Metro: Туннельный синдром
О том, почему вселенная «Метро» именно такая, какая она есть
У постапокалиптики, как и у любого другого фантастического жанра, есть свои узнаваемые черты и характерные клише. Сегодня историями о радиации, мутантах и сталкерах никого не удивить. Их часто использовали в своих произведениях фантасты и антиутописты, и теперь постъядерная атрибутика прочно ассоциируется с байками о конце света. Вселенная «Метро» унаследовала большую часть этих жанровых штампов, Дмитрий Глуховский лишь местами отклонялся от привычной формулы. Созданный им мир традиционно пережил ядерную катастрофу, из-за которой люди создали новое общество. В данном случае — под землей, отгородившись от внешних опасностей гермоворотами и тоннами сырого грунта.
Сыны анархии
Многие постапокалиптические произведения исследуют схожие проблемы. Что станет с обществом после гибели цивилизации? Сможет ли человек адаптироваться к новым условиям? Не потеряет ли он людской облик, не одичает?
Большую часть времени герои Глуховского проводят внизу и лишь изредка совершают вылазки на поверхность. Выжившие поселились на станциях, метро разграничили на зоны и территории. Многие не разделяют политики чужих фракций и готовы перегрызть глотку едва ли не каждому встречному из-за различий в идеологии. «Метро» и тут следует заветам классики второй половины двадцатого века. Именно тогда и началась «новая волна» — направление, ознаменовавшее поиск новых решений в искусстве, вместе с которым пришла мода на пустоши и байкеров в кожанках.
Кино стало флагманом, двигателем прогресса. Свою зрелую форму постапокалиптика обрела именно на больших экранах. Знаковыми картинами стали «День, когда Земле пришел конец» Роджера Кормана и «На берегу» Стэнли Крамера. Фильм Крамера, повествовавший о гибели половины земного шара из-за ядерной войны, крутили во многих странах в День мира. Кино произвело мощное впечатление на комиссию Организации Объединенных Наций.
«Новая волна» продолжала свое шествие, и используемые приемы быстро проникли в книги, музыку и живопись. Например, знаменитая «Долина проклятий» Роджера Желязны написана именно в этот период. Это чуть ли не программный пункт постапокалиптики — на эту книгу равнялись, ею же вдохновлялись. По сюжету, Америка пережила ядерную катастрофу, а после распалась на штаты, объявившие себя автономными государствами. Бостон погибает: чума выкосила чуть ли не все население целиком. Лекарство есть, но находится оно в другом конце страны. Из-за аномальных ветров, приводящих в непригодность любую авиатехнику, по воздуху антидот доставить нельзя. Поэтому опасную миссию поручают Черту Таннеру, мотоциклисту-лихачу с темным прошлым, который соглашается на суицидальное задание ради амнистии.
Последний крестовый поход
Есть в «Метро» и свой святой Грааль — военный бункер Д6, единственное безопасное укрытие во всей подземной сети. По слухам, запасов пропитания в нем хватит на десятилетия вперед. Поэтому Д6 и стал причиной назревающей гражданской войны в Metro: Last Light. Грааль — суть полулегендарный, мифический предмет, сулящий всеобщее спасение, — частый гость в постапокалиптических произведениях. В Fallout 2 в качестве Грааля выступал ГЭКК — Генератор эдемских кущ компактный. ГЭКК должен был превратить иссушенную, потрескавшуюся землю Пустошей в оазис, где было бы вдоволь питьевой воды, а почва вновь стала плодородной.
В S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl роль священной чаши сыграл Монолит — исполнитель желаний, расположенный в самом сердце ЧАЭС. В финале игры Стрелок мог попросить для себя у гигантского кристалла что угодно, но был учтен и неэгоистичный выбор с исчезновением Зоны ради всеобщего блага (вы наверняка видели ролик, в котором охотник за артефактами стоит посреди поля, покрытого сочной ярко-зеленой травой).
Hit the road
Дорога — один из ведущих образов в постапокалиптике. Этот поджанр фантастики почти всегда подразумевает путешествие, герои никогда не сидят на месте. Недаром «новая волна» популяризовала байкеров, чей верный друг — мотоцикл, несущий своего ездока вперед по асфальтовой ленте.
