Меню

Последний луч солнца показывает землю впр

Книга о жизни. Бросок на юг.
Последний луч

Последний луч солнца, падая на землю, показывает се совсем в ином виде, чем под прямыми солнечными лучами. Все становится более выпуклым и весомым. Краски приобретают густоту, приближают к нам первые планы ландшафта, но вместе с тем удлиняют дальние и уводят их в бесконечную прозрачность. Она тускнеет медленно, по мере того как солнце покидает небосклон.

Приближение вечера тем и прекрасно, что придает густоту краскам и необычайную легкость воздушным пространствам.

Этот эффект последнего солнечного света впервые увидели художники, особенно Клод Лоррен, Манэ, Тернер, наш Левитан и многие другие. Следя за их взглядом, мы увидели то же самое, что видели и они.

Сейчас я опять поймал себя на мысли, смущающей меня постоянно. Когда я разрушаю более или менее трезвое течение прозы, бросаясь в излюбленную область звуков и красок, то теряю в некоторых случаях чувство меры.

Желание передать окружающим свое видение мира бывает настолько сильным, что требование соразмерности отступает перед ним.

Вот и теперь я заговорил о закатах, тогда как мне нужно написать об отъезде из Батума и бросить последний взгляд на этот необыкновенный и живописный город.

Я давно заметил (хотя это очень субъективно), что при прощании с каким-нибудь уголком земли он появляется перед нами в самом превосходном и выпуклом виде: именно как пейзаж, освещенный последним светом вечерней зари.

Так было и с Батумом. Мы с Фраерманом назначили уже день отъезда.

Как всегда при расставании, надолго, а может быть, и навсегда, все в Батуме казалось сейчас милым – даже дождь и жирный дым наливных пароходов.

Хмурая и теплая зима поселилась в порту. Иллюминаторы пароходов были освещены изнутри, будто во всех каютах горели елки. Море затихало после бури и сонно пело, задумчиво перебирая гальку. Цвет воды был светло-серый, но удивительно теплый и прозрачный.

Вся преувеличенность южных красок и несколько крикливый цвет моря исчезли и приобрели сдержанность. В красках появились новые сочетания, каких никогда не было летом.

Однажды я видел, как в порт вползал заржавленный до красноты высокий грузовой пароход. По морю шла волна, и пена, облизывая борта парохода, тотчас таяла.

Заходящее солнце светило угрюмо и низко. Соединение белой пены, рыжих бортов и красного солнечного пламени в стеклах палубных надстроек показалось мне одним из живописнейших зрелищ, какие я видел на земле.

Солнце село. Вечер, подернутый лиловым налетом, принес тишину. Только где-то далеко от порта она была украшена едва слышным пением сазандари.

Когда последний луч падал на Батум, то город каждый раз казался нагромождением ржавого дымящегося железа, брошенного к подножию сумрачных гор.

Никогда я не видел на батумском закате того знаменитого «зеленого луча», о каком слышал много разговоров. Кстати, о нем писал Куприн.

В последние дни я часто ездил на Зеленый мыс и в Чакву. В зарослях Зеленого мыса было просто жутко от обилия растительности. Казалось, что лавина листвы, в конце концов, остановит маленький дачный поезд с игрушечными открытыми вагончиками.

В последний вечер все собрались у Синявских на Барцхане. Пришли Фраерман, Чачиков, Мрозовский, Довгелло, корректор Семен Акопович и Нирк.

Люсьена жарила пирожки с камбалой. Чачиков принес гитару.

Мы пели под нее множество песен, большей частью печальных, но они не вызывали у нас грусти. Очевидно потому, что Батум для нас всех (кроме Мрозовского) был только «почтовой станцией» на той огромной жизненной дороге, какая еще лежала перед нами. Она звала нас дальше, сулила неожиданности – правда, туманные, но, безусловно, заманчивые, – новый труд, новые встречи, новые беды и удачи.

