Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Космос. Планеты»
Любовь Копцева
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Космос. Планеты»
Цель: познакомить детей с основными планетами, закрепить знания о космосе.
Задачи:
• Познакомить детей с названиями планет: Земля, Меркурий, Марс, Венера, Юпитер, Нептун, Плутон;
• Систематизировать детские представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах;
• Обогатить и расширить представления и знания детей о космосе.
• Развивать познавательные и интеллектуальные способности детей, творческий потенциал и становление субъективно-оценочного отношения к окружающей действительности по данной теме;
• Учить быть внимательными, любознательными.
• Продолжать воспитывать у детей любовь к Родине;
• Воспитывать чувство гордости за родную страну, которая стала первой в освоении космоса;
• Воспитывать бережное отношение к тому, что есть на нашей планете.
Материал: изображения планет, плакат «Солнечная система», обруч с лентами и цифрами от 1 до 9, костюм Звездочета, дидактические игры (схема-таблица ракеты, части рисунка скафандра, музыкальное сопровождение.
Предварительная работа: чтение познавательных рассказов из детской энциклопедии «Космос», серия бесед на тему «Земля- планета, на которой мы живем», наблюдение за небом в вечернее и утреннее время, чтение художественной и документальной литературы о космосе; рисование, аппликация, заучивание стихов.
Дети входят в зал под музыку и садятся на стульчики, которые стоят полукругом перед иллюстрацией «солнечная система».
Основная часть.
Воспитатель: Ребята, если взглянуть под ноги на улице, что мы увидим?
Дети: Мы увидим землю, асфальт, траву.
Воспитатель: А если посмотреть вверх, что увидим?
Дети: Увидим небо, облака, солнце, а ночью звезды, луну.
Воспитатель: Как называется планета, на которой мы живем?
Дети: Планета, на которой мы живем, называется Земля.
Воспитатель: На что похожа Земля?
Дети: Земля похожа на шар.
Воспитатель: Правильно. Земля и небо – это наша планета с морями и океанами, реками, озёрами и сушей. За её пределами космос.
Пилот в космической ракете
На небо глянул с высоты,
Еще никто, никто на свете
Такой не видел красоты!
Ах, какая красота!
Не страшна нам высота!
И мы скажем вам ответ,
Что Земли прекрасней нет.
Воспитатель: С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой. В далеком прошлом, когда люди только начали познавать Землю, они представляли ее перевернутой чашей, которая покоится на трех гигантских слонах, стоящих на панцире огромной черепахи. С тех пор прошло несколько тысяч лет. За это время на нашей планете сменилось множество поколений добрых и умных людей. Они построили корабли и, совершая кругосветные путешествия, подтвердили знания о том, что наша планета Земля с огромной скоростью движется в космическом пространстве, совершая один оборот вокруг Солнца за год. Голубой шар, покрытый белыми облаками. (Показ иллюстрации). Так выглядит Земля из космоса. Космонавты, видевшие нашу планету со стороны, говорят, что она удивительно красива.
Воспитатель: А вы мечтаете побывать в космосе?
Если в космос вы хотите,
Значит скоро полетите
Самым смелым будет наш
Веселый дружный экипаж.
(Раздается стук в дверь. Под музыку заходит Звездочет, в руках у него конверт с заданиями.)
Звездочет: Здравствуйте, ребята! Я – Звездочет. Однажды, пролетая над детским садом, я увидел группу детей, которые наблюдали за солнцем, потом я заметил, как в вечерние и утренние часы вы наблюдали за звездами и луной. Вы такие любознательные, а я очень люблю умных и любознательных детей. Скажите, ребята, вам понравилось путешествовать по моему космическому царству?
Поэтому я вас хочу пригласить в необычное космическое путешествие. Вас ждут интересные приключения, различные испытания. Вы согласны? Не боитесь трудностей?
Далекие звезды в небе горят,
Зовут они в гости умных ребят.
Собраться в дорогу недолго для нас –
И вот мы к полету готовы сейчас.
