Русский язык
Проверочные и контрольные работы за III четверть для 1–4 классов
Предлагаемые контрольные работы по русскому языку (диктанты, проверочное списывание, грамматические задания, работа над предложением и текстом) позволят учителю узнать, насколько прочно, осознанно усвоен учащимися материал по пройденным темам на конец III четверти.
1-й класс
Цель работы – проверить умение записывать текст под диктовку с использованием правил написания большой буквы в начале предложения, именах людей, кличках животных, а также слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Наташа живет в новом доме. Тетя Даша купила торт. Красив торт. К столу бежит кот Тимоха. Вкусно пахнет у стола.
Слова для справок: красив, к столу, пахнет, бежит (учитель четко проговаривает слова).
Удача
Наступило утро. У Алеши хорошие удочки. Он бежит на речку. Мальчик закинул удочку и поймал большую рыбку. Вот удача! Бабушка Люда сварит уху.
Слова для справок: хорошие, бежит, удочка, большую.
Туман
Туман плыл по лесу. Он заглянул в чащу. Кусты и травы покрыл белым ковром. Тихо в лесу. Только от ветра шуршит листва.
Слова для справок: заглянул, покрыл, ковром, листва.
У Яши лейка. Он идет в сад. Там чудесные цветы. Это душистые розы. Их надо поливать. Розы любят все. Они красивы.
Слова для справок: любят, сад, поливать, красивы.
Вышел Старик-годовик на крыльцо. Он махнул рукой. Подул сильный ветер. Полетели пушистые снежинки. Пришла зима.
Жила в одной деревне маленькая девочка. Она была самая красивая. Бабушка подарила ей чудесную красную шапочку. Люди прозвали ее Красной Шапочкой.
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
1. Проговорить ответы на вопросы.
Что у Миши в руках?
Кто ему прислал?
Миши, в, письмо, у, руках.
Это, ему, бабушка, прислала.
2. Сколько предложений в тексте? Запиши.
Начало предложения пиши с большой буквы.
Первые цветы
Устали люди от белого цвета зимы подул теплый ветер лучи солнышка согрели кочки вот и первые цветы.
2-й класс
Цель работы – проверить сформированность навыка правописания звонких и глухих согласных в конце слова, безударных гласных (в словах типа река – реки), удвоенных согласных, разделительного мягкого знака.
Вьюжные дни
Стоят вьюжные дни. Опустели аллеи. Вот зоопарк. Тут много зверей. Алеша и Дарья знают многих по кличкам.
В конце зимы они часто бывают в лесу. Там семена сосны и ели падают на снег. Дети собирают их. Хороший корм для птиц!
Осенний холод
На жителей леса наступал осенний холод. Барсук, медведь, еж укрылись в своих берлогах, норах до весны. У барсука глубокая нора в хвойном лесу. Он нагребает много листьев. Барсуку нужна теплая постель. Дуб сбросил последний желудь на снег. Кто его найдет?
Слова для справок: нагребает, постель, желудь.
Сказка живет
Сказка живет в домах. Ты отправился в ванную и взял мыло. В руках маленькие пузырьки от мыла. Ты подул. Пузырьки улетели в окно к птичьему гнезду. Вот они сели на балкон. Малыш Илья заметил их. Раздался смех.
Слова для справок: отправился, заметил.
Про птиц
Фазан вырвался из когтей хищника. Он кинулся в снег и проделал длинный ход. В лесу сильный мороз. Снег спасает птицу от холода.
Куропатка любит жить около скирд. Белый наряд спасает ее. Днем она общипывает побеги ив.
Весна пришла
Ласковое солнышко льет на земли свои лучи. Бегут, журчат веселые ручьи. По реке плывут льдины. На деревьях показались первые листочки. По земле ползают муравьи. А в рощах шум и гам. Это грачи строят гнезда. Весна наступила.
Примечание. Подчеркнуть в словах разделительный мягкий знак.
В парке
Был теплый день. Группа ребят гуляла в старом парке. Там красивая липовая аллея. Липы уже цветут. Возле цветов жужжат, вьются пчелы и шмели. Ребята сели отдохнуть на скамью под большой липой. Всем понравилась прогулка в парк.
Примечание. Подчеркнуть слова с ударными согласными.
