Космическая тема
Вот и наступил знаменательный день, который мы в детстве очень любили и праздновали. 12 апреля — День космонавтики — день, когда впервые в мире человек оказался в космосе и совершил орбитальный облет планеты Земля. И сейчас спустя уже много лет с 1961 года мы рады поддерживать память о великом событии и рассказывать нашим детям о героических людях — о Юрии Гагарине и всех тех, благодаря кому космические полеты стали возможными.
Уверены, что практически в каждом Бэби-клубе проходят тематические недели, ребята узнают имена космонавтов и конструкторов и многое о необычности космоса. И, скорее всего, даже примеряют на себя костюмы космонавтов. Но здесь мы хотим поговорить на более широкую тему. Почему вообще темы о космосе, Вселенной и астрономии стоит обсуждать с нашими еще маленькими детьми? Не рано ли?
Вы уже знаете, что, как правило, на подобный вопрос мы отвечаем «чем раньше, тем лучше»! И не потому, что мы собираемся вырастить из ребенка космонавта, а потому, что эта удивительная для большинства тема привлекает внимание детей с раннего возраста, поражает воображение, будоражит фантазию и помогает верить в невероятное. А еще умение составить полную картину мира, почувствовать свою связь со Вселенной — это развитие так называемого интеллекта зрелости, духовного интеллекта. Только осознавая себя частью всего живого на Земле можно научиться трепетно и с величайшим уважением относиться ко всем формам жизни.
Давайте именно с этой точки зрения отнесемся к теме космоса и подумаем, какие игры можно придумать вместе с детьми и что может быть интересно им в разном возрасте.
Первые шаги к космосу
Самый первый интерес детей к небесным явлениям проявляется уже после Вспомните солнечные дни и вечерние прогулки с малышами, ясное темно-синее небо, Луна и звезды. Ваши дети удивлялись и спрашивали, что это такое там, на небе? Наши — да! 🙂 А потом уже самостоятельно радовались появлению «ночной хозяйки» на вечернем небосклоне или восходу солнца. И вот оно первое соприкосновение с космосом. Конечно, не стоит сразу вдаваться в астрономическую терминологию и рассказывать все от А до Я. Но при этом и сильно упрощать ничего не нужно. Важно рассказывать доступным для детей языком, без сложных определений, и обязательно с наглядным и игровым материалом. Отвечать на все те вопросы, какие вам задают ребята. И уж коли их заинтересовала эта тема, можно добавить ее в многотомный список ваших совместных игр.
Знакомство с нашей Вселенной лучше начинать с Солнца, ведь жизнь нашей планеты зависит от этой звезды. Конечно, малышу трудно представить размеры звезд, планет, но мы можем все это показать «на пальцах».
Вообще разговор о размере космических объектов очень интересный. Сначала спросите у ребенка, как он думает, Солнце/Луна/звезды — они какие, большие или маленькие. А потом расскажите, что звезды и другие космические объекты на самом деле очень большие. Такие, что нам даже иногда трудно себе представить. Но мы видим звезды маленькими. Почему? Покажите на любом предмете, как он уменьшается при удалении от нас. Очень удобно это демонстрировать на улице, где есть возможность отойти друг о друга на самые разные расстояния. Возьмите мячик и представьте, что это звезда, планета или Луна. Предложите ребенку отойти от вас подальше, а потом спросите, как менялся размер «вашего небесного тела», когда ребенок стоял рядом и когда отошел подальше. И таким вот опытным путем вы вместе сделаете вывод, что предметы (и объекты) могут быть на самом деле очень большими и даже огромными, но если они находятся от нас далеко, то кажутся маленькими. Звезды, например, для нас лишь маленькие точки, хотя их размер в реальности совсем другой.
Чтобы сравнить размеры Солнца и Земли, можно взять, например, арбуз и горошину. А чтобы рассказать о том, как Земля вертится вокруг своей оси и как поворачивается к Солнцу разными своими сторонами, здорово использовать глобус. Но даже если его нет, всегда можно придумать очень увлекательную игру, в процессе которой все будет предельно ясно.
Да, здесь также будет интересно рассказать ребятам, что Луна и Солнце — совсем не одно и то же. Дети ведь сначала уверены, что это так, просто отличается время суток, день или ночь. Расскажите им, что Солнце — это звезда, которая излучает свет. А Луна — это спутник нашей планеты Земля. Солнце светит, а Луна, как зеркало, может только отражать свет.
Вот пример игры. Поставьте в центре комнаты на табуретку фонарик или лампу и представьте, что это Солнце. Например, вы сами, с глобусом или мячиком в руках, можете изображать Землю. Начните ходить вокруг Солнца и при этом кружитесь вокруг себя (или крутите глобус). А задача Луны — непростая. Нужно бегать вокруг Земли, в руках можно держать небольшое зеркальце, при этом в идеальном варианте стараться быть все время лицом к Земле. Нам кажется, очень познавательно будет изобразить такую живую модель вместе со своими детьми! И при этом еще и увлекательно!
На этой модели вы сможете обсудить вопросы смены дня и ночи, а также почему Луна иногда бывает полной, а иногда мы видим только полумесяц. Объясните, что, конечно же, Луну никто не ест. С помощью того же мяча и лампы в темном помещении можно показать весь процесс наглядно. Перемещайте Луну-мячик вокруг Земли-мяча и наблюдайте, как падает на нее свет от Солнца-лампы в зависимости от положения. То есть мы видим только освещенную сторону Луны, а все остальное находится в тени. Интересно, не правда ли?
Для детей постарше можно уже рассказывать и более подробно: о наклоне оси Земли, о полярных дне и ночи, о полюсах, о приливах и отливах и т. д. В зависимости от возраста и от интереса маленьких «почемучек» можно пополнять копилку их знаний и разыгрывать самые разные сюжеты мироустройства.
Звездная одиссея
Когда начнете беседу о звездах, то можно предложить малышам закрыть глаза и начать описывать звездное небо. Достаточно дать ребятам секунд и попросить описать, что они представили. Очень часто дети говорят о том, что звезды разноцветные. И это действительно так! Как только вас ребенок спросит о том, почему звезды разных цветов, расскажите, как это зависит от их температуры. А рассказывая о том, как сильно звезды могут отличаться по размеру, можете показать, например, вот этот видеоролик на youtube(чтобы найти ролик, в поиске наберите «Star Size Comparison»).
Отдельная тема — созвездия. Здесь отличным материалом будут для нас мифы Древней Греции. Легенды можно послушать, проиграть, нарисовать, а потом сложить из заготовок созвездие и найти его на карте звездного неба. А настоящий телескоп дома — это просто чудесный подарок для познания тайн Вселенной!
Конечно, рано или поздно вы обсудите и то, что на самом деле созвездия — это группы звезд, образующие воображаемую фигуру, которая просто помогает астрономам Земли определить местоположение звезды среди тысяч других на ночном небе. Разные созвездия видны в разное время года по мере вращения Земли вокруг Солнца. По сути, никаких созвездий не существует, а входящие в них звезды расположены на разных расстояниях от Земли. Так что если бы мы хотели увидеть «наши» созвездия с другой планеты, то их очертания изменились бы кардинально.
Словарь космонавта
Детям, чтобы разобраться в целом космическом мире, по пути предстоит познакомиться с разными понятиями. В зависимости от их возраста вы можете сначала только называть эти понятия, а потом детям постарше рассказывать уже более подробно. А еще лучше — когда вы вместе с ребенком найдете ответ в энциклопедии и разберетесь в самых мельчайших особенностях. Какие слова станут новыми в ваших космических играх?
Космонавт. Это специально подготовленный человек, совершающий полеты в космос. Детям постарше можно рассказать об истории этого слова в нашей стране и о том, что его синонимом для англоязычных стран остается «астронавт». И, конечно, первым людям в космосе стоит посвятить отдельный рассказ.
Скафандр. Интересная тема обсудить, какие бывают скафандры и для чего они нужны. И что для каждого ответственного погружения нужны специальные скафандры. Так, для космического скафандра должна быть создана специальная система жизнеобеспечения, чтобы космонавт мог выжить в открытом космосе расчетное количество времени.
