Пришвин «Моя Родина». Почему автор называет природу кладовой солнца?
пришвин моя родина почему автор называет природу кладовой солнца
Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять — их надо открывать и показывать.
Словосочетание «Кладовая солнца» очень нравилось Михаилу Пришвину и он не единожды использовал его в своих произведениях. Достаточно вспомнить то, что один из рассказов Пришвина так и называется — «Кладовая солнца». Но то был рассказ про одну конкретную кладовую солнца — про торфяные болота, а в рассказе «Моя Родина» писатель называет кладовой солнца весь окружающий его мир, всю природу.
Подумаем, почему автор использует именно это словосочетание.
Вспомним, что основу жизни на планете составляют растения. Ведь только растения являются производителями пищи для других животных, они находятся на краю любой пищевой цепочки. Не будет растений — вымрут травоядные животные и насекомые, а следом вымрут хищники. А растения живут благодаря солнечному свету. Они словно накапливают энергию этого солнечного света и хранят ее в своих телах. А потом щедро делятся этой накопленной энергией с другими живыми организмами.
Получается, что только запасы солнечной энергии, которые природа размещает в своих кладовых, дают возможность существовать всему разнообразию жизни.
А все разнообразие жизни вокруг нас — это природа и она действительно является кладовой солнца, кладовой солнечной энергии.
Не случайно произведения Пришвина призывают нас любить и беречь природу, как это делал сам автор. Природа воспринималась писателе не просто в виде растений и животных, она представляется в виде дома, в котором человек живет и только плохой хозяин может не следить за своим местообитанием и разрушать его.
Природа, да и мы люди, своим существованием обязаны в том числе и солнцу, которое своим светом и теплом сохраняет жизнь всему живому.
Если дать определение слову «кладовая», то это то помещение, в котором мы храним продовольствие, сырье и оборудование и Пришвин не ошибся с этим определением.
Природа является огромной кладовой, где собрано все, что создается солнцем и мы, как хорошие хозяева, должны все «хранящееся» в этой кладовой не уничтожать, а преумножать.
Пройдем тест и выберем варианты ответов по каждому пункту, а также ответим на контрольные вопросы к тесту ниже.
А 1. «Кладовая солнца». Сказка-быль не относится к описывающей действия войны, непосредственно, а тяжелую жизнь простых людей. Верный вариант — «4».
А 2. Вспоминаем начало рассказа и место, где происходят события. Верный ответ — вариант «3».
А 3. Митраша почти одного возраста с сестрой, точнее младшее ее только на два года. Верный вариант — «4».
А 4. Произведение поведано от имени «разведчиков природных богатств» — вариант «2».
А 5. Автор сравнивает героиню рассказа с «Золотой курочкой» (вариант «2»):
А 6. Главный герой Пришвина, как его отец, мастерил деревянную посуду, которую покупали местные жители — «добрые люди» («1»).
А 7. Мальчик знает от отца, что в лес нельзя ходить без компаса. Вариант «3».
А 8. В болотах растет ягода, которая бывает сладкой по осени, а еще более сладкой, перезимовав под снегом — весной. Это клюква, за нею отправились ребята («2»).
А 9. Героями сказки-повести М. Пришвина стали ель и сосна («3»)
А 10. Верный вариант — «4».
А 11. Верный вариант — «4» (антитеза).
А 12. Недаром автор, характеризуя людей, которые собирают клюкву, говорит о захватывающем их азарте. Настя не избежала этой же участи, ее постиг азарт, она жадно собирала ягоду. Верный вариант — «3».
А 13. Мальчику помогла выбраться из болота собака лесника Антипыча — вариант «1».
Иди ко мне, умница!
И Травка в ответ на слова человека тихонечко поползла
А 14. Антипыч знал истину, о которой его просили рассказать. Он передал правду собаке Травке, когда умирал. Это правда о борьбе за любовь («3»).
А 15. Девочка угостила ягодой больных детей. Верный вариант — «1».
А 16. Верный вариант — «4». Человеку дано жить в единстве и согласии с природой. Природа — это и окружающая человека среда, и материал для труда, творчества, и красота родного края, и место, где раскрываются характеры людей.
А 17. Изначально произведение носило другое название — «Друг человека («3»), потому что в самый захватывающий момент Травка приходит на помощь и спасает мальчика. Но сказка-быль включает, также, основную мысль о «кладах солнца» — о торфе, который находится в болотах, а еще рассказывает о богатстве и красоте леса, природы. Поэтому «Кладовая солнца» более точное название. Клад — это и добрые люди из Переяславль-Залесского, и дети, которые являются главными героями сказки-были.
А 18. Пришвин не может осуждать Настю за то, что она испугалась лося, тем более не может осуждать за то, что девочка унесла еду (она в тот момент не подумала, а вспомнила позже), уж тем более не может быть равнодушной к судьбе брата. Автор критикует девочку за то, что в азарте, дав себе волю, Настя позабыла о Митраше («4»).
Ответим на краткие вопросы.
- Время, в которое развиваются события — это весна. Именно в эту пору клюква самая сладкая, поэтому Настя и Митраша, узнав, что сошел снег, тоже ищут клюкву.
- Вспомним, чем занимались Настя и Митраша. Им перешло хозяйство, о котором надо заботиться, с чем дети прекрасно справлялись.
Поэтому Настя следила за хозяйством, доила корову, готовила обед. А Митраша делал посуду из дерева, как отец.
- Митраша мастерил своими руками посуду из дерева.
- Настя следила за хозяйством (цитата выше)
- Митраша хотел выйти на палестинку — поляну, о которой рассказывал отец, говоря, что люди о ней не знают — там растет много клюквы. Но путь на эту поляну опасный, так как там болото. Чтобы прийти, надо идти строго на север. Митраша пошел по опасной тропе, так как стрелка компаса показывала на север.