Странно устроен человек: несмотря на интересную жизнь в настоящем, мы жаждали будущего и без конца говорили о нем. Мы жили будущим. В настоящем и прошлом мы искали только доказательств неизбежного прихода этих будущих времен. Они придут. В этом мы были уверены, несмотря на то, что подчас жестокие препятствия задерживали их приход.

Наутро на закруглении железнодорожного пути у Зеленого мыса в окна вагона широко сверкнуло Черное море, и у меня забилось сердце: я расставался с морем надолго, может быть, навсегда.

Но мои лирические и печальные размышления у окна вагона были прерваны внезапным яростным криком:

– А ну, покажи билет!

Я быстро обернулся. Позади меня стоял черный горбоносый человек с унылым лицом неудачника. На нём были пыльные черные галифе с оранжевым кантом, стоптанные чувяки, сиреневые носки. Чтобы они не падали, на ногах у этого странного человека пониже колен были надеты подвязки ярко-красного цвета.

Позади этого человека стояли два ухмыляющихся солдата с винтовками в таких же сиреневых носках, чувяках и подвязках.

Я молчал, пораженный. Тогда унылый человек снова прокричал яростным голосом, но на этот раз уже покраснев от нетерпения:

– А ну, покажи билет!

Тогда я догадался, что это обыкновенный поездной контролер. Окончательно я понял это, когда заметил около вооруженных юношей несколько смущенных безбилетных пассажиров. Они с интересом и сочувствием смотрели на меня, как на товарища по несчастью.

Я протянул билет. Контролер скучно посмотрел на пего, пробил щипцами и вдруг кинулся, как коршун, на моего соседа – старика с кошелкой яиц:

– А ну, покажи билет!

Старик ласково улыбнулся, но билета не показал. Вместо этого он встал и молча присоединился к толпе безбилетных.

Юноши с винтовками погнали, посмеиваясь, безбилетных, как отару овец, в соседний вагон. Туда же ушел и контролер.

– Они всегда так кричат, – горько пожаловалась нам старая грузинка в черной круглой шапочке «кеке» и с кисейной фатой позади. – Можно просто оглохнуть на этой железной дороге, пока доедешь до Зестафони. Ой, горе! Ой, горе!

– На пушку берут, – объяснил веселый матрос. – А зачем, непонятно. Будто от ихнего крика билет сам по себе возникнет.

– Все бывает, – вздохнул старый грек в очках. – Плохой человек как крикнет, так даже земля может остановиться, кацо!

Вскоре я привык к удивительным нравам на Закавказских железных дорогах. Но в первый раз мы смеялись с Фраерманом до слез.

Источник

Последний луч солнца показывает землю впр

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(1) — фонетический разбор;

(2) — морфемный разбор;

(3) — морфологический разбор;

(4) — синтаксический разбор предложения

Последний луч.. со..нца показыва..т землю в ином виде. Она тускне..т, когда со..нце покида..т небосклон. Всё ст..новит..ся выпуклым. Краски приобр..тают густоту. Они прибл..жают (2) всё дальнее и уводят его в бе(з/с)конеч..ность.

Прибл..жение веч..ра поража..т густотой красок и лё..кост..ю воздуха.

Море после бур.. зат..ха..т поёт и задумчиво переб..рает мелкую гальку. Вода ст..новит..ся тёплой и прозрач..ной.

В..черн..е со..нце свет..т ни(з/с)ко (1) и угрюмо. (4) Соед..нение бел..й (3) пены и солнеч..ного пламени — это самое уд..вительн..е зрелище на з..мле. Такие ч..десные к..ртины (не)вид..т люди, которые (не)умеют ценить кр..соту мира. Зато м..нуты погружения в мир природы вд..хновляют художников п..сателей.

Читайте также:  Эффект радуги вокруг солнца

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Последний луч солнца показывает землю в ином виде. Она тускнеет, когда солнце покидает небосклон. Всё становится выпуклым. Краски приобретают густоту. Они приближают (2) всё дальнее и уводят его бесконечность.