Источник
Все о детях, все для родителей
Как рассказать детям о космосе?
Все дети любознательны. Изучая окружающий мир, они задают массу вопросов. А мы, взрослые, должны помочь им разобраться во всем и найти ответы на эти вопросы.
Всех деток, без исключения, интересует тема «Космос». Ведь космос — это нечто загадочное и неизведанное. Это мир планет, звезд и других непонятных объектов.
Как рассказать детям о космосе? Что можно рассказать детям о космосе?
Рассказываем о планетах и звездах
Мы живем на планете Земля.
Рассказывая про космос для детей, обязательно остановитесь на планетах.
Вокруг Солнца вращаются планеты. Всего их насчитывается 9. А также кометы и астероиды. Все планеты отличаются своими размерами. Самая большая планета – Юпитер. Самая маленькая планета – Плутон. У каждой планеты есть свой путь, который называется орбитой.
Как запомнить планеты солнечной системы? В этом поможет стишок:
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Кто такие астрономы?
Астрономы — это ученые, которые наблюдают за звездами и изучают их. В древние времена астрономы изучали звезды, не имея специальных приборов. Они просто наблюдали за небом с земли. В средние века изобрели подзорную трубу и телескоп, а сейчас в космос запускаются искусственные спутники и космические станции, которые исследуют звезды и планеты.
Собаки-космонавты
Чтобы отправить в космос человека, ученым нужно было узнать, с чем он может там столкнуться. Они приняли решение отправить в космос животных. Первой собакой-космонавтом была Лайка. Она на специальной ракете была отправлена в космос 3 ноября 1957 года, но не вернулась. Позже в космос летали и другие собаки, такие, как Белка и Стрелка, которые удачно вернулись на Землю. Так ученые сделали вывод, что в невесомости живые существа тоже могут жить.
12 апреля — День космонавтики
День космонавтики отмечается в России 12 апреля. Эта дата, установлена в ознаменование первого полёта человека в космос.
12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток-1», стартовав с космодрома «Байконур», впервые в мире совершил орбитальный облёт планеты Земля. Полёт продлился 1 час и 48 минут.
Также 12 апреля отмечается Всемирный день авиации и космонавтики, Международный день полета человека в космос.
Кто такой космонавт?
Рассказывая детям о космосе, подробнее остановитесь на том, кто такой космонавт.
Как уже говорилось выше, первым человеком, который был отправлен в космос и облетел вокруг Земли, является Юрий Гагарин. Он – космонавт. Это сложная профессия. Во время старта ракеты и ее приземления тело космонавта испытывает большие перегрузки. Также не просто человеку находится на борту ракеты и в состоянии невесомости, когда ракета (космический корабль) вращается вокруг земли. В этом состоянии все плавает: и предметы, которые находятся на борту, и люди. Кроме того, космонавт должен знать все приборы, ведь они устанавливаются для управления кораблем и научных исследований.
То есть, космонавт — это человек, который испытывает космическую технику и работает на ней в космосе.
Немного о луне
Все дети любят рассматривать на небе Луну. Это естественный спутник Земли. Луна бывает такой разной: от едва заметного «серпа» до яркого круга. Периодически меняющиеся состояния освещения Луны Солнцем называются Фазы Луны. Смена фаз Луны обусловлена условиями освещения Солнцем Луны при её движении по орбите. С изменением расположения Земли, Луны и Солнца граница между освещённой и неосвещённой частями диска Луны перемещается, а это вызывает изменение очертаний видимой части Луны.
Луна проходит следующие Фазы освещения:
• новолуние — состояние, когда Луна не видна;
• молодая луна — первое появление Луны на небе после новолуния в виде узкого серпа;
• первая четверть — состояние, когда освещена половина Луны;
• прибывающая луна;
• полнолуние — состояние, когда освещена вся Луна целиком;
• убывающая луна;
• последняя четверть — состояние, когда снова освещена половина луны;
• старая луна.
Рассказывайте детям о космосе. Это загадочная и очень интересная тема. Если не знаете, как рассказать детям о космосе, купите книгу. Воспользуйтесь творческими идеями: рисуйте, лепите, делайте аппликации. Попробуйте из пластилина вылепить модель Солнечной системы.
А напоследок предлагаем вам посмотреть развивающий мультфильм, где рассказывается детям о космосе:
Источник
Сидим дома с пользой. «Расскажите детям о космосе и космонавтах»
Светлана Александровна Мажова
Сидим дома с пользой. «Расскажите детям о космосе и космонавтах»
12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики.В этот день в 1961 году нашу планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе!». Мечта людей о полете в космос сбылась. Апрельским утром на корабле»Восток-1» первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил полет в космос. Полет вокруг Земли длился 108 минут.
Звездное небо всегда привлекало взоры людей, манило своей неизвестностью. Люди мечтали узнать о космосе как можно больше. Так началось время космических ракет, спутников, луноходов.
Давайте расскажем детям о космосе и космонавтах!
Хорошо, если родители читают с детьми книги о космосе, показывают картинки, рассматривают глобус звездного неба. Можно поиграть с детьми в игры на космическую тему, прочитать и выучить стихи о космосе, отгадать интересные загадки.
Наша Земля — это огромный шар, на котором есть моря, реки, горы, пустыни и леса. А также живут люди. Наша Земля и все, что ее окружает называется Вселенной, или космос. Кроме нашей голубой планеты есть и другие, а также звезды. Звезды — это огромные светящиеся шары. Солнце — тоже звезда. Оно расположено близко к Земле, поэтому мы его видим и ощущаем его тепло.
Звезды мы видим только ночью, а днем Солнце их затмевает. Есть звезды даже больше Солнца
Кроме Земли в солнечной системе есть еще 8 планет, у каждой планеты свой путь, который называется орбитой.
Запоминаем планеты легко:
По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Он восьмым идет по счету.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Юпитер — самая большая планета. Если представить ее в виде арбуза, то по сравнению с ним Плутон будет выглядеть горошиной.
Чтобы дети лучше смогли запомнить все планеты, прочитайте стихотворение, пусть они его запомнят. Можно вылепить планеты из пластилина, нарисовать их, можно вырезать из бумаги и прикрепить дома к лампе.
Детям о космосе
Ученые, которые наблюдают за звездами и изучают их, называются астрономами.
Раньше люди не знали ничего о космосе, о звездах и считали, что небо — это колпак, который накрывает Землю, а звезды к нему крепятся. Древние люди думали, что Земля неподвижна, а Солнце и Луна вокруг нее вращаются.
Спустя много лет астроном Николай Коперник доказал, что Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца. Ньютон понял, почему планеты вращаются вокруг Солнца и не падают. Они все летят вокруг Солнца по своему пути.
Так ученые открывали тайны космоса. В средние века изобрели телескоп, с помощью которого ученые наблюдали за звездами.
В космосе еще много загадок, так что астрономам хватит работы надолго.
Животные-космонавты
Чтобы узнать, с чем человеку придется столкнуться в космосе, ученые отправляли на «разведку» животных. Это были собаки, кролики, мыши, даже микробы.
Собаки более умные животные, чем мыши, но не все собаки подходили для испытаний. Породистые собаки очень нежные, в космос они не годились. Собак отбирали по размеру, проводили с ними тренировки, приучали их к шуму, тряске. Больше всех подошли обычные дворняги.
Первая собака Лайка в 1957 году была отправлена в космос. За ней наблюдали, но на Землю она не вернулась.
Потом летали в космос Белка и Стрелка. В 1960 году 19 августа их запустили в космос на прототипе космического корабля «Восток». Они пробыли в космосе более суток и благополучно вернулись обратно. Так ученые доказали, что полет в космос возможен.
Про космонавтов для детей
Космонавт — это человек, который испытывает космическую технику и работает в космосе. Сейчас космонавты есть во многих странах.
Первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 года он совершил полет в космос на корабле»Восток-1» и облетел Землю за 1 час 48 минут. Вернулся назад живым и здоровым. Родился Юрий Гагарин 9 марта 1934 года в селе Клушино Гжатского района Смоленской области в обычной семье колхозника. Рос обычным ребенком. В юности увлекался занятиями в аэроклубе. После училища стал летчиком. В 1959 году был зачислен в группу кандидатов в космонавты. И за свой первый полет в космос был удостоен звания Героя Советского Союза и награжден орденом Ленина.
Первый выход в космос был совершен Алексеем Леоновым в 1965 году. А первой женщиной -космонавтом была Валентина Терешкова, которая совершила полет в космос в 1963 году. Она выдержала 48 оборотов вокруг Земли, провела почти трое суток в космосе, делала фотографии, которые использовались для изучения аэрозольных слоев атмосферы.
Дети всегда с интересом рассматривают Луну на небе.Она такая разная: то в виде серпика, то большая, круглая.
Ребенку интересно будет узнать, что находится на Луне. Можно рассказать, что Луна покрыта воронками-кратерами, которые возникают из-за столкновений с астероидами. Если смотреть на Луну в бинокль, можно увидеть неровности ее рельефа.
Наблюдения за звездами с детьми
С детками можно наблюдать за звездным небом. Не поленитесь вечером выйти на улицу и полюбоваться звездами. Покажите ребенку некоторые созвездия, попробуйте вместе отыскать большую Медведицу. Расскажите, что древние люди вглядывались в ночное небо, мысленно соединяли звезды, рисовали животных, людей, предметы, мифологических героев. Найдите карту звездного неба и покажите малышу, как выглядят созвездия, а потом вместе отыщите их на небе. Это развивает наблюдательность, память.
Тема космоса содержит массу идей для рисунков, поделок. Можно рисовать, лепить космонавтов, инопланетян, Луну. Придумывать новые названия звездам и планетам.
Проявляйте фантазию, тема космоса безгранична и интересна детям.
Фотоотчет «Сидим дома с пользой!» Уважаемые коллеги, хочу поделиться с вами фотоотчетом моих родителей по занятиям на самоизоляции. После проведенной консультации в группе.
Фотоотчёт «Сидим дома с пользой. «Пришла весна» младший дошкольный возраст Добрый день,уважаемые коллеги! Все мы с вами знаем, что во время самоизоляции, всем рекомендуют сидеть дома и не выходить на улицу.
Сидим дома с пользой. Мастер-класс «Игрушки-говорушки» От самоизоляции и карантина мы получили не только негативные моменты, но и положительные. У нас появилось время для общения с близкими.
Образовательный марафон «Сидим дома с пользой» для второй младшей группы. Часть 1 В связи с сложившейся ситуацией-самоизоляцией мы с родителями организовали образовательный марафон «Сидим дома с пользой!».Каждый день я.
Памятка для родителей «Сидим дома в условиях карантина с пользой для здоровья» В настоящее время все выпуски новостей начинаются сообщениями о короновирусе и его распространение по всему миру и в России. В России.
Сидим дома с пользой. Консультация для родителей «Расскажите детям о войне» События прошлого века уходят все дальше в историю, но мы храним память о Великой Отечественной войне. Мамы и папы, рассказываете ли вы.
Сидим дома с пользой. Консультация «Традиции праздника Пасха. Как правильно собрать Пасхальную корзину» 19 апреля 2020 года православный мир будет отмечать Пасху Христову. Но в условиях мировой эпидемии из-за вируса Covid-19 многие страны.
Сидим дома с пользой. Рекомендации родителям «Весна. Перелетные птицы» для детей 4–5 лет Уважаемые родители! В период самоизоляции, когда вы с ребенком находитесь большую часть времени дома, постарайтесь провести его с пользой.
Видео «Птицы». Сидим дома с пользой На карантине оказались очень много людей. Также и мы. На первое апреля у нас в группе были планы:провести с родителями экологическую акцию.
Сидим дома с пользой «Знакомим детей с космосом» Уважаемые родители, в условиях самоизоляции у Вас появилась возможность больше времени уделять своим детям. 12 апреля – Международный.
Источник