План-конспект урока русского языка «Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте»
Русский язык, 7 класс
План-конспект урока русского языка «Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте»
Цел и: познакомить учащихся с деепричастным оборотом; формировать умения находить его в тексте; обособлять, графически обозначать деепричастные обороты.
I. Организационный момент.
II. Работа с тестами домашнего задания.
III. Объяснение новой темы.
1. На доске записано предложение.
Читая хорошие книги, мы должны зорко следить за тем, как обращается с языком тот или иной писатель. (В. Инбер.)
– Найдите деепричастие в этом предложении.
– Отметьте формообразующий суффикс.
– К какому глаголу-сказуемому относится данное деепричастие?
– Есть ли у деепричастия зависимые слова?
Выписать на доске и в тетрадя х:
– Вспомните определение причастного оборота. Какой вывод можно сделать, говоря о деепричастии с зависимыми словами?
– Как на письме выделяется деепричастный оборот?
2. Чтение материала п. 27 (с. 78).
3. Выполнение упражнения 162 (устно).
Указать глаголы с относящимися к ним деепричастными оборотами.
4. Конструирование предложени й.
– Читая хорошие книги, мы учимся жить, познаем окружающий нас мир. Записи путешественника, ученого, писателя А. М. Пржевальского познакомят нас с Уссурийским краем.
Перепишите предложения из книги «Путешествие в Уссурийском крае», образуя от данных в скобках глаголов деепричастия; графически обозначьте деепричастия и деепричастные обороты.
1) Чуть свет я вставал и, наскоро (напиться) чаю, пускался в путь.
2) (Выбрать) где-нибудь сухой песчаный берег, я приказывал лодке причалить к нему.
3) Большими спиральными кругами начал спускаться он [орлан] из-под облаков и, (сесть) спокойно на землю, тотчас унял спор и драку между воронами, принявшись сам доедать остаток рыбы.
4) Обиженные вороны сидели вокруг, каркали, не (сметь) подступить к суровому царю, и только изредка урывали сзади небольшие кусочки.
5) Ночью горящие палы представляют собой великолепную картину. (Извиваться) змеею, бежит огненная струя и вдруг (встречать) массы более сухой и высокой травы, вспыхивает ярким пламенем и опять движется далее узкой лентой.
6) (Подняться) с восходом солнца и (указать) направление, по которому нужно идти, мы отправились с товарищем вперед.
5. Чтение материала учебника (с. 78) об обособлении деепричастий и деепричастных оборотов.
6. Запись в тетрадях положений, когда деепричастные обороты не обособляются.
Не обособляются, если:
1) оборот (обычно со значением обстоятельства образа действия) тесно связан по содержанию со сказуемым и образует смысловой центр высказывания:
2) оборот представляет устойчивое сочетание:
3) однородные наречия и деепричастия с союзом и :
слушал внимательно и не прерывая говорящего.
1. Выполнение упражнения 165.
Графически обозначьте деепричастные обороты.
2. Комментированное письм о.
Гепард вышел не спеша и сразу подошел к поёнке. Долго и жадно лакал воду, не притронувшись к мясу, не обнюхав новое помещение, улегся в самый дальний угол клетки. Мне показалось это странным. Обычно зверь прежде всего знакомится с новым местом, а этот сразу лег. Уж не болен ли он? К сожалению, мои опасения оказались не напрасны. Когда утром пришел служитель, гепард продолжал лежать на прежнем месте, а мясо так и осталось нетронутым.
– Объясните постановку знаков препинания.
– Графически обозначьте деепричастные обороты.
– С какими частями речи употребляется в этом тексте частица не ?
– Объясните написание не .
3. Тест (предложения взяты из материалов ЕГЭ за 2015-2016 гг.) проецируется на экран или, распечатанный, лежит перед каждым учеником.
– Выберите верные варианты постановки знаков препинания.
1) Раздетый лес (1) потемнел (2) просматриваясь насквозь.
2) Жизнь устроена так дьявольски (1) что (2) не умея ненавидеть (3) невозможно искренне любить.
3) Не стойте на месте (1) а (2) преодолевая одну трудность за другой (3) всегда стремитесь вперед.
4) То нежданно-негаданно (1) за ночь снег насыплет по щиколотку (2) глубоко и прочно ложась на стылую землю.
