Природа это органическая часть космоса
Название работы: Общество и природа
Предметная область: Обществознание
Описание: Общество и природа 1. Проблема природы в истории философии 2. Понятие природа 3. Современные глобалистические концепции 1. Проблема природы в истории философии Историческая эпоха философии Интерпретация специфики природ
Дата добавления: 2013-03-24
Размер файла: 55 KB
Работу скачали: 8 чел.
Общество и природа
1. Проблема природы в истории философии
2. Понятие «природа»
3. Современные глобалистические концепции
1. Проблема природы в истории философии
Историческая эпоха философии
Интерпретация специфики природы
Природа это органическая часть космоса. Часто природа считалась одушевленной.
Природа создана Богом по его собственному проекту. В иерархии Бог человек природа именно последним звеном является природа.
Природа это сила, которая противостоит человеку. Человек должен полностью подчинить ее себе.
Природа это стихия, которая благодаря сознательной деятельности человека должна стать царством господства разума (В.И. Вернадский, Т. Де Шарден).
Природа это мир проживания человека. Человек может понять природу благодаря герменевтическому методу (герменевты).
Природа это наш дом, который должен благоустраиваться по законам рациональности, с учетом всевозможных последствий деятельности человека (аналитики).
Природа это сложная система, для которой характерны неравновесные состояния. Человек должен всячески стремиться обеспечить совместную эволюцию природы и общества (синергетическое понимание).
2. Понятие «природа»
В XX столетии в связи с резкой интенсификацией воздействия человека на природу, бурным развитием науки и техники, возросшей необходимостью в полезных ископа е мых, особенно энергоресурсов, с ростом населения, появлением новых видов оружия, в том числе ядерного, стала актуальной проблема отношений общества и природы.
Понятие «природа» имеет два основных значения. В широком смысле — это весь окружающий мир (в том числе и человек, общество), то есть Вселе н ная. В узком смысле — та среда, в которой проходит жизнь человека и общес т ва (то есть поверхность Земли с ее всевозможными качественными характ е ристиками, климат, полезные ископаемые и т. д.).
Общество — совокупность форм организации жизни и деятельности людей, целос т ная система совместной жизни индивидов (взаимоотношения, взаимодействие, порядок, традиции, культура).
Взаимоотношения общества с природой понимаются как отношения между общ е ством — целостной системой человеческого общежития — и прир о дой в узком смысле этого слова, то есть средой обитания человеческой цивилиз а ции.
2) Природа гораздо старше общества.
Если история природы насчитывает несколько миллиардов лет, то история челов е чества исчисляется только миллионами лет, а организованное человеческое общество с у ществует лишь последние несколько тысячелетий. Природа — неотъемлемое условие жи з ни человека и общества, так как сама жизнь может развиваться только в особой среде, причем уникальной (необходимо наличие воздуха, воды, оптимальной температуры, пит а ния).
Составными ча с тями Земли (природы) являются:
Литосфера — (с греч. — каменная оболочка) — верхняя твердая оболочка земного ш а ра, в которую входит земная кора и верхняя часть мантии (расплавленного слоя внутри Земли).
Атмосфера — газопаровая оболочка вокруг Земли.
Гидросфера — водная оболочка Земли между поверхностью Земли (литосферой) и атмосферой.
Биосфера — сфера существования живых организмов («оболочка Земли, наполне н ная жизнью»).
Ноосфера это сфера разума. Она состоит из антропосферы, социосферы, биоте х сферы.
Антропосфера — сфера жизни людей как биологических организмов.
Социосфера — область сложных общественных отношений между людьми.
Биотехносфера (техносфера) — область распространения технического влияния ч е ловека и человеч е ства.
С появлением человека и общества природа вступила в новый этап своего сущес т вования — стала испытывать на себе антропогенное влияние , то есть влияние человека и его деятельности.
Первоначально отношения человека и природы представляли собой взаимное во з действие друг на друга — человек самостоятельно (без применения сложных технических средств) извлекал для себя пользу из природы (пища, п о лезные ископаемые), а природа воздействовала на человека, причем человек был не защищен от природы (например, ра з личных стихий, климата и т. д.), сильно зависел от нее.
По мере становления общества, государства, роста технической оснащенности ч е ловека (сложные орудия труда, машины) возможность природы влиять на человека уменьшилась, а влияние человека на природу (антроп о генное влияние) усилилось.
