Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания слова. Запишите номера этих ответов. 1) ПРИШКОЛЬНАЯ (территория) – правописание приставки определяется её значением – близость. 2) БЕЛОСНЕЖНАЯ (рубашка) – сложное имя прилагательное пишется слитно, потому что образовано на основе подчинительного словосочетания. 3) СТАРИННЫЕ (часы) – в суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени пишется НН. 4) ЗАГОРЕТЬ (под солнцем) – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения слова. 5) ПЕЧЬ (пирог) – на конце неопределённой формы глагола буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.(100б)
3- неверно, слияние корня старин- и суффикса н
4- неверно, зависит от ударения, под ударением пишется буква а , без ударения — о
Заросшей- относится к слову полынью жен,р. Ед.ч. действительное причастие прошед врем.
Ответ:
Беда, бедовый, комбед, бедствование, бедствовать.
Выделим в предложении главные члены (подлежащее и сказуемое):
Вот кругом него собрался (сказуемое, =) народ (подлежащее, __) из крепости — он (подлежащее, __) никого не замечал (сказуемое, =); постояли (однородные сказуемое, =), потолковали (однородное сказуемое, =) и пошли (однородное сказуемое, =) назад; я (подлежащее, __) велел возле его положить (велел положить: составное сказуемое, =) деньги за баранов — он (подлежащее, __) их не тронул (однородное сказуемое, =), лежал (однородное сказуемое, =) себе ничком, как мертвый.
Составим схему предложения:
[ = — ] — [ — =]; [=, = и =]; [ — = ] — [ — =, =].
Источник
Пришкольная территория белоснежная рубашка старинные часы загореть под солнцем печь пирог
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно. При записи грамматической основы (задание 8), состоящей из однородных членов с союзом, приводите ответ без союза, пробелы и запятые не используйте. Не вводите букву Е вместо буквы Ё.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Экзаменационные варианты состоят из текста и заданий к нему, а также текста для изложения. В этот вариант могло быть включено иное изложение. Полный список изложений можно увидеть в Каталоге заданий.
(1) Утром я, выспавшийся, полный свежих сил, вышел на вахту. (2)До чего же хорошо, когда в воздухе разливается запах йода и океан расстилается вокруг, как зеленый шелк. (3)В свежем воздухе чувствовалась, однако, примесь какого-то странного запаха, и я не мог понять, чем пахнет. (4)Оглядев горизонт, я заметил вдалеке темную полоску, вроде как от набежавшей тучки. (5)Небо по-прежнему сияло голубизной, и все же там, на блестящей поверхности моря, что-то темнело.
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) Я вышел на вахту (предложение 1)
2) Хорошо (предложение 2)
3) Примесь чувствовалась(предложение 3)
4) Я заметил полоску (предложение 4)
5) Небо сияло (и) темнело (предложение 5)
(1) Всего не перечислишь, что даёт — «дарит» Волга людям. (2)Но разве мы любим ее только за то, что можем многое от нее взять? (3)Ничем не измерить той красоты, которую она щедро разливает вокруг себя и всем без разбору. (4)Вот «побежал» катерок, поплыл трехпалубный теплоход, многочисленные баржи снуют туда-сюда. (5)Я могу бесконечно любоваться родной рекой.
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) Не перечислишь (предложение 1)
2) Можем взять (предложение 2)
3) Ничем не измерить (предложение 3)
4) Катерок побежал, поплыл (предложение 4)
5) Могу любоваться (предложение 5)
(1) С потемневших ветвей срывались комья отсыревшего снега и с шумом падали, пробивая ледяную лазурь сугробов. (2)Тайга нетерпеливо сбрасывала с себя надоевшую за зиму одежду. (3)Чудесный запах хвои стоял в чистом воздухе, чуть тронутом влажной прелью. (4)В тайге начиналась весна. (5)Марина, сдав дежурство, отправилась домой пешком через просыпающуюся тайгу.
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) Комья срывались (предложение 1)
2) Тайга сбрасывала одежду (предложение 2)
3) Стоял (предложение 3)
4) Весна начиналась (предложение 4)
5) Марина отправилась (предложение 5)
(1) А в четырех километрах от Тимашевска, в хуторе Ольховском, сохранен маленький домик, откуда мать провожала своих сыновей на фронт. (2)В это окно смотрели ее полные надежды и страха глаза, к этой калитке подходил почтальон с «похоронками». (3)До конца жизни Епистиния Федоровна не уставала до боли в глазах вглядываться в даль дорог. (4)Ждала сыновей. (5) Ждала до последнего своего часа.
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) Домик сохранён (предложение 1)
2) Подходил с похоронками (предложение 2)
3) Епистиния Федоровна не уставала (предложение 3)
4) Ждала (предложение 4)
5) До последнего часа (предложение 5)
(1) Встретились и подружились в царскосельском лицее два мальчика: Саша Пушкин и Ваня Пущин. (2) Они выросли. (3)Годы лицея остались позади. (4)А верность лицейской дружбе Пущин и Пушкин смогли пронести до последнего вздоха. (5) Дружба — это дар, ниспосланный свыше.