Давайте поиграем. Сначала вспомним, что необходимо подготовить для полета в космос.
Дети: Раз мы собираемся в полет – строить надо. (звездолет).
Воспитатель: Правильно. А строить мы будем по проекту, который любезно предоставил нам наш друг Звездочет.
Звездочет предлагает конверт с первым заданием. Дети строят из геометрических фигур звездолет.
Физкультурная пауза
(подготовил ребенок): (под музыку Высоцкого В. «Утренняя гимнастика»)
Чтоб ракетой управлять
Нужно сильным, смелым стать.
Слабых в космос не берут,
Ведь полет – не легкий труд!
Будем мы тренироваться,
Будем силы набираться.
Влево, вправо, повернуться,
И опять назад вернуться. (3-4 р.)
И бежать, бежать, бежать.
А потом все тише, тише походить И сесть опять.
Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Звездочет: Чтобы полететь в космос вам необходимы специальные костюмы – скафандры. Я предлагаю вам собрать их.
Дети собирают скафандры из кусочков.
Воспитатель: А сейчас с вами дети, улетаем на ракете. Наденьте воображаемы скафандр. (Дети постукивают себя пальчиками по голове, плечам, рукам, туловищу, ногам.)
Пройдите в салон корабля, выберите космическое кресло. Необходимо надеть лямки и пристегнуть ремни. Звездолет, звездолет отправляется в полет. Пять, четыре, три, два, один (шум взлетающей ракеты) Во время запуска нас немного будет трясти, пока не пройдем плотные слои атмосферы. (дети имитируют тряску) Это не долго, скоро наш корабль войдет в спокойный режим полета (тряска прекращается, звучит песня «Трава у дома»). Ребята, мы вошли в спокойный режим. Во время полета вы можете передвигаться по нашему кораблю. Слушайте команду «Расстегнуть ремни». Посмотрите, что вы видите в иллюминаторе?
Дети: Мы видим Солнце, планеты, звезды, кометы.
Воспитатель: Мы живем в Солнечной системе, в большой «семье» планет. Все они — разные и по величине, и по природным условиям, и по своему строению. Разными дорогами летят вокруг Солнца. Одни ближе к нему, другие дальше. Планеты можно видеть на небе, потому что они освещаются Солнцем. Солнечный свет отражается от планет, и поэтому можно видеть планеты с Земли. Особенно хорошо видны они ночью, когда светятся, как яркие звездочки. Земля- третья по счету планета от Солнца. (Далее дети знакомятся с названиями других планет: Меркурий, Марс, Венера, Юпитер, Сатурн. Показ иллюстраций).
Дидактическая игра «Расположи планеты правильно».
У каждой планеты свой собственный путь.
Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть.
Вокруг Солнца вращаются наши планеты.
По-разному все они Солнцем согреты.
Выбирается ребенок «Солнце», на него одевается пояс с пришитыми лучиками-ленточками разной длины. Их девять. У девяти детей на головах шапочки с изображением планет, они отличаются по величине, цвету. На шапочке Сатурна – кольца. На конце каждой ленты – цифры от 1 до 9.
Меркурий –ребенок:
Первой Солнышком согрета,
И проворна – год на ней
Восемьдесят восемь дней.
— Какая у нас самая жаркая планета? Где она располагается? (Меркурий, потому что он ближе всех к солнцу.)
Ребенок- Меркурий берется за ленточку №1.
Плутон-ребенок:
Нужно пять часов, чтоб свету
Долететь до той планеты,
В телескопы не видна.
— Что это за планета? (Плутон. Он находиться дальше всех планет от солнца и меньше всех планет.)
Ребенок – Плутон берется за самую длинную ленточку № 9.
Земля — ребенок:
На планете чудеса:
Кислород есть в атмосфере,
Дышат люди им и звери.
— На какой орбите вращается наша планета Земля? На каком месте от солнца находится наша планета? (На 3-м месте)
Ребенок- Земля берется за ленточку № 3.
Венера — ребенок:
Только Солнце и Луна
В небе ярче, чем она.
Да и горячей планеты
В Солнечной системе нету.
