Презентация к уроку по сказке-были М. Пришвина «Кладовая солнца»
Презентация может быть использована на уроках литературы при изучении сказки-были М. Пришвина «Кладовая солнца»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kladovaya_solntsa.pptx | 1.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
М.М. Пришвин «Кладовая солнца » Сказка-быль Подготовила: Глинских Наталья Ученица 6 «б»класса Преподаватель : Панфилова Светлана Алексеевна
Михаил михайлович пришвин (1873-1954) биография. Родился он 4 февраля 1873 года в фамильном имении Хрущёво-Лёвшино , в свое время купленном его дедом, преуспевавшим елецким купцом Дмитрием Ивановичем Пришвиным. В семье было семеро детей. Отец будущего писателя Михаил Дмитриевич Пришвин после семейного раздела получил во владение имение Хрущево и немало денег. Жил он по-барски, водил орловских рысаков, выигрывал призы на конных скачках, занимался садоводством и цветами, был страстным охотником. Однажды он проигрался в карты, поэтому пришлось продать конный завод и заложить имение. Он не пережил потрясения.
В 1882 году М. М. Пришвина отдали учиться в начальную деревенскую школу, в 1883 он был переведён в первый класс Елецкой классической гимназии. В гимназии успехами не блистал — за 6 лет учёбы дошёл только до четвёртого класса и в этом классе должен был быть очередной раз оставлен на второй год, но из-за конфликта с учителем географии В. В. Розановым был из гимназии отчислен. Заканчивать обучение пришлось в Тюменском реальном училище (1893). Учился в Рижском политехникуме , в 1900-1902 на агрономическом отделении Лейпцигского университета , после чего получил диплом инженера-землеустроителя. До 1905 работал агрономом.
Первый рассказ Пришвина « Сашок » был напечатан в 1906. На материале своих поездок по Олонецкой губернии ( Карелия ), Пришвин составил книгу «В краю непуганных птиц» (1907). Это путевые очерки, наблюдения над природой и бытом, за которые автор был удостоен звания действительного члена Императорского географического общества и серебряной медали этого Общества. В 1908-1912 сблизился с кругами Ремизова и Мережковских в Петербурге. В 1912—1914 выходит первое собрание сочинений Пришвина в 3 томах. В 1915—1916 годах был на фронте Первой мировой войны военным корреспондентом. В 1918 году жил в Хрущёве , изгнан из дома восставшими крестьянами. В 1921 году написал повесть «Мирская чаша», впервые опубликованную в 1979 году. С 1925 года жил в Переславле-Залесском , написал книгу «Родники Берендея». В 1927—1930 годах вышло собрание сочинений Пришвина в семи томах с предисловием Максима Горького . В 1927—1931 годах входил в литературную группу « Перевал ». В 1935 году ездил в северные леса на Пинегу , написал очерки «Берендеева чаща». В 1940 году опубликовал поэму в прозе «Фацелия ».
В 1941 году с началом войны эвакуировался в деревню Усолье Ярославской области . Ранее он протестовал против вырубки леса вокруг Усолья торфоразработчиками . Пришвин записал в дневнике: « Я приехал в Усолье, где написанное мною в газетах в защиту леса люди ещё помнят ». В 1943 году вернулся в Москву, «Фацелия» и «Лесная капель» вышли в издательстве «Советский писатель». В 1945 году написал повесть «Кладовая солнца». В 1946 году купил дом в деревне Дунино Звенигородского района Московской области, где в 1946—1953 годах жил с весны до осени. В 1982—1986 годах в издательстве « Художественная литература » вышло восьмитомное собрание сочинений Пришвина. Имя Пришвина носят улицы в различных городах бывшего СССР. Умер 16 января 1954 года.
Краткое содержание. «Лобастый» Митраша избирает путь «открывателя», по которому, он идет, не боясь препятствий, крепко веря слову отца, его убежденности в человеческом первенстве в природе. Горячность и опрометчивость, чуть было не стоившие мальчику жизни, в результате побеждаются его настойчивостью и выдержкой, умением подчинять своей воле силы природы. Писатель оправдывает путь искания Митраши в борьбе с трудностями мальчик не падает духом и не только находит себе друга и помощника, но и избавляет окрестности от злого разбойника — волка.
Мы жили в этом селе… Мы жили в этом селе всего только через один дом от детей. И, конечно, мы тоже вместе с другими соседями старались помочь им, чем только могли. В этом селе мы, хотя и приезжие люди,но знали хорошо жизнь каждого дома. И теперь можем сказать: не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы.
Настя(золотая курочка) Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и смотрел вверх.
Митраша был моложе сестры на 2года. Ему было всего 10лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, затылок широкий. Он был упрям исилён . «Лобастый» Митраша избирает путь «открывателя», по которому, он идет, не боясь препятствий, крепко веря слову отца, его убежденности в человеческом первенстве в природе. Горячность и опрометчивость, чуть было не стоившие мальчику жизни, в результате побеждаются его настойчивостью и выдержкой, умением подчинять своей воле силы природы. Писатель оправдывает путь искания Митраши , в борьбе с трудностями мальчик не падает духом и не только находит себе друга и помощника, но и избавляет окрестности от злого разбойника — волка. Митраша ( мужичок-в-мешочке )
Самая-самая хорошая клюква Кислая и очень полезная для здоровья клюква растёт в болотах летом, а собирают поздней осенью. Но все знают, что самая-самая хорошая клюква, бывает, когда она перележит зиму под снегом.
Блудово болото Лет двести назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня. С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями – за воздух и свет. Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их.
Блудово болото И тогда деревья так стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа, что лисичка, свернувшаяся на моховой кочке в клубочек, поднимала вверх свою острую мордочку. До того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели, что одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему.
Чудесен и удивителен рассвет: «И вот первый луч, скользнув по верхушкам ближайших, очень маленьких елочек, наконец-то заиграл на щеках у детей». Не оторваться от описания пения птиц: тетеревов, петухов, даже ворон. В карканье ворон автор слышит просьбу птиц о помощи перед начинающейся дракой. Мгновенную смену погоды автор передает немногими точными фразами: «Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали», заставляя стонать и рычать слышащих.их животных. Блудово болото
Слепая елань . «И как там, в настоящем море, бывают острова, как в пустынях — оазисы, так и в болотах бывают холмы. У нас в Блудовом болоте эти холмы песчаные, покрытые высоким бором, называются боринами ». Потом мы читаем необычную историю Блудова болота: о том, как появились в нем деревья, как они росли, переплетясь корнями и судьбами. Писатель рассказывает о них как о живых людях, о том, как близки друг другу растительный и животный миры. Звонкая борина у Пришвина, словно живое существо: она «наполнялась птичьими песнями, воем, стоном и криком зверьков. Не все они были тут, на борине , но с болота, сырого, глухого, все звуки собирались сюда. Борина с лесом, сосновым и звонким на суходоле, отзывалась всему».
Тихонько и по моленьку … В это время, отдохнув на камне и согревшись в лучах солнца, Настя с Митрашей встали, чтобы продолжить свой путь.
А в это время Вдруг над головой, совсем близко, показывается головка с хохолком, и встревоженный на гнезде чибис с круглыми черными крыльями и белыми подкрыльями резко кричит: -Чьи вы? Чьи вы?
Лось … Испуганная лосем, Настенька изумленно смотрела на землю; гадюка по-прежнему лежала, свернувшись колечком, в теплом луче солнца.
Травка-спасительница Травка с безумной силой рванулась, и она бы вырвалась из руки маленького человека, если бы тот, уже достаточно выволоченный, не схватил ее другой рукой за другую ногу.
затравка — Иди же ко мне, моя Затравка!
А тут и волк Но тут начилось , что серый, услыхав возобновленный гон собаки, выбрал себе как раз тот самый куст можжевельника, где таился охотник, и 2 охотника, человек и злейший враг его, встретились. Увидав серую морду его от себя в пяти каких-то шагах, Митраша забыл о зайце и выстрелил прямо в упор.
Инфармационые источники Учебник-хрестоматия. Литература 6 класс 2 часть. Сайт «кладовая солнца. Краткое содержание.» Сайт «описание Насти и Митраши » Сайт «картинки. Болото.» Сайт «картинки. Настя и Митраша .»
Источник
презентация «Кладовая солнца»
презентация к уроку по литературе (9 класс)
презентация «Кладовая солнца»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kladovaya_solntsa_smysl_nazvaniya.pptx | 1008.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Смысл названия сказки-были М.М. Пришвина «КЛАДОВАЯ СОЛНЦА»
Солнце над елями Найдите в тексте описание, наиболее близкое этому изображению. Выделите в нём средства художественной выразительности. Как пейзаж помогает нам представить настроение героев?
Тетерев-косач Найдите в тексте описание тетерева-косача. С какой целью введено это описание в сказку-быль? Обратите внимание на эпитеты и сравнения, которые использует Пришвин.
«Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд, то ложатся в нашей памяти медлительным строем.» К.Г. Паустовский.
Какими эпитетами Пришвин «усилил» существительное СОЛНЦЕ? БОЛЬШОЕ, ЧИСТОЕ, ЖИВИТЕЛЬ-НОЕ, ГОРЯЧЕЕ, КРАСНОЕ.
М.М. Пришвин «Вставай же, друг мой! Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей, начинай борьбу, помогай солнцу!» (ЗАПИСЬ В ДНЕВНИКЕ)
КРАСНАЯ ЯГОДА В КАКОЙ ЧАСТИ ПОВЕСТИ ДАНО ОПИСАНИЕ ЯГОДЫ?
Митраша и Настя Какие эпитеты, сравнения, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами использованы для описания Насти? Как автор и художник подчёркивают в Митраше силу, упорство, настойчивость и трудолюбие? Художник И.Бруни и Пришвин с нежностью и симпатией относятся к героям!
Антипыч и Травка Какие слова перешепнул Антипыч Травке?
Сросшиеся деревья Чем отличается фотография от описания ели и сосны, данного Пришвиным?
ЗОЛОТАЯ КУПАВА НА БОЛОТЕ Найдите в тексте описание золотой купавы. Где могла проходить тропа человеческая?
«Кладовая Солнца» Всё Блудово болото, со всеми своими огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца. Горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало своё тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его как наследство другим растениям…Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца как торф достаётся человеку от солнца в наследство.
Солнце- это добро, тепло, жизнь… — Как понимать эти слова? Солнце дарит всему живому материнское тепло, жизнь. Любовь, тепло, свет и добро дают жизнь, преобразуют её. Солнце всем равно служит.
Солнце всем равно служит… Солнце разлито поровну, Вернее, по справедливости, Вернее, постольку разлито, Кто сколько способен взять. В одного человека- поменьше, В другого- гораздо больше, А в некоторых- очень много. Спит, затаившись до времени: Смотришь, а не видать. Голыми руками его можно потрогать, Не боясь слепоты и ожога. В. Солоухин
А чем для вас является «Солнце» ? Это кладовая души человека… Это вся наша жизнь… Это храм Божий… Это победа света над тьмой… Это любовь… Это энергия…
Гимн Солнцу! О великое и могучее Солнце! Ты учишь жить и творить. Ты- это жизнь на Земле. Славься, милое и родное, Скромное и озорное! А мы будем помогать и служить тебе!
Песенка о Солнце Туча спряталась за лес, Смотрит солнышко с небес. И такое чистое, доброе, лучистое! Если бы мы его достали, Мы б его расцеловали!
Автор презентации Артамонова Любовь Васильевна. Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 18 п. Теплоозёрск Облученского района Еврейской автономной области.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общая характеристика государства, причины экономического лидерства и самобытность страны. Дополнительный материал по японской культуре (сообщения).
Презентация составлена в помощь учителю на уроке литературного чтения в 7 классе школы-интерната для глухих детей.
познакомить школьников с понятием «энергия»; выяснить природу и многообразие энергии; рассмотреть природу солнечных лучей.
Урок астрономии. (Технологическая карта).
Цели урока:Обучающие: Раскрыть метафоричность и символику языка произведения М.М. Пришвина «Кладовая солнца», разъяснить мысли писателя о главном законе жизни людей, о связи человека.
Материал представляет методическую разработку комбинированного занятия по теме «годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны». Задача занятия — скорректи.
Источник
Презентация на тему: М. Пришвин «Кладовая солнца»
М.М. Пришвин – знаток, любитель природы, тонкий ценитель красоты окружающего мира. М.М. Пришвин – знаток, любитель природы, тонкий ценитель красоты окружающего мира.
«Родники Берендея», «Кащеева цепь», «Повесть нашего времени», «Рассказы о прекрасной маме» и многие другие написаны в селе Усолье. «Родники Берендея», «Кащеева цепь», «Повесть нашего времени», «Рассказы о прекрасной маме» и многие другие написаны в селе Усолье.
В 1945 г. Министерством просвещения был объявлен конкурс на лучшую книгу для детей. Пришвин принимает в нем участие и победу в Великой Отечественной войне встречает новой повестью «Кладовая солнца». Которая была написана за месяц. В 1945 г. Министерством просвещения был объявлен конкурс на лучшую книгу для детей. Пришвин принимает в нем участие и победу в Великой Отечественной войне встречает новой повестью «Кладовая солнца». Которая была написана за месяц. Это произведение насыщено впечатлениями от усольской природы и жизни писателя среди нее. Повесть получила первую премию и была напечатана в июльском номере журнала «Октябрь».
Главными героями являются усольские дети – сироты Соня и Боря Александровы. Главными героями являются усольские дети – сироты Соня и Боря Александровы. Сиротство детей, забота о них колхозников легли в основу сюжета.
Антипыч и Травка. Художник И.Л.Бруни. Антипыч и Травка. Художник И.Л.Бруни.
Каким видит окружающий мир Пришвин? Каким видит окружающий мир Пришвин? Каким человек предстает он перед нами?
Место действия. Место действия. Время действия – период Великой Отечественной войны. Как и многие дети во время войны, Митраша и Настя осиротели. Обычные бытовые сценки. (Поиски клюквы. Ссора детей. Счастливо спасаются от беды. Возвращение домой с добычей).
Как в сказках, где героями являются тоже брат и сестра. Например: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», «Снежная королева» и др. Как в сказках, где героями являются тоже брат и сестра. Например: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», «Снежная королева» и др.
Какие отношения между братишкой и сестрой в сказках? Почему с братом и сестрой в сказках часто случается беда? Какие отношения между братишкой и сестрой в сказках? Почему с братом и сестрой в сказках часто случается беда? А как у Пришвина? Кто виноват в ссоре? Где произошла ссора? Какой сказочный мотив можно узнать и здесь?
Ссора произошла на развилке двух троп. Вспомните: Ссора произошла на развилке двух троп. Вспомните: «Налево пойдешь – богатым станешь, прямо пойдешь – голову сложишь, направо пойдешь – невесту найдешь» и др.
Речь автора нетороплива, напевна, плавно складывается словечко к словечку и подобна светлому ручейку в сказочном дремучем лесу. Речь автора нетороплива, напевна, плавно складывается словечко к словечку и подобна светлому ручейку в сказочном дремучем лесу.
Пришвин не случайно назвал свое произведение сказкой. Сходство с ней обнаруживается и в сюжете, и в художественных образах, и в присутствии чудесных предметов, волшебных тайн, и в участии природы во всех событиях, и в особом складе авторской речи. Пришвин не случайно назвал свое произведение сказкой. Сходство с ней обнаруживается и в сюжете, и в художественных образах, и в присутствии чудесных предметов, волшебных тайн, и в участии природы во всех событиях, и в особом складе авторской речи.
Какую характеристику дает Пришвин своим героям в начале повести? Что он подчеркивает в детях? Какую характеристику дает Пришвин своим героям в начале повести? Что он подчеркивает в детях? Почему в деревне любили Митрашу и Настю? Как относились друг другу брат и сестра? Присутствие родителей постоянно ощущается в жизни детей. Чем это можно доказать? Почему во время сбора ребята плохо слушают друг друга? Что позвало ребят в поход за клюквой?
Видят ли дети красоту наступающего утра? Почему? Видят ли дети красоту наступающего утра? Почему? Какие тревожные нотки звучат в описании чудесного весеннего утра? С чем связана эта тревога? Как отреагировала природа на то, что произошло? Почему рассказ о ссоре брата и сестры начинается с описания сосны и ели?
Почему Настя, идя по «общей тропе», забыла о брате? Почему Настя, идя по «общей тропе», забыла о брате? Почему даже лесные обитатели перестали обращать на нее внимание? А помнит ли Митраша о сестре, о том, зачем пошли они в лес? Почему Митраша не прислушался к предупреждающим голосам природы? Что руководило им? А когда и где вспомнила Настя о брате? Почему она испугалась, увидев гадюку? Что произошло в это время с Митрашей? Как он повел себя в беде? Почему удалось ему спастись? Права ли Травка, приняв мальчика за Антипыча, т.е. признав его за хозяина? Почему? Почему автор назвал Митрашу «большим человеком»? Что произошло с Митрашей?
Как относится автор к тому, что происходит с его героями? С каким чувством, с какой интонацией рассказывает он об их приключениях? Обоснуйте. Как относится автор к тому, что происходит с его героями? С каким чувством, с какой интонацией рассказывает он об их приключениях? Обоснуйте.
Чему учит нас история Насти и Митраши? Чему учит нас история Насти и Митраши?
Горелый пень на палестинке, который хранит в себе солнечное тепло и делится им со всеми живыми существами. Горелый пень на палестинке, который хранит в себе солнечное тепло и делится им со всеми живыми существами. Блудово болото со своими огромными запасами горючего, торфа (доброе тепло и энергия). Душа человеческая. Подлинные ценности жизни: любовь, взаимопонимание, совесть, ответственность…
Произведение имело несколько названий: «друг человека», «Брат и сестра», «Блудово болото». Произведение имело несколько названий: «друг человека», «Брат и сестра», «Блудово болото». Почему Пришвин выбрал другое название – «Кладовая солнца»?
Название вмещает в себя и жизнь природы, и жизнь человеческую со всеми ее радостями и печалями, страданиями и открытиями, утратами и обретениями; оно сосредоточивает наше внимание не на сюжетных ходах, а на глубинном смысле произведения: ведь кладовая – хранилище чего – то, а солнце – мать всего живого, значит, жизни. Название вмещает в себя и жизнь природы, и жизнь человеческую со всеми ее радостями и печалями, страданиями и открытиями, утратами и обретениями; оно сосредоточивает наше внимание не на сюжетных ходах, а на глубинном смысле произведения: ведь кладовая – хранилище чего – то, а солнце – мать всего живого, значит, жизни.
Источник