Приближение вечера поражает густотой красок и лёгкостью воздуха.

Море после бури затихает, поёт и задумчиво перебирает мелкую гальку. Вода становится тёплой и прозрачной. Вечернее солнце светит низко (1) и угрюмо. (4) Соединение белой (3)

пены и солнечного пламени — это самое удивительное зрелище на земле.

Такие чудесные картины не видят люди, которые не умеют ценить красоту мира. Зато минуты погружения в мир природы вдохновляют художников, писателей.

Источник

Последний луч солнца показывает землю впр

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Последний луч.. со..нца показыва..т землю в ином виде. Она тускне..т, когда со..нце покида..т небосклон. Всё ст..новит..ся выпуклым. Краски приобр..тают густоту. Они прибл..жают (2) всё дальнее и уводят его в бе(з/с)конеч..ность.

Прибл..жение веч..ра поража..т густотой красок и лё..кост..ю воздуха.

Море после бур.. зат..ха..т поёт и задумчиво переб..рает мелкую гальку. Вода ст..новит..ся тёплой и прозрач..ной.

В..черн..е со..нце свет..т ни(з/с)ко (1) и угрюмо. (4) Соед..нение бел..й (3) пены и солнеч..ного пламени — это самое уд..вительн..е зрелище на з..мле. Такие ч..десные к..ртины (не)вид..т люди, которые (не)умеют ценить кр..соту мира. Зато м..нуты погружения в мир природы вд..хновляют художников п..сателей.

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(1) — фонетический разбор;

(2) — морфемный разбор;

(3) — морфологический разбор;

(4) — синтаксический разбор предложения

н — [н’] — согласный, звонкий, мягкий

и — [и́] — гласный, ударный

з — [с] — согласный, глухой, твёрдый

к — [к] — согласный, глухой, твёрдый

о — [а] — гласный, безударный

5 букв, 5 звуков, 2 слога

Морфемный разбор (по составу)

при ближ а ют / при ближ а ют

1) Белой (пены) — имя прилагательное, обозначает признак предмета: пены (какой?) белой.

2) Начальная форма — белый; в единственном числе, в женском роде, в родительном падеже.

3) В предложении является определением.

Синтаксический разбор предложения

Вечернее солнце светит низко и угрюмо. (4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.

Грамматическая основа: солнце (подлежащее) светит (сказуемое).

Второстепенные члены предложения: (солнце) вечернее — определение; (светит) низко (и) угрюмо — однородные обстоятельства.

Последний луч солнца показывает землю в ином виде. Она тускнеет, когда солнце покидает небосклон. Всё становится выпуклым. Краски приобретают густоту. Они приближают (2) всё дальнее и уводят его бесконечность.

Приближение вечера поражает густотой красок и лёгкостью воздуха.

Море после бури затихает, поёт и задумчиво перебирает мелкую гальку. Вода становится тёплой и прозрачной. Вечернее солнце светит низко (1) и угрюмо. (4) Соединение белой (3)

пены и солнечного пламени — это самое удивительное зрелище на земле.

Такие чудесные картины не видят люди, которые не умеют ценить красоту мира. Зато минуты погружения в мир природы вдохновляют художников, писателей.

Источник

Последний луч солнца показывает землю впр

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Последний луч.. со..нца показыва..т землю в ином виде. Она тускне..т, когда со..нце покида..т небосклон. Всё ст..новит..ся выпуклым. Краски приобр..тают густоту. Они прибл..жают (2) всё дальнее и уводят его в бе(з/с)конеч..ность.

Прибл..жение веч..ра поража..т густотой красок и лё..кост..ю воздуха.

Море после бур.. зат..ха..т поёт и задумчиво переб..рает мелкую гальку. Вода ст..новит..ся тёплой и прозрач..ной.

В..черн..е со..нце свет..т ни(з/с)ко (1) и угрюмо. (4) Соед..нение бел..й (3) пены и солнеч..ного пламени — это самое уд..вительн..е зрелище на з..мле. Такие ч..десные к..ртины (не)вид..т люди, которые (не)умеют ценить кр..соту мира. Зато м..нуты погружения в мир природы вд..хновляют художников п..сателей.

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Последний луч солнца показывает землю в ином виде. Она тускнеет, когда солнце покидает небосклон. Всё становится выпуклым. Краски приобретают густоту. Они приближают (2) всё дальнее и уводят его бесконечность.

Приближение вечера поражает густотой красок и лёгкостью воздуха.

Море после бури затихает, поёт и задумчиво перебирает мелкую гальку. Вода становится тёплой и прозрачной. Вечернее солнце светит низко (1) и угрюмо. (4) Соединение белой (3)

пены и солнечного пламени — это самое удивительное зрелище на земле.

Такие чудесные картины не видят люди, которые не умеют ценить красоту мира. Зато минуты погружения в мир природы вдохновляют художников, писателей.

Источник

Последний луч солнца показывает землю впр

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Последний луч.. со..нца показыва..т землю в ином виде. Она тускне..т, когда со..нце покида..т небосклон. Всё ст..новит..ся выпуклым. Краски приобр..тают густоту. Они прибл..жают (2) всё дальнее и уводят его в бе(з/с)конеч..ность.

Прибл..жение веч..ра поража..т густотой красок и лё..кост..ю воздуха.

Море после бур.. зат..ха..т поёт и задумчиво переб..рает мелкую гальку. Вода ст..новит..ся тёплой и прозрач..ной.

В..черн..е со..нце свет..т ни(з/с)ко (1) и угрюмо. (4) Соед..нение бел..й (3) пены и солнеч..ного пламени — это самое уд..вительн..е зрелище на з..мле. Такие ч..десные к..ртины (не)вид..т люди, которые (не)умеют ценить кр..соту мира. Зато м..нуты погружения в мир природы вд..хновляют художников п..сателей.

Последний луч солнца показывает землю в ином виде. Она тускнеет, когда солнце покидает небосклон. Всё становится выпуклым. Краски приобретают густоту. Они приближают (2) всё дальнее и уводят его бесконечность.

Приближение вечера поражает густотой красок и лёгкостью воздуха.

Море после бури затихает, поёт и задумчиво перебирает мелкую гальку. Вода становится тёплой и прозрачной. Вечернее солнце светит низко (1) и угрюмо. (4) Соединение белой (3)

пены и солнечного пламени — это самое удивительное зрелище на земле.

Такие чудесные картины не видят люди, которые не умеют ценить красоту мира. Зато минуты погружения в мир природы вдохновляют художников, писателей.

(По К. Паустовскому)

Указания по оцениванию

Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка)

При оценивании выполнения задания по критерию К1 учитываются только ошибки, сделанные при заполнении пропущенных букв, раскрытии скобок, восстановлении слитного, раздельного и дефисного написания слов

Допущено не более двух ошибок

Допущены три-четыре ошибки

Допущено пять ошибок

Допущено более пяти ошибок

Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет

Допущена одна ошибка

Допущены две ошибки

Допущено более двух ошибок

Правильность списывания текста

Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов, нет слов с изменённым графическим обликом).
ИЛИ Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера:
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

Читайте также:  Как определить по времени наивысшую высоту солнца

Допущено четыре-семь описок и ошибок следующего характера:
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

Допущено более семи описок и ошибок следующего характера:
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

Максимальный балл

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(1) — фонетический разбор;

(2) — морфемный разбор;

(3) — морфологический разбор;

(4) — синтаксический разбор предложения

Последний луч.. со..нца показыва..т землю в ином виде. Она тускне..т, когда со..нце покида..т небосклон. Всё ст..новит..ся выпуклым. Краски приобр..тают густоту. Они прибл..жают (2) всё дальнее и уводят его в бе(з/с)конеч..ность.

Прибл..жение веч..ра поража..т густотой красок и лё..кост..ю воздуха.

Море после бур.. зат..ха..т поёт и задумчиво переб..рает мелкую гальку. Вода ст..новит..ся тёплой и прозрач..ной.

В..черн..е со..нце свет..т ни(з/с)ко (1) и угрюмо. (4) Соед..нение бел..й (3) пены и солнеч..ного пламени — это самое уд..вительн..е зрелище на з..мле. Такие ч..десные к..ртины (не)вид..т люди, которые (не)умеют ценить кр..соту мира. Зато м..нуты погружения в мир природы вд..хновляют художников п..сателей.

н — [н’] — согласный, звонкий, мягкий

и — [и́] — гласный, ударный

з — [с] — согласный, глухой, твёрдый

к — [к] — согласный, глухой, твёрдый

о — [а] — гласный, безударный

5 букв, 5 звуков, 2 слога

Морфемный разбор (по составу)

при ближ а ют / при ближ а ют

1) Белой (пены) — имя прилагательное, обозначает признак предмета: пены (какой?) белой.

2) Начальная форма — белый; в единственном числе, в женском роде, в родительном падеже.

3) В предложении является определением.

Синтаксический разбор предложения

Вечернее солнце светит низко и угрюмо. (4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.

Грамматическая основа: солнце (подлежащее) светит (сказуемое).

Второстепенные члены предложения: (солнце) вечернее — определение; (светит) низко (и) угрюмо — однородные обстоятельства.

Указания по оцениванию

Выполнение фонетического разбора

Разбор выполнен верно

При разборе допущена одна ошибка

При разборе допущены две ошибки

При разборе допущено более двух ошибок

Выполнение морфемного разбора

Разбор выполнен верно

При разборе допущена одна ошибка

При разборе допущены две ошибки

При разборе допущено более двух ошибок

Выполнение морфологического разбора

Разбор выполнен верно

При разборе допущена одна ошибка

При разборе допущены две ошибки

При разборе допущено более двух ошибок

Выполнение синтаксического разбора предложения

Разбор выполнен верно

При разборе допущена одна ошибка

При разборе допущены две ошибки

При разборе допущено более двух ошибок

Максимальный балл

Поставьте знак ударения в следующих словах:

Банты, красивее, позвонит, каталог.

Ба́нты, краси́вее, позвони́т, катало́г

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Верно поставлено ударение только в одном-двух словах.
ИЛИ Ударение во всех словах поставлено неверно / не поставлено
0
Верно поставлено ударение только в трёх словах 1
Верно поставлено ударение во всех словах 2
Максимальный балл 2

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

Солнечные лучи осветили верхушки высоких сосен и елей.

1) Обозначение частей речи в предложении:

прил. Солнечные сущ. лучи глаг. осветили сущ. верхушки прил. высоких сущ. сосен союз и сущ. елей .

2) Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: местоимение (ИЛИ личное местоимение), предлог, частица. Возможное, но необязательно указание: наречие, имя числительное, междометие.

Указания по оцениванию Баллы

Обозначение частей речи в предложении

Отсутствие указания части речи над словом в записанном предложении приравнивается к ошибке

Верно определены все части речи в предложении

Допущена одна ошибка

Допущены две ошибки

Допущено более двух ошибок

Указание отсутствующих частей речи

Верно указаны все отсутствующие в предложении части речи.
ИЛИ Верно указаны все отсутствующие в предложении самостоятельные части речи из списка обязательных для указания, при этом одна служебная часть речи из списка обязательных для указания заменена частью (частями) речи из списка необязательных для указания

Одна из отсутствующих в предложении самостоятельных частей речи (из списка обязательных для указания) не указана.
ИЛИ Верно указаны все отсутствующие в предложении самостоятельные части речи из списка обязательных для указания, при этом две служебные части речи из списка обязательных для указания заменены частями речи из списка необязательных для указания.

Две отсутствующие в предложении самостоятельные части речи (из списка обязательных для указания) не указаны.

Максимальный балл 5

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

1) По словам Стёпы в его домашней библиотеке много книг по краеведению

2) Стёпа напомнил что давно увлекается историей родного города

3) Какой вопрос на олимпиаде тебе особенно понравился Стёпа

4) Елена Николаевна подтвердила Стёпа стал победителем олимпиады по истории

Елена Николаевна подтвердила: «Стёпа стал победителем олимпиады по истории».

Составление схемы предложения: А: «П».

Указания по оцениванию Баллы

Распознавание предложения и расстановка знаков препинания

Правильно определено предложение, и верно расставлены знаки препинания

Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущена одна ошибка

Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущены две (или более) ошибки.
ИЛИ Ответ неправильный

Составление схемы предложения

Схема предложения составлена верно

Схема предложения составлена верно, в ней допущена одна пунктуационная ошибка.

Схема предложения составлена верно, в ней допущены две и более пунктуационные ошибки.
ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл 4

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Обратите внимание друзья на эту картину Левитана.

2) Нарисуйте на бумаге букет цветов в вазе и яблоки.

3) Эту пейзажную зарисовку выполнил юный художник.

4) Проникновенные пейзажи Левитана называют пейзажами настроения.

Обратите внимание, друзья, на эту картину Левитана. Это предложение с обращением.

Указания по оцениванию Баллы

Распознавание предложения и расстановка знаков препинания

Правильно определено предложение и расставлены знаки препинания

Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущена одна ошибка

Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущены две (или более) ошибки.
ИЛИ Ответ неправильный

Объяснение основания выбора предложения

Верно объяснён выбор предложения

Ответ неправильный

Максимальный балл 3

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

Читайте также:  Когда встает солнце вам надо бежать

1) Мы нашли в деревне кошку и принесли к ней щенка нашей овчарки.

2) Щенок доверчиво прижался к кошке и довольно зачмокал её молоко.

3) В северных морях встречаются редкие острова и морские птицы прилетают на них.

4) Птицы с криком ссорятся из-за редкой добычи и удобного места на берегу.

В северных морях встречаются редкие острова, и морские птицы прилетают на них. Это сложное предложение.

Указания по оцениванию Баллы

Распознавание предложения и расстановка знаков препинания

Правильно определено предложение и расставлены знаки препинания

Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущена одна ошибка

Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущены две (или более) ошибки.
ИЛИ Ответ неправильный

Объяснение основания выбора предложения

Верно объяснён выбор предложения

Ответ неправильный

Максимальный балл 3

Определите и запишите основную мысль текста.

(1)Жил на свете маленький велосипед, у которого было два колеса. (2)Одно из них было ведущим, а второе — ведомым. (3)Так как велосипед был неопытным, его колёса стали спорить, кто из них главнее и важнее. (4)Переднее колесо кричало, что оно важнее ведь оно указывает дорогу, а заднее колесо уже за ним катится. (5)А заднее было уверено, что именно оно главное, что у него самая ответственная роль при езде.

(6)Спор привёл к тому, что колёса очень сильно поссорились и обидели друг друга. (7)После этого переднее и заднее колёса решили работать по отдельности, ведь каждое из них было уверено, что именно оно самое важное и нужное. (8)Оба колеса поехали отдельно друг от друга. (9)Но уехали они недалеко. (10)Оба упали, едва тронулись с места.

(11)После этой ссоры колёса поняли, что оба они одинаково важны. (12)Не имеет значения, кто из них ведущий, а кто ведомый. (13)Друг без друга они не смогут ехать. (14)Это значит, что не имеет значения, кто главнее, ведь они дополняют друг друга и оба очень нужны при езде велосипеда.

(15)Так и в жизни: неважно, кто главнее. (16)Уважать нужно всегда и всех, ведь каждый делает своё дело.

Неважно, кто главнее, уважать нужно всегда и всех, ведь каждый делает своё дело.

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущено более двух речевых недочётов.
ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущены два и более речевых недочёта.
ИЛИ Основная мысль не определена / определена неверно независимо от наличия/ отсутствия речевых недочётов в построении предложения и словоупотреблении
0
Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении.
ИЛИ Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущены один-два речевых недочёта.
ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущен один речевой недочёт
1
Основная мысль определена верно, полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении 2
Максимальный балл 2

Какой факт, по мнению автора текста, послужил тому, что колёса начали спорить? Запишите ответ.

(1)Жил на свете маленький велосипед, у которого было два колеса. (2)Одно из них было ведущим, а второе — ведомым. (3)Так как велосипед был неопытным, его колёса стали спорить, кто из них главнее и важнее. (4)Переднее колесо кричало, что оно важнее ведь оно указывает дорогу, а заднее колесо уже за ним катится. (5)А заднее было уверено, что именно оно главное, что у него самая ответственная роль при езде.

(6)Спор привёл к тому, что колёса очень сильно поссорились и обидели друг друга. (7)После этого переднее и заднее колёса решили работать по отдельности, ведь каждое из них было уверено, что именно оно самое важное и нужное. (8)Оба колеса поехали отдельно друг от друга. (9)Но уехали они недалеко. (10)Оба упали, едва тронулись с места.

(11)После этой ссоры колёса поняли, что оба они одинаково важны. (12)Не имеет значения, кто из них ведущий, а кто ведомый. (13)Друг без друга они не смогут ехать. (14)Это значит, что не имеет значения, кто главнее, ведь они дополняют друг друга и оба очень нужны при езде велосипеда.

(15)Так и в жизни: неважно, кто главнее. (16)Уважать нужно всегда и всех, ведь каждый делает своё дело.

Велосипед был неопытным, поэтому колёса начали спорить.

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Дан правильный ответ, в предложении допущено более трёх ошибок.
ИЛИ Ответ неправильный
0
Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка.
ИЛИ
Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две орфографические ошибки при отсутствии пунктуационных и грамматических ошибок.
ИЛИ
Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических и грамматических ошибок.
ИЛИ
Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две грамматические ошибки при отсутствии орфографических и пунктуационных ошибок. Всего в предложении, содержащем правильный ответ, в сумме должно быть допущено не более трёх ошибок (в их числе — только один речевой недочёт)
1
Дан правильный ответ, в предложении может быть допущен один речевой недочёт или допущена одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка 2
Максимальный балл 2

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 14−16 текста. Запишите ответ.

(1)Жил на свете маленький велосипед, у которого было два колеса. (2)Одно из них было ведущим, а второе — ведомым. (3)Так как велосипед был неопытным, его колёса стали спорить, кто из них главнее и важнее. (4)Переднее колесо кричало, что оно важнее ведь оно указывает дорогу, а заднее колесо уже за ним катится. (5)А заднее было уверено, что именно оно главное, что у него самая ответственная роль при езде.

(6)Спор привёл к тому, что колёса очень сильно поссорились и обидели друг друга. (7)После этого переднее и заднее колёса решили работать по отдельности, ведь каждое из них было уверено, что именно оно самое важное и нужное. (8)Оба колеса поехали отдельно друг от друга. (9)Но уехали они недалеко. (10)Оба упали, едва тронулись с места.

(11)После этой ссоры колёса поняли, что оба они одинаково важны. (12)Не имеет значения, кто из них ведущий, а кто ведомый. (13)Друг без друга они не смогут ехать. (14)Это значит, что не имеет значения, кто главнее, ведь они дополняют друг друга и оба очень нужны при езде велосипеда.

(15)Так и в жизни: неважно, кто главнее. (16)Уважать нужно всегда и всех, ведь каждый делает своё дело.

Повествование — это тип текста, в котором что-то объясняется или доказывается, говорится о причинах действий, событий, явлений, устанавливаются взаимосвязи между действиями, событиями, явлениями.

Источник

Adblock
detector