Ответы на вопросы олимпиады по литературному чтению
Название | Ответы на вопросы олимпиады по литературному чтению |
Дата конвертации | 10.10.2013 |
Вес | 82,62 Kb. |
Категория | Тексты |
Название | Ответы на вопросы олимпиады по литературному чтению |
Дата конвертации | 10.10.2013 |
Вес | 82,62 Kb. |
Категория | Тексты |
Ответы на вопросы олимпиады по литературному чтению. 1. Найди утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста. Обведи нужную цифру. 3) Мудрая Старая Комета получила в подарок от Солнца длинный шлейф. 1 балл 2. Выпиши предложение, в котором есть доказательство того, что в те времена, о которых рассказывается, людей еще не было. «Они радостно свистели и улюлюкали на безлюдной пока планете» 1 балл ✔ выписан отрывок текста: «земля была юной» и приведено объяснение: «А люди появились на земле не сразу»; ✔ выписан отрывок текста: «ледяная тишина окутывала землю» и приведено объяснение: «А если бы были люди, тишины бы уже не было»; ✔ выписан отрывок текста: «скованные вечным льдом» и приведено объяснение: «В такой сильный холод люди не могли выжить». Комментарии: если в трех последних случаях в ответе приведены только указанные выше цитаты, а объяснение, почему это доказывает отсутствии людей, не приведено, 1 балл НЕ ставится. 3. Давно ли Мудрая Старая Комета дала Солнцу свой совет? Докажи свой ответ словами из текста. «Прошли многие тысячи лет, прежде чем Мудрая Старая Комета смогла навестить знакомое Светило». 1 балл 4. Почему наша планета так растрогала Мудрую Старую Комету, когда она увидела ее во второй раз? 2 балла — дано связное монологическое высказывание, содержащее правильное объяснение, в своем ответе ученик должен указать на контраст увиденного в первый и во второй раз, либо ученик в своем ответе вышел на высокий уровень обобщения (красота всегда поражает). 1 балл — дано правильное объяснение, но нет указания на контраст увиденного в первый и во второй раз, в ответе есть только конкретные примеры того, почему была растрогана комета, например: «Потому что она увидела, как красива Земля». «Потому что она увидела красоту нашей планеты». 5. Можно ли по комете узнать, побывала ли она уже в Солнечной системе? Отметь ответ. 1 балл — выбран утвердительный ответ, приведено доказательство того, что комета побывала в Солнечной системе (доказательство: наличие у кометы шлейфа). 6. Автор называет солнце разными словами, слово Солнце уже записано. Найди в тексте ещё 2 слова и запиши их. 1 балл — записаны слова Светило, Солнышко. 7. Каким словом можно заменить выделенное слово в предложении: «Ответило Солнце и отчаянно покраснело». Обведи нужную цифру. 2) сильно, 1 балл 8. Тебе встретилось предложение: «И Добрая Старая Комета унеслась в далёкий космос, чтобы рассказать своим подругам обо всех этих чудесах». Напиши два примера того, о чём она могла рассказать. 2 балла — дано два примера. 1. Пример, связанный с красотой Земли. При этом если этот пример записан как два отдельных предложения: 1) «На Земле были зеленые леса и цветущие луга». 2) «На Земле синие реки и озера, полные воды», учащийся получает только 1 балл. 2. Пример, связанный со шлейфом. 3. Пример, связанный с изменениями, произошедшими с Солнцем — перестало бояться высоты, поднимается над горизонтом и т. д. 1 балл — дан один пример из перечисленных выше. 9. Текст называется «Добрый совет». Почему совет, который Комета дала Солнцу, можно назвать добрым? 2 балла — дано связное монологическое высказывание, содержащее правильное объяснение. В ответе должна быть отражена идея помощи, понимания проблемы другого или идея изменения характера Солнца (т. е. в ответе есть признаки понимания ребенком того, что значит добро, добрый. Например: «Этот совет был добрым, потому что благодаря ему Солнце изменило свой характер, перестало бояться высоты». 1 балл — дано правильное объяснение, но в ответе указаны только внешние изменения: «Планета стала красивее», «Земля стала обитаемой и красивой», либо по содержанию ответ схож с ответом на 2 балла, но при этом есть погрешности в оформлении высказывания: объяснение приведено в виде обрывочных фраз. 10. Составь и запиши план текста. 