Урок окружающего мира, 1 класс. Почему Луна бывает разной? Школа России
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе на тему «Почему Луна бывает разной?» УМК А. А. Плешаков
Цели: формировать представления о Луне как спутнике Земли; познакомить с причинами изменения внешнего вида Луны; Рассказать о способах изучения Луны учеными.
Планируемые результаты: учащиеся научатся анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения ее поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны.
Оборудование: рисунки или слайды с изображением Луны разной формы; у учащихся — цветные карандаши, пластилин, принадлежности для лепки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
— Что такое звезды? (Огромные пылающие шары.)
— Что такое Солнце?
— Почему звезды кажутся нам маленькими точками?
— Назовите ближайшую к Земле звезду.
— Какие созвездия вы уже знаете?
— Почему днем на небе не видно звезд?
— Почему они становятся видны ночью?
— Какие названия звезд вы знаете? (Альдебаран, Сириус, Регул, Солнце.)
(Можно использовать КИМы (тест 36, с. 56).)
III. Самоопределение к деятельности
Узнал Муравьишка, что такое Солнце, звезды. Взглянул на небо и увидел еще что-то.
Еще недавно к нам в окошко
Светила белая лепешка,
А нынче вдруг горят в окошке
Бычка серебряные рожки.
Ночью на небе один
Миновали две недели,
Апельсина мы не ели,
Но осталось в небе только
— Что увидел Муравьишка Вопросик? (Луну, месяц.)
— Кто из вас видел Луну?
(Учитель просит нескольких учеников нарисовать на доске Луну.)
А я видела Луну такой: (1)
(Учитель выполняет рисунки на доске или показывает слайды.)
— Почему она такая разная? (Ответы детей.)
— Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О Луне.)
— Прочитайте тему урока на с. 34 учебника. (Почему Луна бывает разной?)
— Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
— Кто знает, чем является Луна по отношению к Земле? <Это спутник Земли.)
— Как вы это понимаете? Объясните с помощью рисунка- схемы на с. 34. (Ответы детей.)
— Как изменяется внешний вид Луны? Вспомните свои наблюдения. (Ответы детей.)
Еще в древности люди заметили, что Луна все время меняет свою форму. То она похожа на круглую тарелку, то она — серп, который назвали месяцем. Люди не могли объяснить это явление и придумывали сказки, легенды, мифы.
— Послушайте одну такую сказку.
Почему у Месяца нет платья
Решил Месяц сшить себе платье. Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришел Месяц за платьем. А платье узко и коротко.
— Видно, я ошибся, — говорит портной. И снова сел за работу. В назначенный срок пришел Месяц за платьем. Опять платье мало.
— Видно, и теперь я ошибся, — сказал портной. И снова стал кроить и шить. В третий раз Месяц пришел к портному. Увидел портной: идет по небу круглый Месяц, не Месяц, а целая Луна, да вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его Месяц, искал, да не нашел. Так и остался Месяц без платья.
Чтобы объяснить это явление, надо знать один секрет Луны, тот секрет в том, как она светит. Солнце — это пылающий шар, оно само испускает свет, а Луна.
— Ребята, чтобы узнать секрет Луны, прочитайте текст на с. 33, выделенный жирным шрифтом.
— Что же делает Луна? (Она отражает лучи и посылает их на Землю.)
— А может ли Луна сама испускать свет? (Нет, только отражает.)
Вот мы и узнали секрет Луны. Раз она сама не светит, то мы видим только ту ее часть, которая освещена Солнцем. В разное время Солнце по-разному освещает Луну. Поэтому нам и кажется, что ее форма меняется. А на самом деле Луна не меняет своей формы.
2. Выполнение задания в рабочей тетради
№ 1 (с. 22).
— Рассмотрите рисунки. Найдите рисунок, на котором правильно показаны Земля и Луна. <Первый рисунок.)
— Обоснуйте свой ответ. Отметьте этот рисунок галочкой.
V. Физкультминутка
Играют на стене,
Поманю их пальчиком,
Пусть бегут ко мне.
Ну, лови, лови скорей!
Вот, вот, вот — левей, левей!
Убежал на потолок.
(Учитель с помощью зеркальца перемещает солнечного зайчика, а дети пытаются поймать его.)
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Моделирование
— Кто знает, какую форму имеет Луна? (Шара.)
— Рассмотрите рисунок Луны на с. 35 учебника и вылепите модель Луны из пластилина.
2. Беседа, работа по учебнику
— Муравьишка с Мудрой Черепахой также рассматривают Луну. А каким прибором они пользуются? (Телескопом.)
— Что мы видим на поверхности Луны? (Круги, темные и светлые пятна.)
— Рассмотрите рисунки на с. 35. Как ученые еще изучают Луну? (Люди сами побывали на Луне, а еще изучение Луны происходит с помощью луноходов.)