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
1. Текст обучающего изложения.
Случай в лесу
Мы гуляли в лесу. В густой траве Митя наткнулся на маленького зайчика. Он позвал нас. Только мы подошли, как появилась зайчиха. Она бросилась на Митю и закрыла своим телом малыша. Мы оценили отвагу зайчихи и удалились.
Слова для справок: маленького, появилась, отвагу.
2. Закончи текст.
Тучки с солнышком в прятки играли. Одна закрывала собой солнце. Ее сестры носились по небу. Солнышко их находило и ловило своими лучами.
Маленькая тучка подплыла к другой тучке и спряталась в ней. На небе появилась одна большая туча.
Примечание. Запиши вторую часть текста, придумай и напиши свое окончание.
3. Запиши пословицу о ранней весне.
Пеночка прилетела – цветы запестрели.
Грачи прилетели – проталины принесли.
Соловьи показались – черемуха зацвела.
Верба распушилась и погнала с речки последний лед.
3-й класс
Цель работы – проверить сформированность навыка правописания безударных гласных в корне слова, в приставках, разделительного твердого знака, мягкого знака на конце имен существительных после шипящих.
Хлопушка
На съемочной площадке царила тишина. В самый разгар съемки раздался визг и грохот. Кто нарушил тишину?
В это время на площадку упал взъерошенный котенок. Все помчались за нарушителем спокойствия. Нашли проказника только через час.
Вскоре он стал любимцем всей группы. Его охотно кормили и назвали Хлопушкой. Теперь Хлопушка ходил осторожно и важно поглядывал на всех. Его взгляд говорил, что он хозяин и может оказать помощь.
Наша роща
Мы подъехали к роще. Кругом тишь. С поляны слетели седые влажные туманы. Нам открывается огромная сказочная страна цветов. Луч солнца осветил поляну. Ленивая дымчатая струйка уплыла к молодому ельнику. Светлеют лица людей при взгляде на эту картину.
Особенно хороша наша роща весной. Нижние ветки опушились мягкими зелеными ресничками. Легкий ветерок срывает весенний аромат и бросает на узорчатые кудри берез.
Слова для справок: аромат, реснички.
На реке
Наступило утро. Дорога бежала вдоль поля. Кругом золотится рожь. Теплый луч обогрел колоски. Они налились солнечным светом.
Мы подъехали к реке. Ветер волновал зеленую гладь воды. Старая баржа слегка покачивалась на волнах.
Весной на барже открыли маленький рыбозавод. Взрослым помогли ребята. Они наблюдали, как в ванночках разводят рыб. Молодежь укрепила берег реки. Она посадила ивы вдоль залива. Теперь свежая рыба на столе круглый год.
Слово для справки: рыбозавод.
Много грибов уродилось в этом году. Я взял корзину и нож и отправился в лес. Дорога шла вдоль озера. Тихо шуршал сухой камыш. Вот и маленькие сосенки.
Моя корзина быстро наполнилась маслятами. Я был заядлым грибником. Остатки грибов я положил в шляпу.
Вечерело. Цеплялись за верхушки деревьев темные кудри тучи. Я побежал домой. Шоссе оживилось. Жители окрестных селений спешили к своим домам. Скоро хлынул ливень.
Летчик Гастелло
Был трудный бой. Наступали вражеские танки. Совсем трудно пришлось бы солдатам. На помощь им пришли летчики. Николай Гастелло сбрасывал снаряды на немецкие танки. Враги обстреляли его самолет.
Николай Гастелло направил свой горящий самолет прямо на фашистские танки, машины и баки с бензином. Раздался мощный взрыв.
Летчик погиб, но память о нем жива. В его честь названы поселки, улицы, площади.
Задание: выделенные слова разбери по составу.
Весна задремала
В просветы перламутровых, между сырых куч, облаков синеет радостное небо. Три дня была солнечная весна. Ручьи ломали сугробы и несли их за город к весне. Улицы города стали шумны и грязны.
На четвертый день весна задремала. Она положила голову на колени. Сидя на пенечке, весна уснула где-то на далекой лесной полянке. Только один раз к полудню солнце улыбнулось земле. Вот оно снова ушло за темные тучи. А весенняя радость осталась.
(По Ю. Лебединскому)
Задание: подчеркни «опасные места».