2 балла — предложенный план является правильным, в нем присутствуют все основные смысловые части текста, нет пропусков. 1 балл — предложенный план содержит пункты, представляющие разную степень отражения событий текста: часть событий передана в плане очень подробно, а часть слишком сжато, таким образом, план не является хорошо сбалансированным. 0 баллов — все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1—2 балла. Например, в плане перепутана последовательность смысловых частей текста. Примеры планов, оцениваемых 2 баллами: Пример подробного плана 2. Встреча Солнца и Мудрой Кометы. 3. Смелый поступок Солнца. 4. Пробуждение Земли. 5. Вторая встреча Солнца и Мудрой Кометы. 6. Подарок Солнца. 7. Встречи Солнца с другими кометами. Пример сжатого плана 2. Совет Мудрой Кометы. 3. Пробуждение Земли. 5. Второй визит Мудрой Кометы. Примеры планов, оцениваемых 1 баллом: Пример несбалансированного плана 2. Встреча Солнца и Мудрой Кометы. 3. Смелый поступок Солнца. 4. Пробуждение Земли. 5. Откуда у комет серебряный шлейф. Пример плана с пропуском некоторых частей 1. Встреча Мудрой кометы с Солнцем. 2. Земля оттаяла. 3. Солнце дарит кометам шлейф. 11. Ты уже знаешь, что у слов бывает прямое и переносное значение. Найди словосочетание, в котором одно из слов употреблено в переносном значении, обведи нужную цифру. 3) ледяная тишина, 1 балл 12. Объясни, в каком значении употреблено сочетание слов точка зрения в отрывке: «Вам только нужно поменять свою точку зрения. Правда, эта точка, называемая зенитом, находится довольно высоко, в самой середине неба. Но если однажды Вы достигните её, то страх высоты навсегда пройдёт». 1 балл — дано правильное объяснение: указано на прямое значение. В данном контексте значение этого выражения — место, откуда Солнце смотрело на Землю (учащиеся также при указании на прямое значение слова могут дать синоним: «точка отсчета»). 13. Какой частью речи является встретившееся в тексте слово светило? Какой другой частью речи может быть слово светило? Придумай предложение, в котором оно будет этой частью речи. 3 балла — правильно выполнены все три части задания: правильно указана часть речи слова в тексте (имя существительное); указано, что слово может быть глаголом; приведен пример. 2 балла — правильно выполнены только две первые части задания. 1 балл — правильно выполнена только одна первая часть задания. 14. В тексте есть слово Земля. Напиши, когда в соответствии с правилами русского языка оно пишется с заглавной буквы. 2 балла — приведено два любых случая из трех возможных: 1) начало предложения, 2) когда это слово является именем собственным, 3) в значении «планета», 4) в сказках как имя героини сказки, 5) название текста. 1 балл — приведен один из указанных выше случаев. 15. Что в этом тексте совпадает с тем, что ты узнал на уроках «Окружающего мира»? Приведи два примера. 2 балла — приведено два примера. 1 балл — приведен один пример. Возможны следующие примеры: 1. Солнце — источник света, к нему тянется все живое. 2. К полудню солнце находится в точке зенита. 3. Если солнце низко над горизонтом — на Земле низкая температура (холодно), если высоко над горизонтом — жарко. 4. У комет при приближении к солнцу появляется серебряный хвост. 16. Что в этом тексте не совпадает с тем, что ты узнал на уроках «Окружающего мира»? Приведи один пример. 1 балл — приведен один пример, указывающий на несовпадение сведений, полученных на уроках «Окружающего мира», и содержащихся в данной сказке. 0 баллов — все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл, например, записано: «Солнце не может боятся высоты», «Солнце и кометы не могут разговаривать». Возможны следующие правильные примеры: 1. Не солнце проходит путь от востока на запад, а земля крутится вокруг солнца и вокруг своей оси; 2. Упоминается о середине неба, которой не существует. 3. Говорится, что «оттаяли ветры», ветры замерзнуть не могут. 