Меню

Полет над гнездом кукушки театр луны

«Рубиновый вторник». Спектакль Театра Луны, Москва

Режиссер Павел Урсул.
Актеры: Вл. Майсурадзе, Л. Светлова, В.Бегма, М.Полосухин, А.Бобров, Д.Воронин, А.Жуйков, А.Пурчинский, И.Складчиков, В.Тягичев, А.Гундарев, С.Фролова, Т.Солнцева.

Спектакль «Рубиновый вторник» поставлен по роману-бестселлеру Кена Кизи «Над гнездом кукушки» в переработке драматурга Дейла Васермана. Когда в 1962 году роман вышел в Америке, права на его постановку выкупил Кирк Дуглас. Спектакль шел на Бродвее несколько месяцев и не пользовался особым успехом. В последствие права на спектакль перешли к сыну Кирка – Майклу Дугласу. Майкл нанял одного из самых низкооплачиваемых режиссеров того времени Милоша Формана, и в 1975 г. был снят фильм «Пролетая над гнездом кукушки» с Джеком Николсоном. Фильм имел невероятный успех, получил пять «Оскаров». Во многом успех фильму был обеспечен новаторской идеей романа Кена Кизи, а также потрясающей игрой Джека Николсона.

Режиссер П.Урсул не пошел по пути фильма, он постарался сделать спектакль иным, и в этом большая его заслуга. В Театре Луны он называется как и одна из композиций группы Роллинг Стоунз «Рубиновый вторник». Какова цель такого названия? Авторы спектакля считают, что под этим названием его легко найти в поиске. Однако я не думаю, что с точки зрения маркетинга, известный раскрученный бренд надо маскировать названием, малознакомым широкой публике. Тот, кто знает музыку Роллинг Стоунз, не будут искать спектакль с таким названием, а те, кто знают и хотят пойти на известный спектакль, не смогут его найти по названию. Тем не менее, возможно, название можно оправдать словами из песни: «До свидания, Рубиновый Вторник! Не спрашивай, зачем нужна свобода. Живи и знай, что у выигрыша есть своя цена; это — потеря».

Что касается Москвы, то спектакль идет на театральных подмостках столицы уже 10 лет. Сложно ли играть одно и то же столько времени? Дело в том каждый раз спектакль новый, ведь театр – живой организм, меняются актеры, меняется их настроение, меняется их внутреннее состояние. В театре нет дублей, невозможно «переснять» сцену, всегда играется «наживую». В театре Луны и режиссер, и актеры постоянно совершенствуют его и ищут новые подходы, новые краски, свойственные сегодняшнему дню.

«Рубиновый вторник» надо посмотреть обязательно! Хотя бы потому, что за десять лет игры каждый раз актеры вносят в него дух сегодняшнего дня. Сегодня он так же актуален, как и во времена Кинзи. Особенно надо смотреть молодежи, которая ищет ответы на вопросы «Я и общество», «Я и моя страна», «Я хочу, и я должен», и конечно же «Что есть свобода», «Могу ли я быть по-настоящему свободным», «Хочу ли я быть свободным», «Несу ли я ответственность за свои желания и поступки», «Какова роль лидера».

Немного критики (хвала позже). Первое действие слишком расплывчато; в нем не расставлены акценты. Все самое интересное начинается только после антракта, когда выясняется, что большинство пациентов спокойно могут покинуть стены лечебницы. На мой взгляд, в спектакле не хватает «введения во время и пространство»: год, страна, частная клиника (отличия от психиатрических клиник в нашей стране). Конечно же, я понимаю, что пьеса – есть пьеса, причем сложная. Тем не менее, режиссер, обладая определенной свободой, может вносить коррективы, адаптивные моменты.

Кстати, прекрасная режиссерская придумка – пародия со шваброй на медсестру Крысчед!

С первых минут спектакля звучит музыка Роллинг Стоунз Satisfaction. К сожалению, не пришлось идентифицировать исполнителей, фонограмма была не самой достойной. Думаю, что у театра есть возможность применять более качественную музыку.

Читайте также:  Ночь светла над рекой тихо светит луна с нотами

Хочу отметить, что спектакль настолько захватывает актеров, что они живут в нем своей жизнью, жизнью своих персонажей, забывая о том, что они играют не только для себя, но и для зрителей. Может быть (о, ну почему я не режиссер?) стоит немного развернуть действие в зал, чтобы создать у зрителей эффект присутствия, а не только эффект наблюдения.

Ну и последнее критиканство, да простят меня актеры и режиссер. Меня несколько удивило отношение режиссера к медперсоналу. И сестра Крысчет, и доктор Спиви, и санитары показаны олицетворением явного зла. Все время возникает вопрос: кто более сумасшедший – пациенты или персонал? Да, в жизни такое частенько случается, но на сцене это выглядит слишком гротескно, слишком пародийно, слишком однозначно, однобоко. Не совсем понятно, как пациент, даже и симулирующий безумие, может диктовать свои условия в клинике? Конечно, надо отметить, что артисты старались сыграть не пациентов психбольницы, а людей, доведенных до черты, людей в особых, обостренных обстоятельствах. Но надо понимать, где проходит грань между требованием порядка и режима дня для душевнобольных пациентов и их желания вести себя, как дома. Все-таки они находятся в лечебнице, где есть и другие пациенты, а не у себя на даче в окружении родственников и персональных сиделок.