Взгляните сами: на всех обложках трилогии «Безумный Макс» с Мэлом Гибсоном главный герой изображен на фоне пустынной дороги (а вторая часть и вовсе называется Road Warrior). То же и с «Книгой Илая», и с «Я — легенда». Впрочем, зачем далеко ходить? Каверы романов по вселенной «Метро» рисуют по тому же принципу: на передний план выносят персонажа книги, а за ним, чуть поодаль, виднеется раззявленная пасть туннеля метрополитена. Темные перегоны словно зовут вдаль. Каменные коридоры — местные дороги, артерии, пронизывающие организм подземки. Идти некуда, но идти нужно. Жизненно необходимо.
Не стоит забывать, что постапокалиптика любит переиначивать библейские притчи (посмотрите хотя бы на ту же «Книгу Илая», где весь сыр-бор произошел из-за единственной уцелевшей копии Библии), а дорога — уже сама по себе христианский символ. Часто жителям радиоактивных пустошей приходится колесить по диким землям в одиночестве (иногда — с собакой). Смысл прост: каждый сам влачит свой крест, а приключения героев многих фантастических книг иначе как испытанием, а то и истязанием, не назовешь. Кормак Маккарти, обладатель Пулитцеровской премии, в своем романе «Дорога» писал: «Когда мы все умрем, никого не останется, кроме смерти, да и ее дни будут сочтены. Она пойдет по дороге, а вокруг пусто, никого нет. Что ей тогда делать? Вот она и спросит: «Где все?» Так и будет…»
Постапокалиптический жанр многое заимствует у «дорожных романов», где все построено так, чтобы столкнуть персонажей на их пути с наибольшим количеством запоминающихся личностей. Тут важнее мелкие, локальные истории, нежели общий сюжет. В обеих частях Metro вас чуть ли не за ручку водят по станциям. По прихоти сценаристов вы прыгаете с ветки на ветку, попадаете из перегона в перегон, наблюдаете жизнь вокруг. Не зря у Артема столько попутчиков, он — извечный ведомый. В «Метро 2033» его поочередно сопровождают Мельник, Хантер, Бурбон и Хан. В Last Light 4A Games своего подхода не изменили. С главным героем бок о бок идут то снайпер Анна, то коммунист Павел, то снова Хан.
Все это делается с единственной целью — заставить вас оглядеться и дать прочувствовать упадническую атмосферу подземки со всех сторон. Обратите внимание, что большую часть времени в Metro не стреляешь (хотя, казалось бы), а наблюдаешь — за игрой детей, за танцующими девушками, за внутренним устройством станций, за переродившейся «Театральной», жители которой поддерживают статус культурной столицы метрополитена.
Ковбои против мутантов
Больше других на постапокалиптический жанр повлиял вестерн. Мы не будем углубляться в «теорию фронтира» и говорить о попытках воспитать в американцах покорителей неосвоенных земель. Если вам интересна эта тема, советуем обратиться к «Увы, Вавилон» Фрэнка Пэта и «Земля без людей» Джорджа Стюарта. Достаточно упомянуть, что в фильмах о постъядерной жизни режиссеры действительно некоторое время пытались воссоздать атмосферу колониальной Америки.
Но не одно лишь это роднит вестерн и постапокалиптику. Дикий Запад — уголок беззакония, предтеча того, во что в конечном итоге, по предсказаниям, превратится мир. Да, к городам были прикреплены шерифы, но преступников не останавливали ни надраенный значок, ни жадные до денег охотники за головами. Вот почему разработчики так любят пустоши — они как бы отсылают нас к пейзажам Дикого Запада.
В The Last of Us природа отвоевала свое. Там, где раньше высились небоскребы, теперь колышется высокая трава и царит угнетающее запустение. Мир отныне не только напоминает джунгли внешне, но и живет по их правилам: тот, кто не в силах показать зубы, будет разорван на клочки. В новой Америке людьми руководит лишь инстинкт выживания, заставляющий забыть о цивилизованных методах решения проблем. Сначала стреляй, потом — думай. Чем не руководство для ковбоев XIX века? Какие времена, такие и нравы.
В книгах Глуховского люди так не деградировали, но уже близки к этому. В денежном обороте подземки крутятся не крышечки из-под Nuka-Cola, как в Fallout, а патроны, что уже говорит о многом. В романе «Метро 2033» мать за деньги сдавала своего сына педофилам, а в одном из самых запоминающихся эпизодов Last Light — сцене побега из лагеря фашистов — нам сначала демонстрируют то, как фрицы убивают пленника за малейшее несоответствие пропорциям арийца (они буквально измеряют череп бедняги линейкой, сверяя с золотым стандартом, — чем не френология?), а затем шокируют обилием трупов в газовой камере. Что тут сказать — декаданс!