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) Два мальчика встретились (и) подружились (предложение 1)
2) Они выросли (предложение 2)
3) Годы лицея остались (предложение 3)
4) Верность смогли пронести (предложение 4)
5) Дружба — дар (предложение 5)
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Я поднял голову вверх (1) и увидел (2) освещающие горизонт (3) молнии (4) которые отпечатывались на небе (5) оставляя яркие следы (6) и рвали (7) затянувшие всё небо (8) тучи.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Переминаясь с ноги на ногу (1) от холода (2) Дима (3) немного выждав (4) вновь постучал в (5) обитую толстой жестью (6) дверь (7) но (8) желанного отклика так и не последовало (9) и он направился домой.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Когда пригрело солнце(1) и коровы легли на траву отдыхать(2) пастух(3) расстегнув ворот синей рубашки(4) сняв старую шляпу(5) сел на ствол(6) поваленной берёзы(7) и занялся лещом.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Увидев бравого бородача (1) шагавшего по улице в форменной шинели и фуражке (2) которую носили только офицеры (3) старушка (4) потрясённая известиями о стремительном движении деникинских частей (5) и о том (6) что они вошли в город с бесчисленным количеством вооружения (7) собранного силами (8) поддержавших деникинцев местных отрядов (9) не на шутку перепугалась.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Жаворонки (1) едва различимые (2) в воздухе (3) заливались над степью (4) конца и края которой (5) не было видно (6) и сообщали (7) ещё не проснувшимся (8) жителям о долгожданном восходе солнца.
Источник
Пришкольная территория белоснежная рубашка старинные часы загореть под солнцем печь пирог
Из предложений 11—12 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В суффиксе полной формы страдательного причастия прошедшего времени пишется НН».
(1)Говоря по-честному, гордостью нашей семьи должна быть сестра Людмила: она кандидат наук, работает в архитектурной мастерской. (2)А гордятся все в доме мной. (3)Это несправедливо.
(4)Чтобы замаскировать эту несправедливость, отец хвалит меня как бы в шутку.
(5)Даже за тройки, принесённые из школы, меня не ругают.
— (6)Вот ведь способный какой, а! (7)Совсем вчера не учил уроков, а на тройку ответил!
(8)Отец говорит это радостно, и свои восторги он, как обычно, заканчивает словами из песни:
— (9)И в воде он не утонет, и в огне он не сгорит.
(10)Или что-нибудь вроде этого.
(11)Частенько отец просит меня напомнить ему содержание фильма или книги, прочитанной нами обоими.
— (12)Какая диковинная память, а! (13)Всё помнит, будто вчера читал… (14)А я вот всё позабыл, всё перепутал!
(15)Мне кажется, отец просто счастлив, что всё забывает и путает.
(16)После того как я смазал по физиономии Костику, отец сказал:
— (17)Драться, конечно, нехорошо. (18)А всё-таки смелый какой, а! (19)Ниже на две головы, а пошёл в наступление, решился.
(20)Вот до чего доводит любовь!
(21)А мне вовсе не нравится, что дома мною восхищаются. (22)Трудно разве ответить на тройку? (23)Или запомнить содержание книги? (24)Кретин я, что ли, какой? (25)И почему надо радоваться, что я «на целых две головы» ниже Костика? (26)(Хотя на самом деле всего на полголовы.)
(27)Отец и мама, мне кажется, хотели бы, чтоб я и вовсе не рос. (28)Они-то ведь ждали ребёнка и хотят, чтоб я на всю жизнь им остался. (29)А меня спросили?
(30)Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять. (31)Я сказал об этом родителям.
— (32)Другой бы гордился, что его выделяют, а этот думает о сестре. (33)Какой добрый, а! — воскликнул отец.
— (34)Значит, любовь и забота не сделали тебя эгоистом, — заключила мама.
— (35)Мы очень рады.
(36)Вот вам и всё! (37)Они очень рады. (38)А я?
(11)Частенько отец просит меня напомнить ему содержание фильма или книги, прочитанной нами обоими.
— (12)Какая диковинная память, а!
В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?
1) (1) Говоря по-честному, гордостью нашей семьи должна быть сестра Людмила: она кандидат наук, работает в архитектурной мастерской. (2) А гордятся все в доме мной.
2) — (12) Какая диковинная память, а! (13) Всё помнит, будто вчера читал…
3) (22) Трудно разве ответить на тройку? (23) Или запомнить содержание книги?
4) (30) Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять. (31) Я сказал об этом родителям.
Правильный ответ под номером 1.
В предложении 11 содержится слово «прочитанной», в котором правописание НН определяется правилом: «В суффиксе полной формы страдательного причастия прошедшего времени пишется НН».
Из предложений 1—3 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полной форме страдательных причастий прошедшего времени пишется НН».
(1)Пять лет тому назад я последний раз видел родной дом. (2)Даже число запомнилось — 28 июля. (3)Ещё недавно наша улица была деревянной, а теперь от неё осталось два домика, окружённых девятиэтажными коробками.
(4)Я прошёлся по комнатам, вышел во двор. (5)От крыльца до сарая тянется дорожка, по которой я сделал первые в жизни шаги. (6)Когда-то эта узкая полоска между сараем и огородом служила нам футбольным полем, тут мы проводили и нашу дворовую олимпиаду. (7)Теперь она заросла высокими ромашками, одуванчиками.
(8)По одну сторону дорожки — кусты калины, которые были для нас тёмными зарослями — обителью диких ирокезов. (9)А на другом конце, у сараев, стояли шиферные вигвамы могикан. (10)Когда-то тут была большая рябина, но она подгнила и упала. (11)Мы обедали на кухне, как вдруг что-то тяжёлое ударилось о землю и стало светло. (12)Мы кинулись к окну, а рябины нет.
(13)Там, где разрослись кусты калины, — тёмный уголок. (14)Тень бросает ясень, свесивший свою могучую раскидистую крону на забор и сарай. (15)Сарай мы почему-то называли амбаром, хотя тут хранились лопаты, грабли, пилы, трёхлитровые банки, заигранные пластинки и тут же лежали подшивки старых журналов и газет. (16)В этом тёмном уголке — самодельные качели.
(17)К амбару пристроен курятник. (18)Кур, правда, тут давно нет. (19)При игре в прятки это было самым укромным местом, а вечером туда вообще заходить боялись.
(20)Налево от дорожки — огород. (21)Вернее, это был сад-огород. (22)Тут росли семь яблонь, чёрная смородина, крыжовник, клубника, огурцы, помидоры, картошка, лилии, гладиолусы, флоксы, тюльпаны и, может быть, что-нибудь и ещё. (23)В углу сада была беседка.
(24)Как счастливо жили мы в этом доме! (25)Я очень многое помню из той поры, самые мелкие детали. (26)Но с течением времени всё сильнее вкрадывается мысль: было ли это в яви или когда-то приснилось? (27)Конечно, дом — это воспоминание. (28)Это — детство.
(29)Теперь дом сломали — детство кончилось…
(30)Уезжая из родного города, где уже не было нашего старого дома, мы с братом дали обещание: когда вырастем, построим вместе дом, точно такой же, как тот, в котором прошло наше детство. (31)И чтоб сад был, и двор, и сараи такие же.
* Бахрéвский Леонид Владиславович — современный детский и юношеский писатель, автор очерков, эссе и рассказов. Наиболее известные из них — «Избранник», «Пелé».
(1)Пять лет тому назад я последний раз видел родной дом. (2)Даже число запомнилось — 28 июля. (3)Ещё недавно наша улица была деревянной, а теперь от неё осталось два домика, окружённых девятиэтажными коробками.
Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «(в) яви» (предложение 26).
Слово (В) ЯВИ употреблено в значении В РЕАЛЬНОСТИ.
Источник
Пришкольная территория белоснежная рубашка старинные часы загореть под солнцем печь пирог
Текст, начинающийся словами «Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива»
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Текст будет прочитан дважды.
Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом — фашизмом. Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории.
Важнейшей чертой минувшей войны был её всенародный характер, когда за общее дело на фронте, в тылу, в партизанских отрядах боролись все: от мала до велика. Пусть не все рисковали в одинаковой степени, но отдавали себя без остатка, свой опыт и труд во имя грядущей победы, которая досталась нам очень дорогой ценой. Но память человека со временем ослабевает, из нее по крупицам уходит сначала второстепенное, менее значимое и яркое, а затем и существенное. К тому же все меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. Если в документах и произведениях искусства не будут отражены самопожертвование и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. А этого нельзя допустить.
Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает литературу и искусство. О жизни человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней. Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам.
ПОЛЬЗУЙТЕСЬ СЛЕДУЮЩИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ
1. Определите тему текста.
2. Сформулируйте основную мысль.
3. Выделите основные микротемы в каждой части текста.
4. Определите способ сокращения: исключение, обобщение, упрощение.
5. Напишите сжатое изложение каждой части и свяжите их между собой.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
ИК1: Содержание изложения | |
2 | |
1 | |
0 | |
ИК2: Сжатие исходного текста | |
3 | |
2 | |
1 | |
0 | |
ИК3: Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
2 | |
1 | |
0 | |
Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1–ИК3 | 7 |
(1)Современный человек испытывает жесточайшее давление не только со стороны моды, но и в нравственном плане. (2)Отрекаясь от собственного мнения, современники отказываются и от собственного нравственного выбора. (3) Они должны признать хорошим то, что общество словом и делом выдает за таковое, и осудить то, что оно объявляет дурным. (4)При этом они пытаются подавлять рождающиеся в душе сомнения, не проявляя их ни перед другими, ни перед самими собой. (5)В результате нравственность человека оказывается подчинена требованиям масс.
Укажите верные варианты ответов. Запишите их номера.
1) Предложение 1 сложносочинённое.
2) Предложение 2 осложнено обособленным согласованным определением.
3) В предложении 3 четыре грамматические основы.
4) Сказуемое в предложении 4 составное глагольное.
5) Грамматическая основа в предложении 5 — нравственность оказывается подчинена.
Выполним синтаксический анализ.
(1)[Современный человек испытывает жесточайшее давление не только со стороны моды, но и в нравственном плане] − Предложение простое, в нём одна основа.
(2) Отрекаясь от собственного мнения , современники отказываются и от собственного нравственного выбора. − Предложение осложнено обособленным обстоятельством.
(3) [ Они должны признать хорошим то, (что общество словом и делом выдает за таковое), и осудить то], (что оно объявляет дурным ). − Три основы (первая основа − они должны признать хорошим и осудить)
(4)При этом они пытаются подавлять рождающиеся в душе сомнения, не проявляя их ни перед другими, ни перед самими собой. − Составное глагольное сказуемое, действительно, есть.
(5)В результате нравственность человека оказывается подчинена требованиям масс. − Верно.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Переминаясь с ноги на ногу (1) от холода (2) Дима (3) немного выждав (4) вновь постучал в (5) обитую толстой жестью (6) дверь (7) но (8) желанного отклика так и не последовало (9) и он направился домой.
Расставим знаки препинания.
[ Переминаясь с ноги на ногу (1) от холода , (2) Дима , (3) немного выждав , (4) вновь постучал в (5) обитую толстой жестью (6) дверь], (7) но [(8) желанного отклика так и не последовало ], (9) и [ он направился домой].
2) запятая выделяет деепричастный оборот
3) и 4) запятые выделяют деепричастный оборот
7) запятая на границе частей в сложносочинённом предложении
9) запятая на границе частей в сложносочинённом предложении
Замените словосочетание «встретить с радостью», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
Примыкание − вид связи, при котором зависимое слово связывается с главным по смыслу.
Ответ: встретить радостно|радостно встретить.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания слова. Запишите номера этих ответов.
1) ПРИШКОЛЬНАЯ (территория) — правописание приставки определяется её значением — близость.
2) БЕЛОСНЕЖНАЯ (рубашка) — сложное имя прилагательное пишется слитно, потому что образовано на основе подчинительного словосочетания.
