Меню

После дождя выглянуло солнце его лучи пробиваются сквозь

Развитие письменной речи учащихся
методическая разработка по русскому языку на тему

Материал содержит упражнения направленные на развитие умений и навыков письменной речи школьников в аспекте грамматического, коммуникативного и стилистического порядка слов. Материал будет полезен учителям начальных классов и учителям русского языка и литературы, работающим в 5 классе.

Скачать:

Вложение Размер
Развитие письменной речи школьников 25.76 КБ

Предварительный просмотр:

Р ечь возникает из потребности высказаться. Задача школы — научить правильно строить предложения, т. е. не пропускать слова, ставить слова в определённой последовательности, правильно согласовывать их друг с другом и правильно это все оформлять письменно.

При обучении связной письменной речи необходимо давать детям теоретические сведения, т. к. навыки и умения формируются успешнее, когда они осмыслены. При составлении связных сообщений необходимо постоянно ставить вопросы: почему именно такой порядок слов вы выбираете? как порядок слов может связать два соседних предложения? И т. д. Эти вопросы рассчитаны на то, чтобы дети учились обдумывать одновременно несколько предложений при составлении связного сообщения и постоянно сразу обдумывали и связывали два соседних предложения. Кроме того, формирование умения строить речь в определённой форме и стиле тесно связано с формированием речевых умений и умений исправлять и совершенствовать написанное и сказанное.

Предлагаю примеры заданий по развитию письменной речи младших школьников в аспекте грамматического, коммуникативного, стилистического порядка слов.

  1. Упражнения, направленные на развитие умений и навыков письменной речи младших школьников в аспекте грамматического порядка слов

Грамматический порядок слов в предложении является нейтральным и определяется рядом синтаксических норм, определяющих взаиморасположение главных и второстепенных членов. Нарушения ведут к инверсии — мотивированной и немотивированной, а значит — могут расцениваться либо как средство выразительности, либо как ошибки (недочеты).

1. Из данных слов составь предложения с однородными сказуемыми и запиши их.

1) Мальчик дереву, взял, с, земли, упавшее, яблоко, подошел, к.

2) Ветер, листочки, по, их, гонит, последние, садовым, срывает, дорожкам, и.

2. От выделенных слов задай вопросы какой? какая? какие? в нужном падеже и вставь пропущенные второстепенные члены предложения.

Образец: У Саши есть (?) друг . — Какой друг есть у Саши? — Ответ: У Саши есть надежный друг.

После (?) дождя выглянуло (?) солнце . Его (?) лучи пробиваются сквозь (?) листву деревьев и (?) пятнами падают на песок.

Слова для вставок: короткий, нежно-зеленый, весенний, теплый, пестрый.

3. Соедини стрелками слова с соответствующим им предложением.

Утром к дому прилетела стайка (какая?). весело

Маленькая Нина вышла (куда?).. . ползает и кричит.

Воробьи уселись на крыше и . чирикали (как?). воробьев

Мальчик разглядел . червячка (какого?). журавли

В золотые осенние дни собирались к отлету (кто?). крохотного

Володя обернулся и увидел, что шляпа (что делает?). . на крыльцо.

Какие были пропущены в них члены предложения?

II. Упражнения, направленные на развитие умений и навыков письменной речи младших школьников в аспекте коммуникативного порядка слов

Успех в работе по развитию речи возможен только в том случае, если она будет носить обучающий характер, преследовать определенные цели. Современная программа начальной школы предъявляет высокие требования к развитию речи учащихся. Возросшее внимание к речи соответствует задачам творческого развития детей и повышения их познавательной активности .

1. Прочитай текст и подчеркни грамматические основы предложений. Найди предложение, в котором подлежащее и сказуемое расположены не так, как в остальных предложениях. Является ли такой порядок обычным?

Был чудесный зимний день. Солнце светило ярко, снег блестел. Прозрачные, как хрусталь, сосульки сверкали, отливая всеми цветами радуги. Небо над городом сияло чистейшей голубизной.

Обрати внимание на тип текста (описание, повествование. ).

2. Составь предложения из рассыпанных слов.

1. Живёт, большого, белка, в дупле, дерева, рыженькая.

2. Гнёздышко, а, птичка, в его ветвях, вьет, маленькое.

3. Целый, они, день, хлопочут.

4. Собирает, грибочки, белочка, червячков, а, птичка.

6. В, ночной, в, лесу, час, затихают, шум и возня.

7. Всем, и, птичка, песню, лесным, жителям, колыбельную, поёт.

Прочитай то, что получилось. Это текст? Докажи.

• Как связаны между собой предложения?

• Автор назвал этот текст «B лесу». Почему?

