Предвечерний луч солнца пробивался
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Мал..ч..ки пр..шли в музей за час до закрытия. Ра(з/с)пол..жение залов было извес..но. Сначала о(д/т)делы ж..вотного и р..стительного мира разных промыслов. Потом нужный им зал быта помещика. (З/с)десь наход..т..ся о(б/п)становка усадебн.. дома. (4) Изящ..ная меб..ль, обитая ж..лтым атла́сом со сказоч..н..ми птицами, высокие з..ркала — укр..шение зала.
Пре(д/т)вечерн.. луч.. со..нца пробивался в окна скво(з/с)ь скла(д/т)ки занавесок. Т..мнели к..ртины бл..стела ст..клянная (3) посуда.
Генка остался в к..ридоре, чтобы в случа.. опас..ност.. предупредить т..варища. В это время Миша и(з/с)следовал бронзовую (2) птицу. На ней должно находит..ся отверстие для ключа. Да где же оно Мал..ч..к ощуп..ва..т птич..ю гол..ву крыл..я (1) . Поиски результатов (не)д..ют. Тайна остаёт..ся тайной.
Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(1) — фонетический разбор;
(2) — морфемный разбор;
(3) — морфологический разбор;
(4) — синтаксический разбор предложения.
к — [к] — согласный, глухой, твёрдый
р — [р] — согласный, звонкий, твёрдый
ы — [ы́] — гласный, ударный
л — [л’] — согласный, звонкий, мягкий
я — [й’] — согласный, звонкий, мягкий
[а] — гласный, безударный
6 букв, 6 звуков, 2 слога
Морфемный разбор (по составу)
бронзовую (2) / бронз ов ую / бронз ов ую
стеклянная (3) (посуда)
1) стеклянная (посуда) — имя прилагательное, обозначает признак предмета: посуда (какая?) стеклянная;
2) начальная форма — стеклянный; в единственном числе, в женском роде, в именительном падеже;
3) в предложении является определением.
Здесь находится обстановка усадебного дома . (4) (повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое).
Мальчики пришли в музей за час до закрытия. Расположение залов было известно. Сначала отделы животного и растительного мира, разных промыслов. Потом нужный им зал быта помещика. Здесь находится обстановка усадебного дома. (4) Изящная мебель, обитая жёлтым атла́сом со сказочными птицами, высокие зеркала — украшение зала.
Предвечерний луч солнца пробивался в окна сквозь складки занавесок. Темнели картины, блестела стеклянная (3) посуда.
Генка остался в коридоре, чтобы в случае опасности предупредить товарища. В это время Миша исследовал бронзовую (2) птицу. На ней должно находиться отверстие для ключа. Да где же оно? Мальчик ощупывает птичью голову, крылья (1) . Поиски результатов не дают. Тайна остаётся тайной.
Источник
Предвечерний луч солнца пробивался
В школу введена новая форма определения качества обучения ― ВПР по русскому языку в 5 классе. Поделимся опытом проведения этой работы в апреле.
Тревогу испытывают учителя, родители и дети. Какие задания в работе: простые или сложные? Справятся ли ученики? Когда и как готовиться к ВПР?
Всероссийские проверочные работы в 5 классе проводятся дважды ― в октябре и апреле учебного года. Первая из них рассчитана на 45 минут и похожа на диагностическую контрольную работу, состоящую из пяти заданий. Эти задания хорошо известны обучающиеся, которые только недавно закончили начальную школу. О характеристике самой работы, её результатах и подготовке к ней мы писали в ноябре 2017 года. Теперь обратимся ко второй работе, которая проводится в апреле.
Апрельская ВПР гораздо сложнее: время увеличено до 60 минут, в ней и заданий в два раза больше, чем в первой, октябрьской ВПР.
Поскольку текущий учебный год завершён и подведены все результаты промежуточного контроля, можно проанализировать выполнение ВПР уже с учётом тех данных, что у нас есть.
В нашем 5 классе обучается 28 учащихся, из них успевают в 3 четверти на «5» — 9, «4» — 14, «3» — 4. Результаты ВПР в апреле: на «5» — 11, «4» — 11, «3» — 6. Кто-то из ребят написал лучше, чем обычно, иные даже хуже, чем могли.
Чтобы иметь представление о составе заданий апрельского ВПР, рассмотрим её варианты. Каждое задание мы подробно разберём с точки зрения выполнения, критериев оценивания и самых частых детских ошибок.
Задание №1
Вначале предлагается работа с текстом, состоящим из 97-98 слов. Нужно текст списать, раскрыв скобки, вставив пропущенные буквы и необходимые знаки препинания. Оценивается умение соблюдать орфографические и пунктуационные нормы, а также умение правильно списывать текст без пропущенных и лишних слов, без слов с изменённым графическим обликом.
Разбалловка по грамотности щадящая: даже при наличии двух ошибок можно получить 3 балла из 4 возможных, а при 5 ошибках ― 1 балл. При описках, если их 4-7: на перестановку, замену или пропуск букв, пропуск одного слова или запись лишнего слова, ― можно тоже получить 1 балл из 2 возможных.
Вот какой был предложен текст первому варианту (деформированный текст для ученика):
Мал..ч..ки пр..шли в музей за час до закрытия. Ра(з/с)пол..жение залов было извес..но. Сначала о(д/т)делы ж..вотного и р..стительного мира разных промыслов. Потом нужный им зал быта помещика. (З/с)десь наход..т..ся о(б/п)становка усадебн.. дома. (4) Изящ..ная меб..ль, обитая ж..лтым атласом со сказоч..н..ми птицами, высокие з..ркала ― укр..шение зала.
Пре(д/т)вечерн.. луч.. со..нца пробивался в окна скво(з/с)ь скла(д/т)ки занавесок. Т..мнели к..ртины бл..стела ст..клянная (3) посуда.
Генка остался в к..ридоре, чтобы в случа.. опас..ност.. предупредить т..варища. В это время Миша и(з/с)следовал бронзовую (2) птицу. На ней должно находит..ся отверстие для ключа. Да где же оно Мал..ч..к ощуп..ва..т птич..ю гол..ву крыл..я (1) . Поиски результатов (не)д..ют. Тайна остаёт..ся тайной. (По А. Рыбакову).
Цифрами выделены привычные ребятам виды грамматических разборов:
Оригинал текста, предложенный для проверки:
Мальчики пришли в музей за час до закрытия. Расположение залов было известно. Сначала отделы животного и растительного мира, разных промыслов. Потом нужный им зал быта помещика. Здесь находится обстановка усадебного дома. (4) Изящная мебель, обитая жёлтым атласом со сказочными птицами, высокие зеркала ― украшение зала.
Предвечерний луч солнца пробивался в окна сквозь складки занавесок. Темнели картины, блестела стеклянная (3) посуда.
Генка остался в коридоре, чтобы в случае опасности предупредить товарища. В это время Миша исследовал бронзовую (2) птицу. На ней должно находиться отверстие для ключа. Да где же оно? Мальчик ощупывает птичью голову, крылья (1) . Поиски результатов не дают. Тайна остаётся тайной. (98 слов).
Когда ребёнок выполняет списывание, он должен про себя прочитать текст и воспроизвести его адекватно содержанию. Но текст тексту рознь. Встречаются текстовые ловушки, которые трудно предугадать. Например, в первом предложении текста используется глагол ПР..ШЛИ. Автор выбрал слово прИшли, а ученик расшифровал место пропуска буквы иначе: прОшли. Это, конечно, описка.
Или ещё пример. Четвёртое предложение (Потом нужный им зал быта помещика.) понять вне контекста не удаётся, потому что оно неполное. Нужно связать его с двумя предыдущими (Расположение залов было известно. Сначала отделы животного и растительного мира, разных промыслов.), одно из них тоже неполное. Возникло затруднение у сильного учащегося: нужен ли здесь какой-либо знак препинания или нет? Ему показалось, что возникла смысловая пауза, и он выделил её с помощью тире: Потом нужный им зал ― быта помещика.
Примечательно, что в предложении (Сначала отделы животного и растительного мира, разных промыслов.) многие ученики не смогли узнать однородные дополнения (отделы ЧЕГО? мира и промыслов).
Для второго варианта дали другой текст:
Ос..нь п..ра л..стопада. Ра(з/с)л..телся х..лодный вет..р. Старая липа в(з/с)д..хнула и как будто выд..хнула из себя миллион з..л..тых лист..ков (2) . Прил..тевший с сев..ра вет..р рванул со всей силой. (Не)уд..ржались озя(б/п)шие лист..я и остались на ч..рных ветвях ре(д/т)кие монетки. Так поиграл вет..р с липой.
