Пока солнце еще бог
Можно сколько угодно бегать
От себя и смотреть назад,
Но всегда я искал ночлега
Там, где твой ядовитый взгляд.
Показать полностью.
Твоя ложь до того красива,
Я берёг её, как Грааль.
На лицо мне легла массивом
Вековая, в сто тонн, печаль.
Ни холодной своей ухмылкой,
Ни касаньем свинцовых губ
Не могла потушить мой пылкий
Ураган кровеносных труб.
На глазах у злых многоэтажек,
Полусонных ночных витрин
Обнаружил я вдруг пропажу:
Ты украла моё «внутри».
И когда не нашла в нем толку,
То единственной из затей
Было просто швырнуть на полку
Бесполезно-святой трофей.
Как я слеп был тогда, как счастлив,
Как печален и дико рад.
Только-только огни погаснут,
Я бреду к тебе наугад.
Ты играла со мной не в прятки,
Не в войну, и не в карнавал.
Ты играла, а я был падкий,
И поэтому проиграл.
Я бы мог тобой любоваться,
Заперев тебя на замок,
Но пока тебе только двадцать,
В тебе солнце, коньяк и Бог.
В тебе тайны морских чудовищ,
Злых русалок. И Бог с тобой!
Ты так редко звала на помощь,
Что я так и не стал герой.
Я остался наивным Каем:
Сам с собою, один на один.
Я ни в чем тебя не упрекаю,
Безупречная из богинь.
Источник
Солнце. Замещение его Богом.
Фаминцын Александр Сергеевич. Божества древних славян. IV. Система славянской мифологии. А. БОЖЕСТВА НЕБЕСНЫЕ.
2. Солнце. Замещение его Богом.
Народ привык видеть в Солнце — светиле дня, благодетельного попечителя и покровителя человека, с родительской заботливостью наделяющего его всякими благами. Существование всей живой природы находится в теснейшей связи с появлением и захождением солнца, с различными фазами солнцестояния.
С восходом солнца вся природа пробуждается от ночного сна, а по совершении им своего дневного оборота, с наступлением ночи, она прекращает свою деятельность и вновь погружается в сон. По народному представлению солнце утром рождается или загорается, а вечером погружается в море, на отдых: «Встань (пробудись)», – восклицает молодец в сербской песне, – «родило сé сунце«. Восток называется стороной, «откуда се јасно сунце радја». «Загоритесь, солнце и месяц», – произносит латышский заклинатель. «Солнце ся в море купае», «солнце! спочило», – говорят галицкие и угорские русины. [Потебня. О мифическом значении некоторых поверий и обрядов. 32. – Матер, для этн. Лат.: заг. № 228. – Зап. Р. Георг. Об.: Этн. 1869, II, 335].
Вспомним представление латышей о солнце, которое ложится вечером в золотую лодочку, а утром, восходя на небе, оставляет на волнах лодочку пустой. Весенние лучи солнца пробуждают природу от зимнего оцепенения. Светлые, теплые, продолжительные дни вызывают в ней усиленную деятельность, плоды которой обеспечивают благосостояние человека. По мере приближения солнца к точке низшего его стояния, мрак и холод получают перевес над теплом и светом, природа замирает и застывает, скованная, как и само зимнее солнце, чарами злых духов преисподней, пока животворная сила возродившегося весеннего солнца не разобьет этих оков, не обогреет и не пробудит природу к новой жизни, к новой деятельности.
Понятно, что при полной зависимости человека от положения солнца, по отношению к населяемому им месту, весь строй его жизни сложился под влиянием этой зависимости; человек издревле с радостью и надеждой на будущее встречал ежегодно рождение солнца, когда начинали прибавляться дни, с благодарностью приветствовал его весною, когда, после продолжительной зимы, оно освещало и согревало его кормилицу, мать сырую землю, с благоговением и трепетом преклонялся перед его торжественным и в тоже время грозным величием, когда оно достигало точки высшего своего стояния, высшего блеска, проливая на землю наибольшую массу тепла и света и в то же время угрожая смертельными болезнями и засухой. Взгляд древнего славянина на благотворную природу солнца, почти совпадающий со взглядом на тот же предмет народов литовски, отражается в следующем отрывке из словинской обрядной песни (из Зильской долины), которая поётся под липой, при встрече весны:
Le čakej, čakej, sonce,
Oj rumjeno sončice!
