Герои повести Кладовая солнца Пришвина сочинение
Главными героями сказки-были Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца» являются Настя и Митраша Веселкины. Родители их умерли, и осиротевшие дети живут одни.
Настя: Волосы девочки были не темные и не светлые, они отливали золотом. Все лицо Насти покрывали крупные веснушки. Настя была старше брата на два года, на момент повествования девочке 12 лет. В деревне Настю часто сравнивали с золотой курочкой на высоких ножках.
После смерти родителей детям досталось все их крестьянское хозяйство, с которым они быстро научились управляться. Настя вставала задолго до рассвета, она управлялась по хозяйству, «хворостиной выгоняла свое любимое стадо». Затем топила печь, готовила для них с братом еду. Целый день хлопотала Настя по дому.
Настя любит брата, и как старшая сестра заботится о нем. Она отправилась на его поиски, когда дети поссорились на болоте и пошли за клюквой разными тропинками. Насте стало стыдно, что собирая клюкву, она забыла о брате и он чуть не погиб. Девочка отдала всю собранную ягоду детям в детский дом.
Митраша: Плотный коренастый мальчик 10 лет. Митраша упрям и силен. В деревне его называют «мужичком в мешочке». Как и у его сестры, лицо Митраши покрывают золотые веснушки.
Отец научил сына делать деревянную посуду, это умение пригодилось ему: Митраша изготовлял утварь, как для дома, так и для соседей и знакомых, которые просили его об этом. Помимо этого мальчик посещал общественные собрания, все мужские заботы по хозяйству легли на его плечи.
Не смотря на то, что Насте и Митраше хватало забот по домашнему хозяйству, они не отклонялись и от общественных работ. Они работали на колхозных полях, на скотном дворе, посещали собрания, помогали копать противотанковые рвы.
Митраша любит свою сестру, во всем помогает ей. Они живут очень дружно.
Из-за своего упрямства мальчик попадает в беду, пойдя не той дорогой за клюквой, он проваливается в болото. Его спасает собака Травка.
Второстепенные герои
К второстепенным героям сказки-были относятся старик Антипыч, собака травка, волк Старый помещик.
Старик Антипыч: Старый лесник прожил долгую жизнь, он умер на девяностом году. Антипыч жил в лесной сторожке со своей собакой Травкой. Изначально лесник дал ей охотничье имя Затравка, но впоследствии собаку стали звать просто Травкой. Лесник был очень умным, он старался передать свои знания людям. Частыми гостями сторожки Антипыча были охотники, они с удовольствием слушали рассказы старого лесника. Люди относились к Антипычу с уважением, прислушиваясь к его мудрым жизненным советам.
Собака Травка: Собака лесника Травка после смерти своего хозяина осталась жить в лесу. Нового лесника не назначали из-за начала войны. Травке трудно было привыкнуть к дикой жизни. Она обитала у развалин сторожки Антипыча. Часто собака приносила к ней пойманную дичь для Антипыча. Однако умерший ее хозяин не приходил и собака выла.
Погнавшись за зайцем, Травка набрела на болото. Там ее увидел Митраша, он хитростью подозвал собаку к себе и Травка сама того не понимая помогла мальчику выбраться из трясины. Так Травка обрела новых хозяев. После происшествия на болоте собака осталась жить у Насти с Митрашей.
Волк Старый помещик: Старый волк, который получил прозвище Старый помещик, был неуловимым хищником. Он резал скот в деревне и охотился на собак. Охотники истребили его стаю, лишь Старый помещик оставался неуловим. Услышав лай Травки, волк пошел на ее голос. Старый помещик уже давно хотел поймать собаку Антипыча. Однако охота за Травкой привела его к погибели, Митраша не испугался старого волка. Мальчик пристрелил Старого помещика.
2 вариант
В повести М. Пришвина «Кладовая солнца» реальность переплетается со сказочными мотивами. На долю главных героев – Митраши и Насти – выпадают испытания, которые они достойно преодолевают. В сюжете принимают участие как люди, так и жители леса, птицы и животные. Главная мысль писателя – важно не просто любить, а научиться слышать и понимать друг друга, только в этом случае любые трудности можно легко преодолеть.
Главные герои
Митраша Веселкин – мальчик лет десяти, младший брат Насти, «мужичок в мешочке». Ребятишки остались без родителей, взвалили всё немалое хозяйство на свои хрупкие плечи. Митраша многому научился у отца. Он умеет изготавливать деревянную посуду для своего хозяйства и на заказ, помогает сестре, всю мужскую работу взял на себя. Митраша слушается Настю, дети живут дружно. Когда они отправились в лес за клюквой, Митраша из упрямства пошёл другой тропой и чуть не утонул в болоте. Мальчика спасла собака Травка.
Настя – сестра Митраши, ей около двенадцати лет. Девочка не по годам серьёзная, рассудительная, она умело ведёт хозяйство, заботится о брате. Настя может и корову подоить, и по дому всё сделать. Ребята стараются всё делать сообща, помогают друг другу. Но по дороге в лес дети поссорились и пошли за клюквой разными дорогами. Настя нашла поляну, усыпанную ягодой, и забыла о Митраше. Она торопилась наполнить корзину. Услышав выстрел, девочка очнулась и вспомнила о брате.
Второстепенные герои
Антипыч – опытный лесник, который пользуется уважением у людей. Ему больше восьмидесяти лет, все свои знания и накопленную мудрость он передаёт людям. Старик жил в сторожке со своей собакой травкой. К нему часто приезжали с ночёвкой охотники, с удовольствием слушали его интересные истории.
Травка – собака лесника, сохранявшая верность хозяину даже после его смерти. Оставшись одна, Травка не хотела уходить из жилища, осталась жить в сторожке и по старой памяти часто приносила к ней добычу. Охотясь за зайцем, собака попала на болото и увидела Митрашу. Мальчик ласково звал её по имени. Это подкупило Травку, она спасла его. Так Травка нашла нового хозяина, с которым пришла в деревню.
Старый волк – неуловимый хищник, которого люди прозвали Серым помещиком. Он резал скотину и всегда уходил от погони. Лай Травки привёл его тоже к болоту, где Митраша его пристрелил.
Рассказчики – рабочие, занимающиеся исследованием болот. Это они обнаружили, что дети не ночевали дома и организовали поиски. Когда ребят нашли, Настя призналась, что из-за жадности не сразу вспомнила о брате и поэтому отдаёт всю собранную клюкву в детский дом.
Также читают:
Картинка к сочинению Характеристика героев повести Кладовая солнца
Популярные сегодня темы
Каждую осень, после того как опадет вся листва, старшие классы нашей школы, с восьмого по одиннадцатый, выходят на уборку территории. После месяца учебы, дни уборки приходиться нам спасительной передышкой
Эпоха перемен – время, когда меняется одна эпоха и начинается другая. Это может быть период, когда привычные и традиционные взгляды на жизнь, сменяют другие, новые и непривычные
Некрасов сильно переживал за судьбу простого народа, особенно женщин, которым ой как нелегко было тянуть свою житейскую ношу. Эта тема очень явно просматривается в его творчестве.
Жизнь Самсона Вырина была похожа на жизнь других станционных смотрителей. Герою приходится слушать недовольство и упреки в свою сторону, чтобы иметь возможность прокормить семью
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич – это автор многих картин, он сильный, своеобразный, необыкновенный художник с собственным уникальным видением на цвета, формы, композиции.
Источник
Образ и характеристика Митраши — героя сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»
В сказке-были Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца» рассказывается о брате и сестре, осиротевших во время Великой Отечественной войны. Однажды, несмотря на их дружбу, у Митраши и Насти случилась ссора, которая могла привести к гибели мальчика. Образ и характеристика Митраши помогут раскрыть темы сказки-были и её основную мысль.
Портрет: описание внешности, речь
Митраша (Дмитрий) — десятилетний мальчик, он на два года младше сестры Насти. Он был маленький, плотный, «лобастый», с широким затылком.
Учителя называли между собой Митрашу «Мужичок в мешочке». «Мужичок» — потому что мальчик самостоятельный и упрямый, а «в мешочке» — потому что он носил старую отцовскую куртку из домотканой материи, подпоясывая её кушаком (широким поясом). Куртка эта ему была до пят, поэтому казалось, что на Митраше надет подпоясанный мешок.
Лицо у Митраши, как и у его сестры, было в веснушках, похожих на золотые монетки, а курносый нос был без веснушек.
Мальчик помнил многие наставления отца и часто упоминал об этом в своей речи. От него то и дело Настя слышала: «отец говорил…», «отец показывал…», «отец рассказывал…»
Характер, поступки
Мать у Митраши и Насти умерла от болезни, отец погиб на фронте. Оставшись одни, дети сумели научиться вести всё хозяйство, доставшееся им после родителей. Они были трудолюбивы: ухаживали за скотиной, работали в огороде, а Митраша ещё делал деревянную посуду для сельчан — этому ремеслу он выучился у отца. Кроме бондарства (изготовления бочонков, шаек, лоханей) мальчик занимался мужской работой — той, где нужно применять не только топор, пилу, другие инструменты, но и силу, ведь Митраша был не только трудолюбивый и умелый, но и сильный.
Присоединялся он и к общественной работе: помогал колхозникам на скотном дворе, в полях, на лугах, помогал рыть противотанковые рвы. Кроме того, бывал Митраша на колхозных собраниях, старался понять общественные заботы, да ещё и в школе учился.
Митраша помнил, как «отец наставлял его мать», и тоже иногда начинал учить Настю. Но у сестрёнки было больше жизненного опыта, так как она была старше брата на два года. Она просто улыбалась, слушая его, а Митраша начинал хорохориться и злиться. Но Настя погладит его по затылку и мальчик, понимая, что он всё же младше её, успокаивался. После этого Настя предлагала вместе поработать на огороде. Таким образом, Митраша не зазнавался, и в его дружбе с сестрой было равенство. Автор подчёркивает, что не было в селе ни одной семьи, «где бы жили и работали так дружно», как Митраша и Настя.
От родителей дети переняли умение и сноровку, трудолюбие, серьёзное отношение к жизни, доброту.
Как Митраша попал в беду
Митраша помнил многие рассказы и наставления отца, который был для него непререкаемым авторитетом. Отец, как видно, был умным, общительным, много беседовал с сыном, серьёзно к нему относился, даже иногда называл по имени-отчеству — Дмитрий Павлович. И когда брат и сестра стали собираться весной на Блудово болото за клюквой, Митраша вспомнил, что отец рассказывал, что в лесу, возле Слепой елани, есть палестинка, где очень много клюквы. Мальчик помнил, что отец говорил, что её можно найти, если перейти Высокую гриву и потом идти прямо на север. Поэтому Митраша взял с собой в лес кроме топора и ружья «Тулки» ещё и компас. Про стрелку компаса отец сказал, что она верней друга: бывает, что друг изменит, а стрелка всегда на север смотрит, с её помощью, если заблудишься, можно узнать, где дом.
Собираясь за клюквой, Митраша обернул, как отец, вокруг ног портянки и вправил в сапоги. Надел он картузик, у которого козырёк от старости раздвоился: верхняя корочка была задрана, а нижняя спускалась почти до носа. Оделся мальчик в отцовскую куртку, которая была ему до пят, и подпоясался кушаком.
Дошли брат и сестра по Блудову болоту до Лежачего камня. Около него широкая тропа расходилась вилкой: одна тропа, плотная, хорошая, поворачивала направо, а другая, слабая, шла прямо. Митраша по компасу проверил их направление и узнал, что на север идёт слабая тропка. Он сказал Насте, что нужно идти по этой тропинке. Сестра пыталась его уговорить идти по плотной тропе. Она думала что, если идти по другой тропке, можно угодить в Слепую елань (топкое место в болоте). Но Митраша решил идти к палестинке по стрелке на север, как учил отец. Дети поспорили, рассердились друг на друга и пошли каждый по своей тропе.
Стрелка компаса повела Митрашу в Слепую елань, где немало людей и скота погибло. Тропа, по которой шёл мальчик, стала нетвёрдой, малозаметной. Но Митраша приметил, что вдоль неё росла высокая белая трава белоус. Он дошёл до ровной полянки, увидел на другой её стороне траву белоус — спутника человеческой тропы. Мальчик смело пересёк полянку и пошёл снова по елани, но не по тропке, которая сейчас вела не прямо на север, а повернула налево. Он хотел сократить путь и идти не по изгибающейся тропке, а строго на север. Ноги его всё глубже утопали, и труднее стало их вытаскивать. Вот он уже погрузился в воду выше колена, хотел выскочить назад, но увидел недалеко впереди траву белоус на человеческой тропе и решил не отступить назад, а перескочить на тропу. Он рванулся вперёд, но провалился в болото по грудь. При малейшем движении его тянуло вниз. Мальчик положил ружьё плашмя на болото и опёрся на него руками.
И тут услышал он крик Насти: «Митраша!» Мальчик ответил, но его крик отнёс ветер в другую сторону, и сестра не услышала его. Потом Митраша и кричать перестал, и по его щекам потекли слёзы.
Как Травка спасла Митрашу
В это время собака Травка, жившая одна в лесу после того, как её хозяин, лесник Антипыч, умер, прибежала на Слепую елань, преследуя зайца. А за ней понёсся волк Серый помещик, давно мечтавший поймать Травку.
Травка увидела Митрашу. Мальчик вспомнил, что по-настоящему эту собаку зовут Затравка, произнёс это слово, и Травка поняла, что это маленький Антипыч.
Митраша стал ласково уговаривать собаку, чтобы она ползла к нему. Когда Травка была уже близко, он не погладил её по голове, так как по её виду понял, что от радости она кинется к нему и утопит. Он замер и в то мгновение, когда Травка хотела броситься к нему на шею, схватил её за заднюю ногу. Большая, сильная собака рванулась и вырвала мальчика из болота. Он сразу лёг животом на ружьё, выпустил Травку и на четвереньках, переставляя ружьё, на которое опирался, добрался до тропы, где росла трава белоус. Тут он встал на ноги и позвал собаку: «Иди же теперь ко мне, моя Затравка!» Травка признала в нём хозяина, её любимого Алпатыча, с радостным визгом бросилась к нему, и Митраша стал целовать её в нос, в глаза, в уши. Так выдержка и знание поведения собак помогли Митраше выбраться из болота.
Мальчик был очень голоден, а Травка как раз возобновила гон по зайцу. Мальчик переменил в ружье подмокшие патроны и притаился в кусту можжевельника. Как раз здесь же притаился волк, подкарауливавший Травку. Митраша, увидев волка, выстрелил в него и убил серого разбойника, который за одно лето порезал множество коров и овец.
Услышав выстрел, Настя закричала, брат отозвался, и она быстро к нему прибежала. Травка принесла своему новому хозяину, в котором она видела молодого Алпатыча, зайца, и друзья развели костёр, стали готовить еду и устраиваться на ночлег.
Так Митраша благодаря своей силе духа, знанию повадок собак, умению стрелять, смог остаться в живых.
Отношение автора к Митраше
Пришвин относится к Митраше уважительно за то, что:
- у него есть сила характера;
- он умеет жить в тяжёлых условиях;
- выучился у отца бондарскому мастерству и делает деревянную посуду для односельчан;
- делает по хозяйству мужскую работу;
- участвует в общественной жизни.
Пришвин был не только писателем, но и естествоиспытателем, исследователем природы. Он понимал, что путь исследователя всегда нелёгкий, поэтому ему нравится намерение Митраши идти своим путём, а не выбирать проторённые дороги. Но Пришвин знал, что исследователю нужно учитывать и опыт, накопленный людьми. А у десятилетнего Митраши не хватило жизненного опыта, чтобы прийти к цели.
Вывод
Образ Митраши в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» помогает понять идею (основную мысль) этого произведения. Она состоит в том, что не нужно ссориться с друзьями, а если у людей разные мнения, нужно постараться договориться. Это произведения учит читателей тому, что о друзьях никогда не следует забывать и что, отправляясь по незнакомому опасному пути, нужно учитывать опыт других людей. Мальчик, перейдя хорошую полянку в Гиблой елани, не пошёл по тропке, которая в одном месте повернула налево, а хотел идти всегда строго по стрелке компаса на север. То есть он не поверил опыту других людей, ходивших строго по этой тропке, хотел сократить путь и поэтому попал в беду.
Характеристика образа Митраши, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.
Источник