4. Земля в самом начале своей жизни была не куском льда, а раскаленным шаром. 17. Вода может существовать в разных состояниях. Все ли они упоминаются в тексте? 1 балл — выбран утвердительный ответ, указаны все три состояния: твердое — лед, жидкое — вода, газообразное — пар. 18. Ты помнишь, что Катя считает, что «Добрый совет» — это сказка, а Миша с ней не согласен. Кто же из них, по-твоему, прав? 3 балла — отмечено, что права Катя и приведено два доказательства. 2 балла — отмечено, что права Катя и приведено одно доказательство. 1 балл — отмечено, что прав Миша и приведено оригинальное, но разумное доказательство (например, «Это не сказка, а легенда о происхождении Земли», «На самом деле так и было, просто здесь написано сказочным языком») или приведено одно доказательство в пользу Кати и одно разумное доказательство в пользу Миши. 0 баллов — все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1—3 балла. Например, отмечено, что прав Миша и приведенные объяснения не доказательны, или если отмечено, что права Катя, но нет объяснений. Возможные доказательства того, что прочитанный текст является сказкой: 1. Солнце и Комета разговаривают (Солнце и кометы не разговаривают). 2. Комета плачет. 3. Героями являются солнце, кометы, ветры. 4. Встречаются слова, не характерные для научно-популярного текста, но свойственные сказке. 5. Солнце не может бояться. 6. Земля в начале была раскалена. 1. По 1 баллу за каждое правильное соотнесение Иван Андреевич Крылов Гулливер «Русалочка» Сергей Александрович Есенин Павел «Корзина с еловыми шишками» Константин Георгиевич Паустовский мартышка «Англичанин Павля» Виктор Юзефович Драгунский Эдвард Григ «Путешествия Гулливера» Джонатан Свифт ведьма «Береза» Ганс Христиан Андерсен Том Сойер «Квартет» 2. По 1 баллу за каждое произведение (с указанием автора). Жюль Верн «Таинственный остров» Жюль Верн «80 дней вокруг света» А. Волков «Волшебник изумрудного города» Н. Носов «Приключения Незнайки» Д. Свифт «Путешествия Гулливера» А. Милн «Вини Пух» (воздушный шарик) Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена» (ядро) 3.
Ключ оценивания: 0 – если книги из первого столбца попали в третий, а из третьего в первый, и таких книг две или более; 1 – если одна книга попала из первого столбца в третий или наоборот, из первого в третий; 2 – если есть перестановки из первого и третьего столбца во второй или из второго в первый или третий; 3 – все позиции правильные. 4. По 1 баллу за каждое произведение (с указанием автора). Источник Комплексная контрольная работа 4 классКОМПЛЕКСНАЯ ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА. Комплексное задание «Добрый совет» В журнале «Отчего и почему» Катя и Миша прочитали один и тот же текст. Катя сказала, что это сказка, а Миша с ней не согласился. Прочитай этот текст, выполни задания и реши, кто из ребят прав. Когда Земля была совсем юной, ледяная тишина окутывала её. Скованные вечным льдом, спали ручьи и реки, моря и океаны. Шумные ветры тихо дремали в глубоких расселинах скал. И всё потому, что молодое Солнце . боялось высоты! Поднимаясь утром на востоке, оно изо всех сил держалось за Линию Горизонта. Его лучи только скользили по планете, не согревая её. Шло время, а на Земле ничего не менялось. Однажды возле Солнца пролетала Мудрая Старая Комета. Она сразу заметила что-то неладное: — Уважаемое Светило! Не могли бы Вы подняться чуть выше Линии Горизонта? Эта прекрасная планета никогда не проснётся, если Вы не согреете её своими лучами! Я не могу, — ответило Солнце и отчаянно покраснело. — Я боюсь высоты. Это поправимо! — сказала Мудрая Старая Комета.