Имя прилагательное
Представлена презентация урока «имя прилагательное » 5 класс повторение
Содержимое разработки
Я -часть речи интересная,
Опишу любой предмет
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить!
— цель урока – повторить, что такое имя прилагательное,
-уточнить, как изменяется имя прилагательное,
-какова его роль в предложении
-научиться отличать его от других частей речи
Повторение изученного по теме «Имя прилагательное»
- повторить, что такое…
- уточнить, как изменяется…
- в предложении выполняет роль …
3. учиться отличать …
Запишите текст, раскрывая скобки.
Укажите род, число, падеж.
1.После (короткий) дождя опять выглянуло (яркий) солнышко.2. Над (мокрый) землёй начал подниматься (лёгкий) парок. 3. В (тенистый) аллейке солнце падало (светлый) пятнами на песок.
Запишите текст, раскрывая скобки
1.После короткого дождя опять выглянуло яркое солнышко.2. Над мокрой землёй начал подниматься лёгкий парок. 3. В тенистой аллейке солнце падало светлыми пятнами на песок.
Изм. по числам, родам (в ед. ч), падежам
Синтаксический разбор предложения
Морозный воздух тонок и жгуч.
Синтаксический разбор предложения
Морозный воздух тонок и жгуч.
(Повеств,, невоскл, простое, двусост, распр)
Изм. по числам, родам (в ед. ч), падежам
в предлож. определение или сказуемое
Источник
Урок русского языка в 5 классе
Тема: Повторение темы «Имя прилагательное»
Цель: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков обучающихся по теме «Имя прилагательное»
1.Повторить грамматические признаки имени прилагательного
2. Развивать познавательные интересы к предмету, умения и навыки грамотного письма
3.Воспитывать любовь к русскому языку, творческие способности, интеллект.
Тип урока: обобщение знаний
I. Организационный этап.
Сядьте ровно, улыбнитесь
И друг к другу повернитесь.
Каждый даст свою ладошку
И пожмет ее немножко.
Мы друг друга уважаем,
Сегодня у нас необычный урок . Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа .
— Ребята, а вы знаете, чем нам предстоит заниматься? Вот вам подсказка:
Я – часть речи интересная,
Широко в миру известная:
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить!
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь.
Меня вам надо знать, беречь.
III .Разминка. Игра «Помоги Пете Ошибкину»
В слове въюга Петя Ошибкин написал твердый знак, так объяснив выбор орфограммы: после приставки в- перед гласной ю, с которой начинается корень юг, пишется твердый знак. Coгласны ли вы с Петей?
2) В слове саленый Петя написал гласную а. «Проверочное
слово — сало», — объяснил он. Правильно ли это?
3) Небыл Петя Ошибкин написал слитно. «Это слово, — сказал
он, — можно заменить синонимом без не — отсутствовал».
4) Не навидел в тетради Пети написано раздельно. «Не с глаголами
пишется раздельно», — заявил Ошибкин.
5) Шопот Петя написал с буквой о. «После шипящих под
ударением пишется о», — объяснил он. Прав ли Петя?
6) Разсчистил Петя написал с буквой З. Он рассуждал так:
«Приставки, оканчивающиеся на согласный звук, на письме не
изменяются». Прав ли он?
7) Циган Петя написал с и. «В начале слова после ц пишется и , это я точно помню», — сказал Петя. Он прав?
8) «Гореч пишется без мягкого знака, так как это слово второго
склонения мужского рода», — услышали ребята на уроке,
когда отвечал Ошибкин. Как его поправить?
-В речи всегда должно быть место прилагательным: они сделают наш мир ярче и интереснее. Но чтобы это произошло необходимо очень хорошо знать, что же это за часть речи, по каким законам она живёт, как с ней нужно обращаться.
А теперь начнём повторение.
Почему у этой части речи такое странное название? К чему оно прилагается? Кто его вечный спутник? (ответы детей).
Ребята, послушайте отрывок из произведения Д.И.Фонвизина «Недоросль».
Правдин . Грамматика, что ж в ней вы знаете?
Митрофан. Много. Существительна да прилагательна.
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь? Котора дверь?
Правдин. Котора дверь? Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин . Почему ж?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешана: так та покамест существительна.
Правдин. Да, в грамматике он силён.
— Кто согласен с этим объяснением? Кто не согласен? Почему?
— Что такое им прилагательное?
Следовательно, эта часть речи «прилагается» к существительному, всегда сопутствует ему (или местоимению).
Смотрим словарь В. И. Даля: «Прилагательное имя, прилагаемое к существительному для обозначения свойства или качеств его»
Запишите текст, раскрывая скобки.
1.После (короткий) дождя опять выглянуло (яркий) солнышко.2. Над (мокрый) землёй начал подниматься (лёгкий) парок. 3. В (тенистый) аллейке солнце падало (светлый) пятнами на песок. 4. В (густой) кустах защебетали ( весёлый) птички.
— Как изменяются имена прилагательные?
-Как определить род, число и падеж имени прилагательного?
Найти лишнее слово, объяснить почему.
Хорош 2. Неуклюж 3. Горяч. 4. Тощ 5. Беречь (Н.ф. глагола)
Жгуч, пахуч, ночь, трескуч, много туч, дремуч, сыпуч, тишь, мышь, решение задач, могуч, горяч, свеж, хорош.
