Урок Познания мира 4 класс «Солнце — источник света и тепла»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Урок построен по методу «Критическое мышление через чтение и письмо»
Использованы стратегии: Ассоциация, ЖИГСО 2, Синквейн, чтение с пометками.
Форма работы: групповая
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3.pptx | 527.08 КБ |
pozn.solntse.docx | 19.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Уважаемые астронавты, просим вас узнать все сведения о ближайшей к нам звезде – Солнце и прислать свои сообщения на Землю
Солнце – объект неживой природы
Солнце согревает и освещает Землю уже миллиарды лет. Благодаря его свету и теплу на земле возникла и продолжает развиваться жизнь.
Спасибо за путешествие!
Предварительный просмотр:
Тема урока: Солнце — источник света
Цель урока : расширять знания учащихся по астрономии
— сформировать у учащихся представление о солнце, как единственном источнике тепла и света;
— способствовать расширению кругозора, развитию умения анализировать, рассуждать, делать выводы, самостоятельно работать с литературой;
работать в группе постоянного и сменного состава;
делиться полученной информацией
— воспитывать доброжелательные отношения при работе в группе; активное отношение к изучаемому материалу.
Тип урока: комбинированный
Методы, приемы: наглядный, поисковый, репродуктивный, игровой, методы критического мышления через чтение и письмо (Ассоциация, ЖИГСО 2, Синквейн, Чтение с пометами)
Оборудование: книга, презентация к уроку
Прозвенел звонок весёлый,
Мы урок начать готовы
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Скажем, здравствуйте, руками.
Скажем, здравствуйте, глазами.
Скажем, здравствуйте, мы ртом.
Стало весело кругом.
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправляемся в космическое путешествие на летающем аппарате. (слайд1)
— Внимание! Всем пилотам занять свои места!
— 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0 Старт!
— Доложите, как идёт полёт? Две минуты… полёт нормальный!
- Постановка цели и задачи урока
— Мы получили сообщение на головной компьютер с планеты Земля.
« Уважаемые астронавты, просим вас узнать все сведения о ближайшей к нам звезде – солнце и прислать свои сообщения на Землю»
- Работа в домашних группах ( три группы по шесть человек)
Откройте бортовые дневники и запишите слово СОЛНЦЕ
Запишите свои ассоциации к слову
— обсудите в паре
— обсудите в группе
Составьте общий постер
Выступление спикеров (слайд 3)
- Работа в рабочих группах
Сейчас мы разойдёмся по трём отсекам космического корабля для проведения исследования
— индивидуальная работа, читаем текст на стр. 70
Чтение с пометами
— каждой группе раздаются вопросы
- Что такое солнце? Его размеры? На каком расстоянии находится от Земли?
- Как человек использует солнце?
- Почему одуванчик называют солнечным цветком?
— индивидуально (изучаем, конспектируем)
— поделиться в паре
— поделиться в группе
- Возвращение в домашние группы
Поделиться информацией, полученной в рабочих группах( 1,2,3 – по очереди по 0,5 мин), дополнение постера
Выступление спикеров (слайд 4,5,6)
- Обобщение учителем. Синквейн. (слайд 3)
- Возвращение на Землю (слайд 1)
- Дом.зад. Эссе «Я – солнце»
Следующий урок начнём с Авторского стула.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исполнитель проекта– учащиеся 2 классаСтратегический партнёр– школьная библиотека, детская библиотека, родители.Сроки реализации– 2-3 урока.
План проведения проекта Поставить цель проекта: обеспечить мотивацию учения.Постановить задачу проекта: обеспечить желание узнать больше.Создание рабочих групп: Специалисты по словарям;Специалисты по .
Основные цели проектаОбеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание представлений о Солнце, как ближайшей к Земле звезде, о его размерах и расстоянии от Земли до Солнца; показать значение С.
Урок помогает формировать у учащихся общие представления о солнечной системе, продолжать выработку целостных взглядов о небесных телах и космическом пространстве, выработ.
Цель: узнать, какое значение имеет солнце для здоровья человека.
Проект урока с требованиями ФГОС.
Данный материал будет полезен для учителей начальных классов, родителей. Разработка предназначена для учащихся второго класса. Направлена на обеспечение восприятие, осмыс.
Источник
Урок познания мира по теме «Солнце — источник света и тепла» (4 класс)
Урок познания мира
Тема: «Солнце — источник света и тепла».
Подготовила и провела
учитель начальных классов
КГУ «Средняя школа 23»
Дуэнко Татьяна Васильевна
Тема: Солнце- источник света и тепла.