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
1. Используя эти слова, напиши сочинение.
Весенняя лужа
растаял, разлились, отражаться, мечтать, поплыть
2. Расставь знаки препинания.
Музыка весны
Снег потемнел струйка серебристых шариков стекала с крыш села и звонко тикала весенняя капель падали остатки хрустальных сосулек
Солнечный луч всюду заводил тихую музыку весны птицы и вода подпевали умылись первыми дождями кусты и деревья под корой берез и кленов тайно двинулся сок наступила ночь легкий мороз охватил землю днем снова была слышна чудная музыка весны
Первый цветок весны
В Артек приехали ребята со всех концов страны. Их спросили: «Как выглядит первый весенний цветок?»
– Я собирал подснежники в феврале. Они были как снег.
– Первые цветы появляются в марте. Они голубые, как небо, – сказала девочка.
– Первые цветы не голубые, а синие, – возразил им мальчик.
1. Какие цветы у вас называют подснежниками?
2. Где они появляются?
Запиши ответы на вопросы.
4-й класс
Цель работы – проверить умение писать безударные падежные окончания имен прилагательных, предлоги с местоимениями, безударные гласные в корне слова.
Весенняя осень
Я вхожу в лес. На сухом пригорке проклюнулась первая травка. Голубые перелески цветут. На ветках почки лопнули.
Вот поляна. Тут хозяйничает настоящая осень. Молодые дубки в желтой осенней листве. На земле пушистый ковер. Около старого пенька на толстой ножке гриб в красной шапке.
Здесь вечная осень?
Но вот с ближней ветки сорвался сухой лист. Он закачался в холодном воздухе и упал. Открылась на месте листа тугая коричневая почка. Под листом она укрылась от зимнего холода.
Тропы писателя
Писатель Вадим Чернов продолжил дело, начатое Пришвиным и Паустовским. Он написал много рассказов о жизни животных, об отношении людей к окружающему миру. В раннем детстве он приносил домой попавших в беду птиц, зверюшек. У него побывали лисенок, ворон.
Однажды во время войны он подобрал больную лошадь, выходил ее и передал бойцам. Он побывал в Сибири, на Камчатке, на Тихом океане, Черном море. Его рассказы печатались и в газетах, и в журналах для детей и взрослых.
Приметы марта
Из-за темного леса выплыло яркое солнце. Оно вызвало частую капель. По краям крыш домов повисли хрустальные сосульки.
Бодрее звенят птичьи голоса. На высоком пригорке появилась первая проталина. Около искрящегося снега притаилась первая бабочка. Поздним вечером она спряталась в прогретом весенним солнцем стволе дерева.
Кудрявые облака медленно плывут по голубому небу. Впереди еще будут морозные утренники. Но весна уже пришла. Зацвела у тихой речки верба. Постепенно рушится зимний покров. Днем снег подтаивал, а ночью покрывался ледяной корой.
Слова для справок: подтаивал, рушится.
Ласточки
Под моим окном стоит стройная береза. Полюбилась она ласточкам. Вот на тонких веточках сидят птенчики. Заботливые родители часто подлетают к ним. Птенцы широко раскрывают свои рты.
Надвинулась туча. Полил дождь. Ласточки летают с особым оживлением. Во время дождя птицы не ищут себе укромного уголка, не прячутся от сильного ливня. Родители все время подлетают к птенцам. На этот раз они приносят не корм, а воду. Ласточки пьют воду на лету.
Слово для справки: на лету.
По зеленой дорожке я спустился на луг. Косцы оживленно беседовали о курице. Мы зовем нашу черную наседку Пиковой Дамой. Каждую весну мы сажаем ее на яйца диких уток. Она высиживает и выхаживает нам утят.
В этом году утята промокли в холодной росе и погибли. Остался только один утенок. Курица особенно беспокоилась за жизнь единственного утенка. Она оберегала его, даже огромный пес Трубач бежал в свою конуру от нее. Пиковая Дама яростно защищала своего питомца.
Задание: указать падежи у имен прилагательных, выделить окончания.
Радостные минуты
Весной, в холодные ненастные дни, я постоянно слежу за птицами и подкармливаю их. Чаще всего кормушки посещают синицы. Слышать песенку маленькой птички большая радость!