Начиная с XVI — XIX вв., когда было сделано большое число полезных для челов е ка научных открытий, изобретений, значительно усложнились производственные отнош е ния, влияние человека на природу стало систематическим и повсеместным. Природа ст а ла рассматриваться человеком уже не как самостоятельная реальность, а как сырьевой источник для удовлетвор е ния потребностей человека.
В XX столетии, когда планомерный научно-технический прогресс ускорился в н е сколько раз и перерос в научно-техническую революцию, антропогенное влияние прибл и зилось к катастрофическому уровню.
В настоящее время мир техники (техносфера) практически превратился в самостоятельную реальность (суперсовременные технические открытия, сделавшие возможности Человека влиять на природу безграничными, всеобщая компьютеризация и т. д.), а природа почти полностью подчинена человеку. Главная проблема (и опасность) современного антропогенного влияния заключается в несоответствии безграничных потребностей человечества и почти безграничных научно-технических возможностей влияния на природу и ограниченных возможностей сомой природы.
3. Современные глобалистические концепции
В связи этой угрозой в современной науке разрабатываются различные глобал и стические концепции, в которых рассматривается взаимосвязь общества и природы и делаю т ся выводы о будущем нашей планеты.
1. Концепция Николая Моисеева.
Человек существует в рамках достаточно узкого диапазона био- и с о циосферы. Так как человечество в облике в облике ноосферы приобрело всепланетарный статус, то возникают проблемы, носящие глобальный характер (загрязнение окружающей среды, сырьевой, энергетический и продовольс т венный кризисы, демографический взрыв и т.д.).
Суть этого явления заключается в том, что часть ноосферы вступила в эпоху необратимого развития, а с последним связаны все возникающие глобальные проблемы. Д е градация человечества как элемента биосферы сводится, по существу, к формированию новой цивилизации. Поэтому необходимо разрабатывать «стратегию человечества», с о гласованной со «стратегией природы». Под стратегией человечества понимается характер совокупных действий различных цивилизаций, способных обеспечить совместную эвол ю цию человека и окружающей среды. Сюда входит высшее искусство управления развитием но о сферы, способное предохранять человечество от катастроф. Для этого необходимо ввести представления об экологическом и нравственном императиве. Экологический императив это некоторое множество свойств окружающей среды, изменение которых человеческой деятельностью недопустимо ни при каких условиях. Нравственный императив это о б новленная нравственность, заслоняющая людей от опасностей социального порядка. Без разработанной стратегии развития общества эти императивы станут просто необоснова н ными догматами.
Итак, стратегия человечества выступает как органический идеал его целеполага ю щей деятельности в планетарном масштабе в чрезвычайно рискованных условиях. Актуальнейшей задачей стало создание планетарного гр а жданского общества как института, а рамках которого только и возможна эффективная реализация стратегии человечества, с о провождаемая необходимыми формами контроля международных организаций. Стратегия человечества это необходимость последовательной, бдительной и ответственной реал и зации философского, научного, эстетического и этического потенциала современного ч е ловека, приемлемого для него развития той системы отношений, в которую он включен.
2. Концепции «Римского клуба».
Римский клуб включает в себя только 100 членов. Его деятельность направлена на исследование долгосрочных тенденций развития мира и на предвидение последствий ра з личных направлений развития. Главной идеей клуба сводилась к тому, что в человеческих системах все элементы взаимосвязаны и что в настоящее время наибольшее значение пр и обретают те, которые непосредственно зависят от человека. Все эти изменения вполне в пределах чел о веческих возможностей и человек должен стремиться найти возможности их применения.
1. Джей У. Форрестер.
Он создал достаточно всеобъемлющую математическую модель (Мир 1, а позже Мир 2), которая могла грубо имитировать развитие мировой ситуации с помощью пяти основных взаимодействующих переменных: население, использование не возобновля е мых ресурсов, загрязнение среды, производство продовольствия и капиталовложения. На основе этих моделей были сделаны выводы о неминуемой катастрофе, требовавшей н е медленных мер, направленных на то, чтобы приостановить опасную для человеческой сист е мы склонность к росту.
2. Деннис Л. Медоуз.
