Меню

Пришвин кладовая солнца история создания 6 класс

«Кладовая солнца», анализ сказки Пришвина

История создания

Повесть-сказка «Кладовая солнца» была написана примерно за месяц и закончена в начале июня 1945 г. Пришвин принял участие в конкурсе на лучшую книгу для детей, объявленную Министерством просвещения РСФСР. Пришвин на конкурсе победил, и произведение напечатали в журнале «Октябрь» №7 за 1945 г.

С 1941 по 1945 гг. Пришвин был эвакуирован в деревню Усолье Ярославской области, где протестовал против вырубки леса торфоразработчиками. Там он наблюдал жизнь детей-сирот, десятилетней Сони и одиннадцатилетнего Бори, которые успешно справлялись с хозяйством. Они стали прототипами 12-летней Насти и 10-летнего Митраши.

Пришвин не имел четкого замысла, первоначально собираясь описать, как в лесу дети поссорились и пошли собирать клюкву разными тропами. Дальнейший сюжет сложился сам собой в процессе написания.

Пришвин долго размышлял над названием. То он хотел назвать повесть по прозвищам главных героев («Золотая Курочка и Мужичок в мешочке»), по их отношениям («Друзья»), то по месту действия («Тропа испытаний», «Блудово болото»), то по проблематике («Правда Антипыча», «Друг человека»). Метафора «Кладовая солнца» придумана вовсе не Пришвиным. Это точное выражение он нашёл в исследовании о болотах, где они назывались так, потому что хранили солнечные огонь и тепло, заключенные в растениях.

Литературное направление и жанр

Пришвин дал жанровое определение «Кладовой солнца» сам, назвав её сказкой-былью. Это не соединение в жанровом определении двух антонимов. Реалист Пришвин считал, что его «вещицы» больше сказок, потому что «превращают действительность в сказку». Таким образом, пишется «сказка, заключенная в категории пространства и времени», «сказка без Ивана-царевича и Бабы Яги», «новая сказка, которая жила бы в реальной жизни».

Вечные ценности, которые воспеваются в сказках, побеждают и в современной сказке-были. Себя же Пришвин считал современным сказителем.

Тема, основная мысль и композиция

Эта повесть о связи человека и природы, об истинной человечности, которая и делает человека царем природы, покровительствующим всему живому на земле, другом всему живому. Основная мысль – прославление дружбы и коллективизма. Конечно же, идея связана с победой в войне, которая в момент действия повести, в 1942 г., была только надеждой. Пришвин вводит образ друга и врага, это собака, «вернейший друг человека», и волк, «злейший враг его, самой злобой своей обречённый на гибель». Это образ фашистов, хотя ни о них, ни о военных действиях в повести не упоминается.

Кажется, что название не связано ни с темой, ни с основной мыслью, а просто обозначает место действия. Но это не так, ведь солнце – друг и божество всего живого, его кладовая – лежащие близко друг с другом умершие травы – символ товарищества и даже братства.

Повесть состоит из 12 частей. Первая часть играет роль экспозиции, в ней рассказывается о хорошей трудовой жизни осиротевших детей. Вторая часть – это завязка. В ней рассказано о том, как весной дети собирались за перезимовавшей под снегом полезной клюквой. Митраша во всём подражает отцу. Он берёт с собой компас, манки, чтобы приманивать птиц, двустволку. Настя, как мать, берёт полотенце для тяжёлой корзины, вчерашнюю картошку, хлеб и молоко.

Митраша мечтает найти кроваво-красную палестинку, то есть нетронутую полянку, где полно клюквы. Отец рассказывал ему, что она находится возле Слепой елани – коварного болота.

В третьей части дети приходят в борину (сосновый бор посреди болота) Звонкую. Они выбирают путь малозаметной тропой на север. В четвёртой части напряжение нарастает. У Лежачего камня, где отдыхают дети, происходит сразу несколько конфликтов между деревьями, токующими тетеревами, тетеревом и вороном. Они будто провоцируют ссору детей, которые спорят о пути и расходятся, при этом все запасы еды остаются у Насти.

Пятая часть – ретроспективный эпизод о собаке Травке, живущей в картофельной яме возле сторожки Антипыча, умершего два года назад.

Шестая глава тоже ретроспективна и посвящена борьбе с волками на Сухой речке, «волчьей крепости». Всех волков перестреляли, оградив место охоты флажками, так что они утратили «волчий смысл». И только Серый помещик перемахнул через флажки и делал так еще пять раз. Тех пор он порезал овец больше, чем вся волчья стая. В начале весны Серый помещик был злой и голодный. Он услышал вой Травки.

В седьмой главе первоначальный сюжет возобновляется. Травка по следу зайца дошла до Лежачего камня и решила сперва пойти по следу детей, унюхав, что именно у Насти была еда. Так она однажды верхним нюхом нашла в лесу Антипыча.

Восьмая глава кульминационная. Митраша по едва заметной тропе дошёл до Слепой елани и решил сократить путь, ведь человеческая тропа уходила влево от стрелки компаса. «Маленький человечек» увяз по грудь в болоте и позвал сестру, услышав её крик. Но ветер был со стороны девочки, и она не услышала брата. Только сороки и вороны предвкушали его скорую гибель.

В девятой главе сходятся сюжетные линии Насти и Митраши, как должны были сойтись их тропы на полной ягод палестинке. В Насте проснулась жадность к кислой клюкве, и она набрала полную корзину, забыв о еде и о брате.

Потерявшая человеческий облик, забывшаяся Настя очнулась, только столкнувшись со змеёй. Потянувшись за хлебом для пришедшей Травки, Настя осознала, как много времени прошло, и в отчаянье позвала брата. Это тот самый крик, который слышал Митраша в главе 8.

В десятой главе Травка, завывшая по Настиному горю, услышала, как лиса гонит зайца, и решила из-под лисицы поймать его, потом сама погнала на Слепую елань.

В одиннадцатой главе ещё одна кульминационная точка: в погоне за зайцем травка оказывается рядом с Митрашей, который называет её по имени, узнаёт в нём Антипыча и подползает к мальчику, невольно помогая вылезти ему из болота.

В двенадцатой главе наступает счастливая развязка. Митраша готовится убить зайца, но сначала убивает Серого помещика, с которым столкнулся в кустах. Брат и сестра встречаются. Утром односельчане выходят на их поиски, но дети возвращаются навстречу с добычей. Соседи не сразу поверили, что Митраша убил волка. Он превращается в героя, а через два года становится высоким красавцем. А Настя отдала всю свою клюкву сиротам из Ленинграда, мучаясь от своей жадности. В конце рассказчик открывает свою личность разведчика болотных богатств.

Герои повести

Настя и Митраша – сироты, которых опекает всё село. Насте 12 лет, она похожа на Золотую Курочку на высоких ножках, её волосы отливают золотом, веснушки частые и крупные, как золотые монетки, а носик чистенький и торчит вверх. Митраша на 2 года младше, упрямый и сильный. Он коротенький, но очень плотный, лобастый, с широким затылком. За такую внешность он получил прозвище «Мужичок в мешочке». У него тоже был торчащий вверх носик и веснушки.

От родителей детям досталось большое хозяйство (корова, тёлочка, коза, овечки, куры, поросёнок), и они с ним прекрасно справлялись. Рассказчик их характеризует как детишек умных, дружных, готовых помогать на общественных работах, так необходимых во время войны. Рассказчик очень тепло относится к детям, как и остальные жители села, называет их нашими любимцами.

Дети работали не покладая рук, как взрослые. Настя вставала до рассвета и хлопотала по хозяйству до ночи, выполняя все женские обязанности. Митраша делал деревянную посуду, выполнял мужские обязанности и принимал участие в общественных делах.

Митраша строптив, его любимая присказка «вот ещё». Но он упорен, решает идти по компасу на север во что бы то ни стало.

Мальчик умён, но у него мало жизненного опыта. Именно поэтому он попадает в болотную западню, но выживает не только благодаря Травке, но и своей смекалке.
Настя вспыльчива, как и брат, хотя она старше. Но ей только 12 лет, и она не всегда может отвечать лаской на упрямство брата. Рассердившись, она краснеет, как кумач, плюет в сторону брата и забывает о нём на целый день. Девочка увлекается сбором клюквы и за день набирает огромную корзину. Настя от жадности к клюкве теряет свой милый облик. Она ползает мокрая и грязная, «бывшая Золотая Курочка». Когда Настя очнулась, она раскаялась в своей жадности. А передача клюквы сиротам из Ленинграда была искуплением за её проступок, хотя никто, кроме рассказчика, её и не осуждал.

Собака Травка – полноценный герой повести. Она наделена человеческой душой. У неё случилось горе, ужасное несчастье – смерть хозяина. Травка – рыжая гончая собака с черным ремешком по спине и с чёрными полосками под глазами с загибом вроде очков.

Читайте также:  Когда меркурий проходил по диску солнца

Травка, по словам Антипыча, понимает всё лучше людей. Смысл жизни Травки в том, чтобы работать на хозяина, для него она ловила зайцев. И после его смерти собака часто забывалась и приносила зайцев к разрушенной сторожке Антипыча.

Для Травки всё человечество было Антипычем, только с разными лицами. Своим воем Травка призывала к себе Антипыча, это была мольба о человеке. И брат, и сестра неправильно произносят её имя. Настя по ассоциации называет её Муравкой, а Митраша называет её настоящее имя Затравка, от которого отпало начало. Травка откликается на любое из имён, как в каждом человеке видит Антипыча или его врага. Она обретает своего хозяина, молодого Антипыча – Митрашу.

Антипыч подобен волшебному мудрецу. Его возраст никому не известен (больше 80 лет и меньше 100). Рассказчику казалось, что Антипыч никогда не умрёт. Антипыч – хранитель правды. Эту тайну у него пытается выведать рассказчик. Но Антипыч не говорит, где правда, а обещает шепнуть на ушко травке перед смертью. В 11 главе Пришвин догадывается, что это правда вековечной борьбы людей за любовь.

Повесть написана от первого лица множественного числа (мы). Это редкая форма повествования, связанная с идеей превосходства коллективного над личным.

Художественное своеобразие

Пришвин – певец русской природы, так что описательная часть в его рассказах часто преобладает над повествовательной. Сюжет оказывается на втором плане. В повести «Кладовая солнца» тоже очень важны описания природы и объяснения природных явлений. Митраша вспоминает, почему цветочки называются волчьим лыком, где живёт волк Серый помещик, порезавший перед войной деревенское стадо.

Прекрасно сказочное описание того, почему поют птицы. Они все пытаются выговорить слово «Здравствуйте». Таким образом, вся природа очеловечена, обращена к человеку и стремится к нему.

При этом природа божественна, вся она поклоняется солнцу. Она сравнивается с храмом, а освещённые восходящими лучами сосны – с зажжёнными свечами. Пение птиц в этом храме посвящено солнцу.

Для создания напряжения автор использует психологический параллелизм. Ещё до возникновения опасности и психологического напряжения читателя возникает образ двух соперничающих деревьев, растущих из одной точки возле Лежачего камня, сосны и ели. Они 200 лет борются за питание, воздух и свет, впиваются сучьями друг в друга, рычат, стонут и воют (метафоры), как звери. В этом природном образе скрыты отношения между людьми и между людьми и другими животными. Если волк воет от ненависти к человеку, то собака – от тоски по человеку. Да и сами люди могут поступить, как эти два разных дерева, родственные друг другу. В образе воюющих деревьев скрыта ещё не случившаяся ссора брата и сестры, а ещё – конфликты между людьми вообще и даже длящаяся война.

Источник

Смысл названия сказки — были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Из истории создания

Около месяца работал Пришвин над произведением. В июне 1945 года книга «Кладовая солнца» вышла в печать. С ней автор победил в конкурсе на лучшее детское произведение.

Военные годы писатель провёл в деревне Усолье Ярославской области. Там он боролся с вырубкой лесов торфоразработчиками. В той же местности жили дети-сироты, десятилетняя Соня и одиннадцатилетний Боря. Они сами хозяйничали в доме. Именно эти дети стали прототипами героев сказки-были. У Михаила Михайловича изначально не было чёткого плана описания того, как ребята поссорились и отправились собирать клюкву разными тропинками. Сюжет складывался сам собой в течение написания.

Жанровое своеобразие

В книге «Золотая роза» о Пришвине писал К. Г. Паустовский: «Его нужно перечитывать время от времени, выписывать для себя в заветные тетради, открывая всё новые и новые стороны любви к природе и человеку».