Jas ti mam w’liko powédati,
Pa śe w’liko weč prašeti.
Ну, постой, постой, солнце,
Ой, румяное солнышко!
Я имею тебе многое поведать
И ещё более спросить.
– Jas pa ne mam čakati
Mam w’liko obslewatl,
Wse dolince ino chriberce,
Tudi wse moje s’rotice. [Срезневский. Об обож. солн. 44].
– Я не могу остановиться,
Я должно многое осветить,
Все долины и горы,
И всех моих сирот.
В сербской песне выражается та же мысль, – солнцева мать спрашивает своего сына: «Где ты будешь спать, кто тебя разбудит»,
Да огријеш земљу и градове,
А и ону млогу сиротињу,
Голу; босу и не опасану. [Петрановић. Срн. н. п. Босн. I, 1].
Чтобы ты согрело землю и города,
И всех многочисленных бедняков,
Нагих, босых и не опоясанных.
В песнях южных славян, именно сербских, очень часто упоминается о родстве солнца с прочими небесными светилами: светлый месяц – его брат, денница – сестра. И на Руси (напр., в Луцк, уезде Волынской губ.) луна и звезды, считаются семьей солнца. [Труды этн.-ст. эксп. I, 3, 14]. Литвины признают месяц мужем, а звезды – детьми солнца. [Narbutt. Mit. Lit. 126].
Солнце в поговорках разных славянских народов является со значением божества благого, милосердного, приносящего счастье в дом, в который оно заглядывает: «Ещё и в моё оконце блисне (или: загрее) колись солнце» – говорят галицкие русины. [Зап. Р. Геогр. Об.: этн. 1869, 263]. «Взойдет солнце и к нам на двор» (великорусс.), «заглянець сонце и в наше воконце» (белорус), «bedzie i przed naszemi wrotami slońсе» (польск.), «doћ ћe сунце и пред наша врата» (серб.), «дè соньце, там и сам Господь» (малорусс.) – обычные поговорки. [Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу 1, 67. – Носович. Словарь белорусского наречия 64. – «Быть заглянет солнце и к нам в окно», – говорят литвины. Schleicher. Lit. Märch].
В песнях скопцов, сложенных в чисто народном духе, нередко даже переделанных из народных песен, с соответствующим замещением некоторых слов или стихов новыми, лже-Христос их (Селиванов) величается солнцем, месяцем, например: «Благослови солнце, луна, – Над главами глава царь, – Благослови наш Искупитель… О, свет наше солнышко, – О, свет наше красное, – Сударь батюшка родимый…»
Другая песня, сложенная в честь того же Селиванова, начинается так: «Ты свети, свети, свети светель месяц, – Обогрей нас красное солнышко! – Прикатился к нам Государь батюшка…»[Надеждин. Иссл. о скоп. 73, 81] «Прикатился» – выражение прямо указывающее на уподобления лже-Христа «катящемуся» по небу солнечному кругу или колесу. Вообще, дорогие сердцу лица, жених, невеста, мать и пр., величаются народом ярким или жарким солнцем (серб.), красным солнышком (русс.) — Владимир Красное Солнышко в русских былинах.
Чехи, хорутане и сербы клянутся солнцем, а русские простолюдины – светом Божиим: «Чтоб мне свету Божьего не взвидеть«[Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу I, 66]. В большие праздники весенние и летние русский народ ходит караулить «играющее» при восходе своём солнце и приветствовать его песнями. В сербских рождественских песнях солнце, увидев рождество Христово, «од радости тринут (трижды) заиграше«[Петрановић. Срн. н. п. Босн. I, 42. Ср. также 44]. Купальская или петровская малорусская песня начинается так: «Из-за гори сонечко иде и грае», – или: «Заграло сонечко на Ивана, – Де сходить сонце, сходить, там грае». [Труды этн.-ст. эксп. III, 219 – Потебня. О куп. огн. 101]. «На Ивана рано – соунце играло», – поют белоруссы. [Шейн. Белорусские народные песни 170]. Некоторые купальские песни в припевах обращаются к солнцу: «Сонейко, сонейко!» – этим возгласом начинается каждый стих двух белорусских купальских песен, записанных Чечотом. [Czeczot. Pios. wiesn. 4. – См. также Шейн. Белорусские народные песни 153, 154]. Мораване гадают по солнцу, словаки и русские призывают его как божество в заговорах. [Срезневский. Об обож. солн. 42].