Цель: учащиеся сформируют представление и понятие о космосе и космических телах, и в частности о солнце как источнике жизни на Земле.
· Сформировать знания о Солнце и его значении как источника света и тепла.
· Совершенствовать умения наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы.
· Развивать умения выполнять арифметический действия
· Развивать навыки работы с текстом.
· Расширить кругозор и умение владеть речью.
· Воспитывать познавательную активность, самостоятельность, коммуникативность.
Методы и приёмы. Эвристический Индивидуальная, групповая , исследовательская работа. Практические
I . Организационный этап.
Подготовка учащихся к работе на занятии.
Создание игровой ситуации на фоне спокойной мелодии.
— Мой маленький дом планета Земля,
— Мой большой дом – необъятная Вселенная.
— Значит, я – часть большой Вселенной.
II . Проверка домашнего задания
Выявление уровня и качества овладения знаниями, обеспечение коррекции.
Задание. Выберите только верные утверждения.
(Детям раздаются карточки трёх цветов)
Звёзды – это солнца
Звёзды – это планеты
Звёзды нам кажутся маленькими точками. Потому что они находятся далеко от Земли
Планета в переводе с греческого языка означает блуждающая звезда
Планеты испускают собственный свет
Звёзды гораздо меньше, чем наша планета Земля, поэтому они кажутся нам маленькими
Сейчас в космосе постоянно работают совместные орбитальные станции
В космосе была обнаружена обитаемая планета
Солнечные лучи отражаются от поверхности планет и поэтому на ночном небе они смотрятся как звёзды.
Солнечная система часть необъятной Вселенной
Только солнце имеет солнечную систему
Каждая звезда имеет свою солнечную систему
В состав солнечной системы входят только восемь планет
В состав солнечной системы входят 8 планет, 63 спутника, астероиды, малые планеты, метеоры и метеориты, кометы.
Расстояние между космическими телами измеряется в километрах
За единицу измерения между космическими телами берётся скорость распространения света
Американские астронавты Нил Армстронг и Здвин Олндрин 20 июля 1969 года осуществили первую посадку на луну.
Научные исследования в космосе помогают вести космические аппараты
Вселенной мы называем весь окружающий Землю мир
Галактика это часть солнечной системы
Дорога в космос была открыта 4 октября 1957 года
Самое ближайшее к Земле небесное тело это солнце
Самое ближайшее к земле небесное тело – это Луна
В Казахстане находится космодром Байконур, с которого стартуют космические корабли
Спутник – это космическое тело, которое движется вокруг планеты. Вокруг звезды
Первый летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин
Первую посадку на Луну совершил самолёт ТУ – 134 с пассажирами на борту
Объединение в группы по цвету карточки
— Посмотрите, как выполнили данную работу Ваши товарищи. Капитан группы зачитывает правильные ответы. За каждый правильный ответ ученик получает в оценочный лист 1 балл.
2. Задание группе.
— Составить модель Солнечной системы. Рассказать об одной из планет
3. Рубрика «Это интересно»
На доске начало предложения, дети должны найти правильный ответ из предоставленного материала
Самая большая планета
Самая маленькая планета
Самая горячая планета
Самая холодная планета
Температура на поверхности планеты
Самый продолжительный день
самый короткий день
Продолжительность суток планеты
23 часа 56 минут
24 часа 37 минут
ΙΙΙ. Сообщение темы и цели урока
Обеспечение мотивации, определение и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений
1. Расшифровать телеграмму
( Каждая группа получает индивидуальное задание)
Н 940 : 4 Л 864 : 8 Е х : 9 = 90 Ц 230 х 2 О 355 : 5 С 0: а
— Ответы поставьте в порядке возрастания и вы узнаете, какое небесное тело мы будем исследовать.
Н 940 : 4 Л 864 : 8 Е х : 9 = 90 Ц 230 х 2 О 355 : 5 С 0: а
— Ответы поставьте в порядке возрастания и вы узнаете, какое небесное тело мы будем исследовать.
Н 940 : 4 Л 864 : 8 Е х : 9 = 90 Ц 230 х 2 О 355 : 5 С 0: а
— Ответы поставьте в порядке возрастания и вы узнаете, какое небесное тело мы будем исследовать.
В ходе выполнения задания, на доске записывается слово СОЛНЦЕ
— Что вы знаете о солнце?
— Что бы вы хотели узнать о солнце?
ΙV. Работа по теме урока
Формирование целостной системы ведущих знаний по теме.
1. Игра. » Строение солнца.»
1 группа получает круги разные по диаметру и по цвету с цифрами от 1 до 6 — «части солнца»
2 группа — карточки с названием частей
1. Солнечное, гелевое ядро.
2. Зона излучения.(Водородный сой)
3 Конвекционная зона.
3 группа — карточки с характеристикой каждой части.
1. Гигантская термоядерная печь. Здесь вырабатывается тепло и свет. — фотоны.
толстый слой слегка охлаждённого газа.
3. Конвекционная зона.
4. Яркая поверхность солнца — слой наблюдаемый нами с Земли. Выглядит он как кастрюля с кипящим рисом, поскольку покрыта гранулами. Они выносят энергию солнца на поверхность.
5. Это тот слой атмосферы, в котором происходит весь чудовищный солнечный фейерверк.
6. Ореол из сверхгорячих газов. Он постоянно расширяется и меняет свою форму
Дети по очереди выходят к доске и рассказывают о строении Солнца.
На луне жил звездочёт — («Смотрят» в телескоп)
Он планетам вёл учёт: (Показывать в небо рукой)
Меркурий — раз, (Описать круг руками)
Венера — два, (Хлопок)
Три — Земля, четыре — Марс, (Присесть)
Пять — Юпитер, шесть — Сатурн, (Наклон вправо-влево)
Семь — Уран, восемь — Нептун, (Наклон вперёд, прогнуться назад)
Девять — дальше всех — Плутон, (Прыжок)
Кто не видит — выйди вон! ( Развести руки в стороны)
2. Решение арифметических задач
Узнайте диаметр солнца.
12 756 х 109 +2 560
Узнайте температуру Солнца на поверхности
Средняя температура на поверхности Земли составляет 15 градусов. А на поверхности Солнца в 400 раз больше.
Узнайте температуру Солнца в ядре.
Средняя температура на поверхности Землисоставляет 15 градусов. А в ядре в
1 000 000 раз больше.
3. Афиширование ответов
4. Практическая работа.
— Узнаем массу Солнца. Возьмите квадрат. На сколько равных частей он разделён (100). Отрежем 1 квадрат. Разделим его на 9 равных частей, отрежем 1 часть. Вот эта часть — масса всей Солнечной системы, а всё остальное — это масса Солнца.
5. Просмотр фильма о солнце
6. Самостоятельная работа учащихся ( Работа с информацией)
— Узнать, какое значение имеет Солнце для жизнедеятельности на Земле. (Учебник. с.70)
— Как используется солнечная энергия (Учебник с.70)
Многие народы обожествляли Солнце и поклонялись ему. В древнем Египте существовал культ бога Солнца Ра. Его символизировал Голубой жук скарабей. Ра пересекает на лодке царство мёртвых В опасном путешествии его сопровождал бог Луны Тог.
Долгое время люди были уверены, что Солнце обитаемо. Ещё в начале 19 века учёный Гершель открывший планету Уран, доказывал, что за ослепительно пылающей оболочкой как на атмосферой планет, скрываются прохладные области на поверхности Солнца, там живут «гелионы».
На самом деле Солнце — самая обычная рядовая звезда. Солнце заметно отличается от планет, например, оно по своим размерам больше Земли.
В 1822 году учёный Кассини подсчитал, что расстояние от Земли до солнца составляет 86 миллионов миль. Уже в наши дни это расстояние было уточнено, т.е. равно — 150 млн.км. Много это или мало? Самолёту нужно было бы лететь — 20 лет, на автомобиле — 200 лет, человеку — 3 500 лет.
Тепло и свет — или просто энергия — образуются в ядре солнца. При этом происходит выброс огромного количества мельчайших частичек световой энергии — фотонов. Чтобы добраться из глубины до поверхности Солнца фотонам требуется 10 миллионов лет, а чтобы добраться до Земли — всего 8 минут! Поэтому солнечный свет, который мы видим сейчас, фактически образовался в недрах звезды целых 10 миллионов лет назад!
V. Этап проверки знаний
Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий.
VΙ. Этап подведение итогов
Дать анализ и оценку успешности достижения цели
Организатор группы подводит итог работы участников группы
VΙΙ. Этап информации о домашнем задании
Обеспечение понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
1 группа. Написать ЭССЕ «Солнце утратило свою силу»
2 группа. Подготовить 4 вопроса по теме: «Солнце- источник света и тепла».
3 группа. Пересказ темы стр. 70 — 71.
Познание мира, 4 класс. Издательство «Алматыкытап»,2011г.
Источник