Никто так, как Михаил Михайлович, не изображал человека царём природы. Для этого он выбрал непростой жанр — сказку-быль с элементами повести. Писатель превратил реальные события в сказочные и получил забавную «вещицу». В детской повести соединились черты сказки и были. Всё это для того, чтобы показать победу всех вечных ценностей. Если возникает вопрос о том, «Кладовая солнца» — это рассказ или повесть, то лучше называть её повестью. Жизнь героев в книге показана в пределах нескольких событий.

Краткое содержание

Чтобы легче было написать сочинение в 5 классе по «Кладовой солнца», не помешает познакомиться с аннотацией книги. В повести говорится о сестре и брате, Насте и Митраше. Девочке было 12 лет, мальчику — 10. Когда их родители умерли, дети остались жить одни в сельском доме. Они научились вести хозяйство, ухаживать за козой.

Однажды брат с сестрой собрались за клюквой на Блудово болото. В лесу Настя и Митраша поспорили, какими тропинками нужно идти. После этого каждый пошёл своим путём.

Митраша решил сократить дорогу и отправился по непроторённой тропе. Такие действия привели к тому, что мальчик начал тонуть в болоте. Долго брат звал на помощь сестру, но та так и не услышала: она увлечённо собирала ягоды. Потом Настя вспомнила про Митрашу, стала звать его, но тот не отзывался.

Неподалёку от болота охотилась за зайцем собака Травка. Она увидела тонущего мальчика и подползла к нему. Митраша ухватился за собаку и выбрался из трясины. Неожиданно к болоту пробрался волк Серый помещик. Он гнался за Травкой, а оказался прямо перед мальчиком. Митраша выстрелил в него из ружья и убил.

Настя пошла на звук выстрела и отыскала брата. Дети с Травкой вернулись в родную деревню. Все жители встречали их, как героев. Никому не верилось, что маленькому Митраше было под силу убить злого волка. Травка стала жить с детьми. Настя чувствовала себя виноватой в том, что брат чуть не утонул, поэтому она отдала собранную клюкву для эвакуированных детей из Ленинграда.

Рассказ Кладовая солнца Глава 10 Пришвин читать

Тот сильный порыв ветра, когда крикнула бедная Настя, был еще не последним перед тишиной вечерней зари. Солнце в это время проходило вниз через толстое облако и выбросило оттуда на землю золотые ножки своего трона.

И тот порыв был еще не последним, когда в ответ на крик Насти закричал Митраша.

Последний порыв был, когда солнце погрузило как будто под землю золотые ножки своего трона и, большое, чистое, красное, нижним краешком своим коснулось земли. Тогда на суходоле запел свою милую песенку маленький певчий дрозд-белобровик. Несмело возле Лежачего камня на успокоенных деревьях затоковал Косач-токовик. И журавли прокричали три раза не как утром — «победа!», а вроде как бы:

«Спите, — но помните: мы вас всех скоро разбудим, разбудим, разбудим!»

День кончился не порывом ветра, а последним легким дыханием. Тогда наступила полная тишина, и везде стало все слышно, даже как пересвистывались рябчики в зарослях Сухой речки.

В это время, почуяв беду человеческую, Травка подошла к рыдающей Насте и лизнула ее соленую от слез щеку. Настя подняла было голову, поглядела на собаку и так, ничего не сказав ей, опустила голову обратно и положила ее прямо на ягоду. Сквозь клюкву Травка явственно чуяла хлеб, и ей ужасно хотелось есть, но позволить себе покопаться лапами в клюкве она никак не могла. Вместо этого, чуя беду человеческую, она подняла высоко голову и завыла.

Мы как-то раз, помнится, давным-давно тоже так под вечер ехали, как в старину было, лесной дорогой на тройке с колокольчиком. И вдруг ямщик осадил тройку, колокольчик замолчал и, вслушавшись, ямщик нам сказал:

Мы сами что-то услыхали.

— Беда какая-то: собака воет в лесу.

Мы тогда так и не узнали, какая была там беда. Может быть, тоже где-то в болоте тонул человек и, провожая его, выла собака, верный друг человека.

В полной тишине, когда выла Травка, Серый сразу понял, что это было на палестинке, и скорей-скорей замахал туда напрямик.

Только очень скоро Травка выть перестала, и Серый остановился переждать, когда вой снова начнется.