Многие обрядные изречения народ произносит, обращаясь лицом на восток или к самому солнцу. В сербской свадебной песне отец уговаривает дочь невесту обратиться к солнцу и помолиться истинному Богу и жаркому на востоке солнцу: «Окрени се сунцу на истоку, – Помоли се Богу истиноме – И жаркоме на истоку сунцу«[Петроновић, Ср. н. п. Босн. I, 81]. В болгарских песнях девушка смотрит на солнце и вопрошает его, или даже крестится на солнце: «К’рст си чини бела Ружа, – К’рст си чини срешта слънце«.[Каравелов. Пам. Болт. 214. – Веркович. II. н. Мак. Буг. I, 178]. «Выйду я в чистое поле, стану на восток лицом, на запад хребтом», – произносит великорусский заклинатель [Сахаров. Сказания русского народа. I, 23, 4], или: «Выйду на широку улицу, на восток лицом, на запад тылом, послонюсь и помолюсь»[Рыбников. Пес. IV, 251]. «На восток он (молодец) Богу молится», – читаем в русской былине [К. Данилов. Древ. р. стих. 176].
В Никоновой летописи свет христианской веры сравнивается со светом солнечным: «И бысть благочестие велие, а сияше вера христианская яко солнце«. [ПСРЛ IX, 64]. В древней повести о девицах смоленских, как игры творили, говорится о ночи, «в которое родился пресветлое солнце великий Иоанн Креститель«[Буслаев. Ист. оч. II, 14].
Солнцем праведным нередко именуется и Иисус Христос. Затмение солнца, наводящее ужас на человека, издревле служило в народном суеверии знамением предстоявшего общественного несчастья. По общему во всей северной Европе поверью, солнце во время затмения съедается злой силой: «И солнце не бысть светло, но аки месяц бысть, его же невегласи глаголют снедаему сущу», – так объясняли себе затмение и в древней Руси. В Литве верят, что змоки и чародеи постоянно нападают на солнце во время его бега – и оно от того меркнет. [Касторский. Нач. слов. миф. 56-57. – Narbutt. Mit. Lit. 127].
Солнце получило на народном языке наименования: бога, солнца – царя или князя, солнца божьего, чада божьего, солнца праведного, солнца красного, солнца светлого и тресветлого. Солнце призывают в песнях, причитаниях и заклинаниях, причем оно нередко, как у латышей и литвинов, именуется «матушкой», его просят проглянуть и осветить и обогреть землю, или подарить красоту, то есть озарить светом и очистить лицо от некрасивого вида, его вопрошают как всевидящего и всеведущего бога о том, что происходит в далеких местах, молят о покровительстве и помощи в разных случаях, наконец, обращаются к нему с сетованиями и жалобами на недолю.
а) Призывания солнечного света:
Болгарские девушки вызывают солнце, когда оно нужно бывает для сушки хлеба, сена и пр.:
Печи, печи слжнчице! [Каравелов. Пам. болг. 242] — Пеки, пеки, солнышко!
Из словинской песни (плач девушки): Sijaj, sijaj solnizhize! [Koritko. Slov. p. II, 105]. — Сияй, сияй, солнышко!
Из сербских песен:
– Жарко сунце, oбacјaј ми лице!
– Сини жарко од истока, сунце!
И разведри мое блиједо лице [Петрановић. Ср. н. п. Босн. 236. – Kubać. Juž.-slov. н. р. I, 92].
– Жаркое солнце, освети мое лицо!
– Свети жарко с востока, солнце,
И разведри (развесели) мое бледное лицо)
В Моравии дети в пасмурную погоду, смотря на тучи, поют:
Vyndi, vyndi, slunko,
Za (jak) mákovo zhiiko. [Sušil. Mor. n. p 723. – Ср. в русском областном говоре (Курск, губ. Обоян) «зёрнушко» – ласкательное слово: «Ты мое зернушко!» Доп. к Обл. слов. 67].
— Взойди, взойди, солнышко,
Как маковое зернышко.
