геркулес настиг льва около логова и пустил в него 3 стрелы с бронзовыми наконечниками. Но стрелы отскочили от шкуры, как от стали. Тогда герой выдернул из земли дуб и вместо палицы ударил им зверя. Оглушенный лев упал на землю. Геркулес бросился на зверя и задушил его голыми руками. С тех пор львиная шкура заменяла Геркулесу панцирь и шлем. В честь этого льва и названо одно из созвездий.)
Самая большая звезда этого созвездия Регул, что значит «Царь».
-Послушайте несколько советов улетающим на Луну.
1)если на Луне тебе захотелось немножко попрыгать, учти, что ты подпрыгнешь в шесть раз выше, чем на Земле, и падать будешь гораздо медленнее. А почему? Потому ,что сила тяжести на Луне в шесть раз меньше, чем на Земле.
2) Будешь прогуливаться по Луне- смотри под ноги. Вся поверхность усеяна камнями, которые падают из космоса.
3)Не забудь взять часы с календарем, а то совсем запутаешься в днях. На Луне один день длится две наших недели, а потом на две недели наступает ночь.
4)Зонтик тебе не пригодится: дождей на Луне не бывает. Да что там дождей- там вообще нет воды. Нет облаков, нет туманов, нет радуги. Вернее, дожди там все-таки бывают, только метеоритные, каменные.
5) Если полетишь на Луну вместе с друзьями, не забудь, что разговаривать вы сможете только при помощи радиопередатчиков. Звуков на Луне нет, там даже метеориты падают бесшумно. Это из- за того, что на Луне нет атмосферы.
6) Подумай, как ты будешь дышать. Ведь на Луне нет воздуха.
7)Подумай, как тебе одеться, так как длинным двухнедельным днем поверхность Луны нагревается до +130 С, а за длинную ночть охлаждается до – 170 С.
-Составьте рассказ о путешествии на Луну.
-Могут ли люди жить на Луне? ( нет, так как там нет воздуха)
Рассматривать рисунки в учебнике и рассуждать
Источник
Урок окружающего мира, 1 класс. Почему Луна бывает разной? Школа России
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе на тему «Почему Луна бывает разной?» УМК А. А. Плешаков
Цели: формировать представления о Луне как спутнике Земли; познакомить с причинами изменения внешнего вида Луны; Рассказать о способах изучения Луны учеными.
Планируемые результаты: учащиеся научатся анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения ее поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны.
Оборудование: рисунки или слайды с изображением Луны разной формы; у учащихся — цветные карандаши, пластилин, принадлежности для лепки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
— Что такое звезды? (Огромные пылающие шары.)
— Что такое Солнце?
— Почему звезды кажутся нам маленькими точками?
— Назовите ближайшую к Земле звезду.
— Какие созвездия вы уже знаете?
— Почему днем на небе не видно звезд?
— Почему они становятся видны ночью?
— Какие названия звезд вы знаете? (Альдебаран, Сириус, Регул, Солнце.)
(Можно использовать КИМы (тест 36, с. 56).)
III. Самоопределение к деятельности
Узнал Муравьишка, что такое Солнце, звезды. Взглянул на небо и увидел еще что-то.
Еще недавно к нам в окошко
Светила белая лепешка,
А нынче вдруг горят в окошке
Бычка серебряные рожки.
Ночью на небе один
Миновали две недели,
Апельсина мы не ели,
Но осталось в небе только
— Что увидел Муравьишка Вопросик? (Луну, месяц.)
— Кто из вас видел Луну?
(Учитель просит нескольких учеников нарисовать на доске Луну.)
А я видела Луну такой: (1)
(Учитель выполняет рисунки на доске или показывает слайды.)
— Почему она такая разная? (Ответы детей.)
— Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О Луне.)
— Прочитайте тему урока на с. 34 учебника. (Почему Луна бывает разной?)
— Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
— Кто знает, чем является Луна по отношению к Земле? <Это спутник Земли.)
— Как вы это понимаете? Объясните с помощью рисунка- схемы на с. 34. (Ответы детей.)
— Как изменяется внешний вид Луны? Вспомните свои наблюдения. (Ответы детей.)
Еще в древности люди заметили, что Луна все время меняет свою форму. То она похожа на круглую тарелку, то она — серп, который назвали месяцем. Люди не могли объяснить это явление и придумывали сказки, легенды, мифы.
— Послушайте одну такую сказку.
Почему у Месяца нет платья
Решил Месяц сшить себе платье. Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришел Месяц за платьем. А платье узко и коротко.
— Видно, я ошибся, — говорит портной. И снова сел за работу. В назначенный срок пришел Месяц за платьем. Опять платье мало.
— Видно, и теперь я ошибся, — сказал портной. И снова стал кроить и шить. В третий раз Месяц пришел к портному. Увидел портной: идет по небу круглый Месяц, не Месяц, а целая Луна, да вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его Месяц, искал, да не нашел. Так и остался Месяц без платья.
Чтобы объяснить это явление, надо знать один секрет Луны, тот секрет в том, как она светит. Солнце — это пылающий шар, оно само испускает свет, а Луна.
— Ребята, чтобы узнать секрет Луны, прочитайте текст на с. 33, выделенный жирным шрифтом.
— Что же делает Луна? (Она отражает лучи и посылает их на Землю.)
— А может ли Луна сама испускать свет? (Нет, только отражает.)