Куда теперь помчит..ся вет..р Под..брался он к небольш..й туч..к.. дунул. (4)
И брызнула она мелк..м дождиком по окрес..ностям. Другую тучу по(д/т)хв..тил вет..р и погнал. Вдру(г/к) из-под этих туч.. вырвался яркий (3) луч.. и осв..тил в..рхушки д..рев..ев. Мокрые леса сразу забл..стали всеми (1) кра(з/с)ками ос..ни. З..л..тые л..сточ..ки засыпали землю и последние гр..бы но я наш..л подб..рёзовики и подосинов..ки. (По М. Пришвину).
Оригинал текста второго варианта для проверки:
Осень ― пора листопада. Разлетелся холодный ветер. Старая липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков (2) . Прилетевший с севера ветер рванул со всей силой. Не удержались озябшие листья, и остались на чёрных ветвях редкие монетки. Так поиграл ветер с липой.
Куда теперь помчится ветер? Подобрался он к небольшой тучке, дунул. (4) И брызнула она мелким дождиком по окрестностям. Другую тучу подхватил ветер и погнал. Вдруг из-под этих туч вырвался яркий (3) луч и осветил верхушки деревьев. Мокрые леса сразу заблистали всеми (1) красками осени. Золотые листочки засыпали землю и последние грибы, но я нашёл подберёзовики и подосиновики. (97 слов).
Орфографические ошибки, допущенные учениками при списывании данных по вариантам текстов, связаны с правилами:
- правописание корня с чередованием Е-И (заблистали),
- правописание приставок на -з/-с (расположение),
- правописание неизменяемых приставок (подхватил),
- правописание двойных согласных на стыке приставки и корня (исследовал),
- правописание Ь после шипящих (луч, туч, изящная),
- правописание Ь в ТСЯ-ТЬСЯ (должно находиться),
- правописание окончаний существительных (в случае),
- правописание личных окончаний глаголов (находится),
- правописание НЕ с глаголом (не дают, не удержались),
- правописание суффиксов глагола (ощупывает),
- правописание суффиксов существительных (подберёзовиков),
- правописание непроизносимых согласных (известно, окрестностям),
- правописание мнимых непроизносимых согласных (опасности),
- правописание непроверяемых словарных слов (здесь).
Пунктуационные ошибки, допущенные учениками:
- лишняя запятая после наречий (сначала, потом, здесь, вдруг),
- лишняя запятая после частиц и вопросительных слов (Да где же оно? Куда теперь помчится ветер?),
- лишняя запятая перед одиночным союзом И в постом предложении с однородными членами (Старая липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков.),
- отсутствие вопросительного или восклицательного знаков в конце простого предложения, а иногда постановка двух знаков сразу в вопросительном предложении (Да где же оно?!),
- отсутствие запятой между однородными членами (Подобрался он к небольшой тучке, дунул. Сначала отделы животного и растительного мира, разных промыслов.),
- отсутствие запятой между частями сложного предложения с союзом И (Не удержались озябшие листья, и остались на чёрных ветвях редкие монетки.),
- отсутствие тире между подлежащим и сказуемым (Осень ― пора листопада.).
Задание №2
Для фонетического разбора были предложены слова КРЫЛЬЯ и ВСЕМИ. В пояснениях к проверке сказано, что «модель разбора свободная», самое главное ― это указать характеристику звуков и количество букв, звуков и слогов. То есть необязательно делать транскрипцию слова, делить слово на слоги, писать названия букв и указывать пары для согласных звуков. А ведь без этих подробностей фонетический разбор и не разбор вовсе! В нём нарушена логика рассуждения о том, почему слово написанное отличается от слова сказанного.
Мы учим детей устно проговаривать весь разбор, правильно называть буквы и звуки, не путать их между собой, пояснять несовпадение звукового и буквенного состава. Безусловно, письменный разбор схематичен, но сжимать его до минимума. И ведь остаётся много времени, когда дети всё сделали, проверили, а до звонка покинуть аудиторию нельзя, перемена в эти 60 минут не предусмотрена (только по желанию возможны единичные выходы).
