Меню

Природоведение 5 класс солнце это

Разработка урока «Солнце — ближайшая к нам звезда» к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина
план-конспект урока (природоведение, 5 класс) на тему

Конспект урока, презентация

Скачать:

Вложение Размер
solntse.docx 171 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Солнце — ближайшая к нам звезда».

При формировании понятия Солнце как космическом теле, создание условий для развития познавательных, коммуникативных и рефлексивных способов деятельности.

Формирование у учащихся представлений о Солнце как о космическом теле и звезде. Формирование общеучебных умений и навыков и способов деятельности.

Образовательные : Актуализировать знания учащихся о Солнце, формировать понятие звезда, определить характеристики Солнца.. Раскрыть зависимость процессов на Земле от Солнца

Развивающие: Учить анализировать, сравнивать, находить закономерности, решать проблемные вопросы. Развивать познавательные процессы, навыки компьютерной грамотности, развитие письменной коммуникативностии понимание текста.

Воспитательная: Воспитывать товарищество, уважение, взаимодействие и солидарность в коллективе.

Тип урока : Комбинированный урок

Методы: Частично-поисковые, объяснительно иллюстративные, дискуссионный, технология развития критического мышления.

Формы организации: парная, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: Проектор или Мультимедийная доска;

Учебник «Природоведение» А.А.Плешакова и Н.И.Сонина

« Дрофа»201,Презентация к уроку.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний, постановка проблемы .

Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что вы видите на изображении? (слайд 1)

Как вы думаете, что мы сегодня с вами на уроке будем узнавать? Правильно!

Я думаю, что вам будет интересно поиграть в игру, которая называется «Третий лишний»

  1. Комета, Венера, Марс.
  2. Юпитер, Нептун, Земля.
  3. Луна, Деймос, Меркурий.
  4. Нептун, Уран, Марс.
  5. Меркурий, Венера, Земля

Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают,
Достать не могут.

В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его — полоска света,
А зовут объект…

В голубой станице
Девица круглолица.
Ночью ей не спится —
В зеркало глядится.

По тёмному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает.

Задание: На пьедестале памятника Копернику в Варшаве высечены слова: «Остановивший Солнце, сдвинувший Землю». Объясните фразу.

А вот вам еще одна загадка:

Колокольчик синенький
Прозвенел букашке
— Ты скажи мне милая,
Что там за ромашка
Выросла над облаком, желтая такая,
Яркая, лучистая очень уж большая?
— Это кроха, не цветок, — та в ответ смеется
— Это крупное светило под названием …

Правильно! Это Солнце. Солнце – это звезда или планета? Почему его не видно ночью, как другие звезды? Звезды – маленькие или большие небесные тела? Скажите, в какое время года хорошо видно движение Солнца по небу? (ответы учеников, обсуждение).

А теперь поиграем в игру «Верю — не верю».

  • На столе лежат листочки, на которых начерчена таблица с утверждениями.
  • Я вам зачитываю утверждение, а вы, напротив утверждения, в соседней графе, ставите знак «+» если согласны и знак « — » если не согласны.

Учащиеся работают индивидуально, каждый со своим листочком, после работы листочек отложить на край стола.

3.Солнце – это самая близкая к нам звезда.

4. Вокруг Земли вращаются планеты и Солнце

5.В центре Солнца находится ядро.

6. Звезды по величине намного меньше планет.

7. Температура в центре Солнца 2000 градусов.

8 Солнце как и Земля вращается с запада на восток

  1. Изучение нового материала.

Солнце — ближайшая к нам звезда. Люди очень давно наблюдали за ним, поклонялись ему, обожествляли его. Мир в представлении древних египтян: внизу — Земля, над ней — богиня неба; слева и справа — корабль бога Солнца, показывающий путь Солнца по небу от восхода до заката.

Гимн Солнцу: Восходит — и все оживает,

Заходит и все умирает.

Ты — жизни мерило и первопричина ее. Почему?

  • Ра — в египетской мифологии бог Солнца, воплощенный в образе сокола, огромного кота или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском.
  • В старославянской мифологии бог Ярило считался богом Солнца. Ярила был также богом весны: он воплощает ее плодородные силы, приносил ее с собой, от него зависел и ее своевременный приход, и осуществление надежд крестьян. Ярило появлялся в положенное время года, распространял весеннее солнечное тепло, возбуждал производительную силу в растениях и людях, вносил в жизнь природы и жизнь людей молодую свежесть, пылкость чувств, наполнял людей храбростью.
  • Хорошо вам известный праздник Масленица также связан с Солнцем, ведь блины как раз и символизировали его.

Солнце – центр Солнечной системы

Самостоятельная работа, заполнение таблицы «аргументы и факты»

Источник

Природоведение 5 класс солнце это

§ 5. Солнце. Солнечная система

«Владыка пищи, отец и мать людей» – так называли Солнце египтяне. Они строили в его честь храмы, приносили ему жертвы. Сохранился памятник старины, на котором солнечные лучи изображены в виде длинных рук, творящих все сущее на Земле. В одном из гимнов так воспевалось Солнце:

Восходишь – все оживает. Заходишь – и все умирает. Ты жизни мерило и первопричина ее.

Солнце – основа жизни на Земле

Трудно поверить, что звезды, которые видны только ночью, и Солнце одинаковы. Солнце – тоже звезда, самая ближайшая к Земле. Это гигантский пылающий газовый шар (рис. 17).

Рис. 17. Солнце – ближайшая к Земле звезда. Она находится на расстоянии 150 млн км от Земли. Свет от Солнца доходит до Земли за 8,5 мин

В древности Солнце было предметом не просто поклонения. Люди внимательно следили за светилом и понимали, что смена времен года и урожаи на полях зависят от Солнца.

Солнце – источник энергии для всех процессов, происходящих на поверхности Земли.

Ученые подсчитали, что только за полгода Солнце поставляет на Землю энергию, равную той, которая заключена во всех запасах минерального топлива на нашей планете. Без энергии солнечных лучей не было бы на Земле жизни. Используя энергию солнечного света, растения из углекислого газа и воды создают органические вещества, которые служат основой для развития всего живого на Земле. Благодаря теплу солнечных лучей испаряется вода из океанов, морей, озер, рек. Затем собирается в виде облаков, чтобы вернуться на Землю дождем.

Солнечная система

Солнечная система состоит из Солнца, вращающихся вокруг него планет (в переводе с древнегреческого «планета» означает блуждаю), естественных спутников этих планет, астероидов – малых планет, бесчисленных метеоритов и комет.

Вся Солнечная система, в свою очередь, – часть другой большой системы, называемой Галактикой. Она включает миллионы и миллионы звезд, многие из которых значительно больше Солнца и имеют свои системы планет, похожие на Солнечную.

Вокруг Солнца вращаются восемь планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун (рис. 18). С 1930 по 2006 г. девятой планетой Солнечной системы считался Плутон.

Рис. 18. Солнечная система. Восемь крупных шарообразных планет, вращающихся вокруг Солнца

Расскажем о ближайших четырех планетах Солнечной системы. По самой близкой к Солнцу орбите движется планета Меркурий. У нее сильно разреженная атмосфера. На поверхности очень жарко днем и очень холодно ночью. Поверхность Меркурия, как и Луны, покрыта кратерами.

По второй от Солнца орбите движется планета Венера. Она почти такой же величины, как и Земля. Венера окутана очень плотной облачной атмосферой, богатой углекислым газом и удерживающей тепло; там круглый год стоит жаркое лето.

Венера отличается от других планет тем, что вращается вокруг своей оси в сторону, противоположную той, в которую вращаются все планеты Солнечной системы (кроме Урана).

По третьей орбите вращается Земля, а рядом, по четвертой, ее сосед – Марс. Планета Марс меньше Земли примерно в 2 раза, а находится в 1,5 раза дальше от Солнца. Вот почему тепла и света ей достается меньше, чем Земле.

Поверхность Марса, как и Луны, покрыта кратерами всевозможных размеров. Эта планета красного цвета из-за большого содержания железа в ее грунте. Условия на Марсе суровые. Летом температура редко поднимается выше 0° С, к ночи падает до -60—10 °C. Там самые высокие горы, таких гор нет больше ни на одной планете Солнечной системы. На Марсе, как и на Земле, происходит смена времен года. У этой планеты есть два естественных спутника, которые значительно меньше Луны.

