Практическая работа № 1, 2. Тема: Земля во Вселенной
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1, 2
Тема: Земля во Вселенной.
Задачи: продолжить формирование представления о Вселенной (происхождение, состав); охарактеризовать состав Солнечной системы; сравнить между собой планеты земной группы и планеты-гиганты.
Оборудование: атлас мира, схема «Солнечная система», схема «Строение Солнца», карандаши.
Сформулируйте ответы на следующие вопросы и задания.
1. Что такое Вселенная? Каково ее происхождение?
2. Расскажите о составе Вселенной. При ответе можно использовать содержание рисунков 1, 2, 3.
3. Охарактеризуйте Солнечную систему (происхождение, состав). При ответе можно использовать содержание рисунков 2, 3.
4. Что Вы знаете о происхождении Солнечной системы?
Рисунок 1. Спиральная форма Галактики (Шубаев, 1977)
Рисунок 2. Планеты Солнечной системы:
1 – Меркурий, 2 – Венера, 3 – Земля, 4 – Марс, 5 – Юпитер, 6 – Сатурн, 7 – Уран, 8 – Нептун, 9 – Плутон (Шубаев, 1977)
Рисунок 3. Сравнительные величины Солнца и планет (Шубаев, 1977)
Рисунок 4. Направление и наклон осей вращения планет Солнечной системы (Селиверстов, Бобков, 2004)
Таблица 1. Некоторые физические параметры планет Солнечной системы (Селиверстов, Бобков, 2004)
Таблица 2. Химический состав Солнца и планет земной группы, % (Маракушев, 1999)
1. Составьте сравнительную характеристику планет, заполнив следующую таблицу.
Сравнительная характеристика планет земной группы и планет-гигантов
Планета земной группы (по выбору студента)
Планета-гигант (по выбору студента)
Положение относительно Солнца, форма орбиты.
Радиус планеты, средняя плотность, масса.
Период обращения по орбите; период обращения вокруг своей оси.
Есть ли жизнь на планете?
В ходе заполнения таблицы Вы можете воспользоваться содержанием рисунка 4 и таблиц 1, 2.
2. Проанализируйте содержание заполненной таблицы и сформулируйте обобщения. Свои ответы запишите в тетрадь.
Подготовьте следующий теоретический материал (см. ниже).
1. Осевое вращение Земли.
2. Орбитальное (годовое) вращение Земли вокруг Солнца.
3. Движение системы Земля – Луна.
Рисунок 1. Спиральная форма Галактики (Шубаев, 1977)
Рисунок 2. Планеты Солнечной системы:
1 – Меркурий, 2 – Венера, 3 – Земля, 4 – Марс, 5 – Юпитер, 6 – Сатурн, 7 – Уран, 8 – Нептун, 9 – Плутон (Шубаев, 1977)
Рисунок 3. Сравнительные величины Солнца и планет (Шубаев, 1977)
Рисунок 4. Направление и наклон осей вращения планет Солнечной системы (Селиверстов, Бобков, 2004)
Таблица 1. Некоторые физические параметры планет Солнечной системы (Селиверстов, Бобков, 2004)
Таблица 2. Химический состав Солнца и планет земной группы, % (Маракушев, 1999)
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3, 4
Тема: Земля во Вселенной.
Задачи: продолжить формирование представления о Вселенной (происхождение, состав); охарактеризовать осевое, орбитальное вращения Земли; рассмотреть систему движения «Земля – Луна».
Оборудование: физическая карта мира, схема «Солнечная система», схема «Затмения», карандаши.
Сформулируйте ответы на следующие вопросы и задания.
1. Расскажите об осевом вращении Земли и следствиях такого вращения. При ответе используйте физическую карту мира и рисунки в методических указаниях.
2. Охарактеризуйте орбитальное (годовое) вращение Земли вокруг Солнца. При ответе используйте физическую карту мира и рисунок 1, 2 в методических указаниях.
3. Почему Луна является спутником Земли? Охарактеризуйте движение системы Земля – Луна. При ответе используйте схемы «Солнечная система», «Затмения» и рисунки 3, 4 в методических указаниях.
