РЯ2090201 РЯ2090202 русский язык 9 класс варианты ОГЭ статград 3 декабря 2020 ответы и задания
Share the post «РЯ2090201 РЯ2090202 русский язык 9 класс варианты ОГЭ статград 3 декабря 2020 ответы и задания»
РЯ2090201, РЯ2090202 варианты диагностической работы №1 статград по русскому языку 9 класс ОГЭ 2021 ответы и задания, официальная дата проведения работы 3 декабря 2020 год.
Диагностическая работа статград №1 состоит из трёх частей, включающих в себя 9 заданий. На выполнение работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Тренировочные варианты (РЯ2090201-РЯ2090202): скачать в PDF
Все ответы, задания (без водяного знака) и критерии для вариантов: скачать
Варианты диагностической работы №1 по русскому языку 9 класс ОГЭ 2021 ответы и задания РЯ2090201 РЯ2090202:
Сложные задания с варианта РЯ2090201:
2)(1)Существует несколько теорий возникновения Луны. (2)Последние данные свидетельствуют в пользу гипотезы гигантского столкновения, согласно которой Луна сформировалась после того, как на Землю упала планета размером с Марс, выбросив вещество на околоземную орбиту. (3)Вероятно, подобные столкновения на ранней стадии формирования Солнечной системы были явлением распространённым. (4)Эта гипотеза также объясняет ещё одну из загадок Солнечной системы: Венера вращается в сторону, противоположную той, в какую вращаются все остальные планеты. (5)Всё становится на свои места, если предположить, что направление вращения планеты изменилось из-за соударения с другими планетами.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
- 1) Предложение 1 является односоставным безличным.
- 2) Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным определительным и придаточным уступки.
- 3) Грамматическая основа в предложении 3 – столкновения были.
- 4) Вторая часть предложения 4 осложнена обособленным согласованным определением.
- 5) В предложении 5 три грамматические основы.
3)Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Володя боялся (1) что поездку перенесут из-за плохой погоды (2) но утром на следующий день увидел (3) проснувшись (4) голубое небо с (5) плывшими по нему маленькими белыми облаками (6) и волны (7) мягко разбивающиеся о берег.
4)Замените словосочетание «ждать с нетерпением», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
5)Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
- 1) УРАВНЯТЬ (в правах) – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения слова.
- 2) СБИТЬ (температуру) – приставка С- остаётся неизменной, независимо от того, находится она перед глухой или звонкой согласной.
- 3) КОЕ С КЕМ – неопределённое местоимение пишется раздельно, если в нём есть приставка КОЕ-.
- 4) КАРТИННАЯ (галерея) – в суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени, образованного от глагола совершенного вида, пишется НН.
- 5) (затопить) ПЕЧЬ – на конце неопределённой формы глагола буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.
6)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
- 1) Володя очень хорошо плавал, но в тот день ему свело ногу от холода, и пришлось купаться у самого берега.
- 2) Перед тем как Володя захлебнулся и пошёл ко дну, он успел пожалеть о своём безрассудном поступке.
- 3) Володя не знал, что рядом с молом было очень глубоко, и поэтому не боялся прыгать в воду.
- 4) Старый рыбак не думал о награде, когда бросился спасать Володю.
- 5) Володина мама не стала давать сыну денег, потому что думала, что Володя потратит их на игрушки.
7)Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение. 1) Штанишки остались лежать на траве, поглядывая на своего владельца с явной обидой. 2) Через минуту Володя уже лежал на каменных плитах мола, а спасший его рыбак растирал неподвижное тело мальчика. 3) Всю ты мне душу надорвал… 4) Страх вцепился в его сердце противными холодными щупальцами и не давал сдвинуться с места. 5) А ну-ка, покажи, лягушонок, как ты пузыри пускаешь!
8)Найдите в предложениях 1–10 фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.