Изучение созданной им модели «Мир 3» привели к следующему выводу: коне ч ность размеров планеты с необходимостью предполагает и пределы человеческой экспа н сии. Однако если предположить, что рост может действительно решить все без исключ е ния проблемы, все равно материальный рост не может продолжаться до бесконечности. «Мир 3» дал самые мрачные пр о гнозы на будущее. Через 75 лет сырьевые ресурсы будут исчерпаны, а нехватка продовольствия станет катастрофической, если экономическое ра з витие не будет сведено к простому воспроизводству, а прирост населения Земли не будет поставлен по жесткий контроль. Медоуз предложил резко снизить и даже остановить рост экономики. Эти выводы получили название «концепции нулевого роста».
3. Аурелио Печчеи.
Мир человека состоит из четырех устойчивых элементов: природа, человек, общ е ство, техника. Природа породила человека, человек породил общество, а общество пор о дило технику. Техника стала главным фактором и з менений на Земле.
Он предложил шесть основных целей, которые должны заставить людей задуматься и подготовиться, приобщившись к информации и должны стимулировать их более ответственное поведение.
Первая цель: «внешние пределы».
Человек должен знать, что он может и что оно должен делать, используя природу в своих целях, если он хочет жить с ней в гармонии.
Вторая цель: «внутренние пределы».
Физические и психологические возможности человека тоже имеют свои пределы. Искусственная среда обитания, отторжение от природной среды ослабили человека физ и чески, притупив его биологическую активность. И это продолжает прогрессировать.
Третья цель: «культурное наследие».
Люди начинают опасаться, что в будущем все культуры могут оказаться на одно лицо и что движение к этому происходит уже сейчас. Меры для спасения культурного наследия человечества должны охватить все виды человеческой деятельности, используя достижения наук.
Четвертая цель: «мировое сообщество».
Необходимо объединить все государства в мировое сообщество, в основу которого легла бы система скоординированных между собой функциональных и географических центров принятия решений, охватывающих все уровни человеческой организации от локальных до глобальных.
Пятая цель: «среда обитания».
Эта цель связана с размещением на планете все возрастающего населения. Для этого необходимо составить общий план использования земель в масштабах все планеты (более 80% — природа, 10% — сельское хозяйств, остальное урбанизированные и промышленные сооружения).
Шестая цель: «производительная система».
В современных экономических механизмах имеется множество неполадок, благ о даря которым невозможно обеспечить растущее население планеты продовольствием и вс е ми необходимыми вещами.
Источник
Вопрос 10. Представления о государстве в истории философии. Гражданское общество и
В ХХ столетии в связи с резкой интенсификацией воздействия человека на природу, бурным развитием науки и техники, возросшей необходимостью в полезных ископаемых, особенно энергоресурсов, с ростом населения, появлением новых видов оружия, в том числе ядерного, стала актуальной проблема отношений общества и природы.
Общество и природа
Философия природы
Философия об обществе
Вопрос 8. Природа и общество. Культура и общество, субъект культуры. (О. Шпенглер).
Историческая эпоха философии | Что такое общество? |
Античность | Совокупность людей, более или менее удачно живущих по законам справедливости. |
Средние века | «Град земной», стремящийся к «граду небесному». |
Новое время | Люди, живущие в соответствии с ими же установленным общественным договором (Локк, Руссо). Продукт взаимодействия людей на основе их совместной трудовой деятельности (Маркс). |
XX век | Система социальных действий людей, смысл которых определяется выработкой ценностей (Вебер, Парсонс, Сорокин и др.). Коммуникация, взаимосвязь людей по нормам, устанавливаемым в хорошо организованной дискуссии (Хабермас и др.). |
Историческая эпоха философии | Интерпретация специфики природы |
Античность | Природа — это органическая часть космоса. Часто природа считалась одушевленной. |
Средние века | Природа создана Богом по его собственному проекту. В иерархии Бог — человек — природа именно последним звеном является природа. |
Новое время | Природа — это сила, которая противостоит человеку. Человек должен полностью подчинить ее себе. |
XX век | Природа — это стихия, которая благодаря сознательной деятельности человека должна стать царством господства разума, ноосферой (В.И. Вернадский, Т. де Шарден). Природа — это мир проживания человека. Человек может понять природу благодаря герменевтическому методу (герменевтики). Природа — это наш дом, который должен благоустраиваться по законам рациональности, с учетом всевозможных последствий деятельности человека (аналитики). Природа — это сложная система, для которой характерны неравновесные состояния. Человек должен всячески стремиться обеспечить совместную эволюцию природы и общества (синергетическое понимание). |
Понятие «природа»имеет два основных значения. В широком смысле — это весь окружающий мир (в том числе и человек, общество), то есть Вселенная. В узком смысле — та среда, в которой проходит жизнь человека и общества (то есть поверхность Земли с ее всевозможными качественными характеристиками, климат, полезные ископаемые и т. д.).
