Меню

Повесть непогашенной луны смысл названия

Идейно-художественные особенности повести Б.Пильняка «Повесть непогашенной луны».

Эта повесть не дошла до читателя в 20-е годы, будучи конфискованной сразу после публикации.

«Злостная клевета», которая так возмутила ревнителей партийной чистоты, была связана с фигурами Фрунзе и Сталина, послужившими прототипами главных героев повести. Прототипы были сразу узнаны, тем более что автор использовал традиционный в литературе прием, заявив в предисловии, что речь пойдет не о Фрунзе, тем самым вызвав у читателя невольные ассоциации именно с этой фигурой.

В повести параллельно развиваются два сюжета — внешний, фабульный, и внутренний, на уровне подтекста. Двигатель внешнего сюжета — противостояние командарма Гаврилова и негорбящегося человека; двигатель сюжета и конфликта внутреннего — противостояние человека, «безумного» человечества — и животного.

Образ луны в этом произведении играет важную символическую роль. И композиция повести построена таким образом, что ключевым событийным (историческим) эпизодам текста (приезд Гаврилова, его встреча с негорбящимся человеком из дома номер первый, автомобильная гонка, операция и т.д.) соответствуют символические с участием луны. И пересекаются в тексте эти две сюжетные линии — два вектора движения (исторического и природного) — в ключевой фразе «В облаках торопилась, суматошилась луна, и, как хлыст, стлался по улицам автомобиль», содержащейся в описании автомобильной гонки негорбящегося человека.

Во многих критических работах Гаврилов противопоставляется «негорбящемуся» человеку, по сути, как положительный герой — отрицательному. Но и тот и другой в принципе не противостоят друг другу, а выступают единомышленниками. Они оба — люди одного исторического времени, оба творят историческое движение, они оба противостоят «луне», т.е. природному времени, естественному природному движению. Суть противостояния «луны» и «человека», природного движения и революционного насилия представлена с метафорической яркостью и убедительностью в уже цитированной ключевой фразе: «В облаках торопилась, суматошилась луна, и, как хлыст, стлался по улицам автомобиль».

К числу важнейших повторяющихся мотивов повести относятся мотивы автомобильной гонки и мотив крови.

Тема смерти является главной в повести и поддержана в основном мотивом крови.

Основные эпитеты, которые использует автор, — красный и белый. Нагнетание красного цвета особенно заметно в начале второй главы, где текст интенсивно окрашен различными оттенками этого цвета: и пейзаж (кровавый закат), и предметный мир (упоминаемый автором несколько раз красный карандаш в руках у Первого), и описание отдельных эпизодов («Краском с двумя орденами Красного знамени, гибкий как лозина, — с двумя красноармейцами, — вошел в подъезд»).

Повторы ситуаций, отдельных фраз, слов являются важным элементом построения текста повести Пильняка. Кольцевой характер носит композиция — повесть замыкается той же фразой, которая (в несколько ином виде) находится в начале текста; дважды в повести повторяется эпизод машинного мчания (сначала командарма Гаврилова, затем негорбящегося человека из дома номер первый); дважды повторяются противоположные портретные описания Гаврилова — сначала «коренастого», затем «гибкого, как лозина»;

дважды повторяется описание утра перед операцией: сначала профессора Павла Ивановича Кокосова, затем, по контрасту, профессора Анатолия Кузьмича Лозовского;

дважды повторяется эпизод с Наташей: вначале Наташа, играя, тушит горящие спички, затем пытается погасить луну.

Само название «Повесть непогашенной луны» в данном случае содержит установку на эпичность, общезначимость описываемого. Срабатывает память жанра, и в сознании читателя актуализируются названия древнерусских летописных повестей («Повесть временных лет», «Повесть о разорении Рязани Батыем» и др) с их эпической лаконичностью и обобщенностью образов героев.

Луна сама как бы испытывает воздействие Первого человека. И не только луна, но и солнце, и город испытывают одинаково угнетенное состояние — оно связано с «холодным взором» негорбящегося человека из дома номер первый.

Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 31 | Нарушение авторских прав

Источник

Символический смысл в развитии повестей Б. Пильняка (Повесть непогашенной луны)

* Б. Пильняк изображал человека, связанного с революцией идея­ми и поступками, своей и чужой кровью. В 1926 году в «Новом мире» была опубликована и сразу же запрещена «Повесть непогашенной луны». Олицетворяющий тоталитарную власть негорбящийся чело­век посылал на смерть командарма. Гаврилов, погибающий на опе­рационном столе, тоже нес вину за пролитую кровь людей. Ледяной свет луны освещал город.

А ночью выплывет луна. Ее не слопали собаки: Она была лишь не видна Из-за людской кровавой драки.

Читайте также:  Для продажи дома лучше луна

Эти стихи С. Есенина написаны в 1924 году. Луна фигурировала во многих произведениях техлет, без нее не обходилась ни одна на­учно-фантастическая книга. Непогашенная луна Б. Пильняка как бы давала дополнительный свет реальному миру — свет тревожный, на­стораживающий.

Историк и наблюдатель революции, Б. Пильняк не восторгался раз­махом разрушений, но давал почувствовать угрозу для всего живого, прежде всего для личности, от новой государственной машины: «Она взяла под микитки и Россию, и русскую метелицу, и мужика,— сжала до хрипоты,— это она захотела строить,— строить,— слышишь,— стро­ить. » («Машины и волки»). Однако, по оценке Сталина, Б. Пильняк умел созерцать и изображать лишь «заднюю» часть нашей революции.*

Повесть непогашенной луны – сочинение дерзкое. Здесь автор решился представить свою версию гибели видного военачальника Красной армии М.Фрунзе, согласно которой тот был отправлен на смерть под видом проведения операции по удалению язвы желудка. Прототипы главных героев не названы по именам, однако современники легко разглядели знакомые черты. Здесь Пильняк попытался изобразить одну из сторон в механизме большевистского режима – свойственную революционным организмам жесточайшую дисциплину. Ее железный закон превозмогает всякие проявления здравого смысла: главный герой отправляется на ненужную с медицинской точки зрения операцию ради того, чтобы выполнить поступивший приказ. Бывший нарком по военным делам склоняется перед волей руководства и бессмысленно жертвует собственной жизнью.

Однако художественные достоинства повести отнюдь не исчерпываются злободневным социально-политическим подтекстом. Пильняк выходит здесь и на более высокий уровень обобщения, пытается вскрыть глубинные, бытийные смыслы изображаемого. Гаврилов (М.Фрунзе) – персонаж во многом символический. В центре внимания автора – постижение внутренней трагедии одиночества и обреченности «патриарха» революционной тирании, одного из «творцов истории». Проникая в психологию подобной трагедии, Пильняк отчасти предвосхищает открытия западной литературы второй половины 20 столетия (Осень патриарха Габриэля Гарсия Маркеса). По логике повествования вся жизнь командарма была направлена к тому, чтобы воцарилась воля обрекающего на смерть «негнущегося человека», которая замещает в сотворенном «новом» мире неумолимый Рок античной трагедии. И как всякое восстание трагического героя против велений Рока, любые попытки спастись от неизбежного абсурдны в своей бессмысленности. Этот новый мир, сотворенный «гераклами» и «прометеями» 20 века, – вообще тотально абсурден, но и, как ни парадоксально, сверхрационалистичен. Подобный сюжет перерастает рамки национальной литературы и затрагивает реалии не только Советской России.