1. На основе анализа рисунка 2 объясните особенности распределения солнечных лучей на поверхности Земли в день зимнего солнцестояния.
Нарисуйте положение Земли по отношению к Солнцу в день летнего солнцестояния, в дни равноденствий. При выполнении задания используйте глобус.
2. На основе анализа рисунка 3 объясните смену фаз Луны. В какой фазе была Луна этой ночью (будет в следующую ночь)? Свои наблюдения зафиксируйте в рабочей тетради.
3. На основе анализа рисунка 4 объясните причины солнечного и лунного затмений. Рекомендуется изобразить рисунок в рабочей тетради. Рядом с ним сделать пояснения.
Найдите в предложенных вариантах заданий правильный ответ на следующие вопросы. Ответ запишите сочетанием цифр и букв.
1. Где расположено наше Солнце в Галактике:
А) является центром Галактики;
Б) расположено в ядре Галактики;
В) расположено в основной плоскости диска Галактики, но не в центре, а ближе к краю?
2. По каким орбитам движутся планеты вокруг Солнца:
А) по окружностям;
Б) по эллипсам, близким к окружностям;
3. В каком направлении движутся планеты по своим орбитам:
А) все планеты движутся вокруг Солнца в одном направлении, как Земля (в прямом).
Б) все планеты движутся вокруг Солнца в прямом направлении, кроме Венеры и Урана?
4. Какие тела, кроме Солнца, входят в Солнечную систему: а) кометы; б) звезды; в) планеты; г) метеорные тела; д) спутники планет; е) астероиды; ж) искусственные спутники Земли.
5. В каком направлении вращаются вокруг собственной оси планеты Солнечной системы: А) все планеты вращаются вокруг оси в направлении вращения вокруг Солнца;
Б) все планеты, кроме Венеры и Урана, вращаются вокруг оси в направлении вращения вокруг Солнца?
6. Самая высокая точка небесной сферы, расположенная над головой наблюдателя, называется:
7. Если в процессе движения вокруг Земли Луна оказывается на небе между Землей и Солнцем, то:
А) мы видим Луну как узкий серп;
Б) мы видим на небе полный диск Луны;
В) мы совсем не видим Луны.
8. Если серп Луны обращен выпуклостью вправо, то:
А) Луна растет (Луна «молодая»);
Б) Луна убывает (Луна «старая»).
9. Лунные затмения могут быть только во время:
Б) первой четверти;
Г) последней четверти.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5, 6
Тема: Земля как планета. Определение географических координат пункта и пункта по географическим координатам.
Задачи: продолжить формирование представления о Земле как планете; систематизировать и обобщить знания о географических координатах; совершенствовать умение определять географические координаты пунктов и пункты по географическим координатам.
Оборудование: физическая карта мира, атласы, контурные карты, карандаши.
Выполните следующие задания.
1. На контурной карте полушарий отметьте следующее: экватор, северный тропик (тропик Рака), южный тропик (тропик Козерога), северный полярный круг, южный полярный круг. Укажите их положение в градусах. Данные зафиксируйте на контурной карте.
2. На контурной карте полушарий подпишите Гринвичский (нулевой или начальный) меридиан, линию перемены дат. Отметьте северное и южное полушария (относительно экватора), западное и восточное полушария (относительно Гринвичского меридиана).
3. В каком из указанных полушарий будут находиться следующие населенные пункты – г. Москва, г. Нью-Йорк, г. Бразилиа, г. Сидней, Марокко, полуостров Аляска, острова Общества? Какая у них будет широта и долгота?
Примечание. Широта и долгота пунктов, расположенных между нанесенными на карте параллелями и меридианами, определяется методом интерполяции. Широта бывает – северная и южная (с. ш. и ю. ш.), долгота – западная и восточная (з. д. и в. д.).