А Травка в это время сама услышала в стороне Лежачего камня знакомый тоненький и редкий голосок:

И сразу поняла, конечно, что это тявкала лисица по зайцу. И то, конечно, она поняла: лисица нашла след того же самого зайца-русака, что и она понюхала там, на Лежачем камне. И то поняла, что лисице без хитрости никогда не догнать зайца и тявкает она, только чтобы он бежал и морился, а когда уморится и ляжет — тут-то она и схватит его на лёжке. С Травкой после Антипыча так не раз бывало при добывании зайца для пищи. Услыхав такую лисицу, Травка охотилась по волчьему способу: как волк на гону молча становится на круг и, наждав ревущую по зайцу собаку, ловит ее, так и она, затаиваясь, из-под гона лисицы зайца ловила.

Читайте также:  Можно ли с обратной стороны луны видеть полное затмение солнца

Выслушав гон лисицы, Травка, точно так же, как и мы, охотники, поняла круг пробега зайца: от Лежачего камня заяц бежал на Слепую елань и оттуда на Сухую речку, оттуда долго полукругом на палестинку и опять непременно к Лежачему камню. Поняв это, она прибежала к Лежачему камню и затаилась тут в густом кусту можжевельника.

Недолго пришлось Травке ждать. Тонким слухом своим она услыхала недоступное человеческому слуху чавканье заячьей лапы по лужицам на болотной тропе. Лужицы эти выступили на утренних следах Насти. Русак непременно должен был сейчас показаться у самого Лежачего камня.

Травка за кустом можжевельника присела и напружинила задние лапы для могучего броска и, когда увидела уши, бросилась.

Как раз в это время заяц, большой, старый, матерый русак, ковыляя еле-еле, вздумал внезапно остановиться и даже, привстав на задние ноги, послушать, далеко ли тявкает лисица.

Так вот одновременно сошлось: Травка бросилась, а заяц остановился.

И Травку перенесло через зайца.

Пока собака выправилась, заяц огромными скачками летел уже по Митрашиной тропе прямо на Слепую елань.

Тогда волчий способ охоты не удался: до темноты нельзя было ждать возвращения зайца. И Травка своим собачьим способом бросилась вслед зайцу и, взвизгнув заливисто, мерным, ровным собачьим лаем наполнила всю вечернюю тишину.

Услыхав собаку, лисичка, конечно, сейчас же бросила охоту за русаком и занялась повседневной охотой на мышей. А Серый, наконец-то услыхав долгожданный лай собаки, понесся на махах в направлении Слепой елани.

Элементы сказки

Чтобы понять, что сказочного в «Кладовой солнца», нужно в первую очередь обратить внимание на подзаголовок — сам автор назвал свое произведение сказкой-былью. Это говорит о том, что произведение наполнено фантастическими моментами. Помимо этого, есть и другие яркие признаки сказки:

  1. Необычный зачин, где автор рассказывает о месте, в котором проживают главные герои. У них, как и у многих сказочных персонажей, нет родителей.
  2. Присутствие мотива дороги (дети идут в лес за клюквой).
  3. Животные наделены человеческими чертами.
  4. Герои делятся на добрых (чудесная помощница Травка) и злых (волк, ворон, сорока, ядовитая змея).
  5. Природа выступает, как живая, деревья оповещают о надвигающейся беде.
  6. Перед братом и сестрой стоит выбор около камня, в какую сторону идти.
  7. Присутствует мотив запрета. Настя пугает Митрашу тем, что нельзя ходить в Слепую Елань. Брат не воспользовался её предупреждением и проходит много испытаний.
  8. Счастливый конец.

В итоге добро всё равно побеждает зло. В произведении автор постоянно чередует реальные факты с вымыслом. Выбрав жанр сказки-были Пришвин намекает на то, что жизнь намного интересней, нежели кажется на первый взгляд.

«Кладовая солнца» (Пришвин): анализ произведения

Уже сам подзаголовок повести «Кладовая солнца (сказка-быль)» заставляет читателя обратить внимание на жанр произведения. «Сказка-быль» создана так, что в ней переплетаются реальное и сказочное, причём происходит это на всех уровнях и на уровне языковом, ведь в произведении отчётливо прослеживаются фольклорные мотивы в построении повествования, в описаниях, в лексике, и на уровне сюжетном, когда мотив спасения героя от неминуемой смерти (сказочный мотив) обыгрывается писателем таким образом, что это спасение не вызывает у читателя ни малейшего сомнения в своей достоверности; да и в образах героев — Насти, Митраши, старика Антипыча, собаки Травки очень много от сказочных персонажей — не случайно же Настю повествователь сравнивает с Золотой Курочкой, а Митраша имеет прозвище «Мужичок в мешочке».