9.1)Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания советского и российского лингвиста, доктора филологических наук Веры Васильевны Бабайцевой: «Знаки препинания помогают пишущему точно и ясно выражать мысли и чувства, а читающему – понять их». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
9.2)Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «А сынок у вас, видать, боевой растёт. Видать, что принципиальный, но больно уж чересчур, я так скажу, до безрассудства…». Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
9.3)Как Вы понимаете значение слова БЛАГОДАРНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинениерассуждение на тему «Что такое благодарность?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Сложные задания с варианта РЯ2090202:
2)(1) Нам необходимо понять, что демократический строй далеко не везде и не всегда уместен. (2)Он должен иметь свои необходимые основы и «предпосылки»: если нет их налицо, то ничего, кроме длительного разложения и гибели, демократия не даёт. (3)Народ должен осознавать политическую свободу, ценить её, нуждаясь в ней, умея ею пользоваться и за неё бороться. (4)Всё это вместе должно быть обозначено как искусство свободы. (5)Нет его – и демократия обречена.
Укажите верные варианты ответов. Запишите номера ответов.
- 1) Предложение 1 осложнено однородными сказуемыми.
- 2) В предложении 2 две грамматические основы.
- 3) Предложение 3 осложнено обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами.
- 4) Грамматическая основа предложения 4 – это должно быть.
- 5) Сказуемое во второй части предложения 5 составное именное.
3)Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие. Толька так и не смог ответить на вопрос о том (1) почему он так любит ездить на дачу. Ему было знакомо здесь всё (2) каждая тропинка (3) бегущая вдоль звонко журчащего ручья (4) каждый давно покосившийся от старости (5) забор. Быть может (6) он просто любил это место всегда (7) и в детстве (8) и теперь (9) когда стал приезжать сюда всё реже.
4)Замените словосочетание «кожаный портфель», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
5)Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) НАМАЖЬ (кремом) – на конце неопределённой формы глагола после шипящего пишется буква Ь. 2) (по) ЩУЧЬЕМУ (веленью) – буква Ь обозначает мягкость предыдущего согласного. 3) ВАРЕЖКА – написание парной по глухости и звонкости согласной Ж в корне слова проверяется формой слова «варежек», где согласная находится перед гласной. 4) ОДОБРЕННЫЙ (директором) – в суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени, образованного от глагола совершенного вида, пишется НН. 5) ПРЕПРОТИВНОЕ (чувство) – правописание приставки определяется её значением – близость.
6)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
- 1) Глинковские мальчишки начали дразнить Володю лягушонком, увидев, что он только делает вид, что плавает.
- 2) Рыбак посоветовал ребятам не говорить ничего Володиной маме.
- 3) Володя прыгал с мола не первый раз и потому совершенно не боялся.
- 4) По дороге домой Володя встретил своего обидчика и, смутившись, постарался пройти мимо незамеченным.
- 5) Володина мама была тронута тем, что Володя хочет поблагодарить спасшего его рыбака, и потому дала сыну даже больше денег, чем он просил.
7)Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.
- 1) И вдруг почувствовал, что его подхватывают на руки, тут же одной рукой дерут за ухо, другой прижимают голову к чему-то мягкому, знакомому, пахнущему всеми родными, домашними запахами, и на лицо его часто закапало солёным, как море, но тёплым…
- 2) А то бы я показал вам, как плавать надо.
- 3) Икая, трясясь, мокрый и жалкий, как цыплёнок, только что вылезший из яйца, Володя побрёл домой.
- 4) Правда, Володя вскоре выучился водить по дну руками, болтая при этом ногами, как лягушка.
- 5) И героя унесли на руках укутанным в материнскую шаль.
8)Найдите в предложениях 9–24 синоним к слову ГЛЯДЕТЬ. Напишите этот синоним.
9.1)Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского советского писателя и переводчика Исаака Эммануиловича Бабеля: «Все абзацы и вся пунктуация должны быть сделаны правильно с точки зрения наибольшего воздействия текста на читателя».
9.2)Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «“Я пойду леденчиков для того рыбака куплю. И чай пить к нам позову. Что он, зазря меня спасал, что ли?”». Мама будто чуть-чуть оттаяла, улыбнулась и дала Володе целых пять рублей. И в тот же вечер рыбак, вытащивший Володю из моря, сидел, смущённый, на почётном месте за столом у Дубининых, пил чай, и не только чай – мать хорошо угостила его».
9.3)Как Вы понимаете значение слова БЕЗРАССУДСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение рассуждение на тему «Что такое безрассудство?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Текст сжатого изложения:
Кто такой трус? Многие, наверное, скажут, что это человек, который способен сильно испугаться. Так и написано в Толковом словаре Ожегова: «Трус – это человек, легко поддающийся чувству страха». Можно подумать, что если вы регулярно ощущаете чувство страха, то вас должны считать трусом.