• Запиши сначала заголовок, а затем текст. Начни писать с красной строки.

3. Вставь пропущенное предложение, которое лучше всего подходит по смыслу и порядку слов.

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. _______Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

  • Три горошины залетели на крышу.
  • Три горошины на крышу залетели.
  • Залетели на крышу три горошины.

Можешь ли ты объяснить свой выбор?

4. Выбери и вставь в текст предложение с правильным порядком слов.

Папа на день рождения подарил сыну велосипед! Дениска так долго этого ждал ! Он не верил своим глазам.

  • Потом Денис схватил велосипед и тотчас поехал кататься.
  • Потом схватил Денис велосипед и поехал кататься.
  • Потом схватил велосипед Денис и кататься поехал.

5. Выбери из предыдущего задания предложение, которое придаст выразительность тексту. Как ты думаешь, почему?

Мой младший брат нарисовал для меня картинку: вот светит яркое солнце, радостные дети лепят снеговика, ворона сидит на ветке дерева,__________.

6. Прочитай пары предложений. В конце каждого предложения подчеркни такие слова, которые подсказывают начальные слова следующего предложения.

Я пошел на горку. Она была ледяная, крутая и длинная.

Проснулся я от крика. Кричал дядя.

Город стоял на берегу реки. По ней плыли белые пароходы..

7. Исправь недочеты в порядке слов.

Передо мной картина «Клубника и белый кувшин». Главное здесь — клубника. Она очень красивая.

Под березой в тени отдыхает девочка, женщина и пес Шарик. Рядом с девочкой лежит Шарик.

8. Составь из данных в скобках слов предложения так, чтобы оно развивало мысль, высказанную в предыдущем предложении.

Алина подошла к Леве, И Лева пошел танцевать, хотя он танцевать не умел (его, учить, Алина).

9. Прочитай предложения. Используй слова для справок с целью соединить эти предложения в тексте. Почему ты выбрал(-а) именно эти слова?

У лисицы в норе подросли лисята . учит их ловить добычу. . строго следит за учениками. . смело бросаются на все, что движется.

Слова для справок: учительница, мать, маленькие охотники.

10. Найди в тексте место для пропущенного предложения, поставь там галочку.

В мокром небе кричат улетающие на юг гуси. С веток срываются красные и желтые листья и летят за гусями. Вместе с листьями летит стайка зябликов.

(Кланяются им вслед осины и березы, машут ветвями.)

11. Прочитай текст о коте Ваське. Одно предложение в нем пропущено. Заполни пропуск. Для этого выбери из скобок нужное предложение, подчеркни его.

Шерсть у Васьки блестела и лоснилась как бархат. Она была золотисто-красного цвета с яркими черными полосками. . Живот был светло-серый, без полос.

(До живота доходили полосы. Полосы доходили до живота.)

Дождь прошел. Появилось солнце. Лес засверкал. Капли заблестели. Природа ожила.

Распространи предложения, включив слова, которые помогли бы передать красоту природы после дождя.

III. Упражнения, направленные на развитие умений и навыков письменной речи младших школьников в области стилистического порядка слов

Порядок слов выполняет разнообразные экспрессивно-стилистические функции, способен придавать тексту различные стилистические окраски. Это мотивированные и нередко типизированные отступления от нейтрального порядка слов.

1. Определи, из какого типа текста предложения (повествование, описание). Есть ли что-то не совсем обычное в порядке выделенных слов? Изменится ли выразительность, если поменять местами подлежащее и сказуемое? В каких текстах встречаем такую последовательность?

  • Вхожу я в густой ельник. Вдруг слышу шаги.
  • Сегодня пасмурный день. В клетке загрустила канарейка.
  • У подножия величавых гор раскинулась широкая степь.
  • Выглянуло солнце . С веселым криком бегут ребята к реке.
  • Расцветает яблонька в саду . Я от этой яблоньки глаз не отведу (Е. Благинина).
  • Мы любим походы в леса и поля (О. Высоцкая).

2. Обрати внимание на последовательность подлежащих и сказуемых. Какую окраску она придает?

По полям бегут ручьи,

На деревьях лужи,

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь ,

И расцвел подснежник .

3. Найди и подчеркни главные члены предложения в тексте.

В лесу животные ведут себя очень тихо и аккуратно. Они настороженно прислушиваются к незнакомым звукам, прячутся и замирают, если чувствуют рядом опасность. Люди так часто пугают животных, что они перестали нам доверять: зайчик не съест из рук морковку, белочка не возьмет орешек, а лиса или медведь и носа не покажут , если рядом шумит человек. Соблюдайте тишину в лесу, и тогда зверь, может и выйдет вам навстречу…

Поэкспериментируй! Поменяй местами выделенные подлежащие и сказуемые. Что изменилось? Изменился ли смысл рассказа? А выразительность текста, его окраска?