Психически больному человеку позволено почти все. Можно идти куда угодно, делать что угодно, чувствовать. Это некая степень свободы. Казалось бы, пациенты заперты внутри лечебницы на замок. Но здесь они оказываются более свободными, чем мы в нашем внешнем мире и более счастливыми, чем мы. Потому, что мы живем в условностях. Но почувствовать себя в условиях ВНУТРЕННЕЙ СВОБОДЫ должен каждый человек. В этом – ключ спектакля. Несвободно — снаружи. Свобода – внутри.

Заслуженный артист России Владимир Майсурадзе играет МакМэрфи. Эта роль – для него! Некоторыми чертами своего характера он даже наделил своего героя, хотя в жизни он не такой. Изначально артист хотел сыграть Чезвика со сложным переменчивым характером, но режиссер решил по-другому. Кстати, Майсурадзе играет в других спектаклях П.Урсула, в том числе «Чапаев и Пустота», «Жена на бис», считает его лучшим режиссером.

В чем заключается свобода для МакМэрфи? Что хочу, то и делаю, плевать на ваши правила и законы! Ему неинтересно, что он может нарушать свободу, желание другого человека. Делай как я! Для него все просто. Не было девочки у Билли, надо ему ее дать. Только первый шаг, только удовлетворение желания. Думаю, что в МакМэрфи могли бы себя узнать многие молодые люди сегодня. А если и не узнают, то может задумаются над тем, что не все так легко в жизни, связи гораздо более сложные, чем связи по прямой от А до Я.

Я не хочу сравнивать спектакль с фильмом, тем более, что замечательная актриса Людмила Светлова постаралась придать своей героине более человечный облик. Но не очень понятно, что между ней и МакМэрфи завязывается симпатия. Только в финале спектакля, когда Крысчет припадает к руке уже лоботомированного МакМэрфи, да еще и по намеку в декорациях (окно в стиле Инь-Янь), можно сделать предположение о чувствах медсестры. Людмила Светлова показала нам не бездушную машину, но женщину со свойственными ей разнообразием проявлений: слезами, горем, радостью, деспотизмом, вымещением собственных комплексов на других, раскаянием. В какой-то мере она пытается понять Крысчед. Понять, но не оправдать. Женщина без семьи и детей в окружении зависимых от нее душевнобольных, безвольных докторов и примитивных санитаров. Вдруг появляется брутальный мужчина, самец, авантюрист. Думаю, что у Крысчед не было другого выбора. Тем не менее, Людмила Светлова сыграла очень сильную женщину, пытающуюся покорить, подмять под себя МакМэрфи. Но он не покоряется.

Читайте также:  Может нас отпустят безумные луны

Людмила Светлова играет женщину, которая могла бы полюбить этого мужчину, а Владимир Майсурадзе – играет мужчину, который мог бы полюбить эту женщину. Но обстоятельства, в которых они оказываются, не способствуют, чтобы чувства между ними развивались. Они превратили эти чувства во вражду, шанс на любовь – в войну.

Несмотря на печальный исход действия, оптимизм вызывает фраза: «А ты попробуй»! Думаю, что она очень актуальна сегодня и должна воодушевлять во многих жизненных ситуациях.

В целом спектакль блестящий! Зрители обсуждают его не только по дороге до дома, но и на следующий день, и через неделю, и через месяц, рекомендуют знакомым.

Хочу пожелать, чтобы спектакль еще долго шел на сцене театра, собирал полный зал! Он будет актуальным, насущным, глубоким еще долгие годы! Успехов!

Л. Королева-Мунц. 26.03.2015 г

Театр » «Рубиновый вторник». Спектакль Театра Луны, Москва, март 2015

Источник

Рубиновый вторник

В строго упорядоченный, замкнутый мир психиатрической больницы врывается бунтарь Макмерфи, и его появление меняет судьбы людей, с которыми он сталкивается. Но сколь бы ни было велико стремление разорвать оковы – свобода оказывается только лишь неосуществимой мечтой, заставляющей вечно стремиться к недосягаемому, как в полете… над гнездом кукушки.

Автор пьесы — Дейл Вассерман

Сценическая версия и постановка — Павел Урсул

Художник-постановщик — Константин Розанов

Художник по костюмам — Анастасия Проханова

Балетмейстер — Марина Гладилина

Музыкальное оформление — Павел Урсул

Костюмы выполнены в «Мастерских Луны» под руководством — Анастасия Проханова

В сценической версии использован перевод — Татьяна Кудрявцева

Спектакль «Рубиновый вторник» оказался для меня поистине душевным.

С первых же секунд зритель погружается в атмосферу «бегства от свободы». Зачем они здесь? От кого прячутся главные герои истории? От целого мира или от самих себя?

Все персонажи полностью отдались образам своих асоциальных героев. Индивидуальность каждого персонажа смогла воплотить целостную картину отчужденности от реального мира.