Но ведь все мы чего-то боимся: даже самые смелые люди не могут не бояться вообще. Мужчина может быть героем, который прошёл войну и рисковал жизнью ради других, но при этом всё равно чего-нибудь боится. Да разве не было ему страшно там, на войне, под бесконечными обстрелами? Должно быть, он боялся. Наверное, и в мирной жизни ему не раз было страшно. Но почему-то нам очень трудно назвать этого мужчину трусом.
«Трус тот, кто боится и бежит; а кто боится и не бежит, тот ещё не трус», – так писал Фёдор Михайлович Достоевский в одном из своих романов. Действительно, разница между трусом и смельчаком не в том, что один боится, а другой нет, а в том, что один идёт у этого чувства на поводу, а другой способен поступить правильно вопреки своему страху. Умение совладать с чувством страха – вот то, что отличает смельчака от труса.
Источник
Прочитайте текст.(1)Существует несколько теорий возникновения Луны. (2)Последние данные свидетельствуют в пользу гипотезы гигантского столкновения, согласно которой Луна сформировалась после того, как на Землю упала планета размером с Марс, выбросив вещество на околоземную орбиту. (3)Вероятно, подобные столкновения на ранней стадии формирования Солнечной системы были явлением распространённым. (4)Эта гипотеза также объясняет ещё одну из загадок Солнечной системы: Венера вращается в сторону, противоположную той, в какую вращаются все остальные планеты. (5)Всё становится на свои места, если предположить, что направление вращения планеты изменилось из-за соударения с другими планетами. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1)Предложение 1 является односоставным безличным.2)Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным определительным и придаточным уступки.3)Грамматическая основа в предложении 3 –столкновения были.4)Вторая часть предложения 4 осложнена обособленным согласованным определением.5)В предложении 5 три грамматические основы. ответ: . зделайте
Ответы
ответ: я подскользнулся на улице идя в школу
объяснение: 2 глагола: подскользнулся , идя
я — это существительное , подскользнулся — сказуемое , на улице — обстоятельства , идя -дополнение , в школу : обстоятельства
я учился плавать в море и не утонул.
2глагола: учился плавать , не утонул
я — подлежащее , учился плавать -сказуемое , в море- обстоятельства , не утонул — сказуемое
Источник
1.8. Двусоставные и односоставные предложения. Типы односоставных предложений
Противопоставление двусоставных и односоставных предложений связано с количеством членов, входящих в грамматическую основу.
Двусоставные предложения содержат два главных члена – подлежащее и сказуемое.
Мальчик бежит ; Земля круглая .
Односоставные предложения содержат один главный член (подлежащее или сказуемое).
Односоставные по структуре предложения — это полные предложения. У них не пропущен второй член: второй главный член не нужен для понимания смысла предложения. |
Типы односоставных предложений
Форма выражения главного члена | Примеры | Соотносительные конструкции двусоставных предложений |
---|---|---|
1. Предложения с одним главным членом – СКАЗУЕМЫМ | ||
1.1. Определённо-личные предложения | ||
Глагол-сказуемое в форме 1-го или 2-го лица (нет форм прошедшего времени или условного наклонения, так как в этих формах у глагола нет лица). | ||
1.2. Неопределённо-личные предложения | ||
Глагол-сказуемое в форме множественного числа третьего лица (в прошедшем времени и условном наклонении глагол-сказуемое во множественном числе). | ||
1.3. Обобщённо-личные предложения | ||
Не имеют своей специфической формы выражения. По форме – определённо-личные или неопределённо-личные. Выделяются по значению. Два основных типа значения: а) действие может быть отнесено ко всякому лицу; б) действие конкретного лица (говорящего) является привычным, повторяющимся или представлено в виде обобщённого суждения (глагол-сказуемое стоит в форме 2-го лица единственного числа, хотя речь идёт о говорящем, то есть – о 1-м лице). | ||
1.4. Безличное предложение | ||
1) Глагол-сказуемое в безличной форме (совпадает с формой единственного числа, третьего лица или среднего рода). | а) нет соотносительных конструкций; | |
2) Составное именное сказуемое с именной частью – наречием. | а) нет соотносительных конструкций; | |
3) Составное глагольное сказуемое, вспомогательная часть которого – составное именное сказуемое с именной частью – наречием. | ||
4) Составное именное сказуемое с именной частью – кратким страдательным причастием прошедшего времени в форме единственного числа, среднего рода. | ||
5) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже (отрицательные безличные предложения). | ||
6) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже с усилительной частицей ни (отрицательные безличные предложения). | ||
1.5. Инфинитивные предложения | ||
Сказуемое – независимый инфинитив. | ||
2. Предложения с одним главным членом – ПОДЛЕЖАЩИМ | ||
Назывные (номинативные) предложения | ||
Подлежащее – имя в именительном падеже (в предложении не может быть обстоятельства или дополнения, которые относились бы к сказуемому). | Обычно нет соотносительных конструкций. |
Примечания.