3) СТАРИННЫЕ (часы) — в суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени пишется НН.
4) ЗАГОРЕТЬ (под солнцем) — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения слова.
5) ПЕЧЬ (пирог) — на конце неопределённой формы глагола буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.
Приведём верное объяснение.
3) СТАРИННЫЕ (часы) — в суффиксе прилагательного на стыке морфем пишется -НН-: стари н+ н .
4) ЗАГОРЕТЬ (под солнцем) — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от ударения.
5) ПЕЧЬ (пирог) — на конце глагола буква Ь пишется. Для обозначения мягкости после Ч писаться Ь не может, потому что Ч всегда мягкий.
Верны варианты под номерами 1 и 2.
Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Мама Коли помогала сыну строить клетку для птиц и сама пекла пироги по праздникам.
2) Птица мешала заниматься Неле, и поэтому решено было выпустить Чёрную Спинку на волю.
3) Птица умерла, потому что родственники в отсутствие Коли не позаботились о ней.
4) Клетка для птицы была слишком маленькой, и шанса выздороветь у Чёрной Спинки не было.
5) Неля не поехала отдыхать, чтобы следить за птицей.
(1)В тот памятный день, когда Колька вернулся из пионерского лагеря, в центре стола, как настоящий кухонный король, красовался пирог, купленный Еленой Станиславовной. (2)Мама когда-то сама пекла пироги к праздничным дням и вообще даже в будни любила повозиться на кухне. (3)Елена Станиславовна предпочитала полуфабрикаты и готовые обеды.
(4)Колькин отец женился на Елене Станиславовне через три года после смерти мамы.
(5)В дом она пришла не одна: с нею вместе явилась и её дочка Неля.
(6)Неля была младше Кольки, но в доме она сразу сделалась старше, как бы важнее, потому что училась в музыкальной школе. (7)В большой комнате, на самом видном месте, было установлено чёрное блестящее пианино, и оно сразу заполнило собой всю квартиру…
(8)Елена Станиславовна зорко следила за тем, чтобы у Кольки и Нели всего было поровну, но Нелино пианино, её музыкальное будущее не оставляли в доме даже крохотного местечка для Колькиных увлечений. (9)Впрочем, по мнению Елены Станиславовны, увлечения эти пока и не обнаруживались, но, может быть, могли ещё появиться… (10)Лечение птиц в семье серьёзным увлечением не считалось.
(11)Когда Колька появился на пороге, Неля бросилась к своему пианино — и грянул марш. (12)Но она не сумела доиграть до конца…
— (13)Где моя Чёрная Спинка? — крикнул Колька.
(14)Чёрной Спинкой он называл любимую раненую чайку, которую нашёл прошлым летом и всю зиму лечил.
— (15)Она… была на кухне, — ответил отец.
(16)Колька увернулся от объятий отца и выскочил из комнаты. (17)Все трое — отец, Елена Станиславовна и Неля, — переглянувшись, неуверенно двинулись за ним.
(18)В кухне на столе стояла пустая клетка… (19)Эту клетку Колька построил очень давно, с маминой помощью. (20)Внутри клетки, в горшочке с землёй, рос куст, который всегда радостно приветствовал новых обитателей клетки лёгким покачиванием листов и напоминал птицам их родной лес. (21)Сейчас листики на кусте свернулись в сухие трубочки: его, наверное, давно уже никто не поливал. (22)В пустой банке из-под консервов валялось несколько жёлтых зёрен. (23)Дверца клетки была открыта и приглашала всех желающих посмотреть на хаос, царивший внутри.
— (24)Вы давали ей рыбу? — тихо спросил Колька.
— (25)Нет… (26)У нас не было времени возиться с рыбой, — ответил отец. — (27)А вот зёрна…
(28)Колька жаждал задать главный вопрос, но оттягивал его.
— (29)А ногу ей перевязывали?
— (31)Но ведь тут, на кухне, темно, жарко… и пахнет газом. (32)Зачем же вы её… сюда?
— (33)Ты знаешь, Николай… — отец в ответственные минуты всегда называл его так. — (34)Ты знаешь, что Неля нигде летом не отдыхала, что она много занималась, а птица кричала, хлопала крыльями, чем-то там шуршала. (35)Мешала ей…
(36)Неля и правда всё лето была в городе, потому что хотела заниматься с известным профессором.
— (37)Чёрная Спинка, значит, тебе очень мешала? — избегая главного вопроса, спросил Колька у Нели.
— (38)Да, мешала! — звонко, дребезжащим от надвигающегося плача голосом ответила девочка.
— (39)Недаром тебя в школе зовут Писклёй!
— (40)Ещё бы… (41)Ведь я сестра Свистуна! — (42)Глупое прозвище Колька получил именно из-за своей любви к птицам.
— (43)А ты мне не сестра… — выпалил Колька.
— (44)Вот видишь, мама? (45)Ты видишь. — голос Нели становился всё тоньше, словно натянутая струна. (46)Наконец струна лопнула. (47)Неля зарыдала.
(48)До сих пор Елена Станиславовна молчала. (49)В глубине души она считала, что должна была более чутко отнестись к Колиной просьбе, внимательней последить за больной птицей. (50)Она даже хотела признать свою вину, ведь жить одной семьёй — значит разделять или хотя бы принимать интересы членов семьи, бережно относиться к чувствам других и к тому, что так горячо любимо ими. (51)Но последняя Колькина фраза мигом изменила все её намерения.
— (52)Как ты м ожешь так, К оля! (53)Неля видит в тебе с воего брата … (54)И эта Чёрная Спинка действительно мешала ей заниматься!