— Венеру, ребята, когда-то называли «сестрой Земли». На поверхности Венеры температура около пятисот градусов.
Ребенок-Венера берется за ленточку № 2.
Марс — ребенок:
Над планетой красной кружат
Каменюки Страх и Ужас.
Нет горы нигде на свете
Выше, чем на той планете.
— Какое место займет Марс?
Ребенок- Марс берется за ленту № 4.
Юпитер — ребенок:
Мечет молнии с небес,
Полосат он, словно кошка,
Жаль худеет понемножку.
— Самая большая планета, как называется? На какой орбите находится? (Юпитер, обита № 5)
Ребенок- Юпитер берется за ленту № 5
Сатурн — ребенок:
Пышный газовый гигант
Брат Юпитера и франт
Любит он, чтоб рядом были
Кольца изо льда и пыли.
Ребенок- Сатурн занимает орбиту № 6.
Уран – ребенок:
А что за планета
Ребенок- Уран занимает орбиту № 7.
Нептун — ребенок:
На планете синей-синей
Дует ветер очень сильный.
Год на ней велик весьма —
Длится 40 лет зима.
Ребенок- Нептун занимает орбиту № 8.
Все дети заняли свои места и начинают вращаться вокруг «Солнца».
Кружится хоровод планет.
У каждой свой размер и цвет.
Для каждой путь определен,
Но только на Земле мир жизнью заселен.
Воспитатель: Превратитесь в космонавтов, пожалуйста! Пора космонавтам возвращаться на Землю. Встаньте в круг, дайте друг другу ладошки, возьмитесь за руки. Закройте глаза, включите энергию любви к родной Земле и передайте эту энергию своим друзьям. Понаблюдайте, что происходит при этом внутри вас.
Открывайте глазки. Вот мы и дома. Давайте снимем скафандр. (Дети хлопают в ладоши вокруг своего тела: слева, вверху, справа, внизу.)
Улыбнитесь друг другу доброй улыбкой. Пожелайте мысленно всем своим друзьям, родственникам здоровья! И я тоже желаю вам всем здоровья!
Итог занятия.
А в конце нашего космического занятия давайте поблагодарим нашего Звездочета и пожелаем ему удачных полетов в космос и новых космических открытий! (Дети прощаются со Звездочетом)
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Космос. Звезды. Вселенная» Цель: Познакомить детей с основными планетами; ознакомить детей с понятием «звезда»; рассказать о необходимости знаний о звездах в жизни.
Источник
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Путешествие в космос»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Формировать представления детей о космосе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kosmos.docx | 20.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательно– исследовательской деятельности в старшей группе на тему « Путешествие в космос»
Цель: формирование представлений детей о космосе.
-уточнить и расширить представления детей о планетах;
-расширить кругозор детей о профессии космонавт.
Развивающая:
— развивать творческое мышление, воображение, познавательную активность.
-вызвать желание у детей исследовать и изучать космос;
— воспитывать навыки правильного поведения на занятии;
-воспитывать умения работать в коллективе;
-воспитывать интерес, желание больше узнать о космосе;
-воспитывать чувство гордости за историю своей страны.
1.Чтение и рассматривание большой энциклопедии для дошкольников.
2.Чтение детских книг о космосе, космонавтах, космических явлениях; рассматривание иллюстраций; («Дорога на космодром» Я.К. Толованов, «Я хочу в космос» К.Курбатов).
3.Рассматривание предметных картинок на тему Космос.
4.Беседы о первом космонавте Ю.А. Гагарине и его полете в космос, «Наша солнечная система».
5.Конструирование космических кораблей из различных конструкторов по представлению.
6.Знакомство с картой Солнечной системы.
Оборудование и материалы: макет картонной ракеты, выставка картинок по теме «Космос», воздушный шарик.
Словарная работа: скафандр, иллюминатор, космодром.
Воспитатель: Ребята, я очень рада видеть вас. Возьмитесь за ручки, подарите друг другу улыбку.
Воспитатель: Ребята, отгадайте мои загадки.