Словаки поют:
Rej, slunečko, rej,
Hory, doly krej,
Povyskoč si vejše,
Na tej naši střeše,
Kolo udelej. – Представление о том, что солнце «колесом» идёт по небу, вообще представление солнца в виде колеса, свойственно всем славянам: «Vpoledne, spoledne slunečko kоlеm jde» (Sušil. Mor. n. p. 744). «Солнце колесом у гору идзець» (Терещенко. Быт русского народа. II, 470). «Колесом – колесом сонычко в гору йде». «Солнце закатилось« – говорят о наступлении ночи. В русской загадке солнце характеризуется так: «По заре зарянской катится шар вертлянский, никому его не обойти и не объехати» (Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу I, 207). «Вже сонечко кружком, кружком«, «Уже сонце котыться« (Метлинский. Н. юж.-русс. п. 320, 321). Ср. также выше (стр. 163): «Прикатился к нам государь батюшка, только что перед тем именуемый «красное солнышко»»; (стр. 158) «Bog potoči svojo kolо» (словинс.). – Ср. также ниже (стр. 169) словацкую песню, начинающуюся словами: «kolo, slunko, kоlо«. В словацкой святоянской песне упоминается о голубе, который прилетел «z červeněho kruha», то есть с багрового (солнечного) круга [Čelakowsky. Slow. n. p. 221. Kollar. Nar. Spiew. I, 16.434].
Гей, солнышко, гей,
Покрой (своим светом) горы и долы,
Поднимись повыше,
На этой нашей крыше,
Ступай колесом.)
Из старопольской песни: Sviéč sviéč sl’oneczko! [Pauli. P. I. Pols. 31] — Свети, свети солнышко!
В Верхней Силезии приносят в дар солнцу особого рода печения –slońćęta, при этом пляшут и припевают:
Graj, si once, graj,
Tutaj sa tvoi slońćęta. [Hanuš. Bajesl. Kai. 176]. -Играй, солнце, играй, Здесь твои slońćęta.
Из великорусских песен:
– Взойди, ясное солнышко,
Обогрей нас, добрых молодцев,
Добрых молодцев, со девицами. [Костомаров. Слав. миф. 74].
При появлении солнца в светлое воскресение дети поют:
– Солнышко, вёдрышко,
Выгляни в окошечко,
Твои детушки плачут.
Солнышко покажись,
Красное нарядись… [Сахаров. Сказания русского народа. II, VII, 75]
– Солнышко, вёдрышко,
Прогляни, просвети
Твои детки плачут…[Шейн. Русские народные песни I, 55. – Ср. Там же. I, 86-87]
Когда долго стоит пасмурная погода, дети вызывают солнце:
– Взойди, взойди, солнышко!
Сварим тебе борщику,
Поставим под елкою,
Покроем тарелкою,
Положим яичко,
Яично скатится,
Солнышко схватится.[Петрушевич. Общер. днев. 7]
Из свадебной песни:
Свети, свети, месяц,
Нашему короваю!
Проглянь, проглянь, солнце,
Нашему коровам [Сахаров. Сказания русского народа. I. III, 163].
Из причитания, коим окликают усопших родителей:
Уж ты солнце, солнце ясное! Ты взойди, взойди с полуночи, ты освети светом радостным все могилушки, чтобы нашим покойничкам не во тьме сидеть, не с бедой горевать, не с тоской тосковать. [Сахаров. Сказания русского народа. II. VII, 23.].
Из галицко-русской думки:
Ой убили Николайка под зелёным бучком…
Ой засвети, светле солнце, та и в тоты причовки…[Головацкий. Народные песни Галицкой и Угорской Руси. I, 229]
б) Просьбы о даровании красоты лица:
Из малорусских девичьих заклинаний:
– Сонечко ясне, красне, освичаешь гори, долини, освити мое личко, щоби мое личко було ясне-красне, як сонечко.
– Добрый день тоби, сонечко яснее! Ты святе, ты ясне-прекрасне; ты чисте, величие и поважне; ты освищаешь горы и долины и высокие могылы, – освиты мене, рабу Божу перед усим мыром, добротою, красотою, любощамы и мылощамы… Яке ты ясне, велычне, прекрасне; щоб и я така була ясна, велычна, прекрасна пред усим мыром хрыстыянским на викы виков, аминь. [Труды этн.-ст. экс. I, 93].