— (55)Где же она сейчас? — спросил Колька, не слыша ничего, кроме того, что касалось его обожаемой птицы.
(56)Елена Станиславовна опустила голову.
— (57)Она сдохла, — набравшись мужества, ответил отец.
(58)Колька качнулся… (59)Его поразило и то, что не стало любимой птицы, для которой он привёз из лагеря целую банку мальков, и то, что отец сказал о её смерти вот так прямо и грубо.
— (60)Она умерла, а не сдохла. (61)Умерла из-за вас! — крикнул Колька. (62)Он схватил огромную клетку и, спотыкаясь, побрёл во двор.
* Анатолий Георгиевич Алексин (1924 — 2017) — русский советский и израильский писатель, сценарист и драматург.
1) Мама Коли помогала сыну строить клетку для птиц и сама пекла пироги по праздникам. − Подтверждается предложениями 2 и 19.
2) Птица мешала заниматься Неле, и поэтому решено было выпустить Чёрную Спинку на волю. − Противоречит предложению 57.
3) Птица умерла, потому что родственники в отсутствие Коли не позаботились о ней. − Подтверждается предложениями 18−32.
4) Клетка для птицы была слишком маленькой, и шанса выздороветь у Чёрной Спинки не было. − Противоречит предложению 62.
5) Неля не поехала отдыхать, чтобы следить за птицей. − Противоречит предложению 36.
Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.
1) «Ты видишь!» — голос Нели становился всё тоньше, словно натянутая струна.
2) Внутри клетки, в горшочке с землёй, рос куст, который всегда радостно приветствовал новых обитателей клетки лёгким покачиванием листов и напоминал птицам их родной лес.
3) «Да, мешала!» — звонко, дребезжащим от надвигающегося плача голосом ответила девочка.
4) Сейчас листики на кусте свернулись в сухие трубочки: его, наверное, давно уже никто не поливал.
5) Дверца клетки была открыта и приглашала всех желающих посмотреть на хаос, царивший внутри.
(1)В тот памятный день, когда Колька вернулся из пионерского лагеря, в центре стола, как настоящий кухонный король, красовался пирог, купленный Еленой Станиславовной. (2)Мама когда-то сама пекла пироги к праздничным дням и вообще даже в будни любила повозиться на кухне. (3)Елена Станиславовна предпочитала полуфабрикаты и готовые обеды.
(4)Колькин отец женился на Елене Станиславовне через три года после смерти мамы.
(5)В дом она пришла не одна: с нею вместе явилась и её дочка Неля.
(6)Неля была младше Кольки, но в доме она сразу сделалась старше, как бы важнее, потому что училась в музыкальной школе. (7)В большой комнате, на самом видном месте, было установлено чёрное блестящее пианино, и оно сразу заполнило собой всю квартиру…
(8)Елена Станиславовна зорко следила за тем, чтобы у Кольки и Нели всего было поровну, но Нелино пианино, её музыкальное будущее не оставляли в доме даже крохотного местечка для Колькиных увлечений. (9)Впрочем, по мнению Елены Станиславовны, увлечения эти пока и не обнаруживались, но, может быть, могли ещё появиться… (10)Лечение птиц в семье серьёзным увлечением не считалось.
(11)Когда Колька появился на пороге, Неля бросилась к своему пианино — и грянул марш. (12)Но она не сумела доиграть до конца…
— (13)Где моя Чёрная Спинка? — крикнул Колька.
(14)Чёрной Спинкой он называл любимую раненую чайку, которую нашёл прошлым летом и всю зиму лечил.
— (15)Она… была на кухне, — ответил отец.
(16)Колька увернулся от объятий отца и выскочил из комнаты. (17)Все трое — отец, Елена Станиславовна и Неля, — переглянувшись, неуверенно двинулись за ним.
(18)В кухне на столе стояла пустая клетка… (19)Эту клетку Колька построил очень давно, с маминой помощью. (20)Внутри клетки, в горшочке с землёй, рос куст, который всегда радостно приветствовал новых обитателей клетки лёгким покачиванием листов и напоминал птицам их родной лес. (21)Сейчас листики на кусте свернулись в сухие трубочки: его, наверное, давно уже никто не поливал. (22)В пустой банке из-под консервов валялось несколько жёлтых зёрен. (23)Дверца клетки была открыта и приглашала всех желающих посмотреть на хаос, царивший внутри.
— (24)Вы давали ей рыбу? — тихо спросил Колька.
— (25)Нет… (26)У нас не было времени возиться с рыбой, — ответил отец. — (27)А вот зёрна…
(28)Колька жаждал задать главный вопрос, но оттягивал его.
— (29)А ногу ей перевязывали?
— (31)Но ведь тут, на кухне, темно, жарко… и пахнет газом. (32)Зачем же вы её… сюда?
— (33)Ты знаешь, Николай… — отец в ответственные минуты всегда называл его так. — (34)Ты знаешь, что Неля нигде летом не отдыхала, что она много занималась, а птица кричала, хлопала крыльями, чем-то там шуршала. (35)Мешала ей…
(36)Неля и правда всё лето была в городе, потому что хотела заниматься с известным профессором.
— (37)Чёрная Спинка, значит, тебе очень мешала? — избегая главного вопроса, спросил Колька у Нели.
— (38)Да, мешала! — звонко, дребезжащим от надвигающегося плача голосом ответила девочка.
— (39)Недаром тебя в школе зовут Писклёй!
— (40)Ещё бы… (41)Ведь я сестра Свистуна! — (42)Глупое прозвище Колька получил именно из-за своей любви к птицам.
— (43)А ты мне не сестра… — выпалил Колька.
— (44)Вот видишь, мама? (45)Ты видишь. — голос Нели становился всё тоньше, словно натянутая струна. (46)Наконец струна лопнула. (47)Неля зарыдала.