За Марсом по орбитам движутся Юпитер, Сатурн (рис. 19), Уран, Нептун.

Рис. 19. Планета Сатурн с гигантскими кольцами, состоящими из камней и льда

Вокруг Солнца (в основном между орбитами Марса и Юпитера) движутся малые планеты – астероиды (в переводе с греческого «астероид» означает звездоподобный). Ученым-астрономам известно более 10 тыс. астероидов.

Многие тысячелетия человек наблюдал «падающие» звезды. Сегодня мы знаем, что это метеоры (в переводе с греческого «метеорос» означает парящий в воздухе). Когда метеор проходит сквозь атмосферу Земли, он сильно нагревается в результате трения его поверхности о воздух. И мы видим его яркий след. Метеор, достигший поверхности Земли, называют метеоритом. Метеориты могут быть железные, каменные и железокаменные. Отыскать на Земле метеорит – значит получить редчайшую возможность для изучения межпланетного вещества (рис. 20).

Рис. 20. «Небесные пришельцы» – метеориты

Еще одни небесные тела – кометы (в переводе с греческого слово «кометес» означает волосатая). Они состоят из сгустков твердых частиц и газа. С приближением к Солнцу комета разогревается, ее вещества начинают испаряться – у кометы появляется хвост, состоящий из очень разреженного газа и мельчайших частиц (рис. 21). Он всегда направлен в сторону от Солнца. Чем ближе комета к Солнцу, тем больше становится ее хвост. Обычно длина хвоста достигает порядка 10 млн км, а иногда 180 млн км. У некоторых комет вообще нет хвоста.

Рис. 21. Хвостатая комета. Было время, когда появление комет вызывало у людей ужас. Они считали кометы дьявольским предзнаменованием, предвестником чумы, войн, смерти

Из глубины веков дошла до наших дней запись на хорошо сохранившейся глиняной табличке из Древнего Вавилона о появлении в 164 г. до н. э. в небе летящего вблизи Земли небесного тела. Много веков спустя это тело было названо кометой Галлея, в честь английского астронома XVII в., впервые рассчитавшего траекторию его полета. В 1835,1910,1986 гг. комета Галлея появлялась в окрестностях Солнца и Земли. Ученые рассчитали, что примерно раз в 76 лет она возвращается к Солнцу и Земле. Следующее ее появление ожидается в 2062 г.

Источник

Урок Солнце. Солнечная система
план-конспект урока по природоведению (5 класс) на тему

Урок для учащихся 5 класса СКОУ VIII вида

Скачать:

  1. Утверждения
  1. «+», « -»
  1. 1.Древние славяне называли Солнце Ярило
  1. 2 Солнце состоит на70% из водорода.
Вложение Размер
solntse._solnechnaya_sistema._5_klass.doc 36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок природоведения в 5 классе

Тема: Солнце. Солнечная система.

Тип урока: урок – путешествие

  • Дать представление о небесных телах во Вселенной, что такое Солнечная система.
  • Развивать внимание, воображение, расширять словарный запас, активизировать речь.
  • Воспитывать интерес к учению, чувство ответственности.
  • Презентация фильма для учащихся « Планеты, звёзды»
  • Карточки с заданием для закрепления материала

Ребята, сегодня мы с вами отправимся путешествовать по Вселенной. Вы не только вспомните что такое космос, звёзды, планеты, кто изучает небесные тела, но и узнаете что такое Солнце и Солнечная система. Вы познакомитесь с названиями планет Солнечной системы.

  • На мониторе изображение Солнечной системы (планеты и их названия закрыты)

Мы совершим с вами путешествие по Вселенной. Но чтобы узнать, что такое Солнце, Солнечная система, названия планет вам надо ответить на вопросы. Ваши правильные ответы помогут нашему путешествию.

Итак, с каждым правильным ответом для нас будет открываться новая планета.