(Воспитатель загадывает загадки, картинки-отгадки вывешивает на доску)
- Сверкая огромным хвостом в темноте,
Несется среди ярких звезд в пустоте,
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной…
(Комета) - Планета голубая,
Любимая, родная.
Она твоя, она моя,
А называется…
(Земля) - В небе виден желтый круг
И лучи, как нити.
Вертится Земля вокруг,
Словно на магните.
(Солнце) - Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам…
(Луна)
-Что объединяет все эти ответы- картинки? Как это можно назвать одним словом? (Космос, солнечная система).
-Значит, о чем же мы сегодня будем говорить? (о космосе)
-Ребята, а вы знаете, какой праздник 12 апреля отмечает вся страна? (день космонавтики).
-А вы знаете, что произошло много лет назад в этот день? (Впервые человек полетел в космос)
-Кто знает, как звали первого в мире космонавта?
Воспитатель: 12 апреля, мы отмечаем важный праздник- День космонавтики.
— Ребята, что такое космос? (все то, что находится за пределами планеты Земля).
С давних времен люди хотели побывать в космосе. Они задумывались над вопросом: «Что такое космос?», «Есть ли жизнь на других планетах?». И тогда ученые- конструкторы создали первый космический корабль «Восток».
Космический корабль- это очень сложная техника. Поэтому прежде, чем посадить человека- технику надо проверить.
Прежде, чем человек оказался в космосе, там побывали животные. И первой в космос отправилась собака Лайка. В то время люди мало знали о космосе и космические аппараты еще не умели возвращать на Землю. Поэтому Лайка осталась там, в космическом пространстве навсегда.
А через 3 года покорять космос отправились собаки Белка и Стрелка. Они пробыли в космосе всего один день и удачно вернулись на Землю.
-А кто же был первым космонавтом?
(Воспитатель читает стих)
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звездам смог.
Поет об этом песни
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
Костюм космонавта называется скафандром. В него входит оболочка, шлем, перчатки, ботинки. Скафандр, как кабина космического корабля, там есть все, чтобы космонавты смогли находиться в полете. В скафандре есть трубки с дыхательной смесью, которые нужны для дыхания. Этот костюм очень прочный, он связан с Землей, то есть космонавт в космосе, а мы на земле можем его видеть и разговаривать с ним. Скафандр очень тяжелый и его могут одевать только выносливые, натренированные люди.
Именно Юрий Гагарин был первым человеком, который полетел в космос и провел на орбите нашей планеты целых 108 минут. Он на космическом корабле «Восток» облетел вокруг земного шара и вернулся на Землю.
Воспитатель: Послушайте стихотворение.
Я помню солнце в этот день искрилось:
Какой был удивительный апрель!
И в сердце радость с гордостью светилась:
Из космоса Гагарин прилетел!
Его все по улыбке узнавали-
Такой улыбки не было второй!
Весь мир рукоплескал! Все ликовали:
Гагарин облетел наш шар земной!
С тех пор приблизились неведомые дали,
Осваивают космос корабли…
А начинал- российский, славный парень,
Гагарин- первый космонавт Земли!
Воспитатель: Потом летали в космос и другие люди, Алексей Леонов, Валентина Терешкова.
-Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (смелым, отважным, сильным, здоровым, мужественным, выносливым).
-А что он должен для этого делать? (много тренироваться)
-Я вам сегодня предлагаю отправиться в космическое путешествие. Но для этого предлагаю провести космическую тренировку.
Раз, два — стоит ракета (руки вверх)
Три, четыре — скоро взлет (руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца (круговые движения руками)
Космонавтам нужен год (руки к щекам),
Но дорогой нам не страшно (качают головой)
Каждый ведь из нас атлет (сгибают в локтях руки)
Пролетая над землею (руки в стороны)
Ей передаем привет (машут руками).
-Чтобы отправиться в полет, нам нужно выбрать самый быстрый транспорт.
Загадка: Крыльев нет у этой птицы, но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост — и поднимается до звезд.