(48)До сих пор Елена Станиславовна молчала. (49)В глубине души она считала, что должна была более чутко отнестись к Колиной просьбе, внимательней последить за больной птицей. (50)Она даже хотела признать свою вину, ведь жить одной семьёй — значит разделять или хотя бы принимать интересы членов семьи, бережно относиться к чувствам других и к тому, что так горячо любимо ими. (51)Но последняя Колькина фраза мигом изменила все её намерения.
— (52)Как ты м ожешь так, К оля! (53)Неля видит в тебе с воего брата … (54)И эта Чёрная Спинка действительно мешала ей заниматься!
— (55)Где же она сейчас? — спросил Колька, не слыша ничего, кроме того, что касалось его обожаемой птицы.
(56)Елена Станиславовна опустила голову.
— (57)Она сдохла, — набравшись мужества, ответил отец.
(58)Колька качнулся… (59)Его поразило и то, что не стало любимой птицы, для которой он привёз из лагеря целую банку мальков, и то, что отец сказал о её смерти вот так прямо и грубо.
— (60)Она умерла, а не сдохла. (61)Умерла из-за вас! — крикнул Колька. (62)Он схватил огромную клетку и, спотыкаясь, побрёл во двор.
* Анатолий Георгиевич Алексин (1924 — 2017) — русский советский и израильский писатель, сценарист и драматург.
Олицетворение − наделение неживых предметов свойствами живого существа.
2) Внутри клетки, в горшочке с землёй, рос куст, который всегда радостно приветствовал новых обитателей клетки лёгким покачиванием листов и напоминал птицам их родной лес.
5) Дверца клетки была открыта и приглашала всех желающих посмотреть на хаос, царивший внутри.
Найдите в тексте синоним к слову ЛЮБИМЫЙ (предложение 14). Напишите этот синоним.
(1)В тот памятный день, когда Колька вернулся из пионерского лагеря, в центре стола, как настоящий кухонный король, красовался пирог, купленный Еленой Станиславовной. (2)Мама когда-то сама пекла пироги к праздничным дням и вообще даже в будни любила повозиться на кухне. (3)Елена Станиславовна предпочитала полуфабрикаты и готовые обеды.
(4)Колькин отец женился на Елене Станиславовне через три года после смерти мамы.
(5)В дом она пришла не одна: с нею вместе явилась и её дочка Неля.
(6)Неля была младше Кольки, но в доме она сразу сделалась старше, как бы важнее, потому что училась в музыкальной школе. (7)В большой комнате, на самом видном месте, было установлено чёрное блестящее пианино, и оно сразу заполнило собой всю квартиру…
(8)Елена Станиславовна зорко следила за тем, чтобы у Кольки и Нели всего было поровну, но Нелино пианино, её музыкальное будущее не оставляли в доме даже крохотного местечка для Колькиных увлечений. (9)Впрочем, по мнению Елены Станиславовны, увлечения эти пока и не обнаруживались, но, может быть, могли ещё появиться… (10)Лечение птиц в семье серьёзным увлечением не считалось.
(11)Когда Колька появился на пороге, Неля бросилась к своему пианино — и грянул марш. (12)Но она не сумела доиграть до конца…
— (13)Где моя Чёрная Спинка? — крикнул Колька.
(14)Чёрной Спинкой он называл любимую раненую чайку, которую нашёл прошлым летом и всю зиму лечил.
— (15)Она… была на кухне, — ответил отец.
(16)Колька увернулся от объятий отца и выскочил из комнаты. (17)Все трое — отец, Елена Станиславовна и Неля, — переглянувшись, неуверенно двинулись за ним.
(18)В кухне на столе стояла пустая клетка… (19)Эту клетку Колька построил очень давно, с маминой помощью. (20)Внутри клетки, в горшочке с землёй, рос куст, который всегда радостно приветствовал новых обитателей клетки лёгким покачиванием листов и напоминал птицам их родной лес. (21)Сейчас листики на кусте свернулись в сухие трубочки: его, наверное, давно уже никто не поливал. (22)В пустой банке из-под консервов валялось несколько жёлтых зёрен. (23)Дверца клетки была открыта и приглашала всех желающих посмотреть на хаос, царивший внутри.
— (24)Вы давали ей рыбу? — тихо спросил Колька.
— (25)Нет… (26)У нас не было времени возиться с рыбой, — ответил отец. — (27)А вот зёрна…
(28)Колька жаждал задать главный вопрос, но оттягивал его.
— (29)А ногу ей перевязывали?
— (31)Но ведь тут, на кухне, темно, жарко… и пахнет газом. (32)Зачем же вы её… сюда?
— (33)Ты знаешь, Николай… — отец в ответственные минуты всегда называл его так. — (34)Ты знаешь, что Неля нигде летом не отдыхала, что она много занималась, а птица кричала, хлопала крыльями, чем-то там шуршала. (35)Мешала ей…
(36)Неля и правда всё лето была в городе, потому что хотела заниматься с известным профессором.
— (37)Чёрная Спинка, значит, тебе очень мешала? — избегая главного вопроса, спросил Колька у Нели.
— (38)Да, мешала! — звонко, дребезжащим от надвигающегося плача голосом ответила девочка.
— (39)Недаром тебя в школе зовут Писклёй!
— (40)Ещё бы… (41)Ведь я сестра Свистуна! — (42)Глупое прозвище Колька получил именно из-за своей любви к птицам.
— (43)А ты мне не сестра… — выпалил Колька.
— (44)Вот видишь, мама? (45)Ты видишь. — голос Нели становился всё тоньше, словно натянутая струна. (46)Наконец струна лопнула. (47)Неля зарыдала.