- Вам только нужно поменять свою точку зрения. Правда, эта точка, называемая зенитом, находится довольно высоко, в самой середине неба. Но если однажды Вы достигнете её, то страх высоты навсегда пройдёт. Прощайте, Солнышко! Прислушайтесь к моему совету. Утром Солнце сразу же устремилось к точке, которую указала ему Комета. К полудню оно достигло зенита и решило осмотреться. И тут наконец увидело Землю — не краешек, не половинку, а всю планету целиком, такую прекрасную и удивительную, похожую на огромный голубой шар. Любовь и нежность переполняли Солнце. Его лучи согревали озябшую Землю так, что стали плавиться льды в морях и океанах. Но первыми оттаяли ветры — разлетелись по всей Земле. Они радостно свистели и улюлюкали на безлюдной пока планете. А Солнце, совсем забыв о боязни высоты, пошло на запад, чтобы обогреть свою планету со всех сторон. Прошли многие тысячи лет, прежде чем Мудрая Старая Комета смогла навестить знакомое Светило. Как поживает Ваша прекрасная планета? — спросила она. Солнце загадочно промолчало. Над Землёй занимался рассвет. Когда туманная дымка растаяла, Комета увидела синие реки, полные воды, моря и океаны, в каждом из которых отражалось Солнце, зелёные леса и цветущие луга. И каждый цветок тянулся к Солнцу, к его живительному теплу. За всю свою бесконечную долгую жизнь Мудрая Старая Комета не видела ничего прекраснее. На её морщинистом лице выступили слёзы. Солнце хотело осушить слёзы Кометы, но их становилось всё больше и больше. Горячие солнечные лучи превращали их в пар, который сметал с лица Кометы космическую пыль. « Я, кажется, помолодела!» — подумала Мудрая Старая Комета и тут увидела своё отражение в одном из океанов Земли. Что это? За ней тянулся длинный серебристый шлейф. Как красиво! — воскликнула она.- Спасибо, Солнышко! — и унеслась в далёкий космос, чтобы рассказать своим подругам обо всех этих чудесах. С тех пор нашу Солнечную систему часто посещают кометы. И каждая, становясь моложе, получает от Солнца подарок — длинный сияющий шлейф — в память о том, как когда-то давным-давно одна из комет помогла ему добрым советом. Ответь на вопросы и выполни задания. Найди утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста. Обведи нужную цифру. Мудрая Комета никогда в жизни не видела своего отражения. Шумные ветры навсегда остались дремать в глубоких расселинах скал. Мудрая Старая Комета получила в подарок от Солнца длинный шлейф. Солнце так и не смогло увидеть всю планету целиком. 2. Выпиши предложение, в котором есть доказательство того, что в те времена, о котрых рассказывается, людей ещё не было. 3. Давно ли Мудра Старая Комета дала Солнцу свой совет? Докажи свой ответ словами из текста. Почему наша планета так растрогала Мудрую Старую Комету, когда она увидела её во второй раз? Можно ли по комете узнать, побывала ли она уже в Солнечной системе? Отметь ответ ? в пустом квадрате. Объясни свой ответ ___________________________________________________ Автор называет Солнце разными словами, слово Солнце уже записано. Найди в тексте ещё 2 слова и запиши их. Каким словом можно заменить выделенное слово в предложении: «Ответило Солнце и отчаянно покраснело». Обведи нужную цифру: Тебе встретилось предложение: «И Добрая Старая Комета унеслась в далёкий космос, чтобы рассказать своим подругам обо всех этих чудесах». Напиши два примера того, о чём она могла рассказать. Текст называется «Добрый совет». Почему совет, который Комета дала Солнцу, можно назвать добрым? Составь и запиши план текста. Ты уже знаешь, что у слов бывает прямое и переносное значение. Найди словосочетание, в котором одно из слов употреблено в переносном значении, обведи нужную цифру: Объясни, в каком значении употреблено сочетание слов точка зрения в отрывке: «Вам только нужно поменять свою точку зрения . Правда, эта точка, называемая зенитом, находится довольно высоко, в самой середине неба. Но если однажды Вы её достигните, то страх высоты навсегда пройдёт». Какой частью речи является встретившееся в тексте слово светило? Какой другой частью речи может быть слово светило ? Придумай предложение, в котором оно будет этой частью речи. В тексте есть слова Земля . Напиши, когда в соответствии с правилами русского языка оно пишктся с заглавной буквы. Что в этом тексте совпадает с тем, что ты узнал на уроках «Окружающего мира»? Приведи два примера. Что в этом тексте не совпадает