«Метро 2033» едва ли претендует на оригинальность — все-таки в основу произведения заложена привычная структура и архетипы, — но ни книжной, ни игровой вселенной это не нужно. Главное, что Глуховский сумел создать мир, за жизнью которого интересно наблюдать, а у 4A Games получилось достойно запечатлеть его в интерактивном формате.
Источник
«Вселенная Метро 2033» вновь уходит на заморозку
Это не первоапрельский розыгрыш, но если вы сочтёте данное объявление шуткой, ничего страшного, мы так и задумывали.
На самом деле решение о заморозке «Вселенной…» принято ещё прошлой осенью, о намерении приостановить выпуск новых книг Дмитрий Глуховский неоднократно заявлял на различных площадках, в том числе в февральском интервью «Авторадио».
Серия пережила одну полугодовую заморозку в 2016–2017 гг., однако новая будет от неё отличаться. Во-первых, она не будет столь резкой, как предыдущая. Крайней книгой станут «Свидетели Чистилища», выход назначен на май этого года. Ожидаемый в этом месяце «Крысиный король» также никуда не девается.
Во-вторых, пока нет ясности, не приведёт ли заморозка к окончательному закрытию проекта. Ситуация может измениться как в лучшую, так и в худшую сторону. Время покажет. И ваш интерес к вселенной — тем более!
Заморозка «Вселенной Метро 2033» не повлияет на выпуск «Большой энциклопедии Метро 2033», первый том прибудет или параллельно со «Свидетелями Чистилища», или немного позднее. Также в ближайшие месяцы издательство готовится издать «Пост» Дмитрия Глуховского в бумажном виде, как это уже сделали Болгария, Венгрия и Польша. Он хоть и не относится к миру Метро, безусловно будет интересен поклонникам его создателя и жанра постапокалиптики в целом, особенно тем, кто не слишком приемлет доступные ныне аудио- и цифровой форматы.
Надеемся, что теперь все любители «Вселенной» смогут прочитать (и разобрать здесь, в Метропедии) как можно больше книг серии, на которые раньше не было времени, и редакция вместе с Дмитрием убедятся, что «зелёный свет» дальнейшему исследованию постъядерной Земли действительно стоит дать!
Источник
Что нужно знать новичкам о мире Metro Exodus — третья мировая война, пост-ядерная Россия, группировки и мутанты
Созданная Дмитрием Глуховским вселенная развернулась на поле трех официальных книг, а если учитывать еще и работы сторонних авторов, то даже десятков. К тому же есть игровая дилогия Metro 2033 и Last Light. И чтобы в полной мере понять новую игру 4A Games, все это стоит прочитать и пройти. В этом материале мы собрали всю информацию, которую необходимо знать перед тем, как играть в Metro Exodus.
Война без победителя
Мировой ядерный конфликт, Катастрофа, Атака, Великая Скорбь, Судный день, Катаклизм, Последняя мировая война — все эти жуткие названия даны главному событию во вселенной «Метро». Произошло оно 6 июля 2013 года и если хотя бы одно государство пережило удары десятков тысяч ядерных боеголовок, то наверняка назвало его Третьей мировой войной.
Точные причины войны неизвестны, но есть несколько версий, которых придерживаются немногие выжившие. Согласно самой популярной теории, искрой для начала ядерных бомбардировок стал конфликт Израиля и Ирана. В 2013 году остро обсуждался вопрос ядерного разоружения Ирана, правительство которого издавна угрожало существованию Израиля.
Вот только если в реальности конфликт удалось «заморозить», пусть даже он идет до сих пор в вялотекущей форме, то во вселенной Дмитрия Глуховского, как можно предположить, превентивный ядерный удар Израиля по Ирану спровоцировал мировую войну: к Ирану присоединяется Пакистан, к Израилю — Индия, которая враждует с Пакистаном.
Скоро к сторонам конфликта присоединились и другие страны мирового сообщества. Блок НАТО и США вступились за Израиль, а Россия и Китай — за коалицию Ирана и Пакистана. Мир поделился на два лагеря, по периферийным государствам были нанесены первые ядерные удары. Уже тогда стало ясно, что в войне не будет победителей.
