Почему Людовика XIV называют: «король-Солнце»? Причины, фото и видео
Солнце – главный патриархальный символ, и по мнению множества философов, дневное светило наилучшим образом иллюстрирует главные качества успешного правителя. Ведь оно дарит свет и тепло, порождает жизнь, приносит радость, обеспечивает процветание.
Для французской истории образ солнца плотно связан с именем монарха Людовика XIV, который носил именно такое прозвище: Король-солнце. Почему же подданные стали его так называть, действительно ли он заслужил подобное имя? Чтобы узнать об этом подробнее, необходимо погрузиться в историю страны, узнать подробности правления лучезарного монарха.
Появление эпитета Король-солнце: наиболее распространенные версии
Участие в театральных постановках
Существует несколько версий, раскрывающих происхождение прозвища Людовика XIV. Так, наиболее распространенным считается вариант, свидетельствующий об участии короля в придворных театральных постановках. Считается, что в них он обычно получал роль Восходящего Солнца либо древнегреческого солнечного бога Аполлона. Однако полагаться на одну только эту версию нельзя, так как подобные роли он наверняка получал не случайно. Скорее всего, на тот момент король уже имел прозвище солнца, что и подчеркивалось назначением на подобные роли.
Участие в церемонии «Карусель Тюильри»
Другая версия говорит о том, что Людовик участвовал в церемонии «Карусель Тюильри», где присутствовал со щитом, на котором изображалось солнце. В те времена подобный факт действительно был бы замечен и отмечен, так как геральдике и символам уделялось огромное значение. Изображения на знаменах и щитах навсегда привязывались к людям, местностям, сохранялись на долгие столетия. Однако в рамках данной версии также можно указать, что если на щите был изображен солнечный диск, это произошло не случайно. Либо сама личность отождествляла себя с символом солнца, либо это отождествление уже было расхожим среди людей. В противном случае на щит можно было бы нанести любой другой символ.
Другие, более правдоподобные варианты говорят о том, что жителей страны вдохновило то, что Франция в годы правления этого монарха действительно сияла, словно солнце, ведь данная версия вполне правдоподобна. А еще есть мнения, утверждающие, что солнцем во Франции могли назвать любого короля, который вошел в свое право на период регентства. Однако и перечисленные варианты остаются только теориями, ведь они дают весьма поверхностное объяснение.
Наиболее вероятное предположение
Самым вероятным вариантом в рамках данного вопроса становится связь короля Людовика с иезуитским орденом и его практически фанатичная религиозность. На мессах короля приходилось видеть каждый день, хотя любому из католиков достаточно появляться на одной из них раз в неделю. Король строит свои представления о власти и себе самом на основе доктрины, согласно которой власть даровалась Богом.
При Людовике XIV происходят массовые религиозные преследования, поддерживается только католическая Церковь, прочие течения обвиняются в ереси. Все преследования исходят от ордена иезуитов, который получал особую королевскую поддержку, ведь данная идеология была близка правителю с ранних лет, с детства его окружали и воспитывали именно иезуиты. Благодаря такой ситуации Париж становится иезуитской столицей.
Иезуитский символ
Казалось бы, причем здесь солнце? Однако солнечный диск – иезуитский символ (или Орден св. Игнатия по имени основателя), практически персональная печать ордена. Людовик, будучи его покровителем, вполне мог приобрести прозвище Король-Солнце, пользоваться атрибутикой, изображающей солнечный диск. Вера, религия играли в те времена огромную роль в жизни людей, а процветание страны под правящей рукой религиозного монарха казалось вполне закономерным, доказывающим в очередной раз связь между правителем и высшими силами.
Таким образом, расхожее в народе имя Людовика XIV Король-Солнце, о котором каждому человеку известно еще из учебников истории, связано в первую очередь с религиозностью монарха и его приверженностью к иезуитскому ордену, который тоже активно использовал солнечные символы. Также оно может олицетворять процветание Франции в годы правления великого короля, или быть связанным с его личной символикой, ведь у него был даже щит с изображением солнечного диска.
Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник
Почему Людовика XIV называли Король-солнце?
Каждый из нас ещё в школе слышал эпитет король-солнце, направленный в адрес французского монарха Людовика XIV. Задавшись вопросом почему Людовика называли королём-солнцем, можно получить несколько ответов.
Самая распространённая версия гласит, что Людовик любил театр и часто принимал участие в придворных постановках, где как правило получал роли бога солнца Аполлона или Восходящего Солнца. Однако, не является ли это следствием того, что Людовика уже все признавали солнцем? А таковым его признавали, о чём говорит вторая версия.
Согласно второй версии, прозвище закрепилось за Людовиком после «Карусели Тюильри», где король, участвуя в церемонии, держал щит, изображающий солнечный диск. Геральдика в те времена являлась целой наукой и представляла собой обмен символами, которые были хорошо известны и всегда привязаны к определённым личностям или местностям. Безусловно, если Людовик был обладателем щита-солнца, значит, с солнцем его уже ассоциировали.
Есть и другие версии, объясняющие происхождение прозвища французского монарха из детской игры, из впечатлений подданных от блеска, которым сияла Франция в годы его правления, а также, что солнцем называли любого короля, коронованного в период регентства. Но все эти версии толком ничего не объясняют.
А объясняется всё довольно просто.
Людовик XIV известен своей религиозностью. Будучи убеждённым католиком, он посещал мессы ежедневно, а не раз в неделю, как положено. Он был сторонником доктрины «Милости Божьей» и считал, что он унаследовал свою власть от Бога.
Можно сказать, что Людовик был фанатиком — в его правление был всплеск религиозных гонений на все религиозные движения кроме католической Церкви. Эти преследования возглавили иезуиты. Такую свободу действий они получили благодаря тому, что все, без исключения, духовники Людовика были иезуитами. Иезуиты посвящали Людовика в свою идеологию с детства и добились больших успехов. Король вырос не просто набожным, он сделал Париж центром всего ордена иезуитов, в городе расположилась штаб-квартира, а символом иезуитов было пламенеющее солнце. Прозвище Людовика XIV Король-Солнце было связано вовсе не с процветанием Франции или его увлечениями, оно отражало его статус покровителя Ордена иезуитов. Поскольку Общество Иисуса (это официальное название ордена) позиционировало себя как истинных ревнителей истинной веры, то и приверженность им и их советам воспринималась как приверженность Богу и богоугодным делам.
Соответственно, эта приверженность постоянно подчёркивалась символическим эпитетом король-солнце. А безошибочность предположений современников о том, что эта связь между королём и Богом реально существует, доказывало процветание, которого достигла Франция при Людовике XIV.
Источник
Как Людовик стал «Королем-солнце»
Прозвище правителя способно многое о нем рассказать.
Людовику XIV его прозвание, конечно, очень льстило, не случайно из уст этого короля родилось знаменитое «Государство – это я». Он ставил себя в центр всей жизни, подобно светилу, но, тем не менее, «Королем-солнцем» его называли не за это.
Дело в том, что этот монарх имел настоящий талант – он прекрасно танцевал. Причем, танцевал не на балах, а на сцене!
Впервые Людовик выступил перед зрителем в совсем еще юном возрасте, в неполные тринадцать лет. Он танцевал в «Балете Кассандры» в театре «Пале Рояль» пять вечеров подряд, причем танцевал сразу две роли. Вместе с ним выступал его младший брат и еще ряд высокопоставленных мальчиков королевского двора.
Танцующий Людовик на картине Мориса Лелуара и на рисунке 17-го века.
Это были ежегодно проводимые в рамках карнавала так называемые «придворные балеты». С двенадцати лет наследник Луи ежегодно принимал самое активное участие в балетных постановках, причем с каждым годом его роли все сложнее, и ролей этих все больше.
В шестнадцать лет принцу досталось предстать в ролях «Восходящего солнца» и Аполлона. Французский историк Франсуа Блюш подсчитал, что все это происходило «в театре Пти-Бурбон, вмещавшем 3000 зрителей. Спектакль шел десять вечеров подряд, следовательно, перед 30 000 парижан — так сказать, перед более чем десятой частью тогдашнего населения столицы».
Николас Кочин «Придворный балет», 1745 г.
Конечно, придворный балет 17 века совсем не был похож на современный – это был не технически сложный танец, а музыкальный спектакль с элементами шествия и карнавала. Тематика балета чаще была сатирическая и развлекательная, чем героическая романтика, королю-актеру ничего не стоило перевоплотиться в роль жулика, шута, женщины. Это была немного игра и немного гротеск.
Есть мнение, что Людовик, став уже королем, сам придумал себе громкое прозвище, взяв его из любимых своих балетных ролей. И многократно «надевал» этот образ, причем не только в танце.
Жисси де Анри, «Карусель 1662 года».
Например, кроме ежегодных карнавалов было принято устраивать «конные балеты» — праздничные конные выездки по кругу, «каррузели», что-то среднее между спортивным праздником и маскарадом. Они проводились на площади у сада Тюильри, так что скоро и сама площадь стала называться Каррузель, и от нее пошло слово «карусель» — движение по кругу.
На торжественных конных «каррузелях» Людовик XIV любил представать в образе римского императора на коне, с изображениями солнца на щите и мече. Собственно, «карусель Тюильри» 1662 года и считается тем моментом, начиная с которого за королем закрепилось его знаменитое прозвище.
Людовик XIV на конной карусели, рисунки 17 века.
А у вас, друзья, прозвище какого монарха вызывает интерес?
Источник
почему Людовик XIV получил прозвище «король-солнце» ?
История возникновения прозвища «король-солнце»
Людовик XIV с 12-летнего возраста танцевал в так называемых «балетах театра Пале-Рояль» . Эти мероприятия были вполне в духе времени, ибо проводились во время карнавала.
Карнавал эпохи барокко — это не просто праздник, это — перевёрнутый мир. Король на несколько часов становился шутом, артистом, фигляром (как и шут вполне мог себе позволить предстать в роли короля) . В этих балетах юному Людовику довелось сыграть роли Восходящего солнца (1653) и Аполлона — Солнечного бога (1654).
Позже устраивались придворные балеты. Роли в этих балетах распределял сам король или же его друг — де Сент-Эньян. В этих придворных балетах Людовик также танцует партии Солнца или Аполлона.
Для возникновения прозвища важно и другое культурное событие эпохи барокко — о так называемой Карусели. Это празднично-карнавальная кавалькада, нечто среднее между спортивным праздником и маскарадом. В те времена Карусель называли просто «конным балетом» . На Карусели 1662 года Людовик XIV предстал перед народом в роли римского императора с огромным щитом в форме Солнца. Это символизировало то, что Солнце защищает короля и вместе с ним и всю Францию.
Принцы крови были «вынуждены» изображать разные стихии, планеты и прочие подвластные Солнцу существа и явления.
У историка балета Ф. Боссана читаем: «Именно на Большой Карусели 1662 года в некотором роде родился Король-Солнце. Имя ему дали не политика и не победы его армий, но конный балет» .
Источник
Как Людовик стал «Королем-солнце»
Прозвище правителя способно многое о нем рассказать.
Людовику XIV его прозвание, конечно, очень льстило, не случайно из уст этого короля родилось знаменитое «Государство – это я». Он ставил себя в центр всей жизни, подобно светилу, но, тем не менее, «Королем-солнцем» его называли не за это.
Дело в том, что этот монарх имел настоящий талант – он прекрасно танцевал. Причем, танцевал не на балах, а на сцене!
Впервые Людовик выступил перед зрителем в совсем еще юном возрасте, в неполные тринадцать лет. Он танцевал в «Балете Кассандры» в театре «Пале Рояль» пять вечеров подряд, причем танцевал сразу две роли. Вместе с ним выступал его младший брат и еще ряд высокопоставленных мальчиков королевского двора.
Это были ежегодно проводимые в рамках карнавала так называемые «придворные балеты». С двенадцати лет наследник Луи ежегодно принимал самое активное участие в балетных постановках, причем с каждым годом его роли все сложнее, и ролей этих все больше.
В шестнадцать лет принцу досталось предстать в ролях «Восходящего солнца» и Аполлона. Французский историк Франсуа Блюш подсчитал, что все это происходило «в театре Пти-Бурбон, вмещавшем 3000 зрителей. Спектакль шел десять вечеров подряд, следовательно, перед 30 000 парижан — так сказать, перед более чем десятой частью тогдашнего населения столицы».
Конечно, придворный балет 17 века совсем не был похож на современный – это был не технически сложный танец, а музыкальный спектакль с элементами шествия и карнавала. Тематика балета чаще была сатирическая и развлекательная, чем героическая романтика, королю-актеру ничего не стоило перевоплотиться в роль жулика, шута, женщины. Это была немного игра и немного гротеск.
Есть мнение, что Людовик, став уже королем, сам придумал себе громкое прозвище, взяв его из любимых своих балетных ролей. И многократно «надевал» этот образ, причем не только в танце.
Например, кроме ежегодных карнавалов было принято устраивать «конные балеты» — праздничные конные выездки по кругу, «каррузели», что-то среднее между спортивным праздником и маскарадом. Они проводились на площади у сада Тюильри, так что скоро и сама площадь стала называться Каррузель, и от нее пошло слово «карусель» — движение по кругу.
На торжественных конных «каррузелях» Людовик XIV любил представать в образе римского императора на коне, с изображениями солнца на щите и мече. Собственно, «карусель Тюильри» 1662 года и считается тем моментом, начиная с которого за королем закрепилось его знаменитое прозвище.
Источник