с тем, что ты узнал на уроках «Окружающего мира»? Приведи один пример. Вода может существовать в разных состояниях. Все ли они упоминаются в тексте? Ты помнишь, что Катя считает, что «Добрый совет» — это сказка, а Миша с ней не согласен. Кто же из них, по-твоему, прав? Приведи два объснения того, почему ты так думаешь? Комплексное задание «Минеральные соли» Алёна после школы рассказала маме, как на уроке они проделывали опыт по выделению из почвы минеральных солей. Мама заметила, что эти вещества есть не только в почве, но и в любом живом организме. Ещё она сказала, что всегда следит, чтобы её семья правильно питалась и получала все необходимые минеральные соли. Алёна решила проверить, всё ли правильно делает её мама. Вот что она узнала о минеральных солях. Всем живым организмам необходимы минеральные соли. Корни растений всасывают содержащиеся в почве растворы минеральных солей. Человек и животные получают их вместе с пищей или жидкостью. Какие же соли необходимы человеку для поддержания здоровья? Кровь человека красная, потому что в ней есть специальное вещество — гемоглобин, содержащее соли железа. При недостатке железа в пище существует риск возникновения малокровия. В крови есть ещё и поваренная соль, поэтому она немного солоноватая на вкус. Кости человека содержат соли кальция, а недостаток кальция может привести к разрушению зубов или плохому развитию скелета. А вот недостаток в организме солей магния может стать причиной ухудшения работы кишечника. При нормальном питании организм, как правило, получает достаточное количество различных минеральных солей. А вот поваренную соль необходимо добавлять в пищу. Овощи и фрукты ежедневно должны быть на нашем столе. Но иногда безобидное румяное яблочко или аппетитная веточка винограда могут быть чрезвычайно опасными! Если при выращивании растений в почву вносят излишки азотных удобрений, то в ней повышается содржание вредных для здоровья минеральных солей — нитратов. У свёклы нитраты скапливаются в основном в верхней части корнеплода, у моркови — в центральной жёлтой части, а у капусты — в кочерыжке. Оказавшись в организме человека, нитраты могут нарушать работу кровеносной системы. Они способствуют развитию вредных кишечных микроорганизмов, которые выделяют в организм человека ядовитые вещества. Содержание минеральных солей в продуктах питания Горох, курага, кукуруза, лук, шпинат Молоко, рыба, свёкла, фасоль, репа, редис Шампиньоны, бобы, шпанат, морковь Яблоки, абрикосы, соя, кабачки Ответь на вопросы и выполни задания. Какова цель текста «Берегись нитратов!»? Обведи цифру рядом с выбранным тобой ответом. Проинформировать о необходимости употреблять овощи и фрукты. Проинформировать о минеральных солях — нитратах. Предупредить об опасности нитратов в овощах и фруктах. Рассказать о неправильном внесении азотных удобрений. Дополни предложение. Обведи цифру рядом с выбранным тобой словом. Кровь человека красного цвета, так как в ней есть специальное вещество, содержащее соли: На осмотре стоматолог обнаружил у Алёны кариес и порекомендовал ей есть побольше определённых продуктов. Какие из приведённых ниже продуктов мог порекомендовать врач? Яблоки, курага, орехи Молоко, творог, рыба Помидоры, апельсины, хлеб Горох, орехи, изюм Алёна очень любит редиску. Но при неправильном выращивании в редиске могут скопиться вредные нитраты. Каким образом в организм Алёны вместе с редиской могут попадать нитраты? Дополни схему. ________ ? Почва ? _________ ? Организм Алёны Недостаток в организме некоторых минеральных солей может привести к различным нарушениям. Запиши в правом столбце таблицы, какие минеральные соли необходимы при данных нарушениях. Какие минеральные соли необходимы при данном нарушении? 1. Ухудшение работы кишечника 2. Плохой рост скелета Алёна делает салат из капусты с морковью и хочет по возможности избежать риска попадания в него нитратов. Какие части этих овощей она должна выбросить и не употреблять для салата? Запиши свой ответ. Источник ➤ Adblockdetector |