Шамаш — вавилонский Бог Солнца
Взвешивание звезды. Справа бог Солнца — Шамаш.
Уту (шумер., «светлый», «сияющий», «день») (Шамаш (аккад., «солнце») — в шумеро-аккадской мифологии — солнечный бог.
Уту являлся сыном бога луны Нанны (аккад. Син), братом Инанны (Иштар), иногда его братом назывался Мардук. Его супруга была шумерская Шенирда (или Суданга), аккадская Айя, его посланником считался Буиене.
Согласно преданию, в ежедневном странствии по небу Уту-Шамаш вечером скрывается, а утром снова выходит из-за гор. Обычно этот выход ему открывают два бога-стража. Ночью Уту-Шамаш путешествует по подземному миру, принося мертвецам свет, питьё, еду (его аккадский эпитет — «солнце мёртвых душ»). Роль Шамаша в аккадском культе значительнее роли шумерского Уту, на подчинённом положении которого сказывалась зависимость его от лунного бога.
Как божество всевидящего света Уту-Шамаш воспринимался как судья, хранитель справедливости и истины. Уже с периода Фары (26 в. до н. э.) отмечены имена типа «Уту — мой судья». Уту являлся также богом-защитник и подателем оракулов.
Культ Уту как местного божества был развит в городе Уруке. По преданию, Уту являлся основателем I династии Урука. Отсюда — значительность роли Уту в мифоэпической традиции Урука (мифы цикла «Инанна — Думузи», где он помогает Думузи, эпосы о считавшихся его потомками Энмеркаре, Дугальбанде и Гильгамеше).
Уту был помощником, личный богом-хранитель эпических героев первой династии Урука. В аккадском мифе об Этане Шамаш — судья, помогающий змее отомстить орлу за нарушение клятвы, но одновременно и помощник Этаны, спасшего орла.
Источник
Краткий рассказ о поклонении богу солнца Шамашу
Ответ:1) ШАМАШ в аккадской мифологии бог солнца, почитался также как всевидящее божество правосудия.
2) Шамаш (аккад. ) — «солнце» — солнечный бог, сын бога луны Нанны, брат Инанны. Днем проходит по небу, а ночью — по подземному миру, принося мертвецам питье, свет, еду. Как бог всевидящего света, Шамаш — судья, хранитель справедливости и истины, бог-защитник и податель оракулов. (Губительный солнечный зной ассоциируется не с Ш. , а с Нергалом или Гибилом. )
3) Шамаш — бог солнца у вавилонян и ассириян. Имя его писалось идеограммой, обозначавшей: «Владыка дня». Как бог второй части суток (они начинались с вечера) , он уступал в значении богу луны Сину (см. ) и даже назывался иногда его слугой. Однако это не мешало его высокому повсеместному почитанию. Главными центрами его культа были Сиппар и Элассар. Во втором его храм существовал еще в V тысячелетии, но первый впоследствии затмил его и был предметом забот как вавилонских и касситских, так и ассирийских и халдейских царей, вплоть до Набонида (см.) , который, накануне крушения монархии, реставрировал его, ища помощи у древнего бога. Оба храма называются E-barra — «Дом сияния». В молитвах и гимнах Ш. называется царем, врачевателем, праведным судьей. Он подает свет, дает полям плодородие, людям — благосостояние, пленных освобождает и даже воскрешает мертвых. Изображался Ш. в виде старца с длинной бородой, с высоким тюрбаном на голове; он сидит на троне в наосе, на крыле которого помещаются два возницы, управляющие движением солнечного диска, помещенного на пьедестале перед наосом. На цилиндрах иногда попадаются изображения Ш. , выходящего из горизонта через открытые двумя духами врата.
Источник
Шамаш: месопотамский бог солнца, истины, справедливости и исцеления
Приветствую на канале «Обратная сторона истории|Легенды»
Шамаш был богом Солнца в мифологии Ближнего Востока. Он был связан с истиной, справедливостью и исцелением. Был одним из самых популярных богов в пантеонах древнего Шумера, Вавилонии и Ассирии. В Шумере ему поклонялись, как богу Уту.
Тем, кто впервые на канале, предлагаю подписаться и поставить «палец вверх». Вообще, поддержать канал нужно всем!
Шамаш был судьей богов и людей
Как могущественное солнечное божество, Шамаш, супругой которого была богиня Ая, обладал властью света над тьмой и злом. В этом качестве он стал известен, как бог справедливости и равноправия. Был судьей богов и людей.
Шамаш также считался богом, освобождающим страдающих от власти демонов. Больные обращались к Шамашу, как к богу, на которого можно положиться, чтобы помочь тем, кто несправедливо страдает. Этот аспект Шамаша ярко раскрывается в обращенных к нему гимнах.
В некоторых случаях Шамаш считался правящим всей вселенной и изображался как король на своем троне спосохом и перстнем с печаткой.
Согласно легенде, вавилонский царь Хаммурапи получил свой свод законов от Шамаша.
Эти таблички Хаммурапи являются одними из самых ранних и наиболее полных древних сводов законов, провозглашенных вавилонского царя Хаммурапи, правившего с 1792 по 1750 г. до н.э.
Шамаш изображен как побеждающий тьму и смерть. В «Эпосе о Гильгамеше» он участвовал в покорении чудовища Хумбабы, хранителя густых лесов Ливана.
Вавилонский мифологический памятник показывает Шамаша вверху справа, рядом с Иштар (звездой) и Нанной (полумесяцем).
Поклонение Шамашу и храмы
На Ближнем Востоке широко поклонялись Шамашу. Главные центры его культа находились в Ларсе, представленной современной Сенкерой в Шумере и в Сиппаре, представленной курганами в Абу Хаббе в Аккаде. Храмы, посвященные Шамашу, также были возведены во всех крупных населенных пунктах, включая Вавилон, Ур, Мари , Ниппур и Ниневию .
В ханаанской традиции богом Солнца был Шемеш , «светильник богов», но описывался как женщина. Поклонение Шемешу / Шамашу также практиковалось среди израильтян, хотя оно было запрещено пророками и библейскими авторами.
Шамаша был братом богини Иштар. Часто изображают с диском, символизирующим Солнце. Как и более поздний Аполлон, он совершал ежедневное путешествие по небесам верхом, колесницей или лодкой.
Вместе с Сином и Иштар, Шамаш сформировал триаду богов, завершившую еще более древнюю троицу Ану, Энлиля и Эа , представляющую небеса, землю и воду соответственно. Три силы Сина, Шамаша и Иштар символизировали три великие силы природы: Солнце, Луну и утреннюю звезду (или любовь и плодородие).
Табличка Шамаша
Символ Шамаша появляется на многочисленных артефактах, найденных на Ближнем Востоке, включая ювелирные изделия, цилиндрические печати и другие предметы. Один из известных примеров, датируемый 9 веком до нашей эры и известный просто как «Табличка Шамаша», в настоящее время находится в Британском музее.
Табличка Шамаша — это каменная табличка, обнаруженная в древнем вавилонском городе Сиппар на юге Ирака в 1881 году. Табличка имеет зазубренные края, похожие на пилу, которая в более поздних традициях была символом Шамаша и Святого Симона Зелота. Барельеф в верхней части аверса изображает Шамаша, Бога Солнца, под символами Солнца, Луны и Венеры. Он изображен в сидячем положении в алтаре, держа вперед мерный стержень и катушку со шнуром. Перед ним на алтаре стоит еще один большой солнечный диск, подвешенный сверху двумя фигурами.
Несомненно, Шамаш был очень важным божеством на Ближнем Востоке.
Понравилась статья? Жду мнения и пожелания в комментариях! Вы же не забыли подписаться?!
Источник
Поклонение богу солнца шамашу 5 класс история
Стела с законами Хаммурапи. XVIII в. до н. э. Базальт.
В шумерской традиции Уту был сыном лунного бога Нанны и братом-близнецом Инанны. Аккадцы почитали Шамаша как сына бога неба Ану или господина земли Энлиля. Шамаш был женат на Айе, богине света и утренней зари. Она родила ему Китту (Справедливость) и Мишару (Праведный закон).
Шамаш сияет на небе и освещает землю. Он видит все и слышит все. Он судья, защитник справедливости и податель законов. Также Шамаш покровительствует предсказателям и гадателям.
Шамаш приносит свет и тепло, позволяя расти всем растениям и цветам. Каждое утро человек-скорпион открывал врата огромной горы Машу, и бог начинал свое путешествие по небу Вечером, достигнув крайнего запада, он спускался в подземный мир и проходил сквозь него, чтобы утром снова взойти на востоке.
Бог справедливости и мудрости.
Озаряя все своим светом, Шамаш в течение дня наблюдает за происходящим на земле. Бог истины и справедливости, он видит правду в судах и приговорах. Бог Солнца способен распознать обман, поэтому его вместе с женой Айей жители Месопотамии призывали в свидетели при заключении сделок (в том числе при аренде поля или дома) и произнесении клятв.
Шамаш вершит свой суд и в царстве мертвых. Проходя ночью через подземный мир к Восточным Вратам, он судит прибывающих в страну без возврата. Души усопших попадают в Иркаллу через тот же проход на крайнем западе (Западные Врата), по которому Шамаш спускается под землю на закате.
Сияние Шамаша проникает в самые отдаленные уголки земли и позволяет ему прозревать будущее. Именно к богу Солнца обращаются придворные гадатели, они молят его открыть им истину и дать возможность правильно истолковать послание, зашифрованное в печени жертвенной овцы.
На базальтовой стеле с законами Хаммурапи XVIII в. до н. э. Шамаш (сидит на троне) предстает как податель законов, диктующий их полный перечень вавилонскому царю.
Будучи вечным странником, Шамаш покровительствует путешественникам и купцам, помогая последним доставлять товары.
Главные культовые центры.
Шамаш вместе со своей женой богиней Айей почитался в Сиппаре и Ларсе, древнейших городах Двуречья. И там, и там храм Шамаша назывался Эбаббар (Белый дом или Сияющий дом).
Источник
Короткий рассказ о поклонении всевышнему солнца Шамашу
Короткий рассказ о поклонении всевышнему солнца Шамашу
- Софья Зянарова
- История 2019-09-23 08:09:22 2 1
Ответ:1) ШАМАШ в аккадской мифологии бог солнца, почитался также как всевидящее божество правосудия.
2) Шамаш (аккад. ) — солнце — солнечный бог, отпрыск господа луны Нанны, брат Инанны. Днем проходит по небу, а ночкой — по подземному миру, принося трупам питье, свет, еду. Как бог всевидящего света, Шамаш — арбитр, хранитель справедливости и правды, бог-заступник и податель оракулов. (Гибельный солнечный зной ассоциируется не с Ш. , а с Нергалом либо Гибилом. )
3) Шамаш бог солнца у вавилонян и ассириян. Имя его писалось идеограммой, означавшей: «Владыка дня». Как бог 2-ой части суток (они начинались с вечера) , он уступал в значении богу луны Сину (см. ) и даже величался иногда его слугой. Но это не мешало его высочайшему повсеместному почитанию. Основными центрами его культа были Сиппар и Элассар. Во втором его храм существовал еще в V тысячелетии, но 1-ый впоследствии превзошел его и был предметом хлопот как вавилонских и касситских, так и ассирийских и халдейских королей, вплоть до Набонида (см.) , который, намедни крушения монархии, реставрировал его, ища помощи у старого господа. Оба храма называются E-barra «Дом сияния». В мольбах и гимнах Ш. величается царем, врачевателем, праведным арбитром. Он подает свет, дает полям плодородие, людям благосостояние, пленных освобождает и даже оживляет мертвых. Изображался Ш. в виде старца с длинной бородой, с высоким тюрбаном на голове; он посиживает на троне в наосе, на крыле которого помещаются два возницы, управляющие движением солнечного диска, помещенного на пьедестале перед наосом. На цилиндрах время от времени попадаются изображения Ш. , выходящего из горизонта через открытые двумя духами врата.
Источник