Последствия ядерной войны
Увы, придумать научное название ядерной войне и объявить себя победителем оказалось некому — буквально за три дня практически все человечество было уничтожено. Ядерные удары превратили четверть земли в зияющие котлованы, а все крупные города — в руины. Почти вся остальная территория была отравлена радиацией, привычная жизнь на планете угасла.
Война стала отправной точкой для глобальных перемен в климате и географии планеты из-за изменения направлений воздушных потоков. Пустыни на севере Африки стали непроходимыми джунглями, Средиземное море частично покрылось льдом. Меньше всего повезло Западной Европе и всем прилегающим районам — там началась бесконечная ядерная зима.
Некоторым странам в Южной Америке, Азии и Африке удалось избежать падения бомб, но даже те из них, что смогли совладать с повсеместным радиоактивным заражением, стали жертвой анархии и мародерства, после чего быстро распались. Точное количество выживших людей на планете неизвестно, но понятно, что оно продолжило снижаться уже после войны.
Пост-апокалиптическая Россия
Являясь одним из активных участников войны и обладая огромным ядерным потенциалом, Россия не могла не пострадать от массированной бомбардировки. Несмотря на наличие сил ПВО, количество упавших бомб поставило крест на жизнях почти 140 миллионов человек. Крупные города уничтожены, выжившие смогли укрыться в бункерах и бомбоубежищах. И, конечно, в метро.
Эти события показаны в кинематографическом трейлере Metro 2033:
Из-за стремительного развития событий эвакуации не состоялось, жители Москвы стихийно ринулись в метрополитен, стараясь забраться под землю, чтобы избежать радиации. По примерным подсчетам в московском «подземке» нашли пристанище 50 тысяч человек. Число беженцев было таким большим, что многие станции были переполнены.
В последующие несколько лет люди обустраивались на новом месте. Остро стоял вопрос снабжения, начали вспыхивать первые конфликты. В основном люди боролись за доступ к довоенным подземным хранилищам с едой и оружием, а также за наиболее ценные станции метрополитена — те, что крупнее остальных или лучше подходят для обороны от неприятеля.
Валютой подземной Москвы стали самые обычные патроны калибра 5.45, которые используются в наиболее распространенных моделях автомата Калашникова. Полная опасности жизнь в Метро сделала свое дело — люди начали ценить прежде всего то, что спасает их от бандитов и мутантов.
В те первые годы метро не могло прокормить столько людей, поэтому многие вчерашние беженцы то и дело прибегали к криминалу и мародерству. Для защиты «цивилизованных» станций начали формироваться вооруженные отряды. Постепенно начали появляться первые организованные сообщества, альянсы станций и даже мини-государства.
Организации Метро
Оказавшись в суровых условиях на грани выживания, москвичи начали объединяться по самым разным признакам. Кто-то искал товарищей для вылазок за припасами для родных, кто-то искал идеологических союзников, кому-то понравилась идея объединения метро под одним флагом, а кто-то просто прибивался к крупным бандитским группировкам.
За долгие годы в Метро появилось и распалось множество организаций самого разного толка. Многие из них были поглощены более удачливыми или решительными сообществами, другие были уничтожены мутантами. Иногда станции просто вымирали от голода и холода. Далее будут приведены наиболее известные организации во вселенной «Метро».
Красная Линия — сообщество бывших комсомольцев, ветеранов войны и представителей пролетариата и даже выживших членов партийного руководства. Нет ничего удивительного в том, что после ядерной войны все они хотели восстановить СССР. Грандиозный план заключался в том, чтобы объединить все станции Сокольнической линии, а затем разжечь огонь революции на всему Метро.
Ганза — изначально просто торговое содружество станций Кольцевой линии, а впоследствии самое большое государство московского метрополитена. Благодаря выгодному расположению, торговцы ганзейского союза могли быстро доставлять товары в необходимые места. Ганза является одним из ключевых инициаторов антикоммунистического союза Метро.
Полис — объединение четырех крупных станций в примерно в центре метрополитена. Несмотря на свой малый размер, оно почти не участвует в конфликтах с другими группировками. Причина в том, что активисты Полиса придерживаются меритократических и гуманистических взглядов, собирая довоенные знания и сохраняя найденные на поверхности книги.
