Исследование «О роли художественных средств выразительности в рассказах » (по 8 главе сказки-были «Кладовая солнца»)
Исследование «О роли художественных средств выразительности в рассказах » (по 8 главе сказки-были «Кладовая солнца»)
Выполнила команда «Совята»
“… Всё счастье, вся красота и добро на земле зависят от нашего любовного внимания к каждому” ().
Гипотеза: Если мы изучим язык произведений , то сможем понять, что секрет необычности, красоты, выразительности языка писателя заключается в том, что «слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лед, то, наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем, подобно течению звезд над лесным краем», как считал .
Цель: исследовать стиль , выделить различные средства выразительности, которые помогают автору показать красоту и необычность явлений природы.
• провести исследование языка 8 главы сказки-были «Кладовая солнца»;
• изучить особенности использования в главе различных средств выразительности;
• составить словарь волшебных слов писателя
• Изучение теоретической литературы, касающейся особенностей языка произведений и особенностей средств выразительности;
• Наблюдение над языком 8 главы сказки-были «Кладовая солнца»;
• Анализ лексики 8 главы произведения;
• Систематизация изученного материала при составлении словаря волшебных слов писателя.
Троп — это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности. Рассмотрим такие тропы, как эпитет, сравнение, олицетворение, метафора. Художественное слово — многозначное; писатель создает образы, играя значениями и сочетаниями слов, используя окружение слова в тексте и его звучание. При создании тропа слово всегда используется в переносном значении.
Рассмотрим названные виды тропов:
ЭПИТЕТ (греч. Epitheton, приложенное) — это один из тропов, являющийся художественным, образным определением. В качестве эпитета могут выступать:
• существительные, иногда вместе с окружающим их контекстом;
Всякий эпитет отражает неповторимость восприятия мира автором, потому обязательно выражает какую-либо оценку и имеет субъективное значение.
В художественном произведении эпитет может выполнять различные функции:
• образно охарактеризовать предмет;
• создать атмосферу, настроение;
• передать отношение автора (рассказчика, лирического героя) к характеризуемому предмету;
• совмещать все предыдущие функции в равных долях (в большинстве случаев употребления эпитета).
Все цветообозначения в художественном тексте являются эпитетами.
СРАВНЕНИЕ — это художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим. Сравнение отличается от других художественных сопоставлений, например, уподоблений, тем, что всегда имеет строгий формальный признак: сравнительную конструкцию или оборот со сравнительными союзами как, будто, словно, точно, как будто и подобными.
Сравнение играет в тексте определенные роли: иногда авторы используют так называемое развернутое сравнение, раскрывая различные признаки явления или передавая свое отношение к нескольким явлениям.
МЕТАФОРА (греч. Metaphora, перенос) — вид так называемого сложного тропа, речевой оборот, при котором свойства одного явления (предмета, понятия) переносятся на другое. Метафора содержит скрытое сравнение, образное уподобление явлений с помощью использования переносного значения слов, то, с чем сравнивается предмет, лишь подразумевается автором. Недаром Аристотель говорил, что «слагать хорошие метафоры — значит подмечать сходство».
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — художественный прием, при котором неодушевленному предмету, явлению или понятию придаются человеческие свойства. Олицетворение может использоваться узко, в одной строке, в небольшом фрагменте, но может быть приемом, на котором построено все произведение
Задача олицетворения — соотнести изображаемый предмет с человеком, сделать его ближе читателю, образно постичь внутреннюю сущность предмета, скрытую от повседневности. Олицетворение является одним из древнейших образных средств искусства.
В тексте главы 8 было найдено 15 эпитетов, которые выполняют разные функции. Приведем примеры использования данного тропа главе (полный список эпитетов приводится в Приложении 1)
· образно характеризуют предмет: «вертлявые кочки», «подвижной земле»;
· создают атмосферу, настроение: «с тревожным стрекотанием», «задорно и уверенно посвистывая»
· передают отношение автора к характеризуемому предмету: «место погибельное», «поганое дело»;
· совмещают различные функции: «непонятные и неуловимые оттенки»
В сочетании «Слепая елань» автором тоже используется эпитет, который позволяет образно охарактеризовать предмет. Следует отметить, что своеобразием эпитетов в произведениях является их яркая эмоциональная окраска и часто метафорический характер, что ярко отражено в примере, приведенном выше.
Писатель часто использует в 8 главе сравнения. Нами было выделено 9 примеров этих тропов (см. Приложение 2). Образы, созданные автором при помощи сравнений, настолько яркие, что они по своей художественной наполненности и эмоциональному воздействию граничат с метафорой. Ведь сближение предметов происходит по какому-то признаку, иногда этот признак бывает неожиданным, и в результате рождается свежий образ, отличающийся от метафоры только наличием слов: «как», «будто», «как будто». В качестве примеров можно привести сравнения: «земля под ногами стала как гамак, подвешенный над тенистой бездной », «чем старше старушка на болоте, тем кажется чуднее»
Одним часто встречающихся в текстах тропов является олицетворение. Нами было выделено 7 примеров (см. Приложение 3). Олицетворения помогают показать необычность, сказочность окружающей природы. Все они очень яркие: «солнце было матерью каждой травинки»; «волновались старушки елки».
Использует автор и метафоры, которые помогают показать динамический характер смены состояния природы, отличаются богатым колоритом и живописностью: «солнце отдавало свое тепло», «змеилась высокая трава белоус» использует и развернутые метафоры, включающие и другие тропы: «не дает родителям-растениям передать все свое добро детям» (развернутая метафора, включающая олицетворение и эпитет). Нами было отмечено 5 метафор (см. Приложение 4).
· Писатель широко использует в тексте такие тропы, как метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, которые делают язык 8 главы сказки-были «Кладовая солнца» ярким, точным и живописным.
· Ведущую роль в тексте главы играют эпитеты, это говорит о своеобразии индивидуального стиля писателя.
· Использование ярких и необычных метафор, сравнений, олицетворений усиливает поэтическое звучание текстов и их эмоциональное воздействие на читателя.
Использования в главе 8 сказки-были «Кладовая солнца» различных тропов
Словарь волшебных слов (по тексту главы 8 «Кладовой солнца»)
Источник
Урок литературы по рассказу М.Пришвина «Кладовая солнца»
Выбранный для просмотра документ Приложение к уроку кладовая солнца.docx
Опишите ЕЛОЧКИ , встретившиеся Митраше на болоте.
Опишите БОЛОТНЫЕ КОЧКИ , по которым шел Митраша
Опишите ЧЕРНОГО ВОРОНА , встретившегося Митраше на болоте.
ВЫВОД:
КАК ПРИРОДА ПОМОГАЕТ ПОНЯТЬ НАСТРОЕНИЕ МИТРАШИ? (устно. Подумайте, кто будет отвечать.)
Опишите ЛОСЯ , встретившегося Насте на палестинке.
2.СРАВНЕНИЯ____________________
3. ПОВЕДЕНИЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К НАСТЕ
Опишите ПЕНЬ , который стоял на пути Насти
Опишите ЗМЕЮ , которую Настя увидела на пне.
ГЛАГОЛЫ, ПЕРЕДАЮЩИЕ ПОВЕДЕНИЕ ЗМЕИ______________
ВЫВОД:
КАК ПРИРОДА ПОМОГАЕТ ПОНЯТЬ НАСТРОЕНИЕ НАСТИ? (устно. Подумайте, кто будет отвечать.)
Выбранный для просмотра документ Урок Кладовая солнца..doc
Тема: Трудный путь Насти и Митраши к правде жизни.
Цель: 1. Показать нравственную суть взаимоотношений Насти и Митраши.
2. Отрабатывать навык анализа текста художественного произведения.
3. Воспитывать в детях такие нравственные качества как дружба, взаимовыручка.
1.Приветствие «Вставай же, друг мой! Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей, начинай борьбу, помогай солнцу!»
— Почему таким приветствием я начала урок? (продолжаем разговор о произведении М. Пришвина «Кладовая солнца»
— Поздоровайтесь со мной по-тетеревиному!
— А как по-тетеревиному «солнце»?
— Знание текста радует. Эти знания нам сегодня понадобятся.
2. Определение темы урока, постановка цели.
— Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлых уроках? ( о Пришвине, о его любви к природе, о Насте и Митраше)
— Можно ли сказать, что произведение нами изучено? На какие вопросы вы бы хотели получить ответ?
Действительно, а что стало с нашими героями? Чему хотел научить нас писатель? Предлагаю темы урока, выберите наиболее подходящую: ТРУДНЫЙ ПУТЬ НАСТИ И МИТРАШИ. или ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ НАСТИ И МИТРАШИ или ТРУДНЫЙ ПУТЬ НАСТИ И МИТРАШИ К ПРАВДЕ ЖИЗНИ. (Запись темы в тетрадь).
-Мы с вами должны будем понять, почему путь оказался трудным, какую правду жизни должны усвоить наши герои.
3. Подготовка к восприятию темы.
– С какого места начались трудности у наших героев? (у Лежачего камня, похожего на сказочный путеводитель).
— Давайте посмотрим на героев, понаблюдайте, удалось ли актерам передать образы героев?
ИНСЦЕНИРОВАНИЕ ОТРЫВКА ( подготовленное дом. задание)
— Но один образ в их инсценировке отсутствовал. Кто был внимательным читателем, тот вспомнит, кто еще присутствовал при этой ссоре? (Ворона, которая зловеще каркала). Для чего писателю была необходима эта ворона? (Природа подсказывает нам, что должно произойти что-то страшное: «тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали.»
4. Определение формы работы. Работа в группах.
— Как вы думаете, почему вы разбиты на группы и по какому принципу? (мальчики будут отслеживать путь Митраши, девочки – путь Насти, третья группа? – какой герой сыграет важную роль в жизни ребят? – Травка.).
— Как сделать работу группы эффективной?
Лось (сравнение «похож на быка»), эпитеты «стройные ноги», метафора «чудовище», «громадина», отношение к Насте: «лось ее и за человека не считает, у нее все повадки обычных зверей»
Пень. Эпитеты «большой, черный, теплый», олицетворение «собирает в себе лучи солнца»
Змея. Эпитеты «громадная», глаголы, передающие поведение «подняла голову, зашипела»
ВЫВОД: Как природа помогает понять настроение Насти?
Елочки. Эпитеты «елочки – старушки», стройные», олицетворения «волновались, голый сук подняла как руку, ждет, чтобы хлопнуть, присела, стоит вяжет чулок», метафоры «колдунья»
Черный ворон. Эпитеты «сторожевой ворон», олицетворения «разговор воронов», сравнение «крик ворона, похожий как если человек крикнет»
Болотные кочки. Эпитеты «мягкие, вертлявые», метафоры «пропасть», сравнение «ступишь, а у тебя как в животе заурчит», «земля как гамак».
ВЫВОД: Как природа помогает понять настроение Митраши?
Расскажите историю Травки и Антипыча по плану :
Взаимоотношения Антипыча и Травки.
Жизнь Травки после смерти Антипыча.
Тайна Антипыча и Травки.
Отчет о работе в группе.
1 группа. Описание природы и вывод.
— Почему Лось Настю «за человека не считает»?
— Объясните выражение «Насте представилось, будто это она сама осталась там, на пне, и теперь вышла из шкуры змеиной и стоит, не понимая, где она.
Вывод: «Лось принял Настю за животное, потому что Настей овладела жадность, она забыла о брате, пень отдавал тепло, а Настя вела себя эгоистично. И только змея заставила Настю очнуться, вылезти из животной змеиной шкуры, вспомнить, что она человек. Настя пронзительно закричала: «Братец, Митраша! И, рыдая,упала возле корзины, наполненной клюквой»
2.Группа. Описание природы и вывод.
— Думал ли Митраша о Насте? (об этом в тексте напрямую ничего не говорится). Психологи считают, что в экстремальных ситуациях выживает тот человек, который знает, что ему нельзя погибнуть, что его ждут любимые и родные.
Природа всячески подсказывает Митраше, что идет он не туда. Но Митраша из-за своего упрямого характера не сворачивает с пути, он попал в Слепую елань. «Маленький человечек кричать перестал. По его загорелому лицу, по щекам блестящими ручейками потекли слезы.»
-Кто же пришел на помощь нашим героям?
3.группа. История Травки .
6. Подведение итогов урока.
— Почему именно Травка? Травка – друг человека ( именно так хотел назвать свое произведение Пришвин). Она знает «правду» от Антипыча, пришло время передать ее людям. А может она и правда что-то шепнула нашим героям? Ведь перед нами сказка-быль. Что же она могла им поведать? Какую правду жизни сказать? ( правда жизни в любви, в дружбе, во взаимопомощи)
— Лиза попробовала через свое творчество показать долгожданную встречу Насти и Митраши (реализация индивидуального домашнего задания, показ видеомультфильма)
— Обратимся к теме урока и вспомним цели. Удалось нашим героям пройти трудный путь к правде жизни? Зачитайте, какими стали наши герои.
7.Почему же Пришвин изменил название своего рассказа?
Что значит «Кладовая солнца»? Неужели ему так важен был торф, который хранится в болоте? Подберите ассоциации к слову КЛАДОВАЯ – помещение, ценность, золото, кормилица, помощница, погреб, чудо, сердце, сундук, склад, сюрприз, запасы, богатство, человек, хранитель
К слову СОЛНЦЕ – уют, тепло, свет, жизнь, любовь, смех, лето, детство, радость, мама, пляж, ласка, земля.
— А теперь соедините слова из 1 и 2 колонки, составьте СС. Посмотрите, как слова-ассоциации помогают нам прийти к неожиданным выводам. Что хотел сказать Пришвин вам, читателям 21 века? О Чем заставил задуматься?
8. Рефлексия. Оценка своей деятельности.
1. Оцените свою работу в группе «Стрекоза» и «Муравей» (учащимся предлагается самостоятельно выбрать изображение стрекозы или муравья, тем самым оценив свою работу в группе)
9. Домашнее задание (на выбор)
1. Подберите пословицу, отражающую тему сегодняшнего урока, свой выбор объясните.
2. Подготовьте близкий пересказ отрывка «Ветер- сеятель», устно объясните смысл этой притчи.
Источник