Однако явная связь со сказочным миром не превращает повесть «Кладовая солнца» в стилизацию, Пришвин создаёт вполне оригинальное и в жанровом, и в изобразительном планах произведение, в котором описываются удивительные и одновременно вполне реальные, где-то даже «приземлённые» приключения оставшихся сиротами детей, которые, однако, живут так, как и не всякий взрослый сумеет жить в таких сложных обстоятельствах, в которых они оказались после того, как «их мать умерла от болезни, а отец погиб на Отечественной войне».

Пришвин в произведении «Кладовая солнца» показывает детей, которые живут взрослой жизнью, он с любовью описывает хозяйственность Насти, мастеровитость Митраши, он откровенно любуется своими героями: «А какие это были умные детишки! … не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы». Писатель с большим знанием дела описывает, как Митраша делает деревянную посуду, он восхищается Настей, которая, несмотря на возраст, ведёт себя как взрослая хозяйка. Но, вместе с тем, дети остаются детьми, и постоянные перепалки брата и сестры, в ходе которых чаще всего Митраша пытается доказать, что он «в доме главный», тоже милы автору, он видит в них подлинные отношения между братом и сестрой, которые очень сильно любят друг друга, между которыми возникает «такое прекрасное равенство».

Характеры героев проявляются и в том, как они собираются «за клюквой». Обстоятельность, серьёзность сборов, рассказ брата о «палестинке», о которой говорил когда-то отец, надежда на то, что им удастся найти эту «неизвестную никому палестинку, где растёт сладкая клюква» — и нелепый спор, в результате которого брат и сестра пошли в лесу каждый своей дорогой…

Пришвин замечательно умеет описывать природу. В «Кладовой солнца» природа становится самостоятельным действующим лицом, она живёт своей жизнью, но она же и особым образом «настроена» на жизнь героев. Когда Митраша и Настя расстались, разошлись в разные стороны, «Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали». Так природа выражает своё отношение к происходящему и как бы предсказывает, что дальше героям предстоят испытания.

Образ старого Антипыча создан в сказочных традициях: герой очень стар, он не говорит, сколько ему лет, его речь полна загадками, он умеет разговаривать со своей собакой Травкой, он хранит некие тайны, которые нельзя передать кому попало, для их постижения человек должен определенным образом подготовиться. Умирая, он именно Травке доверяет свой главный секрет — отношения между живыми существами должны быть построены на любви, эта любовь должны быть взаимной, она должна приходить на помощь тогда, когда живые существа нуждаются в помощи. Интересно, что Пришвин говорит не только об отношениях между людьми, ведь не случайно же смерть Антипыча он называет «ужасным несчастьем» в жизни Травки, которая так и не может забыть своего хозяина и постоянно ищет его, найдя, в конце концов, в Митраше «маленького Антипыча», которого она спасла от гибели в болоте.

Митраша оказался в беде потому, что понадеялся на себя, забыл о народной мудрости, «Не знавши броду, оставил выбитую тропу человеческую и прямо полез в Слепую Елань». Мальчик, «почуяв опасность, остановился и призадумался над своим положением», но опоздал и «почувствовал себя плотно охваченным со всех сторон по самую грудь» трясиной, которая никогда не отпустила бы его, если бы на помощь ему не пришла Травка.

Если Митраша ушел с «тропы человеческой» из-за самонадеянности, то Настю увела с неё… неосознанная жадность — девочка шла и шла себе «за клюквой», да и не заметила, как оказалась там, где «люди не ходят». Примечательно, что, осознав это, она испугалась не за себя, а за брата, и её отчаянный крик услышал погибающий в болоте Митраша. Настя корит себя за жадность, и этот момент является одним из самых трогательных в повести.