4. По данным атласов определите координаты следующих географических объектов: г. Париж, г. Каир, г. Барнаул, г. Рио-де-Жанейро, г. Дели, г. Мельбурн, влк. Килиманджаро, г. Дели, г. Магадан, мыс Принца Уэльского. При этом нанесите все эти объекты на контурную карту, а ответы запишите в рабочую тетрадь.
5. По указанным координатам определите названия географических объектов: 1) 29◦ с. ш., 89◦ з. д.; 2) 14◦ с. ш., 13◦ з. д.; 3) 2◦ ю. ш., 78◦ з. д.; 4) 32◦ ю. ш., 19◦ в. д.
6٭. По данным географических координат найти города:
1) 56◦ 13′ с. ш., 43◦ 49′ в. д.
2) 40◦ 25′ с. ш., 3◦ 41′ з. д.
3) 0◦ 15′ ю. ш. 78◦ 30′ з. д.
4) 33◦ 56′ ю. ш. 18◦ 25′ в. д.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7, 8, 9
Тема: Земля как планета. Работа с географической номенклатурой.
Задачи: продолжить формирование представления о Земле как планете; продолжить формирование умения работы с географической номенклатурой (поиск в картах географического атласа, нанесение на контурную карту); умение определять местоположение нанесенных географических объектов на карте.
Оборудование: физическая карта мира, атласы по географии, контурные карты, карандаши.
Выполните следующие задания.
1. На контурную карту отдельных материков нанесите географические объекты, указанные в списке номенклатуры. Поиск этих объектов совершайте в географическом атласе (по указателю географических объектов и отдельным картам). При нанесении объекта на карту необходимо соблюдать следующие рекомендации: 1) все надписи делать печатными буквами; 2) водные объекты необходимо наносить, синим стержнем; 3) объекты суши необходимо наносить, черным стержнем или простым карандашом.
2. После выполненной работы Вам необходимо сдать контурные карты и продемонстрировать знание географической номенклатуры.
Моря: Северное, Ирландское, Балтийское, Средиземное, Тирренское, Адриатическое, Ионическое, Эгейское, Лигурийское, Мраморное, Чёрное, Азовское, Красное, Аравийское, Андаманское, Арафурское, Молуккское, Сулавеси, Яванское, Южно-Китайское, Восточно-Китайское, Жёлтое, Японское, Берингово, Охотское, Норвежское, Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.
Заливы: Варангер-фьорд, Осло-фьорд, Ботнический, Финский, Бристольский, Бискайский, Кадисский, Лионский, Генуэзский, Венецианский, Акаба, Синайский, Суэцкий, Оманский, Персидский, Аденский, Бенгальский, Восточно-Корейский, Западно-Корейский, Бохайвань, Тонкинский (Бакбо).
Проливы: Ла-Манш, Па-де-Кале, Скагеррак, Каттегат, Гибралтарский, Бонифачо, Мессинский, Дарданеллы, Босфор, Ормузский, Тайваньский,, Маллакский, Полкский, Зондский.
Острова: Шпицберген, Медвежий, Исландия, Фарерские, Шетландские, Оркнейские, Британские (Гебридские, Великобритания, Ирландия), Нормандские,, Аландские, Готланд, Эланд,, Датские (Зеландия, Фюн, Лолланн), Фризские, Балеарские (Мальорка, Менорка), Корсика,, Липарские, Сардиния, Сицилия, Эльба, Капри, Мальта, Ионические, Далматинские, Эгейские,, Родос, Крит, Бахрейнские, Японские (Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю, Рюкю), Тайвань, Хайнань, Филиппинские (Лусон, Минданао, Палаван), Большие Зондские (Калимантан, Суматра, Сулавеси, Ява), Малые Зондские (Сумба, Флорес, Тимор), Молуккские, Анданамские, Никобарские, Шри-Ланка, Лаккадивские, Мальдивские.
Полуострова: Скандинавский, Уэльс, Корнуолл, Ютландия, Бретань, Пиренейский, Аппенинский, Балканский, Пелопоннес, Малая Азия, Синайский, Аравийский, Корейский, Индокитай, Малакка, Индостан, Катар.