Но позже читатель узнает, что обе тропы приведут к палестинке. Настя все же нашла эту поляну, куда шел другой тропой Митраша.
Настя и Митраша занимались по дому и по хозяйству. Девочка готовила еду, следила за домом, отгоняла корову в стадо. А брат мастерил посуду из дерева.
Девочка набрала очень много клюквы на болоте. Она отдала всю ягоду детям. Ее брат всех поразил тем, что убил старого волка, которого никто не могу убить. А Настя — подарила собранную ягоду.
- «Кладовая солнца» — автор описывает природу, используя все приемы и средства выразительности, какие возможны. Природа — один из главных героев в произведении. Автор одухотворяет природу, словно она живое создание, поэтому используется такой метод, как «олицетворение». Также, Пришвин употребляет эпитеты, метафоры. У него сосна и ель срослись вместе, а когда их тревожил ветер, то «деревья выли и стонали», как живые. Еще они «впивались сухими сучьями». Автор нагнетает обстановку, помогая показать чувство опасности, настороженности, когда дети собираются идти на болото.
Посредством сравнения можно образ, сравнивая с другим образом:
Здесь приводится антитеза:
Эпитеты: «умные детишки» (о Насте с Митрашей), сладкая ягода (клюква) или «самая-самая хорошая клюква», «светлые лучи» (об утреннем солнце), «жалкие елочки» и т. д.
- Название болота узнаем из первой строчки сказки-были: Блудово. А почему «Блудово»? Потому что легко потерять ориентир и «блуждать», заблудиться.
Сокровище, которое открыли дети то, что над беречь друг друга, заботиться о том, кто рядом, в первую очередь. Дети поняли, что надо держаться друг за дружку, а не доказывать свою правду поодиночке, иное поведение может до беды довести, как стало с Митрашей. Мальчик узнал, что надо старших слушаться. Настя себя ругала, что забыла брате, она горько об этом жалела. Еще дети нашли собаку Травку — преданнейшее существо.
Между Антипычем и его преданной, верной собакой самые теплые, дружеские отношения. Травка — охотничий пес, сеттер, рыжего цвета с темной полосой шерсти на спине. Сначала, как гончую собаку, хозяин называл Затравкой, а позже проще — Травкой. Пес глубоко привязан к леснику. Когда хозяина не стало, то верная Травка повсюду разыскивала своего Антипыча, пытаясь понять, встретившийся ей человек есть Антипыч это или нет. Старый лесник очень любил преданного друга. Травка обожала хозяина, тосковала, когда его не стало:
Какие деревья растут? Есть три болот вида. На низинных — ольха, из кустарников — ива.
Блудово болото. Что растет в приболотце — там небольшая растительность — кустарнички, а на сухих островах — та деревья — (сосны, ели).
- Речь о компасе. Вот, что говорил Митраше отец:
- Ответим, какая природа окружает Настю, а также, над чем заставляет нас задуматься Пришвин изображая путь Насти?
Девочка пошла своей тропой, которая протоптана людьми. Но свернула, в азарте собирая клюкву. Ее окружает болота. Автор говорит, что не надо вести себя, как Настя, в пылу забывшей о брате. Не надо забывать о человеческих чувствах, уподобляться животному.
Пришвин не просто пишет о природе, олицетворяя, он ее показывает, словно у нее есть душа. Деревья «воют и стонут» от ветра. Они предупреждают быть осторожными брата и сестру. Природа — это не только кладовая торфа. Она принимает участие в судьбе Насти, Митраши.
Читая об охоте на волков, жалко животных, которых загоняют в тупик с помощью флажков и охотятся. А Серый помещик сумел перебороть страх переж флажками и перепрыгнул их.
Источник
почему произведение пришвина называется Кладовая солнца. почему у сказки такое название?
Если бы Пришвин назвал рассказ «Друг человека» , то весь акцент перенёс бы на образ собаки, которая спасла мальчика. Но главная идея рассказа в том, что природа — это огромная кладовая, и человек должен научиться пользовать природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества. Название «Кладовая солнца» вполне соответствует этой идее.
«Кладовая солнца» — одно из лучших произведений русской литературы для детей. Сказку-быль «Кладовая солнца» Пришвин написал в 1945 году, сразу после окончания Великой Отечественной войны. “Сказка-быль” — это жанровое определение произведения. Сказка — это повествование, основанное на вымысле. Быль — это история о том, что действительно было. Пришвин подчёркивает, что в его произведении вымысел переплетается с реальностью. Возможно, автор хотел, чтобы читатели воспринимали это повествование не просто как историю о двух детях, которые заблудились, но и в более широком смысле.
В словосочетание “кладовая солнца” автор вкладывает большое значение. Вспомним о том, что Пришвин был агрономом, биохимиком, исследователем, следил за развитием современной ему науки. В «Кладовой солнца» он выступил не просто как писатель, но и как просветитель. В простой и ясной форме автор рассказывает о серьёзных естественнонаучных открытиях. Солнце отдаёт своё тепло растениям, растения отмирают и падают на дно болота, и там накапливается постепенно слой торфа. Торф — это природное богатство, которое жизнь на земле копила веками. Но целебная клюква, деревья и травы, животные и птицы этого болота — это тоже кладовая природы.
Первоначально «Кладовая солнца» называлась «Друг человека» .
Если бы Пришвин назвал рассказ «Друг человека» , то весь акцент перенёс бы на образ собаки, которая спасла мальчика. Но главная идея рассказа в том, что природа — это огромная кладовая, и человек должен научиться пользовать природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества. Название «Кладовая солнца» вполне соответствует этой идее.
Источник