Вот образцы ответов, которым следует проверяющий учитель и не обращает внимания на другие ошибки, связанные с указанными уже деталями (транскрипция, пары, названия букв).
к — [к] — согласный, глухой, твёрдый р — [р] — согласный, звонкий, твёрдый ы — [ы ] — гласный, ударный
л — [л’] — согласный, звонкий, мягкий
я — [й’] — согласный, звонкий, мягкий, [а] — гласный, безударный
6 букв, 6 звуков, 2 слога
в — [ф] — согласный, глухой, твёрдый*
с — [с’] — согласный, глухой, мягкий
е — [э] — гласный, ударный
м — [м’] — согласный, звонкий, мягкий
и — [и] — гласный, безударный
5 букв, 5 звуков, 2 слога
* возможна характеристика: в — [ф’] — согласный, глухой, мягкий
К числу ошибок можно отнести
- отсутствие количества букв и звуков,
- отсутствие количества слогов,
- неверный подсчёт количества букв и звуков,
- неверный подсчёт количества слогов,
- потерю одного из звуков, который обозначает йотированная буква в определённой позиции ([й’] — согласный, звонкий, мягкий),
- вместо гласного звуков [а], [э] указываются буквы Я, Е,
- вместо мягкого согласного звука [м’] указывается твёрдый звук [м].
Среди ошибок, за которые не снижаются баллы:
- неправильное название букв «Л» (эл), «К» (кэ), «Р» (рэ), «М» (мэ),
- неверно называет букву «В», которая обозначает звук [ф]/[ф’]*,
- отсутствие или неверное обозначение пар у согласных звуков.
Практически безупречно выполнен обучающимися морфемный разбор слов бронз|ов|ую|, лист|ик|ов|.
Корень бронз-, суффикс -ов-, окончание -ую.
Корень лист-, суффикс -ик-, окончание -ов.
Морфологический разбор имён прилагательных СТЕКЛЯННАЯ и ЯРКИЙ отличается от нашего разбора только тем, что не указывается постоянный признак ― разряд, среди непостоянных признаков необязательно указывать положительную степень сравнения и полную форму для качественных прилагательных.
Образцы морфологического разбора для проверки:
стеклянная (3) (посуда)
- стеклянная (посуда) — имя прилагательное, обозначает признак предмета: посуда (какая?) стеклянная;
- начальная форма — стеклянный; в единственном числе, в женском роде, в именительном падеже;
в предложении является определением.
- яркий (луч) — имя прилагательное, обозначает признак предмета: луч (какой?) яркий;
- начальная форма — яркий; в единственном числе, в мужском роде, в именительном падеже;
в предложении является определением.
Среди распространённых ошибок следующие:
- вместо единственного числа указывается форма множественного (посуда),
- прилагательное выписано не с существительным, а с глаголом (блестела стеклянная),
- не указана падежная форма,
- не указана синтаксическая роль.
К ошибкам, за которые не снижаются баллы, можно отнести
- указание полной формы и положительной степени у относительного прилагательного,
- неверное определение разряда у слова СТЕКЛЯННАЯ.
Для синтаксического разбора были даны простые предложения осложнённой и неосложнённой структуры. Не снижаются баллы, если в характеристике не указывается, что предложение двусоставное, полное, осложнено или нет. Необязательна схема предложения и указания частей речи над членами предложения.
Образцы для проверки:
Здесь находится обстановка усадебного дома. (4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. Грамматическая основа: обстановка (подлежащее), находится ( сказуемое).
Второстепенные члены предложения: (находится) здесь — обстоятельство; (обстановка) дома — дополнение; (дома) усадебного — определение.
Подобрался он к небольшой тучке, дунул. (4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. Грамматическая основа: он (подлежащее), подобрался, дунул (однородные сказуемые). Второстепенные члены предложения: (подобрался) к тучке — дополнение (возможно: обстоятельство); (тучке) небольшой — определение.
Среди ошибок следующие:
- дополнение К ТУЧКЕ подчёркнуто как определение,
- Не снижаются баллы за ошибки:
- неверно составлена схема предложения с однородными сказуемыми,
- составлена схема не простого, а сложного предложения,
- не указаны части речи,
- не составлена схема.
Все грамматические разборы оцениваются одинаково:
Источник