Последние достижения космоса россии
Уходящий 2020 год стал сложным испытанием для всего мирового сообщества и прошел под знаком борьбы с распространением по планете пандемии COVID-19. Многие участники мировой экономики столкнулись с объективными сложностями в реализации ранее намеченных планов. К сожалению, ряд планов Госкорпорации, связанных в том числе и с пусковой деятельностью, также пришлось подвергнуть коррекции. Тем не менее во главу угла руководство Госкорпорации ставило качество производства и безопасность персонала, осуществляющего деятельность на предприятиях российской ракетно-космической отрасли и на космодромах России.
Пусковая кампания Госкорпорации «Роскосмос» уже второй год подряд сопровождалась стопроцентной безаварийностью, что в свою очередь позволило повысить среднюю пятилетнюю успешность пусков ракет космического назначения до 97%. Данный показатель соответствует контрольному уровню, установленному Стратегией развития Госкорпорации до 2025 года. Российская орбитальная группировка социально-экономического, научного и навигационного назначения составила 99 космических аппаратов, при этом срок активного существования отечественных изделий вырос более чем на 3% и также соответствует значению, установленному Стратегией.
В 2020 году был реализован очередной этап лётных испытаний ракеты-носителя тяжелого класса «Ангара-А5», успешно стартовавшей с космодрома Плесецк 14 декабря. На геостационарную орбиту (36 тысяч километров) выведен массо-габаритный макет массой около 2,4 т.
Всего в уходящем году реализовано 17 пусков ракет космического назначения, на различные орбиты выведено порядка 120 спутников. В их числе — 104 аппарата спутниковой системы связи OneWeb, два навигационных спутника — «ГЛОНАСС-М» и «ГЛОНАСС-К», два пилотируемых и два грузовых корабля серий «Союз МС» и «Прогресс МС», два телекоммуникационных спутника серии «Экспресс», шесть аппаратов спутниковой связи «Гонец», полезная нагрузка для нужд Министерства обороны и других государств. Выведение осуществлялось с помощью ракет-носителей и разгонных блоков производства дочерних предприятий Госкорпорации «Роскосмос» — Ракетно-космического центра «Прогресс» (г. Самара), Центра имени М.В. Хруничева (г. Москва) и Научно-производственного объединения имени С.А. Лавочкина (г. Химки, Московская область). Руководство Госкорпорации благодарит весь персонал, задействованный в пусковой деятельности 2020 года, за четкую и слаженную работу!
В период с января по декабрь 2020 года на российских космических кораблях обеспечены полёты четырех экипажей по программе Международной космической станции (МКС): МКС-60/61, МКС-61/62, МКС-63 и МКС-64, а также обеспечена посадка трех экипажей: МКС-60/61; МКС-61/62 и МКС-63. В рамках существующих международных договоренностей выполнены обязательства по материально-продовольственному обеспечению станции. В общей же сложности на МКС в течение года доставлено 5 295 кг грузов.
2020 год стал юбилейным в пилотируемом полёте МКС, и Россия отметила данный юбилей, установив в мировой космонавтике новый рекорд: экипаж — Сергей Рыжиков, Сергей Кудь-Сверчков и Кэтлин Рубинс — на транспортном пилотируемом корабле «Союз МС-17» долетели и состыковались с Международной космической станцией за 3 часа и 3 минуты! Это — очередное достижение российских технологий!
На Восточном сохраняется стабильным темп строительства второй очереди космодрома. К месту стройки доставлены тяжеловесные составные части пускового стола стартового комплекса космического ракетного комплекса «Амур». Завершен монтаж основной части технологического оборудования комплекса, и уже в 2021 году Госкорпорация приступит к его испытаниям. В целом, все работы ведутся даже с небольшим опережением по отношению к ранее утвержденному графику. Напомним, очередной этап испытаний тяжелой «Ангары» с пилотируемым транспортным кораблем нового поколения «Орёл» на борту планируется осуществить в 2023 году.
На Байконуре проходит заключительные испытания лабораторный модуль «Наука». По состоянию на конец года из 754 проверок, которые должен пройти модуль перед запуском, выполнено более половины. Все тесты проводятся в соответствии с посуточным планом-графиком проверки заводских контрольных испытаний. Запуск нового модуля запланирован на 2021 год.
Реализуемый Россией и Казахстаном проект «Байтерек» перешёл в стадию практической реализации: в ноябре пройдены основные этапы подготовки к модернизации площадок № 42 и № 45 комплекса «Зенит-М», предназначенных для пусков перспективной ракеты-носителя «Союз-5».
На новый этап развития выходит разработанная в Госкорпорации «Роскосмос» подпрограмма «Сфера». Проект постановления Правительства Российской Федерации о её включении в государственную программу Российской Федерации «Космическая деятельность России» представлен в Правительство Российской Федерации. Ожидается, что в её рамках будут создаваться новые космические аппараты с различным функционалом, и, при условии своевременного финансирования, первые запуски могут быть осуществлены уже 2024 году. Как уже ранее сообщалось, основная цель подпрограммы — обеспечение высокого качества космических услуг в Российской Федерации, создания новых отечественных космических технологий, систем и продуктов для эффективной цифровой трансформации российской экономики.
Продолжаются опытно-конструкторские работы по проекту «Луна-Глоб», в рамках которого НПО Лавочкина создает космический аппарат «Луна-25». В июле-сентябре 2020 года в отраслевом испытательном центре Госкорпорации «Роскосмос» ФКП «НИЦ РКП» (г. Пересвет) проведены тепловакуумные испытания теплового макета «Луны-25». Аппарат подвергался воздействию космического вакуума, холодного («черного») космоса, отраженного от планет солнечного излучения, и самого солнечного излучения. Были воспроизведены тепловые нагрузки на этапах выведения, перелета, искусственного спутника Луны, посадки на Луну, а также работа на Луне с имитацией лунных суток. Полученные данные позволят разработчикам в ближайшее время провести полный анализ правильности расчета тепловой математической модели космического аппарата «Луна-25». Испытания автоматической межпланетной станции «Луна-25» завершатся будущим летом, старт миссии намечен на осень 2021 года.
Проект ExoMars, ранее перенесенный из-за связанных с пандемией ограничений на 2022 год, прошел очередные этапы испытаний. В течение этого года аппарат прошел ряд тестов сначала в Италии (г. Турин), а затем во Франции (г. Канны): от проверок готовности до сборки, технического обслуживания, проверки передачи данных и питания между посадочной платформой и марсоходом — до отработки на ровере-дублере сложного набора последовательностей и манипуляций (таких, как съезд с посадочной платформы и сопутствующие операции). После завершения испытаний в Каннах аппарат вернётся в чистовые комнаты компании Thales Alenia Space в Турине (Италия) для проведения дальнейших функциональных испытаний перед отправкой на космодром Байконур.
В рамках освоения серийного производства ракеты-носителя «Ангара» в течение года подтверждена работоспособность узлов и агрегатов двигателя РД-191, производства компании «Протон-ПМ» (г. Пермь). В составе доводочного двигателя успешно испытаны турбонасосный агрегат, бустерный насосный агрегат (окислителя и горючего), трубопровод с эжектором, фильтр и клапан окислителя и другая номенклатура, закреплённая за пермским предприятием в схеме кооперации по созданию двигателя Ангары. По мнению специалистов НПО «Энергомаш» (головная организация интегрированной двигателестроительной структуры Роскосмоса), следующим важным этапом станет ввод усовершенствованного РД-191 в серийное производство.
Успешно идет разработка новой ракеты-носителя «Союз-5». Проведены экспериментальные работы в рамках создания четырехкамерного двигателя РД-0124МС для второй ступени носителя. Успешно проведены два огневых испытания первой энергетической установки с укороченным соплом. В ходе испытаний подтверждена устойчивость работы камеры сгорания при пониженном давлении. Также силами НПО «Энергомаш» проведены первые огневые испытания двигателя РД-171МВ, доказавшие обоснованность решений, которые были реализованы в процессе модернизации двигателя. Кроме того, на предприятии-производителе — РКЦ «Прогресс» — продолжается интенсивная подготовка к монтажу оборудования для производства основных составляющих элементов конструкции ракеты.
Уходящий год оказался действительно непростым с точки зрения ограничений и новых вызовов, однако в 2021 году Госкорпорация «Роскосмос» и предприятия ракетно-космической промышленности Российской Федерации должны ускорить адаптацию к новым условиям рынка и требованиям безопасности в условиях борьбы с пандемией, продолжив при этом наращивать свою эффективность. Руководство Госкорпорации уверено, что все стоящие в 2021 году задачи будут выполнены.
Пресс-служба Госкорпорации, в свою очередь, благодарит представителей СМИ за объективное освещение наших событий и 2,2 миллиона наших подписчиков в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Telegram, Twitter, Instagram, YouTube, Flickr и Одноклассники, а также в мобильном приложении на операционных системах Android и iOS за неослабевающий интерес к российской космонавтике!
Источник
Год тяжёлый, но продуктивный: топ-10 важных достижений России в космосе и авиации
Россия, несмотря на пандемию коронавируса, доказала всему миру, что способна развиваться даже в непростых условиях. Кроме вакцины «Спутник V» и цифровизации, нам есть чем гордиться в авиационной и космической отрасли. Дмитрий Курганов о том, какими событиями со знаком плюс в этих сферах запомнится нам уходящий год.
Космос
Начнём с показателей, которые действительно не могут не радовать. Второй год подряд «Роскосмос» избегает аварий. За последние 26 месяцев осуществлено 50 успешных космических пусков подряд. Такого мы не наблюдали с 1993 года. Результаты обсуждались на совещании, которое состоялось под руководством заместителя председателя Совета безопасности Российской Федерации Дмитрия Медведева.
Всего было произведено 16 успешных запусков, 28 декабря должен состояться 17-й. На орбиты выведено почти 120 космических аппаратов (21 из них — российский). По семь запусков было произведено с космодромов Байконур и Плесецк. Ещё один осуществлялся с Восточного в Амурской области, став шестым по счёту для этого российского космодрома. Наконец, однажды «Роскосмос» задействовал космодром Куру во Французской Гвиане.
Среди выведенных российских аппаратов можно выделить шесть спутников семейства «Гонец-М», которые должны передавать данные для стационарных и подвижных объектов на территориях, где существуют пробелы в покрытии наземных сетей связи.
Старт «Союз-СТ-А» с французского космодрома | Фото: arianespace
Также, благодаря успешному запуску, на орбиту выведен спутник связи нового поколения «Меридиан-М». Начали свою работу и телекоммуникационные космические аппараты «Экспресс-103» и «Экспресс-80», которые отвечают за услуги фиксированной и подвижной связи, обеспечивают цифровое телерадиовещание и высокоскоростной доступ в сеть Интернет. Сразу двумя аппаратами пополнилась наша система спутниковой навигации «Глонасс». Речь идёт о «Глонасс-М» и «Глонасс-К» — второй из них, в отличие от других типов, позволяет передавать два типа навигационных сигналов.
Впервые за шесть лет полетела тяжёлая ракета «Ангара-А5». Она стартовала с космодрома Плесецк 14 декабря. По данным Минобороны, ракета вывела разгонный блок «Бриз-М» с макетом космического аппарата (так называемой «болванкой») на заданную траекторию полёта. Прошла без замечаний и доставка груза массой почти 2,5 тонны на высоту 36 тысяч километров.
Вскоре Рогозин сообщил, что на 2021 год намечены сразу два пуска «Ангары», тяжёлого и лёгкого классов ракеты. К концу 2022 года лётные испытания должны быть завершены. Всего планируется осуществить шесть успешных запусков.
Убедился в том, что производство универсальных ракетных модулей «Ангары» планомерно разворачивается на нашей омской производственной площадке. В следующем году выходим на новые испытательные пуски — как тяжелой, так и легкой машины. pic.twitter.com/h0xDS0h71T
Важность этих испытаний переоценить сложно. В 2025 году завершается эксплуатация «Протонов», им нужна достойная смена. Причём планы на «Ангару» не только у Минобороны, но и у самого «Роскосмоса», поскольку в 2023 году с её помощью начнутся испытания нового пилотируемого корабля «Орёл». Более того, в относительно недалёком будущем усовершенствованная ракета с водородной ступенью «Ангара-А5В» будет использоваться для пилотируемых полётов российских космонавтов на Луну. Успех этого проекта невозможен без нескольких пусков «Ангары», для чего необходимо минимум два пусковых стола или пуски двух ракет с перерывом между ними.
Российско-германский телескоп «Спектр-РГ», пришедший на смену работающему в радиодиапазоне аппарату «Спектр-Р», в 2020 году составил самую точную на сегодняшний день карту видимой Вселенной. Он провёл сканирование в рентгеновском диапазоне, а совсем недавно повторил этот процесс. Уже сейчас получено, условно говоря, в 10 раз больше данных, чем содержится в карте спутника ROSAT, которая оставалась лучшей на протяжении последних 30 лет.
По данным Института космических исследований (ИКИ) РАН, уже обнаружены порядка миллиона источников мягкого рентгеновского излучения, а также более тысячи источников жёсткого рентгеновского излучения. Это свидетельствует об обнаружении сверхмассивных чёрных дыр, которые находятся в процессе активного роста, — это, например, ядра активных галактик, а также сверхдалёкие квазары, светившие, когда Вселенная была моложе в 10 раз.
Помимо этого, обнаружены 20 тысяч неизвестных ранее скоплений галактик и около 200 тысяч новых звёзд. Всего за свою работу «Спектр-РГ» должен обнаружить миллионы объектов такого рода, в том числе три миллиона сверхмассивных чёрных дыр. Сегодня «Спектр-РГ» — единственный российский космический телескоп. По плану следующая российская космическая обсерватория «Спектр-УФ» должна отправиться в космическое пространство в 2025 году.
Спектр-РГ перед запуском | Фото: НПО им. С. А. Лавочкина
В октябре пилотируемый корабль «Союз МС-17» долетел до МКС за три часа и три минуты, что стало рекордом по скорости доставки экипажа и грузов. Это время включает и процесс стыковки, а отсчёт начинается непосредственно с запуска с космодрома.
Установлен новый рекорд по скорости доставки на орбиту экипажа и грузов: «Союз МС-17» долетел и состыковался с Международной космической станцией за 3 часа и 3 минуты.
Эту сверхбыструю схему тестировали в течение трёх лет на кораблях «Прогресс», прежде чем применить на «Союзе». Дмитрий Рогозин отметил, что затраченное время меньше, чем занимает полёт из Москвы до Брюсселя. Отсылка к бельгийской столице понятна: именно там располагается штаб-квартира НАТО, а нынешний гендиректор «Роскосмоса» некоторое время был постоянным представителем России в Альянсе.
Специалисты Ракетно-космической корпорации «Энергия» уверены, что нельзя останавливаться на достигнутом результате, и намерены сократить время на доставку экипажа и грузов на МКС вдвое — до 1,5 часов.
The 1st fully commercial launch from #Vostochny is a success! @glavkosmosJSC has fulfilled its contractual obligations and all 36 #OneWeb satellites have been injected into target orbits and connected by the customers! Great job! pic.twitter.com/hDV8Z2G9XR
Ещё одним важным событием для пилотируемой космонавтики нашей страны является запуск корабля «Союз МС-16» в апреле. Он стал первым, выполненным на «Союзе-2.1а» — ракете-носителе, которая на 100% собрана из российских комплектующих. Ранее приходилось пользоваться «Союз-ФГ», система управления которого производилась на Украине.
Надёжность ракеты-носителя «Союз-2.1а» проверялась при выведении автоматических спутников кораблей «Прогресс», а в августе прошлого года ракета запустила беспилотный корабль «Союз» с небезызвестным роботом «Фёдором».
Другое важное событие 2020 года: плавучий космодром «Морской старт» прибыл из США в Россию. Точка отправления — Лонг Бич. Именно отсюда уникальная стартовая платформа Odyssey и сборочно-командное судно весной прибыли друг за другом в порт временного базирования на Дальнем Востоке, где находится Славянский судоремонтный завод.
Изначально проект «Морской старт» запускался четырьмя странами в 1995 году: Россией, США, Украиной и Норвегией. Спустя 15 лет проект пережил банкротство, а в 2014 году обстановка на Украине привела к тому, что закрылось производство ракет «Зенит», а это привело к неизбежному на тот момент прекращению пусков с «Морского старта».
«Морской старт» | Фото: S7 Space
Группа компаний S7 выкупила бездействующий плавучий космодром у «внучки» Ракетно-космической корпорации «Энергия» в 2016 году за 150 миллионов долларов США, полностью закрыв сделку в 2018 году. Из-за невозможности поставить 12 ракет «Зенит» из Украины было решено «перевезти» комплекс в Россию.
«Роскосмос» хочет проводить с плавучего космодрома пуски новой ракеты «Союз-5», которая должна прийти на смену ракете «Зенит». Группа S7 параллельно ведёт разработку собственной ракеты лёгкого класса с перспективой использования наработок в носителе среднего класса. Для её производства компания уже приобрела завод в Ульяновске.
Сколько средств понадобится для того, чтобы восстановить работу комплекса, пока непонятно. Называются суммы, отличающиеся в несколько раз. Диапазон от 29 миллиардов рублей (оценка S7) до 91 миллиарда рублей (оценка «Росатома»). Кто и на чьи деньги будет этим заниматься, тоже неясно. Тем не менее вице-премьер Юрий Борисов считает, что комплекс может возобновить работу примерно в 2023-2024 годах.
Кстати, о «Союзе-5». Испытания ракеты-носителя проходят довольно успешно. Уже проведены экспериментальные работы в рамках создания четырёхкамерного двигателя РД-0124МС для второй ступени носителя. Также с успехом проведены огневые испытания первой энергетической установки с укороченным соплом. Подтверждена устойчивость работы камеры сгорания при пониженном давлении.
Авиация
В 2020 году МС-21 («Магистральный самолёт XXI века») поднялся в воздух с российскими двигателями ПД-14. Он оторвался от земли 15 декабря 2020 года, взлетев с аэродрома Иркутского авиационного завода — филиала ПАО «Корпорация «Иркут» (в составе ОАК Госкорпорации «Ростех»).
Самолёт находился в воздухе 1 час 25 минут. Перед экипажем в составе лётчиков-испытателей Василия Севастьянова, Андрея Воропаева и инженера-испытателя Александра Соловьёва было поставлено задание по проверке режимов работы силовой установки, устойчивости и управляемости лайнера, а также функционирования его систем.
В мае 2020 года сообщалось, что Министерство промышленности и торговли России поставило задачу по импортозамещению комплектующих МС-21 с выполнением НИОКР к концу 2022 года и завершением всех работ до 2024 года. Должны быть заменены более 50 агрегатов и элементов систем самолёта, в том числе вспомогательная силовая установка, механизм перестановки стабилизатора, части топливной системы, гидравлические рукава, шины, спасательные аварийные трапы и плоты, кресла пилотов, элементы интерьера пассажирской кабины.
Наконец, встал на крыло Ил-114-300, о котором Ruposters писал совсем недавно. 16 декабря он совершил свой первый испытательный полёт. Самолёт для региональных авиаперевозок оснащён российскими двигателями ТВ7-117СТ-01 и способен преодолевать расстояние до 1900 километров.
Сборка самолёта будет осуществляться на Луховицком авиастроительном заводе, в кооперацию по программе Ил-114-300 входят также нижегородский авиазавод «Сокол», московский ЛАЗ им. Воронина, ульяновский «Авиастар-СП». Свои заявки на новые машины сформировали «Полярные авиалинии», «КрасАвиа», около полусотни самолётов намерена закупить Государственная транспортная лизинговая компания. К концу 20-х годов планируется выпустить 100 единиц.
Ил-114-300 крайне важен в первую очередь для северных регионов и Дальнего Востока, где традиционно непростые условия с точки зрения как климата, так и уровня аэродромов. Напомним, что этот самолёт может использовать для взлёта и посадки даже грунтовые полосы.
Главным военным самолётом 2020 года стал многоцелевой истребитель пятого поколения Су-57. В октябре он совершил свой первый полёт.
Инженеры при сборке С-57 используют дополненную реальностьСу-57 находится в разработке с 2001 года. Планируется, что со временем он должен заменить Су-27. Начиная с 2013 года пресса регулярно сообщала о начале его серийной сборки, однако фактически выпуск стартовал только в 2020-м.
Источник