  1. Что такое космос? (это пространство между небесными телами)
  2. Небесные тела это ? — ( все планеты и звёзды)
  3. Что такое звёзды? (это огромные раскалённые светящиеся шары)
  4. Наука, изучающая небесные тела? (астрономия)
  5. Звёзды, Солнце, Луна – это живая или неживая природа? (неживая)
  6. Люди, изучающие небесные тела? — (астрономы)
  7. Звёзды или планеты излучают свет и тепло? – (звёзды)
  8. Специальный прибор, созданный для изучения Вселенной? – (телескоп)

Молодцы, ребята! Вы ответили на восемь вопросов и открыли для себя восемь планет, которые вращаются вокруг солнца.

Эти планеты называются Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.

Солнце – это небесное тело, которое излучает свет и тепло. Солнце – самая близкая к нам звезда, поэтому оно кажется нам больше всех звёзд во Вселенной. Во все стороны от Солнца расходятся яркие лучи, которые движутся быстрее всего на свете. Солнечные лучи очень горячие. Лучи согревают нашу Землю. Солнечный свет и тепло необходимы для жизни животных, растений и человека.

Вокруг Солнца вращаются 8 планет. Вместе с Солнцем они образуют Солнечную систему. Эти планеты, как вы уже узнали , называются Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.

Меркурий – ближайшая к Солнцу планета. Днём там очень жарко, а ночью ледяной холод.

Венера по размерам почти такая же, как Земля

Поверхность Марса имеет красноватый цвет.

Юпитер – самая большая из планет. На его поверхности постоянно бушуют сильные бури.

Сатурн окружён множеством ярких колец.. Они состоят из обломков льда и камней.

Нептун состоит из газа и льда и мерцает голубоватым цветом.

Земля – единственная планета Солнечной системы, на которой есть жизнь. Все планеты Солнечной системы находятся на разном расстоянии от Солнца, поэтому получают различное количество света и тепла. Планета Земля оказалась на таком расстоянии, что на ней смогла зародиться жизнь.

Помимо планет, вокруг солнца вращаются тысячи малых небесных тел. Их называют астероидами.. Солнце, планеты, спутники и астероиды входят в состав Солнечной системы.

Работа с учебником

Учащиеся читают текст учебника по частям. Отвечают на вопросы, объясняют слова, раскрывают значение данных слов. Работают с иллюстрациями к тексту.

Закрепление материала. Работа по карточкам.

Подчеркнуть правильный ответ:

  • Самая большая планета – это Уран, Юпитер, Венера.
  • Жизнь есть на планете: Марс, Меркурий, Земля
  • Ближайшая к Солнцу планета: Нептун, Сатурн, Меркурий.
  • Состоит из газа и льда: Венера, Земля, Нептун.
  • Астероиды – это малые небесные тела, звёзды, Марс.
  • Вокруг Солнца вращаются: 6 ; 8; 7планет,
  • Ближайшая к нам звезда: Марс, Солнце, Меркурий.
  • Жизнь на Земле невозможна без: астероидов, Урана, Солнца.

Сегодня на уроке вы узнали о том, что Солнце – это ближайшая к нам звезда. Солнце представляет собой раскалённый шар. Без Солнца невозможна жизнь на Земле.

Вокруг Солнца вращаются 8 планет. Вместе с Солнцем они образуют Солнечную систему.

Задание на дом: Стр. 6 – 8. Оценивание работы учащихся.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Космос. Луна»Урок-презентация по астрономии, интегрированный с информатикой. Учащиеся знакомятся с галактикой, с планетами солнечной системы, с космосом.Урок проводится совместно с .

Презентация включает в себя замечательные фотографии планет, спутников.

В ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРИВЕДЕНЫ ФРАГМЕНТЫ УРОКА К ТЕМАМ: «Планеты Солнечной системы. Форма и размеры Земли».

План-конспект урока по теме:Планеты Солнечной системы.Цель:Сформировать общие представления об особенностях природы планеты.Развивать познавательную активность у учащихся.Воспитывать чувство ответст.

Учебная презентация для уроков природоведения, 5 класс.

Авторская разработкаурока. Урок проводится в виде путешествия в сказочную страну «Вселенная» В увлекательной форме учащиеся отыскивают ключ к этой стране, который оказывается сломанным. Для того, чтоб.

Урок в 9 классе коррекционной школы VIII вида. Составлен в 2011 г.

Источник

Читайте также:  Какая планета солнечной системы самая удаленная от солнца
Adblock
detector