презентация «Кладовая солнца»
презентация к уроку по литературе (9 класс)
презентация «Кладовая солнца»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kladovaya_solntsa_smysl_nazvaniya.pptx | 1008.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Смысл названия сказки-были М.М. Пришвина «КЛАДОВАЯ СОЛНЦА»
Солнце над елями Найдите в тексте описание, наиболее близкое этому изображению. Выделите в нём средства художественной выразительности. Как пейзаж помогает нам представить настроение героев?
Тетерев-косач Найдите в тексте описание тетерева-косача. С какой целью введено это описание в сказку-быль? Обратите внимание на эпитеты и сравнения, которые использует Пришвин.
«Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд, то ложатся в нашей памяти медлительным строем.» К.Г. Паустовский.
Какими эпитетами Пришвин «усилил» существительное СОЛНЦЕ? БОЛЬШОЕ, ЧИСТОЕ, ЖИВИТЕЛЬ-НОЕ, ГОРЯЧЕЕ, КРАСНОЕ.
М.М. Пришвин «Вставай же, друг мой! Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей, начинай борьбу, помогай солнцу!» (ЗАПИСЬ В ДНЕВНИКЕ)
КРАСНАЯ ЯГОДА В КАКОЙ ЧАСТИ ПОВЕСТИ ДАНО ОПИСАНИЕ ЯГОДЫ?
Митраша и Настя Какие эпитеты, сравнения, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами использованы для описания Насти? Как автор и художник подчёркивают в Митраше силу, упорство, настойчивость и трудолюбие? Художник И.Бруни и Пришвин с нежностью и симпатией относятся к героям!
Антипыч и Травка Какие слова перешепнул Антипыч Травке?
Сросшиеся деревья Чем отличается фотография от описания ели и сосны, данного Пришвиным?
ЗОЛОТАЯ КУПАВА НА БОЛОТЕ Найдите в тексте описание золотой купавы. Где могла проходить тропа человеческая?
«Кладовая Солнца» Всё Блудово болото, со всеми своими огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца. Горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало своё тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его как наследство другим растениям…Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца как торф достаётся человеку от солнца в наследство.
Солнце- это добро, тепло, жизнь… — Как понимать эти слова? Солнце дарит всему живому материнское тепло, жизнь. Любовь, тепло, свет и добро дают жизнь, преобразуют её. Солнце всем равно служит.
Солнце всем равно служит… Солнце разлито поровну, Вернее, по справедливости, Вернее, постольку разлито, Кто сколько способен взять. В одного человека- поменьше, В другого- гораздо больше, А в некоторых- очень много. Спит, затаившись до времени: Смотришь, а не видать. Голыми руками его можно потрогать, Не боясь слепоты и ожога. В. Солоухин
А чем для вас является «Солнце» ? Это кладовая души человека… Это вся наша жизнь… Это храм Божий… Это победа света над тьмой… Это любовь… Это энергия…
Гимн Солнцу! О великое и могучее Солнце! Ты учишь жить и творить. Ты- это жизнь на Земле. Славься, милое и родное, Скромное и озорное! А мы будем помогать и служить тебе!
Песенка о Солнце Туча спряталась за лес, Смотрит солнышко с небес. И такое чистое, доброе, лучистое! Если бы мы его достали, Мы б его расцеловали!
Автор презентации Артамонова Любовь Васильевна. Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 18 п. Теплоозёрск Облученского района Еврейской автономной области.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общая характеристика государства, причины экономического лидерства и самобытность страны. Дополнительный материал по японской культуре (сообщения).
Презентация составлена в помощь учителю на уроке литературного чтения в 7 классе школы-интерната для глухих детей.
познакомить школьников с понятием «энергия»; выяснить природу и многообразие энергии; рассмотреть природу солнечных лучей.
Урок астрономии. (Технологическая карта).
Цели урока:Обучающие: Раскрыть метафоричность и символику языка произведения М.М. Пришвина «Кладовая солнца», разъяснить мысли писателя о главном законе жизни людей, о связи человека.
Материал представляет методическую разработку комбинированного занятия по теме «годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны». Задача занятия — скорректи.
Источник
Презентация по литературе на тему «Кладовая солнца» (6 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Кладовая солнца М. М. Пришвин
Жизнь Насти и Митраши после смерти родителей. За клюквой. Восход солнца в лесу; у Лежачего камня. История Травки. Блудово болото. Путь Митраши. Путь Насти. Спасение Митраши. Счастливый конец. Село возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского. Место действия: План произведения: Сказка-быль была написана в 1945 году для конкурса, проводимого Детгизом. Получила первую премию.
Настя: Двенадцатилетняя девочка-сирота. Внешний облик: «Настя была как Золотая Курочка на длинных ножках». «Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик был чистенький и глядел вверх попугайчиком». Вся она, золотая, сияющая, улыбчивая, похожая на веселое солнышко. Это самостоятельная, трудолюбивая девочка: она деловито, ответственно вела все домашнее хозяйство: «Точно так же, как и покойная мать, Настя вставала далеко до солнца…». Каждое утро Настя «выгоняла стадо… растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи». Главные герои:
Митраша – брат Насти, он был моложе сестры на два года. Ему было только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный». «Мужичок в мешочке» называли его учителя в школе. Он, как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх попугайчиком». Митраша:
Настя и Митраша похожи друг на друга не только внешне, но и своим трудолюбием, хозяйственностью. Митраша многое перенял от своего отца: научился «делать деревянную посуду, бочонки, шайки, лохани», по-отцовски – «хорошо» — обертывать вокруг ног портянки, управляться с ружьем. Дети были очень дружны, но Митраша, хоть и был младше сестры, любил верховодить, и это приводило к разногласиям между ними. Настя была более уступчивой и разрешала все ссоры улыбкой и лаской: «И как только маленькая ручка сестры коснется широкого затылка брата, отцовский задор покидает хозяина».
И Настя, и Митраша – люди активные, деятельные. Они наделены качествами исследователей и открывателей жизни: «Их носики, — пишет Пришвин, — можно было видеть и на колхозных полях, и на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах». Им до всего есть дело. Они не замыкаются только на своей домашней жизни, а вместе со всеми жителями села поднимают разрушенное войной хозяйство.
В сказке-были есть прямые авторские оценки-характеристики детей: «Они были очень милые»; «…Досталось, однако, детишкам бедным и большая забота…»; «… скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились…»; «И какие это были умные детишки!»; «… Не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы». Автор-рассказчик относится к своим героям с любовью и нежностью. Он сочувствует детям, гордится ими, радуется их успехам, самостоятельности. Отношение автора к детям
Испытанием для детей стал их поход за клюквой. Их ссора привела к тому, что на какое-то время они забыли друг о друге и повели себя безрассудно самоуверенно. Каждый в момент ссоры думал только о себе. Настя даже плюнула вслед брату. Дети идут дорогой волка, так как испытывают злобу по отношению друг к другу. Испытание детей
Природа не прощает таких поступков. Митраша, ища более легкий путь, пренебрег «человеческой тропой» и попал в Слепую Елань. Он стал пленником болота и чуть не погиб. Эта беда заставила его действовать дальше осторожно и мужественно. Проявив волю, находчивость он спасся с помощью собаки Травки: «… маленький человек остановил в себе большое сердце. Он замер в точном расчете движения, как боец в определяющем исход борьбы ударе: жить ему или умереть».
Митраша благодарен своей спасительнице и берет на себя заботу о ней: «… он отер последние слезы с лица, отряхнул грязь… и, как настоящий большой человек, властно приказал: «Иди же теперь ко мне, моя Затравка!». В лес Митраша входил маленьким, а выходил из него настоящим большим человеком. В Насте во время сбора ягоды на какое-то время торжествуют плохие качества. Ее охватывает жадность. Даже лось не признал в грязной ползающей девочке человека и принял ее за животное. Поведение Насти вызывает у автора-рассказчика осуждение. Он показывает великана-лося, которому хватает осиновой корочки и лепестков болотного трилистника, и при этом с упреком спрашивает: «Откуда же у человека при его могуществе берется жадность даже к кислой ягоде клюкве?».
Встреча со змеей заставила девочку осознать свой поступок: «Насте представилось, будто это она сама осталась там, на пне, и теперь вышла из шкуры змеиной и стоит, не понимая, где она». Настя, забыв о брате, теряет человеческий облик. Но «золотая курочка» вовремя опомнилась и нашла брата. Девочка переживает случившееся и раскаивается. Всю собранную клюкву – целебную ягоду — она отдаст детям, эвакуированным из Ленинграда, проявляя заботу и неравнодушие к другим людям. Любовь преодолела все препятствия. Дети одержали победу над собой и над волком Серым Помещиком.
Травка — друг охотника Антипыча, но он умер, и собака осталась без хозяина. Очень тоскует по нему. Антипыч говорил о Травке: «… собака гончая, с одного слова все понимает, а вы, глупенькие, спрашиваете, где правда живет». Правда, или смысл жизни Травки, в любви к человеку; в том, чтобы жить не только для себя, но и для других, в заботе о человеке, в дружбе, доброте, верности и преданности. Лишившись своего Друга-хозяина, Травка воет от тоски, т.к. потеряла смысл жизни. Ей не для кого жить. Собака Травка.
Травке противопоставлен волк Серый Помещик. Он тоже воет, но по другой причине: от злобы. Его желание – жить для себя. Почувствовав человеческую беду, Травка помогает Насте и Митраше. Она напоминает детям о вечных ценностях: любви, преданности, товариществе, верности, возвращает детей к «человеческой тропе», к своей правде. И сама Травка снова счастлива: она нашла своего хозяина. Им стал Митраша. Мальчик убивает волка, и это символ победы над злом, равнодушием, эгоизмом. В какой-то мере Митраша убивает волка в себе. Путь Травки приводит к счастью, а путь волка – к гибели.