Мысы: Нордкин, Нордкап, Рока, Пиай, Челюскина, Дежнева.
Горы, возвышенности, плоскогорья: Скандинавские горы, Пеннинские горы, Кембрийские горы, Нормандская возвышенность, Рудные горы, Судеты, Малопольская возвышенность, Пиренеи, Альпы (Монблан), Аппенины, Везувий, Балканы, Тавр, Анатолийское плоскогорье, Понтийские горы, Армянское нагорье, Эльбурс, Загрос, Тянь-Шань, Монгольский Алтай, Гобийский Алтай, Гоби, Хинган Большой, Хинган Малый, Гималаи, Тибет, Декан.
Равнины, низменности: Паданская низменность, Среднедунайская низменность, Нижнедунайская низменность, Северо-Германская низменность, Месопотамская низменность, Джунгарская котловина, Великая Китайская равнина, Индо-Гангская низменность, Среднеевропейская равнина.
Реки: Темза, Сена, Рейн, Эльба, Висла, Дунай, Дуэро, Тахо, Гвадиана, Гвадалкивир, Эбро, По, Арно, Кызыл — Ирмак, Иордан, Ефрат, Тигр, Шатт-Эль-Араб, Тарим, Амур, Сунгари, Селенга, Хуанхе, Янцзы, Инд,, Ганг, Брахмапутра, Меконг.
Озёра: Инари, Сайма, Женевское, Балатон, Ван, Туз, Мёртвое море, Лобнор, Хубсугул, Ханка, Каспийское, Байкал, Телецкое, Онежское, Ладожское
Моря: Бофорта, Амундсена, Баффина, Гренландское, Карибское, Саргассово.
Заливы: Гудзонов, Джеймс, Коцебу, Нортон, Бристольский, Аляска, Кука, Калифорнийский, Фанди, Мексиканский, Гондурасский, Кампече, Теуантепек.
Проливы: Девисов, Гудзонов, Берингов, Флоридский, Юкатанский.
Острова: Гренландия, Канадский Арктический архипелаг (Баффинова Земля, Виктория, Элсмир, Банкс, архипелаг Пари), Алеутские, архипелаг Александра, архипелаг Королевы Шарлотты, Ванкувер, Ньюфаундленд, Бермудские, Большие Антильские (Куба, Ямайка, Гаити, Пуэрто-Рико), Багамские, Малые Антильские (Гваделупа, Мартиника, Барбадос).
Полуострова: Лабрадор, Аляска, Калифорния, Флорида, Юкатан.
Мысы: Барроу, Принца Уэльского, Сент-Чарльз, Марьято, Мерчисон.
Горы, возвышенности, плоскогорья: Кордильеры, Скалистые горы, Каскадные горы, Береговые хребты, Большой бассейн, Колорадо, Мексиканское нагорье, Аппалачи.
Равнины, низменности: Центральные равнины, Миссисипская низменность, Примексиканская низменность, Приатлантическая низменность.
Реки: Юкон, Маккензи, Атабаска, Невольничья, Колумбия, Колорадо, Миссисипи, Миссури, Св. Лаврентия, Гудзон, Ниагара.
Озёра: Верхнее, Мичиган, Гурон, Эри, Онтарио, Большое Медвежье, Большое Невольничье, Атабаска, Виннипег, Большое Солёное, Никарагуа.
Заливы: Венесуэльский, Дарьенский, Панамский, Гуаякиль, Байя-Гранде, Сан-Хорхе, Сан-Матиас, Байа-Бланка, Ла-Плата.
Проливы: Магелланов, Дрейка, Фолклендский.
Острова: Подветренные, Галапогос, Огненная Земля, Фолклендские, Тринидад, Тобаго.
Мысы: Гальинас, Париньяс, Фроуэрд, Горн, Кабу-Бранку.
Горы, возвышенности, плоскогорья: Гвианское нагорье, Бразильское нагорье, Анды, Карибские Анды, Патагония,
Равнины, низменности: Оринокская низменность, Амазонская низменность, Гран-Чако, Ла-Платская низменность.
Реки: Амазонка, Мараньон, Риу-Негру, Укаяли, Пурус, Мадейра, Ориноко, Сан-Франциску, Парана.
Озёра: Маракайбо, Титикака, Поопо.
Заливы: Сидра, Биафра, Габес, Аденский, Гвинейский, Бенин.
Проливы: Гибралтарский, Баб-Эль-Мандебский, Мозамбикский.
Острова: Мадейра, Вознесения, Занзибар, Канарские, Св. Елены, Зелёного мыса, Коморские, Маскаренские, Сейшельские, Сокотра, Мадагаскар.
Мысы: Эль-Абьяд, Альмади, Игольный, Доброй Надежды, Рас-Хафун.
Горы, нагорья, плато: Атласские горы, Ахаггар, Тибести, Эфиопское нагорье (Рас-Дашан), г. Кения, Килиманджаро, Калахари, Драконовы горы, Капские горы.
низменность, Мозамбикская низменность, Калахари.
Реки: Нил, Белый Нил, Голубой Нил, Конго, Касаи, Нигер, Сенегал, Замбези, Лимпопо, Оранжевая.
Озёра: Чад, Тана, Рудольф, Танганьика, Ньяса, Виктория.
Моря: Арафурское, Тиморское, Тасманово, Коралловое.
Заливы: Географа, Большой Австралийский, Спенсер, Карпентария, Жозеф-Бонапарт.
Острова: Большой Барьерный риф, Тасмания, Кенгуру, Новая Зеландия.
Полуострова: Арнемленд, Эйр, Кейп-Йорк, Йорк.
Мысы: Стип-Пойнт, Юго-Восточный, Байрон, Йорк.
Горы, возвышенности, плоскогорья: Большой Артезианский Бассейн, Большой Водораздельный хребет, Австралийские Альпы (г. Косцюшко).
Реки: Флиндерс, Эйр-Крик, Куперс-Крик, Муррей (Марри), Дарлинг.
Острова: Новая Гвинея, Новая Каледония, Новые Гебриды, Фиджи, Соломоновы.
Острова: Каролинские, Марианские, Гуам, Науру, Маршалловы, Гилберта.
Острова: Гавайские, Тонга, Кука, Самоа, Лайн, Маркизские, Общества, Туамоту, Пасхи.
Антарктида и Антарктика.
Моря: Уэделла, Беллинсгаузена, Амундсена, Росса.
Острова: Южная Георгия, Южные Сандвичевы, Земля Александра, остров Петра I, Южные Оркнейские острова, Южные Шетландские острова.
Тёплые течения (идут от низких широт к высоким): Куросио, Северо-Тихоокеанское, Аляскинское, Восточно-Австралийское, Игольное, Мозамбикское, Бразильское, Гвианское, Карибское, Антильское, Норвежское, Ирмингера, Шпицбергена, Западно-Гренландское, Нордкапское, Новозеландское, Гольфстрим, Северо-Атлантическое.
Холодные течения (направляются от высоких широт к низким):
Восточно-Гренландское, Лабрадорское, Перуанское, Мыса Горн, Фолклендское, Бенгельское, Камчатское, Калифорнийское.
Нейтральные течения (характеризуются тем, что воды их по температуре не отличаются от окружающих вод): Северное Пассатное, Южное Пассатное, Экваториальное противотечение, Муссонное течение.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 10
Тема: Физико-географический обзор материков
Задачи: продолжить формирование представления о Земле как планете; продолжить формирование умения работы с географическими картами (тематическими, общегеографическими); составить характеристику материков как объектов географической оболочки; продолжить формирование умения определять местоположение нанесенных географических объектов на карте.
Оборудование: физическая карта мира, атласы по географии, контурные карты, карандаши.
Ответьте на следующие вопросы и задания.
1. Чем отличается понятие «материк» от «части света»?
2. Сформулируйте определение понятия «материк». Какие материки Вам известны?
3. Используя карты атласа, заполните следующую таблицу.
Таблица – 1 Физико-географическая характеристика материков
Источник