Общество— совокупность форм организации жизни и деятельности людей, целостная система совместной жизни индивидов (взаимоотношения, взаимодействие, порядок, традиции, культура).
Взаимоотношения общества с природой понимаются как отношения между обществом — целостной системой человеческого общежития — и природой в узком смысле этого слова, то есть средой обитания человеческой цивилизации.
2. Природа гораздо старше общества.
Если история природы насчитывает несколько миллиардов лет, то история человечества исчисляется только миллионами лет, а организованное человеческое общество существует лишь последние несколько тысячелетий.
Природа — неотъемлемое условие жизни человека и общества, так как сама жизнь может развиваться только в особой среде, причем уникальной (необходимо наличие воздуха, воды, оптимальной температуры, питания).
Такие уникальные условия (совокупность условий) встретились только на планете Земля. В настоящее время исследовано большое количество планет в различных звездных системах, и ни на одной из них нет всех условий для возникновения жизни.Исходя из предположения о бесконечности Вселенной, можно теоретически допустить, что где-либо находятся планеты, как и Земля, имеющие все возможности для жизни, однако современное развитие науки не позволяет их обнаружить. (Существует и иная теория, согласно которой жизнь на Земле — уникальное явление.)
Преимущества Земли (по сравнению с другими планетами) для возникновения жизни в том, что:
• Солнце — звезда, вокруг которой вращается Земля и другие
планеты Солнечной системы — имеет средние размеры и умеренную силу: вокруг слишком больших («горячих») звезд и слишком маленьких («холодных») жизнь невозможна;
• Земля находится на оптимальном расстоянии от Солнца — 150 млн. км (в том случае, если бы Земля находилась на 10 — 15 млн. км ближе к Солнцу, то она превратилась бы в выжженную пустыню, а если бы на 10 — 15 млн. км дальше от Солнца, то покрылась бы льдом);
• Земля имеет умеренные размеры: слишком маленькие планеты (Меркурий, Плутон) имеют слишком слабое притяжение, чтобы создать вокруг себя атмосферу и другие условия жизни; наоборот, планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн) имеют сверхпритяжение, труднопроходимую оболочку (наподобие атмосферы) вокруг себя, что подавляет саму возможность возникновения жизни;
• Земля имеет атмосферу — особую газопаровую оболочку, которая, во-первых, защищает Землю от солнечной и иной радиации, иного непосредственного влияния космоса, во-вторых, содержит кислород и азот — вещества, необходимые для дыхания и существования живых организмов; в-третьих, не дает Земле быстро нагреваться и быстро охлаждаться, поддерживает температурное равновесие;
• Земля имеет воду — также необходимый элемент для жизни.
4. Свои составные части имеет не только природа, но и общество. В качестве главных составных частей обществасовременные ученые (Ферсман, Плотников, Дьяконов и др.) выделяют:
Антропосфера— сфера жизни людей как биологических организмов.
Социосфера— область сложных общественных отношений между людьми.
Биотехносфера (техносфера)— область распространения технического влияния человека и человечества.
5. С появлением человека и общества природа вступила в новый этап своего существования — стала испытывать на себе антропогенное влияние(то есть влияние человека и его деятельности).
Первоначально отношения человека и природы представляли собой взаимное воздействие друг на друга — человек самостоятельно (без применения сложных технических средств) извлекал для себя пользу из природы (пища, полезные ископаемые), а природа воздействовала на человека, причем человек был не защищен от природы (например, различных стихий, климата и т. д.), сильно зависел от нее.
По мере становления общества, государства, роста технической оснащенности человека (сложные орудия труда, машины) возможность природы влиять на человека уменьшилась, а влияние человека на природу (антропогенное влияние) усилилось.
Начиная с XVI — XIX вв., когда было сделано большое число полезных для человека научных открытий, изобретений, значительно усложнились производственные отношения, влияние человека на природу стало систематическим и повсеместным. Природа стала рассматриваться человеком уже не как самостоятельная реальность, а как сырьевой источник для удовлетворения потребностей человека.