В спектакле потрясающе выстроены моменты вывода персонажа на передний план и одновременная перестановка следующей сцены. Благодаря свету и сплоченной организованности создается ощущение, что зритель пребывает в мире одного человека, но через секунду он снова оказывается сидящем на стуле под надзором безразличной медсестры Тришет.

Образ главного героя, вечно бунтующего с реальным миром, но отнюдь не прячущегося от него, как в случае в остальными персонажами этой истории, действительно вдохновляет. «Лучше один раз крови напиться, чем всю жизнь падалью питаться» — кредо героя Макмерфи. Он пройдоха, аморал, даже псих, но, вместе с тем, сильный лидер и стремящийся к свободе подобно бабочке, летящей на огонь. Правда жизни в том, что некоторым суждено сгореть, чтобы зажечь других. Макмерфи ничуть не походил на идол или Божество, но у него несомненно была важнейшая миссия в этой истории.

После спектакля захотелось пересмотреть старый добрый фильм «Пролетая над гнездом кукушки», чтобы еще раз пережить эту историю.

Читайте также:  Три луны фата леля месяц

Источник

Рубиновый вторник

В строго упорядоченный, замкнутый мир психиатрической больницы врывается бунтарь Макмерфи, и его появление меняет судьбы людей, с которыми он сталкивается. Но сколь бы ни было велико стремление разорвать оковы – свобода оказывается только лишь неосуществимой мечтой, заставляющей вечно стремиться к недосягаемому, как в полете… над гнездом кукушки.

Автор пьесы — Дейл Вассерман

Сценическая версия и постановка — Павел Урсул

Художник-постановщик — Константин Розанов

Художник по костюмам — Анастасия Проханова

Балетмейстер — Марина Гладилина

Музыкальное оформление — Павел Урсул

Костюмы выполнены в «Мастерских Луны» под руководством — Анастасия Проханова

В сценической версии использован перевод — Татьяна Кудрявцева

Нахожусь под впечатлением и в приподнятом эмоциональном состояни от уведенных великолепных спектаклей Театра Луны на Ордынке.

Сценические работы театра отличаются концентрацией на визуальных образах, особой изысканностью и пристальным вниманием к ритмическому построению действия.

Вчера посмотрел спектакль «Рубиновый вторник» по произведению Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки».

Всей творческой группе удалось сделать невероятное — сохранить весь трагизм произведения Кизи, основной сюжет со всеми его поворотами. Игра актеров великолепна, они живут, а не играют.

Владимир Мейсурадзе и Александр Песков превзошли все мои ожидания от их перевоплощения в спектакле. Впервые Пескова я увидел в Североморском ДОФе, когда труппа театра приезжала в столицу Северного флота на гастроли.

Посмотрел спектакль на одном дыхании.

Александр, спасибо за Ваш отзыв! Читая подобные отклики наших зрителей, мы понимаем, что идем в правильном направлении.

Источник

Афиша

Музыкальная панорама жизни одного средневекового короля по мотивам старинных легенд и трагедии Уильяма Шекспира «Король Лир»

Музыкальная постановка для детей по мотивам сказки детской писательницы из Петербурга Екатерины Матюшкиной.

Яркий, непредсказуемый и увлекательный спектакль, где причудливо переплетены правда и вымысел о жизни самого известного авантюриста XVIII века Джакомо Казановы

Музыкально-эксцентрическая фантазия по мотивам сказок П. Л. Трэверс

Театральные импровизации на тему произведений К. Марло, И. Гете и Т. Манна

Трагикомедия, открывающая зрителям мир закулисной жизни театра

Видения Александра Македонского между двумя битвами

Мелодрама по одноименному роману Ф.С.Фицджеральда

Драма, наполненная символами и пророчествами

Эпическая драма о жизни и любви великого художника Сальвадора Дали — короля сюрреализма и создателя параноидально-критического стиля в искусстве — к русской жене, которую он называл Галой — женщиной-праздником

Притча в стиле ритм&блюз по роману Кена Кизи «Полет над гнездом кукушки»

Авторский спектакль Сергея Проханова о шахматном поединке века: матче за звание чемпиона мира между величайшими шахматистами – кубинцем Хосе Раулем Капабланкой и Александром Алехиным.

Средневековый боевик по мотивам пьесы Александра Дюма (отца) «Нельская башня»

Лирическая комедия о современной женщине, которая узнает о понятии «биандрия» и решает изменить свою жизнь

Музыкально-эксцентрическая фантазия по мотивам сказок П. Л. Трэверс

Яркий, непредсказуемый и увлекательный спектакль, где причудливо переплетены правда и вымысел о жизни самого известного авантюриста XVIII века Джакомо Казановы

Музыкальная панорама жизни одного средневекового короля по мотивам старинных легенд и трагедии Уильяма Шекспира «Король Лир»

Мелодрама по одноименному роману Ф.С.Фицджеральда

Эпическая драма о жизни и любви великого художника Сальвадора Дали — короля сюрреализма и создателя параноидально-критического стиля в искусстве — к русской жене, которую он называл Галой — женщиной-праздником

Видения Александра Македонского между двумя битвами

Источник

Adblock
detector