В лесу я огородила несколько муравейников. Один из них был разрушен. Я сгребла в кучу весь строительный материал и сделала из него вершину. Муравьишки быстро занялись ремонтом дома. Через день они уже жили в своем доме. Тревожное время для них позади.
Задание: выпиши местоимение, обозначь падеж.
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
1. Запиши, как ты это понимаешь.
– Биться как рыба об лед.
– Родиться в рубашке.
– Говорить с глазу на глаз.
– Продавать дрожжи.
– Мартышкин труд.
– Его и след простыл.
– Красная девица.
– Вместе с водой выплеснули и ребенка.
2. Свободный диктант.
Запах хлеба
На фронте хлеб выдавали утром. Делили его без весов. Солдат брал хороший нож и резал буханку ровными дольками.
В старину для солдат пекли большие хлебы. Их везли за войском на телеге. Космонавты берут с собой на орбиту хлебцы величиной со спичечный коробок.
Самые большие хлебцы и самые маленькие пахнут сытно и вкусно.
Нет такого роскошного запаха ни у одного другого продукта. Хлебом пахнет только хлеб.
Многие люди не чувствуют запаха хлеба. Виной тому излишняя сытость.
Слова для справок: с собой, спичечный,
ни у одного, сытость.
Тема и Жучка
Тема проснулся и вспомнил о собаке. Он подбежал к колодцу и позвал ее. Сердце сильно колотилось.
Вдруг из колодца послышался жалобный и протяжный стон. Мальчик привязал фонарь и спустил его в яму. Тусклый свет осветил темный сугроб колодца и дно. С замиранием сердца он заметил в углу темную точку. Она шевелилась. Это была Жучка. Собака узнала Тему и радостно залаяла. Ее визг придал силы мальчику.
Он стал спускать на дно колодца два шеста с перекладиной и фонарь. Жучка сделала первую попытку схватиться за приспособление, но соскочила и свалилась в жидкую грязь. Тема решил, что будет спускаться в колодец сам.
Источник
Диктанты 4 класс 4 четверть
Контрольные и проверочные диктанты по русскому языку для 4 четверти 4 класса — разбиты по темам, с грамматическими заданиями для школ России. Объём диктанта для 4 класса 4 четверть – 75 — 95 слов.
Диктант «Весеннее солнце»
На небе появилось весеннее солнце. Оно разбудило всех в лесу. Повеселела лесная поляна. Золотые лучи солнца перелетали от тропинки к тропинке. Капельки росы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке.
Но вот набежала туча и закрыла все небо. Загрустила природа. Столб пыли полетел к озеру. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья.
Лес грозно зашумел. Крупные капли дождя застучали по земле. На ней появились мокрые пятна. Удары грома оглушили всю местность.
Но гроза быстро прошла. Тишина. Только дятел стучит по коре дуплистой березы. И снова над лесом светит ласковое солнце.
Объём слов: 91
- Подчеркнуть главные члены предложения. Над каждым именем существительным указать падеж: 1-й вариант – в 4-м предложении (Золотые лучи солнца перелетали…);
2-й вариант – в 5-м предложении (Капельки росы заиграли…). - Разобрать по составу слово: 1-й вариант – загрустила (из 7-го предложения);
2-й вариант – полетел (из 8-го предложения).
Диктант «Весна в лесу»
Наступила радостная, шумная весна. Теплые лучи солнца съедают последний снег. Звенят под деревьями веселые ручьи. Душистой смолой пахнут набухшие почки. С раннего утра до позднего вечера поют на лесной поляне птицы.
Вылезли из своих жилищ жучки, паучки, букашки. Вышел из своего зимнего домика ежик и осмотрел окрестности. Он не хотел вставать. Холодный ручеек забрался в его сухую постельку и разбудил ежа. Мелькнула серая тень. Это полевая мышь пробежала по узкой тропинке. На макушке ели шумят драчливые вороны. Скоро побегут от кочки к кочке хлопотливые муравьи.
Все рады весне!
Объём слов: 88
- Подчеркнуть главные члены предложения. Над каждым именем существительным указать падеж: 1-й вариант – во 2-м предложении (Теплые лучи…);
2-й вариант – в 12-м предложении (На макушке…). - 2. Разобрать по составу слово: 1-й вариант – пробежала;
2-й вариант – побегут.
Диктант «Полярный день»
С юга прилетаем на самолёте в далёкий северный порт Мурманск. Скоро настанет вечер и стемнеет. Летом на Крайнем Севере темноты не бывает. Солнце днём и ночью ходит по небу кругом.
Зимой солнце совсем не встаёт из-за горизонта. Только звёзды горят на чёрном небе. Иногда полыхает полярное сияние.
Трудно человек привыкает к ночному солнцу. По ночам очень много людей гуляет по улицам. Многие сидят на скамейках. Читают газеты. Рассматривают витрины магазинов. И даже дети находятся ночью на улицах и греются на солнышке.
Объём слов: 81
Грамматическое задание:
- Укажите спряжение глаголов в тексте.
- Разберите первое предложение по частям речи и членам предложения.
- Выпишите три словосочетания с безударными гласными, проверяемыми ударением.
Диктант «Лесные жители»
Не всякого лесного жителя ты сможешь увидеть. Очень редко мы видим, как промелькнёт рыжий хвост на лугу. Семейство лосей степенно шествует к водопою. Озорной бельчонок прыгает с ветки на ветку в парке.
И только зимой мы видим следы кабанов, зайцев, хорьков и сов. Следопыты находят следы полёвки. Попадаются поваленные деревья у реки. Это работают деловитые бобры.
Егери по следам узнают, какие животные зимой обитают в их лесах. Весной в половодье зверям бывает нужна помощь человека. Помнишь историю деда Мазая и зайцев? И сейчас лесники, охотники, егери спасают зверушек в половодье.
Объём слов: 90
Грамматическое задание:
- Укажите спряжение глаголов в тексте.
- Разберите первое предложение по частям речи и членам предложения.
- Выпишите три словосочетания с безударными гласными, проверяемыми ударением.
Диктант «Вечер в лесу»
За вершинами леса скрылось солнце. Дышит и оживает земля. Пахнет весенними почками. Показалась из земли зелёная стрелка молодой травы. Заливаются звонкой трелью соловьи в густых деревьях. На вершине старого дуба воркует голубь. Глухо турлычат в прозрачных весенних лужах лягушки. Пролетают над лесом дикие утки.
Страшно ухнул и захохотал филин. Ниже спускается весенняя прохладная ночь.
Объём слов: 54
Грамматические задания:
- Выпишите из текста пять глаголов, разберите их по составу, рядом запишите их в неопределённой форме.
- Проведите морфологический разбор глаголов дышит, пахнет.
- Последнее предложение текста диктанта разберите по частям речи, членам предложения, выпишите словосочетания с вопросами.
Диктант «Волга – кормилица»
Диктант по теме «Правописание личных окончаний глаголов»
Близка река Волга всем россиянам. На Волге в давние времена русские люди вставали на борьбу со своими врагами. Под Сталинградом разбили фашистов.
Называют Волгу рекой – красавицей и рекой-кормилицей. Знаешь почему?
На Волге я Ярославле и Тольятти машины выпускают. Вниз по реке плывут пароходы, проносятся суда на подводных крыльях.
На самоходных баржах везут вниз по Волге легковые и грузовые машины, пшеницу, нефть, сборные дома, станки и рыбу.
Перегородили Волгу большие плотины. Волга даёт электрический ток нашей стране.
Объём слов: 76
Грамматические задания:
- Выпишите из текста пять глаголов, разберите их по составу, рядом запишите их в неопределённой форме.
- Последнее предложение текста диктанта разберите по частям речи, членам предложения, выпишите словосочетания с вопросами.
Диктант «Рассвет в лесу»
Диктант по теме «Правописание глаголов с -тся, -ться. Буква ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа»
Если ночуешь в лесу, то всегда просыпаешься раньше. Но не потому, что спишь не на мягкой постели. Удивительный мир начинается рядом с твоей палаткой. Вот по лесной тропинке бежит ёжик. Вот краснеет ягодка душистой земляники, и солнечный луч играет на её влажном от росы пушке. Мотылёк проснулся и уже завтракает, погружает в сладкий сон свои губы.
Сидишь у палатки, смотришь вокруг, дышишь и не надышишься лёгким, свежим воздухом. Свежесть росистой травы наполняет бодростью ваше тело.