В 30-е годы художник вынужден был под бременем внешних обстоятельств многое изменить в своем творческом методе, он уже не мог с прежней абсолютностью следовать тем принципам, которые с гордостью декларировал еще несколько лет назад. Время, в которое жил писатель, не давало возможности быть честным до конца, приходилось сильно ограничивать правду, прибегать к тайнописи, зачастую публично отрекаться от написанного, отказываться от социальной тематики. Но когда эта тема прорывалась, а художник, чувствующий долг перед своим народом, не мог избежать ее, судьба произведения зависела от степени его правдивости. Поэтому не случайно два наиболее смелых произведения Пильняка “Повесть непогашенной луны” и “Красное дерево” постигла печальная участь длительного забвения.
Эти произведения впервые были опубликованы в России в конце 80-х годов XX века. Повести отличаются постановкой острых социальных вопросов, обнаруживают политическую прозорливость писателя, взявшего на себя смелость показать механизм зарождения тоталитарного режима. Пильняк критически относился к издержкам революционного бытия, с горечью наблюдал процесс догматизации сознания. Иных последствий ожидал художник от революции. Его всегда волновал вопрос о ее целесообразности для жизни народа. В самом начале ее осуществления писатель понимал революцию как путь к природо-социальной гармонии.
Гуманистическая концепция писателя нашла точное выражение в сюжете одного из самых совершенных его произведений — “Повести непогашенной луны”.
Эта повесть не дошла до читателей в 20-е годы, будучи конфискованной сразу после публикации. Критика тут же гневно обрушилась на писателя. Пильняк вынужден был послать в редакцию письмо, в котором признавал свои ошибки.
“Злостная клевета”, которая так возмутила ревнителей партийной чистоты, была связана с фигурами Фрунзе и Сталина, послужившими прототипами главных героев повести. Прототипы были сразу узнаны.
Современные исследователи единодушно относят повесть к литературе “ранней социальной диагностики советского общества”, видя ценность ее в том, что “автор приоткрывает завесу над загадкой политической устойчивости системы, в рамках которой приглашение на казнь отклонить психологически невозможно”, считая, что Пильняк написал повесть “о политическом убийстве, о человеке, бессильном противостоять приказу. ”.
В повести исследуются социально-психологические предпосылки одного из этапов исторического развития страны, которое совершается, по мысли Пильняка, по законам насилия над органикой жизни и имеет истоки еще в Петровской эпохе. Пренебрежение природными законами грозит уничтожением как отдельному человеку, так и всему обществу в целом. Не случайно структура повести включает в себя мотив возмездия. Автор подчеркивает закономерность гибели главного героя, понесшего кару за совершенное им насилие над человеческими жизнями, за нарушение природного органического процесса. Писатель напоминает: тот, кто убивает и, более того, делает убийство системой, не уйдет от возмездия.
Главные герои “Повести непогашенной луны” Гаврилов и Первый в равной мере несут ответственность перед судом природы. “Не мне и тебе говорить о смерти и крови”,— напоминает Первый Гаврилову об одном из эпизодов гражданской войны, когда последний послал на верную смерть четыре тысячи человек. В тексте есть и прямое указание на то, что имя Гаври-лова обросло легендами о тысячах, десятках и сотнях тысяч смертей.
Тема смерти является главной в повести и поддержана в основном мотивом крови. Смерть и кровь — опорные слова в тексте, в равной мере относящиеся и к образу Первого, и к образу Гаврилова. В повести не случайно подчеркнуто, что последними словами Гаврилова перед смертью, которые слышал от него друг, были слова, связанные с воспоминаниями о толстовском персонаже, который хорошо “кровь чувствовал”.
Основные эпитеты, которые использует автор,— красный и белый. Нагнетание красного цвета особенно заметно в начале второй главы, где текст интенсивно окрашен различными оттенками этого цвета: и пейзаж (кровавый закат), и предметный мир (упоминаемый автором несколько раз красный карандаш в руках у Первого), и описание отдельных эпизодов (“Краском, с двумя орденами Красного Знамени, гибкий, как лозина,— с двумя красноармейцами,— вошел в подъезд”). Таким образом, и поэтический уровень текста устанавливает идентификацию персонажей, наделенных общей виной перед народом и заслуживающих возмездия. Об этом свидетельствует и очень важный для понимания смысла повести символический эпизод гонки автомобиля сначала Гавриловым, затем, после его смерти, Первым, повторившим предыдущую ситуацию. Безумная гонка в неизвестном направлении, движение ради движения — метафорическое осмысление писателем исторического пути страны, в основе общественной структуры которой лежит насилие над человеком. Как справедливо отметила критика, “в доводах Первого революция оказывается отделенной, а если говорить до конца, то противопоставленной человеку”.
По мысли Пильняка, в самом понятии “государственная система” заключено нечто чуждое, противоположное природной сущности человека, тем более в тоталитарном государстве, которое держится исключительно силой власти, насилием над личностью. Гаврилов — строитель страшной машины истребления личностного сознания и сам становится ее жертвой. Государство, власть являются в повести метафорой смерти. Герой не хочет умирать, но покорно соглашается на смерть не только в силу своей принадлежности “к ордену или секте”, но главным образом потому, что видит в этом акт возмездия за содеянное. Скорее всего, именно осознание неотвратимости кары заставило Гаврилова почувствовать свою обреченность и не сопротивляться приказу Первого. Таким образом, философский смысл повести делает ее содержание не менее актуальным в современную эпоху, чем ее политический смысл.

Читайте также:  Вот была потом забота за луной нырять

Источник

7. Интерпретация финала

Финал повести, где дочь Попова играет — пытается погасить луну, также построен на повторах: ему предшествует описание игры Наташи со спичками. Причем этот эпизод по своему содержанию близок мотиву машинного мчания командарма Гаврилова: тот же восторг и тот же страх 1 , что и Гаврилов во время безумного мчания, испытывает Наташа во время игры со спичками:

Гаврилов зажигал спички; удивленно, как могут удивляться таинственному в мире только дети, Наташка смотрела на огонь, складывала трубкой губы и дула на огонь, не сразу хватало дыхания потушить спичку, потом спичка тухла, и тогда столько изумления, восторга и страха перед таинственным было в голубых глазах Наташи, что нельзя было не зажечь новой спички, нельзя не склонить голову перед тем таинственным, что самою собою несла Наташа [выделено мной. — В.К.].

В финале (а финальное положение придает сцене особую значимость) игра продолжается, причем Наташа хочет уже погасить луну:

В окно лезла белая луна, уставшая (!) спешить.

Наташа стояла на подоконнике, и Попов увидел: она надувала щеки, трубкой складывала губы, смотрела на луну, целилась в луну, дула в нее. — Что ты делаешь, Наташа? — спросил отец. — Я хочу погасить луну, — ответила Наташа.

Полная луна купчихой плыла за облаками, уставала торопиться.

Конечно, произведения Б. Пильняка трудно поддаются анализу, переводу из метафорической, образной системы в понятийную, как и каждое литературное произведение. Их, в частности, сложно свести к единому концепту (определенной идее) из-за их фрагментарности. Д. Кассек пишет: «…в произведениях Пильняка редко наблюдается завершенный подтекст» 2 . Однако в «Повести…» такая возможность выявить «завершенный подтекст», кажется, предоставляется, хотя спектр адекватности интерпретации определить довольно сложно 3 .

Читайте также:  Что означает выражение сегодня луна такая красивая

Проведенный анализ текста утверждает в мысли, что луна не является самостоятельным, активным источником жестокости (природа находится вне этических оценок, она — вне добра и зла). Название повести можно было бы объяснить как «повесть еще не погашенной луны». Под «взором человека» луна стала «тающей ледяной глышкой» (т.е. сама оказалась как бы застывше-замороженной), а Наташа — человеческий детеныш — «целится» 4 в нее, пытается «погасить» (т.е. в данном случае — «заморозить») луну, которая, «устав спешить», стремится приблизиться к Наташе (луна «лезла в окно»). Кстати, именно в этом фрагменте впервые встречается причастие совершенного вида в описании луны — «уставшая спешить» луна, т.е. луна исчерпала свое стремление успеть за безумно мчащимся человеком, стремление установить гармоничные отношения с человеком: гармония не состоялась; природа и человек враждебны по вине человека — Наташа «хочет погасить луну». Это уже проекция в будущее, в котором, очевидно, отношения нового поколения, новой истории и природы не изменятся. Симптоматично, что после этого эпизода вновь «полная луна купчихой плыла за облаками, уставала торопиться«. Насилие над природой (и над человеком как ее частью) продолжает быть актуальным и переходит в будущее. И вот здесь-то чаша терпения луны переполняется, и негативная энергия, направленная на нее человеком, городом, Наташей зеркально отражается, возвращается обратно к человеку: луна-природа мстит тем, кто ее подстегивает «хлыстом-автомобилем», она отражает холодный, замораживающе-анестезирующий напор безумно мчащегося человека, мстит за насильственное вмешательство в ее естественное движение. И поэтому «было совершенно понятно, что этими гудками воет городская душа, замороженная ныне луною», т.е. поведение луны — это зеркальное отражение деятельности человека.

Композиция повести, таким образом, становится кольцевой: в самом начале повести мы читаем: «и было совершенно понятно, что этими гудками воет город, городская душа, залапанная ныне туманной мутью». Туманная муть — это удушающее воздействие тоталитарного государства, губящего все живое, творческое, немеханистичное, что вытекает из дальнейшего повествования. Луна в финале, будучи включенной в процитированную фразу, придает событиям космический, апокалиптический характер, только творец этого возможного апокалипсиса — человек: он может погубить свою колыбель — природный мир, «погасить луну», а тем самым — и себя 5 .

Конфликт командарма Гаврилова и негорбящегося человека из дома номер первый, таким образом, оказывается частным в глобальном противостоянии — противостоянии природного и исторического, которое является интертекстуальным в творчестве Пильняка. Участниками конфликта являются, с одной стороны, луна, природа, эволюция, с другой — человек из дома номер первый, командарм Гаврилов, город (в сердце которого, на перекрестке 6 двух главных с напряженным движением улиц, находится дом номер первый), дочь Попова Наташа, которым «не нужна» луна.

Причем Гаврилов (как и «город») эволюционирует от деятеля (по сути соавтора конфликта повести вместе с Первым человеком) к жертве, не первой и не последней, этого конфликта 7 . В перспективе тот же путь обречен повторить и первый человек, и Наташа — будущее человечество. В этом видится смысл скрытой оппозиции «непогашенная луна — погашенная луна» в повести Б. Пильняка.

Читайте также другие статьи по творчеству Б.А. Пильняка и анализу «Повести непогашенной луны»:

Источник

Adblock
detector