Меню

Практическая работа по теме вселенная

Практическая работа № 1, 2. Тема: Земля во Вселенной

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1, 2

Тема: Земля во Вселенной.

Задачи: продолжить формирование представления о Вселенной (происхождение, состав); охарактеризовать состав Солнечной системы; сравнить между собой планеты земной группы и планеты-гиганты.

Оборудование: атлас мира, схема «Солнечная система», схема «Строение Солнца», карандаши.

Сформулируйте ответы на следующие вопросы и задания.

1. Что такое Вселенная? Каково ее происхождение?

2. Расскажите о составе Вселенной. При ответе можно использовать содержание рисунков 1, 2, 3.

3. Охарактеризуйте Солнечную систему (происхождение, состав). При ответе можно использовать содержание рисунков 2, 3.

4. Что Вы знаете о происхождении Солнечной системы?

Рисунок 1. Спиральная форма Галактики (Шубаев, 1977)

Рисунок 2. Планеты Солнечной системы:

1 – Меркурий, 2 – Венера, 3 – Земля, 4 – Марс, 5 – Юпитер, 6 – Сатурн, 7 – Уран, 8 – Нептун, 9 – Плутон (Шубаев, 1977)

Рисунок 3. Сравнительные величины Солнца и планет (Шубаев, 1977)

Рисунок 4. Направление и наклон осей вращения планет Солнечной системы (Селиверстов, Бобков, 2004)

Таблица 1. Некоторые физические параметры планет Солнечной системы (Селиверстов, Бобков, 2004)

Таблица 2. Химический состав Солнца и планет земной группы, % (Маракушев, 1999)

1. Составьте сравнительную характеристику планет, заполнив следующую таблицу.

Сравнительная характеристика планет земной группы и планет-гигантов

Планета земной группы (по выбору студента)

Планета-гигант (по выбору студента)

Положение относительно Солнца, форма орбиты.

Радиус планеты, средняя плотность, масса.

Период обращения по орбите; период обращения вокруг своей оси.

Есть ли жизнь на планете?

В ходе заполнения таблицы Вы можете воспользоваться содержанием рисунка 4 и таблиц 1, 2.

2. Проанализируйте содержание заполненной таблицы и сформулируйте обобщения. Свои ответы запишите в тетрадь.

Подготовьте следующий теоретический материал (см. ниже).

1. Осевое вращение Земли.

2. Орбитальное (годовое) вращение Земли вокруг Солнца.

3. Движение системы Земля – Луна.

Рисунок 1. Спиральная форма Галактики (Шубаев, 1977)

Рисунок 2. Планеты Солнечной системы:

1 – Меркурий, 2 – Венера, 3 – Земля, 4 – Марс, 5 – Юпитер, 6 – Сатурн, 7 – Уран, 8 – Нептун, 9 – Плутон (Шубаев, 1977)

Рисунок 3. Сравнительные величины Солнца и планет (Шубаев, 1977)

Рисунок 4. Направление и наклон осей вращения планет Солнечной системы (Селиверстов, Бобков, 2004)

Таблица 1. Некоторые физические параметры планет Солнечной системы (Селиверстов, Бобков, 2004)

Таблица 2. Химический состав Солнца и планет земной группы, % (Маракушев, 1999)

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3, 4

Тема: Земля во Вселенной.

Задачи: продолжить формирование представления о Вселенной (происхождение, состав); охарактеризовать осевое, орбитальное вращения Земли; рассмотреть систему движения «Земля – Луна».

Оборудование: физическая карта мира, схема «Солнечная система», схема «Затмения», карандаши.

Сформулируйте ответы на следующие вопросы и задания.

1. Расскажите об осевом вращении Земли и следствиях такого вращения. При ответе используйте физическую карту мира и рисунки в методических указаниях.

2. Охарактеризуйте орбитальное (годовое) вращение Земли вокруг Солнца. При ответе используйте физическую карту мира и рисунок 1, 2 в методических указаниях.

3. Почему Луна является спутником Земли? Охарактеризуйте движение системы Земля – Луна. При ответе используйте схемы «Солнечная система», «Затмения» и рисунки 3, 4 в методических указаниях.