Объём слов: 75
Грамматические задания:
- Выписать из текста глагол, в котором имеется такой состав:
I вариант – приставка, корень, окончание, суффикс;
II вариант – приставка, корень, суффикс, окончание. - Обозначить графически однородные сказуемые во всех предложениях.
- ВВыписать из текста 2 глагола, в которых:
I вариант – звуков больше, чем букв;
II вариант – букв больше, чем звуков.
Диктант «Дуб»
Между березками рос могучий дуб. Кабаны часто питались его плодами. В его ветвях соловей напевал свои песни. Дуб защищал птичку от палящего солнца, листьями укрывал в ненастные дни. Лишь бы не кончалась соловьиная песня!
Только с дятлом не дружил дуб, не любил его стука. Скоро у дерева от червяков и жучков опала листва, кора испортилась.
Доброе сердце было у дятла. Пожалел он горемыку, очистил долгожителя от вредителей.
Объём слов: 67
Грамматические задания:
- Разобрать предложения.
- Выполнить фонетический разбор.
Диктант «Гроза»
Утро. Я открываю глаза и прислушиваюсь к звукам за окном. Слышны близкие раскаты грома. По стеклу стучат редкие капли дождя. Через открытое окно в комнату проникает лёгкий ветерок и играет с занавеской. Вдруг небо разрезает молния. Всё вокруг озаряется ярким светом. Словно выстрел пушки, ударяет гром. Я вздрагиваю и прячусь под одеяло.
Неожиданно всё смолкает, но это только затишье перед бурей. Дождь вновь барабанит по стеклу, но уже более настойчиво. Я выглядываю из-под одеяла — за окном ливень. В комнате пахнет свежестью.
Вдруг всё прекратилось так же внезапно, как началось. Тучи растянуло, и на небе показалось солнце.
Объём слов: 96
Слова для справок: прислушиваюсь, прекратилось
Грамматические задания:
- Выпишите из второго абзаца глаголы. Укажите спряжение, время, число, род, лицо (где возможно).
- Выполните синтаксический разбор второго предложения. Выпишите словосочетания.
- Выпишите из текста:
I вариант — сущ. в форме 1-го скл. ж. р. ед. ч. Т. п.;
II вариант — прил. в форме ед. ч. м. р. Т. п.
Диктант «Родина»
Люблю я тёплым летним деньком прогуляться по окрестностям. Выйдешь в поле, и сердце замирает от красоты. Тёплый ветерок пробегает по бескрайнему жёлтому морю ржи. Созревшие колосья склоняются до самой земли. На обочинах дороги приютились васильки, ромашки. Поднимаешь голову, по небу плывут лёгкие пушистые облака. В голубой выси резвятся шустрые ласточки, по округе разносится их щебет. Смотришь и радуешься, что это твоя Родина!
Объём слов: 62
Грамматические задания:
- Выпишите из текста три слова с орфограммой «Безударные личные окончания глаголов». Выделите окончания и определите спряжение.
- Выпишите пятое предложение, подчеркните грамматическую основу. Укажите части речи. Выпишите словосочетания.
- Разберите по составу слова: бескрайнему, разносится, замирает.
Контрольный диктант «Лесной голосок»
В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Её я слышал много раз, но никогда не видел.
Увидеть её совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она – от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот поиграть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчу. А она уже совсем близко кукует.
Гляжу – через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Так вот она какая – кукушка!
Объём слов: 110
Грамматическое задание:
- Выпиши из текста три местоимения. Определи их лицо, число, падеж.
- Распредели слова на две группы. Запиши их на две строки:
Для, он, по, её, от, возле, вы, нам, у, тебе.
Контрольный диктант «Последние денечки»
Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдернуло оно легкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около березки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно ребятишки бегут по последнему снежку.
Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Лед и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал веселый говорливый ручеек. Он бежал и пел свою песенку о весне.
Объём слов: 76
Грамматические задания:
- Синтаксический разбор 2 предложения.
- Морфологический разбор:
I вариант – солнце(1 предложение) ,
II вариант – березки (4 предложение).
