Меню

Поэт солнце xix века

Александр Сергеевич Пушкин — солнце русской поэзии.

Александр Сергеевич Пушкин — солнце русской поэзии.

Скачать:

Вложение Размер
a.s.pushkin.docx 15.31 КБ

Предварительный просмотр:

Александр Сергеевич Пушкин — солнце русской поэзии.

Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Ещё при жизни его называли « солнцем русской поэзии». Прошло больше ста лет , как погиб поэт , а наша любовь к нему всё так же крепка, стихи его становятся нам ближе , дороже и нужнее. И мы можем добавить к словам Пушкина ещё одно слово и сказать: «Пушкин—незаходящее солнце русской поэзии».

Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льётся свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством , выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и всё же не переставал изучать его всю жизнь.

У Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Родионовна Матвеева. « Подруга дней моих суровых»- называл её поэт. У неё он с малых лет учился чистому народному языку. От неё он впервые услышал замечательные русские сказки.

В селе Михайловском, куда Пушкин был сослан по приказу царя, он вплотную столкнулся с жизнью деревни, узнал её, полюбил её песни, басни и сказки. Он часто бывал на ярмарках, ходил в толпе крестьян, заводил беседы с ямщиками, со странниками, записывал все меткие слова и выражения, запоминал песни слепцов—старинные и грозные песни о горькой народной доле.

В длинные зимние вечера в ветхом доме в Михайловском Арина Родионовна, как и в детстве, рассказывала поэту сказки. Валил снег, пел ветер в печных трубах, жужжало веретено—и сказочный народный мир расцветал вокруг Пушкина.

Поэт, брызгая гусиным пером, торопливо записывал нянины сказки. «Что за прелесть эти сказки!— говорил он.— Каждая есть поэма». Под его лёгким и быстрым пером некоторые из этих сказок превращались в свободные и певучие стихи, чтобы разойтись по всей стране, по всему миру, обрадовать людей и открыть им неистощимые и удивительные богатства русской поэзии.

Пушкин перенёс в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу — белку. И вместе с народом в своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрых и невежественных бояр.

СказкиПушкина не похожи одна на другую. Так, а «Сказке о попе и работнике его Балде» Пушкин изумительно тонко передает народную грубоватую насмешку над сытыми бездельниками и любителями пользоваться чужим трудом на даровщинку. С такой же, только более легкой, усмешкой говорит о жадной и сумасбродной, зазнавшейся старухе в «Сказке о рыбаке и рыбке».

Другие сказки сродни народным песням. Нас пленяют напевность и легкость стиха. Они звучат как музыка. Неудивительно, что именно эти сказки вдохновили композитора Римского-Корсакова на создание дивных опер, как «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом Петушке»

Каждый, кто прочтёт сказки впервые, будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне.

Пушкин оставил нам не только эти изумительные сказки, но еще много звучных и сильных стихотворений, поэм, рассказов и повестей.

Имя Пушкина никогда не забудется: он всегда снами, наш живой, любимый, наш великий Пушкин!

Выполнила ученица 6 класса Маметьевской ОООШ Альметьевского района, Республики Татарсан

Источник

Конспект урока по окружающему миру «Искусство России XIX века. Солнце русской поэзии – Александр Сергеевич Пушкин», 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Урок по УМК «Начальная школа XXI века»

Скачать:

Вложение Размер
uroki.doc 71 КБ

Предварительный просмотр:

конспект урока в 4 классе

Тема: «Искусство России XIX века.

Солнце русской поэзии – Александр Сергеевич Пушкин»

формирование знаний учащихся о жизни и творчестве А.С.Пушкина, о роли его в русской литературе

развивать речь, память, мышление и воображение детей;

прививать художественно-эстетический вкус;

воспитывать любовь к литературному творчеству отечественных поэтов и писателей

учебник «Окружающий мир» для 4 класса, авт. Н. Ф. Виноградова, Г.С. Калинова;

рабочая тетрадь «Учимся познавать мир», № 2, авт. Н. Ф. Виноградова;

ноутбук, проектор, экран;

презентация «Солнце русской поэзии – Александр Сергеевич Пушкин»;

репродукция картины Н.И.Аргунова «Портрет Жемчуговой»;

карточки для групповой работы

Предлагает учащимся проверить, все ли готовы к уроку.

Прозвенел сейчас звонок.

Начинаем наш урок.

Проверяют готовность к уроку

II. Актуализация знаний учащихся

1. Просит ответить на вопросы:

— Какую тему мы изучаем?

— О каком виде искусства мы говорили на прошлом уроке?

-По чьему указу, в каком году был открыт государственный публичный театр?

-Чем отличался публичный театр от театра придворного?

2. Предлагает поработать с контурной картой в рабочей тетради.

-Отметьте на карте в рабочей тетради города России, в которых были театры.

Отвечают на вопросы учителя.

Работают самостоятельно с контурной картой.

III. Проверка домашнего задания

1. Просит рассказать о крепостном театре графа Шереметьева.

2. Предлагает послушать сообщение о Прасковье Жемчуговой.

