Померкло солнце для тебя
Много боли, горя и лишений,
Нам с тобой сготовила судьба,
Редкие минуты откровений,
Ты найдешь с людьми уж иногда.
Никогда не падай духом зная,
Зная, что есть верные друзья,
Вспомни их, и Ад вдруг станет Раем.
Боль уйдет как талая вода.
И когда страданьям нет предела,
И померкло солнце для тебя,
Не забудь, что где-то бьется сердце,
Сердце друга . друга навсегда.
Никогда не падай духом зная,
Зная, что есть верные друзья,
Вспомни их, и Ад вдруг станет Раем.
Боль уйдет как талая вода.
Благодарю за визит.
Произведения
- Game is over (точка)— философская лирика, 19.03.2004 20:14
- Жевательная резинка «love is…» (New)— любовная лирика, 17.03.2004 20:19
- моя, против, воля.— философская лирика, 17.03.2004 20:13
- Утопи себя в любви— любовная лирика, 17.03.2004 20:11
- На полотне, сказка тонов или мозаика без штрихов.— любовная лирика, 17.03.2004 20:09
- *** РасTcвет.— любовная лирика, 17.03.2004 19:39
- Судьба возможная твоя (Что не нашел)— философская лирика, 11.03.2004 16:24
- Вне мыслей, истины скелет.— философская лирика, 08.03.2004 19:51
- Стоп!— философская лирика, 08.03.2004 17:30
- И не просто сон.— любовная лирика, 08.03.2004 16:47
- Любовь в вечный миг.— любовная лирика, 08.03.2004 16:32
- Hustonская— любовная лирика, 08.03.2004 16:07
- My life is.— философская лирика, 05.03.2004 21:28
- Край, потомков Ноя. непокоримого народа.— гражданская лирика, 05.03.2004 21:23
- Пустота, не пуста та.— философская лирика, 05.03.2004 21:07
- (Мысли игра — ты и я, и эта душа)— философская лирика, 05.03.2004 21:01
- Никогда, об этом ты не знал.— философская лирика, 05.03.2004 20:52
- О, Бог. выключи телевизор?!— философская лирика, 05.03.2004 20:40
- Простит ли сон?— философская лирика, 04.03.2004 18:15
- Пусто, странно и почти не одиноко.— философская лирика, 03.03.2004 17:15
- Базара нет, глаза царицы, просто сглаз— любовная лирика, 02.03.2004 20:02
- Штурмуем Ад, за нею Рай.— философская лирика, 02.03.2004 15:41
- оттенки разности в одном— экспериментальная поэзия, 01.03.2004 20:00
- Танцы в гости к сердцу— экспериментальная поэзия, 01.03.2004 19:59
- Капли грусти на душе— любовная лирика, 01.03.2004 19:56
- Где мой рассвет?— любовная лирика, 01.03.2004 19:53
- Зелённый замерзшиий тюльпан.— любовная лирика, 01.03.2004 19:53
- Жизнь пустяк— экспериментальная поэзия, 01.03.2004 19:49
- Ответ на один вопрос.— экспериментальная поэзия, 01.03.2004 19:46
- Консонанс ассонанса.— экспериментальная поэзия, 01.03.2004 19:45
- Город-Алмаз.— без рубрики, 01.03.2004 19:43
- Философия мнгновения мысли или— экспериментальная поэзия, 19.02.2004 21:32
- Ушедший город или ТОТ сон.— без рубрики, 19.02.2004 18:18
- Город «сказка». (Bubuu. )— без рубрики, 10.09.2003 20:17
- диалог между— экспериментальная поэзия, 10.09.2003 20:09
- Любовь в стакане.— любовная лирика, 19.06.2003 19:48
- Жевательная резинка «love is…»— любовная лирика, 18.06.2003 22:39
- Небо убийца.— без рубрики, 18.06.2003 22:34
- (Уроды ангелы ослепли…)— без рубрики, 18.06.2003 21:29
- Люблю, где тройка больше трииллион.— любовная лирика, 18.06.2003 20:28
- Совсем как Бог.— религиозная лирика, 18.06.2003 20:17
- Реальность уважаемый, в знаке в кавычках— без рубрики, 18.06.2003 19:49
- Сойти с ума?— без рубрики, 18.06.2003 19:41
- Архиумная сказка для красной и некрасной шапочки.— белый и вольный стих, 18.06.2003 19:39
- Давайте послушаем сказки тишины ? Ребята.— экспериментальная поэзия, 18.06.2003 19:31
- — и всё? — всё!— экспериментальная поэзия, 18.06.2003 19:06
- Полторастишье 1,5.— экспериментальная поэзия, 18.06.2003 18:54
- Бог в очках читает.— белый и вольный стих, 18.06.2003 19:03
- Алтерглобалистический сон.— экспериментальная поэзия, 18.06.2003 18:49
- Свобода!— белый и вольный стих, 18.06.2003 18:35
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Источник
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Лирика
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
Вступительная статья,составление и примечания Н. Томашевского
ПЕТРАРКА И ЕГО ‘КНИГА ПЕСЕН’
Н. Томашевский
Явление Петрарки огромно. Оно не покрывается никаким самым высоким признанием его собственно литературных заслуг. Личность, поэт, мыслитель, ученый, фигура общественная – в нем нераздельны. Человечество чтит великого итальянца прежде всего за то, что он, пожалуй, как никто другой, способствовал наступлению новой эпохи открытия мира и человека, прозванной Возрождением.
Говорить о Петрарке – значит говорить о мысли и искусстве уходящего Средневековья, говорить о Гуманизме и Возрождении, говорить о петраркизме итальянском и европейском. Петрарка был первым великим гуманистом, поэтом и гражданином, который сумел прозреть цельность предвозрожденческих течений мысли и объединить их в поэтическом синтезе, ставшем программой грядущих европейских поколений [А. Н. Веселовский. Петрарка в поэтической исповеди ‘Canzonie-ге’. 1304 – 1904. СПб., 1912]. Своим творчеством он сумел привить этим грядущим разноплеменным поколениям Западной и Восточной Европы сознание – пусть не всегда четкое – некоего духовного и культурного единства, благотворность которого сказывается и в современный нам век.
Петрарка – родоначальник новой европейской поэзии. Его ‘Канцоньере’ (или ‘Книга песен’) надолго определил пути развития европейской лирики, став своего рода непререкаемым образцом. Если на первых порах, для современников и младших гуманистов, Петрарка являлся великим реставратором классической древности, провозвестником новых путей в искусстве и литературе, непогрешимым учителем, то, начиная с 1501 года, когда стараниями Пьетро Бембо и типографщика Альдо Мануцио Ватиканский кодекс 3197 ‘Канцоньере’ был предан широкой гласности, началась эпоха петраркизма, причем не только в поэзии, но и в области эстетической и критической мысли. Петраркизм вышел за пределы Италии. Свидетельством тому ‘Плеяда’ во Франции, Гонгора в Испании, Камоэнс в Португалии, Шекспир и елизаве-тинцы в Англии. Без Петрарки их лирика была бы не только непонятной для нас но и попросту невозможной.
Мало того, Петрарка проторил своим поэтическим наследникам путь к познанию задач и сущности поэзии, познанию внутреннего мира человека, его нравственного и гражданского призвания.
ЛИЧНОСТЬ И ПОЭТ
В невольно возникающем при чтении Петрарки автопортрете бросается в глаза одна черта: потребность в любви. Это и желание любить, и потребность быть любимым. Предельно четкое свое выражение эта черта нашла в любви поэта к Лауре, главному предмету всего ‘Канцоньере’. Любви Петрарки к Лауре посвящено неисчислимое количество трудов ученых и неученых, и потому говорить тут об этом подробно не имеет смысла. С нужной полнотой читатель все узнает из самих стихотворений. Необходимо лишь заметить, что Лаура фигура вполне реальная, внешняя биография ее в самых общих чертах известна и большого интереса не представляет. О ‘внутренней’ же рассказывает сам поэт. Конечно, как всегда бывает в настоящей поэзии, любовь эта сублимированная, к концу жизни поэта несколько приутихшая и едва ли не слившаяся с представлением о любви райской, да и самим Раем.
Конкретнее в жизни Петрарки любовь к матери, к домашним (брату Герардо и племяннику Франческо), к многочисленным друзьям: Гвидо Сетте, Джакомо Колонна, Джованни Боккаччо и многим другим. Вне дружбы, вне любви к ближним и вообще к людям Петрарка не мыслил себе жизни. Это накладывало определенный нравственный отпечаток на все им написанное, привлекало к нему, повсеместно делало своим, любимым.
Еще одна черта, которую обнажал сам поэт, за которую порой (особенно на склоне лет) себя бичевал: это любовь к славе. Не в смысле, однако, простого тщеславия. Желание славы у Петрарки было теснейшим образом связано с творческим импульсом. Оно-то в большой степени и побудило Петрарку заняться писательством. С годами и эта любовь, любовь к славе, стала умеряться. Достигнув беспримерной славы, Петрарка понял, что она вызывает в окружающих куда больше зависти, чем добрых чувств. В ‘Письме к потомкам’ он с грустью пишет о своем увенчании, а перед смертью готов даже признать триумф Времени над Славой.
Любопытно, что любовь к Лауре и любовь к Славе между собой не только не враждовали, но даже пребывали в тесном единении, что подтверждалось устойчивой в поэзии Петрарки сим воликой: Лаура и лавр. Но так было до поры до времени. В годы самоочистительных раздумий Петрарка вдруг почувствовал, что и любовь к Лауре, и желание Славы противны стремлению обрести вечное спасение. И вовсе не потому – а это чрезвычайно существенно для Петрарки! что они греховны сами по себе. Нет! просто они мешали вести тот образ жизни, который надежно подвел бы его к спасению. Осознание этого противоречия повергло поэта в глубокое душевное смятение, умеряемое, впрочем, писанием трактата, где он пытался со всей откровенностью обнажить свое душевное состояние.
Конфликт этот был лишь частным случаем конфликта более общего и философски более значимого: конфликта между многочисленными радостями земного бытия и внутренней религиозной концепцией.
К земным радостям Петрарка относил прежде всего окружающую природу. Он, как никто из его современников, умел видеть и наблюдать ее, умел наслаждаться травой, горами, водой, луной и солнцем, погодой. Отсюда и столь частые и столь любовно написанные в его поэзии пейзажные описания. Отсюда же тяга Петрарки ‘к перемене мест’, к путешествиям, к возможности открывать для себя все новые и новые черты окружающего мира.
К несомненным земным радостям относил Петрарка и веру в красоту человека и могущество его ума. К ним же он относил любое творческое проявление: будь то в живописи (сошлюсь на его суждения о Симоне Мартини И Джотто), в музыке, философии, поэзии и т. д.
За эти существеннейшие качества человека Петрарка благодарил Творца. Но эти же качества могли явиться и причиной гибели человека.
Тут надо сказать два слова о личной религиозности Петрарки. Предписаниями религии он не манкировал. Соблюдал их неукоснительно и без рассуждения, в дебри теологии не встревал. Но и отказа от радостей жизни не было. Многочисленные его друзья и родной и горячо любимый брат Герардо отрешились от всего земного и уединились в своих обителях. Петрарка их одобрял, но примеру не следовал. Молчаливо принимая созданное единым Творцом и порой вознося ему хвалу, Петрарка был не чужд и протеста. Ведь это именно он, Петрарка, восклицал: ‘…что это За мир ‘округ. Почему Ты отворачиваться от него? Разве Ты забыл о нашей нищете и страданиях?’
Петрарка не отказывался от привилегий, связанных с его духовным саном, но никогда не соглашался принять конкретную должность, взять на себя обязанности по спасению чужих душ.
Петрарка был поразительно восприимчив ко всему, что его окружало. Его интересовало и прошлое, и настоящее, и будущее. Поразительна и широта его интересов. Он писал о медицине и о качествах, необходимых для полководца, о проблемах воспитания и о распространении Христианства, об астрологии и о падении воинской дисциплины после заката Римской империи, о выборе жены и о том, как лучше устроить обед.
Петрарка превосходно знал античных мыслителей, но сам в области чистой философии не создал ничего оригинального. Критический же его взгляд был цепок и точен. Много интересного им написано о практической морали.
Источник
Померкло солнце венок
«…и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине»
Лк 23, 45.
1
Предания библейских дней,
Скрижали, Божии заветы –
Как глас в пустыне без ответа…
Стремим в галоп своих коней.
Нам самолюбие важней,
Извечной мудрости советов…
Мы слепы, и не видим света,
И, исцеленье – все трудней…
Кто глуп — тот никого не слышит,
Себя считая — всех превыше.
Мы, в своей гордости, хоть тресни,
Всегда идем за первый стол…
Потом, вдруг слышим: «Эй, ты – кто?»…
Отброшены, забытой песней.
2
Отброшены, забытой песней,
И Соломон, и Моисей…
«Разумное, средь них, не сей…
Пусть будет бисер полновесней…»
Хотя, что Библии чудесней?
История – во всей красе…
Здесь – подвиги, измены все…
В ней — исцеленье от болезней.
Для не предвзятого ума –
Полезна Библия весьма.
Я, как на исповеди честен.
В чем корень нынешних проблем?
(Наверно, интересно всем?) —
Мы жить не научились вместе…
3
Мы жить не научились вместе,
Ведь каждый ценит лишь себя!
А, если б, ближнего любя,
Как завещали… В одном тесте
Мы все замешаны — на двести
Процентов… Веры не губя,
Напротив – только пригубя
Ее, поймешь – не нужно бестий
Чтоб отстоять свои права…
И Бог – не разделяет Вас.
Различья в вере – не страшней,
Чем все неверие на свете.
Но мы, давно, не Божьи дети,
Ей-ей! пороки все сильней…
4
Ей-ей! пороки в нас сильней,
Чем тяга к разуму… И, строем,
Готовы, мня себя героем,
Все делать… жестче и страшней.
Мы делаем другим больней,
И тем, себе же…яму роем
Кто скажет: «Меч войны зароем,
Жизнь в мире – лучше, чем в войне»?
Однажды…так сказал Исус,
А мы – все ищем крови вкус…
Что кровожадности дурней?
Взгляните, хоть на мир животных…
Но, автоматы, отчего-то,
Рассказов древних нам слышней.
5
Рассказов древних нам слышней
Иные песни и рассказы,
Что телевизор, как зараза,
Вещает. Выключить трудней,
Чем отказаться от корней,
Господних праведных наказов,
Сияющих подобно стразам
В веках от сотворенья дней.
Воображенье призови:
Что в Боге есть…сильней любви?
В Чечне, в Москве, в Крыму и в Бресте,
(Брест за границей стал теперь)
Влекут нас к тяжести потерь…
Крови кипенье, чувство мести.
6
Крови кипенье, чувство мести –
Неиссякаемый мотив…
Звучит, всю жизнь нам превратив,
В забег за призраками лести.
Сдают нам – червы…козырь – крести…
И косит нас крестовый тиф,
Крестами б нечисть освятив,
Вздохнуть свободно в людном месте…
Откуда в нас боязнь креста? –
В том — падших духов маята…
Страшнее мыслей об аресте
Для мудрого — лишь Божий суд…
У глупых – все в один сосуд:
«Ловить момент, забыв о чести».
7
«Ловить момент, забыв о чести…
Урвать, а дальше? Как-нибудь,
Зачем томить в раздумье грудь,
И ожидать дурные вести?
Один, среди тычинок, пестик…
Так…лучше – Я, чем кто-нибудь!»
О Боге только позабудь…
И обживай свои поместья.
Что жизнь без Бога в голове
И в сердце? Проживи хоть две…
Мы ищем славы средь людей,
Зачем? Мы все здесь – преходящи,
Подумать бы о настоящем…
О, слава! Что мы — перед ней?
8
О, слава! Что мы — перед ней?
Ища в делах — не наслажденье,
А только славы наважденье,
Успех…хотя б на десять дней!
Подумай, есть ли что смешней —
Собрать при жизни награжденья.
Мирская слава – лишь виденье,
Давайте… помолчим о ней…
Кто ищет снисхожденья в Боге –
Всегда на правильной дороге!
Хотя б родителей — люби ты!
Скажи при жизни им о том,
Чтобы не каяться потом…
Слова любви давно избиты.
9
Слова любви давно избиты –
«Люблю тебя!» — Скажи дружок:
Распятье или… пирожок
Ты ждешь в признании открытом?
Иль, наклоняясь над Лолитой,
Подув в пастуший свой рожок,
Обняв дрожащих струн кружок,
Провозглашая звук трембиты,
Ты ждешь ответную любовь?
А, если – нет? Что? Хруст зубов
На горле… и любовь убита…
Об однополых промолчу…
«Цветным» прослыть я не хочу…
Опять заветы позабыты…
10
Опять заветы позабыты…
Тех, кто… лишь думает о Боге,
Воспринимают, как убогих,
Или – отсталых и забитых.
А есть. что говорят открыто,
Не в келье, а — среди дороги
И, раздражают очень многих,
Жующих над своим корытом.
Совсем немногим чувство веры,
Для Бога открывает двери,
С вопросом: «Как себя спасти?».
К тем, кто не думает о тризне,
Не обращайся с укоризной —
Любови к ближним не найти…
11
Любови к ближним не найти
У тех, кто лишь себя лелеет,
О теле думает смелее,
Чем о душе…Ну, что ж, простим…
Он мне – не брат, но…побратим
Прочтя стихи — не станет злее,
И, вдруг…кого-то пожалеет…
Процесс неверья – обратим:
Нам Вера – силы придает,
Русь, от безверья – устает…
Жизнь, кое-как и как-нибудь,
Не может бесконечно длиться…
Хочу вопросом поделиться:
«Неужто зря…весь крестный путь?!»
12
Неужто зря…весь крестный путь,
Давно предсказанный Пророком,
И сбывшийся, согласно срокам?
Кричал народ: «Распнуть! Распнуть!»
Пусть кто-то скажет: «Позабудь,
Займись сегодняшним уроком,
А, в этих сказках – мало проку…»
Неужто веришь: «Проклят будь…»
«ИлИ, ИлИ! ЛамА савахфанИ?» *
О, Боже! Что Ты сделал с Ним?!
Трещит завеса, пала грудь,
И сотник падает на рожу:
«Воистину — Он Сын Твой, Боже!»
Ценою жизни… не вернуть…
* «Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?»
Мф 27, 46.
13
Ценою жизни не вернуть…
Но Бог способен к Воскресенью,
И, каждый год, есть день весенний,
Когда нам следует вздохнуть:
«Христос воскрес!» Не смейте пнуть
тех, кто уверовал в спасенье,
Хотя бы… лишь из опасенья,
Что невозможно заглянуть
За грани жизни… Что там? Что там?!
А вдруг – чугунные ворота,
Куда с грехами — не пройти?!
Смерть – эпитафия любви.
А, без любви — нельзя привить
Евреям праведность пути…
14
Евреев, в праведность пути
Склонить пыталась Палестина…
Теперь война — давно рутина,
А, на войне – уж не шути…
Да, что – евреи? Не найти
В других… ни одного кретина…
Везде – похожая картина,
И на границах – карантин…
Для терроризма – нет границ!
В безверии – паденье ниц.
Идут года, и все видней
(Иль просто – хочется мне верить):
Пора — Любить! Откроем двери —
Преданиям библейских дней!
15.
Предания библейских дней
Отброшены, забытой песней.
Мы жить не научились вместе,
Ей-ей, пороки все сильней…
Рассказов древних нам слышней
Крови кипенье, чувство мести…
Ловить момент, забыв о чести,
О, слава! Что мы — перед ней?
Слова любви давно избиты
Опять заветы позабыты…
Любови к ближним не найти…
Неужто зря…весь крестный путь?!
Ценою жизни… не вернуть
Евреев — в праведность пути…
======================
Источник