Контрольный диктант «Цветёт черёмуха»
Под лучами майского солнышка всё быстро растёт. Отцвели лёгкие белые подснежники. В лугах развернулся пёстрый ковёр из трав и листьев. Налились на черёмухе бутоны. Приятным ароматом повеяло от дерева. Грянули холода. Утренний туман не поднялся колечком с лесной полянки. Он замер и лёг инеем на землю. Тишина в лесу. Птицы молчат. Они боятся застудить горлышко. Одна кукушка кричит с раннего утра до позднего вечера.
Объём слов: 66
Слова для справок: аромат, замер, боятся.
Грамматическое задание:
1. Указать время глаголов.
2. Выписать из текста глагол в неопределённой форме.
3. Выписать глагол из последнего предложения. Выполнить морфологический разбор.
Контрольный диктант «Вечерняя прогулка»
Перед заходом солнца я отправляюсь на свою обычную вечернюю прогулку. Весело пробираться по зарослям высокой, сочной, душистой травы. Я забираюсь в самую глушь леса. Вот уже с трудом пробираешься вперёд. С облегчением вздохнёшь, когда снова очутишься на солнечной опушке.
Какая перед тобой открывается красота! Внизу, как на ладони, расстилается широкая долина, по которой змеёй извивается синяя река. За рекой виднеется соседняя с нами деревня и моё любимое ближнее озеро.
При солнечном освещении всё это принимает волшебный вид.
Объём слов: 79 слов
Грамматическое задание:
1. Подчеркнуть глаголы в неопределённой форме.
2. Сделать морфологический разбор глагола из последнего предложения.
Итоговый диктант «Летняя прогулка»
Цель диктанта: проверить знания и умения учащихся по изученному материалу курса русского языка в 4 классе.
Ранним утром иду я в соседнюю рощу. Стоят ряды белых берез. Сквозь листочки на траве играют золотые лучи утреннего солнца. В чаще кустов и деревьев распевают птицы. Звуки их песен разносятся по всей окрестности.
На опушке леса поспевает первая земляника. В конце рощи есть пруд. В глубоком овраге журчит ручей. Я сяду на пенек у ключа, достану кружку и кусок мягкого свежего хлеба. Как приятно выпить в жару холодной воды! Хорошо летом в роще, в лесу, в поле!
Объём слов: 80
Грамматическое задание:
- Сделайте морфологический разбор существительного, прилагательного, глагола, местоимения.
- Разберите по членам предложения любое предложение.
- Разберите по составу (по частям слова) любое существительное, прилагательное, глагол, наречие.
- Выполните фонетический разбор слов: солнце, мягкого, деревья.
Итоговый диктант «Последние денёчки»
Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно лёгкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно бегут ребятишки по последнему снежку.
Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он бежал и пел свою песенку о весне.
Объём слов: 76
Грамматическое задание:
- В последнем предложении выдели основу, выпиши словосочетания, над каждым словом укажи части речи.
- Разбери по составу слова природа, пришкольный, приветливый.
Итоговый диктант «Весенний звон»
Рубежный контрольный диктант объемом в 76 слов проводится с целью выявления прочности знаний у учащихся по русскому языку, а также умений использовать навык безошибочного воспроизведения слуховой информации.
Пробудилась земля от долгого зимнего сна. Заблестела молодая травка. Разлилась волна зеленого тумана по широкому лугу. Стоят теплые и тихие вечера. Я прислушался к вечерней тишине. Звенят луга. По земле, по лугам, по оврагам плывет звон. Что это звенит? Вот скатилась капля сладкого сока с березовой ветки. Она упала на зеркальную поверхность пруда.
Возвратились из теплого края журавли. Они важно осмотрели родное болото. Весело зазвучала их радостная песня. В эти дни мы всюду слышим музыку природы.
Объём слов: 76
Слова для справок: поверхность, прислушался.
Грамматическое задание:
- Первое предложение разобрать по членам.
- В 9 предложении определить склонение, падеж и число существительных.
- Выписать глаголы настоящего времени, определить спряжение.
Словарные диктанты
Словарный диктант
Район, революция, решать, сверкать, свитер, секрет, совсем, аккуратно, биография, искусство, правительство, памятник, портрет, минута, сочинение. (15 слов)
Словарный диктант
Памятник, похожий, охотник, надежда, пассажир, портрет, обида, отечество, оборона, печаль, пейзаж, огонь, перрон, одиннадцать, болото. (15 слов)
Источник