1. На основе анализа рисунка 2 объясните особенности распределения солнечных лучей на поверхности Земли в день зимнего солнцестояния.

Нарисуйте положение Земли по отношению к Солнцу в день летнего солнцестояния, в дни равноденствий. При выполнении задания используйте глобус.

2. На основе анализа рисунка 3 объясните смену фаз Луны. В какой фазе была Луна этой ночью (будет в следующую ночь)? Свои наблюдения зафиксируйте в рабочей тетради.

Читайте также:  Где может зародиться жизнь во вселенной

3. На основе анализа рисунка 4 объясните причины солнечного и лунного затмений. Рекомендуется изобразить рисунок в рабочей тетради. Рядом с ним сделать пояснения.

Найдите в предложенных вариантах заданий правильный ответ на следующие вопросы. Ответ запишите сочетанием цифр и букв.

1. Где расположено наше Солнце в Галактике:

А) является центром Галактики;

Б) расположено в ядре Галактики;

В) расположено в основной плоскости диска Галактики, но не в центре, а ближе к краю?

2. По каким орбитам движутся планеты вокруг Солнца:

А) по окружностям;

Б) по эллипсам, близким к окружностям;

3. В каком направлении движутся планеты по своим орбитам:

А) все планеты движутся вокруг Солнца в одном направлении, как Земля (в прямом).

Б) все планеты движутся вокруг Солнца в прямом направлении, кроме Венеры и Урана?

4. Какие тела, кроме Солнца, входят в Солнечную систему: а) кометы; б) звезды; в) планеты; г) метеорные тела; д) спутники планет; е) астероиды; ж) искусственные спутники Земли.

5. В каком направлении вращаются вокруг собственной оси планеты Солнечной системы: А) все планеты вращаются вокруг оси в направлении вращения вокруг Солнца;

Б) все планеты, кроме Венеры и Урана, вращаются вокруг оси в направлении вращения вокруг Солнца?

6. Самая высокая точка небесной сферы, расположенная над головой наблюдателя, называется:

7. Если в процессе движения вокруг Земли Луна оказывается на небе между Землей и Солнцем, то:

А) мы видим Луну как узкий серп;

Б) мы видим на небе полный диск Луны;

В) мы совсем не видим Луны.

8. Если серп Луны обращен выпуклостью вправо, то:

А) Луна растет (Луна «молодая»);

Б) Луна убывает (Луна «старая»).

9. Лунные затмения могут быть только во время:

Б) первой четверти;

Г) последней четверти.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5, 6

Тема: Земля как планета. Определение географических координат пункта и пункта по географическим координатам.

Задачи: продолжить формирование представления о Земле как планете; систематизировать и обобщить знания о географических координатах; совершенствовать умение определять географические координаты пунктов и пункты по географическим координатам.

Оборудование: физическая карта мира, атласы, контурные карты, карандаши.

Выполните следующие задания.

1. На контурной карте полушарий отметьте следующее: экватор, северный тропик (тропик Рака), южный тропик (тропик Козерога), северный полярный круг, южный полярный круг. Укажите их положение в градусах. Данные зафиксируйте на контурной карте.

2. На контурной карте полушарий подпишите Гринвичский (нулевой или начальный) меридиан, линию перемены дат. Отметьте северное и южное полушария (относительно экватора), западное и восточное полушария (относительно Гринвичского меридиана).

3. В каком из указанных полушарий будут находиться следующие населенные пункты – г. Москва, г. Нью-Йорк, г. Бразилиа, г. Сидней, Марокко, полуостров Аляска, острова Общества? Какая у них будет широта и долгота?

Примечание. Широта и долгота пунктов, расположенных между нанесенными на карте параллелями и меридианами, определяется методом интерполяции. Широта бывает – северная и южная (с. ш. и ю. ш.), долгота – западная и восточная (з. д. и в. д.).