4. Подчеркни подлежащие и сказуемые в предложениях текста. Попробуй поменять их местами. Как это повлияет на выразительность текста? Его стилистическую окраску?

Летом на тополях появляется пух. Он покрывает толстым слоем дороги, крыши домов. Легкие пушинки залетают в окна. Они приносят много хлопот хозяйкам. Люди вывели новое тополиное дерево. Оно рано зеленеет и не дает пуха.

5. Попробуй поменять местами подчеркнутые подлежащие и сказуемые. Почему предложения становятся неестественными? Какая новая окраска мешает научности содержания?

Чуткие руки робота.

Роботы давно научились быстро считать , решать задачи, играть в шахматы. Труднее было научить робота ввинчивать электрическую лампочку или завертывать гайку.

Роботу можно дать через микрофон команду взять деталь. Машина найдет нужный предмет, осторожно возьмет его и переставит на другое место.

6. Прочитай текст. Вставь в каждое предложение один из глаголов: наступила, уснула, погасли, шумит, качаются, пошел, белеет. Какой порядок слов ты изберешь? Почему?

Ночь. Маленькая деревушка. Огни. Ветер. Одинокие деревья. Снег. Бесконечное поле.

7. Перед тобой небольшой текст. Определи, какой части недостает. Придумай предложение, которое можно использовать как недостающее.

Она тотчас усвоила, что в холодильнике, для нее хранится еда – ее собственность, которую почему-то от нее незаконно спрятали. Мурка ложится на спину, просовывает голову под холодильник, передними лапами с силой открывает дверцу холодильника и начинает там хозяйничать. Если ей в этот момент мешают, она ворчит и кусается.

8. Прочитай текст. Найди предложение (-я), в котором можно было бы поменять порядок слов. Сможешь ли ты объяснить свой выбор? Что меняется при этом?

Пришла зима. Выпало много снегу. Дети выбежали на улицу. Малыши катаются на санках. Ребята постарше бегают на лыжах или коньках. Весело детворе зимой!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье «Развитие письменной речи учащихся на старшей ступени обучения английскому языку» рассказывается о применении технологии педагогических мастерских в обучении учащихся созданию различного вида.

Доводы, подтверждающие актуальность данного вопроса и анализ причин, препятствующих развитию данного навыка.

В обобщении представленыформы и методы работы по развитию устной и письменной речи учащихся, которые я применяю на уроках русского языка и литературы.

p < margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; >Язык занимает важное место в развитии ребенка. Только через родной язык ребенок входит в ж.

Современному обществу необходимы личности, способные творчески мыслить, реализовывать приобретаемые ими знания, быть коммуникабельными, контактными. Общество нуждается в людях, которые самостоятельно .

Сборник увлекательных упражнений для домашних занятий поможет ребенку развивать фонематический слух.

Методические рекомендации к работенад сочинением в жанре литературного блога как реализация принципа креативности в развитии письменной речи учащихся в условиях современного обучения.

Источник

Курс подготовки к ЕГЭ. Урок 31

Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу «Русский язык: понимаю — пишу — проверяю». Речь пойдёт о сложносочиненном предложении.

Урок 32. Сложносочиненное предложение. Сочинительные союзы и логическое соотношение частей в сложносочинённом предложении. Пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. Лексико-грамматические условия для отсутствия запятой в сложносочиненном предложении

Сложносочиненное предложение, как следует из названия, это такое предложение, части которого — грамматические основы — лексически и грамматически равноправны, соединены сочинительной связью с использованием сочинительных союзов. Мы говорили о сочинительной связи, когда исследовали морфологию и правописание союзов и однородные члены в простом предложении.

I. Сочинительные союзы и логическое соотношение частей в сложносочиненном предложении. Пунктуационный разбор сложносочиненного предложения

В зависимости от характера союза и лексического наполнения частей — грамматических основ — сложносочиненные предложения передают разные смысловые отношения.

Задание. Прочитайте предложения. Найдите во всех предложениях грамматические основы. Обратите внимание на интонационные паузы в месте соединения частей — простых предложений — союзами. Исходя из характера союзов — соединительные, разделительные, противительные, сопоставительные, пояснительные, присоединительные — по порядку проанализируйте логическое соотношение частей в сложных предложениях.

