Хаос и космос
Древнегреческое слово «ХАОС» происходит от «ХАЙНО» – «разверзаюсь».
ХАОС «зев», «зевание», «зияние», «разверстое пространство», «пустое протяжение».
Это – зияние, пустота, в которой все зарождается и куда все исчезает.
В то же время ХАОС – смешанность, неупорядоченная смесь потенциальных элементов.
После образования мира ХАОС, как «великая бездна» – «ХАЕМА»,
продолжает пребывать в его основании:
КОСМОС (т.е. Мир как упорядоченное целое) один.
КОСМОС не составляет всей Вселенной — образует лишь небольшую ее часть.
Остальная часть ее представляет собой необработанную материю.
Эмпедокл.
ХАОС представляется как величественный, трагический образ космического первоединства.
Здесь расплавлено все бытие, из которого оно появляется и в котором оно погибает.
ХАОС есть универсальный принцип:
сплошного и непрерывного;
бесконечного и беспредельного становления.
Древнегреческой концепция ХАОСа:
принцип БЕСПОРЯДКА («энтропии»);
идея «ПЕРВОМАТЕРИИ».
Платон.
ХАОС – ПЕРВОМАТЕРИЯ лишенная определенных свойств, «беспредельная ПУЧИНА НЕПОДОБНОГО»,
«состояние ДРЕВНЕГО БЕСПОРЯДКА».
Конец классического периода в Греции.
ХАОС – физическое пространство, пустое и неоформленное.
ХАОС — нечто бесконечно полное и животворное, как основа мировой жизни.
Именно идея ПЕРВОМАТЕРИИ породила часть понятий, ассоциируемых с ХАОСом:
идеи ПЕРВООСНОВЫ, в которой берет своё начало МИР, и в которую он погружается.
Однако в этом смысле ХАОС АБСОЛЮТНО ИНЕРТЕН.
Он – лишь потенция бытия, в нём нет никакой возможности событий, деятельности, творчества.
Это – лишь «страшная бездна», готовая без остатка, бесследно поглотить всё.
В ХАОСЕ все однородно.
Нет градиентов сил, а значит – нет и возможности для действия, нет энергии.
БИНЕP (франц. binaire): двоица, диада, парные понятия, инь и ян.
ХАОС имеет активную составляющую – СИЛУ РАЗРУШЕНИЯ.
Это бинерный аналог силы творческой.
Олицетворением этого аспекта ХАОСа является МИРОВОЙ ЗМЕЙ.
Это сила, стремящаяся вернуть ВСЕЛЕННУЮ в ДО РОДОВОЕ состояние.
Проявление ЗМЕЯ происходит через действие в КОСМОСе.
В БЕЗДНе его бытие чисто ПОТЕНЦИАЛЬНО – он там «спит».
Поскольку силой, творящей мир, является СОЗНАНИЕ, то ХАОС враждебен СОЗНАНИЮ.
Привлекательность идеи ХАОСа заключается в неверном понимании его признаков —
неограниченность ХАОСа понимается как его «могущество».
ХАОС просто вне понятий «Времени» и «Пространства»
Фактически – он вне самого понятия Бытия
Бытие – бинерная пара с сознанием, и отрицая сознание, ХАОС, неизбежно, отрицает и Бытие.
ХАОС – это не отсутствие ограничений, это – отсутствие того, что ограничивается.
Это – не свобода движения, а – отсутствие движения.
Не источник сил, а – лишь неоформленные потенции.
Обычно ХАОС понимают как более древнюю по отношению к Творению концепцию.
Но ХАОС возник одновременно с зачатками КОСМОСА.
Согласно Гесиоду, ХАОС располагается среди первопотенций наряду с Геей, Тартаром и Эросом.
ХАОС и КОСМОС – это бинерная пара.
Их полюса не имеют смысла друг без друга.
Полюса строго аналогичны и противоположны друг другу.
Когда говорят, что «КОСМОС возник из ХАОСа», имеют в виду лишь лишь ПУТЬ ПОЗНАНИЯ.
КОСМОС вечно рождается ИЗ ХАОСА, но это означает, что ХАОС вечно производит КОСМОС.
1. Любое «извлечение» из ХАОСа уже есть КОСМОС.
Любое разделение в ХАОСе – это его упорядочение, «космизация».
В этом смысле совершенно бессмысленно говорить об энергии ХАОСа.
Любая энергия – это уже КОСМОС, порядок.
Энергия имеет две характеристики:
потенциал;
направление.
Т.е. ни о каком ХАОСе, беспорядке, однородности, речи уже быть не может.
2. Когда говорят об «энергии ХАОСа», обычно имеют в виду просто ЭНЕРГИЮ РАЗРУШЕНИЯ,
но само разрушение – это не ХАОС, это – процесс в КОСМОСе
В ХАОСе нет и не может по определению быть никаких процессов.
Увлечение ХАОСом – это стремление к ДЕСТРУКЦИИ.
Направлено на устранение препятствий — ЭВОЛЮТИВНОЕ.
Источник
Космос и Хаос
Архитектоника социума: бомбы в основании.
Космос рождается из Хаоса. И если Хаос есть тотальная неупорядоченность, то Космос – это Порядок. И его рождение есть процесс упорядочивания изначального Хаоса. В различных мифах есть этот момент: изначальный Хаос расчленяется, из одной части возникает земля (низ), из другой небо (верх) и т.д. Это описывается в разных вариациях. Например, об этом изначальном разделении в книге Бытия говорится так: «И сотвори Бог твердь, и разлучи Бог между водою, яже бе под твердию, и между водою, яже бе нaд твердию». Так задается осевая вертикаль, позвоночник космического порядка.
Однако, есть одно «но». Упорядочивание, оформление подразумевает конечность, ведь всякий порядок, всякая форма подразумевает прочерчивание границ, пределов. А конечность и есть смерть. Таким образом, этот порядок в силу своей логики включает в себя и свою предельность, смертность и хрупкость. Нельзя разрушить бесформенную кучу глины. Но можно разбить глиняный горшок – именно потому, что горшок тверд, хрупок и оформлен.
И тут я задамся странным и несколько неожиданным вопросом: «А есть ли порядок безусловное благо?» Казалось бы, ответ на этот вопрос однозначен: конечно же, порядок есть благо, не можем же мы восславить беспорядок. На самом деле не все так однозначно. Порядок предстает злом для человека, если он несправедлив.
Точно не помню где, кажется, у христианского персоналиста Эммануэля Мунье, прочитал интересную мысль, что русские, якобы, совершили свою революцию не столько против монархии, сколько против Бога, создавшего несправедливый мир. Я, возможно, не совсем точно излагаю, но мысль примерно такая. Несправедливый порядок рождает проблему теодицеи – оправдания Бога-Творца за существующее в мире зло. Которая ставит Порядок Космоса под сомнение.
А если несправедливый порядок воспринимается, как зло, то это есть порядок тюрьмы, рождающий жажду освобождения. Свобода – очень широкое понятие, о нем можно очень долго рассуждать, но в рамках понятий, заложенных в моем материале, предельная свобода – это Хаос, в котором нет никаких ограничений. Таким образом, несправедливый порядок рождает жажду Хаоса.
Это, наверное, выглядит отвлеченно. Но что такое человек, то, что называют его «психе», душой? Я помню схему в одной из книг Юнга. Там была изображена человеческая психика в виде сферы. Небольшой освещенный участок на ее поверхности – это Эго, наша личность. Все остальное – область бессознательного. Юнг смог нащупать в этих таинственных глубинах какие-то более или менее оформленных архетипы, о которых еще можно говорить. Но понятно, что это мелочь в сравнение с тем, что невозможно нащупать и описать. Глубже – область полной неизвестности, из которой может подняться нечто, о чем мы даже не подозреваем. Говорят, что из Мирового океана иногда всплывает что-то очень странное…
У Федора Тютчева, который несомненно не только замечательный поэт, но и глубокий мыслитель, есть такое стихотворение.
О чем ты воешь, ветр ночной?
О чем так сетуешь безумно.
Что значит странный голос твой,
То глухо жалобный, то шумно?
Понятным сердцу языком
Твердишь о непонятной муке —
И роешь и взрываешь в нем
Порой неистовые звуки.
О! страшных песен сих не пой!
Про древний хаос, про родимый
Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой!
Из смертной рвется он груди,
Он с беспредельным жаждет слиться.
О! бурь заснувших не буди —
Под ними хаос шевелится.
Надо быть гением, чтобы вот так в несколько поэтических строк изложить очень важную проблему человека. Ветер поет страшные песни. Но если бы они были бы просто страшные, все было бы однозначно. Но эти страшные песни в большей мере страшны своей притягательностью. Ведь они поют про родимый хаос. Хаос родной потому, что он – Изначальная Мать. Он вовсе не чужд нам, он — наш исток. Мы не просто связаны с этим истоком, мы никогда не теряли с ним связи. И он шевелится тут, рядышком, под полом сознательного Эго. И он жаждет вырваться в порыве к беспредельной свободе, разрушая пределы космических форм, как преграды. И когда порядок становится несправедливым, то бурлить начинает не человеческое рациональное сознание, которое просто немеет. А вот эти страшные и родные глубины. А человеческое рациональное сознание даже в полной мере не представляет их, не подозревает о них.
В разных религиях и мифах мира есть истории о мировых катастрофах, например, библейская история потопа. Потоп насылается не просто так, а в наказание за зло. Торжество зла ведет к тому, что Хаос вырывается на свободу.
В египетском пантеоне есть милая, кошачьеголовая Баст — древнеегипетская богиня радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия, домашнего очага и кошек. И ей можно бесконечно умиляться, если не знать, что есть ее другая ипостась: страшная львиноголовая Сехмет, олицетворение грозного ока бога Солнца Ра. Люди однажды возмутили бога Солнца и он наслал на них Сехмет, которая стала пожирать человечество и не могла остановиться в своем кровавом пиршестве. И человечеству бы пришел конец, если бы боги не разлили красное вино, на которое Сехмет набросилась, приняв его за кровь. Она опьянела и только это прекратило резню.
Кажется А.Г.Дугин в своей лекции сказал: Хаос – инклюзивен, он все в себя включает, в том числе и Космос. А Космос – эксклюзивен, он создается путем исключения. Творение не уничтожает Хаос, он остается здесь. Хаос – это безграничный океан, а Космос – крошечный остров в этом океане. И главный вопрос всех космогоний, который они рождают: а зачем безграничное создало ограниченное?
Но я не просто так рассказываю все эти мифы и странные сказочки. На самом деле речь идет об архитектонике социума. Заложенная в социальная порядок несправедливость – это всегда разрушительный фактор, который губит общественный Космос. Речь не о морализаторстве, а об устойчивости общественной системы.
Источник
1.3. Хаос и Космос
1.3. Хаос и Космос
Для традиционных обществ весьма характерно противопоставление между территорией обитания и неизвестным, неопределенным пространством, которое их окружает. Первое — это «Мир» (точнее, «наш мир»), Космос. Все остальное — это уже не Космос, а что-то вроде «иного мира», это чужое и хаотичное пространство, населенное ларвами,[25] демонами, «чужими» (приравниваемыми, впрочем, к демонам и привидениям). На первый взгляд, этот разрыв в пространстве кажется происходящим от противопоставления обитаемого и оборудованного, т. е. «космизованного», пространства пространству неизвестному, которое простирается за его пределами: с одной стороны, «Космос», а с другой — «Хаос». Но мы увидим, что если всякая обитаемая территория есть «космос», то именно потому, что она была предварительно освящена, потому, что так или иначе она является творением богов и сообщается с их миром. «Мир» (т. е. «наш мир») это вселенная, внутри которой священное уже проявило себя и где, следовательно, разрыв уровней оказался возможным и повторяющимся.
Все это с очевидностью выводится из ведического ритуала овладения территорией, которое становится законным после возведения жертвенника огня богу Агни.[26] «Можно считать себя разместившимся, если построен жертвенник огня (narhapatya), и все, кто строит жертвенник огня, законно размещены» (Catapatha Brahmana, VII, I, I, 1–4). С возведением жертвенника Агни как бы начинает присутствовать, тем самым обеспечивается сообщение с миром богов. Пространство жертвенника становится священным пространством. Но значение ритуала значительно сложнее. И если принять во внимание все его части, становится понятным, почему освящение какой-то территории равноценно его космизации. В самом деле, возведение жертвенника Агни не что иное, как воспроизведение в микрокосмическом масштабе Сотворения. Вода, в которой замешивают глину, ассоциируется с первичной Водой. Глина, служащая фундаментом для жертвенника, символизирует Землю, боковые стенки представляют Атмосферу и т. д., а само возведение сопровождается декламацией стансов, которыми возвещается в понятной всем форме, какой космический район только что был создан (Catapatha Brahmana, I, IX, 2, 29 etc.). Короче говоря, возведение жертвенника огня, которое само по себе достаточно для овладения территорией, воспроизводит космогонию.
Неизвестная, чужая, незанятая (что часто означает — незанятая «нашими») территория еще пребывает в туманных и зачаточных условиях «Хаоса». Занимая его и особенно располагаясь в нем, человек символически трансформирует его в Космос путем ритуального воспроизведения космогонии. То, что должно стать «нашим миром», нужно сначала «сотворить», а всякое сотворение имеет одну образцовую модель: Сотворение Вселенной богами. Скандинавские колонисты, занимая и осваивая земли Исландии (land-nаmа), не расценивали данное предприятие ни как некое оригинальное деяние, ни как человеческую мирскую работу. Для них этот тяжкий труд был не чем иным, как повторением первичного акта преобразования Хаоса в Космос, божественным Сотворением мира. Работая на пустынной земле, они лишь повторяли деяние богов, которые придали Хаосу структуру, формы и нормы.[27]
Идет ли речь о возделывании целинных земель или о завоевании и занятии территорий, населенных «иными» человеческими существами, ритуал овладения в любом случае должен повторять космогонию. С точки зрения древних обществ, все, что не является «нашим миром», еще не «мир». «Своей» территория становится лишь после ее «сотворения» заново, т. е. ее освящения. Это религиозное поведение по отношению к неизведанным землям распространилось и на Запад и просуществовало вплоть до начала современной истории. Испанские и португальские «конкистадоры»[28] захватывали во имя Иисуса Христа открытые и покоренные ими земли. Возведением Креста они освящали местность, придавая ей этим актом как бы «новое рождение»: «Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2-е Послание к коринфянам, V, 17). Вновь открытые страны были «обновлены», «вновь сотворены» Крестом.
Читайте также
Крайний авторитаризм подавляет хаос
Крайний авторитаризм подавляет хаос Крайний авторитаризм распространялся, как лесной пожар, охватывая все общество. Это само по себе свидетельствовало о всеобщей готовности его принять, об отсутствии в толще общества представлений о возможности остановить это
1.3. Хаос и Космос
1.3. Хаос и Космос Для традиционных обществ весьма характерно противопоставление между территорией обитания и неизвестным, неопределенным пространством, которое их окружает. Первое — это «Мир» (точнее, «наш мир»), Космос. Все остальное — это уже не Космос, а что-то вроде
1.7. Поселение — Космос
1.7. Поселение — Космос Если верно, что «наш мир» — это Космос, то всякое нападение извне грозит обратить его в «Хаос» и так как «наш мир» был образован по образу и подобию творения Богов, т. е. космогонии, враги, нападающие на этот мир, воспринимаются как враги богов —
Улетая в космос
Улетая в космос Улетая в небеса, дорогие читательницы, не забудьте прихватить скафандр от Пако Рабанна. Как-то при мне Шанель назвала его «металлургистом». Я же, видя его любовное отношение к слабому полу, готова отсыпать пригоршню моих шпилек его новым заоблачным
Хаос и Афродита
Хаос и Афродита Когда читаешь любую сакральную или мифическую книгу, невольно возникает вопрос: а где начало, как обосновано начало? Не прав ли Новалис: «Под началом разумеют всегда нечто вторичное.» Роберт Грейвз нам сообщает догреческий миф творения (в его лексике
ХАОС И КОСМОС. КОСМОГЕНЕЗ
ХАОС И КОСМОС. КОСМОГЕНЕЗ Происхождение космоса в целом часто представляется как развитие из яйца, как преобразование убитого богами антропоморфного существа, как цепь рождений богов, моделирующих различные природные объекты, как серия творческих актов
02. Космос
02. Космос Какой мир космос? Тот, в котором тянут время. Вот дед. Он тянет не репку. Он тянет время. Тянет-потянет, вытянуть не может. За дедом — бабка, за бабкой — внучка, за внучкой — Жучка. И так до конца ряда порядка мира. Что в конце? Мышка.Она держится за кого? За кошку? А
Хаос — нечленораздельность
Хаос — нечленораздельность 26. XII.66. Итак, продолжаем голову толковать. Рот. Рот, пожалуй, — завязка человека: рот — всеобщий проход для стихий входящих и исходящих. Через эту лунку, пещерку, предбанник, предтечу, шлюз, погранично-пропускной пункт бытие трансформируется в
Космос — различение
Космос — различение Значит, космос возникал из хаоса, был отделением злаков от плевел, овнов от козлищ среди стихий, т. е. различением из марева и кристаллизацией: выжиманием и сгущением, консолидацией земли с землей, воды с водой. Выходит, что человеку присуще различение,
Источник