в) Вопрошения всевидящего солнца о том, что происходит в далеких местах. В одной чешской сказке солнце называется златоглавым Дедом-всеведом. [Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу I, 180; III, 390-391.]; просьбы о том, чтобы приснился суженый:
В болгарской песне молодая женщина, вышедшая замуж в далекой стороне от родительского дома, вопрошает солнце:
Іой, слънце, слънце, іой ясно слънце!
Високо греешь, редома гледашъ,
Дали виде, слънце, моя-та майка?
Моя-та майка, сльнце, и мои-те брате?
Мои-те брате, слънце, и мои-те сестре?
Мои-те сестре, слънце, и мои-те снахе?..[Веркович. П. н. Мак. Буг. I, 24.]
Эй, солнце, солнце, эй ясное солнце!
С высоты ты светишь, на всех равно глядишь,
Видело ли, солнце, мою мать?
Мою мать, солнце, и моих братьев?
Моих братьев, солнце, и моих сестер?
Моих сестер, солнце, и моих снох.
В Сербской свадебной песне «Млада Стана сунце заклинаше»:
О тако ти, мoјe сунцо жарко!
Тако сјало, никад не тамнело!
Јеси љ данас преко Рисна сјало?
Јеси љ Косту дворе обасјало.
О ты, мое жаркое солнце!
Ты так светило, никогда не померкало!
Светило ли ты сегодня над Рисаном?
Освещало ли двор Косты (Константина).
Далее она расспрашивает солнце о том, как веселятся её жених и его родня и т.п.
В другой свадебной песне девушка становится против «жаркого солнца», кланяется и точно так же задает ему вопросы о том, что делает её возлюбленный, вспоминает ли он о ней, пьёт ли здравицы в её честь.
Девушки в Среме, чтобы увидеть во сне будущего жениха, молятся вечернему солнцу, показывая на венок:
Сунашце на заоду! Као што ти овај венац сада видиш, тако јасно и лепо дај да и ја у сну ноћас видим онога, који ми јеe од Бога суђен.[Караџић. Жив. н. срн. 114, 326. – Петрановић. Срн. н. п. Босн. 77] — Солнышко на заходе! Как ты теперь видишь этот венок, дай мне так же ясно в эту ночь увидеть во сне того, кто мне сужден от Бога (моего суженого).
В словинской (крайнской) песне женщина, находящаяся в разлуке со своим больным ребёнком, смотрит в окно на восходящее из-за горы солнце и обращается к нему с вопросом:
Kaj te prásham, tí rumêno sónze,
Kaj mòje bóino dètįze déla?
Что спрошу тебя, ты, румяное солнце,
Что делает моё больное детище?
Вечером она с тем же вопросом обращается к месяцу. [Koritko. Slov. p. I, 117-118.].
Со времен татарщины, вероятно, сохранился возглас к солнцу русских мальчиков:
Сонечко, сонечно, скажи, віткіля татаре йдуть? [Номис. Укр. приказ. 337]
г) Молитвы о покровительстве и помощи в разных случаях:
Из сербской свадебной песни:
Брат отпускает, проважает сестру свою, при закате солнца. Правой рукой он держит узду, а левой машет на солнце, говоря:
Лако полако, сунашце жарко,
Док ceja Неда из двора подје,
Из двора подје, у други додје. [Kuhač. Juž-sl. n. p. IV, 46]
Тихонько, потихоньку (заходи) жаркое солнышко,
Пока сестра Неда не пойдет из двора,
Не пойдёт из двора, не дойдет до другого.
Из словацкой песни:
Kolo slunkо, kolo, bud’ poledne skoro.
Este slunko kolej, bud’ poledne skorej.
Slunatečko moje postoj že mi v miere,
Pokel ml sbereme toto pole bielé.
Sedaj slunko, sedaj, rovenku si hledaj,
Kym rovenku najdeš, az na čisto zajdeš.
Sedaj slunko, sedaj, frajera mi hledaj.
«Veru nezasednem pokul ho nenajdem«.[Кollar. Nar. Spiew. II, 338]
Колесом, солнышко, колесом, будь полдень скоро,
Ещё быстрее, солнышко, колесом, будь полдень скорее.
Солнышко мое, постой же в меру (?),
Пока мы не соберём хлеб с белого поля.
Садись, солнышко, садись, ищи себе ровню,
Когда найдешь себе ровню, совершенно зайдешь.
Садись, солнышко, садись, ищи мне жениха!
– «Конечно не сяду, пока его не найду». (– Под словом «ровня» вероятно следует здесь понимать солнцева жениха – месяц)
Из великорусских заклинаний:
– При отыскивании клада. «Матушка, красное солнце! Как ты освещаешь своим светом видение зрака, такожде покажи рабу Божию (имярек) поклажу сию. (Симб. губ.). [Майков. Великорусские заклинания 108] – Гой еси, солнце жаркое! Не пали и не пожигай ты овощ и хлеб мой, а жги и пали кукол и полынь траву! (Южн. Сибирь).[Гуляев. Этн. оч. 57] – Праведное ты, красное солнце! Спекай у врагов моих, у супостатов, у супротивников, у властей воевод и приказных мужей, и у всего народа Божьего, уста и сердца, и злые дела и злые помыслы, чтобы не возносились, не промолвили, не проглаголали лиха супротив меня. (Новгор. губ.).[Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу I, 417] – На укрощение гнева матери. Солнце ясное, звезды светлые, небо чистое, поля желтые – все вы стоите тихо и смирно, так была бы тиха и смирна моя родная матушка по все дни, по все часы, в ночи и полуночи.[Сахаров. Сказания русского народа. I, II, 20] – Присушка. Стану я на сырую землю, погляжу на восточную сторонушку, как красное солнышко воссияло, припекает мхи-болота, черные грязи. Так бы припекала, присыхала раба божия (имярек) о мне, рабе Божием (имярек) – очи в очи, сердце в сердце, мысли в мысли; спать бы она не засыпала, гулять бы она не загуляла. [Майков. Великорусские заклинания 17]. Здесь, как и в предыдущем примере, находим не прямое молитвенное обращение к солнцу, а как бы требование по аналогии – образ выражения, весьма обыкновенный в заговорах не только славянских, но и других народов, и унаследованный народами из глубокой древности.
д) Обращения к солнцу в плачах и сетованиях:
В Краледворской рукописи читаем:
Aj ty slunce, aj slunéčko!
Ту li si žalostivo,
Čemu ty svietiš na ny,
Na biedné ludi? [Beneš. Hermanov]
Ax ты солнце, ах солнышко!
Отчего ты так печально,
Зачем ты (так печально) светишь на нас,
На бедных людей?
Из плача Ярославны (в «Слове о полку Игореве»):
Светлое и тресветлое солнце! Всем тепло и красно еси: чему, господине, простре горячую свою лучто на ладе вой?
Кроме приведенных примеров, в песнях и обрядных наречениях всех славянских народов, встречаем обращения к солнцу, именуемому также «богом», «богом на небе» или «на высоте» – обращения, которые ныне нередко понимаются народом как бы отнесенными к христианскому Богу, но которые, несомненно, свидетельствуют о замещении в них имени солнца именем Бога. Впрочем, в иных случаях название Богом именно солнца не может подлежать никакому сомнению, так как оба названия встречаются рядом.
В моравской песне просят Бога «светить», – просьба эта, разумеется, относится к солнцу:
Svttaj Воžе, svitaj,
Со by spěšej den byl. [Sušil. Mor. n. p. 635]
Засвети, Боже, засвети,
Чтобы скорее наступил день.
Словаки поют:
Svitaj Boze, svitaj,
Aby skor mrkalo.[Čelakowsky. Slov. n. p. I, 77.]
Засвети, Боже, засвети,
Чтобы скорее рассветало.
В плаче Ярославны солнце названо господином, господом или богом.
В малорусской песне читаем:
И к сонечку промовляе:
«Поможь, Боже, чоловику».[Метлинский. Н. юж.-р. п. 57]
На Украине обращаются к солнцу:
– Сонечко, сонечко! Одчини (открой), боже, виконечко (окошечко).[Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу I, 161]. Солнце, по народному представлению, светит с неба через окошко.
В малорусских и галицко-русских свадебных песнях просят Бога «светить короваю», – просьба эта относилась к месяцу и солнцу, – замещение очевидно:
– Засвети, Боже, из раю
Нашему короваю.[Малорусс. думы. 89]
– Милый Боже, великий наш буде коровай.
– Проси Бога Марисенько,
Щоб Бог дал,
Щоб ти ся коровай вдал,
Як день белый,
Як Бог милый,
Як ясное соненько,
Что светит в оконенько.
Во всех этих мало- и галицко-русских примерах солнце непосредственно называется «богом», «милым богом». Ср. величание солнца «милым богом» в латышской песне.
В других галицко-русских свадебных песнях, которыми сопровождаются разные действия, совершаемые при свадебном обряде — плетение свадебных венков, украшение свадебного деревца и пр., обращения к Богу и Богородице, которых приглашают сойти с неба, очевидно, также первоначально относились к небесным светилам, именно к солнцу и луне. Таковы, например, следующие возглашения:
— Сойди, Господи, з неба!
Бо нам тя за все треба,
Веноньки зачинати,
Щастечком укладати.
— Сступи, Боже, з неба!
Теперь же тя нам треба.
Зачни нам веселяйко
На наше подворяйко,
Тихое, веселое,
Абы було щасливое.
— До нас, Боженьку, до нас!
А в нас теперь гаразд,
И ты, Божая Мати,
Вступай же нам до хаты!
Будешь нам помогати
Деревце збирати,
Всеми пятьма палцями,
Шостою долонею,
Щобы з доброю долею!
— Благослови, Боже,
И ты, Божая Мати,
Деревце убирати. [Головацкий. Народные песни Галицкой и Угорской Руси. II, 99, 102, 639, 640; III. II, 244, 370]
На Украине восклицают: Сонце би тя побило! в том же смысле, как: «щоб тебе Біг (Бог) покарав!»В подобного рода клятвах призываются, впрочем, по преимуществу злые демоны и силы: Пекло, Чёрт, Див, Чёрный бог и т.п. [Номис. Укр. приказ. 3666, 3697] В малорусских и галицко-русских песнях встречаем, кроме того, возгласы и припевы вроде следующих:
— Боже, з неба высокаго! [Максимович. Гол. укр. н. 6] — Славен еси, гей славен её и, наш милый Боже,
На высокости, славен еси! Подобные возглашения встречаются в многочисленных рождественских песнях, называемых колядками.[Головацкий. Народные песни Галицкой и Угорской Руси. II, 6, 7].
В великорусской святочной песне встречаем величание:
Уж как слава Богу на небе, слава! [Нов. всеоб. пес. 187]
В польских песнях находим возглашения:
— О Bože, Bože w wysokoši!
— О Bože, moj Bože,
Zwysoklegonieba! [Roger. P. I. Pols. 109, 241]
В заключение приведу ещё два примера, в которых девушка вопрошает бога о своем возлюбленном, или просит, чтобы он ей приснился. Сравнение этих примеров с вышеприведенными позволяет с некоторой вероятностью предполагать, что и здесь произошло замещение имени солнца именем Бога.
В хорватской песне девушка восклицает:
Da mi je znati, Воže moj,
Gdi se nalazi dragl moj. [Кuhač. Juž.-sl. n. p. II, 46]
Кабы мне знать, Боже мой,
Где находится милый мой.
Из моравской песни:
Dé mnē Bože ten dar
Со se mně v nod zdál.
Pod našem vokénkem
Hezké šohajek stál. – С молитвами о женихах и вообще о предметах любовных девушки охотно обращаются и к святому Георгию, заместившему, в народном сознании божество солнца.[Sušil. Mor. n. p. 224]
Даруй мне Боже (чтобы совершилось) то,
Что мне приснилось в эту ночь:
Под нашим окошком
Стоял прекрасный юноша.
Приведенные молитвенные возглашения, обращаемые к солнцу и в наше ещё время всеми славянскими народами, также уцелевшие ещё в народе остатки почитания и боготворения солнца, проявляющиеся в указанных поговорках, обычаях и обрядах народных, вполне подтверждают справедливость письменных свидетельств о поклонении солнцу у древних славян: Халкондилы – о чехах, мусульманских писателей – о балтийских славянах, писателей русских – о русских. Старинные христианские писатели сравнивали веру христианскую, праведников, святых и самого Христа с солнцем. Кирилл Туровский (XII век) в поучениях своих, между прочим, выражается так: «Просветятся телеса им (праведникам) яко солнце, по добродетели их«, – или: «Везиде бо нам от гроба праведное солнце Христос». [Калайдович. Пам. XII в. 21, 101].
Источник