Между Митрашей и Травкой не сразу установилось понимание, но после того, как мальчик позвал спасшую его из трясины собаку, он в ее глазах преобразился, он «отряхнул грязь с лохмотьев своих и, как настоящий большой человек, властно приказал…» — для Травки он стал ее хозяином: «С визгом радости, узнав хозяина, кинулась она ему на шею…» В минуты смертельной опасности Митраша повёл себя как взрослый, и живое существо признало его право называться хозяином — он стал по-настоящему сильным. Подтверждение этого – то, что ему удаётся убить матерого хищника, и это оказывается удивительным для людей, которые «на время бросили свои дела и собрались, и даже не только из своего села, а даже из соседних деревень… И трудно сказать, на кого больше глядели — на волка или на охотника в картузе с двойным козырьком»…

Читайте также:  Кроме любви твоей мне нету солнца что значит

Дети оказались не просто замечательными детьми, в них те испытания, через которые они прошли, открыли новые, совсем взрослые, качества, прекрасные черты характера. Настя отдала всю клюкву, которая чуть было не увела ее с верного жизненного пути, эвакуированным ленинградским детям, и это был уже совсем взрослый, осознанный поступок, который еще выше поднял девочку в глазах рассказчиков. Хотя автор и сообщает, что рассказ ведётся от имени геологов, открывших торфяные запасы в «Кладовой солнца», читателю понятно, что автор произведения выражает в нем свою жизненную позицию, что он восхищается юными героями, в которых так много тепла, человечности, чувства собственного достоинства, которые так тонко ощущают мир природы и являются такими достойными представителями мира людей.

Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. — М.: ФЛИНТА, 2014

Моменты реальности

Анализ событий, происходящих в повести Пришвина, нужно начать с того, что некоторые из них вполне могли произойти в реальном мире. Дети остались сиротами после войны — это быль. Автор описывает правдоподобно огромное болото, где растёт вкусная клюква. Возможными могли быть приключения на болоте. У детей было хозяйство, что вполне допустимо для деревни.

В пришвинской сказке-были все события происходят в настоящем времени. Кроме того, автор предоставляет описание пейзажей, чего нет в сказках.

Композиционные особенности

Тема сказки-были Пришвина — связь человека и природы. Автор воспевает гуманность, которая делает человека царём всего живого. Композиция «Кладовой солнца» помогает раскрыть главную мысль книги. Вот основные композиционные части:

  1. Экспозиция. В ней говорится о жизни двух осиротевших детей.
  2. Завязка. Настя и Митраша собираются весной за перезимовавшей под снегом клюквой.
  3. Выбор пути.
  4. Нарастание напряжения. Дети расходятся.
  5. Эпизод с собакой Травкой.
  6. Рассказ о Сером помещике.
  7. Кульминация. Митраша увяз в болоте.
  8. Собака спасает мальчика.
  9. Настя и Митраша сходятся.
  10. Развязка. Мальчик убивает старого волка.

Книга написана от первого лица множественного числа (мы). Такая форма повествования редко встречается. Этот приём означает превосходство коллективного над личным, что было присуще тому времени.

Пример 2

Зачем были придуманы сказки? Чтобы научить детей отличать добро от зла, показать важность всегда поступать правильно. Значит, сказка-быль Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца» тоже научила читателей чему-то хорошему. Чему это произведение научило меня?

Эта сказка учит нескольким важным вещам. Во-первых, она показывает всю важность заботы о природе. Очень чётко в произведении показано правило: природа относится к людям так, как они к ней. Настя и Митрашка, например, заботились о животных, о своем маленьком стаде и хорошо вели себя в лесу, поэтому с ними ничего не случилось, даже наоборот, ребятам помогли выбраться целыми и невредимыми. По моему мнению, природа оберегала детей, посылала ушастого помощника, потому что заяц всегда приходил в самый нужный момент. То Травка учуяла зверька, побежала за ним и так нашла Настю, которая вспомнила о брате. То собака снова побежала за зайцем и спасла Митрашку. То младший брат, решив подстрелить зверька, случайно попал в Серого Помещика и тем самым спас и себя, и сестру, и всю деревню тоже. Более того, в сказке показано не только хорошие отношения между человеком и природой, но и плохие. Например, до облавы на волков, которую совершили жители деревни, Серый Помещик не был таким злым и кровожадным, но на момент действия произведения он пугал всю округу. Таким образом автор показал, что если не любить и не ценить природу, в ответ тоже не стоит ждать хорошего отношения к себе.