3. Демонстрирует репродукцию «Портрета Жемчуговой» Н.И.Аргунова.

Организует групповую работу по составлению словесного портрета актрисы.

4. Сообщает учащимся:

-В начале XIX века в с. Княжое в имении своего мужа проживала известная писательница Елизавета Никитична Яблочкова, урожденная Бегичева, состоявшая в переписке с А.С. Грибоедовым. Здесь она содержала крепостной театр, пользовавшийся известностью далеко за пределами округи.

Рассказывают о кусковском театре и о крепостной актрисе Прасковье Жемчуговой.

Работают в группах. Составляют словесный портрет Жемчуговой, используя слова на карточках: красивая, очаровательная, богато одетая, с нежными чертами лица, черноволосая

IV.Постановка учебной задачи

-Сегодня на уроке мы начнем знакомство с искусством России XIX века.

V. Формирование новых знаний

1. Задает вопрос:

— XIX век называют «золотым веком» русской культуры. Как вы думаете, почему?

-Сравните свои ответы с текстом учебника.

Слайд 1. Портрет Пушкина. О. А. Кипренский.

И на вопрос «Кто ваш поэт?»

В строенье ль каменном, в избушке,

Один у русского ответ –

Он, улыбнувшись, скажет: «Пушкин».

–Пушкин входит в жизнь каждого человека с детских лет и становится надежным другом, интересным собеседником, мудрым советником на протяжении всей нашей жизни. Трудно найти человека, который не знал бы и не любил замечательные произведения этого великого русского поэта. Еще при жизни его называли «незаходящим солнцем русской поэзии». В этом году весь мир будет отмечать 210-летний юбилей поэта. Сегодня мы соприкоснемся с жизнью великого русского поэта, познакомимся с некоторыми страницами его биографии и его творчества.

3. Проводит поэтическую минутку.

-Какое произведение Пушкина нравится вам больше всего?

4. Демонстрирует презентацию «Солнце русской поэзии – А. С. Пушкин» и ведет рассказ.

Слайд 2. Пушкин-ребёнок. Неизвестный художник.

-26 мая (6 июня) 1799 г. на одной из окраинных улочек Москвы, в Немецкой слободе (ныне ул. Баумана), «во дворе коллежского регистратора Ивана Васильевича Скворцова у жильца его майора Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр», — гласит запись в метрической церковной книге — первый документ, связанный с жизнью великого поэта.

Слайд 3. Родители А.С.Пушкина

— Родители поэта были образованные, одаренные люди, интересующиеся литературой и театром.

Отец, Сергей Львович Пушкин, отставной военный, был старинного рода, но не богат и не очень удачлив в службе и чинах. Он был что называется, «светский человек», острослов, страстный любитель поэзии, «нрава пылкого и до крайности раздражительного».

Мать Пушкина, Надежда Осиповна, была красива, пользовалась успехом. Характер имела самый неровный, с резкими сменами настроений- то гневалась так, что не только прислуга, но и дети и муж старались не попадаться на глаза, то впадала в черную меланхолию, то вдруг снова становилась ласковой и оживленной.

Слайд 4. А.П.Ганнибал, прадед А.С. Пушкина

Портрет неизвестного художника

— Мать поэта была внучкой абиссинца Ганнибала, одного из сподвижников Петра I, поэтому Пушкин внешне так похож на эфиопа.

Слайд 5. Сестра и брат Пушкина.

В семье Пушкина было 5 детей. В живых остались трое: старшая дочь Ольга, два сына — Александр и Лёва. Мать больше любила младшего сына Льва. Александр же рос молчаливым и замкнутым. Он чаще раздражал матушку и призывался обычно после очередной шалости на расправу. Мать раздражало все: упрямство мальчика, его неповоротливость, привычка грызть ногти и, главное, его непохожесть на других детей, его непонятная сложность.

Слайд 6. Арина Родионовна, няня А.С. Пушкина

Барельеф на кости

Но были две женщины в доме Пушкиных, которые стали самыми близкими его сердцу людьми, — это няня Арина Родионовна, крепостная крестьянка, отпущенная на волю, но не пожелавшая уйти от господ, вынянчившая их детей, а потом и внуков, и бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, которая, была ума светлого и по своему времени образованного; говорила и писала прекрасным русским языком. Это они спешили утешить и приласкать мальчика, познакомили с прекрасным миром поэтического народного вымысла. Многие рассказы Пушкин записывал, а затем использовал их сюжеты в своих сказках.

Воспитывали мальчика, как и всех детей его круга, французские гувернантки и гувернеры, жившие в доме. Бабушка выучила его читать и писать по-русски; учили его и танцам, возили на детские балы.

Но главным источником знаний уже и в эти годы были книги. Читал Александр много и жадно, часто забирался в кабинет отца и читал книги. Пушкин рано начал пробовать свои силы в поэтическом творчестве. Уже в 8 лет сочинял маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей.

Слайд 7. Лицей в Царском Селе.

-Детство А.С.Пушкина прошло в Москве, а юность – в Петербурге. В 1811г. Пушкин поступил в Лицей в Царском Селе. Здесь он нашел друзей, здесь пришла к нему слава.