1) Отрицательные безличные предложения (Нет денег; На небе нет ни облачка) являются односоставными только при выражении отрицания. Если конструкцию сделать утвердительной, предложение станет двусоставным: форма родительного падежа изменится на форму именительного падежа (ср.: Нет денег. – Есть деньги ; На небе нет ни облачка. – На небе есть облака ).
2) Ряд исследователей форму родительного падежа в отрицательных безличных предложениях (Нет денег ; На небе нет ни облачка ) считает частью сказуемого. В школьных учебниках эту форму обычно разбирают как дополнение.
3) Инфинитивные предложения (Молчать! Быть грозе!) ряд исследователей относят к безличным. Так же рассматриваются они в школьном учебнике. Но инфинитивные предложения отличаются от безличных по значению. Основная часть безличных предложений обозначает действие, которое возникает и протекает независимо от деятеля. В инфинитивных предложениях лицо побуждается к активному действию (Молчать!); отмечается неизбежность или желательность активного действия (Быть грозе! Поехать бы к морю!).
4) Назывные (номинативные) предложения многие исследователи относят к разряду двусоставных с нулевой связкой.
В этом случае можно говорить об односоставном и одновременно неполном предложении (с опущенным сказуемым).
2) Основным значением назывных (номинативных) предложений (Ночь) является утверждение бытия (наличия, существования) предметов и явлений. Эти конструкции возможны только при соотнесении явления с настоящим временем. При изменении времени или наклонения предложение становится двусоставным со сказуемым быть .
Ср.: Была ночь ; Будет ночь ; Пусть будет ночь ; Была бы ночь .
3) Назывные (номинативные) предложения не могут содержать обстоятельств, поскольку этот второстепенный член соотносится обычно со сказуемым (а сказуемого в назывных (номинативных) предложениях нет). Если в предложении содержится подлежащее и обстоятельство ( Аптека – (где?) за углом ; Я – (куда?) к окну ), то такие предложения целесообразнее разбирать как двусоставные неполные – с опущенным сказуемым.
Ср.: Аптека находится / расположена за углом ; Я бросился / побежал к окну .
Ср.: Я иду / следую за тобой .
План разбора односоставного предложения
- Определить тип односоставного предложения.
- Указать те грамматические признаки главного члена, которые позволяют отнести предложение именно к этому типу односоставных предложений.
Красуйся , град Петров (Пушкин).
Предложение односоставное (определённо-личное). Сказуемое красуйся выражено глаголом во втором лице повелительного наклонения.
В кухне зажгли огонь (Шолохов).
Предложение односоставное (неопределённо-личное). Сказуемое зажгли выражено глаголом во множественном числе прошедшего времени.
Ласковым словом и камень растопишь (пословица).
Предложение односоставное. По форме – определённо-личное: сказуемое растопишь выражено глаголом во втором лице будущего времени; по значению – обобщённо-личное: действие глагола-сказуемого относится к любому действующему лицу (ср.: Ласковым словом и камень растопит любой / всякий).
Чудесно пахло рыбой (Куприн).
Предложение односоставное (безличное). Сказуемое пахло выражено глаголом в безличной форме (прошедшее время, единственное число, средний род).
Мягкий лунный свет (Застожный).
Предложение односоставное (назывное). Главный член – подлежащее свет – выражен существительным в именительном падеже.
Упражнения к теме «1.8. Двусоставные и односоставные предложения. Типы односоставных предложений»
► Читайте также другие темы главы 1 «Грамматическая основа предложения»:
Источник