Практическая работа по астрономии наблюдение луны
Работа N 11. Наблюдение перемещения Луны относительно звезд
и изменения ее фаз
1. Пользуясь астрономическим календарем, выбрать удобный для наблюдений Луны период (достаточно от новолуния до полнолуния).
2. В течение этого периода несколько раз произвести зарисовку лунных фаз и определить положение Луны на небосводе относительно ярких звезд и относительно сторон горизонта.
Результаты наблюдений занести в таблицу 1 .
Дата и час наблюдения
Фаза Луны и возраст в днях
Положение Луны на небосводе относительно горизонта
3. При наличии карт экваториального пояса звездного неба, нанести на карту положения Луны за этот промежуток времени, пользуясь координатами Луны, приведенными в Астрономическом календаре.
4. Сделать вывод из наблюдений.
а) В какой направлении относительно звезд перемещается Луна с востока на запад? С запада на восток?
б) В какую сторону обращен выпуклостью серп молодой Луны, к востоку или западу?
1. Главное в этой работе — качественно отметить характер движения Луны и изменение ее фаз. Поэтому достаточно провести 3-4 наблюдения с интервалом в 2-3 дня.
2. Учитывая неудобства в проведении наблюдений после полнолуния (из-за позднего восхода Луны), в работе предусматривается проведение наблюдений только половины лунного цикла от новолуния до полнолуния.
3. При зарисовке лунных фаз надо обращать внимание на то, что суточное изменение положения терминатора в первые дни после новолуния и перед полнолунием значительно меньше, чем вблизи первой четверти. Это объясняется явлением перспективы к краям диска.
1 Так как в новолуние Луна не видна, то момент этой фазы следует взять из Календаря и записать в начале таблицы.
Источник
Исследовательская работа «Мои наблюдения за Луной»
Наблюдения за луной, фазы луны, влияние луны на нашу планету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moi_nablyudeniya_za_lunoy.doc | 903 КБ |
Предварительный просмотр:
XIII ГОРОДСКАЯ МЕЖШКОЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»
Тема: «Мои наблюдения за Луной»
ученица 2 в класса
Лапшина Елена Владимировна,
учитель начальных классов
- Как появилась Луна……………………………………………. 4
- Люди на Луне………… …………………………………………. 5
- Влияние Луны на нашу планету………………………. 7
- Фазы Луны. Мои наблюдения……………… …………. 8
Список литературы. 10
Выбор темы моей работы не случаен. В прошлом году я выступала на конференции «Космос и экология», и я настолько погрузилась в космос, что решила сделать тему «Первые шаги в изучении таинственной Луны.
Мы не раз смотрели ночью на небо и удивлялись, сколько же в нем звезд. Да звезд действительно миллиарды. А еще есть много разных планет – не только в нашей Солнечной системе, но и в других системах и даже галактиках. Но больше всего притягивает Луна. Она пробуждает интерес. Ведь она такая большая и яркая, и, глядя на неё из ночи в ночь, мы можем проследить, как она меняет свою форму от узенького серпа до полного диска. Какие загадки скрывает луна?
Цель и задача моей работы, сделать первые шаги в изучении таинственной луны.
1. Как появилась Луна.
Скорее всего, Луна образовалась в результате столкновения. Около 4,5 миллиарда лет назад с ещё совсем молодой землей столкнулась какая-то планета величиной с Марс. В результате неизвестная планета рассыпалась на куски. Большинство из них сгорело. А те, что остались, стали вращаться вокруг Земли. Постепенно благодаря силе притяжения, они слились воедино, превратившись в наш спутник Луну.
Ученые полагают, что Луна возникла по прошествии приблизительно 30 — 50 миллионов лет после образования нашего Солнца, и после того, как скалистые планеты, Земной группы начали приобретать свою форму из
протопланетного облака. В то время небесное тело столь же большое как Марс, как думают ученные, столкнулось с Землёй, в результате чего, часть земной мантии была выброшена в космос. Некоторые из получившихся осколков стали вращаться по орбите вокруг Земли, в конечном счете, под действием силы тяжести они сформировались в Луну, которую мы видим сегодня. Другие луны в нашей солнечной системе, или сформированной одновременно с их планетой или, были захвачены силой тяжести планеты.