1) В саду было прохладно, и темные покойные тени лежали на земле. (А. Чехов)

2) Ни о чём не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания. (А. Серафимович)

3) В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придает жизненные силы. (Ф. Искандер)

4) Язык должен быть не только понятный или простонародный, но язык должен быть хороший. (Л. Толстой)

5) Идём на фордевинд, то есть ветер дует с кормы. (И. Гончаров)

6) Работа репортёра его не увлекает, да и характер у него неподходящий. (М. Кольцов)

Обратите внимание при прочтении примеров 1 и 2, что первые грамматические основы этих предложений односоставные.

Умение видеть односоставные предложения в составе сложных — ключ к пунктуационной грамотности.

Согласно основному пунктуационному правилу все основы в составе сложносочиненного предложения отделяются, и в основном запятыми.

Рассмотрим пример (грамматические основы выделены), сопоставляя интонационные паузы и знаки препинания:

(1) Небо заволокло тучами/, (2) и, наверное/, сейчас начнется дождь/, (3) но дождя нет/, (4) а есть духота/, сжимающая горло/, и полное отсутствие ветра.

Первый союз и соединяет два предложения, перед ним запятая на месте интонационной паузы. Интонационная пауза после слова наверное — это вводное слово (мы произнесём его с интонацией водности), но оно стоит после союза и, значит, там надо поставить запятую, хотя интонационной паузы нет.

Второе и третье предложения соединены противительным союзом но, перед которым стоит запятая на месте интонационной паузы.

Третье и четвертое предложения соединены противительным союзом а — перед ним запятая и интонационная пауза.

В четвертом предложении однородные подлежащие (одинаковая грамматическая форма существительных) соединены союзом и, однако интонационные паузы на месте обособления причастного оборота (видим суффикс причастия и определяем границы оборота), поэтому на месте закрытия оборота перед союзом и запятая.

Вместо запятой между частями сложносочиненного предложения может стоять точка с запятой как факультативный знак препинания, если эти части делятся на четкие логические отрезки или значительно распространены, например:

У меня была только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту. (Л. Толстой)

Между частями сложносочиненного предложения ставится тире как авторский знак, если вторая часть заключает в себе:

а) результат: По дубу перейдем ручей — и мы на болоте. (М. Пришвин);

б) резкое противопоставление: Спроси — и не скажу. (М. Пришвин);

в) неожиданное присоединение к первой части: Не было видно окон четвертого этажа, моргнуло — и вдруг показалось. Еще раз моргнуло — и за решеткой явилось бледное пятно. (М. Пришвин)

Обратите внимание, что динамика высказываний помимо тире подчеркивается и односоставными предложениями.

Задания. 1. Прочитайте сложносочиненное предложение. Затем переделайте его так, чтобы получилось простое с однородными членами. Затем переделайте так, чтобы вместо второй грамматической основы стоял деепричастный оборот. Запишите все три варианта. Подчеркните грамматические основы. Проанализируйте оттенки смысла высказываний.

Образец: Море бушует, и вздымаются огромные валы. Море бушует и вздымает огромные валы. Море бушует, вздымая огромные валы.

1. Плуг врезается в землю, и тяжелые пласты медленно переворачиваются. 2. Сверкнул луч солнца, и все вокруг преобразилось. 3. Ребята пришли на стадион, и началась тренировка. 4. Актив класса сумел наладить работу с отстающими учениками, и успеваемость значительно повысилась.

2. Прочитайте сложносочиненные предложения, обе грамматические основы которых двусоставны. Переделайте предложения по вашему усмотрению так, чтобы одна из частей была односоставной. Запишите оба предложения. Подчеркните грамматические основы. Проанализируйте оттенки смысла.

Образец: Из дома регулярно приходили письма, и мы были спокойны. Из дома регулярно писали, и мы были спокойны. Или: Из дома регулярно приходили письма, и нам было спокойно.

1. Ранним утром авангард был отрезан, и только после тяжелого боя он присоединился к основной части. 2. Было знойное летнее утро, и пахла резеда. 3. Машу очень ценили на работе, и она без труда устроила меня в ту же лабораторию. 4. Начинался рассвет, и мы должны были идти на рыбалку.

II. Лексико-грамматические условия для отсутствия запятой в сложносочиненном предложении

Части (грамматические основы) сложносочиненного предложения могут иметь общий лексико-грамматический компонент, дающий возможность воспринимать заключенные в каждом простом предложении события как происходящие одновременно, или в одном месте, или при одном условии. В этом случае запятая при неповторяющихся союзах и, да (в значении и), или, либо на месте соединения простых предложений не ставится.

Части сложносочиненного предложения могут объединять следующие лексико-грамматические компоненты.

1. Общий второстепенный член, например:

Сквозь дождь лучилось солнце и раскидывалась радуга от края до края. (М. Пришвин)

Второстепенный член обстоятельство, стоящий в начале всего предложения, логический и грамматический распространитель высказывания в целом, детерминант (такая роль обстоятельства исследуется в пособии в теме о порядке слов). Доказательство тому одинаковый вопрос, который можно поставить к обстоятельству одновременно от обеих грамматических основ сложносочиненного предложения: солнце лучилось и радуга раскидывалась (где?, сквозь что?) сквозь дождь. Обратите также внимание на отсутствие паузы перед союзом и.

Задание. В сложносочиненном предложении части могут соединяться последовательно и быть связаны логическими отношениями причины и следствия, в этом случае обстоятельство-детерминант распространяет только первую часть, например:

В это время послышался звонок, и Катя встала. — Катя встала, потому что послышался звонок.

Почему эта последовательность не сохранится в предложении В это время послышался звонок и встала Катя? Обоснуйте ответ.

2. Общее придаточное предложение (или заменяющее его бессоюзное):

Звезды уже начинали бледнеть и небо серело, когда коляска подъехала к крыльцу домика на Васильевском. (И. Тургенев)

Задание. Докажите, что грамматическая основа выделенного придаточного предложения зависит сразу от обеих грамматических основ сложносочиненного предложения. Проанализируйте местонахождение придаточной части. Совпадает ли вопрос к придаточному предложению с союзом, которым оно присоединяется? Обратите внимание, что это придаточное соотносится и по вопросу, и по логике с обстоятельством времени.

3. Общее вводное слово, например:

Словом, время уже истекло и пора было уходить.

Задание. Как известно, к вводному слову нельзя поставить вопрос ни от какого члена предложения. Проанализируйте этот пример с точки зрения логической принадлежности вводного слова сразу двум простым предложениям в составе сложного. Есть ли пауза перед союзом и?

4. Одинаковые грамматические формы подлежащих или сказуемых в частях, представляющих собой два назывных или два безличных предложения:

1) Хриплый стон и скрежет ярый! (А. Пушкин)

2) С деревьев капало и в воздухе веяло весной.

5. Объединяющая интонация, если части сложносочинённого предложения представляют собой вопросительные или восклицательные предложения:

Когда обед и что будут подавать? — Общая вопросительная интонация.

Высоко небо и прекрасна земля под ним! — Общая восклицательная интонация.

Теперь, ориентируясь на алгоритм решения пунктуационной задачи и используя материал данного параграфа, объясните знаки препинания в предложении, сопоставляя их с интонационными паузами:

Кое-где белел парус/ да чайки,/ плавно махая крыльями,/ опускаясь на воду,/ едва касались ее и кругами поднимались опять вверх,/ а над садами высоко и медленно плавал коршун.

Задание. Прочитайте парные сложносочиненные предложения, где не расставлены знаки препинания. В одном из этих предложений второстепенный член, стоящий вначале, общий для обеих грамматических основ. В другом этот второстепенный член принадлежит только одной части сложного предложения. При чтении обратите внимание на интонацию, смысловые нюансы фразы, затем проанализируйте структуру предложений. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1. К вечеру похолодало и лужи подернулись льдом. К вечеру обещали похолодание и мы заторопились домой. 2. В огороде поспели огурцы и Маша ела их прямо с грядки. В огороде поспели огурцы и покраснели ранние сорта помидоров. 3. На площади шел митинг и звучали горячие слова ораторов. На площади шел митинг и я поспешил туда. 4. В сумерках на небе начали появляться первые звезды и зажглись огни в окнах домов. В сумерках на небе начали появляться первые звезды и в окнах домов в это время зажглись огни.

Задание. Где на месте пропуска ставится запятая?

1) Барышни в пестрых и лёгких платьях _ и мужчины во фланелевых костюмах и мягкой обуви быстро проходили мимо Зинаиды.

2) Одни кузнечики таинственно шептались в густой траве _ да стрекозы, шурша крылышками, пролетали мимо.

3) В кустах вдруг возник рев _ и показалась огромная морда медведя.

4) Я люблю собирать _ и грибы, и ягоды, и лесные лекарственные травы.

Задание. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) Напротив в домике, построенном на манер готической башни, помещалось посольство крохотной державы.

2) К реке вела узкая крутая лестница, и, спускаясь, я подал руку своей спутнице.

3) Он прошелся по комнате, насвистывая какую-то мелодию, и остановившись рядом со мной, замолчал.

4) Грачи закричали за рекой, и повсюду: в кустах и траве — запели птицы.

Источник

Читайте также:  Прекрасно это солнце это небо все вокруг нас прекрасно
Adblock
detector