(48)До сих пор Елена Станиславовна молчала. (49)В глубине души она считала, что должна была более чутко отнестись к Колиной просьбе, внимательней последить за больной птицей. (50)Она даже хотела признать свою вину, ведь жить одной семьёй — значит разделять или хотя бы принимать интересы членов семьи, бережно относиться к чувствам других и к тому, что так горячо любимо ими. (51)Но последняя Колькина фраза мигом изменила все её намерения.
— (52)Как ты м ожешь так, К оля! (53)Неля видит в тебе с воего брата … (54)И эта Чёрная Спинка действительно мешала ей заниматься!
— (55)Где же она сейчас? — спросил Колька, не слыша ничего, кроме того, что касалось его обожаемой птицы.
(56)Елена Станиславовна опустила голову.
— (57)Она сдохла, — набравшись мужества, ответил отец.
(58)Колька качнулся… (59)Его поразило и то, что не стало любимой птицы, для которой он привёз из лагеря целую банку мальков, и то, что отец сказал о её смерти вот так прямо и грубо.
— (60)Она умерла, а не сдохла. (61)Умерла из-за вас! — крикнул Колька. (62)Он схватил огромную клетку и, спотыкаясь, побрёл во двор.
* Анатолий Георгиевич Алексин (1924 — 2017) — русский советский и израильский писатель, сценарист и драматург.
Обожаемой (предложение 55).
1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя и переводчика А. И. Куприна: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Его поразило и то, что не стало любимой птицы, для которой он привёз из лагеря целую банку мальков, и то, что отец сказал о её смерти вот так прямо и грубо.
— Она умерла, а не сдохла. Умерла из-за вас! — крикнул Колька». Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
3. Как Вы понимаете значение словосочетания ВНИМАНИЕ К БЛИЖНЕМУ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что значит быть внимательным к ближнему?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитан- ного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)В тот памятный день, когда Колька вернулся из пионерского лагеря, в центре стола, как настоящий кухонный король, красовался пирог, купленный Еленой Станиславовной. (2)Мама когда-то сама пекла пироги к праздничным дням и вообще даже в будни любила повозиться на кухне. (3)Елена Станиславовна предпочитала полуфабрикаты и готовые обеды.
(4)Колькин отец женился на Елене Станиславовне через три года после смерти мамы.
(5)В дом она пришла не одна: с нею вместе явилась и её дочка Неля.
(6)Неля была младше Кольки, но в доме она сразу сделалась старше, как бы важнее, потому что училась в музыкальной школе. (7)В большой комнате, на самом видном месте, было установлено чёрное блестящее пианино, и оно сразу заполнило собой всю квартиру…
(8)Елена Станиславовна зорко следила за тем, чтобы у Кольки и Нели всего было поровну, но Нелино пианино, её музыкальное будущее не оставляли в доме даже крохотного местечка для Колькиных увлечений. (9)Впрочем, по мнению Елены Станиславовны, увлечения эти пока и не обнаруживались, но, может быть, могли ещё появиться… (10)Лечение птиц в семье серьёзным увлечением не считалось.
(11)Когда Колька появился на пороге, Неля бросилась к своему пианино — и грянул марш. (12)Но она не сумела доиграть до конца…
— (13)Где моя Чёрная Спинка? — крикнул Колька.
(14)Чёрной Спинкой он называл любимую раненую чайку, которую нашёл прошлым летом и всю зиму лечил.
— (15)Она… была на кухне, — ответил отец.
(16)Колька увернулся от объятий отца и выскочил из комнаты. (17)Все трое — отец, Елена Станиславовна и Неля, — переглянувшись, неуверенно двинулись за ним.
(18)В кухне на столе стояла пустая клетка… (19)Эту клетку Колька построил очень давно, с маминой помощью. (20)Внутри клетки, в горшочке с землёй, рос куст, который всегда радостно приветствовал новых обитателей клетки лёгким покачиванием листов и напоминал птицам их родной лес. (21)Сейчас листики на кусте свернулись в сухие трубочки: его, наверное, давно уже никто не поливал. (22)В пустой банке из-под консервов валялось несколько жёлтых зёрен. (23)Дверца клетки была открыта и приглашала всех желающих посмотреть на хаос, царивший внутри.
— (24)Вы давали ей рыбу? — тихо спросил Колька.
— (25)Нет… (26)У нас не было времени возиться с рыбой, — ответил отец. — (27)А вот зёрна…
(28)Колька жаждал задать главный вопрос, но оттягивал его.
— (29)А ногу ей перевязывали?
— (31)Но ведь тут, на кухне, темно, жарко… и пахнет газом. (32)Зачем же вы её… сюда?
— (33)Ты знаешь, Николай… — отец в ответственные минуты всегда называл его так. — (34)Ты знаешь, что Неля нигде летом не отдыхала, что она много занималась, а птица кричала, хлопала крыльями, чем-то там шуршала. (35)Мешала ей…
(36)Неля и правда всё лето была в городе, потому что хотела заниматься с известным профессором.
— (37)Чёрная Спинка, значит, тебе очень мешала? — избегая главного вопроса, спросил Колька у Нели.
— (38)Да, мешала! — звонко, дребезжащим от надвигающегося плача голосом ответила девочка.
— (39)Недаром тебя в школе зовут Писклёй!
— (40)Ещё бы… (41)Ведь я сестра Свистуна! — (42)Глупое прозвище Колька получил именно из-за своей любви к птицам.
— (43)А ты мне не сестра… — выпалил Колька.
— (44)Вот видишь, мама? (45)Ты видишь. — голос Нели становился всё тоньше, словно натянутая струна. (46)Наконец струна лопнула. (47)Неля зарыдала.
