Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Путешествие в космос»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Формировать представления детей о космосе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kosmos.docx | 20.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательно– исследовательской деятельности в старшей группе на тему « Путешествие в космос»
Цель: формирование представлений детей о космосе.
-уточнить и расширить представления детей о планетах;
-расширить кругозор детей о профессии космонавт.
Развивающая:
— развивать творческое мышление, воображение, познавательную активность.
-вызвать желание у детей исследовать и изучать космос;
— воспитывать навыки правильного поведения на занятии;
-воспитывать умения работать в коллективе;
-воспитывать интерес, желание больше узнать о космосе;
-воспитывать чувство гордости за историю своей страны.
1.Чтение и рассматривание большой энциклопедии для дошкольников.
2.Чтение детских книг о космосе, космонавтах, космических явлениях; рассматривание иллюстраций; («Дорога на космодром» Я.К. Толованов, «Я хочу в космос» К.Курбатов).
3.Рассматривание предметных картинок на тему Космос.
4.Беседы о первом космонавте Ю.А. Гагарине и его полете в космос, «Наша солнечная система».
5.Конструирование космических кораблей из различных конструкторов по представлению.
6.Знакомство с картой Солнечной системы.
Оборудование и материалы: макет картонной ракеты, выставка картинок по теме «Космос», воздушный шарик.
Словарная работа: скафандр, иллюминатор, космодром.
Воспитатель: Ребята, я очень рада видеть вас. Возьмитесь за ручки, подарите друг другу улыбку.
Воспитатель: Ребята, отгадайте мои загадки.
(Воспитатель загадывает загадки, картинки-отгадки вывешивает на доску)
- Сверкая огромным хвостом в темноте,
Несется среди ярких звезд в пустоте,
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной…
(Комета) - Планета голубая,
Любимая, родная.
Она твоя, она моя,
А называется…
(Земля) - В небе виден желтый круг
И лучи, как нити.
Вертится Земля вокруг,
Словно на магните.
(Солнце) - Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам…
(Луна)
-Что объединяет все эти ответы- картинки? Как это можно назвать одним словом? (Космос, солнечная система).
-Значит, о чем же мы сегодня будем говорить? (о космосе)
-Ребята, а вы знаете, какой праздник 12 апреля отмечает вся страна? (день космонавтики).
-А вы знаете, что произошло много лет назад в этот день? (Впервые человек полетел в космос)
-Кто знает, как звали первого в мире космонавта?
Воспитатель: 12 апреля, мы отмечаем важный праздник- День космонавтики.
— Ребята, что такое космос? (все то, что находится за пределами планеты Земля).
С давних времен люди хотели побывать в космосе. Они задумывались над вопросом: «Что такое космос?», «Есть ли жизнь на других планетах?». И тогда ученые- конструкторы создали первый космический корабль «Восток».
Космический корабль- это очень сложная техника. Поэтому прежде, чем посадить человека- технику надо проверить.
Прежде, чем человек оказался в космосе, там побывали животные. И первой в космос отправилась собака Лайка. В то время люди мало знали о космосе и космические аппараты еще не умели возвращать на Землю. Поэтому Лайка осталась там, в космическом пространстве навсегда.
А через 3 года покорять космос отправились собаки Белка и Стрелка. Они пробыли в космосе всего один день и удачно вернулись на Землю.
-А кто же был первым космонавтом?
(Воспитатель читает стих)
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звездам смог.
Поет об этом песни
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
Костюм космонавта называется скафандром. В него входит оболочка, шлем, перчатки, ботинки. Скафандр, как кабина космического корабля, там есть все, чтобы космонавты смогли находиться в полете. В скафандре есть трубки с дыхательной смесью, которые нужны для дыхания. Этот костюм очень прочный, он связан с Землей, то есть космонавт в космосе, а мы на земле можем его видеть и разговаривать с ним. Скафандр очень тяжелый и его могут одевать только выносливые, натренированные люди.
Именно Юрий Гагарин был первым человеком, который полетел в космос и провел на орбите нашей планеты целых 108 минут. Он на космическом корабле «Восток» облетел вокруг земного шара и вернулся на Землю.
Воспитатель: Послушайте стихотворение.
Я помню солнце в этот день искрилось:
Какой был удивительный апрель!
И в сердце радость с гордостью светилась:
Из космоса Гагарин прилетел!
Его все по улыбке узнавали-
Такой улыбки не было второй!
Весь мир рукоплескал! Все ликовали:
Гагарин облетел наш шар земной!
С тех пор приблизились неведомые дали,
Осваивают космос корабли…
А начинал- российский, славный парень,
Гагарин- первый космонавт Земли!
Воспитатель: Потом летали в космос и другие люди, Алексей Леонов, Валентина Терешкова.
-Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (смелым, отважным, сильным, здоровым, мужественным, выносливым).
-А что он должен для этого делать? (много тренироваться)
-Я вам сегодня предлагаю отправиться в космическое путешествие. Но для этого предлагаю провести космическую тренировку.
Раз, два — стоит ракета (руки вверх)
Три, четыре — скоро взлет (руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца (круговые движения руками)
Космонавтам нужен год (руки к щекам),
Но дорогой нам не страшно (качают головой)
Каждый ведь из нас атлет (сгибают в локтях руки)
Пролетая над землею (руки в стороны)
Ей передаем привет (машут руками).
-Чтобы отправиться в полет, нам нужно выбрать самый быстрый транспорт.
Загадка: Крыльев нет у этой птицы, но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост — и поднимается до звезд.
-Что же это? (ракета)
Опыт «Запуск ракеты»
Ребята, наша ракета готова к старту, но как же она полетит? Чтобы узнать, как взлетает ракета, мы с вами проведем опыт. Сейчас вам нужно быть очень внимательными. Ракета к старту готова. Считаем в обратном порядке: три, два, один – пуск.
Воздушный шарик с нарисованной ракетой прикреплен к трубочке, через которую продета леска. Леска натянута. Воспитатель выпускает воздух из шарика, шарик мчится вперед по леске. (Воспитатель проводит опыт с шариком на леске)
— Почему шарик движется вперед?
Воспитатель: точно так же и ракета взлетает высоко в небо, только вместо воздуха у нее топливо. При горении горючее превращается в газ и толкает ракету вверх.
Воспитатель: Какое солнце по сравнению с другими планетами? (большое, горячее, яркое)? Для чего нужно солнце?
Правильно все планеты крутятся вокруг одной большой звезды, которая называется солнце, а какие планеты вы знаете? Давайте вместе их вспомним.
Дидактическая игра «Расположи планеты»
Воспитатель загадывает загадки о планетах, отгадку показывает на макете. Ребенок прикрепляет планету на свою орбиту.
1.Вот планетам младший брат,
По размеру маловат.
К солнышку всех ближе он,
Потому и раскален. (Меркурий)
2. В небе я свечусь нередко,
Ваша ближняя соседка.
Я Меркурию сестра,
И на мне всегда жара (Венера)
3. Планета голубая, любимая, родная.
Она твоя, она моя, а называется (земля)
4.Это красная планета по соседству с нами.
И зимой и даже летом мерзнет подо льдами,
Странно, что не говори
Лед не сверху, а внутри. (Марс)
5.В телескоп скорей взгляните
Он гуляет по орбите.
Там начальник он над всеми,
Больше всех других планет.
В нашей солнечной системе
Никого крупнее нет. (Юпитер)
6.Все планеты с полюсами,
Есть экватор у любой.
Но планеты с поясами
Не найдете вы другой.
В этих кольцах он один.
Очень важный господин. (Сатурн)
7. Пышный газовый гигант
Любит он, чтоб рядом были
Кольца изо льда и пыли.
(Уран)
8.На планете синей-синей
Дует ветер очень сильный.
Холодно на ней весьма —
Состоит из воды, газа и льда (Нептун)
9. Нужно пять часов, чтоб свету
Долететь до той планеты,
И поэтому она
В телескопы не видна. (Плутон)
Воспитатель: -Сколько же всего планет? Давайте вместе их назовем.
Дети хором проговаривают стихотворение (воспитатель показывает планеты)
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Воспитатель: Как называется планета, на которой мы с вами живем.
— А как выглядит она? Какую форму она имеет? Какого цвета?
(она имеет форму шара, окрашенного в голубой и зеленый цвет: голубой — это моря, реки, океаны; а зеленый — это суша (материки).
Воспитатель: Вспомните, какая она по счету? Давайте проверим.
-А почему Земля самая необычная планета? Что есть на Земле, чего нет на других планетах?
Земля делает один полный оборот против часовой стрелки вокруг солнца за один год, при этом она вращается и вокруг своей орбиты. Другие планеты тоже вращаются вокруг солнца.
Воспитатель: а как называется естественный спутник Земли? (луна)
-Давайте посмотрим и найдем самую маленькую планету-Меркурий, самую большую-Юпитер, планету с кольцом-Сатурн)
-Ребята, нам пора возвращаться на Землю. Заняли места, пристегнули ремни.
Дети садятся на стулья.
1.Кто первым побывал в космосе?
2.Назовите фамилию космонавта, побывавшего в космосе первым?
3. Сколько планет солнечной системы вы знаете? 9
3. Назовите спутник Земли?
4.Назовите самую большую раскаленную звезду? Солнце
5.Как называется костюм космонавта? (скафандр)
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие?
Воспитатель: Ребята, я очень надеюсь, что в будущем кто- то из вас тоже может стать космонавтом.
Источник
Конспект познавательно-исследовательской НОД «Путешествие в космос»
Марина Столярова
Конспект познавательно-исследовательской НОД «Путешествие в космос»
Цель: Уточнить и закрепить знания детей о космосе и солнечной системе. Способствовать закреплению полученных знаний, расширить кругозор детей. Развивать память, внимание. Продолжать закреплять умения уделять внимание анализу эффективности источников информации.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Познавательное развитие. Развивать познавательный интерес детей, систематизировать и расширить представление детей о том, что такое космосе, о планетах солнечной системы и звёздах. Совершенствовать порядковый, обратный счёт в пределах 10. Уточнить представления о геометрических фигурах. Закреплять умение ориентироваться в пространстве; группировать предметы по существенным признакам. Речевое развитие.Обогащать словарный запас словами: «вселенная», название планет, и др. Закрепить умение произносить слова правильно и отчётливо. Социально – коммуникативное развитие. Развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками, обладать конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими; воспитывать бережное отношение к своей планете, внимательное и бережное отношение к её природе; вырабатывать взаимопомощь, чувство дружбы.
Физическое развитие. Развивать двигательную активность, физические качества (быстрота, ловкость, точность движений) и мыслительные процессы. Художественно-эстетическое развитие. Воспринимать и различать разнообразную музыку (музыка космоса). Уметь восхищаться красотой космического пространства.
Методы и приемы:
практические: экспериментирование, конструирование ракеты.
словесные: беседа, вопросы, загадки, артикуляционная гимнастика.
Материал и оборудование:
Презентация ЭОР, карточки – планеты, глобус, фонарик, воздушные шары по количеству детей, планшет, альбом для рисования, именные «удостоверения космонавтов» по количеству детей.
Просмотр презентаций о космосе ЭОР; чтение и рассматривание иллюстраций энциклопедий «1001 Вопрос и ответ», М., ОНИКС, 21 век, 2001г. под ред. В. Иген и Н. Чемпион, «Книга рекордов» М., Астрель АСТ, 2001 г. пер. с англ. О. И. Перфильева; «Космос» (Моя первая энциклопедия, М., АСТ, 2015 г., Д. В. Кошевар; настольные игры «Медвежонок в космосе», «Космические приключения»; чтение детям стихотворений Р. Алдониной «Млечный путь», из Радионяни» А. Хайта, «Планета» Я. Акима; загадки о космосе; раскрашивание раскрасок на космическую тему; конструирование ракет из бумаги и бросового материала;, настольные игры «Танграм», «Тико».
Ход НОД.
1. Вводная беседа.
Воспитатель:- 12 апреля все празднуют День космонавтики.
— А кто же полетел впервые в космос? (Правильно, Юрий Алексеевич Гагарин, в 12 апреля 1961 году). (слайд ЭОР — портрет Ю. А. Гагарина). С тех пор мы каждый год в этот день отмечаем День космонавтики.
— Как называется планета, на которой мы живем? Какой формы наша Земля? (Планета, на которой мы живем –Земля. Земля круглой формы)
«Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все. (Солнце)
— Что такое солнце?
— Что движется (планеты). Сколько их? (9 планет).
— Совершенно верно, девять больших и маленьких планет, которые расположены в определенной последовательности. (ЭОР)
2. Упражнение «Космические планеты». (дети выбирают карточку с планетой и начинают инрать) «По порядку все планеты назовет любой из нас:
Раз … Меркурий, два … Венера, три … Земля, четыре … Марс,
пять … Юпитер, шесть … Сатурн, семь … Уран. За ним … Нептун,
он восьмым идет по счету. А за ним уже, потом и, девятая планета
под названием Плутон».
3. Беседа о Луне.
— У Земли есть спутник.Отгадайте загадку: «Ночь уже не так темна, если светит нам она». (Луна) (слайд ЭОР)
— Что такое Луна? (Луна ни звезда и не планета, а большой каменный шар. Луна – это естественный спутник Земли. Она находится ближе к Земле, чем звезды. Она ярко сияет на ночном небе. Луна является единственным небесным телом вне Земли, на котором побывал человек. Поверхность луны неровная, в кратерах. В зависимости от позиции по отношению к Земле и Солнцу, освещающему Луну, она нам кажется круглой, разрезанной пополам или в форме полумесяца. На Луне нет ни воды, ни воздуха. На Луне нельзя жить).
4. Эксперимент «Вращение Земли вокруг солнца». (в качестве Солнца настольная лампа (фонарик, в качестве Земли – глобус). Детям предстоит определить разницу освещенности глобуса под воздействием Солнца и подумать, где на Земле день, а где ночь. (слайд ЭОР)
5. Беседа о звездах.
— Отгадайте еще загадку: «Белые цветочки на синем платочке. Вечером расцветают, а утром увядают». (Небо и звезды)
— Ребята, а как вы думаете, видны ли на небе звезды днем? (Звезд на небе днем не видно)
— А почему днем не видно звезд? (Потому, что светит Солнце)
— Правильно, свет Солнца не дает возможность видеть планеты днем.
— Если поздним вечером или ночью посмотреть на небо, мы увидим там маленькие светящие точки. Это звезды. На самом деле звезды очень большие, но они расположены очень далеко, и поэтому нам кажутся очень маленькими. (слайд ЭОР)
— Ребята, подойдите ко мне и давайте представим, что над нами самые яркие звезды на небосводе. Сейчас мы с вами проведем
5. Гимнастику для наших глаз.
Мы звездочку увидали,
Глазки вверх подняли,
Вот звезды полетели,
Глазки вправо посмотрели.
Вот звезды полетели,
Глазки влево посмотрели
А теперь звезда внизу.
Справа, слева, наверху.
— Ребята, а можно ли сосчитать звезды на небе? Почему?
— Великий русский ученый М. В.Ломоносов сказал так: «Открылась бездна звезд полна; звездам числа нет, бездне дна».
— Ребята, вы, наверное, наблюдали поздним вечером как падают звезды на небе. Как называется это явление? (звездопад). А какая есть такая примета – если увидишь на небе падающую звезду? (надо быстро загадать желание и оно обязательно сбудется).
(падает звезда) Посмотрите, кажется, к нам с неба упала звезда. Давайте загадаем желание. (хотим полететь в космос).
— Чтобы отправиться в космос, надо быть очень образованным и здоровым человеком. Нужно пройти специальную подготовку и стать космонавтом. А кто такой космонавт? (профессия человека, который летает в космос и изучает космическое пространство, проводит эксперименты и т. д. – ответы детей)
— Какими качествами должен обладать космонавт? (Он должен быть смелым, храбрым, сильным, мужественным, здоровым, умным).
— А вы, ребята, хотите быть космонавтами?
— Тогда давайте потренируемся.
6. Физкультминутка «Космонавт».
«Чтобы сильным стать и ловким, (основная стойка)
Раз, два — выше голова, (голову вверх, выпрямиться)
Три, четыре — плечи шире. (свести лопатки)
Отправляемся в полет, (ходьба на месте)
В невесомости плывем. (руки в стороны, вращение туловища)
В небе ясном солнце светит, (свести руки перед собой, сделав круг) Космонавт летит в ракете. (развести руки в стороны, развести ноги – фигура «Звезда»)
А внизу леса, поля – (вернуться в основную стойку)
Расстилается земля. (наклониться вперед, поочередно развести руками в стороны)
Влево, вправо, вверх и вниз, (руки на пояс, повороты влево, вправо, руки вверх, руки вниз)
Вот летит ракета ввысь. (основная стойка, подняться на носки ног) Пролетая над Землей, (свести руки над головой, изобразив купол ракеты) Помахаем ей рукой. (помахать рукой)
На орбите повисим, (покачаться в стороны)
И опять домой спешим. (ходьба на месте)
— Дети, а на чем можно полететь в космос? (Ни самолеты, ни вертолеты для таких полетов не подходят. Самолетам и вертолетам, чтобы лететь, нужно опираться на воздух.
-А в космосе есть воздух? (нет) – В космосе состояние невесомости. — А как вы думаете, что такое невесомость? (ответы детей)
7. Давайте мы сейчас с вами проведем эксперимент «Воздушный шар».
— С помощью чего можно освоить космическое пространство? (с помощью ракеты). Давайте посмотрим на простом примере, как летит ракета в космос. (Надуваем воздушный шарик).
8. Д/игра «Собери ракету».
— А как называется профессия людей, которые создают ракеты? (инженеры- конструкторы). Сейчас мы с вами тоже будем конструкторами и построим свою ракету, на которой отправимся в полет. (дети собирают ракету из геометрических фигур «Танграм»).
— Как называется взлетная площадка, с которой стартуют космические корабли? (космодром)
— Но для того, чтобы отправиться в полет нужна специальная одежда. Как называется одежда космонавта, в которой он выходит в открытый космос? (Скафандр). (слайд ЭОР) (дети имитируют движения одевания скафандра)
— Итак, мы отправляемся в полет. (дети встают вокруг ракеты обняв друг друга и начинают отсчет от 1 до 10. Ракета не взлетает. Отсчет обратный от 10 до 1. Взлет. (ЭОР – взлет на ракете «От земли в космическое пространство») (Затем слайд-видео звездного космического пространства как фон).
— Предлагаю детям выйти из корабля в космос и ощутить состояние невесомости (имитация движений). А что такое невесомость? (ответы детей). В это время предлагаю послушать звуки космоса. Затем звуки переходят в космическую музыку и появляется инопланетное существо (Марсианка).
Марсианка Лу-Лу здоровается с детьми на своем марсианском языке и предлагает детям выучить слова «здравствуйте» — ЗИТИ и «до свидания» — ДЫН.
9. Проводится игра на подвижность артикуляционного аппарата марсианское стихотворение «Кис бин»: Кис бин мики, дин лин рики, туки буми луки, дани мани буки. (дети проявляют фантазию в переводе с марсианского языка)
10. Д/и «Найди лишнее».Цели: — развивать логическое мышление (анализ и синтез); — развивать умение проводить классификацию, объединять предметы по какому-либо основному, существенному признаку; — развивать память.
Гостья показывает детям наборы из трех, четырех картинок (слайды ЭОР). Перед детьми ставится задача — найти среди картинок лишний предмет, не укладывающийся в общую схему.
11. Марсианка дарит альбом для рисования «Путешествие в космос», просит сделать фото на память.Задает вопрос: как можно передать потом фото на планету Марс (спутник, интернет). Делается фото на память.Спрашивает: — а как можно передать фото на ее планету? (дети отвечают –интернет, по спутнику) Предлагает вместе полетать по космосу и прощается с детьми (видео ЭОР «Полет в космос»). Затем дети возвращаются на Землю.
— А сейчас я предлагаю зарисовать наше путешествие.
Звучит музыка, дети самостоятельно рисуют.
Динамическая пауза «Космонавт»
В тёмном небе звёзды светят, (Пальцы сжимают и разжимают)
Космонавт летит в ракете. (Ладони сомкнуты над головой)
День летит и ночь летит И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля, (Соединяют пальцы)
Горы, реки и моря. (Руки разводят в стороны)
Видит он весь шар земной, Шар земной – наш дом родной.
(Ладони над головой «крышей»).
Проводится анализ готовых работ.
— Настоящая космическая фантазия мелькает перед глазами! И это сделали вы ребята! Какие вы молодцы! (Дети составляют рассказы о своих необычных, фантазийных планетах. Готовые рисунки складываются в альбом «Наше путешествие в космос»).
Воспитатель дарит детям удостоверение космонавтов.
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Насекомые» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №31 «Буратино» станицы Юго — Северной муниципального образования.
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Победим микроба» Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые гости! Ребята, а ведь слово «здравствуйте», не только вежливое слово — приветствие, но и слово – пожелание.
Конспект познавательно-исследовательской деятельности с водой в старшей группе «Путешествие с капелькой» Воспитатель:Лукиных Ю. Г. Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности. Цель: совершенствовать представления.
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Снежок» Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности «Снежок» Цель: Дать представление о свойствах снега (тает в руках, холодный,.
Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема: Разведчики. Цель: Продолжать учить самостоятельно решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. ; упражнять в умении ориентироваться.
Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности в старшей группе Тема: Перелетные птицы. Цель: Закрепить количественный и порядковый счет в пределах 10; умение сравнивать две группы предметов; правильно.
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие в бумажную страну» Цели: 1. Уточнить и расширить представления детей о бумаге, ее видах, свойствах; об использовании бумаги в жизни человека. 2. Познакомить.
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Листопад» Тема:Листопад Познавательно-исследовательская (Ознакомление с окружающим миром) Цель:П-р — побуждать детей устанавливать причинные связи:.
Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности в НОД «Путешествие к морю» Конспект НОД с логикой образовательной деятельности (старшая группа) Тема: «Путешествие к морю» Интеграция образовательных областей:.
Источник