Горлова и ее коллеги искали признаки подобного столкновения приблизительно у 400 звезд, возраст которых равен 30 миллионам лет — примерно возраст нашего Солнца, когда сформировалась земная Луна. Они обнаружили, что только у 1 из этих 400 звезд имеется похожие пылевое облако. Учитывая количество времени, после столкновения, и возрастной диапазон, в котором могут произойти формирующие луну столкновения, ученые вычислили вероятность образования Луны земного типа. Эта вероятность составляет не более 5 — 10 процентов.
С давних пор люди мечтали отправиться на Луну, однако это произошло 20 июля 1969 года. Американские астронавты первыми ступили на поверхность Луны. Доставил их туда корабль «Апполон 11», который вывела в космос ракета «Сатурн-5». Астронавтам понадобилось четыре дня, чтобы добраться до Луны. Они пробыли на Луне 2.5 часа. Собирали пробы грунта и делали фотографии! Оказалось, что сила тяжести на Луне в 6 раз меньше, чем на Земле. Человек, вес которого 60 кг, весит на луне всего 10 кг. Всего на Луну было шесть экспедиций. На ней побывали 12 человек.
Исследования Луны с помощью космических аппаратов начались 14 сентября 1959 года со столкновения автоматической станции Луна 2 с поверхностью нашего спутника. До этого момента единственным методом исследования Луны были наблюдения за Луной.
Изобретение Галилеем телескопа в 1609 году было большим этапом в астрономии в частности в наблюдениях за Луной. Сам Галилей использовал свой телескоп для исследования гор и кратеров на лунной поверхности.
С началом космической гонки между СССР и США в ходе холодной войны Луна была в центре космических программ, как СССР, так и США. С точки зрения США, высадка человека на Луну в 1969 году была кульминацией лунной гонки. С другой стороны, многие значительные научные вехи были пройдены Советским Союзом раньше США. Для примера, первые фотографии обратной стороны Луны были получены советским спутником в 1959 году.
3. Влияние Луны на нашу планету.
В результате своих исследований я узнала, что роль Луны в жизни нашей планеты очень велика. Два раза в сутки уровень Мирового океана меняется – вода «наступает» на сушу по время приливов и «отступает» с отливом. Приливам и отливам океан обязан притяжению Луны. Когда Луна проходит над определенной точкой, происходит прилив – поднятие воды. Покидая эту точку Луна «отпускает» воду – так начинается отлив. Оказывается, Луна притягивает к себе в воду. Так же Луна влияет на самочувствие и здоровье животных.
По теории «относительного размера», которая в данное время принята большинством ученых, визуальный размер объекта наблюдения зависит в первую очередь от размера других объектов, которые мы наблюдаем одновременно.
Таким образом, когда мы наблюдаем Луну близко к горизонту, в поле нашего зрения попадают и другие объекты, на фоне которых, Луна и кажется больше, чем она есть на самом деле. Луна делает полный оборот вокруг Земли в течении 27.3 суток. Однако из-за вращения Земли вокруг Солнца наблюдатель на Земле может наблюдать циклическую смену лунных фаз только каждые 29.5 суток. Движение Луны вокруг Земли происходит в плоскости эклиптики, а не в плоскости земного экватора (большинство естественных спутников других планет вращаются в плоскости экватора своих планов.
Система Земля – Луна некоторыми учеными рассматривается не как система Планета – Спутник, а как двойная планета, поскольку размер и масса Луны достаточно велики. Диаметр Луны равен 3/4 диаметра Земли, а масса Луны составляет 1/81 массы Земли. В результате, вращение системы Земля – Луна происходит не вокруг центра Земли, а вокруг центра масс системы Земля – Луна, который находится на расстоянии 1700 км под поверхностью Земли.
- Фазы Луны. Мои наблюдения.
Мы с мамой летом часто рассматривали звездное небо. Я много раз замечала, что Луна меняет форму. Иногда она похожа на круглый блин, а иногда на тонкий серп. Эти изменения именуют фазами Луны. Мне стало интересно, и я решила понаблюдать за Луной. Я дождалась, пока Луна появиться на небе, настроила свой бинокль и стала смотреть. В первый день (3 июля) моих наблюдений Луна была похожа на тоненький серп. Луна становилась больше с каждым днем и 15 июля она стала круглая. Затем она стала убывать и становилась все меньше и меньше. Через две недели Луну стало почти не заметно (30 июля). Я составила дневник наблюдений. Ещё я заметила на Луне кратеры. Меня удивило, что бинокль я вижу круглую Луну, но не вся она освещена, а только часть. К сожалению, я не смогла наблюдать за Луной каждый день. В некоторые дни было пасмурно.
С земли нам кажется, что Луна светиться. Но свет Луны гораздо слабее, чем свет Солнца. Это потому, что Луна отражает падающий на неё солнечный свет.
Когда Луна находится в стадии полумесяца, часто можно видеть слабое сияние её ночной стороны. Оно происходит из света, отраженного от земли и поэтому известно, как земное сияние.
В литературе это явление часто называется «пепельным светом» Луны. Его причина была известна уже давно. Леонардо Давинчи, возможно был первым, кто объяснил этот феномен. В народе его называют «Старой Луной, в объятиях молодой Луны». Приливные силы, вызванные близостью Земли, а также влиянием солнца, тормозят движение Луны и по орбите вокруг Земли. Замедление сопровождается удалением Луны от центра Земли.
Это может привести к потере Луны Американские ученые пришли к выводу, что возможно предсказать концентрации различных полезных ископаемых на Луне, путем сравнивания вариаций в отраженном свете Луны. Образцы лунных пород, доставленные американскими астронавтами, показывают большие вариации в концентрациях титановых оксидов, предполагая тем самым сложное композиционное зонирование в пределах лунной коры.
Исследователи ожидают, что их метод дистанционного составления геологической карты Луны, позволит собрать более точные данные о лунной коре и содержанию в ней различных минералов и поможет будущему освоению Луны. Трудно вообразить Землю без Луны
- «Все обо всем. Космос» Михаэль Бул, Москва, «Астрель» 2003 г.
- «Детская энциклопедия Астрономии» Вайнберг А., ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008 г.
- «Детская энциклопедия космоса» Джон Фарндон, Москва, ЭКСМО, 2009 г.
- «Звезды и планеты», Москва, «Астрель» 2008 г.
- «Моя первая энциклопедия. Космос», Москва РОСМЭН 2010 г.
Источник
Исследовательская работа «Наблюдение Луны»
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
VI Областная научно-практическая конференция студентов
«Путь к успеху-2019: Образование. Наука. Профессия»
Щапова Валерия Сергеевна,
студентка I курса,
профессия «Мастер по обработке цифровой информации»
Кузнецова Алина Валентиновна,
преподаватель физики высшей кв. кат.
Фотографические наблюдения Луны…………………………………………. 4
Подготовка к наблюдениям Луны………………………………………. 4
Наблюдаемые объекты на поверхности Луны……….…………………..7
Результаты наблюдения лунной поверхности..…………………………17
Приложение 1 Таблица времени восхода и захода Луны в г. Екатеринбург в феврале 2019 г.
Приложение 2 Карта видимого полушария Луны
В этом учебном году мы начинаем изучать новую дисциплину –астрономию. Я считаю, что астрономия — очень интересная наука. Меня давно интересовали небесные объекты, хотелось больше узнать об окружающей нас Вселенной.
Недостаточно изучать астрономию только посещая занятия в аудитории. Основной метод астрономии – это наблюдение. Ближайшим к Земле крупным космическим телом является Луна – наш естественный спутник. Я решила изучить объекты на видимой стороне Луны.
Целью моей работы является освоение фотографического метода наблюдения Луны.
изучить условия видимости Луны для её дальнейшего фотографирования;
сфотографировать поверхность Луны, наблюдаемую в различных фазах, для её детального изучения;
проанализировать возможность наблюдения различных объектов на поверхности Луны.
Объектом моего исследования является видимая сторона поверхности Луны.
Предметом исследования – наблюдаемые детали лунной поверхности.
Фотографические наблюдения Луны
1. Подготовка к наблюдениям Луны
Перед началом наблюдений нужно установить условия видимости Луны в ближайший месяц. Луна делает один вокруг Земли примерно за 27,3 суток (сидерический месяц). Но, так как, за это время Земля перемещается по своей орбите вокруг Солнца, то условия видимости освещённой поверхности Луны (фазы Луны) будут повторяться примерно через 29,5 суток (синодический месяц) [1].
Лунный месяц представляет собой последовательность восьми периодов — четырех четвертей, двух критических точек (новолуния и полнолуния) и двух фаз перехода. Вот в какой последовательности происходит смена восьми состояний видимости Луны:
первая фаза — серповидная Луна (молодая, растущая);
вторая фаза — выпуклая Луна — луна почти полностью освещена, за исключением тонкой серповидной полосы;
третья фаза — рассеивающая Луна — та же выпуклая луна, но уже убывающая;
четвёртая фаза — бальзамическая Луна (стареющая) — Луна в виде тонкого серпа, как после новолуния, но обращенного в другую сторону.
Условия наблюдения Луны в феврале 2019 года [3] представлены в Приложении 1.
Также для наблюдения необходима карта Луны. С Земли можно наблюдать лишь одно полушарие нашего спутника потому, что период вращения Луны вокруг оси равен периоду обращения вокруг Земли. На карте видимого полушария Луны показаны наиболее крупные объекты спутника [4] (см. Приложение 2).
Для более подробного изучения поверхности я также использовала глобус Луны (см. рис. 1).
Рис. 1 Глобус Луны
Чтобы начать наблюдения за космическим объектом мало только желания – требуется еще и определенная аппаратура. Для наблюдения за луной мне было достаточно и просто хорошего фотоаппарата т. к. Луну с поверхности Земли видно достаточно хорошо.
Фотографические наблюдения обладают радом преимуществ по сравнению с визуальными. Это, в первую очередь, документальность – способность фиксировать происходящие объекты и долгое время сохранять полученную информацию. Во-вторых, панорамность – способность запечатлевать одновременно несколько объектов. А также интегральность – способность накапливать свет от слабых источников, что позволяет рассмотреть слабоосвещённые объекты.
К сожалению, при наблюдениях я довольно быстро столкнулась с такой проблемой, как погодные условия. Из-за сильной облачности в некоторые дни приходилось ухищряться и фотографировать Луну в разные временные промежутки (например вечером, когда еще не стемнело и не было облачно), нередко из моих наблюдений выпадала пара-тройка дней. И всё же мне удалось наблюдать за Луной целый месяц.
2. Наблюдаемые объекты на поверхности Луны
Я начала свои наблюдения после новолуния, когда на вечернем небе пред заходом Солнца можно увидеть тонкий серп (рис. 2).
Рис. 2 Молодой месяц
Подробностей можно рассмотреть немного. На восточной стороне спутника замено Море Кризисов. Море имеет диаметр 418 км, площадь 137000 км². У него очень плоское дно, окружённое кольцом гряд. 21 июля 1969 г. Около центра моря разбилась советская автоматическая межпланетная станция «Луна-15». 6 ноября 1974 г. На юго-востоке моря совершила неудачную посадку с опрокидыванием советская автоматическая межпланетная станция «Луна-23». 18 августа 1976 г. Рядом с «Луной-23» совершила мягкую посадку советская автоматическая межпланетная станция «Луна-24», успешно доставившая на Землю образец грунта [5].
В последующие дни лунного месяца площадь освещённой поверхности заметно увеличивается. Становятся различимы Море Ясности, Море Спокойствия, Море Изобилия и Море Нектара (см. рис. 3).
Рис. 3 Растущая Луна
Такие произвольные романтические наименования, не имеющие ничего общего с физической природой этих объектов, были даны в 1651 году итальянским астрономом-иезуитом Джованни Риччоли (1598 – 1671). Д. Риччоли положил начало номенклатуре отдельных лунных образований. В наименовании лунных кратеров увековечены имена известных учёных и философов [2].
Вблизи терминатора – линии, разделяющей освещённое полушарие от тёмного, тени наиболее длинные, и просматриваются подробности рельефа лунных образований. В северной части хорошо видны кратеры Аристотель и Евдокс. Кратер Аристотель — крупный ударный кратер назван в честь древнегреческого философа Аристотеля (384 до н. э. — 322 до н. э.) [6]. Кратер Евдокс – сравнительно молодой ударный кратер назван в честь древнегреческого математика и астронома Евдо́кса Кни́дского (ок. 408 год до н. э. — ок. 355 год до н. э.) [7]. В южной части виден кратер Мавролик – большой древний ударный кратер, название присвоено в честь итальянского математика, физика и астронома Франческо Мавролико (1494—1575) [8].
На седьмой лунный день (12.02.2019) освещено уже 47% видимого полушария (рис. 5).
Рис. 5 Первая четверть
В экваториальной области видны крупные кратеры Гиппарх и Птолемей. Кратер Гиппарх — большой древний ударный кратер, название присвоено в честь древнегреческого астронома, механика, географа Гиппарха (ок. 190 до н. э. — ок. 120 до н. э.) [9]. Кратер Птолемей— древний крупный ударный кратер назван в честь древнегреческого астронома, астролога, математика, оптика, теоретика музыки и географа Клавдия Птолемея (87—165) [10]. Названия утверждены Международным астрономическим союзом в 1935 году.
Также теперь можно увидеть Море Паров, а ещё Кавказ и Апеннины. Кавказ — горный хребет в северо-восточной части видимой с Земли стороны Луны. Протяжённость хребта от 445 до 550 километров. Наивысшая точка находится на высоте около 6000 метров. Кавказ и хребет Апеннины, замыкают кольцо вокруг Моря Дождей с востока, отделяя его от Моря Ясности и от Моря Паров в юго-восточном направлении. На севере от гор находится кратер Аристотель, кратер Евдокс расположен в самих горах.
Своё название хребет получил в середине XVII века, после предложения польского астронома Яна Гевелия называть горы на Луне такими же именами, как и на Земле. Немецкий астроном Иоганн Медлер, предложил назвать хребет в честь Кавказских гор. Вопрос о происхождении лунных гор, в том числе и хребта Кавказ, вызывает споры. Существуют метеоритная и вулканическая гипотезы, по-разному объясняющие появление гор на Луне [11].
При увеличении освещённой лунной поверхности становятся видны Море Дождей, Море Облаков, кратер Коперник (рис. 6).
Рис. 6 Увеличение освещённости
Кратер Коперник — ударный лунный кратер среднего размера, названный в честь польского астронома Николая Коперника (1473—1543). Расположен в восточной части Океана Бурь. Возраст кратера — около 800 миллионов лет. Благодаря небольшому возрасту, имеет хорошую сохранность и четкость структур. Глубина кратера — 3800 м. Название кратеру присвоено итальянским иезуитом Джованни Риччоли и утверждено Международным астрономическим союзом в 1935 г. [12].
Необычное по виду образование в северо-западной части – кольцевой вал Залива Радуги в Море Дождей. Так как терминатор располагается чуть восточнее вдоль вала, вершина гор оказывается освещённой и ярко выделяется на фоне неосвещённых склонов.
Залив Радуги — большой ударный кратер в северо-западной части лунного моря Дождей, заполненный застывшей базальтовой лавой. Этот Залив и окружающие его горы — одни из самых заметных и выразительных деталей лунного рельефа, доступных для любительских наблюдений. Его название ввёл итальянский астроном Джованни Риччоли. На юго-востоке Залив Радуги сливается с Морем Дождей, а с севера и запада окаймлен полукольцом Юрских гор (остатки вала кратера) [13].
Горы Юра — горы на видимой стороне Луны, окружающие Залив Радуги в северо-западной части Моря Дождей. Диаметр горной структуры составляет около 420 км, максимальная высота гор над окружающей местностью — около 4700 м (в северо-западной части). Некогда горы Юра представляли собой внешний вал кратера диаметром около 260 км. Юго-восточная часть вала кратера была разрушена и вместе с самим кратером заполнена базальтовой лавой из Моря Дождей. Так образовался Залив Радуги. В соответствии с традицией именования лунных гор по названию земных, использовано название гор Юра — горного массива в Швейцарии и Франции [14].
На почти полном лунном диске наблюдается море Холода на севере, а также крупный кратер Тихо (рис. 7). Тихо — 85-километровый ударный кратер на Луне, в южной части видимой стороны. Назван в честь датского астронома и алхимика XVI века Тихо Браге. Это один из наиболее интересных лунных кратеров: он окружён самой заметной на Луне системой светлых лучей, простирающихся на тысячи километров. Особенно хорошо они видны в полнолуние.
Окрестности Тихо усеяны множеством других кратеров разных размеров. Некоторые из них являются вторичными (образованы телами, выброшенными при ударе, создавшем Тихо).
Рис. 7 Перед полнолунием
Тихо — самый молодой из крупных кратеров Луны: он появился около 110 млн лет назад. Поэтому он хорошо сохранился: его не разрушили последующие удары. Не успели ещё исчезнуть и окружающие его лучи, состоящие из выброшенных при его появлении пород. Со временем они темнеют под действием космического выветривания, и поэтому у древних кратеров не наблюдаются. Самый длинный луч, который принадлежит кратеру Тихо, делит пополам Море Ясности и тянется на расстояние 4000 км от кратера. В 1972 году за 2250 километров от Тихо (на краю Моря Ясности) астронавты «Аполлона-17» взяли образцы пород из луча этого кратера, что позволило определить его возраст [15].
Прекрасен вид полной Луны (рис. 8). В западной части виден Океан Бурь, на юге от которого находятся Море Облаков и Море Влажности.
Рис. 8 Полная Луна
Почти в центре Океана Бурь виден крупный ударный кратер Кеплер. Название присвоено в честь немецкого математика, астронома, механика, оптика, первооткрывателя законов движения планет Солнечной системы Иоганна Кеплера (1571—1630); утверждено Международным астрономическим союзом в 1935 г. В кратере Кеплер наблюдались кратковременные лунные явления в виде свечения во время затмений, увеличения яркости, помутнения. [16].
В южной части убывающей Луны виден кратер Клавий, а на западе почти у края лунного диска — кратер Гримальди (рис. 9).
Кратер Клавий — огромный древний ударный кратер, расположенный, к югу от кратера Тихо. Кратер Клавий является одним из древнейших образований на Луне, его возраст составляет 3,85—3,92 миллиарда лет. Назван в честь Христофора Клавия (1537—1612) — германского математика и астронома, члена ордена иезуитов. Название присвоено итальянским астрономом-иезуитом Джованни Риччоли, который выбрал для собрата по ордену один из самых крупных кратеров. Название утверждено Международным Астрономическим Союзом (МАС) в 1935 г. Диаметр кратера составляет 230 км, глубина 4,9 км, кратер является третьим по величине на видимой стороне Луны [17].
Рис. 9 Последняя четверть
Кратер Гримальди — большой древний ударный кратер расположенный в юго-западной части Океана Бурь на видимой стороне Луны. Название присвоено в честь итальянского физика и астронома Франческо Мария Гримальди (1618—1663) и утверждено Международным астрономическим союзом в 1935 г. [18].
К северо-западной части кратера примыкает большой кратер Риччоли. Таким образом Международный астрономический союз в 1935 году увековечил память этого учёного, внёсшего большой вклад в изучении Луны.
При уменьшении степени освещённости можно отчетливо увидеть в Море Облаков – кратер Буллиальд, а так же кратер Лонгомонтан(рис. 10). В поле видимости попадает Море Влажности и Океан Бурь, но кратеры на западной оконечности лунного диска (за исключением Гримальди) почти неразличимы.
Рис. 10 Убывающая Луна
Кратер Буллиальд — крупный сравнительно молодой ударный кратер, находящийся в западной части Моря Облаков. Крупнейший из не залитых лавой кратеров в этом море. Название присвоено в честь французского астронома, основателя фотометрии Исмаэля Буйо (1605—1694) подписывавшего свои работы латинизированной фамилией Буллиальд и утверждено Международным астрономическим союзом в 1935 г. [21].
Кратер Лонгомонтан — древний ударный кратер в южной части видимой стороны Луны. Название присвоено в 1651 г. Джованни Риччоли в честь датского астронома Кристиана Северина Лонгомонтана (1562—1647) и утверждено Международным астрономическим союзом в 1935 г. [22].
На фотографии убывающего месяца видно мало подробностей: западные оконечности Океана Бурь и Моря Влажности, а ещё кратер Гримальди (рис. 11).
Рис. 11 Скоро новолуние
3. Результаты наблюдения лунной поверхности
В конце месяца наблюдений можно подвести итоги моего исследования.
Наблюдения с помощью цифровой фотокамеры позволяют отчётливо разглядеть лунные моря — тёмные пятна на поверхности лунного диска. Лунные моря являются самыми крупными деталями рельефа Луны. Моря представляют собой низменности (например, Море Дождей расположено на 3 км ниже окружающей местности) с ровным дном, залитые затвердевшей лавой. Застывшая лава характеризуется более тёмной окраской, чем остальная поверхность Луны, и именно этим объясняется серовато-коричневатый оттенок, характерный для лунных морей. Моря покрыты вулканическими породами — базальтами, возраст которых оценивают в 3 — 4,5 млрд лет. Очертания границ лунных морей в преобладающем количестве случаев округлые. Размер колеблется от 200 до 1100 километров в поперечнике. Самая большая низменность названа Океаном Бурь. Его протяжённость 2000 км. Вокруг морей расположены кольцеобразные горные хребты [19].
Также хорошо видны крупные кратеры — чашеобразные углубления в поверхности луны. В соответствии с современными представлениями абсолютное большинство лунных кратеров являются кратерами ударного типа. Название введено Галилео Галилеем и позаимствовано из древнегреческого языка, где слово кратер обозначало сосуд, используемый для смешивания воды и вина. В 1609 г. Галилей построил первый телескоп с приблизительно трёхкратным увеличением и провел первые астрономические наблюдения Луны, которые показали, что она не является правильной сферой, а имеет детали рельефа — горы и чашеобразные углубления, которые Галилей и назвал кратерами [20].
Можно разглядеть и лунные горы особенно при косом падении солнечных лучей вблизи терминатора.
Таким образом, условия наблюдения лунных объектов меняются при смене фаз. Наблюдая Луну при различной освещённости, можно увидеть разнообразные детали на лунной поверхности.
Таким образом, я освоила фотографический метод наблюдения объектов на видимой стороне Луны с помощью цифровой фотокамеры.
Анализ полученных снимков позволяет детализировать довольно много образований на поверхности естественного спутника.
Данные моих наблюдений можно использовать на уроках астрономии.
В дальнейшем я планирую продолжить свои наблюдения Луны и других небесных объектов.
Я считаю, что навыки, приобретённые при выполнении исследовательской работы, помогут мне в учёбе и освоении будущей профессии.
Воронцов-Вельяминов, Б.А. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник/ Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут. – 5-е изд. пересмотр. – М.: Дрофа, 2015. – 238 с.
Зигель Ф. Ю. Сокровища звёздного неба: путеводитель по созвездиям и Луне.- 5-е изд.-М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1986. – 296 с.
Источник