Слайд 8. И.К. Айвазовский. Прощание А.С. Пушкина с морем.

Прошли годы. Александр Сергеевич стал знаменитым поэтом. Он написал о свободе и вольности, мечтал о том времени, когда угнетенный народ будет освобожден. За это царь сослал его в ссылку, сначала на юг, в Молдавию, потом – в Крым, а затем в глухое село Михайловское

Слайд 9. Михайловское.

Здесь Пушкин встретился со своей старой няней. И вновь, как в детстве, долгими вечерами слушал поэт старинные народные песни и сказки Арины Родионовны и записывал их. Он создает пять стихотворных сказок.

Слайд 10. А.М.Горький о сказках А.С.Пушкина.

По ходу дает толкование лексического значения слова денщик – солдат, состоящий при офицере для личных услуг.

5. Проводит викторину «Знаешь ли ты сказки Пушкина?» За правильные ответы выдает жетоны.

-У каждого возраста свой Пушкин. Для маленького читателя Пушкин, прежде всего, поэт-сказочник. Хорошо ли вы знаете эти сказки?

•В каких сказках Пушкина присутствует число 33?

•Каким фруктом отравилась царевна в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»?

•Какая сказка заканчивается словами: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»?

•Где встретились поп и Балда?

•Как звали жениха царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»?

•В кого превращала Лебедь князя Гвидона?

•Мимо какого острова проплывали гости-господа?

•В какой сказке есть правдивое говорящее зеркало?

•Что потребовал работник за свой труд у попа?

•Какую песенку пела белочка из «Сказки о царе Салтане…»?

•Чем занимались поздно вечерком девицы, сидя под окном в «Сказке о царе Салтане…»?

6. Организует индивидульную работу по карточкам.

-Соедините иллюстрацию с названием сказки А.С.Пушкина.

7. Выявляет вместе с детьми лучшего знатока сказок Пушкина, проводит награждение.

Слайд 11. В.И.Гау. Портрет Н.Н.Пушкиной.

Слайд 12. «Дуэль Пушкина с Дантесом». А. М. Волков.

-Погиб поэт очень рано: в 37 лет. Пушкин и некоторые его знакомые получили по почте анонимное письмо, оскорбляющее честь жены Пушкина и его самого. Из-за этого анонимного письма возникла ссора между поэтом и офицером Дантесом. 27 января 1837 года в Петербурге, на Чёрной речке, состоялась дуэль между Пушкиным и Дантесом. Посмотрите, как художник запечатлел это трагическое событие на своей картине. Пушкин был смертельно ранен в живот и через два дня умер. Поэт был похоронен в Псковской губернии.

Слайд 13. А.М. Опекушин. Памятник А.С.Пушкину.

— А. С. Пушкину поставлены памятники в разных городах нашей страны. Имя Пушкина и его произведения никогда не забудутся. Его произведения обладают удивительным свойством: чем больше их читаешь, тем больше открываешь для себя интересного и нового, неожиданного и прекрасного.

Высказывают свои предположения, затем сравнивают ответ с текстом учебника (с. 99)

Источник

Аполлон Николаевич Майков — русский поэт XIX века

Люблю, если, тихо к плечу моему головой прислонившись,
С любовью ты смотришь, как, очи потупив, я думаю думу,
А ты угадать ее хочешь. Невольно, проникнут тобою,
Я очи к тебе обращу и с твоими встречаюсь очами;
И мы улыбнемся безмолвно, как будто бы в сладком молчаньи
Мы мыслью сошлися и много сказали улыбкой и взором.
***
FORTUNATA

Ах, люби меня без размышлений,
Без тоски, без думы роковой,
Без упреков, без пустых сомнений!
Что тут думать? Я твоя, ты мой!

Все забудь, все брось, мне весь отдайся.
На меня так грустно не гляди!
Разгадать, что в сердце, не пытайся!
Весь ему отдайся — и иди!

Я любви не числю и не мерю;
Нет, любовь есть вся моя душа.
Я люблю — смеюсь, клянусь и верю.
Ах, как жизнь, мой милый, хороша.

Верь в любви, что счастью не умчаться,
Верь, как я, о гордый человек,
Что нам ввек с тобой не расставаться
И не кончить поцелуя ввек.
***
Боже мой! Вчера — ненастье,
А сегодня — что за день!
Солнце, птицы! Блеск и счастье!
Луг росист, цветет сирень.

А еще ты в сладкой лени
Спишь, малютка. О, постой!
Я пойду нарву сирени
Да холодною росой

Вдруг на сонную-то брызну.
То-то сладко будет мне
Победить в ней укоризну
Свежей вестью о весне!

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 30.06.2016. Древние египтяне верили,
  • 29.06.2016. Лариса Рубальская Зато
  • 16.06.2016. Мудрый человек сказал однажды
  • 04.06.2016. Аполлон Николаевич Майков — русский поэт XIX века

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Читайте также:  Солнце наутилус помпилиус год
Adblock
detector