— Проверьте свои предположения. Прочитайте текст на с. 86.
На Луне можно увидеть темные и светлые пятна. Светлые — это лунные моря. На самом деле в этих морях нет ни капли води- Раньше люди этого не знали, потому и называли их морями. Темные пятна — это ровные участки (равнины). На Луне всюду видны лунные кратеры, которые образовались от ударов метеоритов — камней, упавших из космоса.
Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли. Она выглядит так, как будто на ней много лет не вытирали пыль. На поверхности Луны днем стоит жара, а ночью — мороз.
Луна движется вокруг Земли и обходит ее кругом за месяц. Луна — это естественный (природный) спутник Земли.
— А что по размерам больше: Земля или Луна? (Земля.)
3. Выполнение задания в рабочей тетради
(Работа в группах.)
— Представьте, что вы отправляетесь в путешествие на луноходе. Нарисуйте его модель.
(Защита моделей луноходов.)
4. Творческая работа
— Послушайте несколько советов улетающим на Луну.
1. Если на Луне тебе захотелось немножко попрыгать, учти, что ты подпрыгнешь в шесть раз выше, чем на Земле, и падать будешь гораздо медленнее. А почему? Потому, что сила тяжести на Луне в шесть раз меньше, чем на Земле.
2. Будешь прогуливаться по Луне — смотри под ноги. Вся поверхность усеяна камнями, которые падают из космоса.
3. Не забудь взять часы с календарем, а то совсем запутаешься в днях. На Луне один день длится две наших недели, а потом на две наши недели наступает ночь.
4. Зонтик тебе не пригодится: дождей на Луне не бывает. Да что там дождей — там вообще нет воды. Нет облаков, нет туманов, нет радуги. Вернее, дожди там все-таки бывают, только метеоритные, каменные.
5. Если полетишь на Луну вместе с друзьями, не забудь, что разговаривать вы сможете только при помощи радиопередатчиков. Звуков на Луне нет, там даже метеориты падают бесшумно. Это из-за того, что на Луне нет атмосферы.
6. Подумай, как ты будешь дышать. Ведь на Луне нет воздуха.
7. Подумай, как тебе одеться, так как длинным двухнедельным днем поверхность Луны нагревается до +130 °C, а за длинную ночь охлаждается до —170 °C.
— Составьте рассказ о путешествии на Луну.
— Могут ли люди жить на Луне? (Нет, так как там нет воздуха.)
Рефлексия
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 35, в рамке).)
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
— Вспомните учебную задачу урока. Выполнили мы эту задачу?
— Что сегодня на уроке вам особенно запомнилось?
— Чем бы вам хотелось поделиться с родителями?
— Покажите свои модели Луны.
Рекомендации для занятий дома
Наблюдать за Луной и записывать свои наблюдения в научный дневник.
Дополнительный материал
Это интересно!
Быть может, когда-то давно, несколько миллиардов лет назад. Луна и Земля были одной планетой: образцы лунного грунта, доставленные автоматическими станциями, ничем особенным от земных пород не отличаются. Как видно, какая-то страшная катастрофа когда-то вырвала из земного бока здоровенный кусок (сейчас в этом месте располагается удивительное море без берегов — Саргассово). Только, похоже, удар был не слишком силен: недалеко убежала от нас сестренка Луна — всего лишь за тридевять земель!
Но когда полная Луна сияет в ночном небе, она кажется такой близкой, что так и хочется до нее добраться. В июле 1969 г. американский астронавт Нейл Армстронг шагнул на поверхность Луны. Прогуливаться по лунной пыли астронавту было не так уж и тяжело, ведь сила тяжести там вшестеро меньше земной. Но это вовсе не значит, что человек может скакать по Луне, как заяц по лужайке. Снаряжение весит немало, да и разбега толком никакого не наберешь — движения получаются замедленные, как под водой.
Первые люди пробыли на Луне недолго, и еще немало времени пройдет, прежде чем человек сумеет надолго поселиться на Луне. А пока мы смотрим на нашу ближайшую небесную соседку снизу вверх.
Источник
Почему луна бывает разной 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Окм 1 класс Тема Почему луна бывает разной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_luna.docx | 20 КБ |
Предварительный просмотр:
Почему Луна бывает разной.
— формировать представление о Луне как спутнике Земли
-познакомить с причинами изменения внешнего вида Луны
-рассказать о способах изучения Луны учёными
-учащиеся научатся анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем
-формировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны
-презентация урока в программе PowerPoint
-у учащихся — цветные карандаши, пластилин для лепки
Вспомним, что вы уже знаете о Солнце и звёздах .
Игра «Доскажи словечко» (слайд 1, 2)
3. Самостоятельная деятельность.
Узнал Муравьишка, что такое Солнце, звёзды. Взглянул на небо и увидел ещё что-то.
— Отгадайте загадки. (слайд 3)
— Что увидел Муравьишка Вопросик?
— Кто из вас видел Луну? (нарисуйте какую вы видели Луну- несколько учеников у доски)
— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?
-Прочитайте тему урока. (слайд 4)
4. Работа по теме урока
Сегодня на уроке, ребята, мы
— Узнаем, что такое Луна.
— Узнаем, какую форму имеет Луна.
— Узнаем, почему Луна выглядит по-разному.
— Узнаем, как люди изучают Луну
— Первое, что мы должны узнать, что такое Луна?
Отправимся на мгновение в космос
Планеты у Солнца танцуют как дети:
Меркурий заводит их хоровод,
Чуть дальше Венера в пространстве плывёт.
Встречаем мы Землю рядом с Луной
И огненный Марс, что кружит за Землёй.
За ними Юпитер, из всех великан,
И дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Последние три едва различимы,
Мрачны и холодны, но их отличим мы:
Уран и Нептун, и кроха Плутон…
-Все планеты ,ребята, вращаются вокруг Солнца и своей воображаемой оси.
-А у некоторых планет есть спутники.
Спутник- это небесное тело, которое движется вокруг более крупного тела.
Так вот, ребята, спутники, которые создала сама природа и, которые вращаются вокруг планет, называются природными, или естественными
Таким спутником для нашей Земли является Луна. ( слайд 5)
А спутники , созданные человеком называются искусственными.
Человек запускает их в космос для определённых целей, например:
для наблюдения за погодой, для научных исследований и других целей.
— А что по размерам больше: Земля или Луна? (Земля) ( слайд 6)
-(слайд 7 ) Для примера посмотрите и сравните 1эт .дом и 6 эт .дом.
—Ещё в древности люди заметили, что Луна всё время меняет свою форму. То она похожа на круглую тарелку, то она- серп, который назвали месяцем. (слайд 8) Люди не могли это объяснить и придумывали сказки, легенды, миф. Послушайте одну такую сказку ( сказка)
— Чтобы объяснить это явление, надо знать один секрет Луны. Этот секрет в том, как она светит. Солнце- это пылающий шар, оно само испускает свет, а Луна……..
-Ребята, чтобы узнать секрет Луны, прочитайте текст на стр.35
-Что же делает Луна? (Она отражает лучи и посылает их на Землю)
-А может ли Луна сама испускать свет? (нет) ( пример солнечный зайчик)
Вот мы и узнали секрет Луны. (слайд 10) ( слайд 11)
Эти формы ученые называют фазы Луны ( слайд 12) . Когда луна находится между землей и Солнцем, к земле обращена неосвещенная половина Луны, и Луну на небе не видно . Это фаза называется новолунием. Через 2-3 дня луна появляется на небе в виде узкого серпа. Это молодой месяц . Он увеличивается с каждым днем. И со временем Луна принимает вид целого диска – это полнолуние . З емля уже находится между Солнцем и Луной. Потом Луна начинает убывать и снова становится серпом.
( слайд 13) ( демонстрация макета « Земля и луна»)
5.ФИЗМИНУТКА. 6.Работа по теме урока. Продолжение.
— Посмотрим на поверхность Луны, что мы там можем увидеть? (слайд 14)
Луна, ребята, всегда притягивала к себе внимание людей. Наблюдая за Луной люди придумали множество загадок, пословиц. А ещё им очень хотелось изучить это космическое тело.
— И первыми на Луне побывали американские астронавты в 1969г. Они исследовали поверхность Луны, установили государственный флаг, собрали коллекцию камней, произвели фото и киносъёмку . (слайд 17)
— Муравьишка с Мудрой черепахой также рассматривали Луну. (стр .35)
А каким прибором они пользуются? (телескопом) Что такое телескоп? Телескоп- прибор, который увеличивает изображение в несколько раз. ( слайд 18)
— Наука шла вперед, космонавтика развивалась, Луна таила в себе много тайн и люди придумали для её изучения луноход . ( слайд 19) Это робот для сбора материала с космических объектов, на дистанционном управлении. Исследование Луны показало, что на Луне нет ни воздуха, ни воды.
а) Выполнение работы в рабочей тетради . ( стр.22)
— Рассмотрите рисунки. Найдите рисунок, на котором правильно показаны Земля и Луна. Отметьте рисунок галочкой.
(слайд 20) Практическая работа.
— Какую форму имеет Луна. Рассмотрите рисунок и выполните модель Луны из пластилина
-Послушайте несколько советов улетающим на Луну. ( слайд 21)
-Итак, ребята, наше изучение Луны подходит к концу. Мы много успели сделать на уроке. Ответили на все интересующие вопросы.
Давайте проверим, как вы усвоили новые знания. Выполните тестовое задание (да +, нет -)————( на листочках)
Источник