5) Сосна (1) погибая в схватке с бурей (2) напоминает мужественного солдата (3) павшего в атаке (4) от рук врага.
6) Любуясь на цветущую черемуху (1) сам невольно начинаешь улыбаться.
7) Старые дубы (1) отрясли жухлую ветошь (2) обнажив корявые сучья (3) раскидали желуди на загрубелую землю.
8) Птицы (1) отражаясь (2) в неподвижном зеркале воды (3) чинно идут друг за дружкой.
9) Сосна (1) обессилев от шквального ветра (2) плавно раскачивается (3) наклоняясь все ниже и ниже к земле.
4. Выполнение упражнения 166.
V. Подведение итогов урока.
– Как на письме выделяется деепричастный оборот?
– Когда деепричастные обороты не обособляются? Приведите примеры.
Домашнее задание: п. 27 (стр. 77–80), упражнения 167, 168.
Источник
Разработка урока по теме «Деепричастный оборот» (ПТТМСО)
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) по теме
Разработка урока русского языка по ПТТМСО по теме «Деепричастный оборот» , проведённого в 7 классе с казахским языком обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_po_teme.docx | 53.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по теме «Деепричастный оборот» (ПТТМСО)
Тема: Деепричастный оборот
Цель: формирование понятия о деепричастном обороте. Выработка навыка находить деепричастный оборот и умение правильно ставить знаки препинания при нем.
Ι этап. Актуализация
1 . Деепричастие – это__________________________________________________________
особая неизменяемая форма глагола, обозначающая добавочное действие.
2. На какие вопросы отвечает деепричастие? ______________________________________
Что делая? Что сделав?
3. Деепричастия несовершенного вида образуются от _______________________________
основы глагола несовершенного вида с помощью суффиксов -а, -я
4. Деепричастия совершенного вида образуются от _________________________________
основы глагола совершенного вида с помощью суффиксов -в ,-вши, -ши
5. Каковы признаки деепричастия?________________________________________________
вид, возвратность, неизменяемость.
ΙΙ этап. Самостоятельное усвоение новой темы.
1. Рассмотрите схему.
2. Прочитайте правило.
Деепричастие с зависимыми словами – деепричастный оборот. В предложении деепричастные обороты бывают обстоятельствами. На письме они обособляются запятыми. Н а п р и м е р:
Пропев до конца песню , раненые начали петь ее сначала.
Голубь, увидя детей , взлетел вверх.
Он что-то писал, наклонив голову .
Не обособляются деепричастные обороты – устойчивые выражения: засучив рукава, сломя голову, не покладая рук . Н а п р и м е р: Он бежал сломя голову.
3. Расставьте в предложениях знаки препинания, подчеркните деепричастные обороты.
1) Журавли плыли купаясь в голубизне неба плыли кружась на плавно колышущихся крыльях перекликаясь то сдержанно то многоголосо. 2) Ветер задувал сильнее поднимая в воздух сухие листья. 3) Нарезвившись напившись и накупавшись воробьи рассаживались на проводах электролинии. 4) Ветер шуршал переворачивая зелёные подсолнечные листья.
1) Журавли плыли , купаясь в голубизне неба , плыли, кружась на плавно колышущихся крыльях, перекликаясь то сдержанно, то многоголосо . 2) Ветер задувал сильнее , поднимая в воздух сухие листья . 3) Нарезвившись, напившись и накупавшись, воробьи рассаживались на проводах электролинии. 4) Ветер шуршал , переворачивая зелёные подсолнечные листья.
4. Укажите верное утверждение.
1) деепричастия похожи на прилагательные;
2) деепричастный оборот имеет при себе зависимые слова;
3) деепричастия могут быть настоящего и прошедшего времени;
4) деепричастия изменяются по родам, числам и падежам;
5) деепричастный оборот на письме выделяется запятыми.
6) деепричастие имеет признаки глагола.
ΙΙΙ этап. Уровневые задания.
Ι уровень (5 баллов)
1. Деепричастие с зависимыми словами называется ________________________________
2. Деепричастные обороты в предложении бывают __________________________________
3. Деепричастные обороты обособляются на письме_______________________________
4. Не обособляются деепричастные обороты — _____________________________________
5. Прочитайте текст.