Учитель: Ребята, а давайте, вместе оценим работу и сделаем вывод.
Правило: у кратких прилагательных с основой на шипящую мягкий знак на конце не пишется. Имена прилагательные могут иметь краткую форму.
1.Чужёй свечой, песцовый воротник, глянцовая бумага, большёго дома.
2.Выборочный диктант: о/е
Хорошее дело века живет. Из большой тучи, да мала капля. Чужой славой не проживешь. Пригожему все к лицу. Чужого не бери, а своего не теряй. Лежачего не бьют. И в стоячей воде утонуть можно. От хорошего дерева- хороший плод. В большом деле пустяков не бывает.
Правило: в суффиксах и окончаниях имён прилагательных после шипящих под ударением пишется буква О, без ударения буква – Е.
VII . Физминутка:
Учитель называет словосочетания яркое солнце, узкая тропинка, морозный день, глубокая река, тихий вечер, раннее утро, серебристый иней а ученики должны:
маршировать, если имя прилагательное мужского рода,
руки в стороны, если имя прилагательное женского рода,
руки вверх, если имя прилагательное среднего рода.
Я предлагаю вам тест, который называется «Волна».
Я буду зачитывать вам определения по теме, если вы считаете, что ответ верный рисуете волну вверх, если неверный – вниз.
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета ? (+)
Имя прилагательное отвечает на вопрос что делать? что сделать?(-)
Имена прилагательные изменяются по родам (только в ед. числе), числам, падежам. (+)
В предложении имена прилагательные бывают обстоятельствами. (-)
В кратких формах имён прилагательных после шипящих мягкий знак не пишется.(+)
6.Имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе, падеже. (+) ( Слайд №6)
Учитель: Ребята, поменяйтесь тетрадями и оцените работу соседа по парте. Критерии оценки теста «Волна»:
IX . Морфологический разбор.
Запишите предложение и выполните морфологический разбор.
После (короткий) дождя опять выглянуло (яркий) солнышко .
Урок подходит к концу. Выполнили мы задачу урока? Почувствовали ли вы себя увереннее в знаниях и умениях по теме «Имя прилагательное»? Дети отвечают
Ребята, в ы согласны, что
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Не скажем мы «прекрасное»,
Не скажем «безобразное»,
Не скажем маме «милая»,
Не сможем говорить нигде
Чтобы все отличным стало,
Разных признаков немало.
Будем всюду замечать
И к месту в речи их вставлять.
– Я рада, что вы показали себя умными, заботливыми, смышлеными ребятами. Спасибо за работу.
Составить словарный диктант на орфограммы 18-20 (15 слов)
Источник
Конспект урока по русскому языку. Тема. Имя прилагательное. Повторение.
Тема. Имя прилагательное. Повторение.
Тип урока : повторение и закрепление изученного материала.
Цели урока: повторить, обобщить, систематизировать знания об имени прилагательном, повторить правописание падежных окончаний имён прилагательных; показать роль имен прилагательных в речи; привить учащимся интерес к изучению русского языка; развивать творческие способности и речь учащихся.
Корригировать произношение на материале урока. Ввести в устную речь труднопроизносимые слова и словосочетания по теме.
Опознавать на слух речевой материал урока.
Развивать внимание и отсроченное воспроизведение с помощью коррекционно-развивающих упражнений на материале урока.
Стимулировать самостоятельность, творческую активность, увлечённость.
Знать: понятие имя прилагательное; общее грамматическое значение и морфологические признаки имен прилагательных.
Уметь: распознавать прилагательные среди других частей речи; определять значение и морфологические признаки прилагательных, их роль в предложении; комментировать изменение форм прилагательных; составлять сочетания существительного и прилагательного.
2. Актуализация знаний учащихся.
3. Повторение и закрепление материала. Работа с карточкой.
5. Работа с учебником, стихотворение С. Есенина «Берёза»
6. Работа с репродукцией картины И. И. Шишкина «Корабельная роща».
7. Вывод по уроку.
1. Организационный момент.
-Ребята, посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте друг другу хорошего настроения на весь учебный день. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам сегодня, чтобы урок русского языка принес вам радость и удовлетворение от работы на уроке.
-А сейчас задание на внимание и память. Прочитайте пары слов, постарайтесь их запомнить. В конце урока по первому слову вы должны будете вспомнить второе и записать его в карточку №1
Источник
После короткого ливня над Невским проспектом выглянуло солнце
Жара в Северной столице внезапно сменилась ливнем, который начался неожиданно и застиг врасплох некоторых горожан и гостей Петербурга. Дождь пошел 13 июня около полудня.
Однако ливень шел недолго, после него снова выглянуло солнце.
Тем не менее просветы в облаках быстро затянулись. Уже меньше чем через час в городе опять начался теплый летний дождь.
Ранее издание писало: синоптик Михаил Леус в беседе с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ сообщил, какую погоду ждать петербуржцам в следующую неделю. В воскресенье же, 13 июня, по территории Петербурга и Ленобласти пройдет холодный атмосферный фронт. Погода будет облачная с прояснениями, возможны кратковременные дожди, днем с грозами. Температура будет колебаться от +21 до +23 градусов.
Источник