В ХХ столетии, когда планомерный научно-технический прогресс ускорился в несколько раз и перерос в научно-техническую революцию,антропогенное влияние приблизилось к катастрофическому уровню.
В настоящее время мир техники (техносфера) практически превратился в самостоятельную реальность (суперсовременные технические открытия, сделавшие возможности человека влиять на природу безграничными, всеобщая компьютеризация и т. д.), а природа почти полностью подчинена человеку.
Главная проблема(и опасность) современного антропогенного влияния заключается внесоответствии безграничных потребностей человечества и почти безграничных научно-технических возможностей влияния на природу и ограниченных возможностей самой природы.
В связи с этим возникает экологическая проблема— проблема охраны окружающей среды от пагубного влияния человека.
Самыми опасными направлениями пагубного влияния человека на природу (и его последствиями) являются:
• истощение недр — на протяжении своей истории, а особенно в ХХ веке человечество беспощадно и в неограниченных количествах добывало полезные ископаемые, что привело к истощению (близкому к катастрофическому) внутренних резервов Земли (например, запасы энергоносителей нефти, каменного угля, природного газа могут быть исчерпаны уже через 80 — 100 лет);
• загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами;
• уничтожение растительного и животного мира, создание условий, при которых техническое развитие (дороги, заводы, электростанции и т. д.) нарушает привычный образ жизни растений и животных, изменяет естественный баланс флоры и фауны;
• вырубка лесов (в то время как леса — важный фактор очищения атмосферы);
• применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы.
Для того чтобы выжить и не довести планету до техногенной катастрофы,человечество обязано всячески уменьшить свое вредное влияние на окружающую среду, особенно вышеуказанные наиболее опасные его виды.
6. В последнее время среди экологических вопросов стала выделяться проблема социальной экологии— охраны человека, его личности, здоровья, общества в целом от последствий научно-технического прогресса. В частности, данная проблематика нередко затрагивалась в творчестве современных экзистенциалистов («философов жизни человека») — Ясперса, Хайдеггера, Камю, Сартра и др.
Современный человек (который биологически почти не изменился на протяжении последних тысячелетий) подвергается уже не влиянию природы, а массированному влиянию общества и техники:
• современный человек живет в перенасыщенном информацией обществе, под беспощадным воздействием средств массовой информации (газеты, телевидение), а также становится все более зависимым от кибернетики (компьютеры, компьютерные сети, цифры, виртуальная реальность и т. д.);
• растет урбанизация — большинство людей в настоящее время проживает в городах-мегаполисах, зачастую в очень боль-
больших, насчитывающих от 10 до 25 миллионов населения и насыщенных высокими технологиями (Мехико, Токио, Нью-Йорк, Лос-Анджелес и др.), полностью подчиняется ритму, давлению мегаполиса, теряет свою индивидуальность (так называемая проблема «человека-песчинки»);
• человек испытывает сильное влияние развитого общества и государства — мораль, традиции, законы, налоговая система, правоохранительная система, политические институты. Таким образом, человек находится «в тисках» современного
высокоорганизованного и техногенного общества, рискует потерять себя и превратиться в «песчинку», «винтик».
Задача социальной экологии — максимально оградить человека от негативного влияния общества и научно-технического прогресса. 7. Особой проблемой при взаимоотношениях человека, общества и природы в современную эпоху является проблема народонаселения,которая в будущем будет становиться все актуальнее и актуальнее и в конечном итоге станет главной проблемой человечества.
Культура —это совокупность знаний и умений, направленных на самосохранение, воспроизводство, совершенствование человека и воплощенных отчасти в нормах жизни (обычаях, традициях, канонах, стандартах языка, образования и т.п.), отчасти в предметах материальной и духовной культуры. Всё, что выходит за рамки этих знаний и умений, что разрушает человека или препятствует его совершенствованию, — не имеет отношения к нормальной человеческой культуре и служит только одному: богу антикультуры.
Различают культуры: духовную и материальную, внутреннюю и внешнюю, отдельного человека и того или иного сообщества. Говорят еще о научной, художественной, политической, нравственной, технической и т. д. культурах.
1) постоянная обращенность к теме смерти, некрофилия: бесконечные романы и фильмы ужасов, катастроф, триллеры, боевики и т. п., информационная некрофилия в средствах массовой информации.
2) проповедь-пропаганда анормального в разных его видах: театр абсурда; философия абсурдизма; психоделическая философия; наркотическая антикультура; романтизация преступника [когда антигерои-преступники изображаются как герои], чрезмерное внимание к отклонениям в сексуальном поведении [садизму, мазохизму, гомосексуализму]; пристрастие к изображению психопатологии, болезненных проявлений человеческой психики, достоевщина.
3) нигилизм по отношению к старой культуре, разрыв с ней или попытки ее «осовременивания» до неузнаваемости, одним словом, нарушение баланса между традициями и новаторством в пользу последнего; новаторство ради новаторства, соревнование за то, чтобы своим «новаторством» сильнее удивить, поразить воображение зрителя, читателя, слушателя.
4) воинствующий иррационализм: от постмодернистских изысков и вывихов до восхваления мистицизма.
Добро, красота, истина — фундаментальные человеческие ценности, на которых основывается жизнь, — деятелей антикультуры почти не интересуют, а если и интересуют, то только в обертке-окружении анормального.
В книге «Закат Европы» (1914)Освальд Шпенглер отстаивает идею о том, что не существует поступательного развития культуры с его закономерностями, а есть лишь круговорот локальных (замкнутых) культур. Уподобляя культуры живым организмам, понимая их как живые существа высшего порядка, О. Шпенглер считает, что они зарождаются неожиданно и вырастают подобно цветам, изолированными и лишенными общих связей.
О. Шпенглер выделял восемь основных культур (цивилизаций): египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, майя, магическая (византийско-арабская), фаустовская (западноевропейская). В качестве девятой культуры он называл зарождающуюся русско-сибирскую. О. Шпенглер строил свою типологию исходя из идей существования некоей ведущей характеристики, придающей каждой культуре соответствующую специфику. У каждой из великих культур в период ее активной фазы существует полная взаимосвязь между всеми составляющими ее элементами. На протяжении определенного периода одно (ведущее) качество культуры пронизывает их все. О. Шпенглер сводит специфику каждой культуры к ее первоначальному символу и даже выводит ее из этого символа, объявляя сущность культуры его выражением. Так для европейской культуры «первосимволом» выступает только ей свойственный способ переживания пространства и времени — «устремленность в бесконечность», которого не знали другие великие культуры. Типологическую систему О. Шпенглера можно назвать символической (см. разд. 2.16).
Вопрос 9. Социальная структура общества. Структура общественных отношений. Сферы общественной жизни. Социальные институты и их роль в обществе. Г. Спенсер о социальных институтах.
1. Общество —система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой.
Общество — объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития.
2. Общественное бытие имеет две стороны:
• объективную — то есть то, что существует независимо от сознания и воли людей (условия жизни, потребности людей, состояние материального производства и т. д.;
• субъективную — сознание и воля людей, их отношение к обществу, стремления, взгляды.
На судьбу, развитие общества влияют как объективные условия его существования, так и субъективные — воля и сознание людей.
Основными сферами жизни общества являются:
Экономическая сфера — базовая, определяющая в жизни общества. Она включает в себя:
• потребление материальных благ (содержание экономической сферы).
Экономическая сфера существует в следующих формах.
• экономическое пространство — то, в котором происходит хозяйственная жизнь;
• деятельность институтов управления экономикой;
• способ производства материальных благ.
Способ производства материальных благ имеет две составляющие:
Производственные отношения — отношения между людьми в процессе производства.
Социальная сфера — система внутреннего устройства общества (социальные группы, нации, народности), основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе.
Основные элементы социальной структуры общества:
• сословия (основанные не только на экономическом разделении, но и на традициях);
• люди города и деревни;
• представители физического и умственного труда;
• социально-демографические группы (мужчины, женщины, старики, молодежь);
По отношению к социальной сфере общества имеется два основных подхода:
• классовый, согласно которому все общество делится на большие группы — классы(как правило, собственников и несобственников, зачастую антагонистические, между которыми происходит так называемая классовая борьба); распространен в марксистской философии;
• стратификационный, согласно которому общество состоит из многообразия всевозможных небольших социальных групп — профессиональных, демографических и т. д., взаимодополняющих друг друга и взаимодействующих между собой; подход, свойственный западной философии.
Политическая сфера общества — совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом.
Элементами политической системы общества являются:
• государство и государственные органы;
Все элементы политической системы имеют свои функции, но в то же время взаимосвязаны.
Главным элементом политической системы общества является государство — система органов, осуществляющих государственную власть.
Основными элементами духовной жизни общества являются:
• духовные потребности людей;
Духовная деятельность — деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире.
В результате духовной деятельности возникают духовные ценности, например, моральные, религиозные устои, научные теории, художественные произведения.
Формами общественного сознания являются:
Социальные институты и их роль в жизни общества.
Социальные институты (от лат. Institutum – установление, учреждение) – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Это – государство, политические партии, армия, суд, семья, право, мораль, религия, образование и др. Их возникновение обусловлено объективной потребностью общества в специальном регулировании в сферах социальных отношений и социальной деятельности.
Каждый более или менее оформленный институт имеет свою цель, т.е. круг групповых или общественных потребностей, на которые направлена деятельность института.
Многообразие социальных институтов определяется дифференциацией социальной деятельности на различные виды: экономическую, политическую, идеологическую, культурную и др. Отсюда в зависимости от их социально-функциональной роли социальные институты разделяют на типы:
• регулирующие репродуктивное поведение (семья, семейно-родственные связи и др.);
• воспитания, образования, обучения, производства;
• обеспечивающие сохранение организации общества (власть, политика);
• регулирующие деятельность в сфере культуры.
По характеру организации различают формальные и неформальные институты.
Деятельность формальных институтов основана на строго установленных предписаниях (право, устав, должностные инструкции). Формальные институты играют огромную и возрастающую роль в современном обществе.
Не менее важную роль, особенно в сфере межличностного общения в малых группах, играют неформальные институты (дворовая компания, компания друзей). Однако цели, методы, средства решения задач в такой группе строго не установлены и не зафиксированы в виде устава.
Из каких элементов состоит социальный институт?
Каждый институт включает в себя:
— определённую сферу деятельности;
— группу лиц, уполномоченных для выполнения тех или иных общественных, организационных или управленческих функций на основе установленных прав и обязанностей;
— организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами (руководитель–подчинённый, преподаватель–студент);
— материальные средства (общественные здания, оборудование и т.п.), необходимые для решения поставленных задач.
Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами :
1. Экономико-социальные институты – собственность, обмен, деньги, банки, различные хозяйственные объединения – обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства, соединяя вместе с тем экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.
2. Политические институты – государство, партии, профсоюзы и другие общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определённой формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.
3. Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определённую субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определённых ценностей и норм.
4. Нормативно-ориентирующие – механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель – придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу.
5. Нормативно-санкционирующие – осуществляют социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закреплённых в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций.
6. Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении.
Г. Спенсер о социальных институтах.
Важной составной частью социологической концепции Г. Спенсера является учение о социальных институтах. Под социальным институтом английский социолог понимал способ и форму самоорганизации совместной жизни людей, хотя его строгого научного определения таки не дал. Помимо обеспечения стабильности общественного функционирования, социальные институты, по мнению социолога, ВЫПОЛНЯЮТ еще одну важную задачу: обеспечивают превращение человека в социальное существо, включают его в социальные действия, имеющие коллективный характер, другими словами, создают условия для социализации личности. 6 видов соц институто по Спенсеру — это домашние, обрядовые, политические, церковные, промышленные, профессиональные институты, каждый из которых находится в состоянии изменения и развития.
Домашние институты характеризуют включенность людей в различные; формы жизни, связанные с межиндивидуальными отношениями.
Обрядовые, ИЛИ церемониальные институты регулируют поведение людей через установление, утверждение в качестве принятых большинством населения обычаев, обрядов, этикета, моды, привычек..
Политические институты (главные среди них — государство, армия, право, полиция, суд и т.д.), анализу которых ученый уделяет больше внимания, чем любым другим, устанавливают и регулируют политические и правовые отношения между людьми, их группами, классами.
К профессиональным институтам Спенсер относил гильдии, пеки, профессиональные союзы. Их главная функция состоит в сближении, интеграции, защите людей, занятых одной и той же профессиональной деятельностью.
Наконец, последняя группа институтов промышленные — охватывает различные виды производства и Их организацию на заводах и фабриках.
Ценность учения Спенсера о социальных институтах определяется, во-первых, тем, что они впервые были строго проклассифицированы, во-вторых, проанализированы с позиций эволюционной теории, в-третьих, рассмотрены на громадном историко-этнографическом материале. Он сумел показать возможности институционального анализа для осмысления важнейших проблем общества и его социальной структуры.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник