Меню

При солнце тепло при матери добро смысл

НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры «При солнышке тепло, при матушке — добро»

Шамина Нинель
НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры «При солнышке тепло, при матушке — добро»

Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие»; «познавательное развитие».

— формировать представления детей о крестьянском быте на Руси;

— расширить словарь (кут, посудник, стряпать);

— закрепить знания названий детёнышей животных;

— закрепить знание пословиц о матери;

— развивать умение подбирать прилагательные (ласковая, заботливая, нежная, добрая, и т. д.);

-познакомить детей с произведением русского классика – В. А. Сухомлинского «Седьмая дочь»;

-развивать умение детей анализировать литературное произведение, высказывать свое мнение о поступках героев.

-воспитывать любовь и уважение к матери, стремление помогать и заботиться о ней.

Предварительная работа. Заучивание пословиц о маме. Пение песен. Чтение сказки В. А. Сухомлинского «Моя мама самая красивая».

Ход НОД

(хозяйка) — Здравствуйте, красны девицы, да добры молодцы! Поздороваемся с вами, как на Руси-матушке здоровались! (хозяйка с детьми кланяются друг другу, приложив правую руку на сердце)

— Ребята, у меня есть волшебный сундучок. Давайте узнаем, что он нам приготовил интересного. Сундучок, сундучок разукрашенный бочок, свою крышку открывай нас скорее удивляй!

1. Загадывание загадок о маме.

Колыбель кто вам качает,

Кто вам песни напевает,

Кто вам сказки говоpит

И игpyшки вам даpит? (мама)

Не боюсь грозы ни грамма,

Коль со мною рядом. (мама)

Хозяйка. — Дети, как вы думаете, какое слово самое лучшее, родное слово на свете? (Выслушивает ответы детей).

2. Рассказ хозяйки избы.

— Самое лучшее на свете слово «мама» или как раньше на Руси было принято говорить «Матушка». Это одно из самых древних слов на земле, оно почти одинаково звучит на языках разных народов.

-Интересно вам ребята узнать, как жила на Руси хозяйка и матушка (мама? (ответы детей).

На Руси матушка занималась воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства.

-Ребята, а как вы думаете, куда матушка в русской избе клала спать маленьких деток? (рассмотреть люльку). А для того чтобы ребёнок уснул, она пела колыбельную песню.

— А ваша мама пела вам колыбельную песенку? (ответы детей). Матушка очень рано вставала, как говорили с «с петухами». Выгоняла корову на пастбище, пекла в русской печи хлеб да кормила большую семью. В русской избе угол напротив печи назывался «кут»: в нем обычно женщины готовили еду, или как говорили на Руси «стряпали». В специальном шкафу – «посуднике» хранилась кухонная посуда. (рассмотреть с детьми и назвать предметы) А у вас дама из чего сделана посуда? (ответы детей) Из пластмассы и стекла тогда посуды не было. Центральное место в избе занимала печь.

«Кормилицей, матушкой» называли печь в народе. «Матушка – печка, укрась своих детушек», — говорила хозяйка при выпечке хлеба, пирогов.

-А ваша, мама, на чём готовит еду? (ответы детей) В нашей квартире нет такой печи, ее нам заменила плита.

— Как вы думаете, почему печь называли матушкой? (ответы детей) Днём матушка убирала в избе, готовила обед, ткала материю и пряла пряжу.

В каждом крестьянском дворе обязательно были домашние животные. Держали корову, лошадь, коз, овец, птицу. Ведь они давала много полезных продуктов для семьи. Женщины доили коров, выгоняли животных на пастбище. Вот сколько дел было у хозяек на Руси.

Игра «Мамы и детки»

А как можно ласково сказать слово «мама»?

-Как зовут ваших мам?

— Что ваши мамы умеют делать. ?

-А маме нужно помогать, Как? и т. д. (Рассказы детей)

Хозяйка. – Ребята, а мой сундучок приготовил для вас ещё что-то интересное. (Дети в мешочке на ощупь отгадывают предмет (клубочек)

4. Игра «Какая моя мама» (дети по очереди передают друг другу клубочек и подбирают прилагательные)

Хозяйка. — Молодцы! Ребята, с давних времён люди почитали «родную матушку».

— Есть такая пословица. «При солнышке – тепло, при матушке – добро».

-Как вы понимаете смысл этой пословицы? (ответы детей)

Хозяйка. — Солнышко светит и становится тепло, светло, ясно. А при матушке – добро. Это значит, мама заботится о вас, оберегает, готовит вкусные завтраки, обеды, покупает игрушки, жалеет вас, говорит ласковые слова. И вам спокойно и хорошо. Мы с вами знаем пословицы и поговорки о матушке, которые сочинили в народе.

5. Игра «Доскажи словечко»

-А теперь поиграем в игру «Доскажи словечко»

— Птица рада весне, а младенец — матери.

-Нет милее дружка, чем родная матушка.

-С матерью жить — ни горя, ни скуки не знать.

-Сердце матери лучше солнца греет.

Читайте также:  Кто пел луч солнца золотой

Хозяйка. Молодцы ребята! А теперь послушаем сказку.

6. Чтение сказки В. А. Сухомлинского «Седьмая дочь».

Вопросы к детям:

-К кому поехала Мать в гости?

-Сколько у неё было дочерей?

-Какая из дочерей позаботилась по настоящему о Матери? Почему вы так думаете. (ответы детей)

Хозяйка. – Свою заботу и любовь к маме нужно выражать не только словом, но и делом. Если хотите сделать маму самым счастливым человеком, поступайте так, чтобы она радовалась и никогда не огорчалась.

— Понравилось вам ребята у меня в гостях? (ответы детей) А теперь пришла пора прощаться. До свидания!

«При солнышке светло, при матушке — тепло» (фотоотчет) Хочется порадовать маму на День матери? Конечно, хочется! Перед праздником мы с детьми работаем, не покладая рук… Подготовили поздравительную.

Конспект НОД по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Чудо-ложки» Это занятие только еще готовится к проведению. Поэтому большая просьба к вам, коллеги, оставить свои замечания и предложения. Буду очень.

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!» Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка – матушка!» для детей второй младшей.

Конспект тематического развлечения к Дню матери с элементами фольклора «При солнышке тепло, при матушке добро» Конспект Тематического развлечения посвящённого Дню матери с элементами фольклора «При солнышке тепло, при матушке добро»Подготовила:.

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками» Цель:создать условия для обогащения представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки. Задачи: -расширять кругозор.

Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры «Нижегородский кремль» в подготовительной группе Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры в подготовительной группе на тему: «Нижегородский кремль». г. Нижний.

Лэпбук «Россия — страна мастеров» к проекту по приобщению дошкольников к истокам русской культуры Давно я приглядывалась к лэпбукам и надо признаться, не нравились они мне. Но увидев лэпбук Веры Петровны Шевченко, отбросила свой консерватизм.

Перспективное планирование по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры Наш сад уже полгода работает по краеведению, но мне никак не хочется прекращать работу по прошлогоднему проекту. И мы время от времени то.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха» Пасха во веки веков была праздником особенно торжественным и семейным, отмечали и отмечают её, в основном, в кругу родных людей. Люди по.

Источник

«При солнышке светло – при матери добро». Классный час, посвященный Дню матери

Цель: помочь учащимся в полной мере осмыслить истинное значение слов “мама”, “любовь”, “доброта”; воспитать достойного человека с любовью, чуткостью и заботой относящегося к матери, к женщине.

Задачи: расширение кругозора учащихся; развитие мыслительных, творческих способностей, развитие речи, её выразительности, формирование эмоционально-чувствительной сферы и ценностных отношений между людьми.

Оборудование: презентации о маме, фотографии учащихся с мамами или фотографии мам учащихся; сочинения в форме сердца; на доске плакаты с высказываниями великих людей о матери, выставка рисунков “Любимые цветы моей мамы”.

Есть прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, — это мать.

Вся гордость мира от матерей. Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви” без матери нет человека.

Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, — ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой.

Над колыбелью ночевала,
Своим кормила молоком,
Уроки первые давала…
Так я могу сказать о ком?
С любовью искренней упрямо
Неси добро, тепло и свет!
Живи, прошу, подольше, мама,
Тебя родней на свете нет!

Ребята, конечно же, вы уже догадались, о ком сегодня пойдёт речь. В последнее воскресенье ноября в России отмечается День Матери.

Мать… для каждого человека – большого или маленького, молодого или пожилого, мать – самый родной человек на свете. Она даёт нам жизнь. Её забота, тепло, ласка, неустанный труд, терпение, беспокойство окружают нас с первого дня жизни. Её нежный голос, её мягкие тёплые руки успокаивали нас, вселяли уверенность, придавали бодрость.

Вот беспомощное существо, насытившись материнским молоком, спокойно засыпает сладким сном. Вот первая улыбка малыша в ответ на заботливый голос матери. Вот первый шаг, сделанный с помощью мамы. И первое слово – “мама”.

Читайте также:  Солнце мертвых шмелев очень краткое содержание

Мама единственный и неповторимый человек, чья любовь к детям бескорыстна, благородна, удивительна по своей мудрости, безграничности и мужественности.

Мама! Самое дорогое слово для каждого человека (презентации о маме, подготовленные детьми)

Слово это – зов и заклинанье,
В этом слове сущего душа.
Это – искра первая сознанья,
Первая улыбка малыша.

Слово это пусть всегда пребудет
И, пробившись сквозь любой затор,
Даже в сердце каменном пробудит
Заглушенной совести укор.

Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо.
В нем – исток всего. Ему конца нет…
Встаньте. Я произношу его:
“Мама!”

Ребята, а какой может быть любовь мамы? (Все перечисленное детьми записать на доске)

•Что общего между солнечным светом и любовью матери?

На доске рисуется солнце материнской любви. Дети перечисляют качества своих мам, от которых им становится тепло и светло. Все перечисленное записывается на лучах солнца материнской любви.

  • Какие прекрасные качества появились в вас под воздействием лучей этого солнца?
  • Какими словами вы встречаете маму, когда она возвращается домой?

Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.

  • Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, — сказала первая дочь.
  • Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды,— проговорила вторая.

— Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, — сказала третья.

  • Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка,— щебетала четвертая.
  • Ты снилась мне, как розе снится капля росы, — промолвила пятая.
  • Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, — сказала шестая.

А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу — помыть ноги.

Вопросы и задания к сказке:

  • Чем седьмая дочка отличалась от своих сестер?
  • Как вы думаете, что труднее: говорить красиво или поступать красиво?
  • Подумайте и расскажите, что каждая дочка из сказки могла бы сделать для своей мамы.
  • Что вы делаете для мамы, когда она устает? На доске рисуется ромашка, а в ее серединке пишется слово “дети”. Дети должны перечислить, чем и как они помогают маме. Все перечисленное детьми записывается на лепестках ромашки. Получается цветок помощи маме.
  • Работа по группам

    • Приведите примеры разных ситуаций, когда мама проявляет к своим детям ту или иную любовь. Обсуждение по группам.

    Мамочка
    Кто пpишёл ко мне с yтpа?
    Мамочка.
    Кто сказал: «Вставать поpа»?
    Мамочка.
    Кашy кто yспел сваpить?
    Мамочка.
    Чаю — в пиалy налить?
    Мамочка.
    Кто косички мне заплёл?
    Мамочка.
    Целый дом один подмёл?
    Мамочка.
    Кто цветов в садy наpвал?
    Мамочка.
    Кто меня поцеловал?
    Мамочка.
    Кто pебячий любит смех?
    Мамочка.
    Кто на свете лyчше всех?
    Мамочка.
    Р. Убай

    Большая красавица береза росла в лесу с тремя маленькими дочками — тонкоствольными березками. Своими раскидистыми ветвями Береза мать защищала дочек от ветра и дождя. А жарким летом — от палящего солнца. Березки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего.

    Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие березки трепетали от страха. Береза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: “Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я — самое высокое дерево в лесу.”

    Не успела Береза мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Березу и опалила сердцевину ствола. Береза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Березу, но она все-таки стояла.

    Ни на минуту Береза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землей снова засияло солнце, ствол Березы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям: “Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой поверженный ствол зарастет мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нем никогда”. С этими словами ствол Березы матери рухнул, не задев при падении ни одной из трех тонкоствольных дочек.

    С тех пор вокруг старого пня растут три стройные березки. А возле березок лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набредете в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Березы — он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы, наверняка, услышите, как бьется в нем материнское сердце.

    • Расскажите, как будут жить три дружных сестрицы без мамы. В чем и как поможет им материнское сердце?
    • Подумайте и расскажите, чем вы можете помочь маме, если у нее неприятности на работе, плохое самочувствие и Т.Д.
    • Какие есть способы проявления любви?
    Читайте также:  Впр мать моя встала рано до солнца ответы

    Мы проявляем свою любовь с помощью

    • действий (помогаем, обнимаем…)
    • слов (говорим ласковые слова…)
    • мыслей (думаем, что она замечательная, вспоминаем с радостью…)

    Как часто слова любви и благодарности мы говорим своим мамам слишком поздно. Давайте говорить маме добрые и нежные слова. Человек не застрахован от ошибок. Но пусть слова прощения за ошибки, которые мы совершаем, мамы слышат вовремя, а не тогда, когда эго, к сожалению, поздно.

    Любите своих мам сегодня и всегда. Радуйте их своими успехами, будьте достойны всего того, что они делают для вас, своих детей. И если были в чем, то неправы, не забывайте говорить “прости меня, мама”!

    И уходить за поворот
    Вы не спешите, не спешите,
    И ей, стоящей у ворот,
    Как можно дольше помашите.

    Вздыхают матери в тиши,
    В тиши ночей, в тиши тревожной.
    Для них мы вечно малыши,
    И с этим спорить невозможно.

    Так будьте чуточку добрей,
    Опекой их не раздражайтесь,
    Не обижайте матерей.
    На матерей не обижайтесь.

    Они страдают от разлук,
    И нам в дороге беспредельной
    Без материнских добрых рук –
    Как малышам без колыбельной.

    Пишите письма им скорей
    И слов высоких не стесняйтесь,
    Не обижайте матерей,
    На матерей не обижайтесь.

    1.На доске нарисовать большое сердце. Это материнское сердце. Дети должны перечислить сокровища, которые хранятся в материнском сердце. Например: любовь, доброта, жертвенность, вера, трудолюбие. Учитель вписывает все названные детьми сокровища в рисунок на доске.

    2.Под музыку, попросите детей закрыть глаза и представить букет любви, который они хотели бы подарить своей маме. Затем дети рассказывают, из каких цветов состоит их букет любви, и рисуют его. Предложите детям подарить эти рисунки своим мамам.

    Игра “Дети и мамы”

    Дети встают в круг. Учитель с мячом — в центре круга. Поочередно он бросает мяч детям и задает какой-либо вопрос о маме, например: “Нужно ли советоваться с мамой?” Если ребенок считает, что нужно, он ловит мяч; если, по его мнению, с мамой советоваться не нужно, он пропускает мяч. Если кто-либо не согласен с мнением того или иного ребенка, игра останавливается, и все обсуждают этот вопрос.

    Вопросы для игры:

    •Нужно ли скучать по маме?

    • Нужно ли постоянно ждать от мамы подарки?
    • Нужно ли жалеть маму?
    • Нужно ли хвалить маму?

    •Нужно ли интересоваться делами мамы?
    • Нужно ли утаивать от мамы правду, чтобы не расстраивать ее?

    Поэтическая страничка (читают дети)

    О, как прекрасно это слово – мама!
    Все на земле от материнских рук.
    Она нас, непослушных и упрямых,
    Добру учила – высшей из наук.
    Да, слово “мама” издавна в народе,
    Возносят выше самых ярких звезд.

    Кто может быть дороже мамы?!
    Кто свет и радость нам несет?!
    Когда больны мы и упрямы,
    Кто пожалеет и спасет?!

    Кто пустит по ветру невзгоды,
    Развеет страхи, грусть и стыд?!
    Кто скрасит серость непогоды,
    Стушует тяжкий груз обид?!

    Следит за домом и бюджетом,
    Уютом, модой, чистотой
    Лихой зимой и жарким летом,
    Легко справляясь с суетой?!

    Ответственна ее работа,
    Быть мамой – это сложный труд!
    Ежесекундная забота –
    Ее все помнят, любят, ждут.

    Нам мамы многое прощают,
    Не обижаясь, не браня.
    Лишь терпеливо объясняют,
    Не осуждая, не виня.

    Где столько силы и терпенья
    Берут все мамы на земле?!
    Чтоб скрыть тревоги и волненья
    И счастье дать тебе и мне!

    Спасибо, мамочка, за нежность,
    Твою святую доброту!
    Любви вселенскую безбрежность,
    Терпенье, такт и теплоту!

    Ты дорога мне, ты – бесценна!
    Поймешь, поможешь и простишь.
    Твоя улыбка – драгоценна,
    Ты, улыбнувшись,- исцелишь!

    Знай, мама, ты – необходима!
    Нужна мне каждый миг и час!
    Ты – обожаема, любима,
    Потом, недавно и сейчас!

    По желанию подготовить для классной газеты рассказ о маме

    • На какой цветок похожа ваша мама?
    • Что она любит делать?
    • Что ее больше всего радует?
    • Что ее больше всего расстраивает?

    • Чему она вас научила, учит или хочет научить?
    • Что она вам дарит на праздники и дни рождения

    Нет материнскому сердцу покоя,
    С нами оно в трудный час.
    Мама от черного горя собою
    Нас заслоняла не раз

    Смело и прямо на свете живите,
    Будьте честней и добрей,
    Люди, прощу вас, от бед берегите
    Сердца своих матерей!

    Источник

    Adblock
    detector