4. По данным атласов определите координаты следующих географических объектов: г. Париж, г. Каир, г. Барнаул, г. Рио-де-Жанейро, г. Дели, г. Мельбурн, влк. Килиманджаро, г. Дели, г. Магадан, мыс Принца Уэльского. При этом нанесите все эти объекты на контурную карту, а ответы запишите в рабочую тетрадь.

Читайте также:  Что такое знак вселенной

5. По указанным координатам определите названия географических объектов: 1) 29◦ с. ш., 89◦ з. д.; 2) 14◦ с. ш., 13◦ з. д.; 3) 2◦ ю. ш., 78◦ з. д.; 4) 32◦ ю. ш., 19◦ в. д.

6٭. По данным географических координат найти города:

1) 56◦ 13′ с. ш., 43◦ 49′ в. д.

2) 40◦ 25′ с. ш., 3◦ 41′ з. д.

3) 0◦ 15′ ю. ш. 78◦ 30′ з. д.

4) 33◦ 56′ ю. ш. 18◦ 25′ в. д.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7, 8, 9

Тема: Земля как планета. Работа с географической номенклатурой.

Задачи: продолжить формирование представления о Земле как планете; продолжить формирование умения работы с географической номенклатурой (поиск в картах географического атласа, нанесение на контурную карту); умение определять местоположение нанесенных географических объектов на карте.

Оборудование: физическая карта мира, атласы по географии, контурные карты, карандаши.

Выполните следующие задания.

1. На контурную карту отдельных материков нанесите географические объекты, указанные в списке номенклатуры. Поиск этих объектов совершайте в географическом атласе (по указателю географических объектов и отдельным картам). При нанесении объекта на карту необходимо соблюдать следующие рекомендации: 1) все надписи делать печатными буквами; 2) водные объекты необходимо наносить, синим стержнем; 3) объекты суши необходимо наносить, черным стержнем или простым карандашом.

2. После выполненной работы Вам необходимо сдать контурные карты и продемонстрировать знание географической номенклатуры.

Моря: Северное, Ирландское, Балтийское, Средиземное, Тирренское, Адриатическое, Ионическое, Эгейское, Лигурийское, Мраморное, Чёрное, Азовское, Красное, Аравийское, Андаманское, Арафурское, Молуккское, Сулавеси, Яванское, Южно-Китайское, Восточно-Китайское, Жёлтое, Япон­ское, Берингово, Охотское, Норвежское, Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.

Заливы: Варангер-фьорд, Осло-фьорд, Ботнический, Финский, Бристольский, Бискайский, Кадисский, Лионский, Генуэзский, Венеци­анский, Акаба, Синайский, Суэцкий, Оманский, Персидский, Аденский, Бенгальский, Восточно-Корейский, Западно-Корейский, Бохайвань, Тонкинский (Бакбо).

Проливы: Ла-Манш, Па-де-Кале, Скагеррак, Каттегат, Гибралтарский, Бонифачо, Мессинский, Дарданеллы, Босфор, Ормузский, Тайваньский,, Маллакский, Полкский, Зондский.

Острова: Шпицберген, Медвежий, Исландия, Фарерские, Шетланд­ские, Оркнейские, Британские (Гебридские, Великобритания, Ирландия), Нормандские,, Аландские, Готланд, Эланд,, Датские (Зеландия, Фюн, Лолланн), Фризские, Балеарские (Ма­льорка, Менорка), Корсика,, Липарские, Сардиния, Сицилия, Эльба, Капри, Мальта, Ионические, Далматинские, Эгейские,, Родос, Крит, Бахрейнские, Японские (Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю, Рюкю), Тайвань, Хайнань, Филиппинские (Лу­сон, Минданао, Палаван), Большие Зондские (Калимантан, Суматра, Сулавеси, Ява), Малые Зондские (Сумба, Флорес, Тимор), Молуккские, Анданамские, Никобарские, Шри-Ланка, Лаккадивские, Мальдивские.

Полуострова: Скандинавский, Уэльс, Корнуолл, Ютландия, Бретань, Пиренейский, Аппенинский, Балканский, Пелопоннес, Малая Азия, Синайский, Аравийский, Корейский, Индокитай, Малакка, Ин­достан, Катар.

Мысы: Нордкин, Нордкап, Рока, Пиай, Челюскина, Деж­нева.

Горы, возвышенности, плоскогорья: Скандинавские горы, Пеннинские горы, Кембрийские горы, Нормандская возвышенность, Рудные горы, Судеты, Малопольс­кая возвышенность, Пиренеи, Альпы (Монблан), Аппенины, Везувий, Балканы, Тавр, Анатолийское плоскогорье, Понтийские горы, Армянское нагорье, Эльбурс, Загрос, Тянь-Шань, Монгольский Алтай, Гобийский Алтай, Гоби, Хинган Большой, Хинган Малый, Гималаи, Тибет, Декан.

Равнины, низменности: Паданская низмен­ность, Среднедунайская низменность, Нижнедунайская низменность, Северо-Германская низменность, Месопотамская низменность, Джунгарская котловина, Великая Китайская равнина, Индо-Гангская низменность, Среднеевропейская равнина.

Реки: Темза, Сена, Рейн, Эльба, Висла, Дунай, Дуэро, Тахо, Гвадиана, Гвадалкивир, Эбро, По, Арно, Кызыл — Ирмак, Иордан, Ефрат, Тигр, Шатт-Эль-Араб, Тарим, Амур, Сунгари, Селенга, Хуанхе, Янцзы, Инд,, Ганг, Брахмапутра, Меконг.

Озёра: Инари, Сайма, Женевское, Балатон, Ван, Туз, Мёр­твое море, Лобнор, Хубсугул, Ханка, Каспийское, Байкал, Телецкое, Онежское, Ладожское

Моря: Бофорта, Амундсена, Баффина, Гренландское, Карибское, Саргассово.

Заливы: Гудзонов, Джеймс, Коцебу, Нортон, Бристольский, Аляска, Кука, Калифорнийский, Фанди, Мексиканский, Гондурасский, Кампече, Теуантепек.

Читайте также:  Множество вселенных во времени

Проливы: Девисов, Гудзонов, Берингов, Флоридский, Юкатанский.

Острова: Гренландия, Канадский Арктический архипелаг (Баффино­ва Земля, Виктория, Элсмир, Банкс, архипелаг Пари), Алеутские, архипелаг Александра, архипелаг Королевы Шарлотты, Ванкувер, Ньюфаундленд, Бермудские, Большие Антильские (Куба, Ямайка, Гаити, Пуэрто-Рико), Багамские, Малые Антильские (Гваделупа, Мартиника, Барбадос).

Полуострова: Лабрадор, Аляска, Калифорния, Флорида, Юкатан.

Мысы: Барроу, Принца Уэльского, Сент-Чарльз, Марьято, Мерчисон.

Горы, возвышенности, плоскогорья: Кордильеры, Скалистые горы, Каскадные горы, Береговые хребты, Большой бассейн, Колорадо, Мексиканское нагорье, Аппалачи.

Равнины, низменности: Центральные равнины, Миссисипская низменность, Примексиканская низменность, Приатлантическая низменность.

Реки: Юкон, Маккензи, Атабаска, Невольничья, Колумбия, Колорадо, Миссисипи, Миссури, Св. Лаврентия, Гудзон, Ниагара.

Озёра: Верхнее, Мичиган, Гурон, Эри, Онтарио, Большое Медвежье, Большое Невольничье, Атабаска, Виннипег, Большое Солёное, Никарагуа.

Заливы: Венесуэльский, Дарьенский, Панамский, Гуаякиль, Байя-Гранде, Сан-Хорхе, Сан-Матиас, Байа-Бланка, Ла-Плата.

Проливы: Магелланов, Дрейка, Фолклендский.

Острова: Подветренные, Галапогос, Огненная Земля, Фолклендские, Тринидад, Тобаго.

Мысы: Гальинас, Париньяс, Фроуэрд, Горн, Кабу-Бранку.

Горы, возвышенности, плоскогорья: Гвианское нагорье, Бразильское нагорье, Анды, Карибские Анды, Патагония,

Равнины, низменности: Оринокская низменность, Амазонская низменность, Гран-Чако, Ла-Платская низменность.

Реки: Амазонка, Мараньон, Риу-Негру, Укаяли, Пурус, Мадейра, Ориноко, Сан-Франциску, Парана.

Озёра: Маракайбо, Титикака, Поопо.

Заливы: Сидра, Биафра, Габес, Аденский, Гвинейский, Бенин.

Проливы: Гибралтарский, Баб-Эль-Мандебский, Мозамбикский.

Острова: Мадейра, Вознесения, Занзибар, Канарские, Св. Елены, Зе­лёного мыса, Коморские, Маскаренские, Сейшельские, Сокотра, Мадагаскар.

Мысы: Эль-Абьяд, Альмади, Игольный, Доброй Надежды, Рас-Хафун.

Горы, нагорья, плато: Атласские горы, Ахаггар, Тибести, Эфиопское нагорье (Рас-Дашан), г. Кения, Килиманджаро, Калахари, Драконовы горы, Капские горы.

низменность, Мозамбикская низменность, Калахари.

Реки: Нил, Белый Нил, Голубой Нил, Конго, Касаи, Нигер, Се­негал, Замбези, Лимпопо, Оранжевая.

Озёра: Чад, Тана, Рудольф, Танганьика, Ньяса, Виктория.

Моря: Арафурское, Тиморское, Тасманово, Коралловое.

Заливы: Географа, Большой Австралийский, Спенсер, Карпентария, Жозеф-Бонапарт.

Острова: Большой Барьерный риф, Тасмания, Кенгуру, Новая Зеландия.

Полуострова: Арнемленд, Эйр, Кейп-Йорк, Йорк.

Мысы: Стип-Пойнт, Юго-Восточный, Байрон, Йорк.

Горы, возвышенности, плоскогорья: Большой Артезианский Бассейн, Большой Водораздельный хребет, Австралийские Альпы (г. Косцюшко).

Реки: Флиндерс, Эйр-Крик, Куперс-Крик, Муррей (Марри), Дарлинг.

Острова: Новая Гвинея, Новая Каледония, Но­вые Гебриды, Фиджи, Соломоновы.

Острова: Каролинские, Марианские, Гуам, Науру, Маршалловы, Гил­берта.

Острова: Гавайские, Тонга, Кука, Самоа, Лайн, Маркизские, Обще­ства, Туамоту, Пасхи.

Антарктида и Антарктика.

Моря: Уэделла, Беллинсгаузена, Амундсена, Росса.

Острова: Южная Георгия, Южные Сандвичевы, Земля Александра, остров Петра I, Южные Оркнейские острова, Южные Шетландские ост­рова.

Тёплые течения (идут от низких широт к высоким): Куросио, Северо-Тихоокеанское, Аляскинское, Восточно-Австралийское, Игольное, Мозамбикское, Бразильское, Гвианское, Карибское, Антильское, Нор­вежское, Ирмингера, Шпицбергена, Западно-Гренландское, Нордкапское, Новозеландское, Гольфстрим, Северо-Атлантическое.

Холодные течения (направляются от высоких широт к низким):

Восточно-Гренландское, Лабрадорское, Перуанское, Мыса Горн, Фолклендское, Бенгельское, Камчатское, Калифорнийское.

Нейтральные течения (характеризуются тем, что воды их по температуре не отличаются от окружающих вод): Северное Пассатное, Южное Пассатное, Экваториальное противотечение, Муссонное течение.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 10

Тема: Физико-географический обзор материков

Задачи: продолжить формирование представления о Земле как планете; продолжить формирование умения работы с географическими картами (тематическими, общегеографическими); составить характеристику материков как объектов географической оболочки; продолжить формирование умения определять местоположение нанесенных географических объектов на карте.

Оборудование: физическая карта мира, атласы по географии, контурные карты, карандаши.

Ответьте на следующие вопросы и задания.

1. Чем отличается понятие «материк» от «части света»?

2. Сформулируйте определение понятия «материк». Какие материки Вам известны?

3. Используя карты атласа, заполните следующую таблицу.

Таблица – 1 Физико-географическая характеристика материков

Источник

Adblock
detector