Вот, неустанно подпрыгивая, кувыркаясь, выкатывается на опушку леса большой рыжий медведь и, теряя клочья огненной шерсти, лезет, точно за мёдом, по стволу вверх, а достигнув кроны, обнимает ветви её мохнатым объятием багровых лап, качается на них, осыпая хвою дождём золотых искр… (М.Горький)
— Подчеркните грамматическую основу.
— Сколько в этом предложении основных действий? Сколько – добавочных? Прочитайте предложения без деепричастий и деепричастных оборотов. Что при этом исчезает?
Вот, неустанно подпрыгивая, кувыркаясь, выкатывается на опушку леса большой рыжий медведь и, теряя клочья огненной шерсти, лезет, точно за мёдом, по стволу вверх, а достигнув кроны, обнимает ветви её мохнатым объятием багровых лап, качается на них, осыпая хвою дождём золотых искр… (М.Горький)
В этом предложении 4 основных действия, 5 добавочных действий. Без деепричастных оборотов предложение теряет динамичность, выразительность; автор с помощью деепричастий живописно описал действия медведя.
ΙΙ уровень (+4 балла)
6. Перепишите, образуя от данных глаголов деепричастия соответствующего вида и расставляя знаки препинания. Объясните пунктуацию при деепричастных оборотах.
1) Чуть свет я вставал и наскоро ( напиться) чаю пускался в путь. 2) ( Оставить) деревню Никольскую я поплыл вниз по реке. 3) (Подняться ) с восходом солнца и ( указать) направление по которому нужно идти мы отправились с товарищем вперёд. 4) Он шёл не ( торопиться ) твёрдо ( ударить ) ногами в землю. 5) Волны от парохода бесшумно убегали вдаль (покачивать) куски сосновой коры. 6) Люда засмеялась (глядеть) широко открытыми глазами на огни пароходов.
1) Чуть свет я вставал и, наскоро напившись чаю, пускался в путь. 2) Оставив деревню Никольскую, я поплыл вниз по реке. 3) Поднявшись с восходом солнца и указав направление, по которому нужно идти, мы отправились с товарищем вперёд. 4) Он шёл не торопясь, твёрдо ударяя ногами в землю. 5) Волны от парохода бесшумно убегали вдаль, покачивая куски сосновой коры. 6) Люда засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов.
ΙΙΙ уровень (9+3=12 баллов)
7. Перед вами отрывки стихотворений А.С.Пушкина. Понаблюдайте за тем, какую роль играют деепричастия в каждом стихотворном отрывке. Заполните 2 и 3 графу таблицы.
Деепричастие
с основным глаголом
Морфологические признаки деепричастия
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Кроет, крутя.
(Помогает создать динамичную картину)
крутя — несов. вид.
3има. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью, как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
“Зима.
Крестьянин, торжествуя”
снег почуя, плетется;
(Помогают создать динамичную картину)
торжествуя – несов. вид, неизм.ф.
почуя – несов. вид, неизм.ф.
взрывая – несов. вид, неизм.ф
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
(При помощи деепричастия картинка, созданная поэтом, как бы оживает, детализируется)
блестя – несов. в., неизм. ф.
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
(Помогает создать динамичную картину).
скользя – несов. в., неизм. ф
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания.
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема «Право». Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме «Почему организмы совершают движения? «.Методическая разработка урока с поэтап.
Разработка урока по теме «Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта.
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник «Химия 10» О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник «Химия 1.
Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч.
Источник
Синтаксический разбор предложения в тексте
Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.
Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.
Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.
Символов в тексте
- Показать все 9
- Глагол в личной форме 1
- Существительное 3
- Предлог 1
- Наречие 1
- Союз 1
- Инфинитив 1
- Прилагательное 1
Слово может быть разобрано в 4-х вариантах
Характеристика предложения
По цели высказывания |
---|
По интонации (по эмоциональной окраске) |
По количеству грамматических основ |
По количеству главных членов предложения |
По наличию второстепенных членов |
— |
О инструменте
После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора предложения. Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.
Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.
Какой вариант разбора выбрать?
Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.
Для этого вам помогут морфологические признаки слова, чтобы их увидеть наведите на слово и в раскрывающемся меню выберите «Все характеристики».
Часть речи сверху слова
Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.
Источник