Быль – рассказ о действительном происшествии. Подлинные факты: дети-сироты, живут в конкретном месте, у них реальное хозяйство, обычные дела, заботы: «…изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безымянные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен». Каждое утро Настя «выгоняла стадо… растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи». На Митраше «лежит… все мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях…». Реален их поход в лес, приключения. То есть, перед нами действительно быль. ЖАНР ПРОИЗВЕДЕНИЯ: Сказка-быль. Черты были:
1. Начало произведения напоминает сказочный зачин: «В одном селе, / возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского, /осиротели двое детей». А в народной сказке читаем: «В некотором царстве, / в некотором государстве / жили-были…». 2. Сказочный колорит в ритме повествования. «Сказку, — писал Пришвин, — я понимаю в широком смысле слова как явление ритма, потому что сюжет сказки с этой точки зрения есть не что иное, как трансформация ритма. Я могу это иллюстрировать из своего опыта создания сказки «Кладовая солнца». Когда застонали деревья, все части сюжета расположились как металлические опилки под действием магнита». 3. В основе конфликта — как в сказке – борьба добрых и злых сил. 4. Победа добра над злом – сказочный закон. Счастливая развязка. Черты сказки:
5. Неразрывная связь мира природы и мира человека. Как и в сказке, природа принимает самое активное — дружеское или враждебное участие во всех развивающихся событиях. Дружественна собака Травка. Враг человека – волк. Стихии природы, растения, животные откликаются на радость и горе Насти и Митраши, даже определяет ход развития событий:
Когда дети пошли по разным тропам, небо обволокла серая хмарь, не видно стало золотых лучей солнца, поднялся злой ветер; и сплетенные сосна и ель жалобно застонали, зарычали на все Блудово болото. Взволнованная, помрачевшая природа как бы предупреждает Митрашу, что его ожидает беда. Кричит сторожевой черный ворон, предчувствуя поживу: «Дрон-тон!». Воет волк, ему противопоставлен вой собаки. Стрекочут сороки тоже в надежде на скорую поживу. Лисичка навострила уши. Шумом деревьев, воем зверей пением разноголосых птиц наполнено все произведение.
6. Одухотворение природы. Птицы, звери и даже деревья наделяются человеческими чертами: деревья стонут, отвечая им, жалобно воет Травка. 7. Язык сказочный: эпитеты, метафоры, сравнения словно заимствованы из устного народного творчества: Настя – Золотая Курочка, белая куропатка хохочет, как ведьма; земля умылась; небо висит над елками подобно серому одеялу. 8. Сказочные обращения к явлениям природы – птицам, зверям. Обращаясь к ворону, Пришвин говорит: «Сколько же ты, ворон, видел и знаешь, и отчего ты хоть один раз не выйдешь из своего вороньего круга и не перенесешь на своих могучих крыльях весточку о брате, погибающем в болоте…».
1. Первый – поверхностный – образное определение торфа: «болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достается человеку в наследство». 2. Сама природа – это кладовая солнца. С ней нельзя обращаться бездумно, грабить ее богатства, проявлять легкомыслие и жадность, и тогда она сама откроет свои кладовые. Пришвин славит человека с большим сердцем, умного хозяина природы. 3. Это и символ человеческой деятельности прошлых поколений на пользу поколений будущих. Он реализуется в образах проложенной через болото неизвестными людьми тропы и собаки Травки. Не случайно первое название повести – «Друг человека». Смысл названия:
«Мне страстно захотелось своим землякам дать понять, как прекрасен мир, в котором они живут» (Пришвин). Это — гимн любви. Большая любовь обнимает весь мир, от нее всем хорошо. И есть любовь простая, семейная, ручейками бежит в ту же прекрасную сторону. И есть любовь только для себя, и в ней тухнет человек, как стоячая вода. Без любви человек, природа могут погибнуть. Большая человеческая правда, по Пришвину, — «правда вековечной суровой борьбы людей за любовь». Носителем этой правды является Травка. В произведении торжествует ее правда – правда любви, а волк Серый Помещик со своим злом уничтожен. Смысл произведения:
В другом произведении — «Корабельной чаще» — писатель заострит эту мысль: «Сил своих на добро не жалеть, не считать», «жить хорошо и трудиться, а не гоняться в одиночку за счастьем». «В чем смысл жизни?» – спрашивал древнегреческий философ Аристотель. – И отвечал: «Служить другим и делать добро». Сказка-быль «Кладовая солнца» именно это и утверждает.
Спасибо за внимание
Номер материала: ДБ-964126
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
Вузы в Москве перейдут на удаленку из-за ситуации с COVID-19
Время чтения: 1 минута
Данные цифрового портфолио ученика будут раскрываться лишь с его согласия
Время чтения: 1 минута
16 российских вузов впервые попали в международный рейтинг QS
Время чтения: 2 минуты
Более 347 тысяч человек принимают участие в ЕГЭ по обществознанию
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник