Конспект урока и презентация по литературе на тему сказка-быль М. М. Пришвина «Кладовая солнца» в 6 классе
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему
Урок литературы по сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» в 6 классе с презентацией. Данный урок является первым в системе уроков по изучению сказки-были «Кладовая солнца» в шестом классе. На первом уроке дается сведения об эпохе, личности и творчесвте писателя. Также учащиеся посещают заочную образовательную экскурсию в музей «Усадьбьа М. М. Пришвина» филиал Государственного литературного музея.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
первый урок по сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» в 6 классе | 22.34 КБ |
презентация по литературе к сказке-были «Кладовая солнца» в 6 классе | 1.2 МБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ СКАЗКИ-БЫЛИ М. М. ПРИШВИНА «КЛАДОВАЯ СОЛНЦА» В 6 КЛАССЕ
Тема урока: М. М. Пришвин. Эпоха. Личность. Творчество.
Тип урока: урок-введение
Вид урока: урок-экскурсия
Цели урока: Рассказать об эпохе М. М. Пришвина; познакомить ребят с личностью и с памятными местами, связанными с именем писателя; привить интерес к творчеству М. М. Пришвина.
Оборудование: портрет писателя, мультимедийная презентация, выставка книг М. М. Пришвина.
Организационный момент. (Даем установку на урок, озвучиваем цели урока).
Вступительное слово учителя. Здравствуйте ребята, сегодня мы познакомимся с прекрасным писателем М. М. Пришвиным и его творчеством. Перед тем как мы начнем знакомство с биографией. Я хочу рассказать вам об эпохе писателя. М. М. Пришвин стал свидетелем значимых событий истории нашей страны. Посмотрите на презентацию, для того чтобы вы лучше поняли суть эпохи я подобрала к каждому событию иллюстрации и ключевые слова (слайд 2-4). Итак, рассмотрим их:
- Революция 1917 года. Ключевые слова: власть, кризис, бунт, восстание, двоевластие, мятеж.
- Гражданская война 1918 – 1920гг. Ключевые слова: разруха, раскол, борьба, власть, насилие, братоубийство, разгром, армия, смерть.
- Великая Отечественная война 1941 – 1945гг . Ключевые слова: смерть, потери, патриотизм, битва, упорство, отвага, мужество, героизм, смелость.
Начнем знакомство с М. М. Пришвиным.
- Беседа
- Что вы уже знаете о М. М. Пришвине?
- Какие его произведения вы читали? О чем они были?
- Сообщение сведений из биографии писателя с комментариями
М. М. Пришвин родился в 1873 году в имении Хрущево Орловской губернии. Отец Михаил Дмитриевич, очень быстро разорился и семья осталась без средств к существованию. Мать М.М. Пришвина Мария Ивановна. Образование дети получали благодаря матери. (слайд 6).
Еще ребенком он оценил красоту природы родного края. Интерес к природе пробудил у него местный крестьянин, с которым мальчик любил путешествовать по лесам, наблюдать жизнь растений и животных.
Окончив сельскую школу, поступил в Елецкую гимназию, но был исключен за дерзость. Затем, спустя 6 лет, учился в Тюменском реальном училище. (слайд 7).
Повзрослев, неделями ходил с охотничьим ружьем и рюкзаком за плечами по лесам и болотам, ловил с рыбаками рыбу на озерах. Наблюдая за жизнью природы, он стал вести дневник. Свои записи он опубликовал в нескольких книгах в виде небольших рассказов о природе и вскоре заслужил славу певца русского края. Первая книга называется «В краю непуганых птиц».
Для полного знакомства с личностью писателя приглашаю всех вас на экскурсию в музей «усадьба М. М. Пришвина».
Сам Пришвин считал себя путешественником. До старости он побывал в разных местах большой страны — в лесах на Севере и в средней полосе России, на Кавказе, в Средней Азии, на Урале Дальнем Востоке. На склоне лет стал думать о собственном доме: «Как я живу! Комары, ночлеги в случайных избах, куда нередко с моими собаками не пускают. Свое бы устроенное гнездо».
В это время Пришвин был уже известным писателем и получил в Москве квартиру, но мечтал о собственном доме. После войны купил у ученого-географа дом на Москве-реке и сразу почувствовал: это то, что надо. «Мой дом над рекою Москвой — это чудо!».
В деревянном декорированном резьбой доме с открытой семигранной верандой музей устроили в 1954 году, сразу после смерти писателя. Несколько десятков лет смотрителем работала его жена, которая следила, чтобы все вещи оставались в таком же положении, как и при жизни Пришвина. Сейчас за этим следят несколько добродушных смотрительниц, которые очень рады посетителям и делают все возможное: разрешают посидеть в машине писателя, стоящей в гараже около дома, позволяют испытать мягкость матраса, на котором он спал, полистать его книги, проверить упругость клавиш печатной машинки. Летом открывают окна в сад, чтобы в доме слышалось пение птиц. А девушкам показывают самое главное сокровище — коллекцию посуды, которую Пришвин покупал на блошиных рынках. Вокруг дома — сосновая аллея, часть которой посадил сам писатель, и яблоневый сад.
Территория усадьбы представляет собой единый ландшафтно-архитектурный комплекс. Усадебный дом расположен на склоне верхней террасы правого, высокого берега Москвы-реки. Фасад дома обращен к деревенской улице. Дом был выстроен в конце XIX века финским уроженцем Освальдом, и, вероятно, именно он принес в архитектуру дома типичные мотивы «северного модерна», характерные, например, для дач Карельского перешейка. Особое внимание обращает на себя открытая веранда, вынесенная на столбах над цокольным этажом. Территория усадьбы состоит из двух относительно автономных по своему облику частей, тем не менее составляющих единое целое. Слева находится благоустроенная садовая часть усадьбы, с липовой аллеей; справа от нее, в сторону реки — большая поляна, не затронутая приусадебным хозяйством. На этой поляне в наши дни проводятся концерты и некоторые другие культурные мероприятия.
Среди достопримечательностей данной части усадьбы есть живописная еловая аллея и, в самом углу участка, — камень на могиле Джали — последней собаки Пришвина. От входа, оформленного в виде двух белых столбов, наподобие тех, которые существовали в родовом имении Пришвина — усадьбе Хрущево под Ельцом, дорожка проходит мимо малого дома, который при Пришвине был гостевым, а теперь используется сотрудниками музея для работы. В особой пристройке к этому домику — гараж, в котором находится знаменитая машина Пришвина, входящая в состав экспозиции. По крутому склону дорожка поднимается к находящемуся практически позади дома крылечку, и здесь дом из усадебного превращается в простой деревенский дом. Мемориальная часть его состоит из прихожей, столовой, откуда есть выход на веранду, комнаты Валерии Дмитриевны, которую Михаил Михайлович в шутку называл «денщицкой», потому что из нее осуществляется вход в кабинет писателя, обращенный на луг в сторону реки. В музее сохранена типичная обстановка послевоенного деревенского дома, со всеми деталями быта, словно хозяева просто отлучились куда-то.
В музее Пришвина все вещи подлинные — от болотных сапог до фотоаппарата и книг.
Дом Пришвина — это мир, отвечающий строю души избравшего его человека. Особая ценность его в том, что в нем все одухотворено отблеском жизни человека, для которого лес был местом, где хорошо работалось, где жить было радостно.
Вот муравейник на склоне, где Пришвин сидел на скамейке; вот пень, к которому приделана стойка с дощечкой — к ней Пришвин прислонялся спиной, когда сидел с записной книжкой. Вот тропка к реке, у которой Пришвин любил провожать вечернее солнце — выходил из леса на берег наблюдать, как светило, багровое и странно большое, катилось за горизонт над заречным селом.
Лес был «вторым домом» для Пришвина, который почти каждый день шел в него с ружьем и фотокамерой.
Вставал писатель с постели рано — в пять часов. Ставил самовар. Пил чай. И сразу же ежедневно садился за дневник, который вел много лет. В его дневниках есть всё: заметки об охоте, разговоры с людьми, течение жизни, события большие и маленькие, мысли о прочитанных книгах, о путешествиях, о зверях и птицах, народном говоре, о встречах, о войне, о сыновьях, которые вместе с ним охотились.
В доме сохранилась пишущая машинка писателя. Но в путешествиях и на охоте записи делал он карандашом, причем любили источить карандаш до величины в половину мизинца.
Пришедшие в дом-музей сразу обращают внимание на ружьё, бинокль, фотокамеру, болотные сапоги. Все знают, Пришвин был охотником, держал в доме собак. Но охотился он избирательно, главным образом стрелял болотную дичь, тетеревов, зайцев. Однажды был на медвежьей охоте. Не понравилось! «Это все похоже на убийство!» Не стрелял волков. Любимым месяцем у него был апрель — «всё оживает, всё куда-то летит, поёт, всюду море воды. А прилетели соловьи и кукушки — весна для охотника кончилась».
Жил Пришвин скромно — «как все». Обо всем, что было под крышей, говорил улыбаясь: «Моих вещей нет, но в лесу деревья, цветы, облака. Это всё моё». В трудные годы после революции охота кормила. Но самая главная его добыча помещалась не в охотничьей сумке, а в записной книжке.
Самым большим увлечением в жизни, после охоты, была для писателя фотография. Впервые то, как работает фотокамера, Пришвин увидел на Севере в 1906 году и сразу полюбил фотографию. Увидел, как много может сделать камера в умелых руках. С помощью чудесного ящика «светопись» оставляла на пленке и бумаге память о майском тумане одуванчиков и узорах инея зимой, об одетых в снежный наряд елочках, о разливе красок осенью, о пролете караванов птиц, о бегущем по полю зайце, о человеческих лицах, о лягушке на пруду, мухе в паутине.
Пришвин полюбил «светопись», не расставался с фотоаппаратом в путешествиях и на прогулках, с удовольствием возился с техникой, печатал у красного фонаря снимки. Его книги и журнальные публикации сопровождают интересные фотографии.
Музейный архив писателя содержит четыре тысячи негативов. Одних только снимков паутины в архиве — двести.
Пришвин говорил: фотоаппарат заменяет ему ружьё. До последнего дня он готов был снимать.
Сегодня сельцо на берегу Москвы-реки обросло богатыми домами с высокими заборами, и только краешком виднеется среди них, как заповедник, старинный дом Пришвина.
Экскурсия на слайдах 1-10 (электронное приложение на диске).
Итоги урока. На этом уроке мы познакомились с эпохой, личностью и творчеством писателя. Еще побывали на занимательной экскурсии.
Домашнее задание: прочитать сказку-быль «Кладовая солнца». Составить примерный план произведения.
Источник
Урок литературы в 6 классе М.Пришвин «Кладовая солнца»
презентация к уроку по литературе (6 класс) на тему
Изучение сказки-были » Кладовая солнца» М. Пришвина. Образы главных героев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературы в 6 классе | 360.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
М.М.Пришвин «Кладовая солнца» Митраша и Настя
Литературная разминка 1. В каком году была написана сказка-быль? 1945 2.Название болота, возле которого жили дети. (Блудово ) 3. Топкое место в болоте ,всё равно,что прорубь на льду. (Елань) 4.По-народному какое-нибудь отменно приятное местечко в лесу. (Палестинка) 5. Кто такой Антипыч? (Лесник) 6.Кто спас от смерти мальчика на болоте? Собака Травка 7. Как в произведении называли волка? Серый помещик
Митраша и Настя Найдите в тексте портрет Насти. Прочитайте портрет Митраши.
Митраша и Настя С самого начала произведения мы знакомимся с главными героями Настей и Митрашей. Рассказчик рисует нам портреты детей. — Что называется портретом в литературном произведении? Описание внешности героя: его лица, фигуры, одежды .
Митраша и Настя — С помощью каких изобразительных средств созданы портреты героев? — Что такое эпитет? Образное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему.
Митраша и Настя — Как автор относится к детям? Какие слова и выражения помогают нам увидеть авторское отношение к ребятам? «Они были очень милые…» «…досталось, однако, детишкам бедным и большая забота…» «Но очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились…» «И какие это были умненькие детишки !» «Не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как наши любимцы»
Митраша и Настя Докажите словами из текста, что Настя и Митраша отличаются трудолюбием, деловитостью, хозяйственностью. Они любят и помнят своих родителей. «Точно так же, как и покойная мать…» «Митраша выучился у отца…» «Он (Митраша )хорошо, по-отцовски обернул вокруг ног портянки…» «- Зачем тебе полотенце?- спросил Митраша.
Митраша и Настя — Как же дети ведут себя в лесу? « Было совсем тихо в природе и дети, озябшие, до того были тихи…» « Затаив дыхание, дети сидели на холодном камне, дожидаясь, когда к ним придут первые лучи солнца». «Неподвижные сидели на камне».
Блудово болото — Кто прав – Настя или Митраша? На чьей стороне рассказчик? — Что заставило Митрашу пойти (Настю не пойти) по неизведанной тропе?
1 Проследить путь Насти и Митраши по Блудову болоту. Как автор описывает Блудово болото? Какой смысл вкладывает он в слова «кладовая солнца»? Исследование 3 . Перечитайте эпизод «Спор детей о дороге». Разыграть спор между Настей и Митрашей. Как ведёт себя каждый из них? Как природа помогает понять настроение спорящих? 2 . Приготовиться к выразительному чтению отрывков «Ель и сосна» и «Тетерев-Косач». Какое впечатление производят эти картины природы? Как ведут себя дети в лесу?
4 группа. Вслед за Митрашей. Как ведёт себя Митраша, оставшись один? Объясните «загадочные» слова мудрого лесника Антипыча («Ходите вы, ребята, одетые и обутые. Ходили бы голенькие и разутые» — гл.8) Исследование 5 группа . Вслед за Настей. Почему Настя забыла о брате? Какая природа окружает её? Над чем заставляет нас задуматься Пришвин, изображая «путь» Насти?
ИТОГ УРОКА Что называется портретом литературного героя? Какие изобразительно-выразительные средства помогают создать портрет? (приведите примеры)
Домашняя работа 1. Подумайте, почему «Кладовая солнца» называется сказкой-былью? 2. Пересказать близко к тексту одно из описаний природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: Создание газеты «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» Форма проведения: деловая игра (6 класс).
На данном уроке ребята вместе с учителем отправляются в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей. Анализируя текст, выясняют, какие трудности пришлось испытать героям.
Урок с использованием технологии КРЧиП.
Предлагаемая разработка урока составленна по программе Б.Неменского «Изобразительное искусство».
Предлагаемая разработка урока составленна по программе Б.Неменского «Изобразительное искусство».
Основная идея сказки-были Михаила Пришвина в том, что природа – это огромная кладовая, и человек должен научиться пользоваться природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие чело.
Тема: М.М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Настя и Митраша.Цели: раскрыть особенности характера героев сказки – были через их литературные портреты, чтобы понять их поступки в.
Источник