Орден «Спарта» — после двухлетней гражданской войны в Метро группа профессиональных военных решила защищать мирных жителей от мутантов, бандитов и каннибалов. Состоит в хороших отношениях с Полисом и даже использует его инфраструктуру для размещения своих солдат. Впоследствии орден стал насчитывать примерно две сотни бойцов и принял на себя роль миротворческих сил.
Четвертый Рейх — состоит из сторонников националистической идеологии, а также всех, кто по тем или иным причинам проявляет расистские взгляды. С самого основания враждует с Красной Линией. На станциях Рейха царит жестокий режим, а вся экономика и производство так или иначе направлено на милитаризм.
Мутанты Метро
Через некоторое вроде после катастрофы на зараженной поверхности появилась новая жизнь. Некоторые животные мутировали, став опасными кровожадными монстрами. А где искать добычу, кроме как в под землей, где укрылись остатки населения Москвы? Многие из приведенных ниже мутантов встречаются и в Metro Exodus.
Страж — самый распространенный мутант пост-ядерной России. Неизвестно, от какого именно животного эти существа произошли. Многие считают, что от кошек или собак. Так или иначе, Стражи представляют собой крупных зверей, наделенных хитростью и острым стайным инстинктом. Стражи выживают в любых условиях и постоянно докучают жителям Метро.
Кикимора — по мнению некоторых это просто подвид Стражей, но все указывает на то, что это отдельный вид, произошедший от крыс. Кикиморы — падальщики, обитающие в подземельях Москвы и промышляющие в основном пожиранием трупов. В группе представляют опасность даже для хорошо вооруженного человека, но по одиночке эти монстры нападают редко.
Демон — крупное летающие существо, издалека напоминающее летучую мышь. По тому, что у некоторых демонов есть ключ, можно предположить, что они произошли от птиц. Этот мутант обитает только на поверхности, где питается по большей части Стражами и другими мутантами. Нападает стремительно, поднимая жертву в воздух и сбрасывая ее с большой высоты.
Приезжие — человекоподобные существа, некогда бывшие людьми, которые не смогли найти убежища от ядерного апокалипсиса. Свое прозвище получили в связи с тем, что чаще всего встречаются в окрестностях Павелецкого вокзала, но иногда также именуются Химерами. Приезжих в Metro Exodus можно встретить далеко за пределами Москвы.
Паук — обитатели самых глухих подземелий, в которых нет источников света. Обладают крайне крепкими хитиновыми панцирями и нападают всем скопом, буквально разрывая жертв на куски. К счастью, они не нападают на населенные станции, потому что не переносят свет.
Краткая предыстория Metro Exodus
Главный герой игры — один из жителей «подземки» по имени Артем Сухой. Он родился в Москве в 2009 году и был еще ребенком, когда произошла война. В первый год после нее проживал с матерью на станции «Тимирязевская», потом, уже будучи сиротой, перебрался на ВДНХ вместе с дозорным про прозвищу Сухой.
За те двадцать лет, что Артем прожил в Метро, произошло много разных событий, о которых можно узнать из книг Дмитрия Глуховского, а также из игр студии 4A Games. Первым по-настоящему серьезным испытанием в его жизни стало нашествие так называемых Черных — гуманоидных существ, предположительно мутантов, с экстрасенсорными способностями.
Чтобы защитить родную станцию от Черных, Артем отправился в длинное путешествие по московскому метрополитену, в ходе которого познакомился с многими будущими союзниками и столкнулся с множеством опасностей. В результате ему удалось уничтожить гнездо Черных, но победа над этими странными существами его не особо обрадовала.
Через некоторое время он присоединился к отряду Мельника — одного из лидеров «Спарты». Артем помог бойцам Мельника захватить правительственный бункер Д-6, обладание которым значительно усилило Орден. Бойцам Мельника не раз приходилось сражаться с другими группировками Метро, защищая Д-6.
На протяжении всего этого времени жители метрополитена не покидали пределов города, считая, что вся территория России уничтожена ядерными бомбами. Это мнение подтверждалось высоким радиационным фоном, а также полным отсутствием каких-либо сигналов извне. Ни одному жителю Метро не удавалось получить или отправить радиосообщение во внешний мир. Однако в самом начале Metro Exodus выясняется, что все гораздо сложнее.
Источник