(48)До сих пор Елена Станиславовна молчала. (49)В глубине души она считала, что должна была более чутко отнестись к Колиной просьбе, внимательней последить за больной птицей. (50)Она даже хотела признать свою вину, ведь жить одной семьёй — значит разделять или хотя бы принимать интересы членов семьи, бережно относиться к чувствам других и к тому, что так горячо любимо ими. (51)Но последняя Колькина фраза мигом изменила все её намерения.
— (52)Как ты м ожешь так, К оля! (53)Неля видит в тебе с воего брата … (54)И эта Чёрная Спинка действительно мешала ей заниматься!
— (55)Где же она сейчас? — спросил Колька, не слыша ничего, кроме того, что касалось его обожаемой птицы.
(56)Елена Станиславовна опустила голову.
— (57)Она сдохла, — набравшись мужества, ответил отец.
(58)Колька качнулся… (59)Его поразило и то, что не стало любимой птицы, для которой он привёз из лагеря целую банку мальков, и то, что отец сказал о её смерти вот так прямо и грубо.
— (60)Она умерла, а не сдохла. (61)Умерла из-за вас! — крикнул Колька. (62)Он схватил огромную клетку и, спотыкаясь, побрёл во двор.
* Анатолий Георгиевич Алексин (1924 — 2017) — русский советский и израильский писатель, сценарист и драматург.
1. Русский язык – один из самых богатых и красивых языков мира. В нем достаточно слов для того, чтобы назвать все предметы и явления, передать самые разнообразные чувства, настроения, переживания, в том числе и прибегая к специальным средствам выразительности. Поэтому трудно не согласиться с высказыванием А. И. Куприна: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». Подтвердим это примерами из текста А. Алексина.
В предложении 20 (Внутри клетки, в горшочке с землёй, рос куст, который всегда радостно приветствовал новых обитателей клетки лёгким покачиванием листов и напоминал птицам их родной лес.) куст, росший в клетке, наделён признаками живого существа – он приветствовал обитателей клетки, словно гостеприимный хозяин дома. Значит, в клетке этим обитателям было уютно и хорошо. Создать это ощущение помогает олицетворение.
В следующем предложении под номером 21, говоря об этом же растении, автор использует слово «листики», образованное с помощью суффикса субъективной оценки –ик-. Автор сожалеет о том, что листики завяли, скрутились, не листы, не листья, а именно листики. От того, что употреблено слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом, ситуация кажется ещё трагичнее.
Таким образом, приведенные примеры можно по праву считать аргументами в поддержку мнения А.И. Куприна о том, что наш язык богат и может передать все оттенки чувств и ощущений.
2. В тексте А. Алексина поднимается очень важная проблема человеческих взаимоотношений. Конфликт между отцом и сыном усугубляется оттого, что они не слышат друг друга, не стремятся понять, что для каждого из них является важным. Именно об этом приведённый фрагмент: «Его поразило и то, что не стало любимой птицы, для которой он привёз из лагеря целую банку мальков, и то, что отец сказал о её смерти вот так прямо и грубо.
— Она умерла, а не сдохла. Умерла из-за вас! — крикнул Колька».
О том, что отец сообщит нерадостную для Кольки новость, стало понятно с первых строк повествования. В поведении всех членов семьи чувствуется неуверенность, натянутость. Отец, самый родной человек, должен был проявить чуткость. Однако он старается отгородиться собственной сдержанностью и напускной строгостью. Это подтверждается предложением 33 текста: «— Ты знаешь, Николай… — отец в ответственные минуты всегда называл его так».
Возможно, Коля чувствовал бы себя не столь одиноким после смерти мамы, если бы члены семьи научились уважать его увлечение – лечить птиц. Ведь это достойное занятие, ничуть не менее значимое, чем игра на пианино. Однако, как говорится в предложении 10, это увлечение не было оценено: «Лечение птиц в семье серьёзным увлечением не считалось». Кольке не хватает главного – тепла и любви, без которых мальчишка остаётся один на один со своими проблемами.
Казалось бы, чего проще – услышать друг друга. Однако, сколько непонятых поступков, грубых слов, разрывов отношений случилось от того, что люди просто не умеют слушать друг друга. Хорошо бы этому научиться.
3. Внимание к ближнему невозможно без отзывчивости и неравнодушия. Именно эти качества позволяют человеку не пройти мимо чужого горя, прийти на помощь, увидеть проблемы окружающих.
Возможно, Коля, герой текста А. Алексина, чувствовал бы себя не столь одиноким после смерти мамы, если бы члены семьи проявили внимание к его жизни и научились уважать его увлечение – лечить птиц. Кольке, не хватает главного – тепла и любви, без которых мальчишка остаётся один на один со своими проблемами.
Однажды в магазине мы с папой заметили старушку, которой не хватало денег заплатить за продукты. В её корзинке лежал хлеб, молоко и кусочек ливерной колбасы. Меня поразило, что даже такой скудный набор женщина не могла оплатить. Папа попросил меня отвести старушку за кассу, а сам сходил с её корзинкой в торговый зал, добавил туда продуктов и заплатил за всё. Я думаю, что это и есть проявление внимания к ближнему.
Внимание к ближнему может предотвратить беду. Спасти кого-то от голода, купив ему продукты в магазине, сказать теплые слова, утешая после потери родного человека, вызвать скорую помощь, если прохожему стало плохо – такие простые, но такие значимые поступки, которые под силу любому из нас. Давайте быть внимательными к окружающим!
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
С2К1: Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос | |
2 | |
1 | |
0 | |
С2К2: Наличие примеров-аргументов | |
3 | |
2 | |
1 | |
0 | |
С2К3: Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения | |
2 | |
1 | |
0 | |
С2К4: Композиционная стройность работы | |
2 | |