Как вы понимаете слова В.В.Маяковского: «Поэт всегда должник вселенной . »? (По стихотворению В.В.Маяковского «Разговор с фининспектором о поэзии»)
| |||
Тип: Анализ стихотворения |
В настоящее время со многими сочинениями Владимира Маяковского мы уже не соглашаемся, спорим. И строка поэта о том, что «партия и Ленин – близнецы-братья», способна вызвать лишь горькую улыбку. Но Маяковский в своем творчестве затронул и такие вечные темы, как назначение поэта и поэзии, место поэзии в жизни людей независимо от общественного строя и исторической формации. Одним из таких произведений является стихотворение «Разговор с фининспектором о поэзии».
В статье Маяковского «А что вы пишете?» говорится о том, что качество «писательской продукции», и, соответственно, положение писателя в советском обществе чрезвычайно пошатнулось, понизилось, «дискредитировалось». Этому ощущению и было посвящено данное стихотворение.
Во время написания «Разговора с….» Маяковский вел переговоры с Мосфинотделом по поводу неправильного обложения его налогом. Поэт требовал, чтобы при начислении суммы подоходного налога к нему относились как к трудящемуся. Торговцы и лица «свободных профессий» обязаны были ежегодно подавать декларации о своих предполагаемых доходах за год. Уклонившиеся от этой обязанности штрафовались. В заявлении в Мосфинотдел Маяковский писал, что он не уклоняется от сообщения о своих заработках, но в сложном поэтическом произведении почти невозможно точно учесть «производственные расходы и способ их определения». Этот инцидент и послужил причиной написания стихотворения:
в копеечку влетают слова.
Бочка с динамитом.
Разве возможно оценить труд поэта в каком-либо эквиваленте? Нет! Поэтому поэт и говорит, что он «всегда должник вселенной». Но должник не в финансовом плане, а в духовном:
перед Бродвейской лампионией,
перед Красной Армией,
перед вишнями Японии –
не успел написать…
Маяковский размышляет о том, что в сложившейся в стране ситуации происходит «амортизация сердца и души», а это самое страшное, что может произойти. Нравственный упадок наблюдается и в среде поэтов, людей, всегда бывших «совестью» нашей страны.
«Нынешние» поэты гонятся за помпезностью слов, за славой, и Маяковский называет их «лирическими кастратами». Он напоминает нам истинное назначение поэта:
в тумане мещанья,
у бурь в кипеньи.
Но сила поэта не только в том, чтобы «вспоминая, в грядущем икнули», нет. Сила поэта в его нравственной и духовной чистоте, способности донести истинное положение вещей. Ведь и сегодня «рифма поэта – ласка, и лозунг, и штык, и кнут», но как они различны… Ведь у настоящего художника –
слов этих жжение
приводят в движение
Без лишней скромности Маяковский заявляет, что в будущем потомки поймут, что он был один способен понять и воскресить нравственную культуру. В чем-то он прав: многие его произведения – жестокая сатира на окружающую действительность и современное ему общество. Теперь мы видим, в чем истинное назначение поэта.
Так почему же все-таки поэт – «должник вселенной»? «Должник», который обязан «глаголом жечь сердца людей»? Эта фраза является ключевой в понимании не только этого стихотворения, но и всего творчества Маяковского, смыслом всей его жизни. Ведь вся общественная деятельность поэта была направлена на благо народа. «Мой лоб время с разбега крушит», — говорил поэт, и это действительно было так. Бунтарь по натуре, он зачастую противостоял общественным взглядам своего времени. И как, в какой денежной единице определить тот вклад, ту жертву, которую принес Маяковский? А ведь он, к тому же, никогда не считал себя человеком исключительным и подчеркивал:
рабочих и крестьян…
Тем самым поэт пытается сказать нам, что его творчество – каторжный труд и все свое душевное богатство он дарит людям, даже таким, как фининспектор, поэтому и говорит ему открыто:
что всего делов –
«Поэт всегда должник вселенной», но нужно уважать его труд. Да и как можно нравственные искания творческого человека приравнять к занятию торговлей! К сожалению, в России все возможно: и в дни Маяковского, и в наши дни. Поэт пытается оплатить «свой долг» перед вселенной, а мы пытаемся обложить его как можно большими налогами. Увы, практицизм – неотъемлемая часть нашей жизни. Смогут ли поэты предотвратить «амортизацию души и сердца»? На сегодняшний день этот вопрос остается открытым…
0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Источник
Как я понимаю слова В. В. Маяковского «Поэт всегда должник вселенной»?
В стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии» Маяковский решает волнующий его, как и любого писателя, вопрос о месте и значении поэта. Предпосылками к постановке такого вопроса стало возникновение нового периода в жизни страны на рубеже веков, устройство новой жизни, поиск места поэта в этой жизни. Маяковский заново пересматривает и окончательно продумывает свои взгляды на положение и задачи творческого человека в социалистическом обществе.
На различных этапах творчества Маяковского тема поэта и поэзии находила разное выражение в лирике поэта. В раннем творчестве задачей поэзии для Маяковского было создание новых форм, самоценность средств выражения, во многом—противопоставление себя окружающему миру. Октябрьские события 1917 года изменили направленность творчества Маяковского, его представление о назначении поэта и поэзии. Маяковский воспринимает революцию как главное дело в своей жизни, и теперь поэт и поэзия должны защищать, восславлять ее, бороться (так считал Маяковский) за светлое будущее.
По мнению Маяковского, место советского поэта — «в ряду беднейших рабочих и крестьян», потому что поэт — «народа водитель и одновременно народный слуга». Маяковский отводит поэту важную роль в обществе. Стихотворение «Разговор с фининспектором о поэзии» в основе своей содержит противопоставление обыденного факта и внутреннего пылкого монолога лирического героя. Визит к налоговому инспектору и волнующие рассуждения о месте поэта в современном обществе, в «рабочем строю». Речь лирического героя становится все более жаркой и страстной, с каждой строкой наполняется волнением. Поэт приравнивает свой труд к промышленному производству, говорит о потерях. Маяковский в этом стихотворении пытается раскрыть тайну поэзии для себя и окружающих.
В стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии» звучит тема, которую можно назвать центральной всего творчества Маяковского — тема избранничества поэта. Строку «Поэт всегда должник вселенной» в контексте этого стихотворения можно объяснить следующим образом. Маяковский очень ответственно относится к поэтическому труду, ведь именно голос поэта способствует донесению идей (в том числе и политических) до масс. Поэту дана возможность творить, и за это он обязан своим творчеством вести людей к правильному пути. Маяковский стремится поднять уважение к труду поэта, а от поэтического труда он требует постоянной ответственности, напряженной работы. Поэты должны ответственно относиться к своей работе.
Борьба за высокое и совершенное мастерство — одна из главных идей анализируемого стихотворения. Смысл творчества Маяковский видел в том, чтобы быть орудием политической борьбы. Он видел высокое назначение советского поэта в создании активной, политически целеустремленной и действенной поэзии. Политика в творчестве Маяковского стала творческим принципом. Поэт обязан нести политические лозунги в народ. Стихотворение «Разговор с фининспектором о поэзии» можно назвать декларацией творчества Маяковского. В этом произведении представлен взгляд поэта на поэзию. Ответственность поэта за свои стихи — не только форму, но и их содержание — долг любого творческого человека, и Маяковский призывает помнить об этом.
Стихи должны быть политически выдержаны, и сам поэт на всех этапах своего творчества придерживался этой идеи. Его стихотворения — отражение современной поэту жизни, и в этом — исполнение «долга вселенной» поэтом. Воспевать достоинства новой реальности, указывать на недостатки — вот в чем цель всей жизни поэта. Если ему даровано чувство прекрасного, дана способность творить стихи — нельзя забывать об этом. Стихотворение «Разговор с фининспектором о поэзии», на мой взгляд, представляет читателю творческую программу Маяковского, которой поэт придерживался всю свою жизнь. И в строке «Поэт всегда должник вселенной» звучит та ответственность перед собой и читателями, которая всегда отличала Маяковского-поэта.
Источник
«Как вы понимаете слова : «Поэт всегда должник вселенной …»? (По стихотворению «Разговор с фининспектором о поэзии»)»
В настоящее время со многими сочинениями Владимира Маяковского мы уже не соглашаемся, спорим. И строка поэта о том, что «партия и Ленин — близнецы-братья», способна вызвать лишь горькую улыбку. Но Маяковский в своем творчестве затронул и такие вечные темы, как назначение поэта и поэзии, место поэзии в жизни людей независимо от общественного строя и исторической формации. Одним из таких произведений является стихотворение «Разговор с фининспектором о поэзии».
В статье Маяковского «А что вы пишете?» говорится о том, что качество «писательской продукции», и, соответственно, положение писателя в советском обществе чрезвычайно пошатнулось, понизилось, «дискредитировалось». Этому ощущению и было посвящено данное стихотворение.
Во время написания «Разговора с…» Маяковский вел переговоры с Мосфинотделом по поводу неправильного обложения его налогом. Поэт требовал, чтобы при начислении суммы подоходного налога к нему относились как к трудящемуся. Торговцы и лица «свободных профессий» обязаны были ежегодно подавать декларации о своих предполагаемых доходах за год. Уклонившиеся от этой обязанности штрафовались. В заявлении в Мосфинотдел Маяковский писал, что он не уклоняется от сообщения о своих заработках, но в сложном поэтическом произведении почти невозможно точно учесть «производственные расходы и способ их определения». Этот инцидент и послужил причиной написания стихотворения:
в копеечку влетают слова.
Бочка с динамитом.
Разве возможно оценить труд поэта в каком-либо эквиваленте? Нет! Поэтому поэт и говорит, что он «всегда должник вселенной». Но должник не в финансовом плане, а в духовном:
перед Бродвейской лампионией,
перед Красной Армией,
перед вишнями Японии —
не успел написать…
Маяковский размышляет о том, что в сложившейся в стране ситуации происходит «амортизация сердца и души», а это самое страшное, что может произойти. Нравственный упадок наблюдается и в среде поэтов, людей, всегда бывших «совестью» нашей страны.
«Нынешние» поэты гонятся за помпезностью слов, за славой, и Маяковский называет их «лирическими кастратами». Он напоминает нам истинное назначение поэта:
в тумане мещанья,
у бурь в кипеньи.
Но сила поэта не только в том, чтобы «вспоминая, в грядущем икнули», нет. Сила поэта в его нравственной и духовной чистоте, способности донести истинное положение вещей. Ведь и сегодня «рифма поэта — ласка, и лозунг, и штык, и кнут», но как они различны… Ведь у настоящего художника —
слов этих жжение
приводят в движение
Без лишней скромности Маяковский заявляет, что в будущем потомки поймут, что он был один способен понять и воскресить нравственную культуру. В чем-то он прав: многие его произведения — жестокая сатира на окружающую действительность и современное ему общество. Теперь мы видим, в чем истинное назначение поэта.
Так почему же все-таки поэт — «должник вселенной»? «Должник», который обязан «глаголом жечь сердца людей»? Эта фраза является ключевой в понимании не только этого стихотворения, но и всего творчества Маяковского, смыслом всей его жизни. Ведь вся общественная деятельность поэта была направлена на благо народа. «Мой лоб время с разбега крушит», — говорил поэт, и это действительно было так. Бунтарь по натуре, он зачастую противостоял общественным взглядам своего времени. И как, в какой денежной единице определить тот вклад, ту жертву, которую принес Маяковский? А ведь он, к тому же, никогда не считал себя человеком исключительным и подчеркивал:
рабочих и крестьян…
Тем самым поэт пытается сказать нам, что его творчество — каторжный труд и все свое душевное богатство он дарит людям, даже таким, как фининспектор, поэтому и говорит ему открыто:
что всего делов —
«Поэт всегда должник вселенной», но нужно уважать его труд. Да и как можно нравственные искания творческого человека приравнять к занятию торговлей! К сожалению, в России все возможно: и в дни Маяковского, и в наши дни. Поэт пытается оплатить «свой долг» перед вселенной, а мы пытаемся обложить его как можно большими налогами. Увы, практицизм — неотъемлемая часть нашей жизни. Смогут ли поэты предотвратить «амортизацию души и сердца»? На сегодняшний день этот вопрос остается открытым…
Источник
Почему маяковский называл себя должник вселенной
Литература ЕГЭ 100БАЛЛОВ запись закреплена
#литература_теория_егэ@literature_100 #Маяковский_егэ
Основной своей задачей как поэта В. Маяковский видит создание нового искусства – искусства масс. Он готов ради этого «сбросить Пушкина и прочих с прохода современности», о чем заявлено в манифесте футуристов 1912 года, напечатанном в сборнике «Пощечина общественному вкусу». Большую роль в этом убеждении сыграл протест против современного поэту буржуазного общества: один из четырех криков «Долой!» в поэме «Облако в штанах» самим поэтом определялся как «Долой ваше искусство».
Пока выкипячивают, рифмами пиликая, из любвей и соловьев какое-то варево, улица корчится безъязыкая – ей нечем кричать и разговаривать.
В. Маяковский отрицает традиционные атрибуты поэзии, ставшие штампами «пажи, дворцы, любовь, сирени куст» («Братья писатели»).
Если
Такие, как вы,
Творцы –
Мне наплевать на всякое искусство.
Лучше лавочку открою… –
так категорически не приемлет он изысканных красот модных салонных поэтов начала века – своих современников. Недаром имя Северянина для Маяковского становится синонимом пошлости и претенциозности, излюбленной мещанами. Поэзия должна служить народу, толпе. Еще большую значимость эти убеждения поэта приобретают после Октябрьской революции.
Довольно грошовых истин.
Из сердца старое вытри.
Улицы – наши кисти.
Площади – наши палитры…
На улицы, футуристы,
Барабанщики и поэты! –
призывает поэт своих собратьев по перу («Приказ по армии искусства»).
Аналогичный призыв звучит в «Приказе №2 армии искусств»:
Товарищи,
Дайте новое искусство –
Такое,
Чтобы выволочь республику из грязи.
Тяжелая будничная работа в «Окнах РОСТА», агитация, пропагандистские стишки – это не всегда поэзия в высоком понимании значения этого слова. Но долг велит поэту заниматься тем, что нужно революции, молодой советской власти. Особенно важным в этой связи представляется стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Сопоставление поэта и солнца привычное для мировой культуры, приобретает новое, демократическое звучание: солнце в гостях у поэта по-приятельски с ним беседует. Фантастическое, условное начало сочетается в стихотворении с разговорно-бытовым, повседневным. Лирический герой – поэт-труженик – находит полное взаимопонимание с другим великим тружеником – солнцем. У них общие проблемы, общие цели, они едины в своем отношении к дому:
Светить всегда,
Светить везде,
До дней последних донца,
Светить –
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой –
и солнца!
Одним из своих «программных» стихотворений о назначении поэта и поэзии В. Маяковский считал «Разговор с фининспектором о поэзии».
Говоря о тяжелом труде поэта, В. Маяковский сравнивает поэзию с добычей редких металлов: «В грамм добыча, в год труды». Ради чего? Чтобы слова приводили «в движение тысячи лет миллионов сердца». Конечно же, вопреки собственным декларациям поэта, это трансформированные пушкинские строки о назначении поэта «глаголом жечь сердца людей». Но назначение поэта у Маяковского – это прежде всего дом, величайшая ответственность перед народом:
Долг наш –
реветь
медногорной сиреной
в тумане мещанья,
у бурь в кипенье.
Поэт
всегда
должник вселенной…
Поэт по доброй воле отказывается от творческой свободы, ставя превыше всего чувство долга, считая свое творчество служением народу. Прав ли он? Раздумья на эту тему звучат во вступлении к поэме «Во весь голос», неосуществленному замыслу Маяковского. Поэма должна была стать своего рода подведением итогов большого периода своей жизни, рассказом «о времени и о себе». Предрекая долгую жизнь и большое будущее своим стихом, поэт говорит о том, что побудило его именно к такому творчеству, такой тяжелой черновой работе во имя революции:
Но я
себя
смирял,
становясь
на горло
собственной песне.
Называя себя «агитатором», «горланом-главарем», поэт видит в своих стихах прежде всего идеологическое оружие, рисуя «парад» своих страниц. «Кавалерия острот» с «отточенными пиками» рифм, «строчечный фронт», жерла «нацепленных зияющих заглавий» поэм – все эти «поверх зубов вооруженные войска» посвящены поэтом пролетариату. Его творчество не может быть свободно от политики, в этом Маяковский видит историческую диалектику своего времени:
Мы открывали
Маркса
каждый том,
Как в доме
собственном
мы открываем ставни,
но и без чтения
мы разбирались в том,
в каком идти,
в каком сражаеться стане.
Все это – самоотречение, отказ от личностного понимания жизни, от собственной творческой свободы – было ради великой цели, ради «общего памятника» – «построенного в боях социализма». Но тот социализм, что был построен, все-таки не был тем, о чем мечтал поэт. Вопрос, надо ли было «наступать на горло собственной песне» ради цели, оказавшейся ложной, остается открытым, а трагедия оборвавшейся жизни поэта доказала, что иные ошибки невозможно исправить, как невозможно вернуть вспять время и пройти весь путь сначала…
Источник