Во-вторых, эта сказка учит тому, как важна семья. Мать Насти и Митрашки умерла от болезни, отец погиб на Великой Отечественной войне. Только они были у друг друга, только на себя дети могли положиться. Самые близкие люди на свете поссорились, и из этого не вышло ничего хорошего: младший брат чуть не утонул в трясине, пока старшая сестра собирала клюкву. Девочка чуть не забыла о Митрашке, увлекшись своим занятием. После того, как все закончилось, Настя поняла, как неправильно поступила, и отдала всю собранную ягоду детям, эвакуированным из Ленинграда. Автор хотел донести до читателей, что очень важно заботиться о своих родных, всегда помогать им, что ссоры не должны портить отношения между людьми и мешать достигать общих целей.

Таким образом, сказка-быль Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца» научила меня заботиться о природе, уважать её. Еще она показала всю важность семейных отношений и любви к близким.

Секрет названия

Обязательно следует написать о том, почему книга Пришвина называется «Кладовая солнца». «Самое трудное, — говорит автор, — победить не внешнее зло, а что-то плохое в себе самом, в своей душе и жить в любви со всеми в мире. Душа каждого — это кладовая добра, то есть солнца». На первый взгляд, трудно понять, какую связь имеет заголовок с темой и идеей повести. Значение слов (метафору) «кладовая солнца» автор позаимствовал у исследователей болот. Учёными названо так торфяное место, где хранилось солнечное тепло и огонь, заключённое в отмерших растениях.

Сказка-быль Пришвина повествует о дружбе и преданности. В итоге брат с сестрой научились быть терпимее друг к другу, уметь прощать. Дети стали жить в согласии с собой. А ещё книга учит внимательно относиться к природе, окружающему миру.

Пример 1

М. М. Пришвин – замечательный писатель, создатель разных историй для детей. Сказка-быль “Кладовая солнца” – одно из самых ярких его произведений, являющихся кладезью интересной и поучительной информации. Мы видим, как автор описывает красоту родного края, взаимоотношения людей между собой, а также отношения человека к природе.

Героями истории являются брат и сестра, осиротевшие во время Отечественной войны. Все заботы о хозяйстве ложатся на их хрупкие детские плечи. Однако дети не опускают руки и берутся за работу. Автор тем самым учит нас, что нужно не бояться трудиться, даже если сложно, и тогда все получится. Однажды дети идут в лес за клюквой, но когда им предстоит выбор, идти по проторенной тропинке или по скрытой, Митроша упрямится и не хочет туда, куда ходят все, потому что ягод в том месте не будет. Настя же, наоборот, боится затеряться в неизведанном месте. В итоге ребята расходятся. Митроша из-за своего упрямства попал в болото. Повезло мальчику, что собака Травка, у которой умер хозяин, жила в лесу и почуяла человеческую беду. Она помогла Митроше выбраться из западни. А если бы дети сразу договорились друг с другом, то и не случилось бы беды. Пришвин хочет убедить нас в том, что нужно уметь находить компромисс, стараться прислушиваться друг к другу, и тогда можно будет избежать многих проблем. Мы, конечно же, понимаем, что дети – это все лишь на всего дети, им трудно удержаться от азарта и не сделать вид, что они знают всё лучше всех. Ведь даже взрослые иногда забываются и могут начать спорить. Однако нужно всегда стараться сохранять ясность мысли, потому что иначе можно угодить в беду.

Герои тем не менее проявили смекалку, что помогло выпутаться из беды. Собака Травка приняла мальчика за юного Антипыча, ее прежнего хозяина, чем Митроша успешно и воспользовался. Мы видим, что человек относился к животному по-доброму на протяжении многих лет, и даже после того, как хозяина не стала, собака искала его в каждом человеке. Животное привыкло помогать людям, и поэтому почуяла беду, когда мальчик угодил в болото. Нужно стараться относиться к животным и к природе бережно, и тогда они ответят нам тем же.

Нам, городским жителям, очень интересно и познавательно читать такие истории. Мы видим лося и змею, путешествуем по лесу в поисках ягод. Автор так подробно описывает лес, деревья, которые растут там, поведение животных, что нам хочется тоже оказаться на месте героев и вдохнуть чистый сельский воздух. Пришвин пытается передать нам свою любовь к природе и хочет, чтобы мы тоже прониклись этим чувством и старались относиться бережнее к окружающей среде.

Источник

Adblock
detector