-Что же это? (ракета)
Опыт «Запуск ракеты»
Ребята, наша ракета готова к старту, но как же она полетит? Чтобы узнать, как взлетает ракета, мы с вами проведем опыт. Сейчас вам нужно быть очень внимательными. Ракета к старту готова. Считаем в обратном порядке: три, два, один – пуск.
Воздушный шарик с нарисованной ракетой прикреплен к трубочке, через которую продета леска. Леска натянута. Воспитатель выпускает воздух из шарика, шарик мчится вперед по леске. (Воспитатель проводит опыт с шариком на леске)
— Почему шарик движется вперед?
Воспитатель: точно так же и ракета взлетает высоко в небо, только вместо воздуха у нее топливо. При горении горючее превращается в газ и толкает ракету вверх.
Воспитатель: Какое солнце по сравнению с другими планетами? (большое, горячее, яркое)? Для чего нужно солнце?
Правильно все планеты крутятся вокруг одной большой звезды, которая называется солнце, а какие планеты вы знаете? Давайте вместе их вспомним.
Дидактическая игра «Расположи планеты»
Воспитатель загадывает загадки о планетах, отгадку показывает на макете. Ребенок прикрепляет планету на свою орбиту.
1.Вот планетам младший брат,
По размеру маловат.
К солнышку всех ближе он,
Потому и раскален. (Меркурий)
2. В небе я свечусь нередко,
Ваша ближняя соседка.
Я Меркурию сестра,
И на мне всегда жара (Венера)
3. Планета голубая, любимая, родная.
Она твоя, она моя, а называется (земля)
4.Это красная планета по соседству с нами.
И зимой и даже летом мерзнет подо льдами,
Странно, что не говори
Лед не сверху, а внутри. (Марс)
5.В телескоп скорей взгляните
Он гуляет по орбите.
Там начальник он над всеми,
Больше всех других планет.
В нашей солнечной системе
Никого крупнее нет. (Юпитер)
6.Все планеты с полюсами,
Есть экватор у любой.
Но планеты с поясами
Не найдете вы другой.
В этих кольцах он один.
Очень важный господин. (Сатурн)
7. Пышный газовый гигант
Любит он, чтоб рядом были
Кольца изо льда и пыли.
(Уран)
8.На планете синей-синей
Дует ветер очень сильный.
Холодно на ней весьма —
Состоит из воды, газа и льда (Нептун)
9. Нужно пять часов, чтоб свету
Долететь до той планеты,
И поэтому она
В телескопы не видна. (Плутон)
Воспитатель: -Сколько же всего планет? Давайте вместе их назовем.
Дети хором проговаривают стихотворение (воспитатель показывает планеты)
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Воспитатель: Как называется планета, на которой мы с вами живем.
— А как выглядит она? Какую форму она имеет? Какого цвета?
(она имеет форму шара, окрашенного в голубой и зеленый цвет: голубой — это моря, реки, океаны; а зеленый — это суша (материки).
Воспитатель: Вспомните, какая она по счету? Давайте проверим.
-А почему Земля самая необычная планета? Что есть на Земле, чего нет на других планетах?
Земля делает один полный оборот против часовой стрелки вокруг солнца за один год, при этом она вращается и вокруг своей орбиты. Другие планеты тоже вращаются вокруг солнца.
Воспитатель: а как называется естественный спутник Земли? (луна)
-Давайте посмотрим и найдем самую маленькую планету-Меркурий, самую большую-Юпитер, планету с кольцом-Сатурн)
-Ребята, нам пора возвращаться на Землю. Заняли места, пристегнули ремни.
Дети садятся на стулья.
1.Кто первым побывал в космосе?
2.Назовите фамилию космонавта, побывавшего в космосе первым?
3. Сколько планет солнечной системы вы знаете? 9
3. Назовите спутник Земли?
4.Назовите самую большую раскаленную звезду? Солнце
5.Как называется костюм космонавта? (скафандр)
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие?
Воспитатель: Ребята, я очень надеюсь, что в будущем кто- то из вас тоже может стать космонавтом.
Источник