Вот мы и узнали секрет Луны. Раз она сама не светит, то мы видим только ту ее часть, которая освещена Солнцем. В разное время Солнце по-разному освещает Луну. Поэтому нам и кажется, что ее форма меняется. А на самом деле Луна не меняет своей формы.
2. Выполнение задания в рабочей тетради
№ 1 (с. 22).
— Рассмотрите рисунки. Найдите рисунок, на котором правильно показаны Земля и Луна. <Первый рисунок.)
— Обоснуйте свой ответ. Отметьте этот рисунок галочкой.
V. Физкультминутка
Играют на стене,
Поманю их пальчиком,
Пусть бегут ко мне.
Ну, лови, лови скорей!
Вот, вот, вот — левей, левей!
Убежал на потолок.
(Учитель с помощью зеркальца перемещает солнечного зайчика, а дети пытаются поймать его.)
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Моделирование
— Кто знает, какую форму имеет Луна? (Шара.)
— Рассмотрите рисунок Луны на с. 35 учебника и вылепите модель Луны из пластилина.
2. Беседа, работа по учебнику
— Муравьишка с Мудрой Черепахой также рассматривают Луну. А каким прибором они пользуются? (Телескопом.)
— Что мы видим на поверхности Луны? (Круги, темные и светлые пятна.)
— Рассмотрите рисунки на с. 35. Как ученые еще изучают Луну? (Люди сами побывали на Луне, а еще изучение Луны происходит с помощью луноходов.)
— Проверьте свои предположения. Прочитайте текст на с. 86.
На Луне можно увидеть темные и светлые пятна. Светлые — это лунные моря. На самом деле в этих морях нет ни капли води- Раньше люди этого не знали, потому и называли их морями. Темные пятна — это ровные участки (равнины). На Луне всюду видны лунные кратеры, которые образовались от ударов метеоритов — камней, упавших из космоса.
Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли. Она выглядит так, как будто на ней много лет не вытирали пыль. На поверхности Луны днем стоит жара, а ночью — мороз.
Луна движется вокруг Земли и обходит ее кругом за месяц. Луна — это естественный (природный) спутник Земли.
— А что по размерам больше: Земля или Луна? (Земля.)
3. Выполнение задания в рабочей тетради
(Работа в группах.)
— Представьте, что вы отправляетесь в путешествие на луноходе. Нарисуйте его модель.
(Защита моделей луноходов.)
4. Творческая работа
— Послушайте несколько советов улетающим на Луну.
1. Если на Луне тебе захотелось немножко попрыгать, учти, что ты подпрыгнешь в шесть раз выше, чем на Земле, и падать будешь гораздо медленнее. А почему? Потому, что сила тяжести на Луне в шесть раз меньше, чем на Земле.
2. Будешь прогуливаться по Луне — смотри под ноги. Вся поверхность усеяна камнями, которые падают из космоса.
3. Не забудь взять часы с календарем, а то совсем запутаешься в днях. На Луне один день длится две наших недели, а потом на две наши недели наступает ночь.
4. Зонтик тебе не пригодится: дождей на Луне не бывает. Да что там дождей — там вообще нет воды. Нет облаков, нет туманов, нет радуги. Вернее, дожди там все-таки бывают, только метеоритные, каменные.
5. Если полетишь на Луну вместе с друзьями, не забудь, что разговаривать вы сможете только при помощи радиопередатчиков. Звуков на Луне нет, там даже метеориты падают бесшумно. Это из-за того, что на Луне нет атмосферы.
6. Подумай, как ты будешь дышать. Ведь на Луне нет воздуха.
7. Подумай, как тебе одеться, так как длинным двухнедельным днем поверхность Луны нагревается до +130 °C, а за длинную ночь охлаждается до —170 °C.
— Составьте рассказ о путешествии на Луну.
— Могут ли люди жить на Луне? (Нет, так как там нет воздуха.)
Рефлексия
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 35, в рамке).)
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
— Вспомните учебную задачу урока. Выполнили мы эту задачу?
— Что сегодня на уроке вам особенно запомнилось?
— Чем бы вам хотелось поделиться с родителями?
— Покажите свои модели Луны.
Рекомендации для занятий дома
Наблюдать за Луной и записывать свои наблюдения в научный дневник.
Дополнительный материал
Это интересно!
Быть может, когда-то давно, несколько миллиардов лет назад. Луна и Земля были одной планетой: образцы лунного грунта, доставленные автоматическими станциями, ничем особенным от земных пород не отличаются. Как видно, какая-то страшная катастрофа когда-то вырвала из земного бока здоровенный кусок (сейчас в этом месте располагается удивительное море без берегов — Саргассово). Только, похоже, удар был не слишком силен: недалеко убежала от нас сестренка Луна — всего лишь за тридевять земель!
Но когда полная Луна сияет в ночном небе, она кажется такой близкой, что так и хочется до нее добраться. В июле 1969 г. американский астронавт Нейл Армстронг шагнул на поверхность Луны. Прогуливаться по лунной пыли астронавту было не так уж и тяжело, ведь сила тяжести там вшестеро меньше земной. Но это вовсе не значит, что человек может скакать по Луне, как заяц по лужайке. Снаряжение весит немало, да и разбега толком никакого не наберешь — движения получаются замедленные, как под водой.
Первые люди пробыли на Луне недолго, и еще немало времени пройдет, прежде чем человек сумеет надолго поселиться на Луне. А пока мы смотрим на нашу ближайшую небесную соседку снизу вверх.
Источник